УДК 343.8
ББК 67.409(4Укр) G.V. ZHYTNIK*
Ж74
PENAL CHARACTERISTICS OF DISQUALIFICATION TO HOLD CERTAIN POSITIONS OR TO PRACTICE
CERTAIN PROFESSIONS
Аннотация: в статье рассматривается уголовно-исполнительная характеристика наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; раскрываются ее основные элементы, такие как субъект исполнения наказания, место отбывания наказания, правовой статус осужденного, условия отбывания наказания, степень исправления осужденного
Ключевые слова: уголовно-исполнительная характеристика, наказание, осужденные лишение права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
ГАЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА ЖИТНИК*
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ
ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Annotation : in the article the author considers disqualification to hold certain positions or to practice certain professions, describes its main elements as subject of punishment, place for serving a sentence, legal status of a convicted person, conditions of serving a sentence, grade of correction of a convicted person.
Key words: penal characteristics, punishment, convicted persons, disqualification to hold certain positions or to practice certain professions.
Уголовно-исполнительная характеристика отбывания наказания - это урегулированный уголовно-исполнительным законодательством порядок условий отбывания наказания осужденным с учетом социально-демографических признаков, уголовно-правовой, криминологической и психолого-педагогическойхарактеристик как на стадии вынесения приговора суда, так и после вступления приговора суда в законную силу, а также правовой статус осужденного.
К составляющим элементам уголовно-исполнительной характеристики наказаний, которые исполняет уголовно-исполнительная инспекция, относятся: субъект исполнения наказания, место отбывания наказания, правовой статус осужденного, условия отбывания наказания, взаимодействие субъектовуголовно-ис-полнительных отношений, отношение осужденного к общественно полезному труду, степень исправления осужденного.
Дав базовое определение уголовно-исполнительной характеристике наказания, перейдем к рассмотрению ее компонентов. Уголовно-исполнительным кодексом Украины предусматривается два их вида: первый - исполнение, а второй - отбывание наказания.
Главными признаками исполнения наказания являются: нормативное его урегулирование, субъекты исполнения наказания и их взаимодействие, права и обязанности персонала по исполнению наказания, механизм исполнения наказания и т. п. Отбыванию наказания прису-
* Старший преподаватель-методист учебного отдела (Институтуголовно-исполнительной службы Украины) E-mail: cascavella@3 g.ua.
щи такие признаки: правовой статус осужденного, условия отбывания наказания, средства исправления и ресоциализации, адаптация осужденного после освобождения и т. д.
Кроме того, уголовно-исполнительная характеристика - это общая категория исполнения уголовно-исполнительной инспекцией отдельных видов наказаний, она является первоосновой в их структуре и поэтому имеет важное, принципиальное значение. Каждый вид наказания обладает различными признаками, одни из них важны для уголовно-правовой характеристики, другие - для криминологической, некоторые -для исполнения и отбывания наказания. Это разделение относительно, поскольку все признаки взаимосвязаны между собой1.
Таким образом, признавая уголовно-исполнительную характеристику важным элементом деятельности уголовно-исполнительной инспекции, считаем целесообразным на примере исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью проанализировать его исполнение уголовно-исполнительной инспекцией с точки зрения эффективности, правового содержания и пути совершенствования.
Согласно уголовному законодательству Украины лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве основного наказания на срок от двух до пяти лет или как дополнительное наказание на срок от одного до трех лет.
Таким образом, в ст. 51 Уголовного кодекса Украины в системе наказаний среди двенадцати видов наказаний лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью находится по степени сравнительной строгости лишь на третьем месте, а значит, является относительно нестрогим видом наказания. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью относится к специальным срочным видам наказаний, которые могут применяться и как основные, и как дополнительные, быть связаны с лишением свободы и ограничениями имущественного характера; назначаться как дополнительное наказание в случаях, когда оно не предусмотрено в санкции статьи Особенной части Уголовного кодекса Украины, в том числе несовершеннолетним2.
По сравнению с Уголовным кодексомУССР 1960 г. почти в два раза увеличилось количество санкций, содержащих наказание в виде лишения права занимать определенные долж-
ности или заниматься определенной деятельностью, а удельный вес этого наказания возрос ^ с 12 до 19,9 %3. ^
Лишение права занимать определенные ^ должности или заниматься определенной деятельностью как основное и дополнительное на- ^ казание предусмотрено в санкциях 176 норм ^ Особенной части УК Украины, из них в санкциях 23 норм - как основное, 152 - как дополнительное.
Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного наказания, а также как дополнительное к основным наказаниям, возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию, а проведение индивидуально-профилактической работы по месту жительства осужденного - на органы внутренних дел (У головно-исполнитель-ный кодексУкраины от 11 июля 2003 г.).
Уголовно-исполнительные инспекции согласно Инструкции о порядке исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и осуществления контроля относительно лиц, осужденных к таким наказаниям, выполняют следующие функции:
1) осуществляют учет осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Эта функция имеет большое значение, поскольку придает деятельности по исполнению наказаний организованный и планомерный характер;
2) направляют администрации предприятия, учреждения или организации, где работает осужденный, копию приговора, вынесенного в отношении его, а также сообщения о необходимости внесения в его трудовую книжку записи о том, какие должности, в течение какого срока и на каком основании ему запрещено занимать;
3) решают вопрос об освобождении осужденных, в том числе в соответствии с законами об амнистии и актами о помиловании;
4) готовят материалы о нарушении порядка исполнения (отбывания) рассматриваемого наказания для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности согласно действующему законодательству. Следует отметить, что нарушителями могут быть как осужденные, так и должностные лица предприятий, учреждений, организаций, которые обязаны выполнять требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
5) осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по выполнению рассмат-
§ риваемого наказания между различными госу-Р дарственными органами;
ф 6) проводят работу с осужденными, в том числе по разъяснению их прав и обязанностей. Нужно отметить, что создание положительного морально-психологического климата в ходе
ТО
осуществления уголовно-исполнительной деятельности является важным фактором ее эффективности;
7) решают другие вопросы, связанные с исполнением данного наказания.
Исполнение уголовно-исполнительной инспекцией наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью можно условно разделить на два этапа. Первый этап начинается, когдауголовно-исполнительная инспекция ставит человека на учет и осуществляет контроль за прекращением трудового договора с осужденным, занимающим определенную должность, со стороны собственника предприятия, учреждения, организации или аннулированием разрешения на занятие определенной деятельностью органом, который его выдал.
Второй этап представляет собой контроль уголовно-исполнительной инспекции за осужденным на предмет невозможности заключения с ним трудового договора на занятие запрещенной должности или получения разрешения на занятие определенной деятельностью, запрет на которую предусмотрен в приговоре суда, путем направления в десятидневный срок уведомления в орган, который имеет право аннулировать разрешение на занятие определенными видами деятельности4.
Российский ученый в области уголовно-исполнительного права О.В. Филимонов отмечает, что при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительная инспекция не лишает осужденного его субъективного права на те должности, которые он занимал, или на ту деятельность, которой занимался на момент совершения преступления, это дело суда, а уголовно-исполнительная инспекция лишь осуществляет контроль за временным ограничением правоспособности лица - возможности претендовать на занятие определенной должности или занятия определенной деятельностью на срок, установленный приговором суда5.
Изложенное позволяет высказать собственное предположение о том, что уголовно-исполнительная инспекция при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные
должности или заниматься определеннойдеяте ль-ностью способна влиять на правовой статус конкретного лица, существенно менять его правовое положение, вызывая некоторые ограничения, сужающие возможностиучастия лица в той или иной области общественных отношений.
Согласно данным, полученным в ходе опроса осужденных, находящихся на учете уголовно-исполнительных инспекций по назначенному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 75 % - это лица мужского пола и соответственно 25 % - женского.
Наибольшая доля осужденных приходится на лиц в возрасте 28-36 лет. Средний возраст осужденного к этому наказанию составляет 32 года. Для рассматриваемой категории лиц характерен достаточно высокий образовательный уровень: примерно 51,2 % из них имеют среднее специальное образование, 15,8 - среднее, 33 % - высшее. Такое положение объясняется тем, что для совершения преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как правило, необходимнекоторый уровень навыков или знаний.
С точки зрения рода деятельности, которой занимались осужденные в момент совершения преступления, необходимо отметить, что большинство этих лиц относились к работающей категории граждан.
В отличие от наказаний, призванных исправлять осужденных на основе привлечения к труду, наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, наоборот; предполагает принудительное освобождение осужденного от выполняемой работы или деятельности. Конечно, осужденный, наказанный таким образом, не лишается права на труд вообще и может устроиться (если находится на свободе) на другое место. Следовательно, исправительное воздействие исследуемого наказания заключается в самом его содержании, в том, что осужденный, потеряв возможность продолжать выполнение прежних служебныхили профессиональных функций, чувствуетнегативную оценку своего противоправного поведения обществом, переживает, раскаивается, не хочет быть наказанным. Иначе говоря, в таком наказании, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, элементы карательного и воспитательного воздействия выделить невозможно.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью принадлежит к числу наказаний с выраженным превентивным потенциалом, который реализуется как в плане предупреждения совершения новых преступлений самими осужденными (специальная превенция), так и другими лицами (общая превенция).
Таким образом, наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, защищая наиболее существенные права членов общества, позволяет достичь целей наказания,
минимально ограничивая поведение граждан. С его помощью реализуется один из важнейших принципов криминализации - соразмерности положительных и отрицательных социальных последствий. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью порождает гораздо меньше отрицательных социальных последствий, чем наказания, связанные с лишением свободы. Следовательно, оно позволяет при прочих равных условиях обеспечить наибольшую безопасность общества с наименьшими социальными затратами.
1 См.: Богатырев И.Г. Украинскаяпенитенциарная наука: монография Харьков, 2008. С. 44.
2 См.: Шиян Д. С. Место наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью в системе наказаний в зависимости от их классификации // Вестн. Запорож юрид. ин-та. 2007. № 3. С. 238.
3 См.: Черкасов С.В. Криминологическаяконцепция альтернативных мер наказания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Одесса, 2005. С. 11.
4 См.: Богатырева О.И. Уголовно-исполнительнаяинспекция как субъектисполнениянаказаний: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 2009. С. 10.
5 См.: Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества: метод пособие / ред О.В. Филимонов. М., 2001. С. 202.