УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343 3/7 А. М. САЛИМОВА, преподаватель кафедры
профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
A. M. SALIMOVA, instructor of the Chair of Professional Training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
Т. И. ЮСУПОВ, старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
T. I. YUSUPOV senior instructor of the Chair of Professional Training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВОМЕРНОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГИСТРАЦИОННЫМ ЗНАКОМ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (СТ. 325.1 УК РФ)
CRIMINAL LIABILITY FOR MISAPPROPRIATION OF STATE REGISTRATION PLATE OF THE VEHICLE (ART. 325.1 OF THE CRIMINAL CODE)
Аннотация. Материал настоящей статьи представляет уголовно-правовой ^ анализ основного состава неправомерного завладения государственным регистрационная ным знаком транспортного средства (объект и предмет, его объективная и субъек-г^ тивная стороны). На основе настоящего исследования могут быть выработаны рекомендации по уточнению теоретических положений в уголовном праве, а также
а а
^ представленные в статье положения могут лечь в основу совершенствования норм
£
уголовного законодательства. ^ Исследований, посвященных анализу и оценке проблем неправомерного завладе-
^ ния государственным регистрационным знаком транспортного средства, не проводи-§ лось. Результаты исследования как определенный теоретический материал могут | быть использованы в учебном процессе при изучении темы «Преступления против по-| рядка управления» Особенной части курса уголовного права. Материалы исследования § могут представлять интерес как для преподавателей юридических вузов, аспирантов, § адъюнктов, так и для сотрудников правоохранительных органов в системе первона-^ чальной подготовки и повышения профессиональной квалификации. | Ключевые слова и словосочетания: уголовная ответственность, порядок
управления, государственный регистрационный знак транспортного средства.
а -с а
I
§ Annotation. The material of this article is criminally-legal analysis of the basic struc-
| ture of misappropriation of state registration plate of the vehicle (object and subject, its obI jective and subjective side). Based on this study one can make the recommendations on refin-^ ing the theoretical positions in Criminal Law, as well as the presented in the paper positions a. could form the basis of improving the standards of Criminal Law.
g The researches devoted to the analysis and evaluation of the problems of misappropr-
iation of state registration plate of the vehicle have never been conducted. The results of the study as some theoretical material, can be used in the educational process while studying the
u
theme "Crimes against public order" - a special part of the course of Criminal Law. The research materials may be of interest both for law university professors, postgraduates, adjuncts, and for law enforcement officers in the system of initial training and professional development.
Key words: criminal liability, order management, the state license plate of the vehicle
Конституция Российской Федерации, провозгласив основной ценностью права и свободы человека и гражданина, определяет их защиту в качестве первоочередной задачи государства (ст. 2), которую оно выполняет путем применения уголовно-правовых средств, а также мер государственного принуждения в порядке реализации уголовной ответственности (ст.ст. 2, 43 УК РФ) [1, с. 49].
Одним из средств правового регулирования отношений по обеспечению законного порядка управления в стране является установленная Федеральным законом от 05.05.2014 № 105-ФЗ уголовная ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, предусмотренная статьей 325.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Нормы статей Уголовного кодекса РСФСР 1960 года и Уголовного кодекса РФ 1996 года не позволяли обеспечить защиту граждан от неправомерного завладения государственным регистрационным знаком транспортного средства. Указанные действия не попадали под признаки ст. 158 УК РФ, поскольку государственные регистрационные знаки транспортного средства имеют незначительную стоимость и не являются собственностью автовладельца.
В силу новизны статьи является целесообразным провести ее уголовно-правовой анализ.
Структурно ст. 325.1 УК РФ расположена в главе 32 «Преступления против порядка управления» раздела Х «Преступления против государственной власти». Таким образом, родовым объектом указанного состава преступления являются общественные отношения, обеспечивающие порядок осуществле-
ния государственной власти, а видовым объектом признаются общественные отношения в сфере управления.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения и интересы, обеспечивающие установленный законом порядок государственной регистрации знаков транспортного средства.
Данное деяние причиняет вред не только интересам государственной власти, но и непосредственно правам автовладельца, поскольку управление транспортным средством без регистрационных знаков влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, неправомерное завладение ^ «автомобильным номером» влечет не- ^ возможность пользования транспорт- ¡о ным средством его владельцем под уг- ^ розой административного наказания. §
Предметом преступного посяга- | тельства является государственный ре- ¡^ гистрационный знак транспортного сд средства. ^
Пункт 51 Приказа Министерства § внутренних дел Российской Федерации | от 7 августа 2013 года № 605 «Об ут- | верждении административного регла- § мента Министерства внутренних дел § Российской Федерации по представле- | нию государственной услуги по регист- у рации автомототранспортных средств и ^ прицепов к ним» гласит: «В подразде- ^ лениях Госавтоинспекции регистриру- § ются транспортные средства с рабочим | объемом двигателя внутреннего сгора- | ния более 50 кубических см или максимальной мощностью электродвигателя ^
более 4 кВт, а также максимальной кон- «
к
структивной скоростью более 50 км/час о и прицепов к ним, предназначенных для
движения по автомобильным дорогам общего пользования» [2].
Под транспортным средством понимается автомобиль, а равно иные механические транспортные средства (троллейбусы, трактора, мотоциклы, различные самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки).
В зависимости от применяемых регистрационных знаков транспортные средства подразделяют на следующие группы:
1) транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам иностранных государств, кроме отнесенных к группе 3, а также лицам без гражданства;
2) транспортные средства воинских частей и соединений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и образованных в соответствии с действующими законодательными актами;
^ 3) транспортные средства, при-
надлежащие дипломатическим предста-а вительствам, консульским учреждени-
© ям, в том числе возглавляемым почетен
^ ными консульскими должностными лиЙ цами, международным (межгосударст-а венным) организациям и их сотрудниЦ. кам, аккредитованным при Министер-Ц стве иностранных дел Российской Фе-§ дерации;
§ 4) транспортные средства, вре-
| менно допущенные к участию в дорож-
^ ном движении;
§ 5) транспортные средства, при-
1 надлежащие органам внутренних дел
Ц Российской Федерации [3]. 8 Таким образом, подлежат государ-
^ ственной регистрации автомобили, тракто-
| ры, самоходные дорожно-строительные и
^ иные машины, прицепы к ним, независи-
^ мо от форм собственности, а также мо-
Ц тотранспортные средства с рабочим
^ объемом двигателя внутреннего сгора-
^ ния более 50 кубических см или макси-
мальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.
В результате анализа данных правоохранительных органов нами установлено, что автомобильные номера чаще всего «снимаются» с легковых транспортных средств граждан Российской Федерации.
Регистрационный знак установленного образца размещается на кузове или корпусе транспортного средства.
Объективная сторона преступления выражается в неправомерном завладении государственным регистрационным знаком ТС.
Неправомерным признается завладение регистрационным знаком вопреки воли собственника транспортного средства. По смыслу статьи это ненасильственное завладение.
Состав формальный, преступление считается оконченным с момента совершения лицом указанного деяния.
Проанализировав имеющуюся судебную практику, мы приходим к выводу, что наиболее распространенным местом совершения неправомерного завладения государственным регистрационным знаком транспортного средства являются неохраняемые территории, как правило, в ночное время, с применением ножей и отверток как средства совершения преступления [4].
Субъективная сторона характеризуется исключительно прямым умыслом. Необходимо устанавливать обязательный мотив совершения преступления, который выражается в корыстной заинтересованности, либо специальную цель неправомерного завладения государственным регистрационным знаком транспортного средства - совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Так, например, требования, высказанные злоумышленником владельцу транспортного средства, о передаче денежных средств в качестве вознаграждения за возврат государственных регистрационных знаков подтверждают корыстный мотив. Лицо осознает проти-
воправность совершенного деяния и возможность получения имущественной выгоды.
Предусмотренная в диспозиции цель указывает на возможность использования похищенного автомобильного номера, например, на транспортном средстве злоумышленника, желающего совершить тяжкое или особо тяжкое преступление (убийство, похищение человека при квалифицирующих обстоятельствах, разбой) либо планирующего скрыться с места совершения преступления.
Установление мотива и цели совершения неправомерного завладения государственным регистрационным знаком транспортного средства является обязательным. Так как при отсутствии указанных в диспозиции ст. 325.1 УК РФ специальных признаков субъективной стороны преступления, например в случае, если государственный регистрационный знак транспортного средства был похищен для пополнения коллекции либо был выброшен, то лицо, совершившее указанное деяние, будет подлежать административной ответственности по ст. 19.37 КоАП РФ, также введенной в Кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 105-ФЗ.
К уголовной ответственности за совершение данного преступления привлекаются лица, достигшие возраста 16 лет.
Предусматривается квалифицированный состав указанного преступления - неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, что указывает на повышенную общественную опасность данного состава и влияет на назначение наказания.
По нашему мнению, целесообразно перенести квалифицирующий признак «организованная группа», предусмотренный ч. 2 ст. 325.1 УК РФ в качестве особо квалифицирующего при-
знака в ч. 3 ст. 325.1 УК РФ, так как совершение указанных деяний организованной группой увеличивает степень общественной опасности преступления.
Как уже отмечалось ранее, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по представлению государственной услуги по регистрации авто-мототранспортных средств и прицепов к ним» упрощен порядок регистрации транспортного средства и предусмотрена возможность изготовления дубликатов автомобильных номеров в случае их утери или хищения. До вступления в действие административного регламента в таких случаях необходима была подача заявления в полицию, после чего указанные государственные регистрационные знаки объявлялись в розыск. В настоящее время подача заявления в полицию не требуется, и получить дуб- ^ ликат автомобильных номеров возмож- ^ но в коммерческой фирме на основе
чь
свидетельства о регистрации транс- <ч портного средства. Однако особо тре- § вожным является увеличение роста ука- ^ занных преступлений. Статистические ^ данные о количестве зарегистрирован- ВД ных преступлений не отражают реаль- ^ ного положения дел. В связи с этим ли- § цам, ставшим жертвами неправомерно- | го завладения государственным регист- | рационным знаком транспортного сред- § ства, необходимо своевременно сооб- § щать в правоохранительные органы, что ^ позволит выявить лиц, совершивших | преступление, и применить к таковым Ц меры государственного принуждения в ^ соответствии с принципами уголовного § законодательства [5, с. 53]. Ведь соци- | альная справедливость в борьбе с пре- | ступностью связана не с жесткостью за- ^ кона, а с неотвратимостью ответствен- « ности [6, с. 39]. ц
Сложность указанной нормы ^ представляет ее бланкетность и слабо на- ^
работанная правоприменительная практика. По смыслу диспозиции статьи неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства может стать отправной точкой для совершения тяжких и особо
тяжких преступлений. Таким образом, необходимо проработать криминологические вопросы предупреждения рассматриваемых преступлений и изучить факторы, влияющие на совершение указанных деяний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маликов Б. З., Салимова А. М. Государственное принуждение - признак наказания // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. №1.
2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по представлению государственной услуги по регистрации автомототранс-портных средств и прицепов к ним» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/sys/mailto/ (дата обращения 02.04.2015).
3. ГОСТ Р 50577-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Государственные регистрационные знаки транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования (утв. постановлением Госстандарта России от 29.06.1993 № 165) (ред. от 23.08.2013). М.: ИПК «Издательство стандартов», 1993.
4. URL: https://rospravosudie.com/court-oktyabrskij-rajonnyj-sud-g-belgorodskaya-oblast-s/act-465816788/ (дата обращения 02.04.2015).
5. Маликов Б. З. Обеспечение прав человека в механизме уголовно-правового принуждения // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 4.
6. Сердюк Л. В. Уголовная политика и справедливость как принцип уголовного права // ^ Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 4.
2 © Салимова А. М.
а © Юсупов Т. И.
и -
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1
£
а «
S