Все рассмотренные ранее разделы и блоки имеют условные наименования и на практике представляют собой систему элементов программного комплекса, которые охватывают все процессы скорингового анализа и сводят к минимуму участие сотрудников страховой компании. Программный комплекс интегрирует не только рассмотренные условные модули и блоки, но и вписывается в ГГ-архитектуру, которая должна существовать в страховой компании. Хранилища данных, автоматизированные страховые системы и программный комплекс скоринговой системы должны представлять единое ГТ-пространство. Кроме того, программный комплекс должен иметь возможность моделировать ситуации и прогнозировать их развитие.
Важным признаком программного ком-
плекса является его гибкость и вариативность. Это означает, что все элементы системы могут быть настроены для конкретного страховщика в соответствии с его политикой в отношении риск-менеджмента, стратегией развития, страновыми и региональными различиями.
Гаким образом, интегрируя все элементы концептуальной модели системы ско-ринга, рассмотренные в работе, а также учитывая современные тенденции в развитии финансовой сферы, можно с уверенностью сказать, что скоринговая система в полной мере сможет выполнять поставленную задачу — комплексный и всесторонний анализ клиентов страховой компании с целью определения риска проведения незаконных операций, связанных с легализацией преступных доходов и мошенничеством.
Литература и примечания
1. [Электронный ресурс]: www.fortеnt.com.
2. Герасимов П.А. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов. — М., 2006.
Уголовно-правовая характеристика
посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершаемых на Северном Кавказе
Магомедов М. М. *
It is shown in the article the detective andjuristic characterization of criminal intrusion toward to law enforcement bodies officers placed in the North Caucasus.
Год от года в России увеличивается число посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, а также их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Особенность данного вида посягательств заключается в том, что, как правило, они носят организованный характер.
Необходимость криминализации рассматриваемого рода посягательств на жизнь и здоровье лиц, призванных осуществлять от имени государства охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, встала перед отечественным законодателем очень давно.
Так, вслед за принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1962 г., УК РСФСР 1960 г. был до-
полнен статьями 191-1, 191-2, 192-1, предусматривающими ответственность за сопротивление работнику милиции или народному дружиннику, посягательство на жизнь данных лиц и за их оскорбление, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности1. Такой подход государства в данной сфере, к периоду принятия указанных законодательных решений, обусловливался тем, что в настоящее время увеличилось число посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, связанных с воспрепятствованием их служебной деятельности и как месть за нее.
В ст.ст. 317, 318, 319 действующего УК РФ свое дальнейшее закрепление и развитие нашли основные положения ст.ст. 191-1, 191-2, 192-1 УК РСФСР 1960 г. Посредс-
Адъюнкт Академии управления МВД России.
СЧ
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
твом этого современное уголовное законодательство России предусмотрело достаточно полную систему норм, призванных обеспечить уголовно-правовую охрану лиц, выполняющих свой служебный долг, а также их близких родственников. Эта система сложилась в результате внесения в УК РФ на протяжении многих лет изменений и дополнений, направленных на усиление охраны таких лиц. В числе преступлений, предусмотренных указанными нормами УК, наибольшую распространенность имеют посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Так, если в 1997 г. всего было совершено 393 преступления, квалифицируемых по ст. 317 УК РФ, то их число в 2007 г. составило уже 6922, т. е. выросло без малого в два раза.
Такая тенденция роста характеризуется еще и тем, что сегодня посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов приобрели еще и более насыщенную окраску, выражающуюся в большой агрессивности и дерзости совершения таких посягательств.
Анализ статистических данных, полученных из ГИАЦ МВД России, указывает на следующее. Из общего числа совершенных в РФ преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ, большая часть приходится на регионы Северного Кавказа, а именно 63 %, и на протяжении последних десяти лет продолжался рост деяний такого рода. Особо этим отличаются от других субъектов Федерации такие республики Южного федерального округа, как Дагестан, Чечня, Ингушетия и Кабардино-Балкария, что свидетельствует об опасных тенденциях развития рассматриваемого рода преступлений и необходимости повышения эффективности борьбы с ними. При этом в названных республиках самым ужасающим остается тот факт, что посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих становятся в них заметным средством достижения различного рода целей в борьбе за власть, в навязывании преступными элементами своей деструктивной политики, и противоречащего традиционному исламу религиозного течения «ваххабизм».
Мы не можем утверждать, а можем только предполагать, что явилось причиной роста числа рассматриваемых преступлений на Северном Кавказе? По нашему мнению она кроется в чеченских событиях. До и во время обоих чеченских войн на территории Чечни стали создаваться незаконные вооруженные формирования (НВФ), их число росло с каждым днем. НВФ совершали различного рода преступления, в том числе и посягательс-
тва на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, а также и на других лиц.
Состав НВФ носил многонациональный характер, в него входили не только представители из числа народов, населяющих Северный Кавказ, но и из ближнего и дальнего зарубежья, которые являлись приверженцами течения «ваххабизм». Участники НВФ совершали на всем Северном Кавказе тяжкие и особо тяжкие преступления. Основной всплеск совершаемых ими посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих имел место в 1999 г., когда НВФ из Чеченской Республики незаконно вторглись на территорию Дагестана. Цель их заключалась в присоединении Республики Дагестан к «Ичкерии» с одновременным отделением республики от России и формированием отдельного самостоятельного исламского государства, в котором будут действовать «ваххабист-ские» порядки. Однако этого не произошло по той простой причине, что дух дагестанского народа не захотел поменять укоренившиеся с Россией устои, традиции, которые складывались на протяжении нескольких десятков веков. В связи с чем, с помощью Российских вооруженных сил, правоохранительных органов Республики Дагестан и ополченцев из числа простых граждан Республики Дагестан, был дан отпор, отбиты все позиции врага.
В 2000 г. на всем Северном Кавказе начали проводиться организованные спецоперации по задержанию и привлечению к уголовной ответственности, а в необходимых случаях уничтожению, членов НВФ, в том числе и их лидеров — приверженцев «ваххабизма».
Так, 5 июля 2005 г. в г. Махачкала Республики Дагестан по ул. М. Гаджиева в ходе проведения спецоперации при оказании сопротивления силам правопорядка был уничтожен главарь (эмир) НВФ Р.М. Мака-шарипов3, возглавлявший «ваххабистское» течение на территории Дагестана в период с 2002 по 2005 гг. При непосредственном участии и руководстве Макашарипова из Чеченской Республики осуществлялось финансирование проводимых в Дагестане террористических актов и преступлений, направленных против жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких. Эти деяния отличались своей дерзостью и свидетельствовали о ненависти преступников по отношению к представителям власти, подтверждая тем самым нестабильность в сферах управления и обеспечения общественной безопасности на Северном Кавказе.
Конечно, благодаря проводимым в последние годы в республиках Северного Кавказа российскими правоохранительными органами мероприятиям антитеррористического и антикриминального характера, на сегодня в них в определенной мере удалось стабилизировать обстановку.
Однако это не означает, что проблема противодействия на данной территории терроризму и посягательствам на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих перестала быть актуальной.
Такого рода посягательства продолжают оставаться распространенными в названных республиках, и прежде всего, в Республике Дагестан.
Наряду со сложной оперативной обстановкой, немаловажным фактором увеличения числа рассматриваемого вида посягательств, является вовлечение в преступную деятельность террористического характера значительного числа представителей различных слоев населения из регионов России с высоким уровнем политической нестабильности и распространением политического экстремизма.
К числу основных признаков рассматриваемых преступлений относится четкая налаженность, стабильность и организованность главарей — «эмиров» преступных сообществ. В связи с этим следует отметить, что для осуществления контроля и предотвращения такого рода запрещенной деятельности необходимо создать относительно устойчивую систему структур, деятельность которых будет направлена, прежде всего, на выявление преступных сообществ экстремистской и террористической направленности и предотвращение совершаемых ими посягательств.
Посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, совершаемые на Северном Кавказе, отличаются своей дерзостью и агрессивностью. Проведенный нами анализ такого рода преступлений указал на ужасающую действительность.
Во-первых, сам по себе факт посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов уже является немыслимой дерзостью.
Во-вторых, способы совершения подобных посягательств — исключительно с использованием взрывных устройств, огнестрельного, гладкоствольного или нарезного оружия. Кроме того, большинство из рассматриваемых деяний совершались путем расстрела «в упор» в местах общественного пребывания (на рынках, в развлекательных комплексах, дворах жилых домов и т. д.). Так, например, с 2003 по 2005 г. в Махачкале «эмир» — руководитель
преступного сообщества НВФ Р.М. Мака-шарипов и члены его группы совершали посягательства на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких из мести за законную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, именно такими способами, что подтверждается материалами уголовных дел, по которым они понесли наказание4.
Незаконным вооруженным формированием под руководством Р.М. Макашари-пова были совершены сотни преступлений, связанных с посягательством на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких.
Посягательства совершались очень дерзко и агрессивно, что вызывало опасения и обеспокоенность у Президента России и глав субъектов Федерации, граничащих или расположенных недалеко от Дагестана, так как действия преступников, в конечном счете, были направлены непосредственно на свержение конституционного строя, свержение законной власти в Республике Дагестан.
Сегодня эти преступления, связанные с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов, являются глобальной проблемой всего государства в целом.
В современный период посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких в совокупности с остальными преступлениями, совершаемыми в республиках Южного федерального округа, которым противостоят сотрудники органов внутренних дел, ФСБ, прокуратуры, органов правосудия и военнослужащие, привлекаемые к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в субъектах РФ на Северном Кавказе, продолжают представлять серьезную опасность функционированию в них органов власти и управления России и проживанию там населения. Тем самым давно назрела необходимость принятия в этих субъектах Федерации действенных мер социально-экономического и организационного характера, связанных с оздоровлением политической и экономической ситуации, и внедрением в правоохранительную систему оперативно-технических средств по изобличению, пресечению преступлений.
При этом особое внимание должно быть уделено подбору компетентных, профессиональных кадров для правоохранительных органов.
В контексте рассматриваемого вопроса немаловажное значение имеет проблема, связанная со сбором оружия, находя-
см
О!
О) О О СМ
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
щегося у граждан юга России, которое оказалось у них в период войны и проведения контртеррористической операции в Чечне в 1994-2002 гг. и во время военных действий, проходивших в Республике Дагестан в 1999 г.
Несмотря на поставленную соответствующую задачу перед правоохранительными органами ЮФО по изъятию и сбору незаконно находящегося у населения оружия, были предприняты ими в данном направлении соответствующие меры, решить эту проблему до сих пор не удалось. Неисполнение задачи связано с тем, что
некоторые граждане, проживающие в республиках Северного Кавказа, до сих пор сознательно укрывают оружие и нередко, как показало изучение следственной и судебной практики по Дагестану, используют его против сотрудников правоохранительных органов, посягая на их жизнь и здоровье. В этой связи проблема обеспечения добровольной выдачи оружия лицами, незаконно его хранящими, изъятия его у таких лиц, продолжает оставаться в республиках Северного Кавказа актуальной и требует принятия в рамках закона решительных мер.
Литература и примечания
1. Курс советского уголовного права. Т. 4. — М.: Наука, 1973. С. 251-277.
2. Состояние борьбы с преступностью. — М.: Изд-во ГИАЦ МВД РФ за 1997-2007 гг.
3. Уголовное дело № 568406 от 22 марта 2006 г. // Архив Верховного суда Республики Дагестан.
4. Уголовные дела № 301796; 568406; 568258; 568406; 668276 // Архив Верховного суда Республики Дагестан за 2003-2005 гг.
Понятие рынка труда
Оганян Т.Р.'
The article offers different approaches to define the labor market based on the analysis of its components.
В современной российской экономической науке и теории трудового права сформировался взгляд на рынок труда как на систему социально-экономических (общественных) отношений между его субъектами1. Например, А. Кашепов определяет рынок труда как систему общественных отношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека воспроизводство, обмен по цене, зависящей от соотношения спроса и предложения, и использование труда2. А. Никифорова также понимает рынок труда как систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый баланс интересов между участвующими на рынке труда акторами: предпринимателями, трудящимися и государством3. В. Буланов определяет рынок труда как товарно-денежные отношения, связанные со спросом на рабочую силу, с использованием и вознаграждением работника, отработанным рабочим временем4.
Нередко встречаются и другие определения рынка труда, базирующиеся на анализе его составных компонентов. Например, А. Котляр трактует рынок труда как совокупный спрос и предложение рабочей силы, взаимодействие которых обеспечивает размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной де-
ятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах5. При этом все равно отмечается факт формирования отношений между работодателями и наемными работниками, способствующих соединению рабочей силы со средствами производства, а также определяющих сущность рынка труда. Таким образом, точкой пересечения различных позиций можно считать признание существования системы социально-экономических отношений между субъектами рынка труда как одного из его ключевых факторов.
На основе сопоставления имеющихся в отечественной экономической литературе позиций Ю. Одегов и Г. Руденко предложили следующее определение рынка труда: это — система социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования рабочей силы в условиях ее товарности. Названные авторы считают, что данное определение применимо к рынкам труда всех уровней (страны, отрасли, региона, организации), так как сущность социально-трудовых отношений определяется типом экономической системы, в рамках которой функционируют все административно-хозяйственные образования6.
Приведенные определения сформулированы учеными экономистами, но их содержание сопоставимо с содержанием
Следователь Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации.