Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации
Валитова Елена Рашидовна - сотрудник НЦПТИ
Проблема негативных социальных коммуникаций в сети Интернет очевидна. Глобальная сеть, являясь динамично развивающимся информационным пространством, предоставляет широкие возможности для деятельности разнообразных деструктивных сил: широкий охват аудитории, высокая скорость и лавинообразный характер распространения информации через интернет-ресурсы, социальные сети и блоги, а также возможность анонимизации. Наибольший интерес к такому виду социальной коммуникации проявляют идеологи терроризма и экстремизма.
Одним из главных вызовов мировой безопасности является деятельность запрещенной в России террористической группировки «Исламское Государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ДАИШ).
Актуальность темы исследования обусловлена высоким уровнем пропаганды ИГИЛ, получившей широкое распространение в интернете вообще и в социальных сетях в частности. Так, 84 %
пришедших в ряды ИГИЛ сделали это благодаря сети Интернет; 47% были заинтересованы материалами (видео и текст), размещенными онлайн; 41 % пользователей сети присягнули ИГИЛ онлайн; 19% использовали онлайн-инструкции по подготовке теракта (изготовление самодельных взрывчатых устройств) [4].
Чаще всего пропаганда и вербовка ИГИЛ осуществляются через популярные социальные сети такие, как Facebook, Twitter, УоиШЬе и другие. В Рунете активисты ДАИШ заявляют о себе в наиболее популярных российских социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир») [4].
Таким образом, налицо острота рассматриваемой проблемы - распространение идеологии ИГИЛ посредством современных социальных коммуникаций.
Кампании по блокировкам страниц и сообществ джихади-стов в социальных сетях привели к тому, что вербовщики стали создавать закрытые сообщества или сообщества, название которых не связаны напрямую с содержанием. Иногда в наименовании сообществ используются
57 обзор.нцпти Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации 2017
и
Объявлен Исламский
ХАЛИФАТ!
ЧР Мне нравится 431
Новости Исламского Халифата!
По милости Всевышнего Аллаха, мы увидели этот день, деньобьявления праведного Исламского Халифата! В связи с этим посоветовавшись с руководством ИГИШ 8 Шаме, на счет тех братьев и сестер которые активно поддерживают ИГИШ в сои сетях, нами было предложено и руководство одобрело это! Показать полностью..
Показать предыдущие 114 комментариев
Фотографии на стене сообщества
Поделиться • Сохранить к себе • Ещё •
Аллаху Акбар!!!
6июл2014 Ответить
Написать комментарий..
символы арабского языка, что делает их поиск затруднительным. При этом пропагандистский материал во многих группах находится среди обычных богословских обсуждений, но именно в таких сообществах можно найти весь перечень информационных продуктов ИГИЛ [2, с. 156].
Еще одним методом работы ИГИЛ в соцсетях выступает продвижение определенных хэште-гов, обеспечивающих приток аудитории, так как в этом случае контент становится доступен тем пользователям, которые сами его не искали [6].
Чтобы привлечь дополнительную аудиторию, члены ИГИЛ также используют популярные хэштеги масштабных мировых мероприятий. Так, во время чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 году джихадисты публиковали свои информационные посты с хэштегами #ШогЫСир и
#Бга7П2014 [6]. В итоге пользующиеся теми же ключевыми словами для поиска футбольные фанаты вместо информации о соревновании получали жуткие кадры казней, совершенных террористами.
Важно отметить, что наряду с высоким уровнем владения PR-технологиями в социальных сетях, вербовщики ИГИЛ используют их пространство и в качестве «пресс-центров» для обращений лидеров боевиков, повстанцев и разнообразных религиозных радикалов, примкнувших к организации.
Особой популярностью пользуется видеосервис УоиТиЬе, на котором ежедневно просматривается 4 млрд видеороликов [1, с. 131]. В частности, видеообращение Доку Умарова, ныне ликвидированного лидера незаконных
вооруженных формирований на Северном Кавказе, было просмотрено за короткое время пользователями УоиТиЬе сотни тысяч раз [1, с. 133].
В последнее время джихадисты ИГИЛ стали активно использовать мессендже-ры WhatsApp, Telegram, Viber, дающие террористам безопасный способ обмена информацией и координации действий.
Исследователь И.Ю. Абалов выделяет еще одну особенность социальных сетей, идущую на руку вербовщикам террористических организаций, - это открытость профилей многих пользователей и доступность их личной информации. С помощью ее анализа, а также анализа отмеченных предпочтений пользователей, оставленных комментариев по тому или иному вопросу, в разы упрощается поиск кандидатов для последующей вербовки [3, с. 33].
Говоря о специфике пропагандистского контента, распространяемого через социальные сети, можно утверждать, что и здесь вербовщики группировки используют самые последние ноу-хау. Выделяя своей основной целевой аудиторией молодежь, они подстраивают под данную группу характер информационной продукции. Например, в ней делается акцент на популярные компьютерные игры со скоростью монтажа «смена плана в 3 секунды», предназначенного именно для молодых людей с развитым, так называемым, клиповым мышлением [4].
Применяя в своей информационно-пропагандистской деятель-
ности средства невербальной коммуникации: жесты, мимику, пантомимику, диапазон и тональность голоса, паузы, плач, смех, темп речи, организацию пространства и времени коммуникативного взаимодействия и визуальный контакт, помогающие раскрыть смысловую сторону речевой информации, - вербовщики увеличивают процентное соотношение семантически значимой информации [3, с. 33].
Для привлечения молодых людей активно используется размещение сцен удачных боевых действий, тем самым пропагандируется привлекательный военный образ жизни, героизм боевиков и борьба за свои идеалы с оружием в руках. Девушек прельщают любящими и богатыми женихами.
Вербовщики ИГИЛ, те, кто непосредственно ищут объекты для общения и обработки, являются тонкими психологами. Научный сотрудник НИЦ Казахстана по вопросам религий Г.В Новикова считает, что террористы используют в своей вербовочной методике основу, аналогичную основе тоталитарных сект. Они стремятся максимально расположить к себе человека, став для него наставником и другом [4].
В вербовке ИГИЛ педалируется бедность некоторых этнических групп, молодежный про-тестный потенциал, юношеский максимализм, отторжение от разрушения традиционных ценностей, протест против идеологии потребления, мужская поддержка (для девушек и женщин).
Через давление на личность они вынуждают людей отказать всем прежним отношениям, спо-
59 обзор.нцпти
Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации 2017
cviii ¿л*
СПЕШИТЕ К СПАСЕНИЮ
Запрещенная группировка ИГИЛ использует социальные сети в качестве одного из основных инструментов по распространению своей радикальной идеологии
собным помешать их обработке и вовлечению в ряды террористов. Вследствие этого происходит подмена наиболее близких человеку людей (семьи, друзей, коллег) на духовных «братьев» и «сестер», которые якобы нуждаются в помощи. Некоторое число вербовщиков, обладающее знаниями в теологической сфере, в работе с верующими людьми сознательно, пользуясь доверием, искажают значения многих религиозных понятий [5].
Таким образом, следует констатировать, что запрещенная группировка ИГИЛ прочно обосновалась в социальных сетях и использует современные социальные коммуникации в качестве одного из основных инструментов по распространению своей радикальной идеологии. Это ставит перед мировым сообществом общие задачи по повышению эффективности методов мониторинга и выявления радикального контента в социальных сетях, его нейтрализации, а также формированию и укреплению системы взглядов, демонстрирующих обманчивость и опасность идеологии терроризма.
Список использованной литературы
1. Бураева Л.А. Мировой опыт противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве /Л.А. Бураева // Теория и практика общественного развития. -2015. - № 18.
- С. 131-134.
2. Воронцов С.А., Штейнбух А.Г. О необходимости совершенствования подходов к обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере / С.А. Воронцов, А.Г. Штейнбух // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 9 (64). - С. 156-157.
3. Жаворонкова Т.В. Использование сети Интернет террористическими и экстремистскими организациями // Вестник ОГУ. - 2015. - № 3 (178) - С. 30-36.
4. Как вербуют в ИГИЛ: медиа-империя ДАИШ, профессиональный PR и он-лайн-присяги террористов. URL: http:// rusvesna.su/recent_opinions/1450279359 (дата обращения: 08.10.2016).
5. Как казахстанцев вербуют в ИГИЛ - эксперты. // Сайт «356info»
- URL: http://365info.kz/2015/12/kak-kazahstantsev-verbuyut-v-igil-eksperty/ (дата обращения: 14.10.2016).
6. Террористы ИГИЛ — пропаганда в соцсетях. // Сайт «Дагестанская пресса»
- URL: http://dagpress.info/1933 (дата обращения: 10.10.2016).