УДК 343.2/.7 ББК 67.408.1
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10078
ПОНЯТИЕ «ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО» В СТАТЬЕ 3251 УК РФ
Евгений Михайлович ТРУБИН,
заместитель руководителя подразделения, СРО Союз операторов железнодорожного транспорта
E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология, уголовно-исполнительное право
Научный руководитель: А.И. Чучаев, профессор кафедры уголовного права, Московский
государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор
Аннотация. В статье рассматриваются проблема определения понятия «транспортное средство» в ст. 3251 УК РФ, сходство и отличия в сравнении с таким же понятием в ст. 326 УК РФ. В заключение дается авторское определение понятия «транспортное средство». Сформулированные выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения преступлений против порядка управления.
Ключевые слова: непосредственный объект, предмет преступления, транспортное средство, регистрационный знак транспортного средства, преступления против порядка управления.
Annotation. The article deals with the problem of the definition of the term «vehicle» in Art. 3251 of the Criminal Code of the Russian Federation, its similarities and differences with the same concept in Art. 326 of the Criminal Code. In the conclusion, the author's definition of the concept «vehicle» is given. The formulated conclusions can be used to further study crimes against management procedures.
Keywords: the direct object, the subject of the crime, the vehicle, the vehicle number plate, the crimes against public order.
Предметом преступления, предусмотренного ст. 3251 УК РФ, является государственный регистрационный знак транспортного средства. Законодатель в ст. 3251 УК РФ не конкретизировал вид транспортного средства (автомототранспорт, водный, железнодорожный и др.) (далее — ТС) и дал возможность его разной трактовки.
Так, в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» под ТС понимаются не только ТС автомобильного транспорта, но и воздушные суда коммерческой гражданской авиации, воздушные суда авиации общего назначения, суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), а также на внутренних водных путях, железнодорожный подвижной состав, ТС городского наземного электрического транспорта1.
Некоторые авторы понимают под ТС «автомобиль, а равно иные механические транспортные средства2 (троллейбусы, тракторы, мотоцик-
лы, различные самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки)» [12, с. 43].
Однако они не поясняют, каким образом виновный может «завладеть» идентификационным номером маломерного судна, который наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна3. Невозможно это сделать и в отношении идентификационного номера тягового подвижного состава4, государственного и регистрационного опознавательных знаков гражданского воздушного судна5, идентификационного номер судна (ст. 13 КВВТ РФ), регистрационного (бортового) номера троллейбуса или трамвая6. Все они не устанавливаются, а наносятся. Однако указанные обстоятельства не исключают их подделки.
Следует также учесть, что ст. 3251 размещена в главе 32 УК РФ, причем перед ст. 326, в которой также употребляется понятие «транс-
№ 2/2019
портное средство». Логично предположить, что объем его в указанных статьях должен совпадать, как, например, совпадают объемы понятий: «государственные награды» в ст. 324 и ст. 327 УК РФ, «акцизные марки» в ст. 325 и ст. 3271 УК РФ.
Однако ТС в ст. 326 УК РФ понимается по-разному. Комментируя ст. 326 УК РФ, исследователи:
1) считают, что понятие ТС дано в ч. 1 ст. 264 УК РФ и примечании к ней [15, с. 449; 3, с. 120] (фактически речь идет только и механических транспортных средствах — Е. Т.);
2) относят к ТС не только автомототранс-портные средства (механические ТС), но и маломерные суда (моторные лодки, катера) 16, с. 434; 11, с. 408; 9, с. 66 ];
3) полагают, что это — все виды транспортных средств (водный, воздушный, железнодорожный, автомототранспорт) [17, с. 697; 13, с. 94; 10, с. 584].
Считаем, что определять ТС в ст. 326 УК РФ ограничительно, путем простой отсылки к ст. 264 УК РФ некорректно.
Во-первых, согласно «букве» закона определение, данное в примечании 1 к ст. 264 УК РФ (ранее в примечании к ст. 264 УК РФ) относится только к статьям 264 и 2641 УК РФ (ранее — к ст. 264 УК РФ).
Во-вторых, для возможности такой отсылки законодатель должен был употребить термин «механическое ТС».
В-третьих, рассматривая эти законодательные определения, ученые приходят к обоснованному заключению о не вполне удачном способе описания [8, с. 137], считают, что «лучшим выходом будет отказ вообще от уголовно-правового определения механического ТС» [20, с. 138].
Одновременно нескольких точек зрения придерживается А.С. Суворов: первой — применительно к Регистрационному знаку ТС; третьей, когда пишет о других предметах преступления, предусмотренных ст. 326 УК РФ, а, кроме того, включает в понятие ТС трубопроводы и иную специализированную технику [14, с. 76, 89, 104].
На наш взгляд, такое восприятие, в том числе касающееся отнесения трубопровода к разновидности ТС, необоснованно. Например, «в отличие от транспортного средства, которое может работать автономно, такой способностью трубопровод не обладает» [20, с. 23].
Некоторые авторы, с одной стороны, под ТС понимают автомототранспорт, воздушный, вод-
ный, железнодорожный транспорт, а, с другой — не признают верной широкую трактовку понятия ТС, согласно которой к нему относится любой вид транспорта (в обоснование приводят не подлежащие государственной регистрации мопед, велосипед, гужевую повозку) [2, с. 50, 51].
Считаем, что такой вывод некорректен, поскольку у каждого из видов существуют подвиды (категории) ТС, для которых не предусмотрена государственная регистрация, а именно, для судов массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей до 8 кВт включительно (водный) (ст. 16 КВВТ РФ), съемных дрезин, рельсовелосипедов (железнодорожный), беспилотных воздушных судов со взлетным весом до 30 кг (воздушный) (ст. 33 ВК РФ).
Высказывается мнение, что кроме главы 27 УК РФ «во всех других главах УК РФ, в том числе и в ст. 326 УК РФ, под транспортными средствами понимаются любые технические устройства, предназначенные для перевозки людей и грузов: водные, воздушные, железнодорожные, автомототранспортные средства» [1, с. 260].
С одной стороны, такое восприятие по отношению в целом к главе 32 УК РФ некорректно (во всяком случае до внесения изменений в ст. 3251 УК РФ), поскольку объемы понятий ТС в ст. 326 и ст. 3251 УК РФ, на наш взгляд, не совпадают.
С другой стороны, с таким определением понятия ТС в ст. 326 УК РФ следует в целом согласиться. При этом заслуживает отдельного рассмотрения возможность отнесения к ТС городского наземного электрического транспорта и внеуличного транспорта.
При этом следует отметить, что практика идет по другому пути. Например, ошибочно не квалифицируется по ст. 326 УК РФ подделка номеров боковых рам, маркировочных обозначений надрессорных балок, номеров осей колесных пар железнодорожный вагонов.
Так, внесение изменений в номера боковых рам (на поверхностях боковых рам), в номера осей колесных пар (на правых торцевых поверхностях осей) расценено судом как способ совершения хищения7. В другом случае в колес-но-роликовом участке вагонного ремонтного депо осужденный С. с целью сокрытия факта браковки колесных пар и придания ей официального изделия изменял заводские номера колесных пар. Суд квалифицировал его действия только по ч. 1 ст. 159 УК РФ8.
№ 2/2019
Считаем, что хищение лицом чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, сопряженные с подделкой номеров колесных пар железнодорожного подвижного состава, требует дополнительной квалификации по ст. 326 УК РФ, «поскольку они направлены на два различных объекта, охраняемых уголовным законом»9.
Исследуя предмет преступления, предусмотренного ст. 3251 УК РФ, П.А. Филиппов ссылается на Правила дорожного движения (ПДД) и считает, что ТС — это «устройства, предназначенные для движения по дорогам» [18, с. 149].
Действительно, согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» и Правилам дорожного движения ТС определяется как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем10.
По мнению А.А. Энгельгардта, ТС — это «перевозочные средства, допущенные к участию в дорожном движении и снабжаемые государственными номерными знаками на предусмотренных для этого местах» [7, с. 671].
Считаем, что эти определения слишком широкие.
Так, в соответствии с ПДД велосипеды, троллейбусы и трамваи являются ТС, они допускаются к участию в дорожном движении, однако не имеют регистрационных знаков. Кроме того, нанесенный регистрационный (бортовой) номер троллейбуса или трамвая не может стать предметом завладения. Трудно согласиться и с мнением, что «самоходные машины, не предназначенные для движения по дорогам (например, снегоходы, квадроциклы, комбайны и др.), не являются транспортными средствами» [18, с. 149]. Непредназначенность для движения по дорогам не исключает государственную регистрацию ТС, получение его владельцем регистрационного знака11, который впоследствии может быть похищен.
В учебниках и комментариях некоторые авторы при характеристике ТС также используют перечневый метод. Одни приводят открытый перечень ТС, включающий «транспортные средства, которые используются для легковых такси; ТС, оборудованные для перевозок более восьми человек; прицепы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотонарты, тракторы, тракторные прицепы, полуприцепы и иную сельскохозяйственную, дорожную и самоходную технику, включая военные транспортные средства, транспортные средства МВД России, дипломатических миссий» [6, с. 1420].
Другие пишут исключительно об учете «автомобилей, мотоциклов, грузовой, специальной, строительной техники и вооружения, прицепов» [4, с. 610].
В первом случае, с учетом применения словосочетания «и др.», не ясно, ограничивается ли этот список только механическими транспортными средствами (наземными, безрельсовыми ТС). Во втором случае непонятно, почему в список не попали, например, тракторы или автобусы.
Возникают вопросы к тем авторам, которые пишут исключительно о государственных регистрационных знаках транспортного средства (далее — Регистрационный знак ТС), которые выдаются ГИБДД [5, с. 270]. Почему исключаются органы гостехнадзора и военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) и, соответственно, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, ТС воинских формирований?
К сожалению, законодатель в ст. 3251 УК РФ не использовал понятие «механические транспортные средства (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепы», о котором говорилось в пояснительной записке к проекту федерального закона о внесении изменений в УК РФ12, и тем самым дал возможность разной трактовки предмета данного преступления.
Так, С.А. Хорошилов, ссылаясь на п. 1 Основных положений по допуску ТС, также ограничивает понятие ТС механическими транспортными средствами (кроме мопедов) и прицепами к ним [19, с. 175]. Почему трамваи и троллейбусы включаются в понятие ТС, автор не поясняет. По нашему мнению, логичнее было бы ссылаться на п. 2 Основных положений по допуску ТС и таким образом говорить о механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах.
Такое понимание соответствует определению ТС, данному в постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», в котором под ТС понимаются автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним13.
На основании изложенного считаем, что понятие «транспортное средство» в ст. 326 УК РФ не совпадает с таким же понятием в ст. 3251 УК
№ 2/2019
РФ. Закономерно, что последнее требует законодательного уточнения.
Нами предлагается ограничить понятие ТС только наземными безрельсовыми механическими транспортными средствами.
До внесения соответствующих изменений в УК РФ Верховному Суду РФ в постановлении Пленума следовало бы определить понятие ТС, например, следующим образом:
«Под транспортными средствами в ст. 3251 УК РФ понимаются подлежащие государственной регистрации наземные безрельсовые механические транспортные средства (автомототран-спортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы к ним».
1 См.: Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.), п. 11 ст. 1 // СПС «Консультант Плюс»
2 Предложенная формулировка «иных транспортных средств» совпадает с определением, которое ранее было дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. № 25 (п. 21) // ВВС РФ. 2009. № 2.
3 См.: Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 500), п. 25 // СПС «Консультант Плюс»;
Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. приказом МЧС РФ от 24.06.2016 г. № 340), п. 10 // СПС «Консультант Плюс»
4 Инструкция о порядке присвоения восьмизначных идентификационных номеров тяговому подвижному составу (утв. МПС России 22.09.2003 г. № ЦТ-950) // СПС «Консультант Плюс»
5 Приказ Минтранса России от 29.04.2014 г. № 113 «Об утверждении Порядка нанесения на гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков» // СПС «Консультант Плюс»
6 Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (далее — Основные положения по допуску ТС), п. 2 // СПС «Консультант Плюс»
7 Приговор Люблинского районного суда (г. Москва) от 01.04.2014 г. № 1-13/2014 // URL: http://sudact.ru/ regular/doc/dnpK6SSgimJO/ (Дата обращения: 29.03.2019)
8 Постановление Кировского районного суда г. Курска от 14.12.2017 г. по делу № 1-142/2017 // URL: http://
sudact.ru/regular/doc/qliANwMQI8VK/ (Дата обращения: 29.03.2019)
9 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2011 г. // ВВС РФ. 2012. № 6.
10 См.: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10. 12. 1 995 г. № 196-ФЗ (ред. от
26.07.2017 г.), ст. 2 // СПС «Консультант Плюс»; Правила дорожного движения РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от
27.08.2018 г.), п. 1.2 // СПС «Консультант Плюс»
11 Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)» (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995 г., ред. от 26.06.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»
12 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Паспорт проекта федерального закона № 352918-6 // СПС «Консультант Плюс»
13 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранс-портных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (ред. от 06.10.2017 г.), п. 1 // СПС «Консультант Плюс»
Библиографический список
1. Агаев ГА. Преступления против порядка управления (проблемы теории и практика применения законодательства): Дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 2006.
2. Архипов АА., Шарапов Р.Д. Уголовная ответственность за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств: Монография. М., 2012.
3. Егиазарян НА. Преступления против порядка управления в уголовном праве Армении и России (вопросы теории и методологии сравнительно-правового исследования): Монография / Отв. ред. А.И. Чучаев. М., 2013.
4. Иванов Н.Г. Уголовное право. Особенная часть. М., 2016.
5. Козаченко ИМ., Новоселов Г.П. Уголовное право. Особенная часть. М., 2017.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2019.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Есакова. М., 2018.
№ 2/2019
8. Коробеев А.И. Транспортные преступления и транспортная преступность. М., 2015.
9. Лебедев A.C. Уголовная ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2014.
10. Наумов A.B. Российское уголовное право: Курс лекций: В 3-х т. Т. 3: Особенная часть (главы XI—XXI). М., 2016.
11. Полный курс уголовного права: В 5 т. Т. 5 / Под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2008.
12. Салимова А.М., Юсупов Т.И. Уголовная ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства (ст. 3251 УК РФ) // Вестник Уфимского юрид. Ин-та МВД России. 2016. №. 1.
13. Саруханян А.Р. Преступления против порядка управления: общая характеристика, вопросы квалификации. Ростов н/Д. 2012.
14. Суворов A.C. Уголовная ответственность за подделку или уничтожение идентификаци-
онного номера транспортного средства: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.
15. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1997.
16. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 2001.
17. Уголовное право. Особенная часть / Отв. ред.: И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 2000.
18. Филиппов ПА. Анализ доктринального толкования и практики применения неправомерного завладения государственными регистрационными знаками транспортных средств (ст. 325.1 УК РФ) // Уголовное право. 2017. № 3.
19. Хорошилов СА. Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства: анализ состава преступления и проблемы криминализации // Проблемы права. 2014. № 4 (47).
20. Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика. М., 2018.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Дознание
в органах внутренних дел
Дознание в органах внутренних дел.
3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 2018 г. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Ф.К. Зиннурова, А.С. Есиной
978-5-238-03160-6
Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.
Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).
№ 2/2019