ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ
Кожевников Т.С.
б. КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
6.1. ВЛИЯНИЕ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПРЕСТУПНОСТИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Кожевников Тимур Серафимович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Кировский филиал Академии ФСИН России. Тел.:. 8 912 822 2887.
Аннотация: Данная статья освещает следующие вопросы: Уголовно-исполнительная политика должна основываться на конкретном, политическом, экономическом курсе. Стратегия деятельности уголовноисполнительной системы должна быть направлена на развитие всей системы, а не только исправительных учреждений. Деятельность УИС должна осуществляться с учетом основных психологических принципов - для желающих исправиться - воспитание, для неисправимых - наказание.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, уголовно-исполнительная система, психологические принципы, воспитание, наказание.
INFLUENCE OF PENAL AND EXECUTIVE POLICY ON CRIME PREVENTION IN PRISONS
Kozhevnikov Timur Seraphimovich. Position: Senior Tutor. Place of employment: Academy of the FPS of Russia, Kirov branch. Tel.: 8 912 822 2887.
Annotation: Article runs the following questions: The Penal and Executive Policy should be based on a concrete political, economical course. Strategically the activity of the Penal System should be directed to the development of the whole system, not only reformatory institutions. The Penal System activity should be run in accord with the basic psychological principles: for those who wish correction - upbringing, for the incorrigible - punishment. Keywords: the Penal and Executive Policy, Penal System, psychological principles, upbringing, punishment.
Непосредственное влияние на уголовно-
исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества. Благополучное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов и коньюктуры. Оно способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ней задач. В условиях экономического кризиса и понижения уровня жизни населения уголовно-исполнительная система не может решить проблему предупреждения преступности. Не случайно в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными в Предварительных замечаниях подчеркнуто: «...Принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических условий ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно».
Исполнение наказаний является не только важной, но и исключительно сложной функцией. Ее реализация предполагает создание различного рода исправительных учреждений, многоплановую деятельность персонала по охране, надзору, обеспечению жизнедеятельности осужденных. Отношение государства к
порядку исполнения наказания выражается в определенной политике. В зависимости от того или иного этапа развития государства, сложившихся традиций, правового регулирования исполнения наказаний данная политика может носить различные наименования - карательная, исправительная, пенитенциарная.
Для анализа любого явления, в том числе и такого сложного, как уголовно-исполнительная политика, важно раскрыть ее сущность и составные элементы.
В специальной литературе достаточно подробно рассматриваются понятие и содержание уголовноисполнительной политики. В своей основе данные подходы опираются на такие известные определения политики вообще, как участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Так, авторы одного из учебников по уголовноисполнительному праву определяют ее как политику высших органов государственной власти, определяющую основные положения уголовно-исполнительного права, задачи, содержание и формы деятельности учреждений и органов в области исполнения уголовных наказаний, направленную на оптимизацию процесса исправления осужденных и предупреждение среди них преступлений1.
Политика состоит в определении главной (стратегической) линии, задач и принципов, содержания и форм функционирования и развития соответствующей государственной системы2.
Для того, чтобы определить, в чем конкретно должна выражаться деятельность государства в сфере исполнения наказания, важно выделить основные элементы, слагаемые уголовно-исполнительной политики. К ним относят: определение стратегической цели (приоритетов) развития уголовно-исполнительной системы, принципов ее функционирования, конкретных направлений (задач) совершенствования данной системы, а также форм ее выражения.3
Конкретное содержание и направленность указанных элементов уголовно-исполнительной политики зависят от многих факторов. Это - состояние преступности, развитие пенитенциарной науки, количественные и качественные изменения в составе осужденных. Однако главными определяющими факторами выступают политическая, экономическая, идеологическая системы государства.
Уголовно-исполнительная политика как важное направление государственной деятельности предполагает, прежде всего, определение главной (стратегической) линии или цели развития уголовноисполнительной системы. В зависимости от конкретных исторических условий данная цель определялась по-разному: от тюрем к воспитательным учреждениям; исправительно-трудовая колония - основной вид исправительных учреждений; замена мер государственного принуждения мерами общественного воздействия и т. п .
1 См.: Уголовно-исполнительное право. Общая часть. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. С. 18.
2 См.: Управление органами, исполняющими наказания. М., 1983.
3 Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под общ. ред. Ю.Я. Чайки; Науч. ред. В.М. Анисим-ков, А.А. Аксенов, Б.Б. Казак, Н.П. Барабанов. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. - Т. 1: Общая часть. С. 11.
1 '2010
Пробелы в российском законодательстве
Основной недостаток таких подходов заключается в том, что акцент делается при этом на определении стратегии развития учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Вместе с тем криминологами отмечено, что данный вид наказания с точки зрения воспитательного потенциала имеет ряд ограничений. Связано это с изоляцией, наличием в местах лишения свободы тюремной атрибутики, криминальной субкультуры и другими факторами. Возможные направления решения этой проблемы видятся в следующем.
Прежде всего, это более широкое применение альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы. Это - исправительные работы, обязательные работы, штраф, ограничение свободы.
Гуманизация исполнения наказания не означает, что при этом должны быть сняты все ограничения. Такие ограничения необходимы, прежде всего, в силу специфики исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы (изоляция, ношение установленной формы одежды, выполнение распорядка дня и т. п.).
Учитывая значимость данной проблемы, в структуре управления УИС, создана служба по контролю за соблюдением прав и свобод граждан. Ее создание является важным условием укрепления законности, имеет международное значение4.
Осужденные как объект управления не являются однородной общностью, они различаются по возрасту, уголовно-правовым характеристикам, поведению в местах лишения свободы и другим признакам. Поэтому на практике при организации профилактических мер необходимо обращать внимание на специфику определенных их категорий.
Необходимо также учитывать происходящие количественные и качественные изменения в составе осужденных. Так, каждый четвертый из них отбывает наказание за умышленное убийство или нанесение тяжких телесных повреждений; каждому пятому назначено принудительное лечение от алкоголизма и наркомании; более 30 % в той или иной мере страдают отклонениями в психике. Изменения в составе осужденных обусловливают поиск новых, адекватных сложившейся ситуации организационных форм руководства учреждениями, исполняющими наказания.
Тенденции отрицательных деформаций в составе осужденных, видимо, сохранятся, именно об этом
свидетельствуют исследования состояния преступности в целом: возрастает доля «привычных» преступников со специфической (агрессивно-насильственной) направленностью поведения; обостряется ситуация с наркоманией, организованной преступностью.
На основании изложенного стратегию борьбы с преступностью в уголовно-исполнительной системе можно сформулировать как совокупность приемов и методов воздействия на личность преступника (осужденного), преступление, правонарушение, причины их порождающие, и условия, им способствующие, применяемые государством в период исполнения наказаний.
На наш взгляд, обобщающим термином, включающим в себя деятельность общества, государства по противостоянию преступности является широко употребляемое понятие «борьба с преступностью»5, кото-
4 См.: Чайка Ю.Я. Укреплять государственные начала в жизни общества: Выступление на расширенном заседании Коллегии Минюста России 1 февраля 2002 г. // Бюл. Министерства Юстиции Российской Федерации. 2002. № 2.
5 научном аспекте следует согласиться с авторами, высказывающими мнение, что к содержательной части «борьбы с пре-
рое представляет сферу социального управления, обеспечивающую воздействие на причины и условия, порождающие преступления, саму преступность в целях предупреждения и пресечения ее детерминации .
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Кожевникова Т.С.
«Влияние уголовно-исполнительной политики на профилактику преступности в местах лишения свободы».
Статья посвящена одному из самых актуальных в настоящее время вопросов, а именно уголовно-исполнительной политике. Социально-экономические и политические перемены в России породили проблемы в различных сферах жизни общества. В настоящее время криминальная ситуация в России является одной из основных проблем национальной безопасности. Этому способствовали ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы, четкой политики в различных сферах социальной жизни.
Автор статьи раскрыл сущность уголовно-исполнительной политики государства как политику высших органов государственной власти, определяющую основные положения уголовно-исполнительного права, задачи, содержание и формы деятельности учреждений и органов в области исполнения уголовных наказаний, направленную на оптимизацию процесса исправления осужденных и предупреждение среди них преступлений.
Наиболее существенным в статье является то, что автор предлагает определить главную (стратегическую) линию или цель развития уголовноисполнительной системы. То есть решить какой мы ее хотим видеть.
Практическая значимость заключается в том, что в статье предложен индивидуальный подход при организации профилактических мер для различных категорий осужденных.
Исходя из вышеизложенного, рекомендуем публикацию данной статьи в изданиях ВАК Минобрнауки России.
Начальник кафедры уголовного и
ступностью» следует относить уголовную политику, которая является частью социальной политики государства и определяет основные меры реагирования на преступность, причины и условия ее порождающие и т. д. См.: Криминология: Учеб. / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 318.
6 См.: Кудрявцев В.Н Популярная криминология: М.: Спарк, 1998. С. 130.