УДК 316.4
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
АНТИРАДИКАЛЬНЫХ НАРРАТИВОВ
И.А. Мухаметзарипов
Аннотация. В статье раскрывается отечественный и зарубежный опыт разработки и распространения антирадикальных материалов, содержащих аргументацию против экстремизма и терроризма, альтернативные послания для целевой аудитории (в первую очередь, представителей молодежи, групп верующих). Приводятся методики иностранных экспертов; дается обзор антиэкстремистских материалов, распространяемых в русскоязычном сегменте сети интернет (брошюр, памяток, видеороликов), наиболее интересных иностранных практик.
Ключевые слова: терроризм, противодействие экстремизму, пропаганда, альтернативные нарративы, социальные сети, интернет, молодежь.
DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE
OF ANTIRADICAL NARRATIVES
I. Mukhametzaripov
Abstract. The article deals with domestic and foreign experience in the development and dissemination of antiradical materials containing arguments against extremism and terrorism, alternative messages to the target audience (primarily young people, groups of believers). It shows the methodic of foreign experts, provides an overview of antiextremist materials distributed in the Russian segment of the Internet (brochures, leaflets, videos), the most interesting foreign practices.
Keywords: terrorism, counteraction to extremism, propaganda, alternative narratives, social media, internet, youth.
«Арабская весна» и боевые действия в Сирии, Ираке и других мусульманских странах повлекли лавинообразный рост радикальной пропаганды исламистского толка. Современная радикальная пропаганда стремится затронуть все слои населения, вне зависимости от вероубеждений, возраста, пола, социального положения и др. В 2016 г. английским Институтом стратегического диалога (Institute for Strategic Dialogue, ISD) были опубликованы рекомендации по подготовке и распространению контр-нарративов
антирадикального характера - посланий, которые предлагают позитивную альтернативу экстремистской пропаганде и направлены на деконструкцию, делегитимизацию
экстремистских нарративов [20].
Контр-нарративы включают: 1) обращение к общим ценностям, открытости, свободе, демократии и другим идеям, которые объединяют, а не разъединяют людей; 2) демонстрацию того, как экстремистская деятельность негативно отражается на тех группах, интересы которых экстремисты якобы представляют; 3) демонстрацию лицемерия экстремистских групп и противоречия между декларируемыми ими идеями и реальными действиями; 4) демонстрацию недостоверных сведений и нестыковок в экстремистской пропаганде; 5) высмеивание, использование
сатиры против экстремистской пропаганды, что позволяет снизить ее эффективность (в умеренных пределах, без оскорбления религиозных, национальных чувств и т.д.).
Создание контр-нарративов ISD подразделяет на несколько этапов: 1) планирование кампании (выбор наиболее эффективных методов для изучения аудитории, создания материала; выбор исполнителей и посредников, постановка реальных целей и задач; подбор источников финансирования); 2) создание контента; 3) проведение кампании с использованием наиболее эффективных платформ и тактик; 4) продвижение контента в интернете (посредством рекламы, социальных сетей и т.д.); 5) установление контакта с аудиторией (охват как можно большего количества людей и установление обратной связи); 6) оценка эффективности (измерение проделанной работы с точки зрения ее улучшения).
ISD выделяет несколько видов посланий: 1) факты из достоверных источников (к примеру, бывшие экстремисты или вернувшиеся и раскаявшиеся бывшие боевики), позволяющие деконструировать, дискредитировать и демистифицировать экстремистские послания; 2) эмоциональные обращения, раскрывающие негативную сторону экстремизма и насилия; 3) сатира и юмор, направленные на дегламуризацию
и развенчивание бунтарского образа экстремистских групп; 4) позитивные истории и послания от людей-представителей определенной аудитории и от тех, кто в этой среде популярен [20; р.9-10]. Формат посланий может быть разным: видео, аудио, постеры, комиксы, мемы, текстовые материалы и т.д. Один и тот же контент может распространяться в нескольких форматах и подаваться в различных стилях, в зависимости от аудитории.
Большое значение имеет подбор «передатчиков» контента (их также именуют «медиумы», «вестники», «посланники»), которыми могут быть: 1) бывшие экстремисты; 2) жертвы экстремистов и террористов; 3) уважаемые аудиторией или близкие ей организации, благотворительные фонды и т.д.; 4) уважаемые аудиторией личности: спортсмены, музыканты, актеры и т.д.; 5) влиятельные и уважаемые лидеры религиозных организаций, общин, диаспор, молодежные лидеры и активисты [20; р.11]. Предлагаются следующие параметры оценки успешности кампании: 1) количество людей, участвовавших в кампании (просмотры, посещения, количество кликов и т.д.), демографическая информация (возраст, пол, местонахождение); 2) степень взаимодействия с контентом (рейтинг, количество лайков и дизлайков, комментариев и репостов); 3) воздействие (качественное содержание дискуссий, комментариев) [20; р.43-49].
Британский фонд QшШam, занимающийся программами противодействия исламистской пропаганде, предложил свои общие рекомендации: 1) контр-нарративы должны фокусироваться на салафитско-джихадистских основах исламистской идеологии; 2) государство должно избегать оскорбления мусульманских ценностей или мусульман; финансирования в рамках программ дерадикализации и контрпропаганды салафитских и иных исламистских групп; 3) антиэкстремистские кампании наиболее эффективны в случае совместной деятельности государственных и негосударственных организаций; 4) материалы должны распространяться как онлайн, так и вне интернета (в школах, на публичных мероприятиях и т.д.) [19; р.19-20].
Приведенные рекомендации актуальны для российских специалистов. В Российской Федерации опыт антирадикальной пропаганды активно нарабатывается в течение последних лет. Основной упор делается на видеоролики и текстовые материалы (статьи, брошюры, памятки) с разъяснениями, журналистскими расследованиями, богословской контраргументацией, обращениями религиозных
лидеров и проповедников, свидетельствами бывших боевиков и жертв. Для доведения информации до целевой аудитории используются СМИ, интернет сайты и социальные сети.
В 2015 и 2016 гг. Общественная палата РФ выпустила краткие информационные брошюры «Страшная сказка ИГИЛ» и «ИГИЛ - угроза человечеству (ИГИЛ - запрещенная в России организация). Почему необходимо уничтожить терроризм». В 2015 - 2016 гг. кафедра теологии Уральского государственного горного университета совместно с Духовным управлением мусульман Свердловской области разработала методическую брошюру «ИГИЛ - это не ислам!» (сборник материалов в помощь имамам и государственным служащим) [5] и памятку «Как понять, что тебя вербуют в ИГИЛ». В памятке дополнительно указывались контакты правоохранительных органов; давались практические рекомендации по безопасной модели поведения рядовых мусульман; специально был разработан вариант памятки для мигрантов [6].
Дополнительно студентами УГГУ были сняты два видеоролика: «Чужие идеи» и «Группа риска» (как не быть завербованным в ИГИЛ). В ролике «Группа риска» сюжет выполнен в виде посещения студентами некоего «психолога», в ходе беседы с которым они рассказывают о своих жизненных проблемах (одиночество; трудности в общении со сверстниками, родителями; депрессия), просят о помощи. В конце сюжета выясняется, что «психолог» представляет вербовщиков ИГИЛ [3]. «Группа риска» была опубликована 10 февраля 2016 г. По состоянию на 27 декабря 2016 г. количество просмотров достигло 4100, лайков - 9, дизлайков - 5, комментариев - 2. В целом данный видеоролик, исходя из количества просмотров, следует признать успешным. Однако, на наш взгляд, при создании следующих видеороликов следует продумать вопрос о безопасности участников (актеров, создателей). Радикальные группы могут через комментарии узнать персональные данные своих оппонентов, поэтому целесообразно в некоторых случаях блокировать возможность комментирования анти-экстремистского
контента, если подобная угроза существует. Кроме того, на странице размещения материала дается отсылка на канал Уральского государственного горного университета (государственное образовательное учреждение), что в некоторых случаях может снизить доверие к контенту среди целевой аудитории (в первую очередь, мусульманской молодежи).
Духовное управление мусульман Республики Татарстан в 2016 г. выпустило брошюру «ИГИЛ.
Армия Сатаны» [4]. В ней рассказывается об истории террора, о финансовой поддержке ИГИЛ со стороны Саудовской Аравии, Катара, Турции, других стран; о преступлениях боевиков; об идеологии «неохариджизма» («новые
раскольники, мятежники», т.е. современные джихадистские группировки) и ее отличии от ислама; приводятся свидетельства бывших джихадистов и рядовых мусульман. Кроме того, ДУМ РТ в 2014 - 2016 гг. были подготовлены и распространены тематические брошюры антиэкстремистского характера для прихожан мечетей на русском и татарском языках по различным тематикам (патриотизм, отношение к женщине, заблуждения о халифате, джихаде и др.).
Телеканал «Russia Today» подготовил короткий видеорепортаж на английском языке (что способствовало популярности материала в целом) со свидетельскими показаниями бывшего 20-летнего боевика ИГИЛ Абдуррахмана Абдулхади, захваченного в плен курдами. Видеоролик был размещен 19 октября 2016 г. на канале YouTube в группе «Сунниты против ваххабитов и ИГИЛ», просмотрен к 27 декабря 2016 г. 91 299 раз, получил 122 лайка и 47 дизлайков, набрал 31 комментарий [1].
Существует ряд видеороликов о методах вербовки ИГИЛ. Например, ролик «Вербовщики - Как вербуют в ИГИЛ? Приемы идеологов смерти», опубликованный 1 октября 2015 г. на канале YouTube «Максуд Ханбиев» [2]. К 27 декабря 2016 г. материал набрал 7986 просмотров, 55 лайков, 10 дизлайков, 37 комментариев. В материале используется стиль видеороликов ИГИЛ (оформление надписей, спецэффекты), за кадром одновременно со словами диктора звучит нашид (мусульманское песнопение, исполняемое мужским вокалом без сопровождения музыкальных инструментов). Начинается ролик словами на арабском языке «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного», а завершается призывом на русском языке: «Братья! Будьте бдительными! Не дайте увлечь себя в ад! Берегите братьев и сестер, чтобы и им не впасть во власть иблиса! Да хранит вас Аллах!». После размещения видеоролика ряд пользователей оставил комментарии
антиисламского содержания, поэтому во избежание антиисламских выпадов и радикальных дискуссий возможность
комментирования некоторых материалов следует блокировать или проводить модерацию комментариев.
Другим видом контр-пропаганды является раскрытие реальной жизни боевиков и вербовщиков ИГИЛ. Например, в видеоролике «С виду такой мусульманин @Fayzullah Shishani»,
размещенном на канале YouTube «Осторожно ИГ» (или «Осторожно, иблисское государство!!!»), рассказывается о «тайной» жизни вербовщика чеченского происхождения, проживающего в Турции, с указанием его телефонного номера, страниц в социальных сетях [7]. В материале говорится о том, как молодой вербовщик днем ведет образ жизни «правоверного» джихадиста вдалеке от зоны боевых действий, а ночью переписывается с девушками на темы эротического характера. Ролик был опубликован 13 декабря 2016 г. и уже к 27 декабря 2016 г. на канале YouTube «Осторожно ИГ» набрал 703 просмотра, 4 лайка, 1 дизлайк, на канале же «SprinG Proff» количество просмотров достигло 12 560, с 37 лайками, 40 дизлайками, 40 комментариями.
Примеры зарубежной антирадикальной пропаганды более многочисленны и разнообразны, у них имеются как достоинства, так и недостатки. В сентябре 2011 г. в США был создан Центр по Стратегическим Контртеррористическим Коммуникациям (Center for Strategic Counterterrorism Communications, CSCC). В период с 2011 по 2014 гг. организация занималась контрпропагандой против исламистских групп на арабском и английском языках. Количество материалов в итоге оказалось крайне малым в сравнении с пропагандой исламистов, основанной на распространении и создании контента через добровольных «фанатов» организации, тогда как Центр задействовал не более 15 операторов и редакторов. С июня 2014 г. группа сосредоточилась на ИГИЛ и выпустила 93 видео на арабском языке. В период с 10 июня по 5 декабря 2014 г. эти видео были просмотрены на YouTube 959 187 раз. Один из роликов, «ДАИШ угрожает суннитам» (DAESH Threatens Sunnis), был просмотрен 115 050 раз [10; p.15-16].
В декабре 2013 г. Центр запустил англоязычный проект «Think Again Turn Away». Для проекта в июле 2014 г. был создан канал на YouTube, через месяц - страницы на Facebook, Twitter. Наиболее известным вирусным роликом в рамках проекта стал «Welcome to ISIS Land», подготовленный на английском и арабском языках. Ролик просмотрели около 900 000 раз, половина из просмотров была из зарубежных стран. Видеоролик представляет собой короткую нарезку из роликов ИГИЛ общей длительностью 01:08. В ролике присутствует текст саркастического характера: «Добро пожаловать в землю ИГИЛ»; «Приезжайте, поскольку Сирия больше не для сирийцев и Ирак больше не для иракцев»; «Где ты сможешь научиться полезным новым навыкам для Уммы!»; «Взрывать
мечети!»; «Распинать и казнить мусульман»; «Грабить народные ресурсы»; «Самоподрываться внутри мечетей!»; «Путешествие недорогое»; «Поскольку тебе не нужен обратный билет!». Демонстрировались кадры из пропаганды ИГИЛ (казни, взрывы мечетей, подрывы смертников и т.д.). В конце видеоролика была показана официальная эмблема Государственного департамента США. Эксперты, изучившие ролик, пришли к неоднозначным выводам. В частности, использование кадров ИГИЛ и постоянное упоминание деяний террористов было расценено как популяризация ИГИЛ, а демонстрация государственной эмблемы - как возможная причина снижения доверия к ролику среди мусульманской молодежи [15].
В Канаде, США и Великобритании была запущена программа «Экстремальный диалог» (Extreme Dialogue), направленная на профилактику экстремизма посредством донесения историй от бывших экстремистов и выживших в результате терактов и нападений экстремистов. Видеоролики и другие ресурсы распространяются в социальной сети Facebook и на видеоканале YouTube. Это позволяет создать единую базу материалов, которая в дальнейшем может использоваться в различных программах дерадикализации. Во многом схож с вышеприведенной программой проект «Глобальное сообщество выживших» (Global Survivors Network) [11;12].
В Великобритании действует программа ISD «Один на один» (One to One), в рамках которой молодые люди из группы риска отыскиваются благодаря изучению открытой информации в социальной сети Facebook и с ними ведется соответствующая беседа. Особенности программы: 1) переубеждение носит индивидуальный характер; 2) совместная работа общественных организаций и бывших экстремистов может дать положительный эффект; 3) бывшие экстремисты могут использоваться как передатчики информации, вестники; 4) индивидуальное вмешательство эффективно в случае сочетания эмоций и информативного контента [17].
В плане сочетания онлайн и офлайн распространения альтернативных нарративов выделяется проект «Часы против ненависти» (Hours Against Hate) в США. Целью была пропаганда плюрализма посредством офлайн активности и онлайн информации. Рядовые граждане - представители различных культур, рас, религий и национальностей снимали видеоролики, фотоматериалы, в которых обещали в течение часа в неделю совершать общественно полезную работу (заниматься
благотворительностью, общаться с людьми других культур и т.д.). Соответственно свое намерение они оформляли в виде своих фотографий с табличками в руках, на которых была надпись: «Я клянусь в течение часа заниматься ... (название какой-либо общественно полезной деятельности)». Фотографии-отчеты затем размещались в социальных сетях [13].
Интересным материалом является «JiLadz» (букв. «Парни-джихадисты») - комедийный дуэт из Великобритании, высмеивающий
пропагандистские материалы ИГИЛ. Молодые люди сняли малобюджетное видео «Falafels and Kafirs» (Фалафели и кафиры) на веб-камеру, без значительной редактуры. Простота ролика, по мнению экспертов, создает атмосферу естественности и искренности послания, экстремистская идеология высмеивается на сленге, широко распространенном среди целевой аудитории - молодых британских мусульман из маргинальных слоев [14]. Однако одним из недостатков юмористических роликов о джихадистах может стать популяризация символики исламистских групп и «забавной» для некоторых пользователей модели поведения «джихадиста». Поэтому подготовку таких материалов рекомендуется вести в тесном контакте со специалистами (в первую очередь, с психологами и педагогами).
В 2011 г. в Иордании при содействии государства распространяли графический роман Сулеймана Бахита «Hero-Factor», в котором позитивная поведенческая модель «арабских супер-героев» противопоставлялась экстремизму [18]. В настоящее время правительственное финансирование прекращено, на самого автора комикса экстремисты совершили покушение. Тем не менее, комиксы могут быть эффективным вспомогательным нарративом для детей и подростков не только в собственно антиэкстремистской пропаганде, но и при воспитании общегражданской идентичности и патриотизма.
На подростковую аудиторию рассчитана и серия анимационных видеороликов «Abdullah-X», выпущенных одним из бывших исламистов в Великобритании [8]. Главным героем является молодой мусульманин, ведущий беседу с молодежью о текущих событиях в свободной форме, без нравоучительных лекций. В роликах приводятся цитаты из Корана и хадисов, в которых утверждается о необходимости уважительного отношения к людям других вероисповеданий, мирного сосуществования. «Abdullah-X» распространяется через YouTube, Facebook, Twitter посредством сочетания бесплатной и платной рекламы. Аналогом в США является серия анимационных видеороликов
«Обычный Мухаммед» (Average Mohamed), представляющая собой серию 1-2 минутных роликов, направленных против экстремистских нарративов. Исследователи признают, что подобные короткие ролики лучше подходят для социальных сетей, так как они удобны не только для просмотра в перерывах между учебой, работой, домашними делами, но и подходят для масштабного распространения и скачивания [9].
Другим американским проектом был «Мой джихад» (My Jihad), направленный на изменение отношения к слову джихад («борьба с собственными грехами и жизненными трудностями» вместо «война с неверными» в трактовке экстремистов). В интернете, на улицах и на общественном транспорте ряда крупных городов США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско) размещались постеры с различного рода позитивными надписями, начинающимися словами «Мой джихад ...» и заканчивающимися вопросом «Каков ваш джихад?». Например, «Мой джихад - это установление дружеских отношений с другими людьми. Каков ваш джихад?» и т.д. Дополнительно было создано виртуальное сообщество и проведена кампания в Твиттере [16]. Однако следует учитывать, что данный проект реализовывался по инициативе Совета по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations, CAIR), который подозревается в связях с исламистской организацией «Братья-мусульмане».
Одной из наиболее продуманных в плане контента и методов распространения стала продукция британского фонда «Quilliam», созданного из бывших активистов исламистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Самым успешным игровым видеороликом стал «#NotAnotherBrother» о раскаянии боевика ИГИЛ. При подготовке видеоролика были подобраны наиболее подходящие язык (актер говорил на британском «уличном» сленге), содержание послания (боевик пишет письмо отчаяния своему собрату по вере, который не поддался на уговоры уехать в ИГИЛ и остался дома) и формат. Видеоролик по изначальному замыслу должен был: 1) быть длительностью 100 секунд; 2) повысить «цену» присоединения к ИГИЛ и снизить «цену» отказа от данного поступка; 3) продемонстрировать связь между радикальными высказываниями целевой аудитории и действиями джихадистов; 4) использовать язык, доступный для 16 - 24 летних британских мусульман; 5) копировать продукцию ИГИЛ (стиль съемки, кадры крупным планом и др.).
В дальнейшем было принято решение: 1) увеличить длительность видеоролика до 4 минут (для проверки интереса зрителей - будут ли они
после просмотра 100 сек. ролика просматривать 4-минутный ролик); 2) сделать несколько 10 секундных трейлеров и 15 постов для твиттера для направления трафика к основному видео; 3) сподвигнуть пользователей к распространению видеоролика («серый этап»): а) не использовать логотип фонда Quilliam (так как в СМИ уже имелась информация о сотрудничества фонда с британским правительством); б) использовать хэштег «#NotAnotherBrother»; в) выявить и использовать 100 профилей в твиттере, которые использовались целевой аудиторией, для начала в них обсуждения; г) использовать заранее заготовленных 20 твиттов для оживления аудитории; д) выпустить посты для твиттера и трейлеров для раскрутки 100 сек. видеоролика; е) направить копии письма, показанного в фильме, журналистам; 4) провести обширную кампанию в британских СМИ и за рубежом в рамках «белого этапа»; 5) выпустить пресс-релиз; 6) опубликовать постеры и карточки для распространения в школах; 7) разместить рекламу на билбордах.
Результаты кампании оказались достаточно успешными в количественном выражении: 1) в течение «серого этапа» было 5000 полных просмотра; 2) 10% участников из 100 ключевых профилей в Твиттер приняли участие; 3) 500 000 оценок в течение первой недели «белого этапа»; 4) 70 000 просмотров на канале YouTube (из них 50 000 в первую неделю); 5) 1000 просмотров из Туниса, Саудовской Аравии и Сирии (основная база для вербовки членов ИГИЛ); 6) всего ролик просмотрели в 192 странах; 7) 27 миллионов оценок в Твиттере; 8) информирование по ТВ о проекте в ряде стран мира, включая Израиль и Иран; 9) размещение информации в таких СМИ, как The Guardian, Washington Post, Huffington Post, Middle East Eye [19; p.10-12].
По итогам кампании фонд пришел к следующим выводам: 1) необходима доработка технологии определения целевой аудитории онлайн, с возможностью выявления лидеров мнений; 2) следует расширить «серый этап» кампании; 3) требуется ввести дополнительный этап распространения контента, копирующий способы распространения пропаганды ИГИЛ, для прямого доступа к целевой аудитории; 4) желательно создать дополнительный материал для членов целевой аудитории, которым понравилось первое видео, чтобы увеличить шансы на изменение поведения [19; p. 13].
Другим видеороликом стал
«#NousSommesUnis», снятый в Париже с участием рядовых граждан в ноябре 2015 г. в течение нескольких дней после теракта в концертном зале «Батаклан». Основная цель
материала - демонстрация единства людей разных культур и вероисповеданий перед лицом терроризма, их приверженность гуманизму. Передатчиками послания выступили люди разных религий. 150 секундное видео распространялось через Facebook, к ролику дополнительно были подготовлены постеры. В первую неделю видеоролик просмотрели 100 000 раз, а к середине 2016 г. уже было 175 000 просмотров, более 1000 лайков, 250 репостов и около 50 комментариев [19; р.17-19].
Приведенные нами в статье рекомендации и примеры достаточно разнообразны в плане форматов, содержания посланий, целевых аудиторий. Однако полагаем, что контр-нарративы, направленные на борьбу с экстремистской (в том числе, исламистской) пропагандой, будут эффективны только в том случае, если они рассматриваются как не основные, а дополнительные послания наряду с разработанной системой общегражданских, общественных и государственных
альтернативных нарративов, посвященных темам: патриотизма; защиты Родины; общественного и государственного служения; благотворительной деятельности; высокой нравственности
(честность, помощь ближнему и т.д.); нетерпимости к нарушениям закона; ценности государственного права; сохранения
традиционных ценностей (создание семьи, рождение и воспитание детей, уважение к родителям и к старшему поколению); гуманизма; исторической памяти; почтительного отношения к предкам; здорового образа жизни; уважения к труду и к людям рабочих, научных и иных созидательных профессий.
Методика распространения вышеуказанных нарративов может совпадать с приведенными рекомендациями и практиками (сочетание виртуальной информации с реальным активизмом, широкое использование социальных сетей, охват всех уровней системы образования, общественных организаций, добровольческих групп и др.), но разработка их содержания и эффективных способов подачи в условиях Российской Федерации является основной задачей отечественных специалистов и экспертов. Данные нарративы и методики должны стать важной частью формирующейся общероссийской гражданской системы ценностей, на базе которой будет формироваться общенациональная идентичность.
Литература:
1. Боевик ИГИЛ попал в плен и сдал своих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UnJ8qBZjFyY
2. Вербовщики - Как вербуют в ИГИЛ? Приёмы идеологов смерти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/wateh?v=-YEbj_rzLjY
3. Группа риска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v= TViMEP0pa_o
4. ИГИЛ. Армия Сатаны [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://islam-today.ru/book/1/show?desktop=true#page/1
5. «ИГИЛ - это не ислам!»: сборник материалов в помощь имамам и государственным служащим [Электронный ресурс]. - Екатеринбург: УГГУ, 2015. -Режим доступа: http://edu.ursmu.ru/upload/doc/2015/ 11/27/Broshyura_red3.pdf
6. На Урале выпустили памятку по выявлению вербовщиков ИГИЛ. 12 февраля 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru /russia/494413
7. С виду такой мусульманин @Fayzullah Shishani [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KqdXxmRiUv4; https://www.youtube.com/watch?v=Q9yAKBa1sA
8. Abdullah-X [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/abdullahx
9. Average Mohamed [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.counternarratives.org/html/ case-studies-entry?id= 16
10. Fernandez A.M. Here to stay and growing: Combating ISIS propaganda networks. The Brookings Project on U.S. Relations with the Islamic World. U.S. Islamic World Forum Papers, 2015. Washington: The Brookings Institution, October 2015. 27 p.
11. Graveland B. Extreme Dialogue: New School-Based Program To Fight Radicalization 17 February, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.huffingtonpost.ca/2015/02/17/fighting-fire-with-fire-_n_6699934.html
12. Global Survivors Network [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com /user/GlobalSurvivors
13. Hours Against Hate [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.facebook.com/ HoursAgainstHate/
14. JiLadz - Falafels and Kafirs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com /watch?v=Ocsa37ojUsc
15. Miller G., Higham S. In a propaganda war against ISIS, the U.S. tried to play by the enemy's rules. 8 May, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/in-a-propaganda-war-us-tried-to-play-by-the-enemys-rules/2015/05/08/6eb6b732-e52f-11e4-81ea-0649268f729e_story.html?utm_term=.fbce6a1686e8
16. Schwartz Sh. 'My Jihad': CAIR Ad Campaign Tries to Rebrand 'Jihad' as a Positive Word. 7 January, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theblaze.com/news/2013/01/07/my-jihad-cair-ad-campaign-tries-to-rebrand-jihad-as-a-positive-word/
17. One-To-One [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.counternarratives.org/html/case-studies-entry?id=25
18. Rafaeli JS. The Jordanian Cartoonist Trying to Tackle Extremism with Comic Books. 30 March, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vice.com/en_us/article/suleiman-bakhit-profil e-js-rafaeli-395
19. Russell J., Rafiq H. Countering Islamist Extremist Narratives: A Strategic Briefing. Quilliam Foundation, January 2016. 20 p.
20. Tuck H., Silverman T. The Counter-Narrative Handbook. London: Institute for Strategic Dialogue, 2016. 66 p.
Сведения об авторе:
Мухаметзарипов Ильшат Амирович (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, заместитель директора Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан, e-mail: muhametzaripov@mail.ru
Data about the author:
I. Mukhametzaripov (Kazan, Russia), PhD in history, deputy director of the Center of Islamic Studies of Tatarstan Academy of Sciences, e-mail: muhametzaripov@mail.ru