дополнительного образования наиболее благоприятна для развития творческих способностей воспитанников посредством установления взаимопонимания, педагогического сопровождения активности юных граждан, перехода к отношениям творческого соуча-
Поступила 13.07.11.
стия в едином процессе духовно-нравственного воспитания. Для этого у учреждений дополнительного образования есть все возможности: нормативно-правовая база, особая среда, квалифицированные кадры, материально-техническая база.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ КАЧЕСТВОМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. П. Капаева, Л. Ю. Максимова
В статье анализируются данные социологического опроса населения об удовлетворенности качеством общего образования в Республике Мордовия, проведенного ГУ «Научный центр социально-экономического мониторинга РМ» в 2010 г.
Качество общего образования является одним из показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия. Социологическое исследование, проведенное в 2010 г., показало, что уровень общей удовлетворенности качеством общего образования в целом по республике составляет 82,9 %. Снижение уровня удовлетворенности произошло в Чамзин-ском (на 12,0 %), Рузаевском (на 11,2 %), Атюрьевском (на 10,9 %), Атяшевском (на
9.3 %), Краснослободском (на 8,0 %), Лямбир-ском (на 7,6 %), Болыдеберезниковском (на
7.4 %), Ромодановском (на 7,3 %) и Кадош-кинском (на 6,8 %) муниципальных районах. В остальных районах, а также в г. о. Саранск наблюдается незначительный рост.
По результатам исследования нами был составлен рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия по уровню общей удовлетворенности населения качеством общего образования. В 2010 г. 10 муниципальных районов Мордовии улучшили позиции в рейтинге: Ардатовский (на 16 позиций), Ичалковский (на 10), Торбеевский (на 6), Кочкуровский (на 5), Инсарский (на 4 позиции) и т. д. По сравнению с 2009 г. ухудшили показатели 13 районов республики: Чамзииского (опустился на 11 позиций), Атюрьевского (на 5 — 6), Краснослободского (на 4 — 5), Атяшевского и Болынеберезни-ковского (на 4 позиции) и т. д. Ковылкин-ский район остался на прежнем месте (табл. 1).
Таблица 1
Динамика рейтинга муниципальных образований РМ по уровню общей удовлетворенности населения качеством общего образования
Муниципальный район (городской округ) Место в 2009 г. Место в 2010 г. Динамика (число позиций)
1 2 3 4
Ардатовский 18 2 16
Атюрьевский 16-17 22
Атяшевский 1 5 -4
ф> Болыиеберезниковский 9 13 -4
1 2 3 4
Большсигнатовский 15 12 3
Дубенский 12 11 1
Ельниковский 6-7 8 -1...-2
Зубово-Полянский 14 17 -3
Инсарский 20 16 4
Ичалковский И 1 10
Кадошкинский 22 23 -1
Ковылкинский 10 10 0
Кочкуровский 23 18 5
Краснослободский 16-17 21 -4...-5
Лямбирский 5 9 -4
Ромодановский 2 6 -4
Рузаевский 8 15 -7
Старошайговский 6-7 3-4 3
Темниковский 19 20 -1
Теньгушевский 4 3-4 1
Торбеевский 13 7 6
Чамзинский 3 14 -11
Саранск 21 19 2
Вариант ответа «удовлетворен(а)» выбрали респонденты из Ардатовского (84,6 %), Ичалковского (73,2 %), Атяшевского (69,3 %), Ромодаиовского (68,3 %), Лямбир-ского (67,6 %), Торбеевского (66,9 %), Ель-никовского (63,5 %), Старошайговского (61,0 %), Чамзинского (60,3 %), Кочкуров-ского (59,8 %) и Рузаевского (58,2 %) районов. Лидерахми по числу упоминаний ответа «Скорее удовлетворен(а)» в 2010 г. стали Ковылкинский (45,1 %), Теньгушевский (38,9 %), Инсарский (35,5 %), Болынеигпа-товский (34,2 %), Старошайговский (30,0 %), Дубеиский (29,3 %), Большеберез-никовский (28,0 %), Зубово-Полянский (27,9 %) муниципальные районы и г. о. Саранск (53,0 %). Среднереспубликанский показатель уровня неудовлетворенности в целом по сравнению с 2009 г. увеличился лишь на 1,8 %.
В 2010 г. существенных различий в данных показателях не произошло, лишь сельчане продемонстрировали меньшую удовлетворенность качеством общего образования — 62,5 %. В целом жители райцентров более требовательны к качеству обучения детей.
Население Республики Мордовия, отвечавшее на вопрос: «Что Вас прежде всего не устраивает в посещаемом Вашим ребенком (детьми) образовательном учреждении?», в 2010 г. чаще отмечало следующее: «образовательная программа слишком сложная» (29,3 %); «в учреждении старая мебель» (29,2 %); «отсутствие капитального ремонта помещения» (26,8 %) (табл. 2).
В целом по республике заметно выделяется проблема отсутствия учебной литературы (24,6 % ответов). От 10 до 20 % родителей отметили, что их не устраивает отсутствие оборудования в образовательном уч-
146
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 3
реждении, а также то, что не внедряются современные образовательные технологии. От 5 до 10 % ответов пришлось на такие варианты, как «требование вознаграждения на какие-либо нужды», «неумение педагога на-
ладить контакт с родителями и учащимися», «несоответствие образовательных программ современным требованиям», «невысокий уровень культуры педагогов», «низкий уровень профессиональных знаний педагогов».
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Что Вас прежде всего не устраивает в посещаемом Вашим ребенком (детьми) образовательном учреждении?»
(в целом по Республике Мордовия), % (2010 г.)
Вариант ответа Показатель
В учреждении старая мебель 29,2
Не внедряются современные образовательные технологии 10,4
Невысокий уровень культуры педагогов 6,0
Несоответствие образовательных программ современным требованиям 6,7
Неумение педагога наладить контакт с родителями и учащимися 8,0
Низкий уровень профессиональных знаний педагогов 5,8
Образовательная программа слишком сложная 29,3
Отсутствие капитального ремонта помещения 26,8
Отсутствие оборудования 17,8
Отсутствие учебной литературы 24,6
Требование вознаграждения на какие-либо нужды 8,1
Другое 5,9
Примечание. Сумма по столбцу превышает 100 %, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
В 2010 г. наблюдалась существенная разница между среднереспубликанским значением и районными показателями частоты упоминания тех или иных проблем. Чаще, чем в среднем по республике, жаловались на слишком сложную образовательную программу опрошенные из Атюрьевского (51,4 %), Теньгушевского (47,7 %) и Торбеевского (45,3 %) муниципальных районов. Старая мебель в образовательных учреждениях не устраивает респондентов из Ардатовского (55,8 %), Кочкуровского (52,5 %), Кадош-кинского (51,1 %), Ромодановского (43,7 %), Дубенского (9,8 %) муниципальных районов.
Отсутствие капитального ремонта в образовательных учреждениях беспокоит жителей Кадошкинского (48,9 %), Ромодановского (44,8 %), Атяшевского (41,7 %) и Ардатовского (40,7 %) муниципальных районов. Вместе с тем только 7,1 % респондентов из Темниковского муниципального района обратили внимание на данную проблему. От-
сутствис учебной литературы чаще отмечали опрошенные из Инсарского (41,9 %) и Боль-шеберезниковского (38,1 %) районов. На отсутствие оборудования жаловались респонденты из Ардатовского (30,2 %) и Ромодановского (29,9 %) муниципальных районов республики. На то, что не внедряются современные образовательные технологии, чаще указывали жители Темниковского (25,7 %) и Старошайговского (19,8 %) муниципальных районов. Требование вознаграждения на какие-либо нужды отметили 32,8 % респондентов из г. о. Саранск, что в четыре раза больше среднереспубликанского значения. Неумение педагога наладить контакт с родителями и учащимися отмстили 18,2 % опрошенных, что в 2,2 раза больше, чем в целом по Мордовии. Несоответствие образовательных программ современным требованиям в 2,7 раза чаще, чем в целом по республике, упоминали жители Темниковского района (18,6 %). На невысокий уро-
вень культуры педагогов указали 11,0 % респондентов из Атюрьевского муниципального района. Если в целом по республике низкий уровень профессиональных знаний педагогов упоминается редко (5,8 %), то в 3,6 раза чаще — в Болыисигнатовском районе (21,1 %), более чем в 2 раза — в Зубово-Полянском (12,4 %) и Дубенском (12,2 %) муниципальных районах.
В 2009 г. и жителей райцентров, и сельчан прежде всего не устраивала старая мебель в учреждениях. В 2010 г. сельчан
прежде всего не устраивала слишком сложная образовательная программа (31,6), а жителей райцентров — старая мебель (32,4 %). Жители райцентров чаще, чем сельчане, отмечали отсутствие: капитального ремонта помещений школ (29,2 и 26,1 % соответственно), учебной литературы (26,6 и 21,8 %), оборудования (18,7 и 17,9 %), несоответствие образовательных программ современным требованиям (7,3 и 5,3 %), требование вознаграждения на какие-либо нужды (7,8 и 4,9 % соответственно) (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Что Вас прежде всего не устраивает в посещаемом Вашим ребенком (детьми) образовательном учреждении?» в разрезе «райцентр — село» (в целом по Республике Мордовия), %, 2010 г.
Вариант ответа Райцентр Село
В учреждении старая мебель 32,4 27,8
Не внедряются современные образовательные технологии 10,7 10,7
Невысокий уровень культуры педагогов 5,1 6,4
Несоответствие образовательных программ современным требованиям 7,3 5,3
Неумение педагога наладить контакт с родителями и учащимися 6,9 7,7
Низкий уровень профессиональных знаний педагогов 4,6 6,9
Образовательная программа слишком сложная 27,6 31,6
Отсутствие капитального ремонта помещения 29,2 26,1
Отсутствие оборудования 18,7 17,9
Отсутствие учебной литературы 26,6 21,8
Требование вознаграждения на какие-либо нужды 7,8 4,9
Другое 5,2 5,0
I
%
<
Примечание. Сумма по столбцам превышает 100 %, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
На открытый вопрос о том, что не устраивает родителей в получаемом их детьми общем образовании, около 200 чел. (7,2 %) ответили, что их все устраивает. Остальные респонденты чаще высказывали недовольство проведением ремонта в школах за счет родителей, отсутствием бесплатных учебников. Население районов республики не устраивает закрытие школ. Родителей беспокоит, что дети вынуждены ездить в соседние населенные пункты. В Болынеигнатовском муниципальном районе респонденты взволнованы тем, что детей возят в образовательные учреждения по разрушенным дорогам, в Ичалковском — что их поздно привозят домой, голодных. Состоянием зданий школ
148
обеспокоены опрошенные из Рузаевского, Темниковского, Краснослободского и Кадош-кинского муниципальных районов. Плохое отопление в школах отмечали родители учащихся в Тсмниковском, Ельниковском, Боль-шеигнатовском муниципальных районах, организация питания не устраивает респондентов из Ичалковского, Кадошкинского муниципальных районов и г. о. Сара1А:к. В Руза-свском районе опрошенные отмечали отсутствие кружков и секций для организации досуга детей. Некоторые родители по-прежнему против ЕГЭ.
Таким образом, можно сделать выводы. В 2010 г. респонденты-родители по-прежнему высоко оценивали качество обще-
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3
го образования детей: в среднем по республике уровень общей удовлетворенности составлял 82,9 %. Лидерами по этому показателю в 2010 г. стали семь районов: Ардатов-ский, Атяшевский, Ичалковский, Ромоданов-ский, Старошайговский, Теньгушевский и Торбеевский (здесь уровень удовлетворенности в целом качеством общего образования детей выше 88 %). Показатели ниже среднего по республике (менее 78 %) в 2010 г. зафиксирован в Атюрьевском, Кадошкинском, Красноелободском, Темниковском районах и г. о. Саранск. По основным недостаткам образовательных учреждений наблюдается следующая тенденция: в 2010 г. снизилась доля респондентов, отмечающих старую мебель в учреждении и отсутствие капитального ремонта; вместе с тем участились жалобы
на слишком сложную образовательную программу. Среди районов республики недовольство слишком сложной образовательной программой более всего возросло в Ардатов-ском муниципальном районе, старой мебелью в образовательных учреждениях — в Кочку-ровском, отсутствием капитального ремонта помещений — в Чамзинском.
Отметим, что в образовательных учреждениях Республики Мордовия необходимо создавать условия для более комфортного пребывания детей, развивать материально-техническую базу, а также совершенствовать инновационные технологии. Органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов необходимо обратить особое внимание на решение данных проблем.
Поступила 13.07.11.
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Н. В. Ивашкина
В статье представлен анализ оценок качества подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений руководителями профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) Республики Мордовия.
Реализация функций воспроизводства образовательной и профессиональной структуры кадров обеспечивается институтами системы образования, уровень развития которых определяет потенциал воспроизводства. Система профессионального образования сегодня столкнулась с проблемами, связанными с деятельностью в условиях рыночной конкуренции, в том числе на рынке труда.
В контексте решения задач подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда, и повышения эффективности профессионального образования республики посредством совершенствования взаимодействия системы профессионального образования и предприятий (организаций) в июне-августе 2009 г. НИИ регионологии Мордов-
ского государственного университета проведено социологическое исследование «Комплексное взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) Республики Мордовия». Одной из задач исследования была оценка качества подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений республики руководителями учебных заведений и предприятий (организаций).
Оценка уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений является важным индикатором эффективности функционирования системы профессионального образования. Так, мнения руководителей профессиональных образовательных учреждений по этому вопросу поде-
© Н. В. Ивашкина, 2011