РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
М. А. КАКУШКИНА
В статье рассматривается формирование социального партнерства как особого типа общественных отношений, обеспечивающих баланс реализации важнейших социальноэкономических интересов основных групп общества. Уровень развития социального партнерства является показателем экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества.
Ключевые слова: социальное партнерство, социально-экономические интересы, социально-трудовые отношения.
В период становления гражданского общества, появления многообразных форм собственности проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при котором любой собственник мог им обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник - достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.
Процесс формирования социального партнерства в развитых странах был по существу последовательным переходом от социально-трудовых отношений типа «конфликтного соперничества» к типу «конфликтного сотрудничества».
Первоначально идея социального партнерства нашла конкретное воплощение в структуре Международной организации труда (МОТ), созданной в 1919 г. в условиях подъема рабочего движения в Европе. При создании МОТ была осуществлена идея образования форума для обсуждения трудовых проблем между правительствами, предпринимателями и трудящимися.
В научной литературе можно встретить два определения понятия «социальное партнерство»: широкое и узкое. С точки зрения права социальное партнерство понимается как раз в узком смысле. Ст. 23 Трудового Кодекса Российской Федерации дает следующее определение. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, -установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-дого-ворного регулирования трудовых отношений [4].
Определение социального партнерства в широком смысле подразумевает систему урегулирования отношений в обществе в целом, во всех сферах жизнедеятельности.
С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3-9) закреплены ст. 23-55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов РФ о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ [4]. Произошло также принятие ФЗ «Об объединениях работодателей» (2002 г.).
Этими документами и оформлялась первоначальная структура функционирования для новой российской системы социального диалога в обществе при возникновении трудовых конфликтов на всех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и базовом. В них заложены основные принципы этого типа отношений: равноправие сторон, добровольность, взаимная ответственность, приоритетность примирительных процедур.
В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами; другие - как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. Можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие и уточняющие с другой стороны данное понятие [2].
Основными целями социального партнерства являются:
- согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов;
- содействие решению актуальных экономических политических задач;
- укрепление демократии;
- стабильность;
- формирование социального правового государства, гражданского общества.
Как видим, партнерство представляет собой процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, несогласные, невзирая на различие интересов, соблюдающие общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности. Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединении, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений [5]. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы
(организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаще всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собственностью, властью.
Социальное партнерство - категория зрелой рыночной экономики, для которой характерна институционализация социальных партнеров. Формальным началом утверждения социального партнерства можно считать создание Международной организации труда, строящей свою работу на принципах трипартизма. В России такой точкой отсчета стал Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» [2].
Общая стратегия социального партнерства в России в переходный период состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях.
Российская модель социального партнерства, основывающаяся на общих закономерностях и принципах, международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности.
Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений; нестандартно и участие в социальном партнерстве профессиональных союзов и объединений работодателей.
Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах социального партнерства, шире, чем в других странах.
В-третьих, российская система социального партнерства отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность - шесть уровней, семь видов соглашений).
В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом ратифицированных конвенций Международной организации труда.
В сфере экономики в условиях рынка уровень развития социального партнерства определяется чаще всего такими факторами, как:
- многообразие форм собственности при доминирующей роли частной собственности;
- современное состояние производительных сил, базирующихся на передовых, прогрессивных технологиях;
- насыщение рынка товарами и услугами;
- участие (соучастие) наемных работников в управлении производством, делах фирмы, делении доходов через акции и другие ценные бумаги и т. д.
В мировой практике с учетом наличия разных фирм собственности сложились и разные формы социального партнерства: бипартизм и трипартизм [1]. Эти виды партнерских отношений возможны на нескольких уровнях: общегосударственном, отраслевом, межотраслевом, региональном, местном, территориальном и на уровне предприятия. В этой связи система соглашении может быть представлена генеральным соглашением; отраслевыми (тарифными) соглашениями; специальными соглашением, касающимися каких-то конкретных социально-экономических проблем и коллективными договорами (контрактами), которые заключаются на предприятиях, в организациях, учреждениях для регулирования трудовых отношений. Такие договоры в основном являются двухсторонними - между работниками и работодателями, но могут быть и трехсторонними при участии отдельных представителей отраслевых структур и объединений, органов местного самоуправления.
Демократизация трудовых отношений предполагает развитие и внедрение в практику таких форм трудовых договоров (контрактов), включение в него таких положений, касающихся разносторонних условий трудовой деятельности, нарушение которых влекло бы не только юридическое разбирательство, но и различного рода штрафы как на нарушителей договорных условий, так и на трудовую организацию.
Наиболее значимыми проблемами партнерских отношений на уровне предприятия является регулирование оплаты и условий труда работников, разработка и создание стройной системы стимулирования труда. Анализ этих и некоторых других проблем, существующих на предприятии, показывает, что социальное партнерство в этой области неравномерно, противоречиво и осуществляется с немалыми трудностями. Исследования, проводимые в последние годы в трудовых организациях, показывают, что невсегда взаимодействие между профсоюзами и работодателями результативное. Необходимо учитывать также, что на некоторых частных предприятиях профсоюзы вообще отсутствуют.
В связи с процессом смены и перераспределения собственности происходит одновременно и смена парадигмы социального партнерства. Оно (социальное партнерство) должно учитывать про-
исходящие социально-экономические изменения и способствовать:
- формированию и развитию цивилизованных форм социально-трудовых отношений;
- формированию тщательно продуманной и сбалансированной политики в области заработной платы, сферы занятости, формирования рынка труда;
- формированию необходимых условий, при которых появилась бы реальная возможность регулировать, предотвращать или разрешать социально-трудовые конфликты.
Необходимо также отметить, что система социального партнерства в России, особенно на практике, серьезного развития пока еще не получила, хотя о ней говорят и пишут очень много. В условиях нестабильной экономической и социальной системы социальное партнерство, на наш взгляд, не может функционировать эффективно из-за нецивилизованного поведения, необязательности и безответственности работодателей и государства и неорганизованности, в силу ряда причин, наемных работников. Это механизм развитого, стабильного демократического общества.
Социальное партнерство как особый тип общественных отношений, обеспечивающих баланс реализаций важнейших социально-экономических интересов основных групп общества, формируется:
- как закономерный результат развития общества с рыночной экономикой;
- как следствие коренных изменений, происшедших как в обществе в целом, так и в основных его социальных группах.
Уровень развития социального партнерства -показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений.
Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продажи рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:
- профсоюзы;
- предприниматели (работодатели);
- государство.
Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это как бы основная функция дея-
тельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы - это по существу единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социальнотрудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.
На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».
Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются непросто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы, но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:
- традиционные профсоюзы;
- новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.
Разобщенность и множественность профсоюзов в России долгое время мешали выполнять им необходимые функции и тормозили процесс налаживания взаимоотношений с властными структурами и объединениями предпринимателей. Многие исследователи говорят о глубоком кризисе профсоюзного движения. Противники профсоюзов считают, что таковые изжили себя, что сегодня они не нужны. Но не следует забывать о том, что коллективные соглашения и договоры, заключаемые между профсоюзами и предпринимателями, создают для наемного работника более благоприятные условия на рынке труда. И диктат работодателя затруднен именно благодаря профсоюзному движению, законодательству о минимальной заработной плате, продолжительности рабочего времени, минимальных социальных гарантиях и т. д.
В России рабочая сила была и остается дешевым товаром. Эквивалентный обмен отсутствует, и в определенной степени она по-прежнему эксплуатируется. Вот почему так важно участие профсоюзов в процессе приведения в соответствие цены рабочей силы стандартам цивилизован-
ного мира [3]. Дешевизна рабочей силы для России, в первую очередь, проблема политическая. Приток беженцев и вынужденных переселенцев привел к ужесточению конкуренции за рабочие места. Сложившейся ситуацией пользуются работодатели, и для изменения подобных условий необходимо принимать законы, но по Конституции РФ профсоюзы не имеют права законотворческой инициативы. Они должны вступать в контакт с теми, кто обладает таким правом, вести переговоры по внесению и принятию законопроектов и нормативных правовых актов. Для того чтобы учесть интересы всех работников, необходимо сотрудничество профсоюзных организаций, чего в сегодняшних условиях не наблюдается.
Разобщены и работодатели по ассоциациям и союзам. Это значительно затрудняет нахождение общих решений на отраслевом и федеральном уровнях.
Предприниматели выполняют в системе трипартизма не столько работодательские, сколько свои корпоративно-защитные функции. Но стоит заметить, что в последнее время позиция работодателя по отношению к социальному партнерству начала меняться. У многих проявилась заинтересованность в создании соответствующих правовых и организационных условий для развития социального партнерства, введения единых правил игры в сфере социально-трудовых отношений. На федеральном уровне активную роль играют Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация банков России, Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий, Торгово-про-мышленная палата РФ (ТПП) и ряд других. Все они выступают как связующее звено между предпринимателями и государством.
Для оценки соотношения в доходах между «бедными» и «богатыми» обычно используют так называемый децильный коэффициент. Этот показатель традиционно используется в экономической статистике для наглядной демонстрации дифференциации уровня доходов различных слоев населения и хорошо иллюстрирует степень социального расслоения. Так, в дореволюционной России он превышал 30, а на исходе существования Советского Союза был примерно равен 3.
Превышение децильного коэффициента отметки 10, по мнению западных политологов и социологов, создает в обществе реальную угрозу социального взрыва. В развитых странах децильный коэффициент составляет 4-5, тогда как в России на 2000 г. он был равен 20. В группе развитых стран самый низкий децильный коэффициент -
в скандинавских странах, где он варьирует от 3 до 5. В Германии, Австрии и Франции он чуть выше и достигает 5-7. Однако для западных стран есть и другие данные, по которым в США, например, децильный коэффициент составляет 10-12, но это не оказывает существенного дестабилизирующего воздействия на американское общество, что отчасти объясняется господствующими там социальными традициями. Дифференциация населения Российской Федерации по уровню доходов в 2009 г. несколько снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 г. Таким образом, в России все равно сохраняется катастрофический разрыв в доходах богатых и бедных [3].
В такой ситуации властьимущие и должны обратиться к социальному партнерству как к механизму, способному смягчить социально-трудовые конфликты, обеспечить стабильность в обществе.
Социальное партнерство в своей основе направлено на то, чтобы посредством регулирования социально-трудовых отношений обеспечить оптимальный баланс в реализации главных социально-экономических интересов его субъектов.
Если говорить о перспективах развития российской модели, то в ближайшее время необходимо совершенствовать:
- структуру системы трипартизма (что предполагает повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне, развитие межрегионального и территориального уровней взаимодействия, укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сфер их влияния, конкретизацию колдоговорных обязательств на локальном уровне);
- содержание взаимодействия субъектов социального партнерства (наполнение соглашений более конкретным содержанием, передача государством части своих полномочий в регулирова-
нии социально-трудовой сферы в систему социального партнерства);
- функции (развитие существующих функций и распространение их за пределы сферы трудовых отношений, в частности участие органов социального партнерства в решении вопросов приватизации, в формировании и реализации государственной политики в сфере труда и др.).
Литература
1. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1998.
2. Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство в России // Социс. 2000. № 9.
3. Приворотская С. «Международная конкурентоспособность и человеческий капитал» // Человек и труд. 2011. № 6. С. 18-21.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [принят Гос. Думой РФ 21.12.2001] (ред. от 22.11.2011 с изм. от 15.12.2011). иКЬ: http://www/consultant.ru.
5. Якунина И. Н., Марковский А. А. Особенности влияния индивидуума на трансформацию российской экономики в условиях формирования постиндустриального общества // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2009. № 3.
* * *
REALIZATION OF SOCIAL AND ECONOMIC INTERESTS OF SOCIETY THROUGH SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP
M. A. Kakushkina
In article formation of social partnership as special type of the public relations providing balance of realization of the major social and economic interests of the main groups of society is considered. The level of development of social partnership is an indicator of an economic, social, political and moral maturity of society.
Key words: social partnership, social and economic interests, social-labor relations.