УДК 340.63
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В. Ю. Хотинец, Б. А. Вяткин, А. А. Калиненко
Рассматривается проблема прогнозирования поведения осужденных по истечении сроков пребывания в условиях длительной социальной депривации. В работе исследуются личностные ценности осужденных в связи с этнокультурной принадлежностью, изучаются противоречия и конфликты ценностей их взаимовлияние на разных уровнях.
Ключевые слова: социальная депривация в условиях пенитенциарных учреждений, ценности на культурном и индивидуальном уровнях, жизненные предназначения осужденных.
Длительное пребывание осужденных в условиях социальной депривации приводит к дезорганизации их ценностно-смысловой сферы, что по выходе из пенитенциарных учреждений может способствовать повторному совершению преступлений, приводящих к обострению социальной напряженности1. Одним из способов со-владания с трудностями, вызванными повышенным психологическим напряжением, конфликтностью и тревожностью в местах лишения свободы в условиях длительной социальной депривации, становится построение осужденными жизненной стратегии, основу которой составляют жизненные предназначения и намерения.
Жизненные предназначения есть общая жизненная направленность человека, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю поведения, жизни и деятельности, типу отношений к себе, людям, окружающей действительности, а значит намерения по отношению к миру. В процессе социализации формируется целостная система предназначений человека и вытекающих из них жизненных ориентаций, задач и намерений 2. Последние заявляют о себе, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В них усилена когнитивная сторона возникающего побуждения, приводящая к принятию решения, а также устремление человека в будущее, его замысел. Намерениям соответствуют потенциальные мотивы, которые со временем актуализируются либо снимаются3.
Ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов4, которые, в свою очередь, детерминируют жизненные предназначения человека. В отечественной и зарубежной крос-скультурной психологии признается, что ценности доминируют в обществе как главный элемент культуры и ценностные приоритеты реализуются в намерениях, основных целях поведения5. Исследование ценностей проходит на двух различных уровнях анализа: индивидуальном и культурном. На уровне индивида ценности понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни. Отношения между различны-
ми ценностями на индивидуальном уровне отражают психологическую динамику конфликта и согласия, переживаемую людьми в процессе ежедневной актуализации своих ценностей. Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия, возникающую в результате стремления членов социальных групп к своим целям 6.
Психологическая поддержка осужденных, основанная на знании особенностей функционирования их ценностно-мотивационной сферы, превенция и прогнозирование их поведения, поступков и жизнедеятельности в целом по выходе из пенитенциарных учреждений, после истечения срока наказания, даст представление о специфике их ресоциализации, адаптации и самоопределении в социуме.
Цель исследования: изучить ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Задачи: 1) выявить предпочитаемые ценности на культурном уровне осужденных удмуртской и русской этно-групп; 2) выявить ценности на индивидуальном уровне (мотивационные типы) осужденных удмуртской и русской этногрупп; 3) установить ценностно-мотивационные факторы, оказывающие воздействие на жизненные предназначения осужденных (в зависимости от их этно-культурой принадлежности), находящихся в условиях длительной социальной депривации.
Методы исследования: теоретические; организационный метод — сравнительный; эмпирические методы: психодиагностические: опросник изучения ценностей
С. Шварца (адаптированный Н. М. Лебедевой 7), позволяющий изучать ценности на культурном и индивидуальном (мотивационные типы) уровнях; методика «жизненные предназначения» О. И. Моткова8 — используется с целью выявления жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности. Национальность осужденных определялась по са-моотчетам и подтверждалась в индивидуальной беседе с каждым. Методы обработки данных: качественный, количественный: методы математической статистики (методы описательной статистики, метод выявления различий Манна-Уитни, дисперсионный (однофакторный одномерный ANOVA) анализ. Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows.
Выборка. В исследовании (срок проведения 20102011 гг.) приняли участие 117 испытуемых (из них 87 русских и 30 лиц удмуртской национальности) в возрасте 20-37 лет, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима (осужденных за различные уголовно-правовые преступления) на территории одного из субъектов РФ.
Для решения первой задачи были выявлены предпочитаемые ценности на культурном уровне осужденных в зависимости от их этнической принадлежности уровне (табл. 1).
Анализ ценностей показывает, что в обеих группах можно выделить блок повторяющихся, неизменных цен-
Таблица 1
Предпочитаемые ценности на культурном уровне в удмуртской и русской группах осужденных
Удмуртская группа Русская группа
Ценности Ср. знач. S Ценности Ср. знач. S
Защита семьи 6,0 1,74 Защита семьи 6,4 1,16
Здоровье 5,8 1,39 Здоровье 6,1 1,35
Уважение родителей и старших 5,6 1,84 Уважение родителей и старших 5,9 1,43
Самоуважение 5,5 1,58 Смысл жизни 5,8 1,32
Смысл жизни 5,4 1,50 Верность 5,7 1,35
Чистоплотность 5,4 1,58 Самоуважение 5,7 1,27
Верность 5,3 1,24 Настоящая дружба 5,6 1,32
Ответственность 5,2 1,47 Чистоплотность 5,5 1,44
Интеллект 5,2 1,23 Интеллект 5,5 1,40
Мир на земле 5,2 1,50 Ответственность 5,4 1,49
Сохранение публичного образа 5,2 1,66 Национальная безопасность 5,4 1,90
Вежливость 5,2 1,52 Уединение 5,3 1,79
Вежливость 5,3 1,50
Честолюбие 5,2 1,48
Мир на земле 5,2 2,08
Независимость 5,2 1,44
Честность 5,1 1,56
Наслаждение жизнью 5,1 1,94
Примечание. Жирным шрифтом выделены ценности, встречающиеся в обеих группах.
ностей: защита семьи, здоровье, уважение родителей и старших, смысл жизни, самоуважение, верность, чистоплотность, интеллект, ответственность, мир на земле, вежливость. Данные ценности вошли в блоки Шварца: Консерватизм, Равноправие, Гармония, Интеллектуальная автономия. По мнению Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко, эти ценности относятся к культурно-специфическим ценностям российской культуры, транслируемым от поколения к поколению. На взгляд авторов, по своему содержанию они группируются в блоки ценностей Стабильность жизни, Самореализация, Равенство, Духовность 9.
Наряду с этим выделяются ценности, которые более предпочитаемы в одной из групп и не встречаются в списке приоритетных в другой. Так, в удмуртской группе среди предпочитаемых обнаружена одна отличительная ценность — сохранение публичного образа (5,2), которая представлена в блоке Консерватизм. При этом в русской этногруппе к отличительным ценностям относятся настоящая дружба (5,6), национальная безопасность (5,4), уединение (5,3), честолюбие (5,2), независимость (5,2), честность (5,1), на-
слаждение жизнью (5,1), вошедшие в блоки Шварца: Равноправие, Консерватизм, Автономия (интеллектуальная и эмоциональная), Мастерство).
Согласно С. Шварцу10, измерения культурных ценностей отражают альтернативные решения основных проблем членами социальных групп. Культурные варианты решения каждой из этих проблем располагаются вдоль биполярных осей. Биполярные отношения и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т. п. единиц. Тем самым структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия.
В группе осужденных удмуртской национальности возникают противоречия между ценностями Консерватизма (защита семьи, уважение родителей и старших, вежливость, сохранение публичного образа), выражающими желание принадлежать к группе, видеть смысл жизни в социальных связях, и ценностями Автономии интеллектуальной (интеллекта), обеспечивающими следование собственным интеллектуальным путем. С позиций культурно-специфического подхода Н. М. Лебе-
Таблица 2
Ценности на индивидуальном уровне (мотивационные типы) в удмуртской и русской группах осужденных
Удмуртская группа Русская группа
Тип мотивации Ср. зн. Тип мотивации Ср. зн.
Саморегуляция 4,6 Безопасность 4,8
Безопасность 4,5 Саморегуляция 4,6
Благожелательность 4,4 Благожелательность 4,4
Конформность 4,1 Достижение 4,3
Универсализм 4,1 Конформность 4,2
Г едонизм 4,0 Г едонизм 4,2
Достижение 4,0 Универсализм 4,2
Традиции 3,8 Стимуляция 4,2
Стимуляция 3,7 Традиции 3,9
Власть 3,4 Власть 3,7
Примечание. Жирным шрифтом выделены наиболее значимые мотивационные типы в обеих группах.
девой и А. Н. Татарко 11 явно заметен дисбаланс ценностей Стабильность жизни и Самореализация.
В группе осужденных русской национальности присутствует явная напряженность между блоком ценностей Консерватизм (защита семьи, уважение родителей и старших, национальная безопасность, вежливость), которые выражают стремление принадлежать к группе, видеть смысл жизни в социальных связях, разделении общего образа жизни, и блоком ценностей Автономия интеллектуальная (интеллект, уединение) и эмоциональная (наслаждение жизнью), вызывающих стремление быть независимыми от группы, свободными в интеллектуальном плане, и устремление к переживанию позитивных эмоций. Наряду с этим в данной группе осужденных наблюдается напряженность в блоках Мастерства (честолюбие, независимость) и Гармонии (мир на земле). Мастерство есть стремление подчинить себе и изменять природный и социальный мир, контролировать и использовать его в личных или групповых интересах. Гармония означает принимать мир таким, как он есть, пытаясь, скорее, сохранить, чем изменить или использовать его, и в этом случае прослеживается разба-лансированность блоков ценностей Равенства, Самореализации и Духовности.
В ходе решения второй задачи отдельные ценности были сгруппированы в блоки мотиваций согласно теоретической модели С. Шварца и В. Билски12 и подсчитаны средние значения по типам мотиваций для отдельных выборок (табл. 2).
Наиболее значимыми типами мотивации в структуре индивидуальных ценностей осужденных являются: Саморегуляция (4,6), Безопасность (4,5), Благожелательность (4,4) в удмуртской группе; Безопасность (4,8), Саморегуляция (4,6), Благожелательность (4,4), Достижение (4,3) — в русской. Как видим, в обеих груп-
пах присутствуют аналогичные мотивационные типы: Саморегуляция — мотивационная цель: свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленная потребностью индивидов быть автономными и независимыми; Безопасность — мотивационная цель: стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида, в основе которой лежат потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопределенности; Благожелательность — мотивационная цель: поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации. В русской группе их ряд расширяется за счет включения мотивационного типа Достижение — мотивационная цель: достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого — получение социального одобрения.
Если сравнить данные, полученные в результате исследования с помощью опросников измерения ценностей на индивидуальном и культурном уровнях осужденных удмуртской и русской групп, можно увидеть, что в удмуртской группе предпочтение отдается ценностям: Саморегуляция, Безопасность, Благожелательность на индивидуальном уровне; Консерватизм, Равноправие, Гармония, Автономия интеллектуальная — на групповом. В группе осужденных русской национальности на индивидуальном уровне: Безопасность, Саморегуляция, Благожелательность, Достижение, а на групповом — Консерватизм, Равноправие, Гармония, Автономия (эмоциональная и интеллектуальная), Мастерство.
Можно заметить некоторые противоречия ценностей в обеих этногруппах осужденных, а именно, ценность
Саморегуляция (ценности изменения и свободы) занимает предпочтительные позиции на индивидуальном уровне, тогда как Самореализация (Автономия (независимость и самостоятельность) и Мастерство (самоутверждение)) завершают ряд на культурном уровне; ценность Традиции (поддержание культуры) — наименее весомая на индивидуальном уровне, Консерватизм (ценности сохранения и стабильности мира) — наиболее предпочитаемая на культурном.
Вернее всего, выбор осужденными ценностей на индивидуальном уровне, служащих автономии и независимости, усилению Я-идентичности, можно объяснить тем, что в пенитенциарных учреждениях именно личностная идентичность становится ведущей и определяющей в условиях длительной социальной депривации пенитенциарных учреждений13. Тем самым, на индивидуальном уровне сложная социальная среда (и усиливающийся аспект выживаемости) способствует активизации индивидуальных потребностей быть самосильным и независимым от других. Идеалом и образцом культуры и социума для них является стабильность, определенность, всеобщее моральное равенство, обусловливающие предпочтение ценностей Консерватизма и Равноправия на групповом, культурном уровне.
Решение третьей задачи осуществлено с помощью процедуры дисперсионного анализа (однофакторный одномерный ANOVA). Показатель осуществления, жизненных предназначений (потенциал реализации предназначений) был заявлен как зависимая переменная, ценностные факторы — как независимые переменные.
Обнаружено влияние на осуществление жизненных предназначений осужденных удмуртской этногруппы ценностных факторов на культурном уровне: основные принципы жизни (самодисциплина (сдержанность, сопротивляемость соблазнам), мудрость (зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни), настоящая дружба (близость, дружеская поддержка)) и способы поведения (довольство своим местом в жизни (смирение с жизненными обстоятельствами), достижение успеха (стремление к достижению целей)); на индивидуальном уровне — как направленность действий: конформность (ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим, нарушающих социальную гармонию). Полученные данные свидетельствуют о том, что при повышении значимости перечисленных ценностных факторов показатели осуществления жизненных предназначений у испытуемых в этой группе повышаются. Установлено их понижение за счет эффекта ценностного фактора влияние (воздействие на события и других людей) как способа поведения на культурном уровне. Это еще раз подтверждает значимость для этой группы ценности конформность (антоним «влияния»).
В русской группе осужденных установлено влияние на осуществление жизненных предназначений ценностных факторов как способов поведения на культурном уровне: выбор собственных целей (самостоятельность в выборе) и благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям). Это означает, что при повы-
шении значимости выявленных ценностных факторов в данной группе показатели осуществления жизненных предназначений у испытуемых повышаются.
Результаты качественного анализа полученных данных позволяют допустить, что выявленные воздействующие факторы, вернее всего, являются ценностями, лежащими в основе религиозно-мифологических представлений удмуртского народа (Воршуд и культ предков (Консерватизм (конформность)), Единение с природой (Г армония), Представления об идеальном мире (Г армо-ния, Консерватизм (мудрость)), Безропотное принятие неудач (Консерватизм (самодисциплина)), Равноправие (довольство своим местом в жизни, настоящая дружба), Вечность жизни (Гармония)) 14, и православных ценностей русских (благочестие как хранение веры, следование религиозным убеждениям). Несомненно, что достижение успеха (стремление к достижению целей) в удмуртской группе и выбор собственных целей (самостоятельность в выборе) в русской группе, входящие в блок ценностей Самореализация (по Лебедевой), обеспечат осужденным реализацию жизненной направленности в будущей жизни (при выходе из пенитенциарных учреждений)15.
Таким образом, выявлены предпочитаемые ценности на культурном уровне осужденных: повторяющиеся, неизменные ценности, такие, как защита семьи, здоровье, уважение родителей и старших, самоуважение, смысл жизни, верность, чистоплотность, интеллект, ответственность, мир на земле, вежливость (Консерватизм, Равноправие, Гармония, Интеллектуальная автономия). При этом отличительные ценности представляют в удмуртской группе — сохранение публичного образа (Консерватизм), а в русской — настоящая дружба, национальная безопасность, уединение, честолюбие, независимость, честность, наслаждение жизнью (Равноправие, Консерватизм, Эмоциональная автономия, Мастерство). В ходе анализа ценностей обнаружены противоречия между ними в обеих этногруппах. По нашему мнению, они обусловлены рассогласованием культурных (заявленных культурой) и социальных (востребованных в социальной среде) ценностей индивидов в сложных условиях длительной социальной депривации в пенитенциарных учреждениях.
Установлены ценности на индивидуальном уровне (мотивационные типы) осужденных удмуртской и русской этногрупп. Наиболее значимыми типами мотивации в структуре ценностей осужденных удмуртской группы стали ценности Саморегуляция, Безопасность, Благожелательность, в русской группе — Безопасность, Саморегуляция, Благожелательность, Достижение. Обнаружены противоречия (конфликты) в обеих этногруппах осужденных между ценностями индивидуального и культурного уровней. Так, полярные валентности на разных уровнях получили ценности: Саморегуляция (ценности изменения и свободы) на индивидуальном уровне и Самореализация (Автономия (независимость и самостоятельность) и Мастерство (самоутверждение)) на культурном уровне; Традиции (поддер-
жание культуры) на индивидуальном уровне и Консерватизм (ценности сохранения и стабильности мира) на культурном уровне.
Выявлены эффекты (влияние) ценностей на культурном и индивидуальном уровнях на показатель потенциального осуществления жизненных предназначений осужденных разных этногрупп. В результате соотнесения воздействующих факторов — культурных ценностей с ценностями язычества, лежащими в основе религиозно-мифологических представлений удмуртского народа (Воршуд и культ предков, Единение с природой, Представления об идеальном мире, Безропотное принятие неудач, Вечность жизни), и православными ценностями русских, явно усматривается их согласованность и комплементарность. Ценности целеполагания (Самореализации), бесспорно, являются побудителями жизни. Тем самым установлено, что только те ценностномотивационные факторы жизненных предназначений осужденных, находящихся в длительных условиях социальной депривации, которые заключают в себе рефлексию собственных форм и предпосылок и включают компоненты верований и религиозных убеждений своего народа, обеспечат успешность ресоциализации и жизнедеятельности в будущем.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучаются ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений и намерений осужденных в условиях длительной социальной депривации.
Практическая значимость работы состоит в использовании полученных результатов в деятельности психологов пенитенциарных и постпенитенциарных реабилитационных учреждений, осуществляющих психологическое сопровождение осужденных в условиях лишения свободы, обеспечение превентивных мер по предупреждению рецидивной преступности и ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы лиц.
1 Ежевская Т. И. Системно-ценностный подход к информационно-психологической безопасности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1 (36). С. 8-11; Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 2007. 704 с.; Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 2008. 352 с.
2 Мотков О. И. Методика «Жизненное предназначение» // Школьный психолог. 1998. № 36. C. 8-9.
3 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
4 Вахнина В. В. Технологии диагностики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2 (29). С. 74-78.
5 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007. 527 с.; Хотинец В. Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов // Социологические исследования. 2011. № 2. С.99-107; Хотинец В. Ю., Сунцова Я. С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 6. С. 17-29; Rokeach M. The nature of human values. N.-Y., 1973. 438 p.;
Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues. 1994. V. 50. P. 19-45.
6 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Указ. соч. С. 70-75.
7 Там же. С. 461-465.
8 Мотков О. И. Указ. соч. С. 8-9.
9 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Указ. соч. С. 241-281.
10 Schwartz S.H. Op. cit. P. 19-45.
11 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Указ. соч. 527 c.
12 Schwartz S.H. Op. cit. P. 19-45.
13 Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007. С. 38-45.
14 Хотинец В.Ю. Указ. соч. С. 99-107.
15 Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 69-75.
УДК 343
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ С УЧЕТОМ КОРРУПЦИОННЫХ УГРОЗ
В. В. Векленко, В. Н. Борков
Название главы 30 УК РФ не отражает содержания объекта преступлений, совершаемых должностными лицами, а деление субъектов управленческих посягательств по месту осуществления полномочий не позволяет эффективно противодействовать коррупции. Авторы предлагают в качестве видового объекта рассматривать функции государства и при определении круга субъектов учитывать специфику коррупционных угроз.
Ключевые слова: охрана государственных функций, представитель власти, коррупционные угрозы, потребители «коррупционных услуг», государственная функция противодействия коррупции.
Представление об объекте должностных преступлений как о государственной власти и интересах государственной службы не отражает реальной сферы общественных отношений, которым причиняется вред. В ряде уголовных законов европейских и восточных государств разделы и главы о преступлениях против государственной (публичной) власти содержат нормы, предусматривающие ответственность за посягательства и насилие в отношении должностных лиц, иное воспрепятствование их законной деятельности и неисполнение требова-ний1. Действительно, ограничение объекта интересами власти и службы оставляет за его границами благополучие личности, общества, государства.
Публичная власть, ее представители, а также граждане и их законные интересы организационно объединяются в государстве. Объектом должностных преступлений следует признать функции государства, т. е. основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государ-