Научная статья на тему 'Уголовно-процессуальное задержание по законодательству Социалистической Республики Вьетнам'

Уголовно-процессуальное задержание по законодательству Социалистической Республики Вьетнам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
задержание / основания задержания / арест обвиняемого / виды и характеристика уголовно-процессуального задержания / тактика задержания / arrest / legal bases of arrest / arrest of the accused / types and characteristics of criminal procedure / detention tactics.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хо Ань Туан, Выонг Тханг Лонг

В статье показаны правовые основания задержания, регламентированные новым Уголовно-процессуальным кодексом Социалистической Республики Вьетнам 2015 г. Даны их отличия от правовых оснований задержания, регламентированных действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal procedure arrest under the legislation of the Socialist Republic of Vietnam

In article are the legal basis for arrest, regulated by thenew Criminal procedure code of the Socialist Republic of Vietnam (CPC of SRV 2015), and are different from the legal grounds for detention, regulated by the Criminal procedure code of the Russian Federation (CPC of RF).

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальное задержание по законодательству Социалистической Республики Вьетнам»

УДК 343.98 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10127

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

ХО Ань Туан, заместитель начальника ВЫОНГ Тханг Лонг, сотрудник

кафедры послевузовской подготовки Управления международного сотрудничества

Академии народной безопасности Вьетнама, Академии народной безопасности Вьетнама,

кандидат юридических наук кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье показаны правовые основания задержания, регламентированные новым Уголовно-процессуальным кодексом Социалистической Республики Вьетнам 2015 г. Даны их отличия от правовых оснований задержания, регламентированных действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Ключевые слова: задержание, основания задержания, арест обвиняемого, виды и характеристика уголовно-процессуального задержания, тактика задержания.

Annotation. In article are the legal basis for arrest, regulated by thenew Criminal procedure code of the Socialist Republic of Vietnam (CPC of SRV 2015), and are different from the legal grounds for detention, regulated by the Criminal procedure code of the Russian Federation (CPC of RF).

Keywords: arrest, legal bases of arrest, arrest of the accused, types and characteristics of criminal procedure, detention tactics.

Борьба с преступлениями является одной из важнейших задач правоохранительных органов не только Социалистический Республики Вьетнам (далее — СРВ), а любого государства в мире. В этой борьбе центральное место принадлежит следственным подразделениям. Для выполнения возложенных на них задач они наделены полномочиями осуществлять ряд мер процессуального принуждения, в том числе задержание. Такая мера процессуального пресечения применяется по большинству уголовных дел во Вьетнаме. Своевременное применение этой меры создает благоприятные условия для повышения эффективности расследования преступления.

Задержание непосредственно затрагивает одно из важнейших прав человека, установленных ст. 20 Конституции СРВ — право на свободу и личную неприкосновенность1. Поэтому его применение требует от следственного органа и

должностных лиц строгого соблюдения законности. Требование законности задержания содержится в различных нормативных актах: международных правовых; Конституции СРВ; Уголовно-правовом кодексе СРВ и других законодательных актах.

В данной статье показаны правовые основания задержания, регламентированные Уголовно-процессуальным кодексом Социалистической Республики Вьетнам 2015 г. (далее — УПК СРВ 2015 г.), рассматриваются их недостатки, которые, по нашему мнению, могут влиять на тактику задержания.

В УПК СРВ 2015 г. непосредственно отсутствует определение задержания. Однако на основе Конституции СРВ и практики расследования преступлений вьетнамские ученые дали следующее определение: задержание — это мера процессуального пресечения при расследовании преступлений, применяемая уполномоченными

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

органами и временно ограничивающая личную свободу задержанного с целью пресечения дальнейшего совершения преступления, воспрепятствования возможности скрыться от расследования и обеспечения нормального проведения следственных действий.

В статье 10 УПК СРВ 2015 г. указано: «Никто не может быть подвергнут задержанию без постановления суда, постановления или разрешения прокуратуры, кроме случаев, когда лицо застигнуто при совершении преступления». И это является первым отличием от правовых оснований задержания в УПК РФ.

В УПК СРВ 2015 г. не употребляется термин «задержание подозреваемого», а только термин «задержание» для всех видов задержания.

В главе VII УПК СРВ 2015 г. выделяются следующие виды задержания:

■ задержание лица в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 110);

■ задержание лица, застигнутого при совершении преступления или объявленного в розыск (ст. 111);

■ задержание разыскиваемого лица (ст. 112);

■ задержание обвиняемого, подсудимого для

заключения под стражу (ст. 113);

■ задержание лица, подлежащего экстрадиции (ст. 503).

Статья 81 УПК СРВ 2003 г. посвящена задержанию лица в случаях, не терпящих отлагательства. В данной статье даны основания задержания, перечень лиц, уполномоченных производить его, и порядок его проведения. Однако данная позиция явно противоречит ч. 2 ст. 20 Конституции СРВ, которая устанавливает, что никто не может быть подвергнут задержанию без постановления суда, постановления или разрешения прокуратуры, кроме случаев, когда лицо застигнуто при совершении преступления. При принятии УПК 2015 г. с целью исправления данного противоречия законодатели внесли новую меру пресечения: удержание в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 110).

В статье 110 УПК СРВ 2015 г. даны основания удержания, перечень лиц, уполномоченных производить его, и порядок его проведения. Эта статья дала три основания удержания, два из которых аналогичны основаниям, установленным в ст. 91 УПК РФ:

1) когда соучастники, или потерпевшие, или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление и необходимо пресечь его попытку скрыться (п. «б» ч. 1 ст. 110 УПК СРВ);

2) когда на этом лице или в его жилом помещении будут обнаружены явные следы преступления и необходимо пресечь попытку скрыться или уничтожать доказательства (п. «в» ч. 1 ст. 110 УПК СРВ).

Кроме двух указанных оснований, согласно п. «а» ч. 1 ст. 110 УПК СРВ если есть основание полагать, что данное лицо планирует совершить тяжкое или особое тяжкое преступление, то оно может быть подвергнут удержанию.

В течение 12 часов после удержания уполномоченный орган должен вынести постановление о содержании под стражей, задержании либо освобождении. По части 3 ст. 110 УПК СРВ задержание в данном случае производится на основе постановления начальника и заместителя начальника следственных органов; командира военного полка и приравненной к нему армейской единицы. А следователь непосредственно производит задержание.

По нашему мнению, внесение новой меры пресечения «удержание в случаях, не терпящих отлагательства» не убрало противоречие между УПК СРВ и Конституцией СРВ. По существу, удержание в случаях, не терпящих отлагательства, в УПК СРВ 2003 г. ничем не отличается от аналогичного основания в УПК СРВ 2015 г. Обе меры пресечения затрагивают право человека на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому для предотвращения этого противоречия следует изменить содержание ч. 2 ст. 20 Конституции СРВ и изложить ее в следующем виде: «Никто не может быть подвергнут задержанию без постановления суда, постановления или разрешения прокуратуры, кроме случаев, когда лицо застигнуто при совершении преступления либо в случаях, не терпящих отлагательства».

Вторым видом задержания является задержание лица, застигнутого при совершении преступления, установленное в ст. 111 УПК СРВ. Сущность данного вида задержания состоит в том, что если лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, оно может быть задержано не только следователем, но и любом лицом, и доставлено в следственный орган. Этот вид задержания похож на основание, указанное в п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ.

Статья 112 УПК СРВ 2015 г. предусматривает основание и порядок задержания разыскиваемого лица. По существу такой порядок ничем не отличается от порядка задержания лица, застигнутого при совершении преступления. Поэтому предлагается объединить статьи 111, 112 в

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

одну статью, как это было в УПК СРВ 2003 г.: «Задержание лица, застигнутого при совершении преступления или объявленного в розыск».

В статье 113 УПК СРВ 2015 г. предусматриваются полномочия и порядок задержания обвиняемого, подсудимого с последующем заключением под стражу. Согласно этой статье следующие лица уполномочены выносить постановление о задержании:

■ начальник и заместитель начальника след-

ственных органов (с согласия приравненных к нему прокуратур);

■ председатель, его заместитель председателя народной прокуратуры и военной прокуратуры всех инстанций;

■ председатель, заместитель председателя народных судов и военных судов всех инстанций;

■ коллегия судей в судебном заседании.

Отметим, что эта статья в полном объеме соответствует ст. 10 УПК СРВ.

Однако в данной статье не даны конкретные основания задержания обвиняемого, подсудимого для заключения под стражу. Несмотря на то что в ст. 109 УПК СРВ дано общее основание для всех мер пресечения, на стадии подготовки задержания бывают случаи, когда малоопытный следователь не может выбрать основания задержания. Это может замедлить процесс своевременного задержания.

Анализируя правовое основание задержания по законодательству СРВ, можно сделать вывод о том, что лицо может быть подвергнуто задержанию за подозрение в совершении или совершение любого преступления вне зависимости от его тяжести. Эта черта отличает УПК СРВ от УПК РФ в аспекте задержания.

Согласно ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении только преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, можно сделать вы-вод, что уголовно-процессуальное законо-дательство Вьетнама содержит ком-плексный институт задержания, склады-вающийся из различных рассмотренных нами выше видов. Требования принципа неприкосновенности личности, изло-жен-ные в ст. 20 Конституции СРВ, а также в ст. 10 УПК СРВ, должны распространять-ся на все виды задер-жания. В Уголовно-процессуальный кодек-с СРВ, на наш взгляд, необходимо внести соответствующие изменения для устранения существующих ныне противоречий.

1 http://www.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/ NuocCHXHCNVietNam/ThongTinTongHop? categoryId=920&articleId=10053009

Библиографический список

1. Конституция СРВ 2013 г. // http:// www.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/ NuocCHXHCNVietNam/ThongTinTongHop? categoryId=920&articleId=10053009 (Дата обращения: 09.01.2019)

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (действ. ред.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34481/ (Дата обращения: 09.01.2019)

3. Уголовно-процессуальный кодекс СРВ 2015 г. Ханой: Народная полиция, 2018.

4. Уголовно-процессуальный кодекс СРВ 2003 г. Ханой: Народная полиция, 2012.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.