УДК 343.823-057
ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ ГОНЧАРОВ,
доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГРУШИН, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
ОКСАНА ВАЛЕНТИНОВНА ПОЛОСУХИНА, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ (С УЧЕТОМ ВЗГЛЯДОВ М. Н. ГАЛКИНА-ВРАСКОГО)
Для цитирования
Гончаров, Д. Ю. Уголовно-исполнительная политика в сфере труда осужденных к лишению свободы (с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского) / Д. Ю. Гончаров, Ф. В. Грушин, О. В. Полосухина // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13(1-4), № 4. - С. 377-381.
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с уголовно-исполнительной политикой нашего государства в сфере труда осужденных к лишению свободы. Анализируется история развития института лишения свободы и организации труда осужденных на различных этапах существования России: дореволюционном, советском и постсоветском. В рамках дореволюционного периода изучаются особенности труда осужденных в тюрьмах с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского. При анализе советского периода, с точки зрения использования труда осужденных, показано преобладание экономической составляющей над воспитательной. Изложены основные направления развития института труда осужденных к лишению свободы, предусмотренные Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Показаны пять основных форм организации труда осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. На основании проведенного анализа выявлены проблемы, требующие скорейшего разрешения: крайне низкая занятость осужденных к лишению свободы на оплачиваемых работах; соотношение норм трудового и уголовно-исполнительного законодательства; низкая оплата труда осужденных; передача части полномочий в сфере уголовно-исполнительного законодательства региональным властям; отсутствие в российском законодатель-
© Грушин Ф. В., Гончаров Д. Ю., Полосухина О. В., 2018
стве льгот и преференций для организаций, осуществляющих производственную деятельность с использованием труда осужденных; нехватка современного оборудования, необходимого для обеспечения занятости осужденных. Кроме того, в статье содержится ряд предложений организационно-правового характера, направленных на совершенствование действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства в сфере труда осужденных к лишению свободы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, уголовно-исполнительное законодательство, осужденные, труд, М. Н. Галкин-Враской.
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации труд является одним из основных средств исправления осужденных. От того, как будет налажен процесс привлечения осужденных к труду, решена проблема их занятости и организовано трудовое воспитание, зависят не только экономические и хозяйственные результаты трудового использования, но и уровень преступности, а также охрана прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
На протяжении всей истории развития отечественной системы исполнения уголовных наказаний труд являлся неотъемлемым атрибутом лишения свободы. Можно с большой долей уверенности утверждать, что труд осужденных прошел несколько этапов своего развития - начиная от использования дешевой рабочей силы при ссылке на каторжные работы в отдаленные местности империи в эпоху Петра I и заканчивая современным правовым регулированием, предусматривающим переход от экономической составляющей труда к его воспитательному значению.
Впервые организация работ в местах лишения свободы различного типа была закреплена в Законе от 6 января 1886 г. [1, с. 388], в основу которого легли такие положения, как обязательность труда для различных категорий заключенных, некоторые денежные вознаграждения за произведенную работу в зависимости от вида лишения свободы, материальная заинтересованность тюремной администрации в работе.
Введение обязательного труда в местах лишения свободы на практике вызывало большие трудности. В тюремных зданиях совершенно не было помещений, приспособленных для того или иного вида труда. Не существовало никакого предшествующего опыта, отсутствовали инструменты и сырье, не было спроса на арестантский труд. В силу этого не удивительно, что первоначально работа заключенных сводилась к таким занятиям, которые не требовали для их выполнения особых помещений, сложных инструментов и предварительной подготовки: очистка улиц города, отхожих мест, пилка дров и т. д. [2, с. 29].
Представляется весьма интересным рассмотреть условия труда осужденных второй половины XIX в., описанные русским ученым-пенитенциаристом и государственным деятелем той эпохи Михаилом Николаевичем Галкиным-Враским.
«При переводе в тюрьму арестантов, все они, без изъяна, обязаны работать. Работы разделяются на три вида: черные, сырые и белые.
Черные заключаются: а) в содержании в чистоте тюремных зданий и двора, б) выпилке и носке дров, в) в работах земляных и огородных.
Сырые состоят: а) в стирке белья; б) в щипании пеньки; в) в витье веревок и каната и тому подобных работах.
Белые работы состоят в разного рода мастерствах и ремеслах, в изготовлении арестантам пищи.
Черные работы безвозмездны и обязательны до 10 часов в день для всех заключенных, иными работами не занятых. Для занятых белыми и сырыми работами черные работы также обязательны, но в течение лишь двух часов в день.
Сырые и белые работы пользуются вознаграждением: сырые в количестве одной трети заработанного каждым арестантом, а белые в количестве половины заработанного каждым же арестантом. При этом заработанная плата определяется по таксе, применительно к вольным рабочим ценам, исчисляемым на каждый предмет сделки.
Работающие на кухне, хлебопекарне и квасоварне получают помесячно или поденно, сообразно среднему заработку, получаемому работающим по мастерствам. Мастеровые арестанты, пока мастерству не научатся, никакой платы не получают.
Работы в мастерских производятся при молчании. Заработанные каждым арестантом деньги отмечаются в рабочей, каждому отдельно выданной, тетрадке. Деньги хранятся в казенном сундуке, в особом арестантском ящике, в пакетах на имя каждого арестанта. Ключ от ящика поручается избираемому арестантами из своей среды казначею.
Частью заработка, до половины причитающегося арестанту, он может пользоваться в бытность в тюрьме; остальное же отдается лишь при выпуске из тюрьмы. Обозначенная часть выдается арестанту только на артельный чай, и с особого разрешения, по соглашению начальника тюрьмы с директором по хозяйственной части, в пособие родным заключенных, а также на покупку бумаги для письма и книг для чтения» [3, с. 162-163].
Как видно из изложенного, использование труда осужденных к лишению свободы было достаточно передовым и гуманным даже по сравнению с современными условиями отбывания наказания. К сожалению, М. Н. Галкин-Враской описал состояние труда осужденных только в одной «передовой» тюрьме Санкт-Петербурга. Состояние дел в иных тюрьмах оставляло желать много лучшего.
Кардинальным образом не изменилась ситуация и в первые годы советской власти. Использование дешевой рабочей силы в местах заключения в системе исполнения наказаний получило новый, более качественный виток. Несмотря на то что Советское правительство официально отказалось от царской тюремной системы, использование труда осужденных на тяжелых физических работах и строительстве важных государственных объектов как в отдаленных местностях, так и в центральных районах России стало широко развиваться и набирать темпы [2, с. 30].
Советский период развития системы исполнения лишения свободы, впрочем, как и дореволюционный период, с точки зрения использования труда осужденных можно охарактеризовать существенным преобладанием экономической составляющей над воспитательной, то есть труд осужденных в первую очередь рассматривался как способ использования дешевой рабочей силы для решения экономических и хозяйственных вопросов и только во вторую очередь - как средство исправления, воспитания осужденных.
С развалом СССР рухнула и плановая экономика, которая позволяла использовать труд в отношении 100 % осужденных. Если в первые годы существования Российской Федерации еще как-то удавалось совмещать новую рыночную экономику со старой системой использования труда осужденных, то в дальнейшем это становилось все труднее. В результате был принят Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"». Обусловленность данного Закона определялась тем, что с принятием ряда законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных унитарных предприятий как
организаций, основной целью деятельности которых является получение прибыли, предприятия исправительных учреждений в силу специфики своей деятельности не могут больше функционировать в данной организационно-правовой форме как коммерческие организации (по существу, они ими и не являлись).
В результате произошла переориентация деятельности производственного сектора уголовно-исполнительной системы на решение в первую очередь социальных задач, связанных с подготовкой человека к нормальной жизни и работе после освобождения.
В настоящее время в соответствии со ст. 103, 106 УИК РФ, а также ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено наличие пяти основных форм организации труда осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
1. Организация труда в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания.
2. Организация труда на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы.
3. Организация труда осужденных на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их.
4. Организация оплачиваемых работ осужденных по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
5. Организация бесплатных работ осужденных по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определены основные направления развития в сфере трудовой деятельности осужденных:
- создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;
- широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;
- разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости;
- проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания;
- создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы;
- активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях;
- расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;
- разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспече-
ния нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции;
- обновление производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности;
- оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;
- определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;
- участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных.
В заключение следует выделить ряд современных проблем, связанных с использованием труда осужденных к лишению свободы:
- крайне низкая занятость осужденных к лишению свободы на оплачиваемых работах. Как следует из доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2015-2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний, вывод осужденных на оплачиваемые работы не превышает 40 % их среднесписочной численности;
- недостаточное правовое регулирование, связанное с соотношением норм трудового и уголовно-исполнительного законодательства [4, с. 99-110];
- низкая оплата труда осужденных;
- вопросы, связанные с социальной адаптацией осужденных, их трудоустройством в период отбывания наказания и ряд других, вряд ли могут быть эффективно разрешены без участия субъектов РФ. Таким образом, отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о передаче части полномочий в сфере уголовно-исполнительного законодательства региональным властям;
- отсутствие в российском законодательстве льгот и преференций для организаций, осуществляющих производственную деятельность с использованием труда осужденных;
- нехватка оборудования, необходимого для обеспечения занятости осужденных, а также наличие устаревшего оборудования, не позволяющего конкурировать с коммерческими организациями в плане эффективности организации производственного процесса.
Это далеко не полный перечень проблем, связанных с использованием труда осужденных. От того, как удастся разрешить существующие проблемы в рассматриваемой сфере, зависит в целом эффективность процесса исполнения уголовного наказания и достижение одной из основных целей - исправление осужденных.
Библиографический список
1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы : в 5 т. М., 1961. Т. 3. 430 с.
2. Шамсунов С. Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы) : монография. Рязань, 2003. 304 с.
3. Галкин М. Н. Материалы к изучению тюремнаго вопроса. 2-е изд. СПб., 1868. 168 с.
4. Чубраков С. В. Отношения в сфере труда осужденных: правовая природа и проблемы регулирования // Вестник Томского государственного университета. Серия Право. 2014. № 4(14). С. 99-110.