В. П. МИНИЧКИНА М. В. ЯКУШКИН
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: местное самоуправление, показатели, оценка эффективности, экономическое развитие, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс, жилье, муниципальное управление, муниципальные районы, механизмы, доля, значение
Key words: local self-government, indices, efficiency evaluation, economic development, healthcare, education, housing and public utilities, housing, municipal administration, municipal districts, mechanisms, share, importance
Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности является оптимизация деятельности органов местного самоуправления. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, удовлетворение повседневных потребностей населения, соблюдение законов и поддержание баланса государственных и местных интересов способны заложить фундамент гражданского согласия.
МИНИЧКИНА Валентина Павловна, заместитель директора по научной работе Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, кандидат экономических наук.
ЯКУШКИН Максим Васильевич, заведующий отделом мониторинга социальных процессов Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, кандидат философских наук.
28 апреля 2008 г. Президента РФ был подписан Указ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Указом утвержден перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и установлена «принципиальная схема» проведения оценки.
Для обеспечения реализации этого Указа в Республике Мордовия были приняты Указ Главы Республики Мордовия от 16 июня 2008 г. № 122-УГ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Мордовия», Постановление Правительства РМ от 10 марта 2009 г. № 78 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия», Указ Главы РМ от 30 апреля 2009 г. № 93-УГ «Об утверждении Порядка организации проведения социологических опросов для определения уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия» и др.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (ГО) Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия осуществлялась Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия (НЦСЭМ РМ).
Говоря об экономическом развитии республики, следует отметить, что наиболее высокое отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в 2008 г. наблюдалось в Зубово-Полянском (88,6 %) и Большеигна-товском (84,6 %) муниципальных районах. У большей части районов этот показатель составляет более 70 %. Принятые в муниципальных районах меры по повышению уровня среднемесячной заработной платы работникам бюджетной сферы способствовали приближению их заработной платы к уровню среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий. В ряде районов уровень заработной платы работников бюджетной сферы достаточно
далек от уровня среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий: 52,3 % — в Чам-зинском, 55,0 % — в Рузаевском муниципальных районах, 56,4 % — в ГО Саранск, 58,0 % — в Торбеевском, 63,6 % — в Теньгушевском, по 65,0 % — в Лямбирском и Больше-березниковском, 67,6 % — Кадошкинском муниципальных районах.
При анализе показателя «Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения» муниципальные районы Мордовии были условно разделены на три группы. Отдельно был выделен Ичалковский район с рекордно низким показателем — 2,1 ед. Причиной сложившегося положения является то, что число трудоспособного населения района составляет всего 47 % (из 22 тыс. чел. всего населения), а занятых в экономике и того меньше — 38 %. Следует отметить, что основная масса трудоспособного населения района сосредоточена на крупных промышленных предприятиях.
Значение показателя Кочкуровского района превышало почти в 20 раз показатель Ичалковского. Кочкуровский район открывает так называемую «группу аутсайдеров» из трех районов, в который еще вошли Зубово-Полянский и Старо-шайговский муниципальные районы. Значение искомого показателя Кочкуровского района составило 40 ед. Следующим в этой группе оказался Зубово-Полянский район. Несмотря на то, что район является наиболее развитым в отношении количества субъектов малого бизнеса, значение показателя составляет лишь 43 ед. Это объясняется высокой плотностью населения района (более 65 тыс. чел.), причем его большая часть занята вне сферы малого бизнеса. Значение показателя Старошайговского района составило 84,8 ед.
Во вторую группу вошли муниципальные районы со значением показателя, не превышающим 200 ед., а именно: Ардатовский, Атяшевский, Большеберезниковский, Большеиг-натовский, Дубенский, Инсарский, Темниковский, Торбеевский, Чамзинский, Ельниковский. Темниковский район в этой группе является лидером, значение показателя составило 195 ед. Наименьший показатель у Дубенского района (106 ед.).
В числе передовых оказались Кадошкинский, Красно-слободский, Лямбирский, Ромодановский, Ковылкинский, Рузаевский муниципальные районы и ГО Саранск. ГО Са-
ранск — безусловный лидер как в этой группе, так и в республике, здесь показатель составил 330,2 ед. Из муниципальных районов первое место занял Ромодановский район (258,8 ед.). В целом можно сказать, что население района ориентировано на частную инициативу. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса района сосредоточено в сфере торговли и услуг. Замыкает авангардную группу Кадошкинский район (211 ед.). Своим высоким местом в рейтинге исследуемого показателя район обязан в большой степени низкой плотности проживающего населения — около 9,5 тыс. чел.
По показателю «Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций» первое место в 2008 г. занимал Старошайговский район (40 %). Такое положение дел вполне закономерно, так как три четверти наиболее успешных предприятий района относятся к сфере малого бизнеса. На втором месте — Темниковский район (37 %). Вновь на высоком, третьем, месте оказался Кадошкинский район (34,4 %). Достаточно высокий показатель у ГО Саранск (33,2 %).
В группу районов со средними значениями показателя (от 18 до 30 %) вошли Атяшевский, Ичалковский, Дубен-ский, Кочкуровский, Лямбирский, Торбеевский, Чамзинский, Ковылкинский, Ельниковский и Рузаевский муниципальные районы. Возглавил эту группу с показателем 27,4 % Ельниковский район. Замыкает группу Большеберезниковский район (18 %).
В группу районов с невысокими показателями (до 18 %) вошли 6 муниципальных районов: Ардатовский, Большеиг-натовский, Зубово-Полянский, Инсарский, Краснослободский, Ромодановский. Значение показателя 18 % было выбрано в качестве порогового как среднее по республике. С максимальным показателем в этой группе находится Больше-игнатовский район (17,6 %), с минимальным — Инсарский (4,4 %).
Анализируя вышеприведенные показатели в районном разрезе в целом, необходимо отметить следующее. Числовые значения показателей говорят о недостаточном развитии малого бизнеса в муниципальных районах. Особенно это
заметно по показателю «Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций». Здесь наибольшее значение показателя (у Старошайговского муниципального района) не поднимается выше 50 %. Кроме того, следует отметить, что разница значений показателей по районам находится в гораздо большей зависимости от плотности населения районов, а также численности трудоспособного населения, нежели от реального количества субъектов малого бизнеса либо численности работников малых предприятий.
Особое значение для стабилизации экономической ситуации в районах имеет развитие транспортной инфраструктуры. Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием произведен в 2008 г. в ГО Саранск (отремонтировано 6,5 % автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием), в Рузаевском (4,0 %) и Теньгушевском (0,9 %) муниципальных районах. Текущий ремонт в отношении 10,2 % автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием произведен в 2008 г. в Ру-заевском, 6,8 % — в Теньгушевском, 4,3 % — в Атяшевском муниципальных районах, 1,2 % — в ГО Саранск.
В 2008 г. долгосрочные договоры на техническое обслуживание автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием со специализированными организациями заключались только в Рузаевском муниципальном районе. В этом районе 98 % автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием переданы на техническое обслуживание немуниципальным и / или государственным предприятиям на основе долгосрочных договоров (свыше трех лет).
Эффективность деятельности органов местного самоуправления в отношении дорожного хозяйства и транспорта отражает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в дорожных услугах. Так, в Зубово-Полянском муниципальном районе все население имеет регулярное транспортное сообщение с административным центром. В ГО Саранск только 0,1 % населения проживает в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения с административным центром, 0,36 % всего на-
селения — в Инсарском, 0,5 % — в Теньгушевском, 0,55 % — в Чамзинском, 0,6 % — в Рузаевском муниципальных районах. В большей части муниципальных районов от 1 до 5 % населения проживает в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения с административным центром. Значительная часть населения не имела регулярного автобусного сообщения с административным центром в Темниковском (32,8 %), Торбеевском (21,0 %), Краснослобод-ском (21,0 %), Большеигнатовском (20,2 %) и Ельниковском (11,0 %) муниципальных районах.
В 2008 г. наибольшая площадь земельных участков предоставлена для строительства в ГО Саранск (81,2 га). Среди муниципальных районов наибольшие площади земельных участков предоставлены для строительства в Зубово-Полян-ском (22,3 га), Лямбирском (21,53 га), Инсарском (21,2 га), Краснослободском (17,5 га), Старошайговском (17,16 га), Кочкуровском (12,03 га) муниципальных районах. В большей части муниципальных районов площадь земельных участков, предоставленных для строительства, составила 3—7 га. Наименьшие площади земельных участков выделены для строительства в Ромодановском (0,27 га), Рузаевском (0,88 га), Большеигнатовском (1,34 га) муниципальных районах.
Права собственности на земельные участки оформлены на 98 % территории Чамзинского муниципального района. Значительная доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения, находится в общей площади территории в Рузаевском (84,9 %), Дубенском (84,4 %), Старошайговском (73,8 %) и Атюрьевском (73,0 %) муниципальных районах. В основной части 40—60 % площади земельных участков являются объектами налогообложения. Наименьшая часть земельных участков оформлена в собственность в Большеберезниковском (27,0 %), Краснослободском (28,5 %), Ельниковском (31,7 %) и Темниковском (36,0 %) муниципальных районах. Одной из главных проблем в данной области является сложность оформления земельных участков в собственность.
Наименьший период с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство в 2008 г. наблюдался
в Атюрьевском и Атяшевском муниципальных районах и составлял 45 дней. В большинстве муниципальных районов продолжительность этого периода составила 58 дней. Наибольшая продолжительность периода составила 60 дней в Большеберезниковском, Большеигнатовском, Кадошкинском, Чамзинском, Ковылкинском, Рузаевском муниципальных районах. В целом в муниципальных районах административные условия для строительства благоприятные, в частности, небольшими являются сроки выдачи разрешений на строительство.
Для роста уровня и темпа экономического развития районов органам местного самоуправления необходимо создавать условия и стимулы для привлечения инвестиций, поддерживать предпринимательскую активность, развивать малый и средний бизнес, формировать соответствующую инфраструктуру, создавать условия для снижения безработицы и административных барьеров. Кроме того, районам следует развивать оформление права собственности на земельные участки с целью получения дополнительных налогов в бюджет. Оказание органами местного самоуправления помощи сельскохозяйственным предприятиям и гражданам упростит оформление земель в собственность.
В настоящее время в республике наблюдается тенденция к сокращению общей смертности. В 2008 г. коэффициент смертности составил 15,7 умерших на 1 тыс. чел. Самое неблагополучное положение в 2008 г. сложилось в Большеберезниковском (27,6 умерших на 1 тыс. чел.) и Темниковском (23,9) муниципальных районах.
В 2007 г. по сравнению с 2006 г. число умерших в целом по республике сократилось на 4,7 % и составило 13 320 чел., из них 51,7 % — это мужчины, 48,3 % — женщины (в 2006 г. это соотношение составило 49,8 и 50,2 % соответственно). В пределах республики коэффициент смертности ниже среднереспубликанского показателя только в ГО Саранск, Лямбирском и Зубово-Полянском муниципальных районах. Наибольший показатель смертности отмечен в Большеберезниковском и Ельниковском (выше среднереспубликанского в 1,6 раза), Ковылкинском (в 1,5 раза), Дубенском и Кадошкинском (в 1,4 раза) муниципальных районах.
В структуре смертности по-прежнему лидирует смертность от болезней кровообращения (в 2008 г. — 53,4 % от
общего числа умерших). Заболеваемость всего населения от болезней системы кровообращения выросла за 2005—2008 гг. на 5,6 %. Особенно опасными заболеваниями, связанными с высокой смертностью, являются гипертоническая болезнь (инсульт) и ишемическая болезнь (инфаркт). Коэффициент смертности от болезней системы кровообращения составил 97,4 %, если сопоставить 2007 г. по отношению к 2008 г. Несмотря на незначительное увеличение доли умерших от указанной причины в общей смертности, абсолютное число зарегистрированных случаев смерти от болезней системы кровообращения сократилось.
Сокращение смертности от указанной причины наряду с ростом заболеваемости отчасти указывает на успешность проведения лечебных мероприятий. Согласно ведомственной целевой программе «Развитие системы здравоохранения в Республике Мордовия в 2007—2009 гг.», доля населения, охваченного профилактическими осмотрами, по республике составила 95,8 % в 2009 г. Поэтому основной задачей органов местного самоуправления является сохранение показателя на прежнем уровне за счет проведения дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров работающего населения в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
По показателю доли населения, охваченного профилактическими осмотрами, муниципальные районы можно разделить на три группы: районы, в которых показатель выше значения, запланированного Министерством здравоохранения РМ; районы, в которых показатель несущественно ниже запланированного значения; районы, в которых показатель существенно ниже запланированного значения.
К первой группе относятся Ардатовский (98,3 %), Атю-рьевский (100 %) Атяшевский (99,8 %), Большеберезниковский (98,1 %), Большеигнатовский (97,1 %), Ичалковский (99,8 %), Дубенский (99,8 %), Инсарский (97,0 %), Кочкуровский (100 %), Краснослободский (100 %), Лямбирский (98,8 %), Старошайговский (99,2 %), Темниковский (99,0 %), Торбеев-ский (99,5 %), Чамзинский (99,9 %), Ковылкинский (99,0 %), Ельниковский (97,2 %), Рузаевский (97,1 %) муниципальные районы, ГО Саранск (97,8 %). Ко второй группе относятся Зубово-Полянский (94,1 %), Ромодановский (92,7 %), Тень-гушевский (91,0 %) муниципальные районы. Третью группу
составляет Кадошкинский район, который отстает от всех остальных с существенным отрывом.
Таким образом, в большинстве районов показатель доли населения, охваченного профилактическими осмотрами, выше запланированного Министерством здравоохранения РМ значения (95,8 %) и достигает в отдельных районах максимального — 100 %. Лишь в Кадошкинском районе доля населения, охваченного профилактическими осмотрами, существенно ниже, чем в большинстве районов республики.
По результатам сложившейся ситуации районам из первой группы рекомендуется сохранять охват населения профилактическими осмотрами на том же уровне; муниципальным районам из второй группы необходимо расширить охват населения за счет неработающего населения, проживающего в отдаленных поселениях; единственному району из третьей группы (Кадошкинскому) необходимо выявить основные причины, не позволяющие проводить профилактические осмотры на должном уровне, и сделать профилактические осмотры населения приоритетным направлением в сфере медицинского обслуживания населения района.
Практически во всех муниципальных районах республики показатель доли муниципальных медицинских учреждений, применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи, выполнен на 100 %, кроме Кочкуровского (80 %) Краснослободского (80 %), Лямбирского (нет данных), Темниковского (66,7 %), ГО Саранск (нет данных). По показателю доли муниципальных медицинских учреждений, переведенных на оплату труда по результатам деятельности, большинство районов находится на уровне 100 %, кроме Краснослободского (нет данных), Темниковского (66,7 %), ГО Саранск (96,0 %). В настоящее время переход на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, продолжается в большинстве муниципальных районов.
Таким образом, районы находятся на стадии реформирования системы здравоохранения, но значительных «перекосов» и отставания одних районов от других не отмечается.
Определяющими приоритетами государственной политики в сфере образования являются устойчивое и постоянное развитие системы российского образования, обеспечение современного качества образования на основе сохранения
его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Особое значение для развития системы образования в муниципальных районах республики имеет фактор доступности дошкольного образования для различных слоев населения. Доступность и стабильно высокое качество дошкольной услуги позволит сформировать у детей равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.
Муниципальные районы Мордовии неоднородны в плане охвата детей дошкольным образованием. Доля детей, получающих дошкольную образовательную услугу и / или услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от трех до семи лет наиболее высока в ГО Саранск (93,6 %), Рузаевском (86,4 %), Чамзинском (85,3 %), Инсарском (81,6 %), Кадошкинском (80,2 %) муниципальных районах. Достаточно стабильна ситуация в Лямбирском (76,5 %), Большеберезниковском (75,0 %), Теньгушевском (72,0 %) и Старошайговском (67,9 %) муниципальных районах. Проблемная ситуация с вовлеченностью детей в процесс получения дошкольного образования наблюдается в Кочкуров-ском (56,9 %), Ельниковском (54,3 %), Темниковском (54,2 %) и Большеигнатовском (51,9 %) муниципальных районах.
Дошкольные учреждения республики продолжают получать финансовую поддержку из бюджетов городского округа и муниципальных районов на оказание профильных услуг. В большинстве районов республики доля детских дошкольных муниципальных учреждений, получающих соответствующую бюджетную поддержку, равна 100 %. Исключения составляют ГО Саранск (97 %) и Рузаевский район (70,2 %).
Ключевым механизмом реформирования общего образования является совершенствование контроля за его качеством. Экспериментальной формой контроля качества образования в Мордовии выступил Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Положительная динамика, демонстрируемая в ряде районов, позволяет прогнозировать стабильность этого показателя в условиях внедрения ЕГЭ как части общей системы образования в России.
Наиболее высокие результаты по удельному весу лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений наблюдаются в Ичалковском
и Теньгушевском (100 %) районах, а также в Рузаевском (99,0 %) районе и ГО Саранск (98,4 %). Достаточно высокие показатели в Кадошкинском (98,0 %), Дубенском (97,3 %), Кочкуровском (95,7 %) муниципальных районах. К средней группе можно отнести Ардатовский (68,2 %), Темниковский (64,0 %), Краснослободский (62,0 %) районы. Среди муниципальных районов, демонстрирующих наименьшие показатели, следует отметить Ромодановский (42,0 %), Большеигнатовский (33,0 %) и Ельниковский (30,0 %).
В сфере образования Мордовии достаточно активно внедряются управленческие и экономические модели стимулирующего характера. Большинство муниципальных общеобразовательных учреждений в районах полностью переведено на нормативное подушевое финансирование. Исключения составляют Кочкуровский (16,7 %) и Теньгушевский (11,76 %) районы. На новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, также в полной мере переведено большинство образовательных учреждений муниципальных районов. Менее интенсивно этот процесс проходит в Тень-гушевском (88,24 %) и Кочкуровском (83,3 %) районах.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере образования необходимо, на наш взгляд, развивать в республике новые формы и структуры, осуществляющие дошкольное образование; повышать уровень существующих форм аттестации и контроля качества общего образования; формировать в системе образования нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы привлечения и использования внебюджетных ресурсов.
Приоритетной задачей в процессе реформирования системы ЖКХ является завершение процесса перехода от административных методов управления к рыночным механизмам функционирования в жилищно-коммунальной сфере. Развитию конкурентной среды и повышению эффективности управления жилищным фондом способствует внедрение передовых методов управления многоквартирными домами. В Мордовии эти методы внедряются с разной степенью интенсивности. Наиболее высокая доля многоквартирных домов, в которых введено непосредственное управление собственниками, в Большеигнатовском (81,4 %) и Ромода-новском (61,3 %) муниципальных районах. К средней группе относятся Инсарский (49,2 %), Краснослободский (44,9 %),
Большеберезниковский (44,03 %), Старошайговский (42,0 %) муниципальные районы. К районам, где эта форма управления была внедрена наиболее слабо, относятся Зубово-Полянский (0,92 %), Ковылкинский (0,76 %) и Лямбирский (0,5 %) муниципальные районы.
В республике в 2008 г. управление многоквартирными домами посредством товарищества собственников жилья или жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом было в целом развито недостаточно. Наибольших успехов в данной области добились Лямбирский (15,1 %), Рузаевский (13,35 %), Дубен-ский и Кочкуровский (по 12,5 %), Кадошкинский (12,2 %) муниципальные районы. Положительную динамику следует отметить в Ардатовском и Инсарском (по 10,8 %) районах, ГО Саранск (10,3 %), а также в Ичалковском и Чамзинском (по 10,0 %) районах. К районам с наименьшей долей многоквартирных домов, охваченных этими формами управления, относятся Зубово-Полянский (1,38 %), Теньгушевский (2,46 %), Темниковский (4,0 %) и Краснослободский (5,0 %) муниципальные районы.
Развитие частно-государственного партнерства выступает в качестве важнейшего фактора, способствующего оптимизации финансового состояния сферы ЖКХ и притоку в отрасль частных инвестиций. В настоящее время партнерство реализуется посредством передачи муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры по договору аренды или концессии частным организациям коммунального комплекса. В Мордовии наибольшая доля организаций коммунального комплекса (с долей участия субъекта РФ в уставном капитале не более 25 %), использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, зафиксирована в Ичалковском, Дубенском, Старошайговском, Торбеевском, Ельниковском и Рузаевском (по 100 %) муниципальных районах. Оптимальные показатели демонстрируют Теньгушевский (83,3 %), Атя-шевский и Кадошкинский (по 80,0 %) районы. Более низкие показатели отмечены в Краснослободском, Лямбирском, Чамзинском и Ковылкинском (по 60,0 %) районах, а также в Темниковском районе (50,0 %) и ГО Саранск (57,1 %).
Финансовая состоятельность организаций в сфере ЖКХ зависит от платежной дисциплины населения. Организации,
предоставляющие качественные услуги, вправе рассчитывать на высокий уровень собираемых платежей. Муниципалитеты с растущими долгами населения являются непривлекательными для частных инвестиций, развитие конкурентной среды в них невозможно.
Наиболее высокий уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в 2008 г. отмечался в Ичалковском и Темниковском (по 99 %) районах. Достаточно благоприятная ситуация в ГО Саранск (98,8 %), Теньгушевском (98,2 %), Ардатовском и Зубово-Полянском (по 97,0 %) районах. К средней группе можно отнести Атя-шевский, Большеигнатовский, Инсарский, Кочкуровский и Торбеевский (по 95,0 %) районы. Более низкая по сравнению с другими муниципальными районами собираемость платежей в Большеберезниковском (90,6 %) и Старошайговском (90,0 %) муниципальных районах.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства республики задействованы в реализации Республиканской программы «Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006—2010 гг.». Участие в ней позволяет существенно снизить потребление энергоресурсов за счет выполнения мероприятий по внедрению передовых энергосберегающих технологий и оборудования на объектах и инженерных сооружениях коммунального назначения, а также в жилищном фонде.
В республике доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета, наиболее высока в Кочкуровском (90 %), Большеберезниковском (80 %), Зубово-Полянском (77 %), Дубенском и Ельниковском (по 72 %) районах. К средней группе относятся Ардатовский (60,0 %), Теньгушевский (58,65 %), Ромодановский (56,8 %), Краснослободский (54,0 %) и Атя-шевский (52,64 %) районы. Наиболее низкие показатели отмечены в Кадошкинском (24 %), Большеигнатовском (22 %), Темниковском (20 %), Рузаевском (12 %) и Инсарском (10 %) муниципальных районах.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере ЖКХ следует активизировать деятельность по созданию на территории муниципальных образований ТСЖ; повышать уровень информированности граждан о современных способах управления многоквартирными домами; проводить мероприятия по
модернизации инфраструктурных объектов с последующей передачей их частным организациям на правах аренды или концессионных соглашений; осуществлять деятельность по повышению уровня сбора коммунальных платежей; активно внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии.
Обеспечение всего населения жильем, отвечающим современным требованиям, является одной из важнейших социально-экономических задач государства. Обусловлено это тем, что жилищная проблема является первой и наиболее значимой в числе других социально-экономических проблем, так как в ней переплетаются важные социально-экономические взаимосвязи. От решения жилищной проблемы во многом зависят повышение качества жизни населения, социальное самочувствие и социальная безопасность граждан, демографическая ситуация в стране.
Анализ результатов многих исследований позволяет утверждать, что одним из наиболее важных факторов, оказывающих непосредственное влияние на степень комфортности проживания и на состояние здоровья человека, является площадь жилого помещения, приходящаяся на одного жителя. Для характеристики степени удовлетворенности жилищных потребностей человека ООН и ЮНЕСКО разработали международный стандарт качества жилья, который необходим для обеспечения жизнедеятельности людей. Этим стандартом определяется, что на каждого жителя должны приходиться не менее 30 м2 общей площади. В Мордовии этому стандарту соответствует обеспеченность населения жильем лишь в двух районах — Дубенском и Темников-ском, где на каждого жителя в среднем приходится 33,1 и 30,7 м2 общей площади жилых помещений соответственно. Атюрьевский и Атяшевский районы немного не дотягивают до данного показателя. Так, в Атюрьевском районе общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составляет 29,7 м2, в Атяшевском — 29,76 м2. К группе «районов-середняков» относятся Краснослободский (27,2 м2), Торбеевский (26,2 м2), Ичалковский (25,9 м2) районы. Наиболее низкие значения этого показателя наблюдаются в Зубово-Полянском муниципальном районе (19,6 м2), ГО Саранск (20,7 м2). Также к группе аутсайдеров относятся Теньгушевский и Рузаевский муниципальные районы (23,3 и 23,6 м2 соответственно). Правда, следует отметить, что в
Зубово-Полянском районе низкий показатель обеспеченности населения жильем во многом обусловлен наличием значительного массива исправительных учреждений.
Об обеспеченности населения жильем свидетельствует и такой показатель, как количество жилых квартир в расчете на 1 тыс. чел. В целом по республике значения этого показателя весьма неплохие. Самые высокие наблюдаются в Дубенском (602,1) и Темниковском (597,2) муниципальных районах. К группе лидеров следует отнести и Кочкуровский район — 565,5. Наихудшая ситуация отмечена в Зубово-По-лянском, где рассматриваемый показатель составляет лишь 385,3 (о причинах уже было упомянуто), и Теньгушевском (411,9) муниципальных районах, а также в ГО Саранск (403,8). В остальных районах картина достаточно ровная — значения данного показателя колеблются от 450 до 550 квартир на 1 тыс. жителей.
Анализ выявил расслоение между отдельными группами населения при сравнительно благополучных показателях средней обеспеченности населения жильем. Из него видно, что показатель обеспеченности населения жильем в сельской и городской местностях заметно разнится — в сельской местности он выше. При этом очевидно, что показатели средней обеспеченности населения жильем еще не дают полного представления о ситуации в жилищной сфере, поскольку уровень обустройства жилья различными видами инженерного оборудования (следовательно, качество жизни населения) существенно различается в городах и сельской местности.
Во многом ситуация в жилищной сфере определяется объемами жилищного строительства. Крах финансирования строительства и развал производственных комплексов стали причиной резкого падения темпов строительства жилья в 90-х гг. XX в. Однако в последние годы во многом благодаря ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в республике наметилась устойчивая тенденция увеличения объемов жилищного строительства.
Больше всего жилья строится в ГО Саранск — 89 106,4 м2, или 1 194 квартиры. На втором и третьем местах находятся Рузаевский (19 465 м2, или 267 квартир) и Лямбирский (19 152 м2, или 230 квартир) муниципальные районы. Наименьшие объемы жилищного строительства наблюдаются в Темниковском (770 м2, или 11 квартир) и Кадошкинском
(1 970 м2, или 21 квартира) муниципальных районах. К районам со средними показателями жилищного строительства следует отнести Атяшевский (5 180 м2, или 65 квартир), Ин-сарский (5 400 м2, или 68 квартир) и Чамзинский (5 411,2 м2, или 72 квартиры). При этом наивысшие объемы жилищного строительства в расчете на душу населения наблюдаются в ГО Саранск, где строится 0,5 м2 жилья на человека в год. Меньше всего жилья в расчете на одного жителя было введено в Ромодановском (0,1 м2) и Чамзинском (0,17 м2) районах. В остальных районах значения этого показателя находятся в диапазоне от 0,2 до 0,4 м2.
Однако, согласно международным нормам, годовой объем строительства жилой недвижимости должен держаться на уровне 1 м2 на человека. Очевидно, что для удовлетворения потребностей населения республики в жилой недвижимости необходимы объемы строительства, существенно превышающие нынешние. Таким образом, достигнутые объемы строительства в республике вряд ли можно считать удовлетворительными.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Мордовии в сфере жилищного строительства и обеспеченности населения жильем целесообразным представляется устранение любых ограничений на рост предложения строящегося жилья; переход к современным ресурсосберегающим архитектурно-строительным решениям и формирование эффективного рынка строительной индустрии; более активное развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочное ипотечное кредитование; рекомендовать хозяйствующим субъектам принимать корпоративные программы обеспечения жильем своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кадастровый учет, содержащий данные о границах земельных участков, их владельцах и правилах использования, представляет собой главный инструмент административного управления земельными ресурсами муниципального образования. Степень развития кадастра во многом определяет уровень активности земельного и финансового рынка территорий. Поэтому доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, является важным пока-
зателем, позволяющим оценить эффективность управления земельными ресурсами муниципальных районов.
С точки зрения охвата земель под многоквартирными домами системой кадастрового учета ситуация в Мордовии предстает неоднородной. Наиболее благоприятное положение дел в Ельниковском (где доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет 95,6 %), Ичалковском (61,8 %) и Краснослободском (61,5 %) районах. Неплохая ситуация наблюдается в Зубово-Полян-ском (30,6 %), Ромодановском (37,6 %), Чамзинском (26,2 %) и Кочкуровском (25,0 %) районах. Меньше всего кадастровым учетом охвачены земли под многоквартирными домами Старошайговского (0 %) и Ковылкинского (0,75 %) муниципальных районов, а также ГО Саранск (0,5 %). При этом по значительной части муниципальных образований подобная информация отсутствует.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления республики в сфере землепользования, на наш взгляд, необходимо, чтобы системой кадастра были охвачены все земельные участки по всей территории муниципальных районов, поскольку, помимо задач по обеспечению защиты прав владения землей и содействию формирования земельного рынка, кадастровый учет способствует получению сведений обо всех земельных участках для их налогообложения, что несет в себе многочисленные социальные и экономические выгоды. Кроме того, необходимо разработать меры по упрощению процедуры государственной регистрации земель; стремиться к тому, чтобы величина сборов за кадастровый учет способствовала расширению сектора земель, прошедших официальный учет, а не препятствовала ему; содействовать тому, чтобы кадастровая информация была доступна для граждан, организаций, официальных кредитных систем, которые должны иметь возможность по приемлемой цене получать необходимые им данные из кадастра.
В условиях мирового финансового кризиса остро стоят вопросы стимулирования бюджетных учреждений к повышению качества оказываемых ими услуг, а также эффективности бюджетных расходов. Одним из возможных механизмов реализации этой задачи является преобразование бюджетных
учреждений в автономные в тех сферах предоставления государственных (муниципальных) услуг (работ), где это может создать стимулы для повышения эффективности и результативности деятельности.
В настоящее время механизм сметного финансирования не стимулирует повышение качественного уровня оказываемых населению муниципальных услуг и выполняемых работ, не заинтересовывает в этом руководителей учреждений. Однако реальная с организационной и финансовой точки зрения альтернатива бюджетным учреждениям появилась только с введением в законодательство новой организационно-правовой формы государственных и муниципальных учреждений — автономного учреждения (Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
В Мордовии процесс перевода части муниципальных учреждений в автономные муниципальные учреждения начал осуществляться с 2008 г. Так, в ГО Саранск доля муниципальных автономных учреждений от общего количества муниципальных учреждений составила 0,9 %, в Чамзинском муниципальном районе — 1,2 %. Рассматривают возможности перевода муниципальных учреждений в новый тип государственного и муниципального управления и другие районы республики.
Таким образом, органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Мордовия следует активизировать работу по созданию автономных муниципальных учреждений, а именно: осуществить оценку муниципальных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, на предмет возможности их оказания автономными учреждениями; рассмотреть возможности создания автономных учреждений путем изменения существующих муниципальных бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги; организовать публикации в СМИ и Интернете планируемых и фактических результатов создания автономных учреждений.
По показателю удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в 2008 г. лидировал Ельниковский район (75,1 %). Далее шли Инсарский (64,8 %), Торбеевский (63,8 %) районы. По 62,8 % этот показатель составил в ГО Саранск, Ромодановском и Старошайговском районах. В средней группе находятся Краснослободский (59,7 %), Атяшевский (59,0 %), Атюрьевский (58,2 %) рай-
оны. Замыкают список Чамзинский (52,4 %), Ичалковский (51,9 %), Ардатовский (50,1 %) районы. Среднереспубликанский показатель составил 60,3 %. Таким образом, в целом по республике показатель удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления находится на довольно низком уровне. Во многих районах он составил чуть больше 50 %. Поэтому необходимо применять меры для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе используя механизм поощрения лучших.
По показателю удовлетворенности информационной открытостью первое место разделили Темниковский и Тень-гушевский районы (по 59,8 %). Немного отстали Чамзинский (59,6 %), Старошайговский (59,2 %) и Рузаевский (58,9 %) районы. К средней группе отнесены Атюрьевский (53,2 %), Ельниковский и Ковылкинский (по 52,9 %), Инсарский (52,4 %) районы. Меньше всего этот показатель в Кадошкинском районе (44,2 %).
Свои сайты в 2008 г. имели только 8 органов местного самоуправления Мордовии (35 % от общего количества оцениваемых органов местного самоуправления): администрации Большеберезниковского, Зубово-Полянского, Инсарского, Кочкуровского, Лямбирского, Рузаевского, Теньгушевского районов, администрация ГО Саранск. Таким образом, информация об их деятельности, если и доступна, то из источников, требующих дополнительных финансовых затрат или прямого обращения к держателям информации, что увеличивает время доступа.
Органами власти и местного самоуправления не выработан основанный на требованиях нормативного акта единый подход к формированию структуры своих официальных сайтов. Большинство имеющихся официальных сайтов остается в начальной стадии своего развития. Значительное количество органов исполнительной власти не воспринимает свои официальные сайты в качестве эффективного средства распространения информации о своей деятельности и обеспечения доступа граждан и организаций к общедоступным государственным информационным ресурсам и пользуется ими лишь как информационными табло или досками объявлений.
Отсутствие прямых официальных каналов обратной связи государственных служащих, представителей местного са-
моуправления и граждан, а также получение информации через каналы СМИ или пиар-службы свидетельствуют о неудовлетворенности граждан доступом к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и росте недоверия к ним.
Для повышения открытости органов власти и местного самоуправления в Мордовии следует принять региональный закон об открытости или доступе к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, расположенных на территории республики. Каждый орган государственной власти с учетом своей компетенции должен определить в нормативном правовом акте порядок доступа к информации о своей деятельности. Необходимо определить и закрепить в соответствующем нормативном акте правовые, технологические, программные, лингвистические и организационные требования, предъявляемые к официальным сайтам органов государственной власти.
Работа по повышению открытости органов власти и местного самоуправления должна вестись дифференцированно, в зависимости от того, в какой из групп по уровню развития находится тот или иной орган. То, что для одних является перспективной задачей, для других будет пройденным этапом. Для оценки информационной открытости органа власти следует проводить социологические опросы населения, выступающего потребителем информации, и государственных служащих, отвечающих за ее предоставление.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны в развитии муниципальных образований, что позволит внести коррективы в социально-экономическую политику органов местного самоуправления.
Оценка будет инициировать соревновательность между администрациями муниципальных районов республики, позволит выявить положительный опыт эффективности решения проблем и упущения по конкретным направлениям, а также будет способствовать принятию решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления.
Поступила 16.02.10.