Научная статья на тему 'Уголовно-правовые меры безопасности как средство противодействия преступному поведению лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости'

Уголовно-правовые меры безопасности как средство противодействия преступному поведению лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / ЛИЦА С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ / PEOPLE WITH MENTAL DISORDERS ARE NOT EXCLUDING RESPONSIBILITIES / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / COMPULSORY MEDICAL MEASURES / НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенцова Ирина Анатольевна

В статье анализируются доктринальные позиции в отношении теории уголовно-правовых мер безопасности как средства противодействия преступному поведению лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Автор предлагает в рамках концепции уголовной ответственности лиц, имеющих психические аномалии, выстроить систему принудительных мер безопасности, законодательно закрепить ее и использовать в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенцова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL AND LEGAL MEASURES OF SECURITY AS A MEANS OF COUNTERACTION AGAINST THE CRIMINAL BEHAVIOR OF PEOPLE WITH MENTAL DISEASE NOT EXCEPTING SANITY

The article analyzes the doctrinal position in relation to the theory of criminal law security measures as a means of impeding the criminal behaviour of persons with mental disorder, not excluding sanity. Within the concept of criminal responsibility of persons with mental abnormalities, it is necessary to build a system of security measures concerning listed individuals and to legislate it, and argues for more effective use in law enforcement.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые меры безопасности как средство противодействия преступному поведению лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости»

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ

С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

УДК 343.222 ББК 67.408

И. А. Семенцова

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМ ВМЕНЯЕМОСТИ

В статье анализируются доктринальные позиции в отношении теории уголовно-правовых мер безопасности как средства противодействия преступному поведению лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Автор предлагает в рамках концепции уголовной ответственности лиц, имеющих психические аномалии, выстроить систему принудительных мер безопасности, законодательно закрепить ее и использовать в правоприменительной практике.

Ключевые слова: меры безопасности, лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, принудительные меры медицинского характера.

CRIMINAL AND LEGAL MEASURES OF SECURITY AS A MEANS OF COUNTERACTION AGAINST

THE CRIMINAL BEHAVIOR OF PEOPLE WITH MENTAL DISEASE NOT EXCEPTING SANITY

The article analyzes the doctrinal position in relation to the theory of criminal law security measures as a means of impeding the criminal behaviour ofpersons with mental disorder, not excluding sanity. Within the concept of criminal responsibility of persons with mental abnormalities, it is necessary to build a system of security measures concerning listed individuals and to legislate it, and argues for more effective use in law enforcement.

Key words: security, people with mental disorders are not excluding responsibilities, compulsory medical measures.

Правовое закрепление института мер безопасности на современном этапе не нашло отражения в отечественном уголовном законодательстве. В. А. Пимонов [1] считает, что система мер, направленных на защиту охраняемых уголовным законом интересов не только от преступлений, но и от социально опасных деяний, не была выстроена, поскольку все существующие методы правового реагирования на общественно опасные деяния уголовный закон рассматривает исключительно в рамках ответственности.

Вместе с тем он существует в законодательстве большинства зарубежных стран, причем не только в континентальном, но и в общем праве. Так, он закреплен в уголовном праве Германии, Польши, Испании, Италии, Японии,

Швейцарии, Великобритания и США, где имеет ряд своих национальных особенностей.

Соответствующие ему идеи давно реализованы в законодательстве многих зарубежных государств, где термин «меры безопасности» приобрел конкретно-юридическое значение [2].

В некоторых из них, например в Уголовном кодексе Польши, выделяют несколько видов мер безопасности в зависимости от категории лиц. Так, относительно лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, совершивших преступные деяния, предусмотрено помещение в исправительное учреждение, которое обеспечено специальными лечебными и реабилитационными средствами. Лица, которые совершили преступления в состоянии алкогольно-

го опьянения, на основании решения суда помещаются в закрытое заведение для прохождения курса лечения [3].

Меры безопасности как самостоятельный вид предупредительного воздействия не признаны отечественной теорией предупреждения преступности, а также не рассматривается как вид правовых последствий преступного деяния. В уголовном праве под мерами безопасности подразумевают в первую очередь принудительные меры медицинского характера, в уголовно-исполнительном праве - использование физической силы, специальных средств и оружия в случаях, предусмотренных законом, в уголовном процессе - пресечение, применение специальных мер, которые связаны с защитой должностных лиц и участников уголовного процесса.

Н. В. Щедрин создал концепцию, заключающуюся в необходимости разработки мер безопасности наряду с мерами наказания и восстановления (компенсации). К мерам безопасности он в том числе относит: помещение лица в специализированное лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов, в психиатрическую больницу, принудительные меры медицинского характера, а также наложение обязанности пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания [4].

Основное назначение мер безопасности, как справедливо указывает А. В. Михайлова [5], связано с превенцией «опасного состояния» лица, которое совершило преступное деяние, путем его ресоциализации либо посредством изоляции от общества.

Социальным основанием мер безопасности, по мнению Н. В. Щедрина [6], является необходимость пресечения вредного воздействия источника опасности на объекты, субъекты и деятельность либо ограждения объекта охраны от такого негативного влияния с помощью ограничения прав и свобод личности.

Относительно лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, с учетом их личностных особенностей следует разработать и выстроить систему мер безопасности, для того чтобы свести к минимуму совершение ими преступных деяний впервые и сократить возможность рецидива.

В первую очередь под мерами безопасности относительно вышеуказанных лиц понимают принудительные меры медицинского характера.

С точки зрения Ю. А. Герасиной [7], принудительные меры медицинского характера -это уголовно-правовые меры обеспечения безопасности лиц с психическими расстройствами, совершивших преступные деяния, которые представляют опасность как для себя или окружающих по своему психическому здоровью, так и других членов общества. При этом меры обеспечения безопасности рассматриваются как разновидность иных мер уголовно-правового характера, для которых свойственно государственное принуждение.

Считаем, что принудительные меры медицинского характера имеют двойственную природу: социальную и правовую. Их сущность заключается в принудительном лечении психически больных лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые представляют опасность в связи со своим психическим заболеванием.

Согласно ст. 97 УК РФ в качестве основания применения принудительных мер медицинского выступает возможность причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя и окружающих, либо для себя и окружающих одновременно. Итак, принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, имеющим психические расстройства, в целях обеспечения общественной безопасности, их выздоровления и исправления. В связи с этим представляется необходимым возродить в уголовном праве институт принудительного лечения от алкоголизма, токсикомании и наркотической зависимости.

В большинстве зарубежных стран не закреплено понятие «меры медицинского характера». Вместо него используется термин «меры безопасности», что, по нашему мнению, гораздо шире по своему содержанию, чем принудительные меры медицинского характера.

При этом меры безопасности применяются не только к ограниченно вменяемым лицам, совершившим преступления, но и к алкоголикам, наркоманам.

Согласно действующей на территории РФ Международной классификации болезней (МКБ-10) употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотических и токсикома-нических средств), вызывающих при злоупотреблении ими зависимость, относится к разделу F («Психические расстройства и расстройства поведения») рубрики F10-19 («Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных ве-

ществ») [8]. Названные заболевания оказывают существенное влияние на осознанную волевую деятельность лица. Соответственно, и воздействовать лишь наказанием на волевую сферу таких лиц представляется недостаточным, необходимо устранить основные причины преступного поведения - психическое заболевание (заболевания алкоголизмом, наркоманией) [9].

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации не содержит оснований для принудительного лечения лиц, страдающих наркоманийной зависимостью. Однако наркозависимые, как и прежде, остаются социально опасными и нуждаются в контроле со стороны государства. Поэтому актуальной проблемой является регламентация данного вопроса.

В настоящее время лицо, признанное больным наркоманией, должно добровольно изъявить желание пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию. Иными словами, законодатель надеется на то, что у такого лица наличествует мысль и желание осуществить соответствующее лечение и пройти соответствующую реабилитацию по своей воле, без оказания принуждения с чьей-либо стороны.

Однако большинство наркоманов ввиду аддикции не способны адекватно воспринимать действительность, поэтому они не в состоянии самостоятельно обратиться за медицинской помощью. Исходя из этого, необходимо принудительно их лечить.

Предупреждение новых преступлений является одной из целей принудительных мер медицинского характера и заключается в том, чтобы достичь такого состояния психически нездорового лица, при котором вероятность совершения новых преступлений либо снижается к минимуму, либо совсем исчезает как во время, так и после отмены принудительного лечения. Лицо с психическими недостатками в первую очередь пытаются излечить, в случае когда этой цели не получается достичь, принудительные меры медицинского характера применяются в отношении него в качестве способа физической изоляции лица от общества, для того чтобы недопустить совершения им новых преступных деяний.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера являются одним из видов мер безопасности.

Следующим видом мер безопасности является меры, назначаемые при отсрочке от отбывания наказания.

Относительно освобождения осужденного

ввиду психического расстройства, не исключающего вменяемости, считаем, что ему в обязательном порядке суд должен назначать меры безопасности.

В связи с этим мы солидарны с А. П. Ски-бой относительно того, что необходимо возобновить исполнение наказания в случае выздоровления лица либо при его уклонении от исполнения принудительных мер медицинского характера или иных мер безопасности. По его словам, досрочное освобождение осужденных из исправительных учреждений должно осуществляться с назначением мер безопасности. При уклонении от исполнения мер безопасности либо в случае выздоровления лица с психическими расстройствами целесообразно продолжить отбывание им наказания [10].

Считаем, что такие меры позволят повысить эффективность противодействия преступному поведению лиц, имеющих психические и иные заболевания.

А. П. Скиба допускает отнесение к мерам безопасности иные меры уголовно-правового характера. Так, в отношении больных осужденных, в том числе с аномалиями психики, возможно применять такие меры безопасности, как принудительное лечение лиц, страдающих зависимостью от алкоголя и наркотиков, запрет управлять автомобилем, воздушным, водным и иными транспортными средствами, запрет на использование оружия, технических и иных средств охраны и защиты, компьютерной и иной техникой, конфискация имущества, принудительные меры воспитательного характера и другое [10, с. 151].

К мерам безопасности следует относить и такие, которые назначаются условно осужденным и условно-досрочно освобожденным. Они, как правило, заключаются в следующих ограничениях и обязанностях для лица: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного; запрет на посещение определенных мест; обязательное прохождение курса лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Еще одним видом мер безопасности относительно лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, является административный надзор. Понятие административного надзора закреплено в ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [11].

Суть административного надзора заключается в осуществлении органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицом, которое освободилось из мест лишения свободы, временном ограничении его прав и свобод, установленных по решению суда в соответствии с действующим законодательством, выполнении им обязанностей, закрепленных в указанном выше законе. В соответствии со ст. 2 закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Таким образом, необходимо усовершенствовать существующую уголовно-правовую концепцию ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, в пользу установления такого института, как меры безопасности. Представляется целесообразным систематизировать и законодательно закрепить данную систему следующим образом: принудительные меры медицинского характера (в том числе для лиц, страдающих алкогольной и наркоманийной зависимостью); меры, назначаемые при отсрочке от отбывания наказания; меры, назначаемые условно осужденным и условно-досрочно освобожденным; административный надзор.

Литература

1. Пимонов В. А. Проблема систематизации мер принуждения в уголовном праве России // Системность в уголовном праве: материалы II Рос. конгр. уголовного права. М., 2007.

2. Есаков Г. А., Понятовская Т. Г., Ра-рог А. И. и другие. Уголовно-правовое воздействие: монография / под ред. А. И. Рарога. М., 2012.

3. Шагеева Р. М. Принудительные меры медицинского характера в уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран // Актуальные вопросы уголовного процесса современной России: сборник. Уфа, 2003.

4. Щедрин Н. В. Меры безопасности как средство предупреждения преступности: авто-реф. дис____д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2001.

5. Михайлова А. В. Регулирование уголовной ответственности лиц, имеющих психические расстройства, зарубежным уголовным законодательством // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2.

6. Щедрин Н. В. Концептуально-теоретические основы правового регулирования и применения мер безопасности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 4 (31).

7. Герасина Ю. А. Принудительные меры медицинского характера: понятие, виды, применение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

8. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Женева, 1995. Т. 1. Ч. 1.

9. Карпов К. Н. Иные меры уголовно-правового характера как средство противодействия совершению преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2011.

Bibliography

1. Pimonov V. A. Problem of systematization of coercive measures in criminal law of Russia // System in criminal law: materials II of the Russian congress of criminal law. Moscow, 2007.

2. Esakov G. A., Poniatowsky T. G., Rarog A. I. Criminal legal influence: monograph / ed. by A. I. Rarog. Moscow, 2012.

3. Shageeva R. M. Compulsory medical measures in the criminal law of some foreign countries // Actual problems of the criminal process of modern Russia: interuniversity collection of scientific papers. Ufa, 2003.

4. Shchedrin N. V. Safety measures as a means of crime prevention: abstract of dis. ... Doctor of law. Ekaterinburg, 2001.

5. Mikhailova A. V. Regulation of the criminal liability of persons with mental disorders, foreign criminal law // Gaps in Russian legislation. 2008. № 2.

6. Shchedrin N. V. Conceptual and theoretical foundations of legal regulation and application of security measures // Criminology: yesterday, today and tomorrow. 2013. № 4 (31).

7. Gerasina Yu. A. Compulsory medical measures: concept, types, use: abstract of dis. ... PhD in law. Moscow, 2013.

8. International statistical classification of diseases and related health: tenth revision (ICD-10). Geneva, 1995. Vol. 1. Part 1.

9. Karpov K. N. Other measures of criminal law as a means of countering crimes: dis. ... PhD in law. Omsk, 2011.

10. Skiba A. P. Interdisciplinary security measures in respect of persons with the disease: ratio-

10. Скиба А. П. Междисциплинарные меры безопасности в отношении лиц, имеющих заболевания: обоснование необходимости разработки // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2010. № 1 (18).

11. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64 (в ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // РГ. 2011. 8 апреля.

nale for development // Criminology: yesterday, today and tomorrow. 2010. № 1 (18).

11. Federal Law of 06.04.2011 № 64-FZ (ed. by 12.28.2013) «On the administrative supervision of persons released from prison» // Russian newspaper. 2011. 8 April.

УДК 343.35 : 355 ББК 67.408

С. В. Шепилов

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАХ НА МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ

Статья посвящена проблеме правового регулирования сохранности военных материальных ресурсов как одной из сфер экономической безопасности государства. Автор предлагает использовать систему мер эффективного воздействия, направленных на недопущение и минимизацию количества таких угроз.

Ключевые слова: правовое регулирование, экономическая безопасность, преступления, командование, должностные лица, воинские формирования.

PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT WHEN THE INFRINGEMENT MATERIAL RESOURCES

OF MILITARY UMTS

The article are a problems of a legal regulation to safety military material resource, as one of the spheres thrifty economic to safety state, with offers of the measures efficient influence, not admission, directed on minimization amount such threats, but at presence, eliminating the damage.

Key words: legal regulation, economic safety, crimes, damage, consequences, command, executives, soldierly shaping.

Современная политическая, экономическая и социальная ситуация в Российской Федерации имеет положительную динамику развития, несмотря на внутренние проблемы и агрессивную политику западных стран.

Впервые после распада СССР практически в полном объеме закрыт вопрос обеспечения жильем военнослужащих, нет перебоев с финансированием военных организаций, а денежное довольствие военных стало стабильным и имеющим средний уровень по стране.

Указанные меры значительно повысили престиж военной службы, но наряду с этим не снизили уровень правонарушений в области сбережения военного имущества, определенного Федеральным законом от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Нанесение материального ущерба государству отдельными категориями военнослужащих имеет серьезные масштабы. Между тем нормами ответственности многие

правонарушения не охватываются, а те, которые имеются и призваны охранять военное имущество от преступных посягательств, являются в большей степени номинальными и не представляют эффективного барьера для борьбы с ними.

Мы уверены, что в обозримом будущем Россия станет еще более сильным и процветающим государством. Но чтобы ускорить данный процесс, необходимо обратить внимание на проблему правового регулирования сбережения военного имущества. Сегодня указанные преступления вышли на уровень, когда в своей совокупности, а порой даже по отдельности, они стали угрожать экономической безопасности Российской Федерации, чем, безусловно, подрывают ее обороноспособность. Поэтому, наряду с компетентной политикой, необходимо одновременно поддерживать высокий уровень обороноспособности и защищать экономику государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.