Научная статья на тему 'Роль потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами в вузе'

Роль потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / THE QUALITY OF EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE UNIVERSITY / THE CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / SATISFACTION WITH EDUCATIONAL SERVICES / CUSTOMER SATISFACTION MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русанова А. А.

Автор обосновывает актуальность обеспечения и повышения качества отечественного профессионального образования в условиях роста конкуренции в сфере образования, ужесточения требований со стороны потребителей образовательных услуг, вхождения России в европейское образовательное пространство. Система потребительского мониторинга рассматривается в статье как один из механизмов, обеспечивающих качество управления образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русанова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The consumer monitoring role of satisfaction with educational services at the higher educational institution

The author substantiates the importance of ensuring and improving the quality of national vocational education in terms of competition growth in the field of education, tightening of requirements on the part of educational services consumers, Russia’s entry into the European educational space. Consumer monitoring system is considered in the article as one of the mechanisms that ensure the quality of management education process.

Текст научной работы на тему «Роль потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами в вузе»

А. А. Русанова, канд. пед. наук, доцент, кафедра социологии организаций, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия, rusanova а [email protected]

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В ВУЗЕ

Рубеж XX и XI столетий — полоса радикальных преобразований системы высшего образования во всем мире. Перестали быть созвучными новым требованиям организации общества те принципы, которые традиционно были доминирующими в системе университетского образования. Изменения базовых парадигм восприятия мира, связанные с процессами глобализации, привели к формированию концепции знания, существенно отличной от предшествующей1. Следует согласиться с мнением Н. Е. Покровского, который утверждает: «Если прежде знание, наука опирались на просветительскую картину мира и рассматривались, в основном, как абсолютная и безбрежная ценность, то отныне возобладало понятие «полезного знания» (useful knowledge), т. е. знания, ограни- -

ченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это приводит к "перенастройке" основных параметров и всей системы университетского образования... Отныне университет — это не храм науки, а market place в самом широком смысле»2.

Университетское образование, как и все высшее профессиональное образование, рассматривается сегодня как сфера услуг, удовлетворяющая образовательные потребности населения и работающая на следующих рынках:

Университетское образование, как и все высшее профессиональное образование, рассматривается сегодня как сфера услуг, удовлетворяющая образовательные потребности населения.

— на сегменте рынка образовательных услуг, обеспечивая удовлетворение потребностей граждан в образовании и воспитании;

— на сегменте рынка труда, обеспечивая удовлетворение потребностей работодателей и специалистов;

— на сегменте рынка интеллектуальных товаров, обеспечивая удовлетворение потребителей (заказчиков) в новых знаниях, технологиях и наукоемкой продукции3.

Ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации образовательного процесса. Одним из механизмов, обеспечивающих качество управления образовательным процессом, является создание системы менеджмента качества, построенной на базе современных технологий управления. Последние основываются на кон-

цепции всеобщего менеджмента качества (TQM) — ведущей идеологии современного бизнеса, принципы которой лежат в основе международных стандартов ИСО серии 90 004.

В образовании процесс по созданию СМК только начался и идет крайне медленно на фоне быстро развивающегося рынка труда и образовательных услуг, усиления конкуренции между образовательными организациями различных форм собственности, возрастающих запросов потребителей и необходимости предоставления гарантии качества на образовательную продукцию.

Образовательные учреждения, в частности, университеты, являются одними из самых сложных в управлении организаций. Можно назвать много специфических характеристик, которые порождают проблемы при создании и сопровождении системы менеджмента качества в вузе: высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимой продукции и услуг, большая социальная значимость результатов деятельности, значительный по длительности жизненный цикл продукции и услуг, исторически сложившаяся независимость и обособленность деятельности педагогического персонала образовательной организации, свобода преподавателя в выборе методик преподавания5.

Еще одна причина трудностей создания системы менеджмента качества в вузе — само понятие «качество», которое имеет множество определений, схожих по сути, но в результате сводимых к тому, что качество определяется как способность товара или услуги удовлетворять потребности и ожидания потребителя6.

В научном мире идут споры по поводу того, чем является образовательный процесс — услугой или продуктом? Однозначного ответа до сих пор нет.

Автор склонен согласиться с мнением А. И. Субетто и В. А. Селезневой, которые рассматривают образовательную услугу как «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности»7. Следует уточнить: удовлетворение образовательных потребностей не только личности, но и общества в целом. Потребности общества — иметь людей, готовых разрабатывать конструкции и технологии, производить, организовывать и управлять, осуществлять подготовку новых поколений, обеспечивать существование и развитие человека и общества. Потребности обучаемого — иметь гарантированную профессию и уровень знаний, достаточный для реализации его способностей, продвижения по иерархической лестнице, престижа, получения определенного дохода и т. д. Образовательные потребности каждого субъекта различны, а значит, чем шире спектр образовательных услуг, тем больше возможность

у потребителя найти образ своей потребности8.

В работе «Проблемы управления качеством вуза» В. А. Качалов систематизировал различные взгляды на факторы, определяющие качество образования и предложил свою классификацию, состоящую из семи сгруппированных в три группы факторов.

1. Качество субъекта получения образовательных услуг (абитуриента, студента, слушателя, аспиранта).

2. Качество объекта предоставления образовательных услуг (общеобразовательного учреждения, начального, среднего специального заведения и высшего профессионального учебного учреждения, а также учебного учреждения послевузовского профессионального образования), в том числе:

— качество управления (назначение, цели, принципы, методы, структура, организация планирования);

— качество проекта предоставления образовательных услуг (структура, содержание программ обучения);

— качество ресурсного обеспечения процесса предоставления образовательных услуг (материально-технического, методического, кадрового и т. д.).

3. Качество процесса предоставления образовательных услуг, в том числе:

— качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (структура взаимодействия субъектов, форма и содержание образовательного процесса, мотивационные факторы);

— качество контроля над процессом предоставления образовательных услуг;

— качество контроля результатов предоставления образовательных услуг9.

Взяв за основу данную классификацию, определим следующие функции управления качеством профессионального образования:

1) обеспечение качества (создание необходимых условий для предоставления качественных услуг по обучению); =

2) контроля качества (оценка процесса обучения и его результатов).

Выполнение этих функций предполагает создание системы взаимодействия вуза со своими потребителями, системы потребительского мониторинга удовлетворенно -сти образовательными услугами различных групп потребителей. При этом под системой потребительского мониторинга следует понимать постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений.

Эта деятельность позволяет получить статистическую информацию, необходимую для современного управления качеством образования. Эта информация позволяет судить:

— об уровне обеспечения интересов потребителей образовательных услуг и продукции;

— о влиянии на решение проблем потребителей мероприятий по управлению качеством образования, в нашем случае, в сфере профессионального образования, предпринимаемых на разных уровнях начиная от преподавателя до администрации вуза.

Критериями качества управления (менеджмента) признаются следующие:

1) приоритетная ориентация политики в области качества продукции и услуг на интересы и проблемы потребителя;

2) умение и способность действующих систем и технологий управления качеством и производства продукции и услуг «слышать» проблемы потребителей продукции и услуг;

3) личная ответственность руководителя образовательного учреждения за ори-

Важным моментом в организации потребительского мониторинга является разработка критериев и индикаторов оценки удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

потребителя в управлении качеством продукции и услуг на всех этапах управления и производства.

Статистическое обеспечение для изучения и оценки эффективности деятельности по управлению качеством образовательной продукции и услуг образо-= вательного учреждения и на разных уровнях управления включает:

— текущий статистический контроль, т. е. постоянное слежение, оценку, прогноз социальных последствий (потребительских результатов), получаемых вследствие мер управляющего воздействия по повышению качества образования, предпринимаемых в образовательном учреждении;

— выбор управленческих решений с ориентацией на интересы потребителя и проектируемых условий решения проблем потребителей, как в текущем управлении, так и в перспективе с опорой на данные статистического слежения за эффективностью предпринимаемых мероприятий по повышению качества профессионального образования.

В российских вузах, в частности, в университетах, потребительский мониторинг удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей становится обязательным условием функционирования системы управления качеством. Не исключение и Забайкальский государственный университет. Исполнителем проекта по осуществлению потребительского мониторинга в университете стала Независимая научно-аналитическая социологическая служба ЗабГУ (под руководством автора).

Организация потребительского мониторинга в ЗабГУ, согласно теории менеджмента, определяется следующими положениями:

а) работа, направленная на повышение качества образовательных услуг, может быть безрезультатна, если она не направлена на требования основных потребителей;

б) услуга, как и любой вид деятельности, должна быть направлена на конкретно-

ентацию на интересы и решение проблем го потребителя.

Целью потребительского мониторинга в ЗабГУ является постоянное измерение удовлетворенности потребителей для управления качеством образовательного процесса и решения основной задачи университета — обеспечение и повышение качества образовательной услуги10.

Исходя из определения мониторинга, функциями потребительского мониторинга в ЗабГУ определены: аналитическая, диагностическая, прогностическая, информационная, организационно-управленческая.

Объектами потребительского мониторинга в ЗабГУ являются:

1) внешние потребители (работодатели);

2) внутренние потребители (абитуриенты, студенты, выпускники, преподаватели и сотрудники университета).

В качестве источников информации для проведения оценки используются:

— статистические данные или показатели, которые можно рассчитать на основании статистических данных (численность студентов разных уровней, численность преподавателей, численность студентов, окончивших курс в установленные сроки, затраты на обучение одного студента или на один кредит и т. п.);

— данные субъективной статистики (репрезентативные опросы студентов, работодателей и т. п.);

— экспертные опросы.

Важным моментом в организации потребительского мониторинга является разработка критериев и индикаторов оценки удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Для иллюстрации подходов в данном вопросе представляем некоторые результаты исследований, проведенных в Забайкальском государственном университете в рамках потребительского мониторинга по критерию «Оценка степени удовлетворенности преподавателей, студентов, работодателей и выпускников профессиональной подготовкой в ЧитГУ».

Одним из главных потребителей обра зовательных услуг вуза являются работода

Профессионализм современного специалиста предполагает наличие определенных профессиональных компетенций, к которым относится способность к научной, аналитической, творческой работе, рационализации, изобретательности и т. п.

тели: директора, руководители предприятий и организаций и их заместители; начальники отделов и подразделений предприятий и организаций; главные инженеры, начальники отделов кадров, ведущие специалисты организаций и предприятий.

Для того чтобы оценить степень удовлетворенности работодателей уровнем сформированности профессиональных качеств у выпускников ЗабГУ, респондентам было предложено оценить качество подготовки специалистов-выпускников ЗабГУ по 15 критериям.

Оценивая уровень теоретической подготовки (базовых знаний по профессии), все 100 % респондентов оценили выпускников ЗабГУ на «хорошо» и «отлично» по данной позиции.

Важным показателем уровня подготовки специалиста является уровень его практической подготовки, т. к. современные работодатели пересматривают требования к персоналу с точки зрения его компетентности. Знания, умения и навыки теперь рассматриваются в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества при производстве продукции и предоставлении услуг. По результатам опроса 2010 г. следует отметить тот факт, что работодатели в целом продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности по данному критерию оценки подготовки выпускников ЗабГУ. Суммарная оценка («хорошо» и «отлично») по данной позиции составила 83,4 %.

На «хорошо» и «отлично» оценили ши роту кругозора в профессиональной сфе ре наших выпускников 94,7 % респондентов.

Профессионализм современного специалиста предполагает наличие определенных профессиональных компетенций, к которым относится «способность к научной, аналитической, творческой работе, рационализации, изобретательности и т. п.». Следует отметить, что и по этой позиции 77,8 % респондентов оценили выпускников на «хорошо» и «отлично».

Более 90 % опрошенных потребителей удовлетворены профессиональным ростом своих сотрудников (выпускников ЗабГУ), что показывает соответствие выпускника ожиданиям потребителя.

Потенциальные и реальные потребители рынка труда показывают заинтересованность в получении новых выпускников ЗабГУ. 89 % потребителей по результатам анкетирования выразили желание развивать связи с ЗабГУ по различным видам деятельности университета.

Исходя из полученных результатов опроса, выявились наиболее востребованные работодателями каналы для обеспечения предприятий (организаций) специалистами необходимой квалификации и уровня подготовки — информация от служб занятости и СМИ.

Представляется необходимым расширение форм и методов сотрудничества

Наиболее серьезной проблемой по-прежнему является недостаточное развитие системы целевой подготовки специалистов организаций и предприятий.

подразделений университета и организаций-работодателей по содействию трудоустройству выпускников вузов. Необходима разработка стратегии взаимодействия ЗабГУ с предприятиями и социальными партнерами. В этом плане неоценимую помощь могут оказать маркетинговые исследования спроса на предоставляемые вузом образовательные и другие услуги, позволяющие планировать потребности в обучении через определение потребностей экономики и производства в тех или иных квалификациях.

Наиболее серьезной проблемой по-прежнему является недостаточное развитие системы целевой подготовки специалистов организаций и предприятий в ЗабГУ.

В целом, можно констатировать, что разработанная в вузе система подготовки специалистов высшей квалификации, по мнению респондентов, находится на должном уровне. Большинство руководителей предприятий и организаций оценивают выпускников ЗабГУ как ответственных и самостоятельных, заинтересованных в работе, инициативных и дисциплинированных. Высоко оцениваются работодателями уровень умения работать в команде, способность к сотрудничеству, способность налаживать доброжелательные, деловые отношения с коллегами по работе, стремление работать качественно, доводить до конца начатое дело, стремление к профессиональному росту, освоению дополнительных навыков и знаний.

Следует отметить и тот факт, что по всем показателям, по мнению работодателей, ЗабГУ занимает лидирующее положение на рынке образовательных услуг в Забайкальском крае.

В ходе эмпирической оценки качества образования выявлено, что проблемы, определяемые работодателями, находят подтверждение в оценках выпускников и студентов как субъектов рынка образовательных услуг.

Важнейшим показателем качества профессиональной подготовки является степень удовлетворенности молодых специалистов качеством своей профессиональной подготовки. В целом полученные результаты дают оптимистическую картину. Так, около 70 % опрошенных выпускников удовлетворены полученными теоретическими знаниями и практическими навыками. Одним из индикаторов эффективности образовательной деятельности вуза является соответствие знаний и навыков, полученных выпускником, выбранной специальности. Анализ результатов показал, что в целом 68,2 % опрошенных выпускников оценивают полученные знания как соответствующие специальности.

Рыночная экономика предъявляет высокие требования к выпускникам, поэтому подготовка конкурентоспособных выпускников — важная задача современного вуза. В связи с этим, важным показателем в процессе обучения становится актуальность преподаваемых знаний. Опрос показал, что выпускники ЗабГУ, в целом, считают, что полученные в вузе знания соответствуют веяниям времени (59,9 %). Однако совокупный процент (40,1 %) тех, кто считают свои знания не соответствующими, говорит о том, что необходимо обратить серьезное внимание на содержание преподаваемых дисциплин.

Уточняя оценку качества подготовки, выпускникам был задан вопрос о применении знаний и навыков, полученных в ЗабГУ, в своей профессиональной деятельности. Результаты опроса показали, что более половины выпускников (53,5 %) применяют знания и навыки на практике. Корреляционный анализ полученных результатов в этом вопросе с данными, полученными в ответах на вопрос «Работаете ли вы по специальности», показал, что часто применяют свои знания

В научном мире идут споры по поводу того, чем является образовательный процесс -услугой или продуктом?

рит о том, что образование в ЗабГУ дается на высоком профессиональном уровне.

В целях уточнения уровня удовлетворенности полученными знаниями в ЗабГУ, выпускникам был задан вопрос: «Если бы перед Вами снова стоял выбор вуза для получения специальности, то Вы...». Показательным является то, что 85,2 % опрошенных снова выбрали бы ЗабГУ. Этот показатель так же демонстрирует высокую степень удовлетворенности обучением в вузе.

Как указывалось выше, основными потребителями образовательных услуг вуза являются студенты. При разработке инструментария учитывались следующие параметры оценки студентами качества образовательных услуг, предоставляемых ЗабГУ:

— степень удовлетворенности студентов организацией учебно-образовательного процесса в ЗабГУ;

— удовлетворенность респондентов получаемым образованием, выбранной специальностью;

— самооценка студентами приобретенных профессиональных качеств за годы обучения в ЗабГУ;

— удовлетворенность респондентов организацией досуговой деятельности в университете;

— мнение студентов об уровне организации НИРС;

— оценка студентами качества преподавания отдельных дисциплин;

— мнение студентов

именно те выпускники, которые работают по специальности, что в свою очередь гово-

о престижности обучения в ЧитГУ по сравнению с другими вузами г. Читы.

Анализ результатов показал, что общий настрой студентов в плане удовлетворенности студенческой жизнью достаточно позитивный и сохраня- =

ется примерно на одном уровне. На вопрос «Удовлетворены ли вы в целом своей студенческой жизнью?» безусловно удовлетворены и скорее удовлетворены 79,5 % респондентов.

Отмечается вполне положительная картина по показателю удовлетворенности условиями обучения в вузе: студенты удовлетворены условиями для проведения занятий (97,2 %); для подготовки к занятиям (70,2%); для занятий наукой (64,5%); для занятий творчеством (55,9 %). Несколько ниже результаты по позиции «условия для проведения досуга» — 49,6 % и «условия для проведения физкультурой и спортом» — 32,2 %.

Опрос не выявил проблем, которые особенно волнуют студентов ЗабГУ. Лишь 17,3 % респондентов выразили неудовлетворенность высокими ценами в студенческих столовых, а в целом неудовлетворенность по каждой из 15 предложенных позиции не превышает 7-8 %.

Достаточно положительно оценивают студенты морально-психологический климат в вузе. В основном студенты ЗабГУ ощущают себя комфортно в стенах вуза, считают атмосферу напряженной лишь 7,3 % респондентов. Студенты в целом удовлетворены уровнем профессиональной подготовки

Студентыв целом удовлетворены уровнем профессиональной подготовки преподавателей по всем блокам дисциплин: как высокий его оценивают около 66 % респондентов, как средний -примерно 24 % респондентов.

преподавателей по всем блокам дисциплин: как высокий его оценивают около 66 % респондентов, как средний — примерно 24 % респондентов.

Чуть больше 30 % респондентов удовлетворены в полной мере обеспеченностью программами и учебниками, и литературой по разным направлениям. Такой показатель можно интерпретировать как = низкий. Зато достаточно высокий уровень удовлетворенности наблюдается по показателю обеспеченности компьютерами, используемыми в учебном процессе (67 %).

Показатель включенности студентов в процесс информирования об инновациях в университете, а также об использовании активных методов в практике учебного процесса достаточно высок — 68,7 %. Большинство студентов вуза (81,4 %) на данный момент знакомы с рейтинговой системой оценки знаний. Хорошо информированы студенты ЗабГУ по вопросам дополнительных видов подготовки в ЗабГУ, причем наивысший уровень осведомленности студентов наблюдается по позиции «возможность получения второго высшего образования» (86,6 %). Можно предположить, что данный вид дополнительных образовательных услуг ЗабГУ пользуется наибольшей популярностью у наших студен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тов.

В вузе созданы условия для обеспечения вторичной занятости обучающихся. Об этом свидетельствуют 32,3 % респондентов, которые совмещают учебу с работой, причем большинство работающих студентов утверждают, что работа не мешает их учебе.

Положительным фактом является то, что результаты опроса дают возможность сделать вывод о достаточно высоком уровне мотивированного и осознанного выбо-

ра учебного заведения и то, что большинство студентов считают обучение в ЗабГУ интересным и престижным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом главного потребителя образовательных услуг — студента — в целом удовлетворяет качество образования.

Результаты потребительского мониторинга — источник информации о ситуации в вузе. Так, по результатам исследования степени удовлетворенности студентов, выпускников и работодателей были выделены области, требующие корректировки в первую очередь: улучшение условий для проведения досуга и занятий физической культурой, повышение уровня организации производственной практики, разработка стратегии взаимодействия ЗабГУ с предприятиями и социальными партнерами и системы целевой подготовки специалистов организаций и предприятий.

Таким образом, потребительский мониторинг удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей является необходимым элементом системы управления качеством образования в вузе, так как результаты потребительского мониторинга: 1) становятся механизмом сбора информации по всем направлениям деятельности, постоянного внутреннего контроля и учета запросов и ожиданий потребителей; 2) позволяют определить сильные и слабые стороны функционирования вуза, идентифицировать процессы, нуждающиеся в улучшении, и помогают в формировании планов корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги; 3) способствуют повышению управляемости образовательным процессом вуза через принятие соответствующих управленческих решений и активизации руководства, структурных подразделений и персонала; 4) служат информационно-аналитической базой для управления качеством в вузе на всех уровнях (стратегическое управление; оперативное управление; непосредственное управление учебным процессом). '

1. Русанова А. А. Трансформация университета в инновационных процессах института высшего образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 167-171.

2. Покровский Н. Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка как основа экспертизы // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности: Сборник статей. М.: Смысл, 2006. С. 314-317.

3. Гаффорова Е. Б. Создание системы менеджмента качества в вузе // Методы менеджмента качества. 2007. № 12. С. 12-16.

4. Апенько С. Н., Мамонтов С. А. Маркетинг в контексте системной парадигмы // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 8 (16) октябрь. С. 12-21.

5. Кучер В. А. Теоретико-методологические подходы к пониманию образовательной среды // Там же. С. 94-97.

6. Муравьева А. А. Качество профессионального образования. Европейские стратегии и практика. М., 2004.

7. Субетто А. И. Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, проблемы. Новосибирск: НГТУ, 2005.

8. Русанова А. А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 3 (07). Шифр Информрегистра 0421100132/0034. [Электронный ресурс] URL: http:// sisp.nkras.ru/issues/2011/3/rusanova. pdf (дата обращения: 11.02.2012).

9. Качалов В. А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2005. № 12. С. 82-87.

10. Вылков Р. И., Орлов В. А. Работодатели о качестве подготовки специалистов в вузе // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2010. № 8 октябрь. С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.