УДК 379.8 DOI: 10.12737/21129
УЧЁТ ТЕНДЕНЦИЙ РАзВИТИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫх услуг в образовательном ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ «СЕРВИС» И «ТУРИзМ»
Чернышева Татьяна Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса, tablack@mail.ru, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск, Российская Федерация
В статье обосновывается тезис о необходимости предвидения представителями высшей школы тенденций дальнейшего развития сферы сервиса с целью достижения более высокого уровня подготовки студентов направлений «Сервис» и «Туризм». Заявляя о востребованности творческого подхода преподавателя дисциплин сервисной сферы к образовательному процессу, предполагающему сотрудничество преподавателя и студента, автор высказывает мнение о том, что прогноз будущего данной сферы позволит уже сегодня вместе со студентами создавать инновационные предложения, которые будут востребованы индустрией завтрашнего дня, следовательно, будут востребованы и сами специалисты. Подобный прогноз очень полезен для студенческой аудитории во многих ипостасях: в качестве поставленной перед обучающимися проблемы, в качестве специального задания, в качестве самой формы проведения занятий или серии занятий, то есть целого курса, в качестве метода проведения исследования. Самое главное преимущество — актуализируется студенческий творческий потенциал. Студенты с большим интересом подходят к получению знаний, они учатся находить новые, оригинальные решения профессиональных задач. Становится востребованным инновационное мышление, которое заставляет выходить за рамки существующих алгоритмов, образцов и моделей. Именно инновационное мышление приводит к прогрессивным результатам. Развитие инновационного мышления сопровождается развитием инновационного поведения, умением коммерциализировать и продвигать свои идеи. Автор статьи убеждён в том, что креативность будущих специалистов, умеющих предсказывать тенденции развития своей профессиональной сферы, — это то качество, от которого зависят их жизненные успехи.
Ключевые слова: инновации сферы сервиса, интернет вещей, самостоятельный туризм, медицинский туризм, событийный туризм, приключенческий туризм, тематический парк, практико-ориентиро-ванное обучение
Роль сервиса в мировой экономике за последние тридцать лет резко возросла. Сегодня третичный сектор обеспечивает основную часть валового национального продукта во многих странах. Об этом говорят прежде всего такие факторы, как объём внутренней и внешней реализации услуг, а также экспоненциальный рост обслуживающего персонала. Несмотря на различные кризисы, население неуклонно движется от удовлетворения потребностей первого порядка (физиология и безопасность) к потребностям второго порядка (социальные, оздоровительные, духовные). Особую ценность в общественном сознании приобретают качество процессов воспитания детей, полноценная семейная рекреация. Таким образом, можно сделать вывод об опережающих темпах развития сферы сервиса
в мировой экономике в целом. Нельзя не учитывать глобализационные процессы, которые имеют колоссальное влияние на развитие мирового туризма [7]. В связи с появлением всё новых потребностей людей в образовательной, досуговой, развлекательной, туристической, спортивно-оздоровительной сферах рождаются новые виды и формы сервисной деятельности. Пути развития основных направлений сферы сервиса необходимо предвидеть преподавателям университетов, ведущих направления «Туризм» и «Сервис», поскольку очень важно дать студентам знания и сформировать умения, которые позволят современным студентам, а в будущем — специалистам различных сфер сервиса — предложить собственные инновационные решения и обосновать их перспективность. Если не делать акцент на
переживаемом отраслью в данный момент кризисе из-за политических событий в мире и курса валют, то можно выявить некоторые мировые тенденции развития сферы сервиса, которые будут свойственны и России и которые, следовательно, нельзя не учитывать при подготовке будущих тружеников этой сферы. Представляем ниже пример прогноза развития отрасли, основанный на современных отечественных и иностранных источниках информации по рекреации, а также на результатах процедуры «мозгового штурма», осуществлённой вместе со студентами-бакалаврами направлений «Сервис» и «Туризм».
В первую очередь нельзя не отметить рост задействования инновационных информационных технологий практически во всех сферах человеческой активности. Число предприятий и домохозяйств, использующих интернет, увеличивается с каждым годом [3]. Появляются новые интернет-технологии, которые находят применение в сфере туризма. На экспоненциальный рост использования информационных технологий в туризме, развитие систем туристской навигации обращают внимание многие современные исследователи [1, 5, 6].
Уже сейчас многие 1Т-компании работают над появлением цифрового попутчика туриста — персонального гаджета, который будет знать многое о своем пользователе: какой он предпочитает отдых, когда летает в отпуск, в каких отелях останавливается и какими услугами пользуется. Цифровой попутчик сможет взять на себя функции по планированию, бронированию и оформлению поездки: туристические сайты будут отправлять на него данные об отдыхе без вмешательства пользователя. Устройство в виде часов или украшения будет сопровождать туриста повсюду, реагируя на его пожелания, и сам будет создавать детализированную информационную базу на основании запросов своего хозяина в интернете и активности в социальных сетях, после чего предложит варианты «идеального путешествия», в которых будут учтены все особенности взыскательного вкуса владельца, а именно — его возраст, тип темперамента, состояние организма, склонности к определённым заболеваниям, особенности прошлых предпочтений1.
Это говорит о том, что существует большая вероятность того, что в будущем стандартные
1 Туризм будущего: цифровые попутчики и линзы-переводчики [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/ turizm/2014/04/09/proekt-skolkovo/736959-kakim-budet-turizm-v-2024-godu (дата обращения: 7.01.2016).
туристические офисы будут уходить в прошлое, акцент будет перемещён на самостоятельные путешествия. На рынке останутся только те компании, которые смогут предложить уникальные услуги, отсутствующие у конкурентов. Стандартные турпакеты заменятся на эксклюзивные предложения с учетом личных потребностей и предпочтений клиента. Однако сервис, получаемый туристами в местах отдыха, будет востребован самый реальный, а это значит, что ещё больше возрастёт роль человеческого фактора, то есть обученного и грамотного персонала. Будет необходима качественная анимация.
Следовательно, в обучении студентов целесообразно уделить особое внимание креативу, разработке инновационных предложений, которые обеспечат конкурентоспособность тех компаний, где будут трудиться будущие специалисты. Эти инновации могут задействовать технологии, симулирующие реальность, поскольку их число будет только увеличиваться. Презентация туристского предложения в будущем может быть сделана в виде 3,4,5D-демонстрации с помощью специальной гарнитуры. Таким образом, не покидая дом или туристский офис, клиент сможет «прогуляться» вдоль залитого солнцем берега Коста-Рики или «побывать» в своем будущем номере в отеле.
С помощью персонального голографического медиа-центра и сенсорных перчаток можно будет ощутить текстуру песка на далёком пляже, пожать руку директору отеля. Технология Smelling Screen позволит ощутить запах цветов и хвои на территории дендрария того или иного курорта2.
Все эти инновации вписываются в общий тренд возникновения так называемого «интернета вещей», суть которого заключается в том, что все больше и больше устройств в следующие 10—20 лет будут подключены к интернету и друг к другу и станут выдавать человеку уже готовые решения. Вышесказанное подтверждает факт необходимости усиления роли интернет-технологий в образовательном процессе.
Достижения в области новых технологий также предоставят туристам возможность побывать в ранее совершенно не доступных для них местах. Усилится интерес к космическому туризму. Как известно, космический туризм — это оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на
2 Smelling screen: development and evaluation of an olfactory
display system for presenting a virtual odor source. Retrieved on Januery, 9, 2016 from http://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/23428445
Рис. 1. Причины лечения за рубежом у иностранных граждан и россиян
околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Уже в настоящее время при наличии определенных материальных возможностей вполне реально побывать на орбитальной космической станции3. Со временем в мире будет увеличиваться число людей, мечтающих посмотреть на просторы нашей галактики. Туроператоров, работающих с космосом, пока немного, что объясняется высокой стоимостью тура. Кроме этого, реально существующий тур-продукт пока один — экспедиция на Международную космическую станцию. Суборбитальные полёты на коммерческой основе ещё не осуществлялись, однако запись на них ведётся с успехом: на сегодня зарегистрировались и внесли депозит по тем или иным программам более 600 человек. С дальнейшим развитием технологий цена на космические путешествия будет снижаться, а, значит, возрастёт спрос. Безусловно, это случится не в ближайшее десятилетие, но ориентировать будущих специалистов на организацию и такого рода путешествий целесообразно.
В будущем забота людей о своём здоровье будет возрастать, что неизбежно скажется на росте такого вида туризма, как туризм медицинский.
С каждым годом объемы продаж в этой отрасли увеличиваются на 20—30%, в 2010 г. денежный оборот в сфере медицинского туризма составил около $60 млрд, причем эксперты прогнозируют только рост этих показателей. Можно предположить, что через 10—20 лет медицинский туризм
3 Космический туризм. Комитет Российского союза ту-риндустрии по инновационным технологиям и космическому туризму. [Электронный ресурс]. URL: http://www. космический-туризм.рф (дата обращения: 27.01.2016); Устроение будущего. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mckinsey.com (дата обращения: 5.01.2016).
будет пользоваться ещё большим спросом. Перечислим наиболее распространенные причины, по которым данный вид туризма достаточно востребован (рис. 1):
1) отсутствие некоторых операций на родине;
2) запрет операций на родине;
3) дороговизна операций/процедур в своей стране;
4) из-за собственных интересов туристов привлекает лечение за рубежом («надежнее и лучше»);
5) внушительные очереди на операции к специалистам в своей стране4.
Лидирующие позиции в списке стран, популярных среди российских «медицинских» туристов, вот уже несколько лет занимают Израиль (45%) и Германия (20%). Повышенный интерес и доверие к медицине этих стран обусловлен, по мнению экспертов, отсутствием языкового барьера, относительно близким географическим расположением, а также высоким статусом, закрепившимся за их медицинскими успехами. Востребованы также Сингапур, Швейцария, Франция и страны Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия, Литва и др.). В будущем прогнозируется спрос на поездки с медицинскими целями в Арабские Эмираты, Филиппины, Хорватию и Кубу.
Особым спросом в этих странах пользуются процедуры в таких областях, как кардиология и кардиохирургия, трансплантология, глазная хирургия, онкология, ортопедия, пластическая
4 Лечение за рубежом. Информационный портал о медицинском туризме [Электронный ресурс]. URL: http://www. treatment-abroad.ru (дата обращения: 28.01.2016); Новости пластической хирургии и косметологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wellady.ru (дата обращения: 14.01.2016).
Рис. 2. Пластические и косметические процедуры, сделанные в 2014 г. в разных странах мира
хирургия, нейрохирургия, то есть все те области, которые требуют наличия современного оборудования и актуальных технологий аппаратного лечения и диагностики.
Со временем рост запросов на лечение за границей привел на Западе к формированию глобального рынка медицинских услуг со специфической инфраструктурой, которая включает в себя агентства медицинского туризма, туроператоров, органы аккредитации, специалистов разного профиля в сфере медицинских путешествий.
Из-за ослабления рубля наша страна представляет собой перспективный рынок для медицинского туризма. Иностранцы приезжают в Россию в том числе ради услуг высококвалифицированных специалистов в некоторых редких медицинских отраслях. Внутри страны стали традиционными поездки из столичных Москвы и Петербурга в провинциальные Нижний Новгород, Самару, Липецк, Углич, Саратов. Находятся в процессе становления и специализированные фирмы,
занимающиеся медицинским туризмом, поэтому необходимо ориентировать студентов, проявляющих интерес к этому направлению, углублять свои знания в сфере медицины, формировать собственную базу информации как отечественных, так и зарубежных медицинских ресурсов.
Продление молодости — это также тренд будущего, поэтому актуален будет туризм, связанный с пластической хирургией и другими технологиями совершенствования внешних данных. Спрос на пластические операции и косметоло-гические коррекции растёт и сейчас, и это происходит уже более десятилетия.
Согласно исследованию, проведенному в Бостонском университете медицинских наук, с 2000 г. резко увеличилось количество обращений к пластическим хирургам и эстетическим косметологам. Количество пластических операций увеличилось более чем вдвое. Самыми востребованными в мире считаются операции по улучшению качества кожи и волос,
Рис. 3. Популярность стран в сфере событийного туризма
увеличению груди, следом идут ринопластика и подтяжка лица5.
В начале XXI в. таких процедур делалось порядка 3,4 млн в 2007 г. — уже 7,6 млн в 2014 г. — около 10,5 млн операций, то есть уровень роста за 14 лет составил 300%.
Сегодня врачи могут делать такие операции и коррекции, которые невозможно было представить несколько лет назад. Омолаживание, пи-линги, ботокс, лазерная шлифовка приобретают огромную популярность.
Рынок пластической хирургии Азии, и прежде всего Южной Кореи, в недалеком будущем сможет превзойти по всем ключевым показателям аналогичные рынки Европы и США6. Практически ежедневно в мире пластической хирургии появляются новые методы лечения, что неизбежно повлияет на расширение спектра стран и городов, куда будут направляться клиенты.
Приведенные на рис. 2 данные позволяют сделать вывод о том, что туризм с целью улучшения внешности будет развиваться очень интенсивно, а поэтому создание специальных туристских бутиков, которые бы диагностировали проблемы клиентов и консультировали их по поводу того, какая страна или город в стране собственной могут эти проблемы решить, считаем перспективным и интересным направлением развития туристского бизнеса, которым займутся студенты в будущем.
В нашей стране определённых успехов достигнет индустрия тематических парков, которая
5 Мир пластической хирургии в цифрах, людях и книгах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.style.rbc.ru/news/ style/2015/07/31/21662 (дата обращения: 12.01.2016).
6 Новости пластической хирургии и косметологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wellady.ru (дата обращения: 14.01.2016).
востребует большое число специалистов сферы сервиса. Уже построен небольшой парк «Россия» в Красной Поляне, однако пока он не функционирует в полной мере. Ещё один грандиозный проект находится в стадии разработки: «Парк Россия» в Домодедово задуман как огромный развлекательный комплекс, где можно провести не только выходные дни, а целый отпуск, во время которого каждый день может быть наполнен захватывающими событиями. Этот парк будет разбит на семь функциональных кластеров: географический, спортивный, оздоровительный, коммерческий, познавательный, развлекательный и выставочный, а это значит, что потребуется большое количество организаторов мероприятий, аниматоров, супервайзеров и т.д. Представляется необходимым организовать практику для будущего персонала отечественных тематических парков в крупнейших мировых компаниях индустрии развлечений.
Создание сети тематических парков в России будет способствовать развитию тематического, событийного туризма. Тематическое представление культурной специфики дестинации послужит связующей нитью между культурой туриста и незнакомой ему культурой территории, подскажет ему интерпретацию особенностей посещаемых мест [5].
Во всем мире проводится множество праздников, театральных шоу, гастрономических фестивалей, кинофестивалей — мероприятий, ради которых приезжают люди из самых разных уголков планеты (рис. 3).
На диаграмме представлены страны, наиболее активные в сфере событийного туризма до 2015 г. Самой востребованной страной ещё недавно считалась Франция, второе место у Германии, третье — у Бразилии.
По видам событий на первом месте находятся всевозможные тематические национальные фестивали, на втором — спортивные события, на третьем — аукционы и международные технические салоны [4].
В нашей стране событийный туризм появился не так давно, однако Россия — самая большая страна мира, и мероприятий в различных регионах здесь можно организовать больше, чем где-либо в мире. Самая главная задача — превратить их в продукты, интересные туристам, что означает превратить их в яркие, зрелищные события. Действительно, Россия обладает богатой историей, которая может служить прекрасной платформой для проведения всевозможных интересных мероприятий, способных привлечь внимание как иностранных, так и отечественных туристов. Уже несколько лет с успехом проводятся различные национальные фестивали и праздники:
- праздник лета «Ысыах» (Якутия);
- международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии» (Москва);
- всероссийский Военно-исторический фестиваль «День Бородина» (Бородино, Московская область);
- военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» (Тульская область);
- международный фольклорный фестиваль «Мировая деревня» (пос. Рощино, Ленинградская область);
- фестивали исторических реконструкций (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Выборг и т.д.).
Большинство вышеназванных мероприятий направлено на популяризацию культурных традиций русского народа. Залогом особой энергетики мероприятий, а, следовательно, успешности будет вовлечение молодёжи как в качестве организаторов, так и в качестве участников, а молодёжь нельзя заинтересовать отжившими своё формами проведения. Только настоящее шоу с множеством артистов и профессионалов, которые готовы показать что-то нестандартное и новое, может стать интересным для молодёжной аудитории событием. Именно молодые люди, у которых нет штампов, как правило, и являются креаторами подобных интересных программ, поэтому студентов надо мотивировать в рамках очень актуальных сегодня курсов по событийному менеджменту и анимационным технологиям в сфере услуг создавать уникальные форматы мероприятий, которые смогут стать настоящими событиями для территорий их проведения.
Современному туристу необходимы яркие впечатления, полученные порой даже с помощью создания рискованных ситуаций, поэтому если студенты научатся созданию событий на территориях, таящих в себе возможность приключения, это будет очень полезно для них как специалистов.
Огромные возможности для проведения событийно-приключенческих туров разных видов таят в себе просторы нашей страны, например, сплавов в Карелии, рафтинга по рекам Алтая, конных маршрутов по Кавказу, восхождения на вулканы Камчатки. Масштабностью характеризуется география горно-пешеходных туров в России, которые можно усовершенствовать с помощью устроений сюжетных приключений, они проходят в предгорьях Кавказа и Алтая, в Хибинах, Уральских горах, в Саянах и на Камчатке, а также в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Краснодарском и Ставропольском краях. Наибольшее количество предлагаемых туристическими фирмами горно-пешеходных туров относится к Кавказу. Это прежде всего программы трекинга в Приэльбру-сье — высокогорном районе Кабардино-Балкарии, знаменитом своими вершинами, ледниками, реками, водопадами, озерами и нарзанными источниками. Кроме Приэльбрусья, на Кавказе для путешествий привлекательны районы Ар-хыза, Домбая, Красной Поляны, а также район Лаго-Наки и горного массива Фишт.
Кладоискательство, путешествия по стопам известных людей России, реконструкции важных для её истории событий — это именно те виды приключенческого туризма, где туристы могут пережить множество неожиданных ситуаций, что и оставит яркие впечатления. Поиск сокровищ на морском дне — еще один вариант приключения. Осматривая давно затонувшие корабли, туристы могут обнаружить ценные вещи, например, сундуки со старинными монетами или какие-либо исторические реликвии. Нюансам организации и проведения всех этих необычных, а зачастую и опасных туров и следует обучать студентов: туристам сегодня недостаточно просто пройти по какому-либо маршруту, наслаждаясь природными достопримечательностями, и даже не стать пассивным участником какого-либо пусть самого зрелищного мероприятия, им необходимо действо, в которое будут вовлечены они сами.
Очевидно, что без владения определёнными технологиями организовать и провести
Рис. 4. Средний вариант прогноза изменения доли лиц пожилого возраста
захватывающий приключенческий тур практически невозможно. Следовательно, в стенах вуза студентам необходимо давать задания под руководством преподавателя организовывать подобные туры на территории того региона, в котором расположено учебное заведение, устраивать конкурсы на самый интересный, а поэтому перспективный тур.
Всегда можно найти интересные объекты на территории своей малой Родины, связанные с её историей, изучить всю опубликованную о них информацию и научить студентов представлять её с применением анимационных технологий в импонирующей туристам форме. Кроме того, следует поощрять студентов в их стремлении овладеть полезными для сферы туризма навыками — умением управлять различного рода транспортными средствами — наземными и водными, погружаться в морские глубины, прыгать с парашютом, ориентироваться на местности, ставить палатку, владеть альпинистским снаряжением, хорошо плавать и ходить на далёкие расстояния. Особое внимание студентов следует обратить на необходимость создания всех условий для безопасности путешествий, потребность в которой будет осознаваться наиболее остро туристами завтрашнего дня.
Развитие приключенческого туризма поспособствует обострению проблемы исчерпаемости природных ресурсов, а это значит, что в будущем возрастёт число приверженцев естественной природы, которую необходимо защищать от пагубного воздействия человека, в частности, от последствий туризма в ранее нетронутые
природные зоны. Станут популярны путешествия в места обитания существ, находящихся под угрозой исчезновения. Именно такими местами являются заповедники России.
Известно, что сегодня на территории России существует 35 национальных парков; 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн га; 68 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 12,5 млн га; 2976 государственных природных заказников регионального значения общей площадью 67,8 млн га; 1024 памятника природы; 31 природный парк регионального значения общей площадью 13,2 млн га7.
Из них признанными и популярными зонами экологического туризма России на сегодняшний день являются север европейской России «Зеленое кольцо», которое включает в себя семь охраняемых природных территорий: три заповедника — Окский, Приокско-Террасный, Центрально-Лесной — и четыре национальных парка — Угра, Мещера, Плещеево озеро и Смоленское Поозерье; Сочинский государственный природный национальный парк, Катунский заповедник, Ушаньи острова, дельта реки Лены, Дальний Восток, заповедник «Кедровая Падь», Камчатка, Карелия, дельта Волги. Экологический туризм будет направлен на формирование у людей нового «сберегающего» мышления, поэтому о его основах необходимо рассказывать современным студентам, учить их интегрировать
7 Тонкости туризма. Национальные парки России. [Электронный ресурс]URL: http://tonkosti.ru (дата обращения:
15.01 2016).
духовную составляющую в тур, привязывая к ней виды предлагаемых в туре активностей.
Ещё большим дефицитом для туристов в будущем станет время. Уже сейчас число выезжающих на неделю — десять дней гораздо больше, чем на две и более недель. В связи с этим при благоприятной экономической ситуации прогнозируется повышение спроса на круизный туризм, дающий возможность увидеть сразу много мест за одно путешествие — он станет более востребован у представителей среднего класса.
Ещё одна тенденция, о которой нельзя не упомянуть. Через 20—30 лет ожидается увеличение числа нетрудоспособного населения, то есть пенсионеров. Согласно данным экспертов, через 20—30 лет число россиян старше 60 лет составит треть населения страны.
В перспективе, через три-четыре десятилетия каждый третий россиянин будет старше 60 лет, старение населения станет острым демографическим вызовом для всех развитых и быстро развивающихся стран, однако для России этот вызов в обозримой перспективе выглядит даже острее, чем для других стран [2].
Согласно прогнозам Росстат, число лиц старше трудоспособного возраста к 2031 г., согласно среднему варианту прогноза, достигнет 28,8% населения, превысив возрастную группу моложе трудоспособного возраста в 1,94 раза8 [14].
Какие перспективы этот прогноз открывает для сферы туризма и сервиса? Люди пожилого возраста стремятся реализовать те потребности, которые не позволяла осуществить напряжённая трудовая жизнь, воспитание детей. И эти потребности зачастую связаны с туризмом, желанием увидеть мир. Следовательно, перспективным окажется проектирование туров для пожилых людей, с учётом их возрастных особенностей.
Многие люди вышеназванной аудитории окажутся платежеспособны, что также откроет возможности развивать различные виды сервиса, направленные на пожилых, а это средства размещения, социальные службы, специализированные фитнес-центры, частные поликлиники, творческие клубы, образовательные учреждения для лиц «третьего возраста».
Все эти инновации востребуют специалистов сферы сервиса высокого уровня, готовых решать стандартные и нестандартные проблемы клиентов, а, значит, способных экспериментировать, создавая качественный продукт. Добиться высокого качества профессионалов можно не столько корпусом теоретических знаний, сколько практико-ориентированными заданиями для студентов и в целом увеличением роли практики в учебном процессе. Следует интегрировать в него курсы, которые могут быть прочитаны практиками, которые знают индустрию, например, туризма изнутри, организовывать встречи студентов с людьми, которые по роду своей деятельности много путешествуют и которым есть чем поделиться со студентами. Необходимым считаем приглашать на специальные мероприятия, организованные для студентов, выпускников специальностей «Сервис» и «Туризм», которые уже добились определённых успехов каждый в своей области — для студентов подобные встречи являются мощными мотиваторами на получение знаний в интересующей их отрасли.
Перспективы у сферы сервиса в России огромны, однако эти перспективы станут реальностью только в том случае, если будут подготовлены достойные кадры, приверженные всевозможным инновациям, диктуемым рынком — кадры, способные сами стать авторами инноваций.
Литература
1. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестина-ции // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 1. С. 21—28.
2. Герасимова В.Ю. Отношение к старости через призму отношения к смерти // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 2. C. 226—249.
3. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Ковалёва Г.Г. Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2015. 120 с.
4. Чернышева Т.Л. Событийный туризм // Виды и тенденции развития туризма: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. С. 145-168.
5. Лапочкина В.В. Ключевые аспекты становления и перспективы развития тематического литературного туризма: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 2. С. 66-76.
8 Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Раздел «Демография». Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statis-tics/population/demography/# (дата обращения: 28.07.2015).
6. НедковаА.С. Применение информационных услуг в туристском бизнесе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 3. С. 21-27.
7. Сахарчук Е.С. Учёт глобализационных процессов как принцип сравнительного педагогического анализа моделей образования в сфере туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 1. С. 77-85.
foresight of service industry development in educational process of «service» and «tourism» students
Chernysheva Tatiana Leonidovna, PhD (Cand. Sc.) in Philology, Associate professor
of Marketing and Service Department, tablack@mail.ru,
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation
The article states the need of foresight of the further Service industry development in order to prepare more qualified specialists at such actual graduate studies as «Service» and «Tourism». Today educational process at these disciplines demands creative approach, which involves Professor and Student collaboration in innovative ideas production. The author of the article states that foresight of the Service industry trends allows pay attention to actual problems at the lectures and practical classes, it gives an opportunity to redistribute the instructional time, destined to theoretical or practical work, to make the sessions more valuable, full of case — studies. The conclusion of the article is the statement that foresight is very helpful for the student auditory in a different ways — as a raised problem, as a special task, as a form of a lesson, as a method of the research. The main foresight advantage is its ability to activate creative potential of the students. The students begin to study more diligent, they try to find new and original solutions of their professional tasks. They demand innovative thinking because it increases above existing algorithms, samples and models. It comes to the new progressive results. Innovative thinking development is following by the innovative behavior development and growth of the commercialization and promotion skills. The creativity of future experts is the quality, which provides their life achievements.
Keywords: service innovations, «Internet of the things», independent tourism, medical tourism, event tourism, adventure tourism, thematic parks, practicable education
References
1. Vapniarskaia O.I., Kharitonova T V., Krivosheeva T.M. Tendentsii v praktike menedjmenta turistskoj destinatsii [The trends in the practice of tourist destination management] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Moscow: Publ. UTS, 2015. № 1. P. 21-28.
2. Gerasimova V.J. Otnoshenie k starosti cherez prizmu otnoshenia k smerti [Attitude to senility through attitude to death] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seria 18. Sociologia i politologia. [Bulletin of MSU. Series 18. Sociology and political science]. Moscow: Publ. MSU, 2015. № 2. P. 226-249.
3. Abdrakhmanova G.I., Gokhberg L.M., Kovaleva G.G. Informacionnoie obshestvo: vostrebovannost informacionno-kommunikacionnykh tekhnologii naseleniem Rosii [IT National Research Institute «High school of Economy» — society: use IT — technologies by Russia population]. Natsionalnyi Issledovatelskii Universitet «Vysshaia shkola Ekonomiki». [National Research Institute «High school of Economy»]. Moscow: Publ. HSE, 2015. 120 p.
4. Chernysheva T.L. Sobytiinyi turizm [Event-tourism] //Vidy i tendentsii razvitia turizma: uchebn. posobie. [Types and tendencies of tourism development: ed. book]. Novosibirsk: Publ. NSTU, 2014. P. 145—168.
5. Lapochkina V.V. Kluchevyie aspekty stanovlenia i perspektivy razvitia tematicheskogo literaturnogo turizma: otechestvenny i zarubezhnyi opyt [Key aspects of formation and development of thematic literary tourism] //Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Moscow: Publ. UTS, 2015. № 2. P. 66—76.
6. Nedkova A.S. Primenenie informatsionnykh uslug v turisticheskom biznese [Application of information service in tourist business] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Moscow: Publ. UTS, 2014. № 3. P. 21-27.
7. SakharchukE.S. Uchet globalizatsionnykh protsessov kak printsip sravnitelnogo pedagogicheskogo analiza modelei obrazovania v sfere turizma [Accounting of globalization processes as a principle of comparative pedagogical analysis of education models in tourism sphere] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Moscow: Publ. UTS, 2015. № 1. P. 77—85.