УДК 375
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ (ИЗ ОПЫТА КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Русанова Анна Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии организаций
Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия
rusanova_a_a@mail. ru
В статье представлены различные подходы к определению качества образования и разработке показателей оценки качества образовательных услуг в вузе. На примере результатов социологических исследований в ЧитГУ автор обосновывает в качестве одного из индикаторов оценки качества образования вуза показатель удовлетворенности образовательной деятельностью вуза всех субъектов образовательного процесса: студентов, преподавателей, выпускников и работодателей.
Ключевые слова: система образования; качество образования; оценка качества образования; образовательные услуги; потребители
образовательных услуг; удовлетворенность образовательным процессом.
SATISFACTION AS AN INDICATOR OF THE QUALITY OF EDUCATION IN THE MODERN UNIVERSITY (THE EXPERIENCE OF
A PARTICULAR CASE STUDY)
Anna Rusanova,
candidate for Education sciences, associate professor at department for sociology of organizations
Zabaikalsky State University, Chita, Russia rusanova_a_a@mail. ru
The article presents different approaches to determining the quality of education and the development of indicators for assessing the quality of educational services at the university. On the example of the results of sociological research in ChitGU author proves as one of the indicators for assessing the quality of education high school satisfaction rate of high school educational activities of all stakeholders of the educational process: students, faculty, alumni and employers.
Keywords: education; quality education; quality assessment of education; educational services; consumers of educational services; satisfaction with the educational process.
Состояние системы образования в значительной степени определяет будущее страны, поскольку именно образование закладывает фундамент для развития производительных сил общества - как средств производства, так и личного фактора производства. Человеческий капитал - важнейший элемент национального богатства и инвестиции в него дают высокую отдачу, прежде всего, через рост технических инноваций и увеличение производительности труда [1].
Аргументируя особую роль сферы образования, следует отметить специфическое положение образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства [2].
Следовательно, система образования в Российской Федерации
рассматривается как сфера услуг, удовлетворяющая образовательные
потребности населения. Объективно система образования работает на следующих рынках:
- на сегменте рынка образовательных услуг, обеспечивая удовлетворение потребностей граждан в образовании и воспитании;
- на сегменте рынка труда, обеспечивая удовлетворение потребностей работодателей и специалистов;
- на сегменте рынка интеллектуальных товаров, обеспечивая удовлетворение потребителей (заказчиков) в новых знаниях, технологиях и наукоемкой продукции [3].
В настоящее время особое внимание уделяется вопросу: чем является образовательный процесс - услугой или продукцией? В работе Скок Г.В. «Формирование ценностей, целей и норм как основы построения системы качества образования» [4] автор утверждает, что образовательный процесс - не услуга, он содержит практически все признаки производственного процесса, обосновывая это тем, что вузы имеют поставщиков - средние школы, колледжи, лицеи, профессиональные училища и техникумы и поэтому они используют входной контроль в виде вступительных экзаменов или тестов и формируют уровень требований к абитуриентам.
В.Л. Качалов [5], определяя вуз как субъект оказания образовательных услуг, считает необходимым остановиться на вопросе о том, что производит вуз? Результаты деятельности высших учебных заведений он трактует как: а) услуги образовательного характера; б) научно-техническую продукцию; в) интегрированную продукцию на базе научно-технической продукции и образовательных услуг; г) учебно-методические разработки.
В работе Субетто А.И. «Качество образования: проблемы оценки и мониторинга» [6] под образовательной услугой понимают «объем учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых личности по определенной программе». В то же время в его работе [6] образовательная
услуга рассматривается как «целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности».
Важнейшая задача сферы образования - удовлетворение образовательных потребностей общества в целом и каждого обучаемого в частности. Потребности общества - иметь людей готовых разрабатывать конструкции и технологии, производить, организовывать и управлять, осуществлять подготовку новых поколений, обеспечивать существование и развитие человека и общества. Потребности обучаемого - иметь гарантированную профессию и уровень знаний, достаточный для реализации его способностей, продвижения по иерархической лестнице, престижа, получения определенного дохода и т.д. Образовательные потребности каждого субъекта различны, поэтому, чем шире спектр образовательных услуг, тем больше возможность у потребителя найти образ своей потребности.
Одновременно актуальность проблемы обеспечения качества отечественного образования в настоящее время определяется вступлением России в европейское образовательное пространство, которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.
В.А. Качалов систематизировал различные взгляды на факторы, определяющие качество образования и предложил свою классификацию, состоящую из семи сгруппированных в три группы факторов.
1. Качество субъекта получения образовательных услуг (абитуриента, студента, слушателя, аспиранта).
2. Качество объекта предоставления образовательных услуг (общеобразовательного учреждения, начального, среднего специального заведения и высшего профессионального учебного учреждения, а также учебного учреждения послевузовского профессионального образования), в том числе:
- качество управления (назначение, цели, принципы, методы, структура, организация планирования);
- качество проекта предоставления образовательных услуг (структура, содержание программ обучения);
- качество ресурсного обеспечения процесса предоставления образовательных услуг (материально-технического, методического, кадрового и т. д.).
3. Качество процесса предоставления образовательных услуг, в том числе:
- качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (структура взаимодействия субъектов, форма и содержание образовательного процесса, мотивационные факторы);
- качество контроля над процессом предоставления образовательных услуг;
- качество контроля результатов предоставления образовательных услуг.
В целом система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Определяющим фактором качества системы образования, по нашему мнению, является уровень качества образовательных учреждений, а, точнее, уровень качества оказываемых ими образовательных услуг. Вуз, в свою очередь, является системой предоставления этих услуг, так как именно образовательные учреждения напрямую и более всего взаимодействуют с самими заказчиками и получателями образовательных услуг, которые в полной мере могут объективно оценить качество существующей системы образования.
Следовательно, весьма актуальным для вуза становится разработка перечня показателей аккредитации, включающего показатели эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования. Внедрение системы качества вуза позволяет производить оценку образовательной услуги не только контролирующими и уполномоченными на то органами, но и теми, кто обучается в данный момент времени (студенты) или закончил учебное заведение (выпускники), а также работодателями, для которых вуз и готовит специалистов.
В тоже время следует отметить, что эффективность исследований по оценке качества образования в основном зависит от того, что понимается под качеством образования. Это понятие трактуется различными исследователями довольно неоднозначно. До настоящего времени не разработана и не утверждена единая научно-обоснованная система показателей качества подготовки обучаемых, так же, как и не существует единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества образования.
Обобщая изученный опыт по данной проблеме, можно выделить три основных подхода к оценке качества образования:
1. Теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.
2. Практический подход, подразумевает, что его представители идут по пути создания средств (например, контроля) для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.
3. Подход, сочетающий в себе теоретико-методологическую и практическую составляющие. Представители этого подхода идут по самому трудному пути, однако, как нам кажется, именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем.
Так же выделяются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования.
Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научнопедагогических и научных ассоциаций и объединений.
Внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, систем оценки абитуриентов, систем психодиагностики и социодиагностики в учебных заведениях, а также в системах самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений.
Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как: наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации; качество профессионально-преподавательского состава вуза; качество организации процесса обучения; качество методического обеспечения учебного процесса, а также качество субъектов обучения.
Таким образом, качество образования - многоплановая категория, и критерии его оценки могут быть самыми разными. В качестве критериев оценки качества образования можно выделить:
- институциональную миссию и цели учебного заведения;
- параметры образовательной модели;
- определенные стандарты данной программы или дисциплины.
Многие авторы определяют качество образования как качество
функционирования системы образования. Однако некоторые специалисты трактуют его как достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обучения (подготовленности).
Отсюда, одну из основных проблем высшего образования разработчики современной государственной политики России в области образования связывают с необходимостью достижения и превышения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Более того, завершенность процесса стандартизации в вузах напрямую связывают с сертификацией соответствия предоставляемых образовательных услуг указанным государственным стандартам.
В этой связи следует отметить, что требования к выпускникам вузов и критерии их оценки должны содержаться в государственных образовательных стандартах (ГОС). Однако, если минимальные требования (набор дисциплин и примерное их содержание) в определенной степени в них сформулированы, то критериев оценки соответствия выпускников этим требованиям нет.
Подтверждением приверженности этому методическому несоответствию служат подходы, закладываемые в концепцию создания комплексной системы управления качеством подготовки специалистов. Ее построение связывается с решением трех взаимосвязанных задач:
- формирование эталона качества;
- сравнение достигнутого уровня подготовки с эталоном и на этой основе оценка качества;
- выработка управляющих воздействий с целью минимизации обнаруженных отклонений.
Отсюда, можно выделить четыре основных аспекта оценки качества образования, которые дополняют друг друга:
- гарантированное выполнение базовых стандартов и эталонов;
- достижение поставленных целей на разных этапах обучения (на входе, в процессе и на выходе);
- способность удовлетворять спрос и ожидания потребителей образовательных услуг и заинтересованных участников образовательного рынка;
- стремление к совершенствованию обучения.
Результатом наших научных изысканий явилось выявление трех основных критериев качества образовательной деятельности:
- качество персонала, которое определяется степенью академической квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов. Качество персонала и качество образовательных программ в сочетании процесса преподавания и научных исследований, при соблюдении условия их соответствия общественному спросу, определяют академическое качество содержания обучения;
- качество подготовки студентов - при условии диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи;
- качество инфраструктуры и «физической учебной среды» высших учебных заведений, охватывающее «всю совокупность условий» их функционирования, включая компьютерные сети и современные библиотеки, что может быть обеспечено за счет адекватного финансирования.
В качестве источников информации для проведения оценки, по нашему мнению, должны использоваться:
- статистические данные или показатели, которые можно рассчитать на основании статистических данных (численность студентов разных уровней, численность преподавателей, численность студентов, окончивших курс в установленные сроки, затраты на обучение одного студента или на один кредит и т.п.);
- данные субъективной статистики (репрезентативные опросы студентов, работодателей и т.п.);
- экспертные опросы.
В своем исследовании мы опирались на утверждение ученых о том, что «мерилом» качества любой деятельности должны быть два универсальных
критерия: продуктивность деятельности и удовлетворенность деятельностью ее участников. В данной статье мы остановимся на втором - критерии удовлетворенности образовательной деятельностью вуза субъектами образовательного процесса, т.е. теми, кто предоставляет образовательные услуги и теми, кто является их потребителями.
В Читинском государственном университете в рамках системы менеджмента качества образования проводится мониторинг качества образования в вузе по критерию «Оценка степени удовлетворенности преподавателей, студентов, работодателей и выпускников профессиональной подготовкой в ЧитГУ». Проект осуществляется с 2008 года Независимой научно-аналитической социологической службой ЧитГУ (при участии автора).
В качестве основного метода использовался метод анкетного опроса. Респондентами стали студенты и преподаватели Читинского государственного университета, руководители и ведущие сотрудники предприятий и организаций города и края, выпускники ЧитГУ разных лет.
Остановимся на результатах последнего опроса.
Как указывалось выше, основными потребителями образовательных услуг вуза являются студенты. В опросе приняли участие 365 респондентов -студентов всех институтов ЧитГУ.
При разработке инструментария учитывались следующие параметры оценки студентами качества образовательных услуг, предоставляемых ЧитГУ:
- степень удовлетворенности студентов организацией учебнообразовательного процесса в ЧитГУ;
- удовлетворенность респондентов получаемым образованием, выбранной специальностью;
- самооценка студентами приобретенных профессиональных качеств за годы обучения в ЧитГУ;
- удовлетворенность респондентов организацией досуговой деятельности в университете;
- мнение студентов об уровне организации НИРС;
- оценка студентами качества преподавания отдельных дисциплин;
- мнение студентов о престижности обучения в ЧитГУ по сравнению с другими вузами г.Читы.
Анализ результатов показал, что общий настрой студентов в плане удовлетворенности студенческой жизнью достаточно позитивный и
сохраняется примерно на одном уровне. На вопрос «Удовлетворены ли вы в целом своей студенческой жизнью?» безусловно удовлетворены и скорее удовлетворены 79,5% респондентов.
Отмечается вполне положительная картина по показателю
удовлетворенности условиями обучения в вузе: студенты удовлетворены условиями для проведения занятий (97,2%); для подготовки к занятиям (70,2%); для занятий наукой (64,5%); для занятий творчеством (55,9%). Несколько ниже результаты по позиции «условия для проведения досуга» - 49,6% и «условия для проведения физкультурой и спортом» - 52%.
Опрос не выявил проблем, которые особенно волнуют студентов ЧитГУ. Лишь 17,3% респондентов выразили неудовлетворенность высокими ценами в студенческих столовых, а в целом неудовлетворенность по каждой из 15 предложенных позиции не превышает 7-8%.
Достаточно положительно оценивают студенты моральнопсихологический климат в вузе, в основном студенты ЧитГУ ощущают себя комфортно в стенах вуза, а считают атмосферу напряженной лишь 7,3 % респондентов Студенты в целом удовлетворены уровнем профессиональной подготовки преподавателей по всем блокам дисциплин: как высокий его оценивают около 66% респондентов, как средний - примерно 24% респондентов.
Чуть больше 30% респондентов удовлетворены в полной мере обеспеченностью программами и учебниками, и литературой по разным направлениям. Такой показатель можно интерпретировать как низкий. Зато
достаточно высокий уровень удовлетворенности наблюдается по показателю обеспеченности компьютерами, используемыми в учебном процессе (67 %).
Показатель включенности студентов в процесс информирования об инновациях в университете, а так же об использовании активных методов в практике учебного процесса достаточно высок - 68,7%. Большинство студентов вуза (81,4%) на данный момент знакомы с рейтинговой системой оценки знаний. Хорошо информированы студенты ЧитГУ по вопросам дополнительных видов подготовки в ЧитГУ, причем наивысший уровень осведомленности студентов наблюдается по позиции «возможность получения второго высшего образования» (86,6%). Можно предположить, что данный вид дополнительных образовательных услуг ЧитГУ пользуется наибольшей популярностью у наших студентов.
32,3% респондентов совмещают учебу с работой, причем большинство работающих студентов утверждают, что работа не мешает их учебе. Следовательно, в вузе созданы условия для обеспечения вторичной занятости обучающихся.
Положительным фактом является то, что результаты опроса дают возможность сделать вывод о достаточно высоком уровне мотивированного и осознанного выбора учебного заведения и то, что большинство студентов считают обучение в ЧитГУ интересным и престижным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом главного потребителя образовательных услуг - студента - в целом удовлетворяет его качество.
В плане оценки качества образовательных услуг ЧитГУ особый интерес представляет мнение самих выпускников вуза. Было опрошено 90 респондентов
- выпускников всех институтов ЧитГУ.
Важнейшим показателем качества профессиональной подготовки является степень удовлетворённости молодых специалистов качеством своей профессиональной подготовки. В целом полученные результаты дают
оптимистическую картину. Так, около 70% опрошенных выпускников удовлетворены полученными теоретическими знаниями и практическими навыками. Одним из индикаторов эффективности образовательной деятельности вуза является соответствие знаний и навыков, полученных выпускником, выбранной специальности. Анализ результатов показал, что в целом 68,2% опрошенных выпускников оценивают полученные знания как соответствующие специальности.
Рыночная экономика, предъявляет высокие требования к выпускникам, поэтому подготовка конкурентоспособность выпускников - важная задача современного вуза. В связи с этим, важным показателем в процессе обучения становится актуальность преподаваемых знаний. Опрос показал, что выпускники ЧитГУ, в целом, считают, что полученные в вузе знания соответствуют веяниям времени (59,9%). Однако, совокупный процент (40,1%) тех, кто считают свои знания не соответствующими говорит о том, что необходимо обратить серьезное внимание на содержание преподаваемых дисциплин.
Уточняя оценку качества подготовки, выпускникам был задан вопрос о применении знаний и навыков, полученных в ЧитГУ, в своей профессиональной деятельности. Результаты опроса показали, что более половины выпускников (53,5%). Корелляционный анализ полученных результатов в этом вопросе с данными, полученными в ответах на вопрос «Работаете ли вы по специальности», показал, что часто применяют свои знания именно те выпускники, которые работают по специальности, что в свою очередь говорит о том, что образование в ЧитГУ дается на высоком профессиональном уровне.
В целях уточнения уровня удовлетворенности полученными знаниями в ЧитГУ, выпускникам был задан вопрос «Если бы перед Вами снова стоял выбор вуза для получения специальности, то Вы...». Показательным является то, что 85,2% опрошенных снова выбрали бы ЧитГУ. Этот показатель так же
демонстрирует высокую степень удовлетворенности обучением в вузе.
Таким образом, вопреки широко распространённому мнению о том, что образование в провинциальных регионах не отличается высоким качеством, бывшие студенты ЧитГУ в целом удовлетворены качеством полученного образования и оценивают его достаточно высоко.
Соответствует ли оценка выпускников ЧитГУ мнению работодателей? Как они оценивают качество образовательных услуг ЧитГУ? Ответы на эти вопросы можно получить, проанализировав результаты опроса руководителей и ведущих сотрудников предприятий и организаций города и края.
Для того, чтобы оценить степень удовлетворенности работодателей уровнем сформированности профессиональных качеств у выпускников ЧитГУ, респондентам было предложено оценить качество подготовки специалистов-выпускников ЧитГУ по 15 критериям. Остановимся на некоторых из них.
Рассматривая уровень теоретической подготовки (базовых знаний по профессии) можно отметить, что ни на одном предприятии нет специалистов-выпускников ЧитГУ, уровень которых оценивался бы неудовлетворительно. На «хорошо» и «отлично» по данной позиции выпускников ЧитГУ оценили 100% респондентов.
Очень важным показателем уровня подготовки специалиста является уровень его практической подготовки, т.к. современные работодатели пересматривают требования к персоналу с точки зрения его компетентности. Знания, умения и навыки теперь рассматриваются в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества при производстве продукции и предоставлении услуг. По результатам опроса 2010 г. следует отметить тот факт, что работодатели в целом продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности по данному критерию оценки подготовки выпускников ЧитГУ. Суммарная оценка («хорошо» и «отлично») по данной позиции составила 83,4%.
На «хорошо» и «отлично» оценили широту кругозора в профессиональной
сфере наших выпускников 94,7% респондентов.
Профессионализм современного специалиста предполагает наличие определенных профессиональных компетенций, к которым относится «способность к научной, аналитической, творческой работе, рационализации, изобретательности и т.п.». Следует отметить, что и по этой позиции 77,8% респондентов оценили выпускников на «хорошо» и «отлично».
В целом, следует констатировать, что разработанная в вузе система подготовки специалистов высшей квалификации, по мнению респондентов, находится на должном уровне. Большинство руководителей предприятий и организаций оценивают выпускников ЧитГУ как ответственных и самостоятельных, заинтересованных в работе, инициативных и дисциплинированных. Высоко оцениваются работодателями уровень умения работать в команде, способность к сотрудничеству, способность налаживать доброжелательные, деловые отношения с коллегами по работе, стремление работать качественно, доводить до конца начатое дело, стремление к профессиональному росту, освоению дополнительных навыков и знаний.
Следует отметить и тот факт, что по всем показателям, по мнению работодателей, ЧитГУ занимает лидирующее положение на рынке образовательных услуг в Забайкальском крае.
Немаловажным фактором оценки качества образовательных услуг в вузе является фактор удовлетворенности образовательным процессов преподавателей вуза. Остановимся на некоторых результатах опроса данной категории. В опросе приняли участие 238 преподавателей всех институтов ЧитГУ.
Прежде всего, мы исходили из общей оценки индекса «организация труда ППС в целом». На вопрос «Довольны ли Вы в целом условиями организации труда в университете?» ответили положительно 61,3% респондентов, причем отмечен и высокий процент (35,3%) недовольных существующими условиями организации труда увеличился до 35,3 %.
Детально данный индекс рассматривается как сумма индикаторов составляющих вопрос-меню «Насколько Вы удовлетворены перечисленными ниже аспектами жизни университета?». Степень удовлетворенности оценивалась 15 критериям.
Положительным моментом, по нашему мнению, является высокий показатель по первому индикатору удовлетворенности «отношение со стороны руководства вуза». В совокупности, полностью удовлетворены и частично удовлетворены отношением руководства 86,6% респондентов. Большинство респондентов (82,9 %) положительно ответили на вопрос об удовлетворенности признанием их успехов и достижений. Это говорит о том, что в нашем вузе оказывается достаточная поддержка творчеству, инициативе, профессионализму.
75,4% опрошенных преподавателей удовлетворены деятельностью администрации вуза. Результаты этого позволяют сделать предположение о том, что удовлетворенность в целом организацией труда во многом определяется именно деятельностью администрации вуза.
Обращает на себя внимание довольно значительный процент (59,2%) неудовлетворенных условиями оплаты труда. Анализ ответов респондентов показал также, что неудовлетворенность преподавателей вуза связана и с удобством работы в вузе. Уровень удовлетворенности опустился ниже психологически значимой отметки «20» и составил 18,3%.
Высокий процент (88,3%) положительных ответов на вопрос об удовлетворенности респондентов охраной труда и его безопасностью свидетельствует о том, что в данном направлении работа в вузе поставлена на одобряемом уровне.
Лишь 33,9% полностью и частично удовлетворены предоставляемыми профсоюзом вуза льготами, вызывает озабоченность тот факт, что показатель неудовлетворенности вплотную приблизился к отметке «50» и составил 46%. Схожие результаты получены и по критерию оценки удовлетворенности
системой организации питания, медицинского и другого обслуживания, причем неудовлетворенность составила 55,2%.
Позитивное отношение с непосредственным руководителем
продемонстрировали 93,5% респондентов, 97,9% опрошенных преподавателей полностью и частично удовлетворены отношениями с коллегами, подобные же результаты были получены по критерию удовлетворенности отношениями со студентами. Все эти показатели свидетельствуют о стабильном
психологическом климате в университете
Вопрос «Считаете ли Вы соответствующим стандартам качество подготовки будущих специалистов?» позволяет определить степень оценки преподавателями соответствия между действующими стандартами и
собственного труда. Положительно («безусловно, да»; «скорее, да») ответили на поставленный вопрос ответили 71,3% респондентов. В целом можно констатировать достаточно высокий уровень самооценки преподавателей вуза, что, по нашему мнению, напрямую связано с уровнем притязаний самих педагогов, их стремлением к профессиональному росту.
Вопрос «Удовлетворены ли Вы ролью вуза в обществе и его имиджем?» предполагает оценку итоговой работы вуза - востребованность и качество подготовки специалистов. Анализ ответов на данный вопрос показал, что большинство респондентов (84,8%) высоко оценивают роль и статус нашего вуза в обществе, что так же является положительной характеристикой деятельности ЧитГУ.
Подводя итог, следует отметить, что рост конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, вхождение России в европейское образовательное пространство привели к тому, что ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации образовательного процесса и функционирования системы менеджмента качества (СМК) в любом вузе. Именно в расчете на потребителя организация должна определять цель своей
деятельности и ставить задачи для ее достижения. Реализация данного принципа предполагает создание системы взаимодействия вуза со своими потребителями, системы потребительского мониторинга (ПМ) удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей. При этом под системой ПМ следует понимать постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений.
Университет, не способный адаптироваться на уровне индивида, социальной общности, в плане удовлетворения потребностей и интересов различных субъектов образования, повышая ценность образовательных услуг, обречен на провал и будет неминуемо вытеснен другими учебными заведениями из образовательного пространства.
Литература
1. Беляева, М.Г. Проблемы качества образования в условиях реформ высшей школы / М.Г. Беляева // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 20-21.
2. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003. 381 с.
3. Гаффорова, Е.Б. Создание системы менеджмента качества в вузе / Е.Б. Гаффорова // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 12. - С. 12-16.
4. Скок Г.В. Формирование ценностей и норм как основы построения системы качества образования //Качество образования: концепции, проблемы: Материалы III Международной науч.-метод. конф. Новосибирск: НГТУ, 2000. 380 с.
5. Качалов, В.А. Проблемы управления качеством в вузах / В.А. Качалов // Стандарты и качество. - 2005. - № 12. - С. 82-87.
6. Субетто, А.И. Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, проблемы / А.И. Субетто, В.А. Селезнева. -
Новосибирск.: НГТУ. - 2005. - 380 с.
Рецензент:
Фомина Марина Николаевна, доктор философских наук, профессор, проректор по инновационному образованию Забайкальского государственного университета