УДК 343.8
БОРИС ЗУФАРОВИЧ МАЛИКОВ,
Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Республика Башкортостан, e-mail: [email protected]
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ВЛИЯНИЕ НА ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРОВ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОЛИТИКИ
Реферат: отражаются основные черты уголовно-исполнительной политики современной России, которая складывалась более двух десятилетий в условиях постсоветской действительности. Система советских исправительно-трудовых учреждений как объективный фактор сохраняет свое влияние на содержание уголовной и уголовно-исполнительной политики современной России. Реформирование исправительных учреждений, формирование уголовно-исполнительной системы и совершенствование уголовно-исполнительного законодательства с учетом принципов, стандартов и правил международных документов по вопросам отправления правосудия, применения уголовно-исправительного принуждения к осужденным и обеспечения их прав являются основными направлениями уголовно-исполнительной политики. Раскрываются понятие, содержание, принципы, факторы формирования и формы реализации уголовно-исполнительной политики.
Ключевые слова: уголовная политика в применении наказаний и иных мер уголовно-правового характера, уголовно-исполнительная политика и формы ее реализации, уголовно-исполнительное законодательство, уголовно-исполнительная система, органы и учреждения, исполняющие наказания, персонал уголовно-исполнительной системы.
BORIS ZUFAROVICH MALIKOV,
Ufa legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Republic of Bashkortostan, e-mail: [email protected]
PENAL POLICY OF MODERN RUSSIA AND INFLUENCE ON HER MAINTENANCE OF FACTORS OF CORRECTIVE-LABOR POLICY
Abstract: the author reflects the main lines of penal policy of modern Russia which developed more than two decades in the conditions of Post-Soviet reality. The system of the Soviet correctional institutions as an objective factor keeps the influence on the maintenance of criminal and penal policy of modern Russia. Reforming of correctional facilities, formation of a penal system and improvement of the penal legislation taking into account the principles, standards and rules of the international documents concerning administration of justice, application of criminal and corrective coercion to convicts and ensuring their rights are the main directions of criminal and executive policy. The concept, contents, the principles, factors of formation and a form of realization of penal policy reveal.
Keywords: criminal policy in application of punishments and other measures of criminal and legal character, penal policy and forms of her realization, penal legislation, the penal system, bodies and institutions executing punishments, personnel of penal system.
Уголовно-исполнительная политика постсоветской России как деятельность в сфере организации исполнения уголовных наказаний, обеспечения прав и законных интересов осужденных, реализации исправительно-предупредительных целей и обусловленных ими задач формировалась в условиях «демонтажа социализма» и его организационно-правового наследия, основными формами которого были исправительно-трудовое законодательство и функционирование системы исправительно-трудовых учреждений, а также десятилетиями отработанная психология восприятия персоналом исправительных учреждений и обществом осужденных как лиц без
© Маликов Б. З., 2017 © Malikov B. Z., 2017
четко прописанных в законе их прав и гарантий безопасности. Начальный этап этого процесса характеризовался приспособлением прежнего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к целям и задачам, связанным с демократизацией общества и гуманизацией всей правоохранительной деятельности государства, ориентацией на реализацию положений международных стандартов и правил в сфере обращения с лицами, подвергаемыми уголовному принуждению.
Конституция Российской Федерации 1993 г. стала основным правовым документом, нормы которой предопределили развитие всех направлений внутренней и внешней политики государства, в
том числе судоустройства, судебных процедур, уголовной и уголовно-исполнительной политики. В п. «о» ст. 71 Конституции РФ было закреплено новое наименование отрасли права, призванного регламентировать процедуры исполнения уголовных наказаний. Данная отрасль права получила наименование «уголовно-исполнительное законодательство». Следует отметить, что значимый политико-правовой шаг в этом направлении был ранее сделан принятием Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [1]. Этот правовой документ сформулировал идеи о формировании и функционировании в России уголовно-исполнительной системы, закрепил принципы осуществления ограничительных процедур в отношении заключенных и осужденных. Он был призван вывести на новый уровень организацию деятельности учреждений и органов, обеспечивающих государственное принуждение в виде изоляции обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, а также осужденных к лишению свободы.
Конституционные идеи и положения правосудия и применения государственного принуждения нашли отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1997 г. и других федеральных законах, определивших создание Федеральной службы исполнения наказаний, внесших коррективы в работу учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, обозначивших принципы уголовно-исполнительной политики и деятельности по обеспечению прав и законных интересов осужденных. В связи с этим уточнен регламент службы и социальной защиты персонала учреждений УИС, переведена на новый уровень подготовка кадров, научное обеспечение уголовно-исполнительной политики и практики [2-5].
В постсоветский период значимыми политико-правовыми решениями по преобразованию системы исправительно-трудовых учреждений в уголовно-исполнительную систему стали указы Президента Российской Федерации от 8 октября
1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД России» [6], от 28 июля
1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» [7] и от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [8].
На современном этапе развития государственности в России и теории права понятие уголовно-исполнительной политики можно определить как направление политики государства по оптимизации организации уголовно-исполнительной дея-
тельности, функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, финансового, материального, кадрового и правового обеспечения организации исполнения приговоров судов, исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера, реализации прав и законных интересов осужденных в процедурах исправительного принуждения.
Уголовно-исполнительная политика отражает объективные процессы и отношения в сфере обеспечения правопорядка и правосудия в широком его значении путем применения уголовно-правового принуждения в форме наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также процедур их исполнения. Выработка политико-правовых решений и их претворение в жизнь по проблемам исполнения уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера сообразуется с определенными принципами: 1) социальной и экономической обусловленности; 2) подчиненности международным, конституционным, федеральным правовым регламентам и согласованности уголовно-исполнительной деятельности с интересами правосудия; 3) научной обоснованности принимаемых решений и внедрения их практику; 4) учета международного и национального опыта уголовно-исполнительной деятельности; 5) ориентации на цели наказания и принципы уголовно-исполнительного законодательства; 6) обеспечения безопасных и стимулирующих развитие личности осужденных условий исполнения и отбывания наказаний; 7) встроенности организационно-кадровых вопросов УИС в механизмы противодействия негативным проявлениям субкультуры осужденных, учета особенностей места и характера службы; адекватности и достаточности мер социальной защиты и обеспечения личной безопасности персонала в политико-правовом и организационном механизме стимулирования сотрудников, а также факторов, обусловливающих благополучие в устройстве их личной жизни.
Содержанием уголовно-исполнительной политики охватывается широкий спектр социальных явлений и правоотношений, которые имеют место в процедурах исполнения уголовных наказаний [9]. Наказание как форма восстановления социальной справедливости и мера государственного принуждения призвано оказывать воздействие на сознание и волю осужденного через процедуры лишения или ограничения его прав и свобод в целях исправления такого лица и предупреждения совершения им новых преступлений (ст. 43 УК РФ). Уголовно-исполнительное законодательство целевую направленность процедур исполнения наказания несколько расширяет, указывая, что уголовно-исполнительная деятельность ориентирована еще
и на предупреждение преступлений среди иных лиц, кроме осужденных (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Круг задач государства, охватываемых содержанием уголовно-исполнительной политики, определяется Конституцией Российской Федерации, закрепляющей права и обязанности человека и гражданина, гарантии их реализации, пределы и характер применения государственного принуждения в механизмах уголовной ответственности и наказания, положениями УК РФ о наказании и мерах уголовно-правового характера, органах и учреждениях, определяемых судами для их исполнения. Нормы уголовно-исполнительного законодательства формулируют цели, задачи, принципы и формы уголовно-исполнительной деятельности, обеспечивают ее контроль, правовой формат охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, определяют основные средства исправления осужденных, порядок и условия исполнения конкретных видов наказаний и мер уголовно-правового характера, виды помощи осужденным в социальной адаптации. Кроме того, в содержание уголовно-исполнительной политики входят вопросы организации функционирования уголовно-исполнительной системы, включая деятельность по обеспечению прохождения службы в ней персоналом, его социальной защиты, научными и кадровыми ресурсами, техническими средствами, взаимодействие с общественными организациями в целях усиления социального вектора в исправительных процедурах, а также средствами массовой информации с целью формирования общественного мнения. Содержание уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социально-политических факторов: организации власти, политической системы, охраны прав и правосудия, состояния социальной политики, структуры общества, обеспечения населения социально значимой занятостью, наличия активного противодействия преступности и аморальности, реальности и эффективности гарантий прав и свобод человека и гражданина, действенности институтов гражданского общества и международных институтов по правам человека и др.
Формами реализации уголовно-исполнительной политики являются: 1) выработка концептуальных документов, отражающих сущность, содержание, цели и принципы уголовно-исполнительной деятельности - научное обеспечение; 2) разработка правовой основы уголовно-исполнительной деятельности - уголовно-исполнительное законодательство; 3) формирование органов управления и структуры учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также организация их практической деятельности; 4) организация службы персонала в уголовно-исполнительной системе и его социаль-
ной защиты; 5) финансовое и материальное обеспечение функционирования УИС, прохождения службы персоналом, содержания заключенных и осужденных в местах их изоляции и применения к ним средств исправления; 6) организация системы контроля за деятельностью УИС по обеспечению законности, правопорядка, прав и законных интересов осужденных, а также персонала; 7) международное сотрудничество по пенитенциарным проблемам; 8) вопросы взаимодействия системы УИС с общественными организациями; 9) формирование должного общественного мнения об уголовно-исполнительной деятельности.
Уголовно-исполнительная деятельность многогранна и сложна, так как государственное принуждение при исполнении уголовных наказаний прямо или опосредованно затрагивает механизмом кары и исправительного воздействия значимые права и свободы человека: право на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, на труд и образование, личную самореализацию и семейную жизнь, доступность к социальным благам, отдых и выстраивание взаимоотношений с другими людьми по своему усмотрению, удовлетворение личных потребностей и др. Учреждения УИС, обеспечивающие изоляцию заключенных и осужденных к лишению свободы, берут на себя ответственность в решении значимого блока социальных вопросов осужденных, поэтому применение уголовно-исполнительных процедур основано на строгом и последовательном выполнении предписаний закона, которые конкретизируют карательно-исправительный формат наказания в деятельности по исполнению приговора суда. Нормы закона делают такую деятельность понятной для осужденных, определяя их должное поведение в период отбывания наказания, а требования персонала - законными.
Нормативными документами, отражающими принципы, сущность и содержание уголовно-исполнительной политики России, являются: Конституция РФ, федеральные законы, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Государственной Думы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, нормативные документы ФСИН России и других ведомств.
Субъектами формирования и реализации уголовно-исполнительной политики являются: Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, другие министерства и ведомства, обеспечивающие вопросы социального блока политики государства, учреждения и органы уголовно-исполнительной
системы, политические партии, общественные организации и граждане.
Уголовно-исполнительная деятельность осуществляется официально от имени государства только специализированными учреждениями и органами на основании приговора суда и во исполнение его предписаний, поэтому создание и функционирование учреждений и органов УИС, включая деятельность научных и учебных заведений ФСИН России, является формой реализации уголовно-исполнительной политики и материализованным ее выражением.
Концептуальные вопросы развития УИС, организации быта, здоровья, образования, профессиональной подготовки осужденных в местах их изоляции с учетом специфики их правового положения находятся в сфере различных форм контроля государства и принятия компетентными органами специальных решений. Вопросы применения амнистии к осужденным, которые отнесены к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, напрямую сопряжены с деятельностью учреждений и органов УИС, имеют политико-правовой характер и выступают формой воплощения и реализации уголовно-исполнительной политики. На уровне Правительства РФ формируются и утверждаются к
реализации концептуальные документы развития УИС [5], принимаются решения по вопросам создания учреждений УИС и их ликвидации [10], обеспечения осужденных питанием [11], одеждой и обувью [12]. Межведомственным нормативным регулированием определяется организация медицинского обеспечения и образования осужденных [13, 14]. Значительный блок вопросов исполнения уголовных наказаний и прохождения службы персоналом УИС урегулирован нормативными актами Минюста России и ФСИН России.
Уголовно-исполнительная политика как деятельность государства, направленная на реализацию задач правосудия в части исполнения приговоров судов и иных решений, учитывает состояние судебной практики, влияние норм других отраслей права, а также сама оказывает определенное влияние на значимые аспекты социального бытия и другие направления политики государства.
Уголовно-исполнительная политика государства как объективно обусловленная деятельность государства должна быть гибкой, чуткой к изменениям в социуме, экономике, науке, технологиях, медицине и культуре страны. Ее динамизм должен сочетаться с социальным пульсом страны в интересах успешности решения задач правосудия и ре-социализации осужденных.
Библиографический список
1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
3. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности : постановление Правительства Рос. Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 25. Ст. 2947.
4. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 13 окт. 2004 г. № 1314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42. Ст. 4109.
5. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. Ст. 4683.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3841.
8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42. Ст. 4108.
9. Маликова Н. Б. Процессуальные нормы уголовно-исполнительного права и их функции при исполнении лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 27 с.
10. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
11. О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 4. С. 505-686
административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время : постановление Правительства Рос. Федерации от 11 апр. 2005 г. № 205. URL : http://base.garant.ru/1354133/#ixzz4j0GnKEcr (дата обращения: 04.06.2017).
12. Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 3 дек. 2013 г. № 216 // Рос. газ. 2013. 25 дек.
13. О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Рос. Федерации и Министерства юстиции Рос. Федерации от 17 окт. 2005 г. № 640/190 // СПС «Гарант».
14. Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации и Министерства образования и науки Рос. Федерации от 6 дек. 2016 г. № 274/1525 // СПС «Гарант».
Литература
1. Маликова, Н. Б. Процессуальные нормы уголовно-исполнительного права и их функции при исполнении лишения свободы [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Маликова Надежда Борисовна. - Рязань : Академия ФСИН России, 2005. 27 с.
References
1. Malikova N. B. Processual'nye normy ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ih funkciipri ispolnenii lishenija svobody. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Legal procedure of the penal law and their function at imprisonment execution]. Ryazan, Akademija FSIN Rossii Publ., 2005. 27 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Маликов Борис Зуфарович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Республика Башкортостан, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Маликов, Б. З. Уголовно-исполнительная политика современной России и влияние на ее содержание факторов исправительно-трудовой политики / Б. З. Маликов // Человек: преступление и наказание. -2017. - Т. 25(1-4), № 4. - С. 527-531.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Malikov Boris Zufarovich - dsc in law, professor, professor of criminal law and criminology department, Ufa legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Republic of Bashkortostan, e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Malikov B. Z. Ugolovno-ispolnitel'naja politika sovremennoj Rossii i vlijanie na ee soderzhanie fak-torov ispravitel'no-trudovoj politiki [Penal policy of modern Russia and influence on her maintenance of factors of corrective-labor policy]. Chelovek: pres-tuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp. 527-531.