fessional competence components. The authors note that such systems often have a high complexity and a lack of complexity in solving the problem of estimation of master's graduates' readiness for professional work. The authors propose an alternative innovative solution to this problem through the use of the complex control fund as a diagnostic tool for the final certification of under-graduates. This corresponds to the guidelines of the educational standards and our evaluative tools as-sess the quality of developed students' competences as well as the degree of general readiness of grad-uates for professional work. The authors present the experience of designing and use of the complex control tasks fund in the educational process of the Chair of Electric Drive and Industrial Automation of Samara State Technical University.
Keywords: alumni; professional competence; complex control tasks; readiness for professional work; comprehensive readiness assessment.
УДК 378
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ ФСИН РОССИИ
© 2016
О.В. Ощепкова, доктор педагогических наук, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики
И.В. Попов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, Самара (Россия)
Аннотация. Удовлетворённость обучаемых высших учебных заведений своей учебно-профессиональной деятельностью в сегодняшней реальности является одним из ключевых показателей, диагностирующим качество подготовки специалистов, эффективности формирования профессиональной компетентности. Удовлетворенность предполагает личностное включение обучаемого в образовательный процесс, которое неразрывно связано с оценочным отношением личности к качеству тех или иных объектов, к условиям жизни и деятельности, в том числе и к самому себе. Оценка же является важнейшим элементом эмоциональной сферы человека, эмоции стимулируют мотивацию к деятельности. Под удовлетворенностью мы понимаем интегральную характеристику, включающую мотивационную и эмоциональную сферы личности; это оценочное отношение обучаемых к выполняемой им деятельности, её результатам и условиям осуществления. Профессиональная подготовка курсантов осуществляется в специфических условиях их нахождения на казарменном положении на территории ведомственного вуза. В интегральную характеристику удовлетворенности обучаемых профессиональной подготовкой были включены три критерия: удовлетворённость учебным процессом; удовлетворённость внеучебной деятельностью; удовлетворённость взаимоотношениями. В свою очередь, первый критерий содержит удовлетворённость: 1) организацией учебного процесса; 2) уровнем профессионализма преподавателей; 3) качеством своей подготовки. Во второй критерий мы ввели показатели удовлетворённости: 1) организацией работы кружков, секций, клубов; 2) организацией спортивно-массовых мероприятий; 3) организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности будущего офицера уголовно-исполнительной системы. Третий критерий предполагает удовлетворенность отношениями с преподавателями, с коллективом, с непосредственным руководством. Анкетирование курсантов 2 и 5 курсов Самарского юридического института ФСИН России показало, что в целом к 5 курсу обнаруживается положительная тенденция в оценке удовлетворенности профессиональной подготовкой. Отдельного дополнительного анализа требует критерий «удовлетворённость внеучебной деятельностью», поскольку к 5 курсу удовлетворённых работой кружков, секций, клубов меньше трети от общей численности курса. По третьему критерию обнаружена некоторая сложность во взаимоотношениях с непосредственным руководством (с командирами строевых подразделений), что также должно стать предметом специального дополнительного рассмотрения.
Ключевые слова: удовлетворенность; удовлетворенность профессиональной подготовкой; высшее профессиональное образование; специфика подготовки курсантов ведомственного вуза; критерии и показатели удовлетворенности курсантов профессиональной подготовкой.
Проблема удовлетворённости учебно-профессиональной деятельностью обучаемых высших учебных заведений в сегодняшней реальности является одной из важных и актуальных. Объясняется это тем, что реформирование системы образования, которое неразрывно связано с необходимостью повышения его качества, возможно только посредством решения одной из основных задач системы профессионального образования - профессионально-личностного развития студентов наряду с формированием их профессиональной компетентности. Это требование может быть успешно и эффективно реализовано только в случае полного личностного включения обучаемого в
образовательный процесс, в котором актуализируются личностные смыслы, активизируются мотивы самореализации, доминируют положительные эмоции и чувства - словом, то, что, по нашему мнению, вбирает в себя понятие «удовлетворенность». «Удовлетворенность работой представляет собой набор положительных и отрицательных ощущений человека, показывающих, как он оценивает свою работу» [1, с. 67].
Проблема удовлетворённости учебной деятельностью сейчас активно разрабатывается, о чём свидетельствует большое количество публикаций. В частности, удовлетворённость многими исследователями
расценивается как показатель качества процесса обучения [2; 3; 4], как инструмент совершенствования профессиональной подготовки [5], как возможный прогноз удовлетворённости будущей трудовой деятельностью [6] и т.п.
В Большом психологическом словаре удовлетворенность (англ. Satisfaction) определяется как «субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, самих людей, в том числе и самого себя» [7, с. 555]. Любая же оценка неразрывно связана с эмоциональной сферой человека. Поэтому положительная эмоциональная окраска - один из компонентов понятия «удовлетворённость» - сигнализирует о том, что деятельность нравится, интересна, соответствует потребностям и способностям человека, а потому осуществляется на хорошем или даже высоком, творческом уровне. А это ведёт к тому, о чём сказал Е.П. Ильин: «.удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности, ... усиливает мотив и ... может объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время» [8, с. 63].
Следовательно, в структуре удовлетворённости можно выделить два структурных компонента: моти-вационный и эмоциональный. Об этом говорит Л.В. Мищенко [9], которая в своей статье, обращаясь к проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности, выделяет эти структурные компоненты, относя мотивационный компонент к поведенческой сфере, а эмоциональный - к субъективной.
Солидаризируясь с мнением Л.В. Мищенко, мы считаем, что удовлетворённость является интегральной характеристикой; под удовлетворённостью профессиональной подготовкой мы понимаем оценочное отношение обучаемых к выполняемой им деятельности, её результатам и условиям осуществления.
В противовес этому установлено, что неудовлетворённость приводит к отчуждению обучаемого от самого процесса профессиональной подготовки, непринятию норм, установок, носителями которых являются все участники этого. Как результат - снижается мотивация вплоть до нуля, возникают негативные чувства и эмоции по отношению к преподавателям, однокурсникам; человек не хочет выполнять свои обязанности, начинает недобросовестно к ним относиться; рождается чувство бессилия, одиночества, тревожности, бессмысленности, злорадство по отношению к неудачам сокурсников и зависть в ответ на успехи [10]. Поэтому мы выделили комплекс составляющих понятия «удовлетворённость профессиональной подготовкой», который включает в себя следующие критерии:
- удовлетворённость учебным процессом;
- удовлетворённость внеучебной деятельностью;
- удовлетворённость взаимоотношениями.
Удовлетворённость учебным процессом достигается в том случае, если учебный процесс осуществляется на высокопрофессиональном современном уровне, с применением активных и интерактивных форм и методов обучения, тем самым обеспечивая реализацию образовательных потребностей каждого обучаемого с учётом его индивидуальных предпочтений
и качественное развитие необходимых профессиональных компетенций. Поэтому в «удовлетворённость учебным процессом» мы включили:
1) удовлетворённость организацией учебного процесса;
2) удовлетворенность уровнем профессионализма преподавателей;
3) удовлетворённость качеством своей подготовки.
В ведомственном вузе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) занятия курсантов проходят строго по расписанию с 9 часов утра до 13:50 (три пары), а иногда и четвёртой парой, после обеда, в 15:20 час.
Профессиональная подготовка обучаемых проходит и во внеучебное время, включая в себя организацию спортивных, культурно-массовых мероприятий, работу кружков, секций, клубов и т. д. Внеучебная деятельность в данном случае расценивается нами как воспитательная, помогающая сформировать необходимые для будущей профессиональной деятельности качества личности, свойства характера, способствующие продуктивности этой деятельности и успешности карьеры. Безусловно, воспитывающий эффект имеет и учебный процесс, однако внеучебная деятельность в ведомственном вузе имеет свою специфику, усиливающую роль воспитательной функции. Связано это с тем, что курсанты находятся на казарменном положении, т. е. живут на территории института и без разрешения командиров, без уважительных причин, не могут выйти за пределы территории вуза. В связи с этим организация внеучебной деятельности (а это время после 15 часов до 19:00 -время возвращения в казарму) является отдельной сферой внимания всего профессорско-преподавательского состава института и строевых командиров. Это время насыщено самостоятельной подготовкой курсантов к учебным занятиям и внеучебными мероприятиями, которые для будущих офицеров носят познавательный, воспитывающий и развлекательный характер. Поэтому в «удовлетворённость организацией воспитательного процесса» мы ввели следующие показатели:
1) удовлетворённость организацией работы кружков, секций, клубов;
2) удовлетворённость организацией спортивно-массовых мероприятий;
3) удовлетворённость организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности будущего офицера уголовно-исполнительной системы.
Удовлетворённость взаимоотношениями с преподавателями, однокурсниками, командирами строевых подразделений (чисто эмоциональный компонент), их положительный фон повышает самооценку личности, позволяет обучаемому чувствовать себя причастным к коллективу однокурсников, быть принятым в нём, высказывать своё мнение, развивать в себе уверенность, строить отношения на основе доброжелательности, толерантности. Неудовлетворённость же взаимоотношениями может негативно отразиться на отношении ко всем аспектам службы курсанта.
С целью определения степени удовлетворённости курсантов профессиональной подготовкой нами было проведено анкетирование курсантов 2 и 5 курсов Са-
марского юридического института ФСИН России, в котором приняло участие 206 человек: 114 курсантов 2 курса и 92 курсанта 5 курса. Была составлена анкета из 9 вопросов, при ответе на которые можно было
выделить различную степень удовлетворенности опрашиваемых исследуемым процессом. Результаты в процентном соотношении представлены нами в табл. 1 и табл. 2.
Таблица 1 - Удовлетворённость курсантов 2 курса профессиональной подготовкой, %
Степень удовлетворённости Да, полностью Скорее, да Затрудняюсь ответить Скорее, нет Нет, полностью
Удовлетворённость учебным процессом
1 организацией учебного процесса 44,74 44,74 5,26 5,26 0
2 уровнем профессионализма преподавателей 50,00 36,84 10,53 2,63 0
3 качеством своей подготовки 15,79 47,37 34,21 2,63 0
Удовлетворённость внеучебной деятельностью
4 организацией работы кружков, секций, клубов 26,32 26,32 18,42 21,12 7,89
5 организацией спортивно-массовых мероприятий 31,58 28,95 15,79 18,42 5,26
6 организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности 13,16 47,37 21,12 13,16 5,26
Удовлетворённость взаимоотношениями
7 с преподавателями 31,58 52,63 10,53 0 5,26
8 с коллективом 44,74 42,11 7,89 0 5,26
9 с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений) 21,12 47,37 26,32 0 5,26
Таблица 2 - Удовлетворённость курсантов 5 курса профессиональной подготовкой, %
Степень удовлетворённости Да, полностью Скорее, да Затрудняюсь ответить Скорее, нет Нет, полностью
Удовлетворённость учебным процессом
1 организацией учебного процесса 21,74 50 6,52 6,52 15,22
2 уровнем профессионализма преподавателей 39,14 52,17 6,52 2,17 0
3 качеством своей подготовки 17,39 60,87 15,22 6,52 0
Удовлетворённость внеучебной деятельностью
4 организацией работы кружков, секций, клубов 13,05 17,39 23,91 28,26 17,39
5 организацией спортивно-массовых мероприятий 28,25 26,09 21,74 15,22 8,7
6 организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности 19,57 34,77 26,09 13,05 6,52
Удовлетворённость взаимоотношениями
7 с преподавателями 39,14 47,82 8,7 2,17 2,17
8 с коллективом 58,69 32,61 4,35 0 4,35
9 с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений) 36,96 43,47 4,35 8,7 6,52
Анализируя полученные результаты в сфере удовлетворённости курсантов учебным процессом в целом, отметим, что данные по первому показателю -удовлетворённость организацией учебного процесса - показывают снижение удовлетворённости организацией учебного процесса к 5 курсу (полностью удовлетворены 44,74% курсантов 2 курса и 21,74% курсантов 5 курса; на 2 курсе полностью неудовлетворённых нет, на 5-15,22%).
По такому показателю, как уровень профессионализма преподавателей, цифры показывают достаточно ровную картину: на 2 курсе ответили «да, полностью» - 50% и «скорее, да» - 36,84% обучаемых; всего 86,84%; на 5 курсе ответили «да, полностью» -
39,14% и «скорее, да» - 52,17%; всего 91,31% опрошенных. Таким образом, положительных ответов в целом на 5 курсе несколько больше, чем на 2 курсе. Что касается отрицательных ответов, то здесь цифры вполне сопоставимы: на 2 курсе недовольных 2,63%, на 5 - 2,17%.
Относительно третьего показателя - удовлетворённость качеством своей подготовки - нужно отметить его повышение к 5 курсу: если на 2 курсе 63,16% курсантов ответили положительно («да, полностью» - 15,79% и «скорее, да» - 47,37%), то на 5 курсе уже 78,26% обучаемых ответили положительно («да, полностью» - 17,39% и «скорее, да» - 60,87%). Однако и недовольных качеством
своей подготовки на 5 курсе больше: 6,62% против 2,63 на 2 курсе.
По критерию «Удовлетворённость внеучебной деятельностью» картина не такая благополучная, как по критерию «Удовлетворённость учебным процессом». По показателю «удовлетворённость организацией работы кружков, секций, клубов» на 2 курсе удовлетворены чуть больше половины курсантов -52,64%, а считают организацию неудовлетворительной 39,01% опрошенных. К 5 курсу остаются довольны организацией работы кружков и секций 30,44% курсанта (13,03% и 17,39%), а скорее недовольны и полностью недовольны - 45,65% (28,26% и 17,39% соответственно).
По такому показателю, как удовлетворённость организацией спортивно-массовых мероприятий уровень исследуемого качества приблизительно одинаков: немного более половины курсантов 2 курса (60,53%) и несколько меньше, но тоже половина курсантов 5 курса (54,39%) удовлетворены. Почти одинаковое количество обучаемых выразили своё недовольство организацией спортивно-массовых мероприятий: 23,68% и 23,92% соответственно. Однако для курсантов, у которых спортивная (физическая) подготовка является одним из основных видов, эти показатели, на наш взгляд, являются тревожными и
□ нет 5 курс □ да 5 курс
требуют серьёзного анализа ситуации и её изменения в лучшую сторону.
По следующему показателю критерия «удовлетворённость внеучебной деятельностью, а именно организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности» картина приблизительно одинаковая: довольных 60,53% на 2 курсе и приблизительно столько же (54,34%) на 5 курсе. Число недовольных также различается мало: 18,42% и 19 57% соответственно.
Критерий удовлетворённости курсантов взаимоотношениями в целом показывает высокий положительный уровень. По показателю «удовлетворённость отношениями с преподавателями» - довольны 84,21% (2 курс) и 86,96% (5 курс); по показателю «удовлетворённость взаимоотношениями с коллективом» - довольны 86,85% (2 курс) и 91,30% (5 курс); по показателю «удовлетворённость взаимоотношениями с непосредственным руководством (командирами строевых подразделений)» - довольны 68,49% (2 курс) и 80,43% (5 курс). Число недовольных более всего также в этом последнем показателе у обучаемых 5 курса - 15,22%.
Для большей наглядности мы сложили ответы «да, полностью» и «скорее, да», а также ответы «скорее, нет» и «нет, полностью» по каждому показателю и представили их на диаграммах на рис. 1.
■ нет 2 курс ■ да 2 курс
взаимоотношениями с командирами строевых подразделений
взаимоотношениями с коллективом
взаимоотношениями с преподавателями
организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности
организацией спортивно-массовых мероприятий
организацией работы кружков, секций,клубов
качеством своей подготовки
уровнем профессионализма преподавателей
организацией образовательного процесса
О 20 40 60 80 100
Рисунок 1 - Сравнительные результаты удовлетворённости и неудовлетворенности курсантов 2 и 5 курсов
профессиональной подготовкой, %
Таким образом, из рис. 1 мы видим, что в целом курсанты и 2 и 5 курсов удовлетворены организацией образовательного процесса (89,48% и 71,74% соответственно), уровнем профессионализма преподавателей (86,84% и 91,31% соответственно), качеством своей подготовки (63,34% и 78,26% соответственно). Некоторое снижение уровня удовлетворённости организацией образовательного процесса к 5 курсу нам представляется вполне естественным, поскольку романтика военной службы на 2 курсе ещё сохраняется и еще силён эффект новизны. Несколько настораживает тот факт, что на 2 курсе удовлетворённость качеством своей подготовки меньше, чем на 5 курсе, больше и недовольных на 2 курсе. Поскольку уровень профессионализма преподавателей у курсантов не вызывает сомнений, то, очевидно, следует более пристальное внимание обратить на их самостоятельную подготовку, которая не всегда осуществляется в должных условиях.
Отдельного дополнительного анализа требует критерий «удовлетворённость внеучебной деятельностью», поскольку цифры показывают достаточно большое количество недовольных этим аспектом курсантской жизни: к 5 курсу удовлетворённых работой кружков, секций, клубов меньше трети от общей численности курса.
В целом, удовлетворённость взаимоотношениями как на 2, так и на 5 курсах достаточно велика и составляет более 80%, что говорит о хороших отношениях с преподавателями и между самими курсантами во взводах. Однако обнаруживается определённая сложность во взаимоотношениях с непосредственным руководством, т.е. с командирами строевых подразделений. А ведь именно командиры строевых подразделений являются наиболее близкими к курсантам офицерами, которые управляют, воспитывают, воздействуют и влияют на обучаемых [11]. Думается, что и этот аспект курсантских будней должен стать предметом специального дополнительного рассмотрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баранаускене И., Валайкене А. Влияние стресса на удовлетворенность работой сотрудников исправи-
тельных учреждений // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 66-69.
2. Салагина И.Г. Удовлетворённость студентов образовательной средой как критерий качества управления вузом // Научные труды SWorld. 2010. Т. 23. № 1. С. 93-95.
3. Русанова А. А. Удовлетворённость как показатель качества образования в современном вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 7. № 3. С. 21.
4. Лебедева Е.А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворённость потребителя»: автореф. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2004.
5. Кормина Е.Я. Социологический анализ удовлетворённости качеством профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза как показатель их профессионального самочувствия // Вестник государственного педагогического университета. 2014. № 2 (29). С. 119-128.
6. Лесовская М.И., Лесовская Л.В. Удовлетворённость процессом обучения в вузе как прогноз удовлетворённости будущей работой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 3. С. 53-56.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
9. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122-128.
10. Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. - ШрУ/Баепсе-education.ru/127-21304.
11. Красовская А.Е. Психологическая совместимость младших командиров курсантских подразделений как взаимная удовлетворенность межличностными отношениями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.
COMPARATIVE ANALYSIS OF CADETS' SATISFACTION WITH VOCATIONAL TRAINING IN DEPARTMENTAL INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
© 2016
O.V. Oshchepkova, doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Penitentiary Psychology and Pedagogy
I.V. Popov, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Management and Information Technology Service of the Penitentiary System
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara (Russia)
Abstract. Satisfaction of students of higher educational institutions with their professional activities in today's reality is one of the key indicators which diagnoses the quality of specialists' training and efficiency of professional competence development. Satisfaction assumes personal student's inclusion in educational process which is inseparably linked with the personality relation to the quality of these or those objects, to living conditions and activity as well as to himself or herself. The assessment is the most important element of the emotional sphere of the person, emotions stimulate motivation to activity. We understand the integrated characteristic including motivational and emotional spheres of the personality as satisfaction. This estimated relations between trainers according to the activity which they carry out, its results and implementation conditions. Vocational training of cadets is carried out in specific conditions of their stay in barracks on the territory of departmental higher education institution. In the integrated characteristic of satisfaction of trainees vocational training included three criteria: satisfaction with the educational process; sat-
isfaction with extracurricular activities; relationship satisfaction. The first criterion contains satisfaction: 1) organization of educational process; 2) level of teachers' professionalism; 3) quality of teaching. We put satisfaction indicators into the second criterion: 1) organization of work of circles, sections and clubs; 2) organization of sports and mass actions; 3) organization of events which help to develop professional competence of a future officer of Penitentiary system. The third criterion assumes satisfaction with relations with teachers, with collective and the direct management. Questioning of the 2nd and the 5th year cadets of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia showed that by the 5th course the positive tendency in a satisfaction assessment is found with vocational training. The criterion «satisfaction with extracurricular activities» needs a separate additional analysis, as by the 5th course the amount of students satisfied with circles, sections and clubs is less than a third of a total number of the course students. By the third criterion some complexity in relationship with the direct management (with commanders of front divisions) is found out and it also should become a subject of special additional consideration.
Keywords: satisfaction; satisfaction by vocational training; higher education; specifics of departmental higher education institution cadets teaching; criteria and indicators of cadets' satisfaction by vocational training.
УДК 378.147
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРА В ГЛОБАЛИЗИРОВАННОМ МИРЕ
© 2016
Т.А. Старшинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии О.А. Ларионова, аспирант кафедры инженерной педагогики и психологии Р.С. Сайфуллин, доктор технических наук, профессор кафедры технологии неорганических веществ и материалов
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается интегративная подготовка инженера в глобализированном мире. На основе анализа международного разделения труда и взаимодействия в области техники и технологий, с которыми сталкивается современный инженер, отмечается необходимость эффективного взаимодействия международных партнеров и международных команд. Выявляется проблема недостаточного уровня подготовки инженеров в рамках современного высшего технического образования, отличающегося собственной спецификой в разных странах, где образование ориентировано на региональный уровень подготовки специалистов. Отмечается, что международная деятельность, основанная на международном разделении труда, требует глобальной подготовки инженеров. Проведённый анализ публикаций по вопросу глобальной компетентности, вопросам определения межкультурной компетентности и требований международных аккредитационных агентств позволяет выделить четыре основных характеристики глобально компетентного инженера: принимать во внимание этнические аспекты общества, природы и безопасности; понимать свою профессию и технические аспекты в глобальном контексте; быть готовым к работе в междисциплинарной и международной командах; уметь вести диалог в межкультурном и межнациональном контекстах. Проведенное исследование показало, что выделенные характеристики являются интегративными качествами личности, а глобально компетентный инженер, обладающий такими характеристиками, сможет достойно представлять свою страну на международном уровне и работать на инновационном производстве. В качестве решения проблемы подготовки современных инженеров авторы предлагают формирование глобальной компетентности инженера за счет применения интегративного подхода в высшем техническом образовании.
Ключевые слова: глобальная компетентность инженера; профессиональный контекст; глобальный контекст; интегративный подход; интегративные характеристики инженера; подготовка инженера; международное сотрудничество; межкультурная компетентность; международные аккредитационные агентства.
Современное общество стремительно глобализируется и специалисты, подготавливаемые в технических вузах, в том числе и инженеры, становятся субъектами этого процесса. Проектирование, производство и распределение продуктов в международных компаниях, в международных рабочих командах или для мировых рынков - это часть сегодняшней экономической действительности. Довольно часто сложные технические продукты составлены из частей, которые произведены в различных государствах, начиная от составных частей смартфонов и иных гаджетов и заканчивая составными частями автомобилей, самолетов, космических летательных аппаратов. «В настоящее время нет ни одного государства в мире, которое делает высокотехнологичную продукцию в одиночку. Так, например разработка самолета Боинг 787 (последняя разработка компании
Боинг) американской является только на 25%, а 75% всех поставок выполняются другими государствами. Это и Италия, и Япония, и Великобритания, и Россия, которая выполняет как инженерные разработки, так и является поставщиком практически всех титановых деталей для этого самолета» [1].
В действительности важно не только то, что компоненты сложных технических устройств производят по всему миру. Более важный аспект - это то, что проектные и производственные команды, которые производят этими компоненты, должны успешно работать вместе. Это обстоятельство наиболее значимо для технических профессий [2, с. 927]. Инженеры все больше сталкиваются с профессиональными контекстами, которые являются глобально взаимосвязанными, а их коллеги в проектных группах могут быть распределены по разным странам. Это оказывает