Психология
УДК 159.922.4
В.Ю. Хотинец
УДМУРТСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
Сконструирована модель ментальности удмуртского народа: выявлены ценности язычества как основы религиозно-мифологических представлений народа, установлены культурные ценности народа с позиции теоретико-методологического подхода к изучению ценностей С. Шварца.
Ключевые слова: ментальность, культурные ценности, ценности язычества, этническое самосознание.
В последнее время все чаще для обозначения психологических особен -ностей этнических общностей употребляют понятие «ментальность» (см. [11. С. 141;1 42]). В свое время этот термин выбрали французские историки школы «Анналов» для выделения предмета своих исследовательских интересов, предпочтя его «коллективным представлениям», «коллективному бессознательному» и другим более или менее близким по смыслу понятиям. По мнению историков, ментальность - это система образов, которые составляют основу человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и тем самым определяют поступки и поведение людей [2. С. 52]. Они особо подчеркивали, что ментальность есть не набор характеристик, а система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов социальной группы.
В связи с этим интересна попытка С. В. Лурье выделить центральную зону ментальности, которая, согласно ее концепции, состоит из:
• локализации источника добра, включающего Мы-образ и образ покровителя;
• локализации образа зла — образа врага;
• представления о способе действия, при котором добро побеждает зло.
По мнению С.В. Лурье [7], в традиционной русской ментальности источником добра рассматривалась община (мир), а врагом - источником зла, находящимся в постоянном конфликте с народом, - государство. Развивая идеи, выдвинутые С.В. Лурье, Т.Г. Стефаненко [11. С. 142], вполне обоснованным представляет еще одно предположение о том, что в системе русской ментальности важнейшим способом действия, ведущим к победе добра над злом, является не закон, устанавливаемый «врагом» - государством, а милосердие. Отражением этого является и отмеченное Ю.М. Лотманом «устойчивое стремление русской литературы увидеть в законе сухое и бесчеловечное начало в противоположность таким неформальным понятиям, как милость, жертва, любовь» [6. С. 260]. Примечательный пример противопоставления
русским человеком юриспруденции и моральных принципов можно найти в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. На предположение Екатерины II, что она жалуется на несправедливость и обиду, Маша Миронова дает неожиданный ответ: «Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия» [8. С.536].
Итак, перед нами была поставлена цель сконструировать модель ментальности удмуртского народа (финно-угорский этнос Уральского региона) на основе религиозно-мифологических представлений по аналогии с русской ментальностью, представленной С. В. Лурье. В связи с этим были сформулированы следующие задачи:
1) выявить ценности язычества как основы религиозномифологических представлений удмуртского народа (см. [1; 10]).
2) определить культурные ценности удмуртского народа с позиции теоретико-методологического подхода к изучению ценностей С. Шварца.
Для решения первой задачи был проведен контент-анализ материала этнографической, специальной литературы по верованию удмуртов, народного и художественного творчества. По результатам анализа были выделены следующие ценности: Воршуд и культ предков, Единение с природой, Представления об идеальном мире, Безропотное принятие неудач, Вечность жизни. Выделенный ряд ценностей прошел экспертизу ведущими учеными - специалистами в области религоведения, угроведения.
Среди множества выполняемых культурой функций одной из важнейших является регулятивная, в той или иной мере определяющая поведение и общение людей. Культурное влияние опосредовано через ценности и установки, правила и нормы, социальные роли и функции, межличностные и групповые отношения, обычаи и ритуалы и др. Культурное разнообразие проявляется и в отборе информации в процессе общения, выборе мотивационных стратегий, стилях урегулирования конфликтов, социальных отношениях, аффективных проявлениях (эмоциях и чувствах) и навыках взаимодействия с другими. Особое значение в этом ряду имеют культурные ценности -важнейшие и глубинные принципы, усваиваемые человеком в ходе инкуль-турации и определяющие его отношения с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Ценности культуры имеют надситуативный характер и отличаются относительной стабильностью во времени, они формируют и оправдывают индивидуальные и групповые убеждения, цели, поведение и действия [3; 4; 5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21].
Для решения второй задачи (совместно с Е.В. Ильминских) был использован опросник «Культурные ценности» С. Шварца, включающий 57 ценностей, из них 30 культурных ценностей как жизненных принципов и 27 культурных ценностей как способов поведения. В силу своей универсальности она применима для исследования ценностей в разных культурах, а также для кросс-культурных исследований. Главной особенностью данной методики является то, что в основе ее лежит системно построенная концепция, разработанная на основе тщательного изучения и обобщения ценностей, представленных в разных культурах мира.
Респонденты ранжировали ценности по степени важности от -1 (отвергаемая ценность) до +7 (наиболее важная ценность). Ценности группировались в блоки: Консерватизм, Интеллектуальная автономия, Аффективная автономия, Иерархия, Равноправие, Мастерство, Гармония.
По мнению Шварца [19], измерения культурных ценностей отражают альтернативные решения группами основных проблем. Культурные варианты решения каждой из этих проблем располагаются вдоль биполярных осей:
1. Консерватизм-Автономия. В культурах, располагающихся на полюсе Консерватизма, личность рассматривается как принадлежащая к группе, видящая смысл жизни в социальных связях, идентификации с группой и разделении общего образа жизни. Пример ценностей этого типа: социальный порядок, уважение традиций, безопасность семьи и самодисциплина. В культурах, расположенных на полюсе Автономии, личность рассматривается как независимая, уверенная в себе, ценящая свою уникальность, стремящаяся выразить собственные внутренние качества (личностные черты, чувства, мотивы, предпочтения) и мотивированная к этому. С. Шварц выделил два взаимосвязанных типа Автономии: Интеллектуальную автономию, основанную на независимости идей и праве индивида следовать своими собственными интеллектуальными путями (любознательность, открытость ума, изобретательность), и Аффективную автономию, означающую независимую устремленность индивида к переживанию позитивных эмоций (удовольствие, возбуждение, разнообразие).
2. Иерархия-Равноправие. В культурах, расположенных на полюсе Иерархии, иерархическая система ролевых предписаний обеспечивает социально ответственное поведение. Люди учатся подчиняться обязанностям и правилам, предписанным их ролями, и наказываются, если не делают этого. Этот тип ценностей опирается на легитимность неравного распределения власти, ролей и ресурсов (социальная власть, авторитет, подчинение, богатство). Культуры, расположенные на полюсе Равноправия, рассматривают индивидов как равных перед моралью и разделяющих основные человеческие интересы. В людях воспитывается внутреннее согласие с ценностью добровольного объединения с другими и заботы об их благе. Этот тип ценностей основан на преодолении эгоизма (равенство, социальная справедливость, свобода, ответственность, честность). Усвоение ценностей Равноправия - главная проблема социализации в культурах, где личность считается более автономной, чем зависимой от других, поскольку для автономных личностей согласие с другими не является естественным.
3. Мастерство-Гармония. В культурах, расположенных на полюсе Мастерства, люди активно стремятся подчинить себе и изменить природный и социальный мир, контролировать и использовать его в личных или групповых интересах. Этот тип ценностей основан на продвижении вперед посредством активного самоутверждения (амбиции, успех, смелость, компетентность). Культуры на полюсе Г армонии принимают мир таким, каков он есть, пытаясь скорее сохранить, чем изменить или использовать его. Этот тип ценностей основан на установлении гармонии со средой (единство с природой,
защита окружающей среды, мир прекрасного) [3. С.78].
Для диагностики уровня развития этнического самосознания была использована методика В.Ю. Хотинец [14]. Респондентам предлагается высказать свое мнение по каждому пункту соответствующих вопросов и выразить его с помощью семибалльной графической шкалы, значения которой интерпретируются в инструкции. Вопросы методики позволяют определить проявление и степень выраженности пяти из шести указанных выше компонентов этнического самосознания. Так, для анализа соответствующих представлений об этнокультурных особенностях своего народа предлагается следующий вопрос: «В какой степени отличается Ваш этнос от других по перечисленным ниже признакам?». Вопрос о том, какие из указанных признаков и в какой степени сближают (роднят) Вас с людьми Вашей национальности, позволяет определить осознание человеком тождественности со своим народом, формирование этнической самоидентификации и т.д. Рейтинг - общее количество баллов по каждому пункту вопросов методики позволяет оценить уровни развития этнического самосознания (низкий, средний, высокий).
С помощью методики выявляются уровни становления этнического самосознания. Первый уровень - типологический («представление об этнической реальности») - определяется тем, что ее члены осознают общие (один или несколько) социально-психологические признаки, но группа, которую они составляют, не выступает для них в качестве социально- психологического единства, общности, несущей новое социально- психологическое качество. Такие группы объединяют лишь общие для ее членов отличительные признаки. Второй уровень - идентификационный, означенный как «этническая идентичность» - выражается в том, что члены группы осознают свою принадлежность к ней и сознательно отделяют «свою» группу от «другой». На этом уровне социально-психологическая общность отражается в представлениях «мы» и «они». Если первые два компонента этнического самосознания выражают типологический уровень, то последние заключают в себе идентификационный уровень. Результат становления первого уровня обусловливает меру становления второго. Важно отметить, что диагностируемые уровни развития и становления этнического самосознания являются результатом этнизации испытуемых в определенной этнокультурной среде, зависимой от конкретных этнических условий и ситуаций. Утверждать состоятельность этнического самосознания можно лишь тогда, когда человек осознает себя в качестве этнического субъекта, представителя конкретной этнической общности.
Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS-11.5 for Windows.
Выборка. В исследовании приняли участие 41 испытуемый (мужчины и женщины) в возрасте от 22 до 55 лет удмуртской национальности, проживающие в городских и сельских районах Удмуртской Республики.
По результатам применения методики «Уровень развития этнического самосознания» В.Ю. Хотинец были образованы две группы: с низким уров-
нем развития этнического самосознания (всего 9 человек) и со средним уровнем развития этнического самосознания (всего 32 человека).
Таблица 1
Показатели компонентов этнического самосознания в группах с низким и средним уровнями развития
Компоненты этнического самосознания Низкий уровень Средний уровень
Т ипологический 27.6 33.39
Идентификационный 20.26 34.2
Этническое самоопределение 28.3 83.1
Уровень развития этнического самосознания 125.2 220.1
Как видно по результатам таблицы, испытуемые с развитым этническим самосознанием, в отличие от тех, у кого оно имеет низкие показатели, характеризуются сильной выраженностью как типологического, так и идентификационного уровней. Высокие показатели компонентов этнического самосознания позволяют говорить, что респонденты этой группы выделяют свою общность от другой («Мы» и «Они»), культуру с этнической спецификой, выполняющую как этнодифференцирующую функцию в рамках оппозиции «мы - не мы» (или «наше - не наше»), так и этноинтегрирующую функцию. Язык для этой группы является главным идентификационным компонентом, он воспринимается этносубъектами как «родной» и предполагается общение на этом языке всей группы, признающей себя единой этнической общностью. Не менее важными компонентами этнической идентичности для них являются религия и верования, национальные обряды, традиции, обычаи, ритуалы, народное творчество и др. Они признают специфическое сочетание и проявление психологических черт и свойств, характерных для своего народа, и считают их значимым этноинтегрирующим признаком. Респонденты этой группы осознают себя частью своей этнической общности, отождествляют себя с ней, они отделяют систему ценностей своего этноса от других этнических групп и тем самым этнически самоопределяются.
В продолжение исследования был применен опросник С. Шварца «Культурные ценности», предложенный респондентам с различным уровнем развития этнического самосознания.
Эмпирически установлено, что наиболее предпочитаемыми ценностями для всех испытуемых явились безопасность нации (5.82), единение с природой (5.67), смысл жизни (5.28), благосостояние (4.92), общественное признание (4.68), умение прощать (4.48), полезность (4.45), преданность (4.23).
Выявленные ценности находятся на полюсах Консерватизма и Равноправия (безопасность нации, благосостояние, общественное признание, умение прощать, полезность, преданность), Гармонии (единство с природой). При этом обнаружены значимые различия между показателями ценностей респондентов с низким и развитым этническим самосознанием. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Достоверность различий показателей культурных ценностей испытуемых с различным уровнем развития этнического самосознания
Культурные ценности Средние значения U-критерий Манна- Уитни Уровень значимости
Низкий уровень Средний уровень
Власть (контроль над другими, доминирование и господство) 2.78 1.0 б5 р=0.011
Удовольствие (удовлетворение желаний) 4.77 3.31 84 р=0.055
Духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах) 2.33 4.53 38.5 р=0.001
Чувство общности (я не безразличен другим людям) 2.77 4.93 54.5 р=0.004
Смысл жизни (наличие жизненных целей) 4.77 5.78 б9.5 р=0.014
Вежливость (хорошие манеры) 3.0 4.65 80.5 р=0.041
Благосостояние (деньги, материальное благополучие) 5.44 4.4 84 р=0.053
Взаимоуслужливость (стремление не остаться в долгу) 2.бб 4.12 82.5 р=0.047
Творчество (изобретательность, уникальность, неповторимость) 3.22 4.78 б8.5 р=0.015
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
Окончание табл. 2
Уважение традиций (сохранение обычаев, обрядов) 2.0 5.43 17 р=0.001
Самодисциплина (сдержанность, сопротивляемость соблазнам) 2.66 4.6 53.5 р=0.004
Полезность (приносить пользу другим людям) 3.89 5.0 83 р=0.047
Благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям) 2.2 3.71 79.5 р=0.039
Умение прощать (готовность простить ошибки других) 4.0 4.93 83 р=0.046
Потакание себе (делать то, что приятно) 4.33 2.28 70.5 р=0.019
По результатам видно, что испытуемые с низким уровнем развития этнического самосознания отличаются более высокими показателями таких ценностей, как власть, удовольствие, благосостояние, потакание себе. В свою очередь у испытуемых с развитым этническим самосознанием показатели культурных ценностей: духовная жизнь, чувство общности, смысл жизни, вежливость, взаимоуслужливость, творчество, уважение традиций, самодисциплина, полезность, благочестие, умение прощать - заметно отличаются в сторону повышения.
Ценности первой группы (с низким этническим самосознанием) находятся на полюсах Иерархии (власть, благосостояние) и Аффективной автономии (удовольствие, потакание себе). Иерархическая система ролевых предписаний обеспечивает социально ответственное поведение как само собой разумеющееся. Социальные индивиды подчиняются обязанностям и правилам, предписанным их ролями, и соглашаются с наказанием, если нарушают правила. Этот тип ценностей опирается на легитимность неравного распределения власти, ролей и ресурсов. Считается, что неравность распределения логична и разумна.
На полюсе Автономии личность позиционируется как независимая, самодостаточная, уверенная в себе, высоко ценящая свою уникальность и неповторимость, имеющая свои психологические границы, стремящаяся выразить собственную индивидуальность. Аффективная автономия означает независимую устремленность индивида к переживанию приятных эмоций и ощущений (удовольствие, приятное возбуждение). Легко заметить, что цен-
ности этих полюсов (Иерархии и Автономии) противоположны друг другу. По С. Шварцу, биполярные отношения и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия.
Ценности второй группы (с развитым этническим самосознанием) расположены в основном на полюсе Консерватизма (вежливость, взаимоуслужли-вость, уважение традиций, самодисциплина, благочестие, умение прощать). К тому же выявлены ценности Равноправия (полезность) и Интеллектуальной автономии (творчество). На полюсе Консерватизма личность рассматривается в сообществе других, видящая смысл жизни, прежде всего, в межличностных отношениях и социальных связях. Социальные индивиды идентифицируют себя с группой, участвуют в общественной жизни и стремятся к общим целям. Такая культура стремится к поддержанию статуса-кво и ограничивает действия, которые могут разрушить групповое сообщество, человеческое содействие и традиционный порядок. Важными ценностями в таких культурах считаются ценности межличностного взаимодействия в группе.
Необходимо подчеркнуть, что в первой группе ценности расположены ближе к полюсу Акцент на себе, а ценности во второй группе - ближе к полюсу Акцент на других. Это позволяет говорить, что для респондентов с низким уровнем развития этнического самосознания более значимы ценности индивидуалистической направленности, служащие личностному росту и личной выгоде (по С. Шварцу, это ценности Иерархии и Автономии). Тогда как у респондентов с развитым этническим самосознанием доминируют ценности коллективистской, социально-нравственной направленности, служащие установлению и поддержанию группового единства и групповой гармонии (по утверждению С. Шварца, это ценности Консерватизма и Равноправия).
Как видно, шкалы ценностей респондентов в разных группах в определенном смысле связаны биполярными отношениями и в связи с этим несут мотивационные динамические противоречия. Так, удовольствие (4.77) при низком самосознании противоречит духовной жизни (4.53) и смыслу жизни (5.78) при развитом самосознании, наслаждение (удовлетворение желаний) (4.77) при низком самосознании вступает в противоречие с ограничительным конформизмом (вежливость (4.65), самодисциплиной (4.6)) и социальностью (духовная жизнь (4.53), полезность (5.0), умение прощать (4.93)) при развитом самосознании.
А теперь соотнесем ценности язычества (основа религиозномифологических представлений удмуртского народа), выявленные с помощью контент-анализа, с культурными ценностями этнических субъектов - носителей культуры, обнаруженные в эмпирическом исследовании по методу С. Шварца. В скобках представлено содержательное наполнение каждой ценности.
Итак, установлено согласование между ценностями:
❖ воршуд и культ предков (почитание и уважение старших) - Консерватизм (безопасность нации, уважение традиций, хранение веры и следо-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
вание религиозным убеждением);
❖ единение с природой (согласие) - Гармония (единство с природой);
❖ представление об идеальном мире (гармония и безопасность) -Г армония (единство с природой) и Консерватизм (безопасность нации, чувство общности, уважение традиций, хранение веры и следование религиозным убеждением);
❖ безропотное принятие неудач (скромность, терпение, сдержанность) - Консерватизм и Равноправие (умение прощать, вежливость, самодисциплина, полезность, преданность, взаимоуслужливость);
❖ вечность жизни (постоянство во времени) - Гармония (единство с природой, смысл жизни).
А теперь обратим внимание на рисунок, на котором изображена модель ментальности удмуртского народа. Её центральная зона включает в себя ценности язычества, воплощенные в народном эпосе как важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой: Воршуд и культ предков (почитание и уважение старших), Единение с природой (согласие), Представления об идеальном мире (гармония и безопасность), Безропотное принятие неудач (терпение, скромность, сдержанность), Вечность жизни (постоянство во времени).
Ч И О С
В оршуд и культ предков (почита уважение стари.
Справедливо_____
Добро
„ И~~~———-———"""Я Несправедяивост ь
Ї
Мой Мир (Идеальный мир: ГаржшЯ) Безопа:ж>стъ )
Чужой Мир
Рис. Центральная зона удмуртской ментальности
В заключение отмечу, что культура для ее носителей - это уже внутреннее, интериоризированное образование, которое включает в себя ценности и представления, правила и установки, нормы и модели поведения. Чувство общности, хранение веры, культурных ценностей есть некая общая основа, имеющая большое значение в процессе объединения людей в группы, характеризующихся внутренним самоопределением [10. С. 59]. Более того, это есть способ выживания народов в мире культурного многообразия. Этническая функция культуры служит важнейшей цели - психологической защите индивида, дает ему возможность определить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать [9. С. 181; 182].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
2. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. 1991/ под ред. А.Я.Гуревича. М.: Наука, 1991. С.48-59.
3. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол. журн. 2000. Т. 21, №3. С. 73-87.
4. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психол. журн. 2001. Т. 22, №3. С. 26-36.
5. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШО, 2007. 527с.
6. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике в типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С.296-336.
7. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Типография им. Котлякова, 1994. 288с.
8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. Т.6. С. 536
9. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Академия; Высш. шк., 2000. 304с.
10. Семёнов Ю.В. Православие и язычество в этническом самосознании восточнофинских народов. Дореформенный период (Историко-философский аспект). Ижевск; Екатеринбург: Изд-во Ин-та экономики Урал. отд. Российской Академии наук, 2008. 216 с.
11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический проект, 1999. 320 с.
12. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопр. психологии. 2001. № 5. С.60-73.
13. Хотинец В.Ю. Со-бытие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. 152 с.
14. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240с.
15. Хотинец В.Ю., Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психол. журн. 2009. Т. 30, №6.
С. 1-13.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
16. Hofstede G. Culture's consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, Calif.: Sage, 1984. 328p.
17. Schwartz S.H. Beyond individualism/collectivism: New cultural dimensions of values // Individualism and collectivism: Theory, method and applications / Eds U. Kim, H.C. Trian-dis, G. Yoon. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. P. 85-119.
18. Schwartz S.H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology / Ed. M.P. Zanna. Orlando, PL: Academic. 1992. Vol. 25. P. 1-65.
19. Schwartz S.H. Value priorities and behavior: Applying a theory of integrated value systems // The Psychology of Values: The Ontario Symposium. Vol. 8 / Eds. C. Seligman, J. M. Olson, & M. P. Zanna. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1996. P. 1-24.
20. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal structure and content of values: Extentions and cross-cultural replications // Journ. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. P. 878-891.
21. Schwartz S.H., Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journ. of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53. P. 550-562.
Поступила в редакцию 19.02.09
V. Yu. Khotinets. doctor of psychology, professor Udmurt mentality and cultural values
The mentality model of Udmurt people has been constructed: the values of paganism as the basis of the people’s religio-mythological notions have been revealed and the cultural values of the people in terms of S. Schwarz’s theoretical and methodological approach to studying the values have been established.
Хотинец Вера Юрьевна, доктор психологических наук, профессор ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
Е-mail: [email protected]