УДК 343.813:94(47)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ В ПЕРИОД 1917 - 1922 Г.Г.
(ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
© 2016
Родионов Алексей Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры
«Экономика и менеджмент» Академия ФСИН России (390000, Россия, Рязань, улица Сенная 1, E-mail: [email protected]) Аннотация. В статье приведены результаты историко-правового исследования отдельных аспектов реализации государственной уголовно-исполнительной политики России в сфере организации труда осужденных в 1917 - 1922 г.г. Определено, что Временное правительство рассматривало государственную уголовно-исполнительную политику в числе своих приоритетов. Уголовно-исполнительная система стала объектом первоочередных реформ, которые так и не начались ни в социальной на в экономической сферах. Обосновано, что скорость, с которой происходило разрушение российской УИС в 1917-1918 г.г., а также масштабы и последствия этих деструктивных явлений свидетельствуют об их направленности на дестабилизацию ситуации в обществе и углублении революционной ситуации. Наличие параллельных структур, исполнявших уголовные наказания в период гражданской войны, свидетельствует о существенных сложностях в процессах централизации и формирования единой уголовно-исполнительной системы в советской России. Установлено, что дестабилизация уголовно-исполнительной системы оказала влияние на масштабы и характер дальнейших событий гражданской войны. Спецконтингент пенитенциарных учреждений во многом стал социальной базой для начала гражданского конфликта, а также разрушения существовавших государственных и социально-экономических институтов. Обосновано, что разрушение системы организации труда в уголовно-исполнительной системе в период между революциями 1917 г. способствовали дестабилизации социально-экономического положения в стране. При этом воссоздание уголовно-исполнительной системы и обеспечение общественного порядка в дальнейшем строилось на процессах массовой организации труда осужденных.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, труд, революция, осужденные, государственная политика
PUBLIC PENAL POLICY OF RUSSIA IN THE SPHERE OF CONVICT'S LABOUR ORGANIZATION IN THE PERIOD OF 1917 - 1922 (HISTORICAL-LEGAL RESEARCH)
© 2016
Rodionov Alexey Vladimirovich, doctor of economic sciences, professor of the Department of Economy and Management Academy of the FPS of Russia (390000, Russia, Ryazan, Sennaya Street 1, E-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the results of historical-legal study of certain aspects of the implementation of the state penal policy of Russia in the sphere of convicts' labour organization in 1917 - 1922. Determined that the Provisional government considered the state penal policy among its priorities. The correctional system has become the object of priority reforms, which have not started neither in the social nor in economic spheres. It is proved that the speed of the destruction of the Russian penal policy in 1917-1918, as well as the magnitude and impact of these destructive phenomena, are the evidence of their orientation on destabilization of the situation in society and the deepening of the revolutionary situation. The existence of parallel structures, performing criminal sanctions in the period of the civil war demonstrates significant difficulties in the processes of centralization and the formation of a united penal system in the Soviet Russia. It is established that destabilization of the penal system have influenced the scope and nature of further developments of the civil war. A special contingent of the penitentiary institutions has become the kind of a social base for the beginning of the civil war, and the destruction of existing state and socio-economic institutions. It is proved that the destruction of the system of labour organization in penal system in the period between the revolutions of 1917 contributed to the destabilization of the socio-economic situation in the country. The reconstruction of penal system and establishing of public order in the future was based on the mass organizations of convicts' labor
Keywords: penal system, labour, revolution, prisoners, public policy
Постановка проблемы. Государственная уголовно-исполнительная политика является важной составляющей государственной политики в сфере общественной безопасности и охраны правопорядка. При этом труд осужденных на протяжении многих лет рассматривался в качестве одного из основных (а часто и безальтернативных) способов обеспечения ресоциализации преступников. В научной литературе институт организации труда осужденных часто рассматривается как система общественных отношений, которая складывается на определенном историческом этапе. При этом особенности этих общественных отношений определяются существующей правовой доктриной и объективными социально-экономическими условиями, существовавшими на том или ином этапе общественного развития.
В тоже время, заслуживает внимания анализ отдельных особенностей государственной уголовно-исполнительной политики с субъективной точки зрения. Т.е. ее оценка не как следствия существующих объективных условий, а как двигателя и основы для формирования новой исторической реальности. В данном случае, возможно говорить о государственной уголовно-исполнительной политике и системах организации труда осужденных как об инструментах достижения определенных
целей и решения конкретных задач. И если сложившиеся социально-экономические отношения на определенном историческом этапе являются объективными и достаточно просто прослеживаются, то задачи и цели, решаемые при помощи реализации отдельных положений государственной уголовно-исполнительной политики, заслуживают отдельного историко-правового исследования.
Анализ исследований и публикаций. Проблематика формирования и реализации государственной уголовно-исполнительной политики России в исследуемом историческом периоде рассматривалась в работах Познышева С.В. [1], Фумм А.М. [2], Реента Ю.А. [3; 4; 5], Жигалевой А.В. [5], Мотина А.В. [6], Зубкова А.И., Калинина Ю.И., Сысоева В.Д. [7], Деткова М.Г. [8] Несмотря на значительное внимание, которое было уделено многим аспектам функционирования российской уголовно-исполнительной системы (далее УИС) в исследуемом периоде, проблематика организации труда осужденных остается актуальным направлением дальнейших научных исследований.
Целью статьи является представление результатов историко-правового исследования отдельных аспектов реализации государственной уголовно-исполнительной
политики России в сфере организации труда осужденных в 1917 - 1922 г.г.
Основной материал исследования. Февральская революция 1917 г. оказала значительное влияние на все сферы общественной жизни вчерашней Империи. Фактическое безвластие со слабым Временным правительством в руководстве страны создавало почву для массовых волнений и беззакония не только в свободном обществе, но и в местах лишения свободы. Проследить это можно по хронологии нормативных документов, издаваемых в Зимнем дворце весной 1917 г. Если в приказе № 1 от 08.03.1917 г. говорилось о необходимости соблюдения законности, а наказание - является важной составной частью исправления и перевоспитания вчерашних преступников, то уже менее чем через десять дней, 17.03.1917 г. был издан приказ № 2, по которому была объявлена амнистия и были выпущены десятки тысяч уголовных преступников, подавляющее меньшинство из которых были осуждены по политическим статьям.
Приказ № 2 был издан по причине начала массовых акций неповиновения и бунтов в местах лишения свободы. Арестанты быстро смогли понять дух того времени и свои перспективы в условиях фактического безвластия в стране. Осужденные перестали выходить на работы, начались погромы с разрушением и разграблением материальной базы производства в местах лишения свободы [1].
Параллельно шел процесс реформирования системы управления органами и учреждениями исполнения уголовных наказаний. До начала событий февраля 1917 года, как уже отмечалось, подавляющее большинство тюрем находилось в ведении ГТУ, подчинявшегося министерству юстиции. Для контроля над местными тюрьмами, губернские тюремные отделения пользовались помощью местных структур МВД. После революции все подразделения МВД, участвовавшие в управлении тюрьмами, были ликвидированы. ГТУ было переименовано в Главное управление местами заключения (ГУМЗ) и получило монопольный контроль над управлением всей системой исполнения наказаний. Органы ГУМЗ на местах - тюремные инспекции, оставшись без организационной и кадровой поддержки МВД, начали быстро терять контроль над ситуацией в местах лишения свободы, особенно в провинции.
Руководство ГУМЗ периода Временного правительства декларировало труд, как необходимое условие отбывания наказания в виде лишения свободы, которое осуществляется с целью влияния на личность осужденного. Таким образом, труд рассматривался не только как составляющая уголовной репрессии, а как средство перевоспитания. Циркуляр ГУМЗ № 62 от 18.07.1917 г. утверждал, что трудовая деятельность осужденных должна давать знания, с которыми после освобождения из мест лишения свободы они смогут найти работу.
Предполагалось, что труд будет оказывать психологическое воздействие, менять восприятие осужденными общепринятых ценностей, станет основой побуждающей их самоуважение, а также уважение прав и законных интересов других людей. Но на практике все очень сильно отличалось, а циркуляры ГУМЗ приобретали декларативный характер.
Учитывая то, что Временное правительство слабо контролировало ситуацию в стране, стало очевидно, что его подведомственные учреждения (в частности ГУМЗ) недостаточно контролировали ситуацию в системе исполнения уголовных наказаний. Развал экономики России привел к массовой безработице и в местах лишения свободы. В тех учреждениях, где производство все еще сохранялось, их администрация руководствовалась еще дореволюционными нормативными актами.
Учитывая то, что в дореволюционной России труд рассматривался в значительной мере, как элемент уголовного наказания для лиц, приговоренных к лишению свободы, и с такой относительно не усложненной
функцией тюремное ведомство справлялось не без проблем (отметим, что это происходило в политически-стабильном обществе с функционирующей экономикой). Вполне естественным стало то, что ГУМЗ Временного правительства не справился с еще более масштабной задачей - учреждения труда осужденных в качестве способа изменения их психологии, мировосприятия, взглядов на жизнь, окружающих и т.д.
После революционных событий октября 1917 г. ГУМЗ перешел под контроль Наркомата юстиции (далее НКЮ). Параллельно шел процесс утраты контроля центральной власти над ситуацией в регионах. Брестский мир и начавшаяся гражданская война, немецкая оккупация части западных территорий, иностранная интервенция (на севере, Дальнем Востоке, юге бывшей империи), провозглашение различного рода народных республик на будущей территории УССР, Закавказья, Дальнего Востока, Средней Азии и т.д. - череда событий приведшая к фактическому развалу значительной части системы исполнения наказаний, сложившейся до 1917 г.
Процесс построения новой системы управления учреждениями исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы был начат в апреле 1918 г. Тогда был ликвидирован ГУМЗ и учрежден Центральный карательный отдел (далее ЦКО), который по-прежнему был подчинен НКЮ.
Первый нормативный акт, изданный НКЮ в сфере управления УИС, был направлен на организацию труда заключенных. Было принято Постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах» от 24.01.1918 г. [9] В тюрьмах должны были быть организованы рабочие команды для проведения определенных государством работ, характер и напряженность которых не должны были быть более тяжелыми по сравнению с чернорабочими. Работать должны были как подследственные, так и осужденные. Оплата труда не должна была отличаться от соответствующих значений в отрасли. Распределяться заработанные деньги должны были в определенных пропорциях: 1/3 - в общетюремный фонд; 2/3 - записывались на счет арестанта и выдавались ему по освобождении. Примечательно, что 10% заработка арестант мог потребовать выплачивать ему в конце каждой рабочей недели.
В июле 1918 г. было принято Постановление НКЮ «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)» [10] (далее Постановление 1918 г.) в котором были прописаны основополагающие принципы функционирования системы мест лишения свободы. В числе этих принципов были самоокупаемость и полное перевоспитание осужденных.
Самоокупаемость тюрем предполагала существенную активизацию процессов привлечения заключенных к принудительному труду, при этом, их трудовая деятельность должна была полностью покрывать все затраты государства на функционирование тюремного ведомства. Соответственно, характер и тяжесть труда заключенных должны были быть таковыми, что предполагалось достичь их полного перевоспитания. Постановление 1918 г. отменяло «Устав о содержащихся под стражей» и Устав «О ссылке». Отменялось также деление мест лишения свободы на разряды по тяжести наказания. В решениях судов должен был указываться только срок лишения свободы, при этом отбывание срока в обязательном порядке было связано с принудительным трудом. Примечательно, что в качестве лишения свободы рассматривалась также и такая санкция, как кратковременные принудительные работы без заключения под стражу на время, свободное от работы (до 3 месяцев).
В Постановлении 1918 г. были определены пять видов учреждений исполняющих уголовные наказания, которые находились на полном государственном финансировании: общие места заключения (тюрьмы); рефор-
матории и земледельческие колонии, как учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников; испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послаблений режима или для досрочного освобождения; карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т. п.; тюремные больницы. Самоокупаемость учреждений ЦКО НКЮ предполагалось достичь путем вычетов из заработной платы арестантов. С нетрудоспособных заключенных и подследственных, имеющих собственные средства компенсационные платежи взыскивались. Или обращалось взыскание на их имущество по предписанию руководителя места лишения свободы. ЦКО согласно Постановления 1918 г. состоял из девяти постоянных отделений и совещаний: 1. По выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; 2. Распределительное; 3. Техническое; 4. Сельскохозяйственное; 5. Врачебно-санитарное; 6. Снабжения; 7. Строительное; 8. Конвойное; 9. Помощи отбывшим наказание.
Заслуживает отдельное внимание Отделение помощи отбывшим наказание. Этому отделению полагалось вести надзор и попечение за освободившимися заключенными. Организовать выплату им субсидий, а также сбор материалов с мест постоянного места жительства вышедших на свободу арестантов относительно их дальнейшей судьбы. Заработная плата арестантов должна была соответствовать ставкам профессиональных союзов соответствующих местностей. Установление сдельных расценок зависело от заведующего работами и должно было происходить с участием представителя заключенных (привлекались по усмотрению инструкторов). Каждый заключенный имел лицевой счет и книжку, где фиксировались заработки и расходы на содержание, а также расходы заключенного из его средств. Больным без денежных средств во время болезни записи в книжку не осуществлялись.
Намного позже, в начале 1930-х, при строительстве Беломорканала, от термина перевоспитание пойдут значительно дальше. Речь уже будет идти о перековке [11]. Примечательным является то, то царское тюремное ведомство даже не пыталось достичь самоокупаемости. Чиновники всех уровней исходили из того, что производство в местах лишения свободы, да и вся система исполнения уголовных наказаний являются дотационными. При этом оправданность этих дотаций определялась степенью общественной важности выполняемых изучаемой системой функций. О полном перевоспитании осужденных также до революции вопроса никто не ставил. Это считалось недостижимым.
Утопичность сформулированных ЦКО принципов функционирования системы исполнения уголовных наказаний подтверждает полный отрыв его чиновников от реальности. В 1918 г. работой были обеспечены только 2 % заключенных. Служащие в тюрьмах не получали жалование. Как следствие, коррупционные проявления стали повсеместными, численность личного состава резко снизилась. По свидетельствам очевидцев того времени, из тюрем не уходили только ленивые или те, кому некуда было идти. Одну из петроградских тюрем в 1918 г. бездомные использовали как ночлег, приходя туда вечером и уходя утром.
Начиная с 1918 г. начался длительный процесс формирования государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом, вне зависимости от изменения целей, функций, задач, методов и организационной структуры системы, труд оставался ее центральным звеном, на организацию которого были направлены главные решения руководства силовых ведомств. Главенствующая роль труда была вполне естественной, т.к. труд в стране советов был провозглашен всеобщим и обязательным.
На протяжении всего поиска оптимальных форм ор-
ганизации труда осужденных в советской России, который затянулся до конца 1920-х г.г. продолжала декларироваться основополагающая роль труда в деле перевоспитания и исправления личности осужденного.
Организационные новации начались с того, что параллельно с ЦКО НКЮ начала функционировать система мест лишения свободы, подчинявшаяся Всероссийской чрезвычайной комиссии (далее ВЧК), где содержали активных противников новой власти. Роль этих мест лишения свободы и численность арестантов в них существенно возросли после начала гражданской войны в 1918 г. Существовала также Центральная коллегия по делам пленных и беженцев (далее Центропленбеж), которая занималась управлением сети концентрационных лагерей, в которых на начало 1918 г. содержалось 2,2 млн. чел. Обмен пленными после заключения Брестского мира освободил лагеря Центропленбежа, однако начавшаяся гражданская война опять быстро их заполнила. Именно на базе эти лагерей началось формирование системы трудовых концентрационных лагерей, ставших подведомственными комитетам ВЧК в губерниях. Легализация концентрационных лагерей произошла в декабре 1918 г. через Постановление Президиума Моссовета от 27 декабря 1918 г. «О концентрационном трудовом лагере» [12].
Поиск оптимальных форм управлением системой мест лишения свободы и координации работы структур ВЧК, Народного комиссариата внутренних дел (далее НКВД) и Центропленбежа, привело к принятию постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее ВЦИК) от 15.04.1919 г., которым всю систему мест лишения свободы передали в управление специального отдела НКВД. Уже 17.05.1919 г. это подразделение получило название Отдел принудительных работ (ОПР НКВД). С 24.05.1919 г. Центропленбеж был передан ОПР НКВД на основе принятого Советом народных комиссаров (далее СНК) декрета. ВЧК начало формирование сети лагерей принудительных работ в губерниях, которые стали основными учреждениями в системе ОПР НКВД.
В системе ОПР НКВД функционировало пять типов учреждений (лагерей принудительных работ): лагеря особого назначения, производственные лагеря, концентрационные лагеря общего типа, лагеря для военнопленных и лагеря-распределители. Их деятельность регулировалась принятым 17.05.1919 г. Постановления ВЦИК № 235 «О лагерях принудительных работ» [13].
Согласно Постановления ВЦИК № 235, трудовые лагеря предписывалось организовывать как в черте города, так и за его пределами, используя при этом церковные или помещичьи постройки (монастыри, поместья и усадьбы). В губернских городах вместимость лагерей не должна была быть меньше 300 человек. Заслуживает внимания норматив численности караульных в трудовых лагерях. При условии, что численность заключенных в лагере была меньше 300, что на каждые 15 заключенных полагалось два караульных. В случае, когда заключенных было более 300, то на каждые 10 чел. заключенных свыше 300 полагался еще один караульный. Половина караульной команды должна была нести службу внутри лагеря, другая половина могла сопровождать заключенных на внешние работы.
Заключенные назначались на работы немедленно по прибытии в лагерь и должны были заниматься физическим трудом на протяжении всего срока заключения. Вид работ должна была определять администрация лагеря. Каждый заключенный имел в канцелярии лагеря лицевой счет и книжку, куда вносились данные о его заработке, а также о расходах на его содержание и расходах произведенных из его личных средств, что допускалась правилами того времени. Рабочий день был ограничен 8 часами. Сверхурочные и ночные работы назначались исключительно с соблюдений норм КЗоТа. Сумма вычетов не могла превышать 75% заработка заключенного._
Лагеря должны были быть на полной самоокупаемости, причем этот показатель был строгой отчетности. Ответственность за него несла администрация лагеря и сами заключенные. За побег срок увеличивался вплоть до 10 кратного размера, а за повторный побег могла быть применена и высшая на тот момент мера наказания. Допускалась круговая порука заключенных. Заключенные должны были выбрать старосту, который отвечал бы перед администрацией и вступал с ней в переговоры. За отказ от работы заключенные подлежали наказанию. За хорошую работу и поведение, заключенный мог быть отпущен для жизни на свободе при условии ежедневного прихода в лагерь на работу. Допускалось досрочное освобождение осужденных.
В мае 1920 г. ОПР был повышен в статусе до Главного управления принудительных работ (далее ГУПР НКВД). В дальнейшем, вплоть до 1922 г. в стране будут функционировать две параллельные системы мест лишения свободы, подотчетные специальным службам (ГУПР НКВД и ВЧК). Некоторые исследователи связывают это с тем, что НКВД и ВЧК в 1919 - 1922 г.г. находилось одновременно под руководством Ф.Э. Дзержинского. Примечательно, что содержание мест лишения свободы из системы ВЧК проходило тогда по сметам НКВД.
Создание ряда параллельно функционирующих структур исполнения наказаний, исходя из нужд силовых ведомств, привело к тому, что в 1919 г. в РСФСР одновременно функционировало три системы учреждений исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы: ЦКО НКЮ, ГУПР НКВД и ВЧК. Статистика численности заключенных в местах лишения свободы в то время была следующей. В 1920 г.: ГУПР - 25,3 тыс. чел., ЦКО НКЮ - 47,8 тыс. чел. В конце 1921 г., соответственно 41 тыс. чел. (ГУПР НКВД) и 73,2 тыс. чел. (ЦКО НКЮ). Отметим, что в статистике численности заключенных в учреждениях ЦКО НКЮ учтены подследственные, ожидавшие приговора суда. Точной статистики численности арестантов в учреждениях ВЧК того времени нет, однако примерные данные говорят об ориентировочной численности в 50 тыс. чел. В системе ЦКО НКЮ были созданы следующие разновидности мест лишения свободы: реформатории, дома заключения, исправительные дома, земледельческие колонии. Предполагалось, что в местах лишения свободы ЦКО НКЮ будут отбывать наказания за уголовные преступления, а в лагерях ГУПР НКВД будут находиться враги советской власти. На деле, в первые годы советской власти, в условиях отсутствия уголовного кодекса и повальной безграмотности личного состава силовых ведомств на местах, реальной дифференциации заключенных в зависимости от совершенного преступления не осуществлялось. Как следствие, в 1921 г. в числе заключенных ГУПР НКВД было только 19% осужденных за контрреволюционную деятельность. Остальные отбывали наказание за классические уголовные преступления.
Учитывая то, что Постановление 1918 г. слабо коррелировало с реальностью и мало соответствовало сложившемуся после двух революций положению, нормативная база, регулировавшая процесс отбывания наказания в виде лишения свободы, требовала изменений. НКЮ РСФСР принял Постановление от 15.11.1920 г., которым вводилось в действие Положение «Об общих местах заключения РСФСР» (далее Положение 1920 г.). Отметим, что этот документ представляет значительный интерес с точки зрения юридической техники. Положение 1920 г. - достаточно объемный документ, в котором с большой подробностью и обстоятельностью прописаны все аспекты отбывания наказания в виде лишения свободы. Регламентируется даже распорядок дня арестанта, рацион его питания, гардероб, процедура передачи на хранение его личных вещей во время отбывания тюремного срока и много другое.
Труд заключенных урегулирован нормами, содержащихся в отдельной части 11-го отдела, касающего-
ся вопросов режима. Для арестантов устанавливался 8-часовый рабочий день с возможностью его продления в летнее время на сельскохозяйственных работах. Обязательным было школьное обучение для безграмотных не менее двух раз в неделю с продолжительностью занятий не менее двух часов. Регламентация труда арестантов также подробно описана, однако существенных изменений в трудовых правах осужденных и подследственных она не содержала.
По своему содержанию Положение 1920 г. было больше похоже на очень подробную инструкцию. По нашему мнению, стоит отметить, что в Положении 1920 г. были отображены очень прогрессивные нормы о раздельном содержании арестантов в зависимости от характера совершенного преступления и криминального опыта заключенного. С точки зрения организации труда заключенных, существенных изменений данное положение не принесло.
В 1921 г. политика партии и правительства в отношении системы исполнения наказаний и организации труда заключенных по сравнению с прошлыми годами не менялась. Требования оставались без изменений: самоокупаемость и успешная работа над перевоспитанием заключенных. При этом утопичность достижения этих результатов в сложившихся тогда условиях усиливалась нормативами социальных гарантий, установленных для осужденных, привлекаемых к труду.
СНК своими постановлениями определял, что условия труда заключенных (в т.ч. и заработная плата) не должны отличаться от согласованных с профессиональными союзами нормативами для свободных рабочих. Отметим, что подобные же требования содержались в проекте «Устава о содержащихся под стражей» НКЮ УССР, который в 1919 г. пытались принять дважды. Помимо этого в разделе 3 проекта Устава союзной республики предполагалось регламентировать широкий круг вопросов трудовых гарантий для арестантов. При этом труд никак не связывался с перевоспитанием, он был определен, как общеобязательный и также должен был финансироваться на уровне не меньшем по сравнению с установленным профсоюзами. В итоге, ни в 1919 г. ни позже в УССР ничего подобного не приняли, а такого рода решения СНК в РСФСР в ближайшие десятилетия не выполнял.
Вплоть до создания СССР и принятия Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. (далее ИТК 1924 г.) процесс централизации системы исполнения наказаний шел медленно. В будущих союзных республиках и автономных республиках РСФСР местные власти занимались своим нормотворчеством. Как пример можно привести УССР, где 07.03.1920 г. НКЮ УССР принял Временную инструкцию «Об организации Губернских тюремных карательных отделов». В этой инструкции определялась организационная структура местных тюремных карательных отделов, предписывалось открыть мастерские в тюрьмах с целью широкого привлечения заключенных к труду. Добросовестное отношение к труду, согласно инструкции, поощрялось дополнительным пищевым пайком, послаблением режима (разрешение на дополнительные прогулки), дополнительными свиданиями и досрочным освобождением.
Выводы. Временное правительство рассматривало государственную уголовно-исполнительную политику в числе своих приоритетов. Об этом свидетельствует целый ряд нормативных документов, изданных в 1917 г. При этом, УИС стала объектом первоочередных реформ, которые так и не начались ни в социальной на в экономической сферах. Скорость, с которой происходило разрушение российской УИС, а также масштабы и последствия этих деструктивных явлений свидетельствуют об их направленности на дестабилизацию ситуации в обществе и углублении революционной ситуации. Наличие параллельных структур, исполнявших уголовные наказания в период гражданской войны, свидетельствует о
существенных сложностях в процессах централизации и формирования единой УИС в советской России.
Отметим, что дестабилизация УИС оказала влияние на масштабы и характер дальнейших событий гражданской войны. Именно спецконтингент пенитенциарных учреждений во многом стал социальной базой для начала гражданского конфликта, а также разрушения существовавших государственных и социально-экономических институтов. Существование параллельных структур, оперировавших УИС в исследуемый период, значительно затрудняло процессы стабилизации криминогенной обстановки и обеспечения общественной безопасности. Отметим, что воссоздание централизованной УИС в советской России во многом было связано с процессами организации труда спецконтингента. При этом масштабы трудоиспользования осужденных следует оценивать не с позиции существовавшего политического курса и высокого уровня политической репрессивности, а учитывая практически полную степень уничтожения УИС Российской Империи и последовавшие за этим события. На наш взгляд, разрушение системы организации труда в УИС в период между революциями 1917 г. (а также последовавшие за этими событиями тотальные деструктивные последствия) не способствовали стабилизации социально-экономического положения в стране. Однако воссоздание УИС и обеспечение общественного порядка в дальнейшем строилось на процессах массовой организации труда осужденных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. - 843 с.
2. Фумм А.М. Первый исправительно-трудовой кодекс РСФСР об организации труда заключенных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4(32). С. 40 - 44.
3. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России./ учебник для ОУ ФСИН. Рязань: Академия ФСИН, 2006. - 373 с.
4. Реент Ю.А. Из опыта становления исправительно-трудовой системы РСФСР // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. №2. С. 2024
5. Реент Ю.А., Жигалев А.В. Становление исправительно-трудовой системы советской России в 20-е годы ХХ века // Человек: преступление и наказание. 2009. №2. С. 35 - 41
6. Мотин А.В. Эволюция организационно-экономического механизма управления производством уголовно-исполнительной системы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 2. С. 235 - 237.
7. Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность / Под ред. и с предисл.: Крашенинников П.В., Степашин С.В. М. : Норма, 1998. - 176 с.
8. Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов /Монография. М. : Изд-во РИПК работников ОВД, 1992. - 192 с.
9. Постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах» от 24.01.1918 г. // Распубликовано в № 16-ом Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918.
- № 16 (от 24.01.1918). - Ст. 284
10. Постановление НКЮ «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)» от 23.07.1918 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 - 1918 г.г. - М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1942.
- С. 708 - 714.
11. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: история строительства, 1931 - 1934 г.г. - Монография, под ред. М. Горького, Л.Л. Авербаха, С.Г. Фирина. - М.
: ОГИЗ. - 1934. - 616 с._
12. Вечерние известия Московского Совета раб. и крест. депутатов. 1918. 30 дек. // Декреты советской власти. М., 1971. Т. 5. С. 69.
13. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов «О лагерях принудительных работ» от 17.05.1919 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. - М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1943. - С. 327 - 332
14. Постановление Наркомюста РСФСР от 15.11.1920 «Положение об общих местах заключения Р.С.Ф.С.Р.» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=ESU;n=9642
15. Фролов Ю.А. Организационно-правовые преобразования системы учреждений и органов, исполняющих наказание в Украинской ССР. Учеб. пособие - К. : КВШ МВД СССР, 1984. - 100 с.
16. Фролов Ю.О. Развитие исправительно-трудового права на Украине в первые годы советской власти. - К. : КВШ МВД СССР, 1984. - 194 с.