УДК 338.48
I ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА
Голикова Ольга Михайловна, преподаватель кафедры экономики и предпринимательства, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва
Russian current legislation almost doesn't contain any reference to children's tourism. One should also mention that issues connected with the Russian children's tourism formation and development are considered mainly from an academic view but they are not paid sufficient attention to at the governmental level. Nevertheless this kind of tourism is becoming more important both from social and commercial points of view and therefore deserves the most careful attention of state administrative bodies in tourism. In connection with this the authors worked out the suggestions on making amendments to the legislation on tourism in terms of specifying the children's tourism definition and children's tourism trend classification.
В настоящее время в отечественном законодательстве практически отсутствует упоминание о детском туризме. Проблемы, связанные со становлением и развитием детского туризма в России, рассматриваются преимущественно с научной точки зрения, на государственном уровне им уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, данный вид туризма становится все более значимым как с социальной, так и коммерческой точки зрения, поэтому заслуживает самого пристального внимания со стороны органов государственного управления в сфере туризма. В этой связи нами были разработаны предложения по внесению изменений в законодательство о туризме с точки зрения уточнения определения детского туризма и классификации направлений детского туризма.
Keywords: children's tourism, children's tourism trends, children's tourism classification
Ключевые слова: детский туризм, направления детского туризма, классификация детского туризма
В действующем Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определение детского туризма отсутствует. Не проясняет данную проблему и проект закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации», принятый Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации. В данном законопроекте детско-юношеский туризм рассматривается как направление социального туризма, без уточняющего определения [2].
В модельном законе «О социальном туризме» [3] детско-юношеский туризм позиционируется как приоритетный вид социального туризма. Однако определение детского (детско-юношеского) туризма отсутствует и в этом нормативном документе.
В работах отдельных исследователей присутствуют авторские определения детского туризма. Наиболее удачным является, на наш
взгляд, определение Е.А. Маслаковой, в котором под детским туризмом подразумевается вид туризма, потребителями услуг которого являются дети в возрасте 7—17 лет, отправляющиеся в путешествие с целью отдыха, оздоровления, образования и др. целями в сопровождении руководителя туристской группы или инструктора-проводника [5].
Однако в этом определении не указывается срок, в течение которого должно осуществляться данное путешествие. На наш взгляд, это необходимо, чтобы разделить понятия туристской деятельности и экскурсионной деятельности. Поэтому считаем целесообразным уточнить это определение следующим образом.
Детский туризм — это вид туризма, потребителями услуг которого являются дети в возрасте 7—17 лет, отправляющиеся в путешествие на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или хотя бы с одной ночевкой с целью отдыха,
оздоровления, образования и др. целями в сопровождении руководителя туристской группы или инструктора-проводника.
В результате проведенного авторского исследования было выявлено, что как таковой классификации направлений детского туризма в настоящее время нет. Разработка такой классификации предполагает изучение многообразия и учет особенностей детского отдыха.
Отправной точкой в решении данного вопроса может считаться определение существующих направлений детского туризма, которое представлено в книге «Все секреты детского туризма» ООО «Консалтинговая Группа «Тре-вел Эксперт» [6]. Авторами выделяются следующие направления:
• экскурсионные поездки по России;
• экскурсионные поездки по Европе;
• автобусные экскурсии;
• комбинированные экскурсионные поездки;
• индивидуальные туристские программы;
• посещение детских оздоровительных лагерей в России и СНГ, в том числе профильных;
• посещение детских оздоровительных лагерей за рубежом, в том числе профильных;
• зимний отдых;
• активный отдых;
• лечебный отдых;
• спортивные туры;
• образовательные туры;
• конкурсные и фестивальные поездки. Рассмотрим более подробно каждое направление.
Экскурсионные поездки по России. Это направление переживает сейчас свое второе рождение и пользуется стабильным спросом. Это связано в первую очередь с политикой государства, усилением патриотического воспитания, коллективизма, с необходимостью расширения мировоззрения детей и подростков. По всей России происходит возрождение и реставрация памятников архитектуры, музеев, усадьб. Кроме уже имеющихся на рынке программ, в туроператорских компаниях постоянно создаются новые — с народными, сказочными («По столицам Великих Княжеств Русских», «На родину Деда Мороза, Снегурочки»), развлекательными («Фабрика мороженого «Баскин Робинс» с дегустацией», «Елочки» — производство елочных игрушек» и т. д.), патриотическими («Кубинка — Музей бронетанковой техники», «Мо-нино — Музей ВВС») и обучающими (усадьбы писателей, поэтов) компонентами. Существу-
ют варианты программ, просто необходимых для учеников профильных школ, лицеев и колледжей. Так, для юных биологов очень интересны будут экскурсии «В гости к зубрам», на страусиную ферму в Приокско-Террасный заповедник и т. д. Такие туры даже включены в некоторые школьные программы.
Экскурсионные поездки по Европе. Программы по Европе продаются круглогодично, потому что в учебных заведениях каникулы в разное время, но пиковые даты — это, конечно, стандартное время каникул в большинстве школ [4].
Экскурсионные поездки по Европе давно завоевали популярность у школьных и студенческих групп, в отличие от поездок по России, которые стали набирать рейтинг в основном после дефолта.
Автобусные экскурсии. Европейские программы на автобусе (из Москвы и Санкт-Петербурга) более доступны по ценам (особенно на первый взгляд), позволяют увидеть за одно путешествие несколько стран (как минимум, две), посетить больше достопримечательностей, а также для многих кажутся более безопасными, чем авиатуры.
Комбинированные туры. В комбинации поезд-автобус есть свои плюсы и минусы. Школьные и студенческие экскурсионные туры по Европе на самолете не так популярны, как автобусные.
Приведем пример популярных вариантов путешествий в Европу на автобусе или комбинированные (поезд-автобус):
• «Пражские каникулы»,
• «Средневековые замки Чехии»,
• «Привет, Париж!» (с посещением Диснейленда),
• «Дунайская сказка»,
• «Замки, соборы и крепости Польши»,
• «Скандинавская сага»,
• «Пять столиц Европы» и другие.
Наиболее известной программой из групповых авиатуров является «Мечта моя — Сицилия».
Индивидуальные программы. Такие поездки делаются по заказу клиентов и для групп детей или студентов. Это могут быть поездки для профильных школ, лицеев, творческих коллективов и т. д. Пример: тур для студентов-архитекторов, предусматривающий осмотр готических соборов Испании или тур по стандартной программе, но с улучшенными условиями проживания и питания [6].
Детские оздоровительные лагеря в России
и СНГ. Вот уже в течение семи-восьми лет спрос на отдых в российских и крымских детских лагерях растет и постепенно начинает превышать разумные предложения. На текущий момент отбор лучших лагерей для продажи, казалось бы, уже завершен, но каждый год появляются новые коммерческие проекты, соответствующие веяниям времени — «Мандарин», «Атлантика» и другие. Однако достойных лагерей с хорошим соотношением цены и качества, по отзывам туроператоров, по-прежнему, нет.
Детские центры за рубежом. Детские центры отдыха за рубежом, предлагаемые турфирмами к продаже, по-прежнему называют детскими лагерями. На самом деле такие центры отдыха детей не всегда правомерно называть «лагерями» в российском смысле этого слова. Аналоги нашим лагерям существуют в основном в некоторых странах Восточной Европы. Мы далее будем продолжать называть их лагерями для удобства, четко понимая отличие российских вариантов от зарубежных.
Примерную классификацию детских лагерей за рубежом можно представить следующим образом.
• Постоянно существующие за рубежом «настоящие» международные лагеря, в которых дети из разных стран отдыхают и занимаются по определенной программе (языковая, бойскаутская и т. д.). В таких лагерях работающий персонал также из разных стран, часто студенты. Условия проживания могут быть спартанские, т. к. иностранцы гораздо меньше требований предъявляют к удобствам, питанию, размещению, и больше внимания уделяют режиму и дисциплине.
• Международные центры (лагеря) за рубежом, в которые приезжают группы детей из разных стран. Такие детские и молодежные центры существуют во многих странах, но у нас на рынке представлены слабо, в основном это лагеря на Кипре, в Хорватии, Греции, Мальте, Италии, Германии, в последние годы появились предложения по Польше. Такого рода лагеря изначально предполагают наличие детей из разных стран, но в этом случае дети приезжают именно группами, со своими руководителями. Часто это опять же лагеря с изучением английского языка, с обучением виндсерфингу, т. е. лагеря с определенной программой, причем у нас на рынке пред-
ставлены, как правило, по одному варианту в каждой стране.
• Международные центры (лагеря) за рубежом, в которых, кроме русских детей, могут быть только дети из Украины, Белоруссии и из страны базирования лагеря. По традиции российские туроператоры, которые сами или с помощью партнеров формируют лагеря за рубежом, заполняя их детьми из России, продолжают называть их также международными, очевидно исходя из того, что сам лагерь находится в другой стране. Хорошо известные на рынке лагеря в Словакии — «Зорничка» и «Союз», а также венгерский лагерь «Форраш» — «старожилы» детского туррынка. Организованы эти лагеря людьми, хорошо знающими менталитет русских, жившими долгое время в России или нашими бывшими соотечественниками, хорошо представляющими, что от них ждут партнеры и клиенты. Персонал в таких лагерях был и есть в большинстве своем русские или русскоговорящие. Венгры даже привозили русского повара и старались изучить русскую кухню. Часто кроме наших ребят в таких лагерях живут группы из Украины, Белоруссии (у детей примерно одинаковый менталитет), в Венгрии наши дети часто живут с эстонцами.
• Профильные (тематические) российские или зарубежные детские лагеря. К этому типу лагерей можно отнести базы в любых странах, программа которых подчинена одной теме. Они могут отличаться размерами, количеством принимаемых детей (от 30 человек в небольшом пансионате до 300 и более на базе действующего детского центра), условиями размещения, режимом дня, и многими прочими составляющими, кроме основной идеи лагеря.
Яркими примерами могут служить лингвистические лагеря в разных странах, в том числе в Подмосковье, где изучают иностранные языки в традиционной или игровой форме, палаточные лагеря с обучением элементам туризма или же исторические, археологические лагеря, где ребята занимаются раскопками стоянок первобытных людей или древних курганов, компьютерные, спортивные лагеря, например, «Академия гольфа», международный детский баскетбольный лагерь (и тот и другой в Подмосковье), конноспортивные лагеря и многочисленные вариации такого же рода. В последние годы стали появляться лагеря с религиоз-
ной направленностью — православный лагерь «Звезда Вифлеема» и др.
В период с 2004 года по настоящее время значительно возросло количество детских тематических лагерей. На сегодняшний день это одно из наиболее востребованных направлений детского отдыха. Это можно объяснить тем, что в связи с повышением материального уровня в стране и стабилизацией обстановки родители стали больше думать не о том, в каких условиях (безопасность места, размещение, питание) дети проведут каникулы, а каким содержанием будет наполнен их досуг. Многие родители предпочитают лагеря, где с детьми организуются занятия по различным программам [6].
Зимние детские лагеря. Зимние лагеря также пользуются повышенным спросом в сегменте детского и молодежного туризма. Хотя зимние каникулы намного короче летних, но отдых зимой также весьма востребован. Дети получают в таких лагерях заряд бодрости и здоровья, восстанавливают свои силы, много гуляют, катаются на лыжах, купаются в бассейнах, ездят на экскурсии и т. д.
За рубежом такие лагеря находятся, в основном, в Словакии (Высокие и Низкие Татры или Карпаты), Болгарии (Банско или Боровец) и Польше (Закопане), причем их организуют для наших детей те же партнеры, с которыми российские туроператоры работают летом. В последнее время появились подобные лагеря в Румынии и Чехии. В них часто едет тот же персонал, и часто те же дети, что и летом. Это создает у ребят ощущение причастности, а у родителей — безопасности, что очень важно.
В зарубежных зимних лагерях дети учатся кататься на горных лыжах и сноубордах, что очень популярно в настоящее время, причем рядом с ними не только руководители и аниматоры, но и инструкторы. Это хорошая возможность освоить эти виды спорта, причем спортивное оборудование для тех, кто не хочет везти его с собой или не имеет, предоставляется в пунктах проката после предварительного заказа по размеру конкретного ребенка. Точно такие же лагеря предлагаются для студентов во время каникул, и спрос на них тоже велик.
В России горнолыжных лагерей пока мало, но традиции возрождаются и, можно предположить, что через несколько лет их станет больше. Предложения по России в основном представляют собой традиционные базы зим-
него отдыха или обычные оздоровительные лагеря с прокатом беговых лыж, санок, коньков. Как вариант, возможны профильные лагеря с короткими программами.
В зарубежные зимние лагеря проще купить индивидуальный тур, чем в российские. Туроператоры в России предпочитают реализацию групповых туров для зимнего детского отдыха.
Активный отдых, приключенческие туры. В сознании большинства российских потребителей это направление туризма ассоциируется с походом.
Одни фирмы предлагают настоящие походы под руководством опытных инструкторов, другие — небольшие походы с элементами приключений в бойскаутских лагерях как часть общей программы. Наиболее известные на туристическом рынке программы объединены под названием «Робинзонада» и «Приключение», куда входит и молодежный лагерь Дмитрия Шпаро. Эти программы проводятся в основном в каникулярное время: лыжные и пешие походы, сплавы на байдарках, плотах и катамаранах, походы на равнинных и горных велосипедах и т. п. Часто участники ночуют на турбазах летнего типа, в палатках и даже под открытым небом [6].
Лечебный отдых. Путевки в детские профильные санатории продают чаще всего не «детские» туроператоры, а фирмы, специализирующиеся на лечебном туризме.
В этих лагерях, если и проводятся определенные лечебные процедуры, то в основном профилактические (ингаляции, дневной сон на воздухе, лечебная физкультура, фиточаи, диеты и т. д.). Но чаще всего в этих лагерях просто более строгий режим (обязательный дневной сон, зарядка) и менее активная и насыщенная развлекательная программа.
Спортивные туры. Когда мы говорим о спортивном детском туризме, чаще всего имеем в виду два основных варианта.
Первый — поездки команд или спортсменов-индивидуалов на соревнования. Эти заказы тоже довольно редки, поскольку с профессиональными спортсменами работают их же сотрудники, организующие для них поездки.
Второй вариант — организация поездок команд на сборы и тренировки. Часто профессиональные и даже любительские команды имеют менеджеров в турфирмах, специализирующихся на их обслуживании, и почти всегда это менеджеры туроператорских компаний.
Образовательные туры. К сожалению, в настоящее время этот турпродукт достаточно дорогой, а главное, требующий определенной специфики продаж. Чаще всего в рамках образовательного тура планируется обучение за границей, получение там среднего или высшего образования [4].
Международные детские и молодежные фестивали и конкурсы, творческие поездки. Детские туроператоры постоянно приглашают творческие коллективы принять участие в различных международных конкурсах и фестивалях (Братиславский танцевальный фестиваль, детский фестиваль «Кумиры лета» в Польше, детский фестиваль «Чешская сказка» и т. д.), а также в фестивалях, которые сами же и организуют, например, «Серебряный Дельфин» в Греции.
В рамках таких встреч участникам предоставляется возможность выступлений на луч-
ших сценических площадках, участие в мастер-классах ведущих педагогов и гала-концертах. Обычно программы фестивалей строятся таким образом, чтобы все участники смогли не только продемонстрировать свое искусство, но и познакомиться с историческими и природными достопримечательностями места проведения мероприятия и отдохнуть.
Проанализировав представленный выше перечень основных направлений детского туризма, предлагаем авторское видение возможной их классификации (табл. 1).
Как уже было отмечено ранее, такая классификация может быть представлена в нормативно-правовых актах, регулирующих детский туризм. Она может быть использована также хозяйствующими субъектами, функционирующими в сфере туризма, для разработки стратегий позиционирования и продвижения на рынок своих турпродуктов.
Таблица 1
Классификация основных направлений детского туризма
Классификационный признак Основные направления Общие характеристики
Территориальный признак Зарубежный туризм Путешествия детей, постоянно проживающих на территории РФ, в другую страну.
Внутренний туризм (в том числе локальный) Путешествия в пределах РФ детей, постоянно проживающих в пределах РФ. (Локальный — отдых и путешествия в пределах региона проживания).
Цель поездки Образовательный туризм Путешествие с целью прохождения какой-либо образовательной программы.
Познавательный туризм Путешествие с целью посещения интересных или просто красивых природных и культурных объектов, получение новой информации об этих объектах.
Оздоровительный туризм Отдых в санаториях или на курортах, предусматривающий медицинское обслуживание — процедуры разных видов, лечебную физкультуру, диетическое питание и др.
Событийный туризм Посещение международных детских и молодежных фестивалей и конкурсов, творческие поездки.
Локализация на территории пребывания Активный отдых Представляет собой передвижение по различным маршрутам, в том числе и приключенческий туризм.
Отдых в туристических центрах Подразумевает под собой нахождение на территории лагеря или туристического центра на протяжении всего отдыха.
Изучение народных художественных промыслов самарской области в целях развития туризма
Литература
1. Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Проект Федерального закона «О туризме и туристской индустрии».
3. Постановление Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан № 10-16 «О модельном законе «О социальном туризме»» (Принято в Санкт-Петербурге 12 июня 2000 года).
4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Учебное пособие. Р/нД: Изд-во «Феникс», 2008. 252 с.
5. Маслакова Е.А. Управление развитием детского туризма в новых экономических условиях хозяйствования. Дисс... канд. экон. Наук. М., 2009.
6. Сонина М.М. Все секреты детского туризма. М.: Тревел Эксперт, 2008.
7. http://mountain.crimea.ua/vidy-turizma/klassifikaciya-turov (дата обращения: 22.08.2012).
УДК 745
ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Кржижевский Михаил Владиславович, кандидат исторических наук, [email protected], доцент кафедры туризма и гостеприимства Самарского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
The article determines the role of folk artistic crafts in tourism development. The article considers the main traditional crafts in Samarskaya oblast, shows their research carried out by Russian State University of Tourism and Service Samara branch to develop tourism. The author provides photographs of folk artistic craft works made in Samarskaya oblast.
В данной статье обозначается роль народных художественных промыслов в развитии туризма. Рассматриваются основные традиционные промыслы, существующие в Самарской области, показывается их изучение в целях развития туризма, проводимое филиалом Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Самаре. Приводятся фотографии изделий народных художественных промыслов Самарской области.
Keywords: folk artistic crafts, Samarskaya oblast, domestic and inbound tourism
Ключевые слова: народные художественные промыслы, Самарская область, внутренний и въездной туризм
Народные художественные промыслы являются важным компонентом этнической культуры: они отражают историю этноса, традиционные хозяйственные особенности, эстетические представления. Весьма значительна их роль в развитии туризма. Во всем мире туристы с большим удовольствием приобретают изделия народных художественных промыслов в качестве сувениров, любят наблюдать за процессом изготовления таких изделий, а иногда и сами принимают в нем участие. В каждом
регионе России сложились свои промыслы — одни получили широкую популярность, другие гораздо менее известны, но они также способны заинтересовать туристов. Некоторые из этих видов хозяйственной деятельности, к сожалению, ушли в прошлое, и для их возрождения необходимы полномасштабные научные исследования.
В целях развития внутреннего и въездного туризма в Российском государственном университете туризма и сервиса проводится