ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 159.942:796.071
Таран Ирина Ивановна
кандидат психологических наук, доцент
Коломенская Виктория Викторовна
кандидат психологических наук, доцент
Анисимова Екатерина Викторовна
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, г. Великие Луки
[email protected], [email protected], [email protected]
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ТРУДОМ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ
Эмоциональное выгорание - это истощение, происходящее у человека вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам в процессе профессиональной деятельности. Проблема выгорания в спорте приобретает свою актуальность в связи с оценкой эффективности деятельности спортивного педагога. В статье рассматривается проблема влияния удовлетворённости трудом на показатели эмоционального (профессионального) выгорания спортивных педагогов. Выделяются и описываются характерные особенности сформированности фаз и симптомов выгорания у тренеров по спортивным играм, а также показатели их удовлетворённости профессиональной деятельностью. Авторы представляют результаты корреляционного анализа взаимосвязей изучаемых показателей. В ходе исследования выяснилось, что чем выше удовлетворённость тренеров содержанием, процессом и результатом своей профессиональной деятельности, тем значительнее у них проявляются симптомы эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, профессиональная удовлетворенность, фазы эмоционального выгорания, симптомы выгорания.
Синдром эмоционального выгорания понимается как сложное, структурное, динамическое образование, которое является негативным эффектом профессионализации и считается состоянием предболезни [1, с. 42]. По мнению исследователей (В.В. Бойко, К. Мас-лач, В.Е. Орел, Б. Перлман, Х.Дж. Фрейденбергер, Е. Хартман и др.), выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно [6, с. 92]. Эмоциональное выгорание проявляется в результате комбинации физического, эмоционального и когнитивного утомления, при ведущей роли эмоционального истощения [5, с. 81].
В настоящее время, изучение синдрома эмоционального выгорания осуществляется достаточно активно, как в отечественной, так и в зарубежной науке, где встречается много теоретических предположений и утверждений о причинах выгорания в педагогической деятельности [2, с. 109]. Анализ литературы показал, что выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления с самого начала педагогической деятельности [7, с. 130]. Однако детерминанты возникновения этих состояний чаще исследовались для педагогов общеобразовательных предметов и практически не исследованы для спортивных педагогов. В отдельных исследованиях изучалась зависимость выгорания тренеров от их стажа работы [4, с. 224-226] и личностных особенностей [3, с. 22-23]. Неоднозначные данные встречаются относительно влияния удовлетворённости трудом на процессы выгорания. Это противоречие и определило актуальность нашего исследования.
Цель нашего исследования: определить взаимосвязи эмоционального выгорания с показателями удовлетворённости профессиональной деятельностью у тренеров по спортивным играм.
Констатирующий эксперимент проводился с участием 50 тренеров по различным видам спортивных игр в возрасте от 25 до 67 лет, работающих в ДЮСШ Псковской и Тверской областей. Для проведения исследования использовались «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко и «Методика изучения удовлетворённости профессиональной деятельности Г.В. Лозовой. Определение взаимосвязей между изучаемыми признаками проводилось с помощью корреляционного анализа Спирмена.
Результаты психодиагностики дают подробную картину выраженности фаз и симптомов выгорания у опрошенных тренеров.
Исследование эмоционального выгорания по фазам показало, что фаза «Напряжения» находится в стадии формирования у 25% тренеров (табл. 1). Сформированность фазы «Напряжения» и её симптомов служит предвестником и запускающим механизмом в формировании эмоционального выгорания.
В этой фазе у тренеров более часто проявляется симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»: у 20% тренеров он сформирован, у 15% является доминирующим и ещё у 45% формируется. Это свидетельствует о том, что у специалистов проявляется усиливающееся осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые им трудно устранить. Симптомы «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии» сформированы
212
Вестник КГУ ^ 2018
© Таран И.И., Коломенская В.В., Анисимова Е.В., 2018
Таблица 1
Проявление симптомов выгорания в фазе напряжения (в %)
Фаза и симптомы эмоционального выгорания Не сформирована На стадии формирования Сформирована Доминирующий симптом
Фаза «Напряжения» 75 25 0 -
1. Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств 20 45 20 15
2. Симптом неудовлетворённости собой 85 15 0 0
3. Симптом «загнанности в клетку» 95 0 5 0
4. Симптом тревоги и депрессии 80 15 5 0
Таблица 2
Проявление симптомов выгорания в фазе резистенции (в %)
Фаза и симптомы эмоционального выгорания Не сформирована На стадии формирования Сформирована Доминирующий симптом
Фаза «Резистенции» 20 55 25 -
1. Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования 10 50 20 20
2. Симптом эмоционально-нравственной дезориентации 40 55 5 0
3. Симптом расширения сферы экономии эмоций 25 40 10 25
4. Симптом редукции профессиональных обязанностей 25 60 10 5
только у 5% тренеров, у 15% начинает формироваться симптом «неудовлетворённости собой».
Неудовлетворённость собой формируется на фоне формирующего симптома «переживания психотравмирующих обстоятельств», педагоги критично оценивают свою компетентность, свои профессиональные возможности и часто эти показатели перестают удовлетворять тренеров, как профессионалов.
Следующая фаза выгорания - фаза «Резистенции» сформирована у 25% исследуемых тренеров и у 55% находится на стадии формирования (табл. 2).
Чаще всего в этой фазе у тренеров наблюдается симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» - сформировался у 20% и как доминирующий наблюдается также у 20% тренеров, у 50% этот симптом начинает складываться. Такие тренеры перестают улавливать разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Симптом «расширение сферы экономии эмоций» сформировался у 10%, у 25% является доминирующим, что говорит об экономии эмоций вне профессиональной деятельности. Симптом «редукции профессиональных обязанностей» является доминирующим у 5% педагогов, у 10% симптом сформирован. Преподаватели облегчают и сокращают свои обязанности и общение, действуют отработанными схемами, установками. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» сложился у 5% тренеров, такие педагоги проявляют неадекватные реакции по отношению к занимающимся и коллегам.
Общая картина данной фазы неблагоприятная, так как симптомы фазы «Резистенции» являются признаком начинающегося выгорания. Сформиро-
ванность фазы резистенции свидетельствует о том, что тренеры не могут больше работать в привычном для них режиме, режим функционирования психики меняется, педагоги теряют сочувствие, не могут сопереживать и понимать других людей.
Третьей фазой выгорания является фаза «Истощения», наличие признаков которой считается сигналом психосоматических и психовегетативных расстройств (табл. 3).
Исследование показало, что фаза «Истощения» находится только в стадии формирования у 20% опрошенных тренеров. Происходит падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. В этой фазе у 5% тренеров симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» является доминирующим, что может приводить к состоянию предболезни, обострению хронических заболеваний.
У большого количества тренеров симптомы фазы находятся в стадии формирования: симптом «эмоционального дефицита» как складывающийся наблюдается у 70% преподавателей, симптом «эмоциональной отстраненности» начинает складываться у 45% преподавателей, у 25% начинает формироваться симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптомы данной фазы опасны угнетением физиологических систем и психики, нервными срывами и болезнями.
Далее мы изучали удовлетворённость трудом тренеров по трем группам факторов, выделенных в методике А.Г. Лозовой: «факторы удовлетворённости деятельности», «общественная значимость деятельности» и «факторы удовлетворённости профессией».
Анализ показателей удовлетворённости по первой группе факторов - показал, что большинство
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
213
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Таблица 3
Показатели выраженности симптомов выгорания в фазе истощения (в %)
Фаза и симптомы эмоционального выгорания Не сформирована На стадии формирования Сформирована Доминирующий симптом
Фаза «Истощения» 80 20 0 -
1. Симптом эмоционального дефицита 30 70 0 0
2. Симптом эмоциональной отстранённости 55 45 0 0
3. Симптом личностной отстранённости 100 0 0 0
4. Симптом психосоматических и психовегетативных 70 25 0 5
Содержание деятельности
Процесс выполнения деятельности
Результат своей деятельности
Организация труда
Профессиональный статус
Профессиональные льготы и привилегии
Уровень своей профессиональной подготовки
Эмоциональный дефицит
Деперсонализация
Редукция профессиональных обязанностей
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование
Эмоционально-нравственная дезориентация
Расширение сферы экономии эмоций
Переживание психотравмирующих обстоятельств
Психосоматические и психовегетативные нарушения
Рис. 1. Взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и удовлетворённости профессиональной деятельностью у спортивных педагогов
преподавателей (90%) удовлетворены своей деятельностью, её содержанием процессом и результатом. Они любят свою работу, она им интересна. Только 10% тренеров испытывают среднюю удовлетворённость.
Изучая удовлетворенность по показателю «Общественная значимость деятельности», мы определили, что в большинстве тренеры также имеют высокий уровень удовлетворённости факторами этой группы, только 20% имеют низкий уровень удовлетворённости «материальной базой» и 5% недовольны «санитарно-гигиеническими условиями» труда.
Изучение факторов удовлетворённости профессией показало, что по этой группе показатели удовлетворённости заметно ниже. 55% тренеров имеют низкую удовлетворённость «материальными доходами от профессии» и 50% специалистов не устраивает уровень «профессиональных льгот и привилегий». Так же 20% не испытывают удовлетворённости факторами «престижность профессии», 25% «перспективами роста карьеры», 5% «профессиональным статусом» и 5% «соответствием профессии характеру».
Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что чем выше удовлетворённость своей профессиональной деятельностью по отдельным показате-
лям, тем значительнее у тренеров будут проявляться симптомы выгорания (рис. 1).
Удовлетворённость содержанием, процессом и результатом деятельности приводит к возникновение эмоционального дефицита (г = 0,60-0,65), деперсонализации (г = 0,54-0,65), редукции профессиональных достижений (г = 0,50) и неадекватному эмоциональному избирательному реагированию (г = 0,50). Удовлетворённость льготами и привилегиями повышает уровень переживаний психотравмирующих обстоятельств профессиональной деятельности (г = 0,53), удовлетворённость уровнем профессиональной подготовки приводит к редукции профессиональных достижений (г = 0,50), удовлетворённость профессиональным статусом приводит к расширению сферы экономии эмоций (г = 0,50). Наличие статуса, соответствующих льгот усугубляют общее эмоциональное и физическое состояние тренера, что приводит к проявлению отдельных симптомов выгорания и в дальнейшем к выгоранию в целом.
Таким образом, наибольшее количество связей с симптомами выгорания наблюдается у показателей удовлетворённости процессом и результатами своей деятельности. На первый взгляд это труднообъяснимые связи, но при более внимательном анализе они приобретают определённую логичность.
Вестник КГУ Л 2018
214
Для достижения определённого статуса и результатов в профессиональной деятельности происходят большие энергетические и эмоциональные траты, и, приходя к желаемому результату, тренеры «в нагрузку» получают состояние выгорания. Результаты исследования подтвердили расхожее выражение: «тот, кто выгорел, должен был когда-то загореться». Выгоранию подвержены увлечённые профессией личности. Спортивные педагоги, испытывая высокую социальную ответственность и моральный долг за физическое и психологическое благополучие воспитанников, чрезмерно тратят энергию и эмоции, забывая о своевременном отдыхе. Повышенная стресогенность, неустойчивость статуса, публичность, нерегламентированность тренировочной работы и другие специфичные условия профессиональной деятельности приводят к психоэмоциональным перенапряжениям, и как следствие к выгоранию.
Проведённое экспериментальное исследование тренеров позволяет спрогнозировать развитие синдрома выгорания в зависимости от уровня удовлетворённости содержанием, процессом и результатами своей профессиональной деятельности и осуществлять своевременную профилактику истощения ресурсов личности.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Сударыня, 2000. - 82 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2016. - 336 с.
3. Мищенко А.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2011. - 25 с.
4. Полякова Т.А., Юдина Р.Н. Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Се-
рия № 1: Психологические и педагогические науки. - 2014. - С. 220-226.
5. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы / под ред. М.В. Воронцовой. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. - 272 с.
6. Райкова Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий // Молодой ученый. - 2011. -№ 5. - Т. 2. - С. 92-97.
7. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. - 2009. - № 2. -С. 127-137.
References
1. Bojko V.V Sindrom «ehmocional'nogo vygoraniya» v professional'nom obshchenii. - SPb.: Sudarynya, 2000. - 82 s.
2. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. - SPb.: Piter, 2016. - 336 s.
3. Mishchenko A.V. Lichnostnye determinanty ehmocional'nogo vygoraniya sportivnyh trenerov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Sochi, 2011. - 25 s.
4. Polyakova T.A., YUdina R.N. Proyavlenie sindroma ehmocional'nogo vygoraniya v deyatel'nosti trenera // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1: Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. -2014. - S. 220-226.
5. Profilaktika i preodolenie professional'noj deformacii specialistov social'noj raboty / pod red. M.V. Voroncovoj. - Taganrog: Izd-l' A.N. Stupin, 2013. - 272 s.
6. Rajkova E.YU. Terapiya i profilaktika professional'nogo vygoraniya u predstavitelej pomogayushchih professij // Molodoj uchenyj. -2011. - № 5. - T. 2. - S. 92-97.
7. YAnkovskaya N. EHmocional'noe vygoranie uchitelya // Narodnoe obrazovanie. - 2009. - № 2. -S. 127-137.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №3
215