Научная статья на тему 'Уголовно-правовая характеристика посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершаемых на Северном Кавказе'

Уголовно-правовая характеристика посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершаемых на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / CRIMINAL LEGAL DESCRIPTION / ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ / AN ASSAULT ON LIFE / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / LAW ENFORCEMENT OFFICIALS / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедов М. М.

В статье приводится уголовно-правовая характеристика посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершаемых на Северном Кавказе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal legal description of attacks on the lives of law enforcement officials committed in the North Caucasus

It is shown in the article the detective and juristic characterization of criminal intrusion toward to law enforcement bodies officers placed in the North Caucasus

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая характеристика посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершаемых на Северном Кавказе»

Все рассмотренные ранее разделы и блоки имеют условные наименования и на практике представляют собой систему элементов программного комплекса, которые охватывают все процессы скорингового анализа и сводят к минимуму участие сотрудников страховой компании. Программный комплекс интегрирует не только рассмотренные условные модули и блоки, но и вписывается в ГГ-архитектуру, которая должна существовать в страховой компании. Хранилища данных, автоматизированные страховые системы и программный комплекс скоринговой системы должны представлять единое ГТ-пространство. Кроме того, программный комплекс должен иметь возможность моделировать ситуации и прогнозировать их развитие.

Важным признаком программного ком-

плекса является его гибкость и вариативность. Это означает, что все элементы системы могут быть настроены для конкретного страховщика в соответствии с его политикой в отношении риск-менеджмента, стратегией развития, страновыми и региональными различиями.

Гаким образом, интегрируя все элементы концептуальной модели системы ско-ринга, рассмотренные в работе, а также учитывая современные тенденции в развитии финансовой сферы, можно с уверенностью сказать, что скоринговая система в полной мере сможет выполнять поставленную задачу — комплексный и всесторонний анализ клиентов страховой компании с целью определения риска проведения незаконных операций, связанных с легализацией преступных доходов и мошенничеством.

Литература и примечания

1. [Электронный ресурс]: www.fortеnt.com.

2. Герасимов П.А. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов. — М., 2006.

Уголовно-правовая характеристика

посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершаемых на Северном Кавказе

Магомедов М. М. *

It is shown in the article the detective andjuristic characterization of criminal intrusion toward to law enforcement bodies officers placed in the North Caucasus.

Год от года в России увеличивается число посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, а также их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Особенность данного вида посягательств заключается в том, что, как правило, они носят организованный характер.

Необходимость криминализации рассматриваемого рода посягательств на жизнь и здоровье лиц, призванных осуществлять от имени государства охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, встала перед отечественным законодателем очень давно.

Так, вслед за принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1962 г., УК РСФСР 1960 г. был до-

полнен статьями 191-1, 191-2, 192-1, предусматривающими ответственность за сопротивление работнику милиции или народному дружиннику, посягательство на жизнь данных лиц и за их оскорбление, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности1. Такой подход государства в данной сфере, к периоду принятия указанных законодательных решений, обусловливался тем, что в настоящее время увеличилось число посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, связанных с воспрепятствованием их служебной деятельности и как месть за нее.

В ст.ст. 317, 318, 319 действующего УК РФ свое дальнейшее закрепление и развитие нашли основные положения ст.ст. 191-1, 191-2, 192-1 УК РСФСР 1960 г. Посредс-

Адъюнкт Академии управления МВД России.

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

твом этого современное уголовное законодательство России предусмотрело достаточно полную систему норм, призванных обеспечить уголовно-правовую охрану лиц, выполняющих свой служебный долг, а также их близких родственников. Эта система сложилась в результате внесения в УК РФ на протяжении многих лет изменений и дополнений, направленных на усиление охраны таких лиц. В числе преступлений, предусмотренных указанными нормами УК, наибольшую распространенность имеют посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Так, если в 1997 г. всего было совершено 393 преступления, квалифицируемых по ст. 317 УК РФ, то их число в 2007 г. составило уже 6922, т. е. выросло без малого в два раза.

Такая тенденция роста характеризуется еще и тем, что сегодня посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов приобрели еще и более насыщенную окраску, выражающуюся в большой агрессивности и дерзости совершения таких посягательств.

Анализ статистических данных, полученных из ГИАЦ МВД России, указывает на следующее. Из общего числа совершенных в РФ преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ, большая часть приходится на регионы Северного Кавказа, а именно 63 %, и на протяжении последних десяти лет продолжался рост деяний такого рода. Особо этим отличаются от других субъектов Федерации такие республики Южного федерального округа, как Дагестан, Чечня, Ингушетия и Кабардино-Балкария, что свидетельствует об опасных тенденциях развития рассматриваемого рода преступлений и необходимости повышения эффективности борьбы с ними. При этом в названных республиках самым ужасающим остается тот факт, что посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих становятся в них заметным средством достижения различного рода целей в борьбе за власть, в навязывании преступными элементами своей деструктивной политики, и противоречащего традиционному исламу религиозного течения «ваххабизм».

Мы не можем утверждать, а можем только предполагать, что явилось причиной роста числа рассматриваемых преступлений на Северном Кавказе? По нашему мнению она кроется в чеченских событиях. До и во время обоих чеченских войн на территории Чечни стали создаваться незаконные вооруженные формирования (НВФ), их число росло с каждым днем. НВФ совершали различного рода преступления, в том числе и посягательс-

тва на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, а также и на других лиц.

Состав НВФ носил многонациональный характер, в него входили не только представители из числа народов, населяющих Северный Кавказ, но и из ближнего и дальнего зарубежья, которые являлись приверженцами течения «ваххабизм». Участники НВФ совершали на всем Северном Кавказе тяжкие и особо тяжкие преступления. Основной всплеск совершаемых ими посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих имел место в 1999 г., когда НВФ из Чеченской Республики незаконно вторглись на территорию Дагестана. Цель их заключалась в присоединении Республики Дагестан к «Ичкерии» с одновременным отделением республики от России и формированием отдельного самостоятельного исламского государства, в котором будут действовать «ваххабист-ские» порядки. Однако этого не произошло по той простой причине, что дух дагестанского народа не захотел поменять укоренившиеся с Россией устои, традиции, которые складывались на протяжении нескольких десятков веков. В связи с чем, с помощью Российских вооруженных сил, правоохранительных органов Республики Дагестан и ополченцев из числа простых граждан Республики Дагестан, был дан отпор, отбиты все позиции врага.

В 2000 г. на всем Северном Кавказе начали проводиться организованные спецоперации по задержанию и привлечению к уголовной ответственности, а в необходимых случаях уничтожению, членов НВФ, в том числе и их лидеров — приверженцев «ваххабизма».

Так, 5 июля 2005 г. в г. Махачкала Республики Дагестан по ул. М. Гаджиева в ходе проведения спецоперации при оказании сопротивления силам правопорядка был уничтожен главарь (эмир) НВФ Р.М. Мака-шарипов3, возглавлявший «ваххабистское» течение на территории Дагестана в период с 2002 по 2005 гг. При непосредственном участии и руководстве Макашарипова из Чеченской Республики осуществлялось финансирование проводимых в Дагестане террористических актов и преступлений, направленных против жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких. Эти деяния отличались своей дерзостью и свидетельствовали о ненависти преступников по отношению к представителям власти, подтверждая тем самым нестабильность в сферах управления и обеспечения общественной безопасности на Северном Кавказе.

Конечно, благодаря проводимым в последние годы в республиках Северного Кавказа российскими правоохранительными органами мероприятиям антитеррористического и антикриминального характера, на сегодня в них в определенной мере удалось стабилизировать обстановку.

Однако это не означает, что проблема противодействия на данной территории терроризму и посягательствам на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих перестала быть актуальной.

Такого рода посягательства продолжают оставаться распространенными в названных республиках, и прежде всего, в Республике Дагестан.

Наряду со сложной оперативной обстановкой, немаловажным фактором увеличения числа рассматриваемого вида посягательств, является вовлечение в преступную деятельность террористического характера значительного числа представителей различных слоев населения из регионов России с высоким уровнем политической нестабильности и распространением политического экстремизма.

К числу основных признаков рассматриваемых преступлений относится четкая налаженность, стабильность и организованность главарей — «эмиров» преступных сообществ. В связи с этим следует отметить, что для осуществления контроля и предотвращения такого рода запрещенной деятельности необходимо создать относительно устойчивую систему структур, деятельность которых будет направлена, прежде всего, на выявление преступных сообществ экстремистской и террористической направленности и предотвращение совершаемых ими посягательств.

Посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, совершаемые на Северном Кавказе, отличаются своей дерзостью и агрессивностью. Проведенный нами анализ такого рода преступлений указал на ужасающую действительность.

Во-первых, сам по себе факт посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов уже является немыслимой дерзостью.

Во-вторых, способы совершения подобных посягательств — исключительно с использованием взрывных устройств, огнестрельного, гладкоствольного или нарезного оружия. Кроме того, большинство из рассматриваемых деяний совершались путем расстрела «в упор» в местах общественного пребывания (на рынках, в развлекательных комплексах, дворах жилых домов и т. д.). Так, например, с 2003 по 2005 г. в Махачкале «эмир» — руководитель

преступного сообщества НВФ Р.М. Мака-шарипов и члены его группы совершали посягательства на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких из мести за законную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, именно такими способами, что подтверждается материалами уголовных дел, по которым они понесли наказание4.

Незаконным вооруженным формированием под руководством Р.М. Макашари-пова были совершены сотни преступлений, связанных с посягательством на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких.

Посягательства совершались очень дерзко и агрессивно, что вызывало опасения и обеспокоенность у Президента России и глав субъектов Федерации, граничащих или расположенных недалеко от Дагестана, так как действия преступников, в конечном счете, были направлены непосредственно на свержение конституционного строя, свержение законной власти в Республике Дагестан.

Сегодня эти преступления, связанные с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов, являются глобальной проблемой всего государства в целом.

В современный период посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких в совокупности с остальными преступлениями, совершаемыми в республиках Южного федерального округа, которым противостоят сотрудники органов внутренних дел, ФСБ, прокуратуры, органов правосудия и военнослужащие, привлекаемые к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в субъектах РФ на Северном Кавказе, продолжают представлять серьезную опасность функционированию в них органов власти и управления России и проживанию там населения. Тем самым давно назрела необходимость принятия в этих субъектах Федерации действенных мер социально-экономического и организационного характера, связанных с оздоровлением политической и экономической ситуации, и внедрением в правоохранительную систему оперативно-технических средств по изобличению, пресечению преступлений.

При этом особое внимание должно быть уделено подбору компетентных, профессиональных кадров для правоохранительных органов.

В контексте рассматриваемого вопроса немаловажное значение имеет проблема, связанная со сбором оружия, находя-

см

О!

О) О О СМ

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

щегося у граждан юга России, которое оказалось у них в период войны и проведения контртеррористической операции в Чечне в 1994-2002 гг. и во время военных действий, проходивших в Республике Дагестан в 1999 г.

Несмотря на поставленную соответствующую задачу перед правоохранительными органами ЮФО по изъятию и сбору незаконно находящегося у населения оружия, были предприняты ими в данном направлении соответствующие меры, решить эту проблему до сих пор не удалось. Неисполнение задачи связано с тем, что

некоторые граждане, проживающие в республиках Северного Кавказа, до сих пор сознательно укрывают оружие и нередко, как показало изучение следственной и судебной практики по Дагестану, используют его против сотрудников правоохранительных органов, посягая на их жизнь и здоровье. В этой связи проблема обеспечения добровольной выдачи оружия лицами, незаконно его хранящими, изъятия его у таких лиц, продолжает оставаться в республиках Северного Кавказа актуальной и требует принятия в рамках закона решительных мер.

Литература и примечания

1. Курс советского уголовного права. Т. 4. — М.: Наука, 1973. С. 251-277.

2. Состояние борьбы с преступностью. — М.: Изд-во ГИАЦ МВД РФ за 1997-2007 гг.

3. Уголовное дело № 568406 от 22 марта 2006 г. // Архив Верховного суда Республики Дагестан.

4. Уголовные дела № 301796; 568406; 568258; 568406; 668276 // Архив Верховного суда Республики Дагестан за 2003-2005 гг.

Понятие рынка труда

Оганян Т.Р.'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article offers different approaches to define the labor market based on the analysis of its components.

В современной российской экономической науке и теории трудового права сформировался взгляд на рынок труда как на систему социально-экономических (общественных) отношений между его субъектами1. Например, А. Кашепов определяет рынок труда как систему общественных отношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека воспроизводство, обмен по цене, зависящей от соотношения спроса и предложения, и использование труда2. А. Никифорова также понимает рынок труда как систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый баланс интересов между участвующими на рынке труда акторами: предпринимателями, трудящимися и государством3. В. Буланов определяет рынок труда как товарно-денежные отношения, связанные со спросом на рабочую силу, с использованием и вознаграждением работника, отработанным рабочим временем4.

Нередко встречаются и другие определения рынка труда, базирующиеся на анализе его составных компонентов. Например, А. Котляр трактует рынок труда как совокупный спрос и предложение рабочей силы, взаимодействие которых обеспечивает размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной де-

ятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах5. При этом все равно отмечается факт формирования отношений между работодателями и наемными работниками, способствующих соединению рабочей силы со средствами производства, а также определяющих сущность рынка труда. Таким образом, точкой пересечения различных позиций можно считать признание существования системы социально-экономических отношений между субъектами рынка труда как одного из его ключевых факторов.

На основе сопоставления имеющихся в отечественной экономической литературе позиций Ю. Одегов и Г. Руденко предложили следующее определение рынка труда: это — система социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования рабочей силы в условиях ее товарности. Названные авторы считают, что данное определение применимо к рынкам труда всех уровней (страны, отрасли, региона, организации), так как сущность социально-трудовых отношений определяется типом экономической системы, в рамках которой функционируют все административно-хозяйственные образования6.

Приведенные определения сформулированы учеными экономистами, но их содержание сопоставимо с содержанием

Следователь Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.