УДК 343.34
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКАХ
А.М. Багмет
В статье раскрываются особенности уголовно-процессуального задержания подозреваемых в подстрекательстве к массовым беспорядкам, организации массовых беспорядков и участии в массовых беспорядках
Ключевые слова: массовые беспорядки, подозреваемые в подстрекательстве к массовым беспорядкам, подозреваемые в организации массовых беспорядков, подозреваемые в участии в массовых беспорядках, уголовно-процессуальное задержание
Расследование уголовных дел, возбужденных по фактам совершения массовых беспорядков, продолжает оставаться наиболее проблемным. Одним из сложных при производстве предварительного следствия по указанным уголовным делам является уголовно-процессуальное задержание подозреваемых, что связано не только с большим количеством подозреваемых, но и с их фактическим задержанием.
Задержание подстрекателей, организаторов и участников массовых беспорядков осуществляется в два этапа:
I этап - в ходе пресечения массовых беспорядков или сразу после разгона бесчинствующей толпы при выполнении задач по восстановлению общественного порядка [1, С. 42-44.];
II этап - через промежуток времени после массовых беспорядков по поручению следователя в рамках расследуемого уголовного дела.
На первом этапе уголовно-процессуальному задержанию подозреваемых предшествует их административное задержание сотрудниками правоохранительных органов, в частности, полицейскими и служащими Внутренних войск, одной из задач которых и является пресечение массовых беспорядков. Административное задержание участников массовых беспорядков, как правило, производится до возбуждения уголовного дела по факту совершения массовых беспорядков или вне рамок уже возбужденного уголовного дела. Причем на этом этапе задержание участников массовых беспорядков может быть в ситуациях, когда оно [2, С. 154-156]:
1) не связано с сопротивлением;
2) связано с физическим сопротивлением;
3) связано с вооруженным сопротивлением;
4) связано с противодействием толпы.
Сложность задержания участников массовых беспорядков в ходе их пресечения заключается в том, что сотрудникам правоохранительных органов, пресекающим беспорядки, приходиться контактировать с «возбужденной», «наэлектризованной» толпой, которая может оказать сопротивление в любой
форме, в том числе и вооруженное. Кроме того, противодействие задержанию могут оказать не только лица, участвующие в беспорядках, но и граждане, не принимавшие в них участия, однако ставшие случайными свидетелями, по их мнению, незаконных действий сотрудников полиции.
Успеху задержания участников беспорядков будет способствовать предварительное выявление в толпе организаторов, подстрекателей и лиц, наиболее активно совершающих преступные действия в составе толпы. Причем, желательны фото- и видеофиксация их действий, что в дальнейшем, при производстве предварительного следствия, также ляжет в основу доказательственной базы совершения общественно опасных деяний.
Уверенное, бескомпромиссное и быстрое задержание указанных лиц будет способствовать и прекращению беспорядков. Однако рекомендуется производство задержания без излишней жестокости и избегая столкновений с толпой. Вместе с тем, медлительность и неуверенность сотрудников правоохранительных органов только придаст толпе чувство безнаказанности и подстегнет ее к совершению других более тяжких преступлений.
Задержанные, по возможности, должны быть изолированы не только от бесчинствующей толпы и случайных очевидцев беспорядков, но и друг от друга. Особенно это требование должно выполняться в отношении подстрекателей и организаторов беспорядков. Зачастую задержанные «накапливаются» в автобусах или специальных транспортных средствах, где не только договариваются между собой о совместном противодействии сотрудникам правоохранительных органов, но и продолжают руководить действиями толпы.
Задержанные должны быть как можно быстрее доставлены в территориальные подразделения полиции или места дислокации следственной группы, созданной для расследования этих массовых беспорядков.
Очень часто группу задержанных привозят в территориальный орган полиции, передают в Дежурную часть и уезжают, не пояснив роль каждого в беспорядках. Тем самым, в лучшем случае задержанные подвергаются административному наказанию или вообще отпускаются, даже без установления личности.
Поэтому необходимо в отношении каждого задержанного составлять подробный рапорт об обстоятельствах его задержания, акцентируя внимание на его противоправные деяния, а также поведение при задержании и после задержания.
Все задержанные должны быть подвергнуты административному досмотру на предмет обнаружения оружия, предметов, которые можно использовать в качестве оружия, а также материалов, имеющих отношение к событию преступления (агитационных экстремистских листовок, памяток по оказанию сопротивления полиции, списков объектов, подлежащих погрому и т.п.).
Досмотр рекомендуется проводить:
- при задержании;
- перед посадкой в транспортное средство;
- при доставлении в дежурную часть территориального отдела полиции и на место дислокации следственной группы.
Кроме того, после доставления задержанных в территориальный отдел полиции или на место дислокации следственной группы, необходимо осмотреть транспортное средство, на котором они были доставлены.
В рамках доследственной проверки у каждого задержанного сотрудниками органов дознания, в том числе и дознавателями, берется объяснение об обстоятельствах, предшествующих задержанию и о задержании.
Все задержанные должны быть освидетельствованы на предмет получения телесных повреждений от применения в отношении их специальных средств, например, полицейской резиновой палки, следов воздействия слезоточивых газов, а также с целью поиска следов пороха, горючих или взрывчатых веществ.
Уже в рамках возбужденного уголовного дела задержанные допрашиваются в качестве подозреваемых. При необходимости у них производится выемка одежды, головных уборов и обуви с целью обнаружения повреждений от специальных средств, следов воздействия воды (от водометов), газов, а также следов горючих и взрывчатых веществ.
Только после этого следователем принимается решение об уголовно -процессуальном задержании подозреваемых в призывах к массовым беспорядкам, в организации массовых беспорядков и участии в массовых беспорядках.
На Втором этапе, в ходе расследования уголовного дела о массовых беспорядках, через промежуток времени после их пресечения, задержание осуществляется, как правило, сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел, а в необходимых случаях - сотрудниками специальных подразделений, например, специального отряда быстрого реагирования (СОБР).
Уголовно-процессуальное задержание подозреваемых на данном этапе может осуществляться в следующих ситуациях:
1) уголовно-процессуальному задержанию подвергаются подозреваемые, явившиеся к следователям для производства процессуальных, в том числе и следственных, действий;
2) уголовно-процессуальному задержанию предшествует задержание подозреваемых вне дислокации следственной группы по поручениям следователей.
При первой ситуации, как правило, задержание подозреваемых не вызывает трудностей и ограничивается оформлением протоколов задержания.
В случае возникновения второй ситуации необходимо учитывать, что при задержании подозреваемых в организации массовых беспорядков или в участии в них, они могут оказать сопротивление при задержании, в том числе и
вооруженное (например, лидеры или активисты запрещенной экстремистской организации). В связи с чем, необходима тщательная подготовка, включающая в себя:
- изучение личности подозреваемого;
- ознакомление с обстановкой предполагаемого места захвата;
- разработка плана задержания;
- разработка мер, предотвращающих утечку информации;
- создание дополнительных мест содержания задержанных;
- комплектование, оснащение и инструктаж оперативной группы.
Документальным основанием захвата и доставления лица в служебное
помещение является поручение следователя о задержании лица, подозреваемого в организации массовых беспорядков или в участии в массовых беспорядках.
При подготовке к задержанию необходимо предвидеть различные обстоятельства, которые могут его осложнить. В частности, операцию надо спланировать так, чтобы в момент захвата по возможности отсутствовали посторонние - во избежание возможного сопротивления, а также утечки информации о приемах задержания и лицах, входящих в группу захвата. Без особой необходимости не следует проводить групповых задержаний. Должен быть обеспечен достаточный численный перевес группы захвата на случай оказания подозреваемым или его окружением сопротивления [3, 4].
Особенно тщательно должно готовиться задержание лица, которое предположительно вооружено и может оказать сопротивление с применением оружия. Вооруженное лицо задерживается по специально разрабатываемому (в соответствии с ведомственными актами) плану, в котором учитываются наиболее вероятные ситуации и дается применительно к ним конкретный расчет сил и средств, описывается порядок действий личного состава.
Для проведения операции по захвату вооруженного лица заблаговременно создается несколько групп работников органов внутренних дел, на которые возлагаются различные задачи:
- непосредственный захват подозреваемых;
- прикрытие действий группы захвата;
- блокирование района операции;
- обеспечение оперативной информацией и т.д.
Действия этих групп начинаются после занятия рубежа блокирования и исходных позиций, уточнения обстановки, задач и порядка взаимодействия на местности.
Организация и проведение захвата вооруженного преступника зависят от многих конкретных условий.
Например, в сельской местности возможно групповое вооруженное сопротивление жителей, препятствующих задержанию своих односельчан. В таких случаях используется помощь Внутренних войск, задействуются спецподразделения, боевая техника. В условиях города - другая специфика
действий. При задержании на улице должны быть обеспечены скрытность под -готовки и маскировка сил и средств, привлекаемых к операции, высокая подвижность, учет уличных ситуаций, принятие мер к созданию благоприятной обстановки для задержания вооруженных преступников.
В общественных местах (банки, вокзалы, магазины, рестораны, зрелищные мероприятия и т.п.) захват производится лишь в том случае, если нет других возможностей для задержания или если в общественном месте они совершают преступление. Место выбирается с таким расчетом, чтобы в момент захвата там было как можно меньше посторонних лиц - туалетные комнаты, входы и выходы, неширокие коридоры, лестницы.
Определенные особенности имеет задержание в лесу, кустарниках, на пересеченной местности, на автотранспорте, в вагоне поезда, ночью и т.д.
На месте задержания лиц организуется их личный досмотр и осмотр мест задержания.
При доставлении задержанного в следственное подразделение производится повторный личный досмотр. При этом осмотру должно быть подвергнуто и доставивших их транспортное средство.
Задержанный допрашивается в качестве подозреваемого, при необходимости производится его освидетельствование, выемка и осмотр его одежды, головного убора, обуви, а также находящихся с ним вещей и предметов.
После чего принимается решение об уголовно-процессуальном задержании подозреваемого.
Таким образом, профессионально организованное и осуществленное уголовно-процессуальное задержание организаторов, подстрекателей и участников массовых беспорядков будет способствовать не только скорейшему и качественному расследованию уголовного дела о массовых беспорядках, но и, несомненно, предупреждению массовых беспорядков.
Список литературы:
1. Багмет А.М. Административное задержание участников массовых беспорядков // Административное право и процесс. 2012. № 12. С.42-44
2. Григорьев В.Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях (Правовое обеспечение, организация, методика). М., 1994.
3. Бычков В.В. и др. Процессуальные и криминалистические аспекты задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: учебно -методическое пособие. Челябинск, 2005.
4. Кочкин Ю.В. Правовые, организационные и тактические основы задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления: учебно -практическое пособие. Челябинск, 2005.
Багмет Анатолий Михайлович, канд. юрид. наук, исполняющий обязанности ректора Академии Следственного комитета Российской Федерации, 8-968-719-7777, [email protected] (Россия, Москва, Академия Следственного комитета Российской Федерации)
CRIMINAL SUSPECTS IN CRIMINAL CASES OF MASS DISORDERS
A.M. Bagmet
The article reveals the particularcriminal procedure, detention of suspected incitement to mass disorder, organizing mass disorder and riots
Keywords : riotssuspected of inciting unrest, suspected of organizing mass disorder, suspected of involvement in the riots, the detention of criminal procedure
Bagmet Anatoliy Mihailovich, candidate jurid. sciences,acting rector of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, 8-968-719-7777, [email protected] (Russia, Moscow, Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation)
УДК 343
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ФАКТУ ПРИЧИНЕНИЯ СМЕРТИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ
А.М. Багмет, Л.И. Черкасова
В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при проведении проверки, по факту причинения смерти по неосторожности медицинскими работниками. Основной акцент делается на изучение медицинских документов и заключений судебно-медицинских экспертиз.
Ключевые слова: причинение смерти по неосторожности, опрос медицинского работника, медицинская документация, производство судебно-медицинских экспертиз.
Причинение смерти по неосторожности представляет наибольшую общественную опасность среди преступлений с неосторожной формой вины. И это понятно, так как жизнь человека, в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, является высшей ценностью в демократическом правовом государстве.
По ч. 2 ст. 109 УК РФ могут быть привлечены к уголовной ответственности медицинские работники, причинившие смерть по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. Причинение смерти по неосторожности, очевидно, является квалифицированным составом преступления, поскольку,
35