Научная статья на тему 'Личностные регуляторы профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей'

Личностные регуляторы профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PROFESSIONAL BURNOUT / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / PERSONAL RESOURCES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENCE / PERSONALIZED PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берилова Е. И., Мищенко А. В., Дорошина О. В.

Выгорание в спорте это результат хронического стресса. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить специфику проявлений и регуляторы выгорания у спортивных тренеров и судей. Результаты показывают, что тренеры и судьи испытывают выгорание, но тренеры демонстрируют более высокую степень психических перегрузок. Тренеры и судьи стремятся избежать ситуации, связанной с увеличением психического напряжения, чтобы предотвратить выгорание. Но эта стратегия уменьшает результативность их деятельности, направленной на достижение успеха. Тренеры также используют различные типы психологической защиты, чтобы минимизировать выгорание. Спонтанные способы, которые тренеры и судьи используют, чтобы предотвратить или минимизировать выгорание, недостаточно эффективны. Спортивные тренеры и судьи нуждаются в развитии компетентности, помогающей справляться с выгоранием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Берилова Е. И., Мищенко А. В., Дорошина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED REGULATORS OF THE PROFESSIONAL BURNOUT IN SPORTS COACHES AND REFEREES

Burnout in sport is the result of some chronic stress. The aim of the research was to study the specific character of manifestations and regulators of burnout in sports coaches and referees. The results show that both coaches and referees feel their burnout but coaches demonstrate higher degree of physical overloading. Coaches and referees try to avoid situation connected with the increasing psychical overloading to prevent the burnout. But this strategy lessens their activity resultativeness, aimed at the success achievement. Coaches use also various types of psychological defence to minimize the burnout. Spontaneous ways used by coaches and referees to prevent or minimize the burnout are not enough effective. Sports coaches and referees need the development of the competence which helps to cope with the burnout.

Текст научной работы на тему «Личностные регуляторы профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей»

PROGRAMME-NORMATIVE BASES OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND MASS SPORT AT THE PLACE OF LIVING

A. Orlov, Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

O. Tishchenco, Director of the Municipal Budget Institution "Children - Youth Club of Mass Sport",

Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

Actual problems of the development of physical education and mass sport at the place of living are examined in the paper on the basis of the analysis of purposeful complex programmes of different levels (federal, regional, municipal). With it all, the programme complex is examined according to levels, functional orientation, periods of realization, sources of financing,

effectiveness. Special attention is paid to weak points of complex programmes.

Key words: strategic direction, special aims, federal, regional, municipal purposeful complex programmes, complex approach, effective planning, state support, conditions creation, development of infrastructure.

УДК 796.01:159.9

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ И СУДЕЙ

Кандидат психологических наук, преподаватель Е. И. Берилова, кандидат психологических наук, преподавательА. В. Мищенко,

заместитель начальника отдела по взаимодействию с муниципальными образованиями и организационной работе Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края О. В. Дорошина,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Выгорание в спорте - это результат хронического стресса. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить специфику проявлений и регуляторы выгорания у спортивных тренеров и судей. Результаты показывают, что тренеры и судьи испытывают выгорание, но тренеры демонстрируют более высокую степень психических перегрузок. Тренеры и судьи стремятся избежать ситуации, связанной с увеличением психического напряжения, чтобы предотвратить выгорание. Но эта стратегия уменьшает результативность их деятельности, направленной на

достижение успеха. Тренеры также используют различные типы психологической защиты, чтобы минимизировать выгорание. Спонтанные способы, которые тренеры и судьи используют, чтобы предотвратить или минимизировать выгорание, недостаточно эффективны. Спортивные тренеры и судьи нуждаются в развитии компетентности, помогающей справляться с выгоранием.

Ключевые слова: профессиональное выгорание; личностные особенности; мотивация; психологические защиты; личностные ресурсы.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Относительно закономерностей развития и специфики проявлений профессионального выгорания в спортивной деятельности данных немного. Наиболее разработанной проблематикой является изучение особенностей развития данного феномена у спортсменов. Результаты исследования тренеров носят противоречивый характер, а данные о специфике проявления профессионального выгорания у судей практически отсутствуют, хотя существует острая необходимость в проведении дополнительных исследований [3, 4, 5, 6, 8].

Профессиональная деятельность спортивных судей предрасполагает к эмоциональным перегрузкам. При судействе соревнований нередко возникают конфликты. Конфликты в спортивном мире бывают разные по значимости. Большинство из них улаживается мгновенно, другие, наоборот, разрастаются и требуют постороннего участия в их разрешении (судейских коллегий, дисциплинарных комиссий, заседания республиканских, международных федераций, международного спортивного арбитража). При возникновении конфликтной ситуации на соревнованиях на судью воздействуют сложные психические состояния и эмоции спортсмена, тренера, болельщиков, что способствует росту психической напряженности, и как следствие этого, развитию профессионального выгорания [2, 3].

В профессиональной деятельности спортивного тренера также много факторов, способствующих росту психического напряжения и развитию профессионального выгорания. Спортивный тренер несет ответственность не только за результативность деятельности воспитанников, но и за их физическое и психическое здоровье, что может способствовать росту эмоциональных перегрузок. В итоге, у спортивных тренеров возможно снижение профессиональной успешности и удовлетворенности результатами своей деятельности и собой в целом [3].

Согласно литературным данным, в профессиях тренера и судьи схожи источники профессионального выгорания. И тренеры, и судьи подвержены высоким эмоциональным перегрузкам и часто работают в условиях постоянной оценки, что также является фактором психической напряженности [2, 3, 4]. С одной стороны, прослеживается воздействие большого числа факторов развития профессионального выгорания, с другой - возникает вопрос, почему, несмотря на это, спортивные тренеры и судьи остаются в профессии. Каким образом они снижают уровень психической напряженности, насколько конструктивны способы преодоления ими профессионального выгорания. Неразрешенность и значимость этих сложных вопросов послужили основанием для проведения нашего исследования.

МЕТОДИКА. Целью исследования, поддержанного грантом РГНФ (проект № 10-06-38619 а/ю), стало установление проявлений профессионального выгорания и его специфики у спортивных тренеров и судей на основании сходства источников психической напряженности в этих профессиях. Исследование осно-

вывается на использовании разработанной в рамках концепции C. Maslach и S. Jackson модели развития профессионального выгорания в спортивной деятельности T. Raedeke и модели отечественного исследователя В. В. Бойко. T. Raedeke рассматривает профессиональное выгорание в спортивной деятельности в виде 3-компонентного конструкта: эмоционального/физического истощения, уменьшения чувства достижения и обесценивания достижений. Профессиональное выгорание, в соответствии с концепцией В. В. Бойко, представляет собой динамический процесс, соответствующий механизму развития стресса. В нем выделяется 3 стадии: фаза «Тревожное напряжение», фаза «Рези-стенция» (сопротивление), фаза «Истощение». Данные модели профессионального выгорания, на наш взгляд, наиболее полно отражают специфику проявления данного синдрома у различных субъектов спортивной деятельности.

В исследовании принимали участие 100 спортивных тренеров и 206 судей по волейболу «Высшей лиги А», «Высшей лиги Б», «Суперлиги». Для каждой группы участников исследования устанавливались параметры профессионального выгорания, которые затем сопоставлялись с их личностными свойствами. Особенности развития профессионального выгорания у судей определялись с помощью методики В. В. Бойко, у спортивных тренеров - методик В. В. Бойко и К. Мас-лач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Для выявления личностных факторов развития профессионального выгорания у тренеров изучались мотивация деятельности и психологические защиты; у судей - мотивация деятельности и личностные особенности. Установление особенностей мотивации тренеров осуществлялось с помощью методики достижения успеха и избегания неудач Элерса, изучение типов психологических защит - с помощью методики «Психологическая диагностика индекса жизненного стиля». Для изучения особенностей мотивации спортивных судей применялась методика достижения успеха и избегания неудач Элерса; для изучения личностных особенностей - 16-факторный личностный опросник Кеттелла [1, 7].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Первым этапом исследования было изучение специфики профессионального выгорания в группе тренеров. В исследовании приняли участие 100 спортивных тренеров. Анализ результатов исследования выраженности симптомов и фаз профессионального выгорания по методике В. В. Бойко показал, что у спортивных тренеров большинство из представленных симптомов синдрома выгорания относится к разряду не сложившихся (таблица 1).

Также были выявлены и складывающиеся симптомы: «неудовлетворенность собой» (14,2 балла), «редукция профессиональных обязанностей» (15,2 балла), «эмоциональный дефицит» (9,9 балла) и «психосоматические и психовегетативные нарушения» (11,8 балла). Доминирующим симптомом в синдроме профессионального выгорания у тренеров является «личностная отстраненность» (24,1 балла). Далее рассмотрим сфор-

мированность фаз профессионального выгорания у спортивных тренеров: фаза «напряжение» является не-сформированной (31,4 балла), так же как и фаза «рези-стенция» (35,9 балла), в то время как фаза «истощение» находится в стадии формирования (50,8 балла). Значительная выраженность симптомов в фазе истощения говорит о том, что тренеры находятся под влиянием сильных эмоциональных перегрузок в течение длительного времени.

Таблица 1

Средние показатели симптомов профессионального выгорания у тренеров (баллы)

Симптомы профессионального выгорания Баллы

Переживание психотравмирующих обстоятельств 5,5

Неудовлетворенность собой 14,2

Загнанность в клетку 6,7

Тревога и депрессия 5,1

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 4,7

Эмоционально-нравственная дезориентация 8,2

Расширение сферы экономии эмоций 7,8

Редукция профессиональных обязанностей 15,2

Эмоциональный дефицит 9,9

Эмоциональная отстраненность 5,01

Личная отстраненность 24,1

Психосоматические нарушения 11,8

Интегральный показатель профессионального выгорания 118,02

Для получения более детальной картины проявлений профессионального выгорания мы изучили особенности проявления профессионального выгорания у спортивных тренеров с помощью методики К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Анализ средних значений показателей профессионального выгорания у спортивных тренеров выявил, что преобладающим симптомом является «редукция личных достижений» (39,7 балла), в меньшей степени выражены «деперсонализация» (23,01 балла) и «эмоциональное истощение» (17,2 балла).

Это подтверждают результаты исследования проявлений профессионального выгорания по методике В. В. Бойко о влиянии значительных эмоциональных перегрузок на спортивных тренеров и их стремлении к экономии сил путем ограничения круга должностных обязанностей.

Для изучения личностных факторов развития профессионального выгорания у спортивных тренеров были исследованы их мотивация и типы психологических защит. Выбор данных личностных особенностей тренеров для исследования продиктован особенностями их профессиональной деятельности. Результативность работы тренеров оценивается на основании

оценки спортивных достижений их воспитанников. Специфика деятельности тренеров определяется выведением воспитанников на максимальный уровень спортивного мастерства. Это сопровождается постоянным столкновением с ситуациями успеха и неудач, что может быть предпосылками формирования определенной мотивации и типа психологических защит, которые, в свою очередь, могут быть факторами развития профессионального выгорания.

Анализ средних значений показателей мотивации показал, что у спортивных тренеров отсутствует ярко выраженная мотивация как к избеганию неудач, так и мотивация стремления к успеху (7,4 и 8,8 балла соответственно). Следовательно, мы можем предположить, что тренеры не избегают ответственных заданий, не ищут причины отказа от них. Но в то же время их деятельность может быть приостановлена в случае возникновения препятствий, стремление достичь высоких показателей выражено слабо. Невысокие показатели стремления к успеху могут быть связаны с уже имеющимися у тренеров достижениями. Умеренные значения показателя избегания неудач можно расценить как сложившееся у тренеров в процессе деятельности отношение к неудачам как к естественному для спортивной деятельности явлению.

Следующим шагом исследования специфики проявлений профессионального выгорания у тренеров было изучение взаимосвязи между показателями профессионального выгорания, мотивацией и психологическими защитами, ими применяемыми. В результате корреляционного исследования были выявлены прямые достоверные взаимосвязи между показателями профессионального выгорания и психологическими защитами тренеров. Связи такого рода были установлены между показателем защиты «регрессия» и показателем выгорания «эмоциональная отстраненность» (г=0,21; р<0,01); между защитой типа «проекция» и симптомами выгорания «редукция профессиональных обязанностей» (г=0,21; р<0,05), «эмоциональная отстраненность» (г=0,26; р<0,001), «психосоматические и психовегетативные нарушения» (г=0,29; р<0,05). Показатель защиты «реактивное образование» связан положительными корреляционными связями с показателями выгорания «тревога и депрессия» (г=0,22; р<0,01), «редукция профессиональных обязанностей» (г=0,25; р<0,01), «эмоциональный дефицит» (г=0,25; р<0,01). Обратные достоверные взаимосвязи были выявлены между показателем психологической защиты «отрицание» и симптомами профессионального выгорания «загнанность в клетку» (г= - 0,28; р<0,05), «эмоциональный дефицит» (г= - 0,21; р<0,05). Показатель психологической защиты «замещение» отрицательно коррелирует с показателями симптомов профессионального выгорания «загнанность в клетку» (г= - 0,21; р<0,05), «эмоциональная отстраненность» (г= - 0,22; р<0,01), «интеллектуализация» и «неудовлетворенность собой» (г= - 0,19; р<0,05). Также были выявлены взаимосвязи между мотивацией и показателями профессионально-

го выгорания: прямая достоверная взаимосвязь между симптомом выгорания «эмоциональный дефицит» и мотивацией достижения успеха (г=0,27; р<0,001); обратная достоверная взаимосвязь между симптомом выгорания «неудовлетворенность собой» и мотивацией избегания неудач (г= - 0,22; р<0,01).

Далее, мы решили изучить существуют ли различия в уровне развития профессионального выгорания между спортивными тренерами, имеющими воспитанников-призеров, и спортивными тренерами, у которых их нет. То есть, насколько профессиональная успешность препятствует развитию выгорания у спортивных тренеров. Проведенный статистический анализ с использованием критерия Манна-Уитни выявил достоверно значимые различия в степени выраженности симптома «неудовлетворенность собой» (и = 960,0, при р=0,045), «редукция профессиональных обязанностей» (и = 912,5, при р=0,020), «психосоматические и психовегетативные нарушения» (и = 899,0, при р = 0,036) и «личностная отстраненность» (и = 972,5, при р=0,052). Таким образом, для менее успешных тренеров характерно негативное отношение к себе, к выполняемым профессиональным обязанностям, к воспитанникам, что может проявляться в агрессивности, раздражительности, психосоматических и психовегетативных нарушениях. Соответственно, отсутствие у тренера призеров, то есть его низкая профессиональная успешность, связано с формированием недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью.

Анализ результатов корреляционного исследования говорит о том, что высокий уровень выраженности мотивации избегания неудач сочетается с тенденцией снижения неудовлетворенности собой, а ориентация на достижение успеха сочетается с тенденцией снижения эмоционального дефицита. Прослеживается ограждение тренерами себя от испытаний, что становится приемом снижения профессионального выгорания. Применение тренерами психологической защиты «замещение» взаимосвязано с меньшей выраженностью симптома «загнанность в клетку» и меньшей эмоциональной отстраненностью, т. е. в случае появления трудностей тренеры стремятся добиваться успеха в других сферах деятельности. Преобладание у тренеров механизма проекции повышает вероятность развития профессионального выгорания, выражающегося в редукции профессиональных обязанностей, эмоциональной отстраненности, а также «уходом в болезнь». Чем выше у тренеров интеллектуализация, тем меньше неудовлетворенность собой; в свою очередь, чем выше эмоциональная отстраненность, тем выше вероятность появления такого механизма, как регрессия. Высокая выраженность таких симптомов профессионального выгорания, как «тревога и депрессия», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит», повышает вероятность применения тренерами такого механизма психологической защиты, как реактивное образование. Результаты исследования профессионального выгорания у тренеров позволяют

сделать следующее заключение. Значительная выраженность симптомов в фазе истощения говорит о том, что тренеры находятся под влиянием значительных психических перегрузок. Несформированность симптомов начальных фаз профессионального выгорания и нахождение фазы «истощения» в процессе формирования, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что психические перегрузки имеют долговременный характер, что приводит к снижению показателей начальных стадий развития профессионального выгорания.

Вторым этапом исследования было изучение специфики профессионального выгорания в группе судей. В исследовании приняли участие 206 судей по волейболу. Для достижения цели исследования были использованы следующие методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; методика достижения успеха и избегания неудач Элерса; 16-факторный личностный опросник Кеттелла.

Анализ средних значений симптомов и фаз профессионального выгорания показал, что у спортивных судей большинство из представленных симптомов синдрома выгорания относится к разряду не сложившихся, т. к. не достигают минимального показателя в 9 баллов. В то же самое время фаза «резистенции» находится в стадии формирования, в ней выделяются складывающийся симптом «редукция профессиональных обязанностей» (12 баллов) и сформировавшийся симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (16,3 балла). Это говорит о том, что, несмотря на то что большинство симптомов и фаз относится к разряду не сложившихся, у судей присутствуют долговременные психические перегрузки. Нахождение в стадии формирования фазы «резистентность» говорит о том, что судьи пытаются прибегнуть к экономии эмоций и сужению круга должностных обязанностей, чтобы снизить профессиональное выгорание. Анализ средних значений мотивации судей выявил, что значения мотивации достижения успеха (20,5 балла) и мотивации избегания неудач (16,7 балла) находятся на среднем уровне.

Следующим шагом нашего исследования было изучение особенностей взаимосвязи показателей профессионального выгорания, личностных особенностей и мотивации у спортивных судей по волейболу. Результаты корреляционного исследования выявили прямые достоверные взаимосвязи между следующими личностными факторами и показателями профессионального выгорания: фактором «внутреннего напряжения Q4» и симптомом профессионального выгорания «загнанность в клетку» (г=0,15, при р<0,05) в фазе напряжения; фактором «развитие самоконтроля Q3» и симптомом профессионального выгорания «эмоциональный дефицит» (г=0,15, при р<0,05) в фазе резистенции; фактором «подчинения - доминирования Е» и симптомами профессионального выгорания «переживание пси-хотравмирующих обстоятельств» (г=0,14, при р<0,05), «тревога и депрессия» (г=0,15, при р<0,05) в фазе напряжения, «неадекватное эмоциональное реагирова-

ние» (г=0,17, при р<0,05) в фазе резистенции и «личностная отстраненность» (г=0,15, при р<0,05) в фазе истощения. Обратные достоверные взаимосвязи были выявлены между следующими личностными факторами и показателями профессионального выгорания: фактором «эмоциональная устойчивость С» и симптомом профессионального выгорания «эмоциональный дефицит» (г= - 0,21, при р<0,05) в фазе резистенции; фактором «внутреннее напряжение Q4» и симптомом профессионального выгорания «редукция профессиональных обязанностей» (г= - 0,14, при р<0,05) в фазе резистенции и симптомом «личностная отстраненность» (г= - 0,14, при р<0,05) в фазе истощения. Таким образом, можно предположить, что чем выше напряженность, фрустрированность и беспокойство у судей, тем больше вероятность появления чувства безысходности в ситуациях, требующих конструктивного разрешения. Высокий уровень самоконтроля и стремление к точному выполнению социальных требований, в свою очередь, может способствовать эмоциональному истощению судей. Склонность судей к доминированию может способствовать нарастанию тревоги, напряжения, проявлению неадекватных эмоциональных реакций и приводить к личностной отстраненности, т. е. невниманию к проблемам и трудностям других людей. На наш взгляд, это связано с проявлением самозащиты, т. е. человек стремится сохранить свое психическое здоровье. С другой стороны, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень внутренней напряженности препятствуют эмоциональному дефициту, редукции профессиональных обязанностей и личностной отстраненности судей.

Затем мы изучили особенности взаимосвязи между показателями профессионального выгорания и мотивацией спортивных судей. В таблице 2 представлены коэффициенты корреляции между показателями профессионального выгорания и мотивацией спортивных судей. Корреляционный анализ выявил отрицательную взаимосвязь мотивации избегания неудач с показателями профессионального выгорания. На основании этого можно сделать вывод, что мотивация избегания неудач выступает как фактор самозащиты, снижающий вероятность развития профессионального выгорания. Корреляционный анализ показателей мотивации к успеху и профессионального выгорания выявил как отрицательные, так и положительные взаимосвязи.

Мотивация стремления к успеху отрицательно коррелирует с показателями профессионального выгорания в фазе резистенции и положительно с фазами напряжения и истощения. Таким образом, мотивация стремления к успеху усиливает эмоциональную дезадаптацию как на фазе начального развития выгорания, так и на фазе истощения. В то же время мотивация достижения способствует преодолению выгорания в фазе резистенции.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между показателями профессионального выгорания и мотивацией спортивных судей по волейболу

Показатели профессионального выгорания Мотивация достижения успеха Мотивация избегания неудач

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств 0,06 -0,40*

2. Неудовлетворенность собой 0,21* 0,26*

3. Загнанность в клетку 0,07 0,26*

4. Тревога и депрессия 0,23* -0,29*

Интегральный показатель фазы «напряжения» 0,27* -0,08

1. Неадекватное эмоциональное реагирование -0,11 -0,25*

2. Эмоционально-нравственная дезориентация -0,15* -0,09

3. Расширение сферы экономии эмоций -0,35* 0,10

4. Редукция профессиональных обязанностей -0,22* -0,29*

Интегральный показатель фазы «резистенции» -0,26* -0,23*

1. Эмоциональный дефицит 0,31* 0,13

2. Эмоциональная отстраненность -0,01 -0,05

3. Личностная отстраненность -0,38* -0,17*

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения 0,26* -0,47*

Интегральный показатель фазы «истощения» 0,14* -0,08

Примечание: значимые коэффициенты корреляции при р < 0,05.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования дают основание для следующих выводов. Существует специфика проявления профессионального выгорания у спортивных тренеров и у судей. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что в этих двух профессиях есть сходные источники выгорания, связанные с публичностью их деятельности, с постоянным ее оцениванием как профессиональным сообществом, так и широкой общественностью. Кроме того, мы видим, что у тренеров и у судей прослеживается стремление избегания эмоциональных перегрузок. С одной стороны, это позволяет уйти от ситуации, связанной с эмоциональным напряжением, но с другой стороны, мы видим, что способы преодоления профессионального выгорания часто носят стихийный и не вполне конструктивный характер.

Анализ результатов исследования выявил, что профессиональное выгорание как реакция на хронический стресс наблюдается и у спортивных тренеров, и у судей, однако они различаются по степени накопления психических перегрузок. Если в группе судей в стадии формирования находятся симптомы стадии резистент-

ности, то в группе тренеров в фазе формирования находятся симптомы, относящиеся к фазе истощения, что, на наш взгляд, говорит о том, что тренеры находятся под влиянием более сильных эмоциональных перегрузок, чем судьи.

Характер взаимосвязи между показателями профессионального выгорания, психологическими защитами и мотивацией у тренеров говорит о формировании у них стратегии ограждения себя от чрезмерных психических перегрузок, проявляющейся, в том числе, в ориентации на избегание неудач. Данная ориентация тренеров, с одной стороны, может способствовать снижению профессионального выгорания, но с другой - снижает эффективность работы тренеров. Многочисленные положительные и отрицательные корреляционные взаимосвязи психологических защит и профессионального выгорания говорят об очевидной включенности механизма психологических защит в преодоление тренерами психических перегрузок, возникающих в профессиональной деятельности. В свою очередь, одни психологические защиты снижают развитие профессионального выгорания, а другие - усиливают.

Интересным является также характер взаимосвязи между мотивацией избегания неудач и профессиональным выгоранием. У тренеров и судей наблюдается обратная достоверная взаимосвязь между данными показателями, что говорит о том, что страх неудач снижает активность человека и становится защитным механизмом. Результаты корреляционного исследования говорят о том, что значимыми регуляторами профессионального выгорания в спортивной деятельности являются мотивация и психологические защиты. Обнаруженные особенности, подтверждают, что способы

ограничения эмоциональных нагрузок складываются стихийно, вместе с тем существует возможность повысить устойчивость к стрессу в обеих профессиях за счет развития личностных ресурсов, в частности формирования конструктивных способов преодоления стресса.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости профилактики профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей и могут быть использованы для обоснования направлений и программ развития ресурсов преодоления профессионального выгорания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

2. Зуев, В. Н. Спортивный арбитр. - Тюмень, 1998. - 381с.

3. Ильин, Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2009. -С. 326-332.

4. Мищенко, А. В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2011. - 22 с.

5. Горская, Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - С. 74-76.

6. Гринь, Е. И. Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2009. - С. 33-37.

7. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тест: учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 247 с.

8. Штефаненко, И. И. Взаимосвязь эмоционального выгорания, индивидуально-психологических свойств личности и уровня развития группы у спортсменов-гандболистов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - С. 77-82.

PERSONALIZED REGULATORS OF THE PROFESSIONAL BURNOUT IN SPORTS COACHES AND REFEREES

E. Berilova, Candidate of Psychological Sciences, Teacher, A. Mishenko, Candidate of Psychological Sciences, Teacher,

O. Doroshina, Deputy Department Director in Interconnection with Municipal Forms and Organizational Work of the Ministry of Physical Education and Sport of the Krasnodar Region,/ Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

Burnout in sport - is the result of some chronic stress. The aim of the research was to study the specific character of manifestations and regulators of burnout in sports coaches and referees. The results show that both coaches and referees feel their burnout but coaches demonstrate higher degree of physical overloading. Coaches and referees try to avoid situation connected with the increasing psychical overloading to prevent the burnout. But this strategy lessens their activity resultativeness, aimed

at the success achievement. Coaches use also various types of psychological defence to minimize the burnout. Spontaneous ways used by coaches and referees to prevent or minimize the burnout are not enough effective. Sports coaches and referees need the development of the competence which helps to cope with the burnout.

Key words: professional burnout, personalized peculiarities, motivation, psychological defence, personal resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.