Научная статья на тему 'Угроза социальной справедливости – основной вызов времени'

Угроза социальной справедливости – основной вызов времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL STATE / SOCIAL JUSTICE / MODERN ORGANIZATION OF WORK / EFFECTIVE EMPLOYMENT OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какушкина Марина Анатольевна

В статье актуализируется необходимость создания социального государства в России, формирования структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов государства, наемных работников, бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREAT OF SOCIAL JUSTICE – THE MAIN CHALLENGE OF TIME

In article need of creation of the social state for Russia, formations of structurally developed, providing need of the country and the population, competitive economy on the basis of the workplaces, allowing to use material and human resources effectively from the point of view of interests of the state, hired workers, business is actualized.

Текст научной работы на тему «Угроза социальной справедливости – основной вызов времени»

УГРОЗА СОЦИАЛЬНОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ОСНОВНОЙ

ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

М. А. КАКУШКИНА

В статье актуализируется необходимость создания социального государства в России, формирования структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов государства, наемных работников, бизнеса.

Ключевые слова: социальное государство, социальная справедливость, современная организация труда, эффективная занятость населения.

Вызовы времени, стоящие перед российским обществом, представляют собой наиболее острые проблемы экономики России и ее социального устройства, проблемы становления подлинно социального государства. При этом в обществе нет единого мнения о том, как эти проблемы решать.

Необходимость модернизации оборудования и технологий производства все чаще пытаются подменить механическим увеличением эксплуатации работников при одновременном фактическом снижении их доходов.

При общем снижении жизненного уровня большинства россиян в стране продолжается рост числа долларовых миллиардеров. Существующая налоговая система предоставляет фактические преференции наиболее обеспеченной части общества, что существенно снижает государственные доходы.

Устойчивое развитие экономики, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, рост доходов, улучшение уровня жизни населения - это должно быть целью модернизации России и внедрения инноваций в российскую экономику.

Социально ориентированное инновационное развитие в силу соответствующих финансовых возможностей и демографических ограничений на долгосрочную перспективу не имеет для России альтернативы. В рамках данного выбора стратегический курс осуществляемых в стране преобразований должен выражать главный приоритет нового тысячелетия - обеспечение общественного прогресса для человека и посредством человека.

Профсоюзы России поддерживают сформулированную Международной организацией труда

Концепцию достойного труда, где достойный труд выступает в качестве стержня социального, экономического и экологического развития, играет главную роль в деле обеспечения сбалансированности и социальной справедливости в условиях, когда современная цивилизация находится в поиске более стабильных и справедливых подходов к проблемам роста и развития. Процессы всеобъемлющей модернизации должны базироваться на достойном труде и обеспечивать его.

В современных условиях формирования социального государства необходимо добиваться ускорения темпов развития экономики, формирования структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов государства, наемных работников, бизнеса [4].

Решение данной проблемы, по нашему мнению, должно основываться на:

- реализации экономической стратегии, ориентированной на эффективные структурные изменения в экономике, обеспечивающие занятость населения, достойные рабочие места;

- повышении эффективности государственного управления, контроля и надзора на уровне Федерации и ее субъектов;

- реализации эффективной политики развития экономики регионов, обеспечивающей их стабильное социальное развитие;

- активном и ответственном участии органов государственной власти и органов местного самоуправления в проведении единой политики в развитии экономики и общества;

- реализации комплексных программ приумножения человеческого капитала страны, сохранения здоровой экологической среды, уважения прав и свобод человека;

- социальной справедливости в сфере распределения результатов экономической деятельности в целом и результатов труда на каждом предприятии, в каждой организации и учреждении.

Формирование социально ориентированной экономики возможно при:

- развитии систем социальных услуг населению, повышающих качество человеческого потенциала (образовательных, медицинских, культурных, физкультурно-оздоровительных);

- более эффективной в социальном плане бюджетной политике, росте социальной составляющей консолидированного бюджета;

- проведении взвешенной тарифной и ценовой политики, увязанной с динамикой денежных доходов населения, решение задач сдерживания инфляции и минимизации негативных социальных последствий от роста цен на уровень жизни населения; изменение налоговой системы в целях обеспечения справедливости в распределении доходов, искоренении бедности и преодоления чрезмерного экономического неравенства.

Российская действительность демонстрирует серьезное противоречие в сфере заработной платы (крайне низкая оценка труда большинства работающих и завышенная оценка труда управленцев), обусловившее резкую дифференциацию заработной платы и крайне недостаточный уровень средней заработной платы, не соотносящийся с уровнем нагрузки на нее. Существенную роль в этом сыграло не обоснованное ни с экономической, ни с социальной точки зрения сдерживание минимального размера оплаты труда, устанавливаемого государством в качестве государственной гарантии, одного из основных элементов, характеризующих качество распределения социальной ответственности между государством и предпринимателями [1].

Реализация курса на модернизацию экономики невозможна без обеспечения эффективной занятости, основа которой - правильная организация труда [2]. Современная организация труда предполагает: оборудование рабочих мест в соответствии с высокими технологиями и стандартами безопасности; подбор и расстановку персонала в соответствии с требованиями к уровню квалификации; нормирование труда, обеспечивающее эффективное использование рабочего времени, умственных и физических сил работника; социальное и экономическое стимулирование работников

для обеспечения восстановления сил, здоровья и профессионального развития [4]. От усилий и финансовых затрат работодателя на организацию труда зависит производительность и эффективность деятельности всего предприятия.

Собственники предприятий сегодня не вкладывают достаточно средств в модернизацию производства, в изучение конъюнктуры спроса на рынках товаров и услуг, влияющей на изменение спроса на рабочую силу, совершенствование управления предприятием на основе формирования базисной системы административного менеджмента, из-за отсутствия которой сводится практически на нет весь экономический эффект, связанный с модернизацией производства. Устаревшее оснащение рабочих мест, низкая культура организации труда и его оплата, отставание систем профессионального образования и оперативной переподготовки кадров от потребностей экономики - вот неполный перечень причин неэффективного использования трудовых ресурсов и низкой производительности труда.

Высокая производительность невозможна без адекватного отношения работодателя к сбережению и приумножению трудового потенциала.

Под эффективной занятостью мы понимаем занятость населения, обеспечивающую рациональное использование знаний, умений и навыков работника, достойную заработную плату, непрерывное профессиональное развитие, возможность профессионального роста и повышение квалификации, мотивацию работников к труду через систему поощрений и премий, грамотную организацию труда и отдыха работника, безопасные условия труда.

Эффективная занятость трудоспособного населения страны предполагает максимально возможную занятость на рабочих местах, обеспечивающих высокую производительность труда, оптимизацию управленческих и посреднических структур, исключение неформальных трудовых отношений, теневого рынка труда.

Российский рынок труда еще далек от оптимального по степени сбалансированности предложения рабочей силы с количеством и качеством предлагаемых рабочих мест.

На решение данной задачи должны быть направлены региональные перспективные программы развития рабочих мест и системы непрерывного профессионального развития трудящихся.

Важнейшим инструментом защиты прав и интересов работников является социальное партнерство в сфере труда [3].

В рамках социального партнёрства принимаются решения по основным вопросам экономиче-

ской и социальной жизни страны, регионов и организаций, заключаются коллективные договоры.

В то же время соглашения и коллективные договоры нередко воспринимаются работодателями как формальный документ и не становятся в полной мере эффективным инструментом регулирования социально-трудовых отношений.

Не обеспечивается равная реализация интересов всех участников социального диалога. Имеют место нарушения принципов социального партнёрства, согласованных норм коллективных договоров и соглашений. Подвергаются давлению работники, решившие использовать свое законное право на коллективную защиту, на создание профсоюзных организаций по месту работы [5].

Эффективное взаимодействие профсоюзов, работодателей и органов власти на принципах социального партнерства, должно осуществляться в следующих направлениях:

- повышения статуса Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, отраслевых, региональных и территориальных трехсторонних комиссий, а также усиления взаимодействия между ними;

- повсеместного внедрения положений системы «Единая переговорная кампания»: соблюдение единых сроков коллективно-договорной компании и последовательности работы по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров; формирование единых требований профсоюзов; консолидация усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов в целях поддержки переговорных кампаний;

- повышения эффективности обучения профсоюзного актива по вопросам ведения переговоров, разработки и заключения соглашений и коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых споров в организациях всех форм собственности;

- конкретизации обязательств коллективных договоров и соглашений, совершенствования механизмов их реализации с целью максимального обеспечения интересов работников, осуществления контроля за их выполнением;

- внесения в функциональные обязанности федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправле-

ния полномочий по ведению переговоров и подписанию соглашений по вопросам, входящим в их компетенцию;

- повышения ответственности сторон социального партнерства за исполнение заключенных ими соглашений;

- максимального учета обязательств сторон соглашений при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и заключения соглашений до принятия бюджетов всех уровней;

- использования возможностей социальной рекламы для пропаганды социального партнерства как государственной идеологии в сфере социально-трудовых отношений, освещения деятельности профсоюзов и их социальных партнеров.

Литература

1. Боровикова О. В. Эффективная государственная политика как условие формирования российского социального государства // Экономика образования. 2012. № 3.

2. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения: учеб.-метод. пособие / под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна. М., 2008.

3. Какушкина М. А. Реализация социальноэкономических интересов общества через систему социального партнерства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

4. Концепция социального государства Российской Федерации. М., 2004.

5. Пухова Е. Л. Государственное регулирование рынка труда в нестабильной экономике. СПб., 2008.

* * *

THREAT OF SOCIAL JUSTICE - THE MAIN CHALLENGE OF TIME

M. A. Kakushkina

In article need of creation of the social state for Russia, formations of structurally developed, providing need of the country and the population, competitive economy on the basis of the workplaces, allowing to use material and human resources effectively from the point of view of interests of the state, hired workers, business is actualized.

Key words: social state, social justice, modern organization of work, effective employment of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.