номического роста, развитие евразийского интеграционного процесса, минимизация негативных последствий иммиграции.
Главными направлениями обсуждения стали изменения в миграционной политике РФ и её законодательной базе под воздействием евразийского интеграционного процесса. В дискуссии выступили Н.Б. Кондратьева и Л.О. Бабынина, ведущие научные сотрудники Отдела исследований европейской интеграции, и Н.В. Говорова, ведущий научный сотрудник Отдела экономических исследований ИЕ РАН.
Участники сессии отметили усиление требований к приезжающим в Россию в поисках краткосрочной занятости и возникающий в связи с этим рост нелегальной миграции и коррупции. Часть требований была подвергнута резкой критике, например, положение об оплате патента на осуществление индивидуальной трудовой деятельности до момента её реального осуществления, обязательная сдача экзамена на знание русского языка независимо от специфики профессии и др. Вместе с тем были отмечены риски для российского потребителя, вытекающие из отсутствия порядка признания дипломов о квалификации работников-мигрантов.
В целом, участники пришли к выводу о недопустимости подчёркнуто пренебрежительного отношения к мигрантам, приезжающим в Россию из стран ближнего зарубежья, проявляющегося в действиях региональных чиновников. Недопустимо и то, что миграционная тема подчас становится разменной монетой в переговорах на официальном уровне в рамках Содружества. Сложившийся порядок не вписывается в риторику евразийской интеграции и партнёрства на пространстве СНГ; тем более эту практику нельзя позиционировать как достойный, альтернативный европейскому, опыт контроля миграционной ситуации. Понятен и урок, который преподал ЕС нынешний миграционный кризис. А именно, необходимо развивать комплексный подход в отношениях РФ со странами Содружества и не допускать дестабилизации ситуации, которая может создать угрозу массового бегства людей в Россию в поисках убежища и лучшей доли.
КондратьеваН.Б., к.э.н., уч. секретарь, руководитель центра экономической интеграции Института Европы РАН, доцент НИУ "Высшая школа экономики".
УЧЁНЫЙ СОВЕТ ИЕ РАН: ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТРЕЧИ ПАПЫ И ПАТРИАРХА
11 мая 2016 г. на заседании Учёного совета Института Европы РАН состоялось выступление посла Итальянской Республики в Российской Федерации Чезаре Мария Ро-гальини. Оно было посвящено отношениям России и ЕС и российско-итальянскому диалогу.
Следующим пунктом повестки дня был доклад профессора А.А. Красикова, главного научного сотрудника Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, о встрече лидеров двух крупнейших христианских церквей, католической и православной, — папы Франциска и патриарха Кирилла 12 февраля 2016 г. в Гаване. Учитывая, что эта тема уже была представлена в аналитической записке ИЕ РАН (Современная Европа. №2, 2016. С. 38-44), докладчик сосредоточил внимание на последствиях этого события.
146
Научная жизнь
Он отметил, что главной темой встречи были гонения на христиан - и не только христиан - на Ближнем Востоке и в Северной Африке, и констатировал, что её результаты, согласно заключению председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева), произвели "немедленный положительный эффект".
В комплексе отношений между Ватиканом и Москвой, несмотря на объятья папы и патриарха, проблемным пунктом является существование униатской Украинской греко-католической церкви. Это единственная крупная церковная юрисдикция среди "восточных католических церквей", члены которой, придерживаясь православных обрядов, находятся в каноническом общении с Римским престолом. Уния была заключена большей частью украинского православного епископата с католиками на соборе в Бресте в 1596 г. и отменена 350 лет спустя, в 1946 г. Львовским собором, проведённым по указанию Сталина, - псевдособором, с точки зрения сегодняшней ГКЦП, инспирированном советскими властями.
Профессор Красиков привёл пример двух резолюций "согласен": первая была написана Николаем II в 1916 г. на донесении протопресвитера русской армии и флота Г. Шавельского, вторая - Сталиным - в последние месяцы Отечественной войны (19411945 гг.) - на записке председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова. В первом из этих документов, подготовленном по просьбе царя, говорилось, что "церковная политика в Галиции должна не раздражать, а успокаивать население и всячески ограждать доверяющих нам униатов". Чтобы расположить галицийских униатов к православной церкви, предлагалось "сделать всё возможное для наилучшего удовлетворения их духовных нужд". Для этого надо было командировать в униатские приходы, оставшиеся без священников, убежавших вглубь Австрии, "самых лучших, идейных, образованных и бескорыстных наших священников". Идея эта не была реализована из-за изменения обстановки на фронте и двух революций, потрясших Россию в 1917 году.
Карпов, со своей стороны, предложил Сталину "организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие" и одновременно "от имени патриарха и синода Русской православной церкви выпустить специальное обращение к духовенству и верующим униатской церкви и широко распространить его по униатским приходам". А 4 января 1957 г. тот же Карпов доложил в ЦК КПСС:
"В 1946-1949 гг. во Львовской, Станиславской, Дрогобычской, Тернопольской и Закарпатской областях была проведена ликвидация Греко-католической (униатской) церкви путём воссоединения её с Православной церковью. В настоящее время в этих пяти областях насчитывается 3215 действующих православных церквей, из которых около 3000 бывших униатских, а из 1254 священников около 1000 бывших униатов. В 230 храмах, которые не были воссоединены, церковная служба была прекращена. Имевшиеся 48 греко-католических монастырей были закрыты. Глава униатской церкви митрополит Слипый, четыре епископа и 344 человека духовенства и монахов из 590 человек отказавшихся от воссоединения, были арестованы и осуждены.
Сам автор записки признавал, что "воссоединение среди значительной части духовенства было формальным, и если все стали вместо папы Римского поминать патриарха Московского, многие внутрицерковные униатские порядки остались неизменными". В этом содержится, по мнению Красикова, ответ на вопросы, связанные с насильственным вытеснением православных клириков из "подаренных" им Сталиным храмов при первой же реальной возможности сделать это после наступления религиозной свободы в начале 1990-х годов. И нет ничего удивительного в том, что папа Франциск в послании верховному архиепископу УГКЦ Святославу 5 марта 2016 г. назвал львовское собрание псевдособором. Что касается критической реакции архиепископа Святослава на пассаж об униатстве в совместной декларации епископа Римского и патриарха Москов-
ского, Франциск, беседуя с журналистами во время поездки в Мексику, сказал: "Я хорошо знаю Святослава. В Буэнос-Айресе на протяжении четырёх лет мы работали вместе. Его интервью больше, чем на две страницы, а приведённые вами слова - в третьем с конца коротком абзаце. Шевчук заявляет о себе как о сыне церкви, находящемся в общении с епископом Рима. В догматической части нет никаких проблем, он ортодоксален в хорошем смысле этого слова". "Затем, - добавил Франциск, - в любом интервью, - ив том, что я даю сейчас, тоже, - каждый имеет право сказать что-то своё".
В свете встречи с папой Франциском патриарх Кирилл, со своей стороны, вынужден лавировать между консерваторами и либералами внутри РПЦ. Выступая 20 марта в московском храме Христа Спасителя, он осудил "глобальную ересь человекопоклонни-чества", которая, по словам патриарха, является "главной ересью современности" и "может привести к апокалиптическим событиям". Выступление предстоятеля РПЦ в храме Христа Спасителя вызвало немедленную реакцию Конгресса интеллигенции РФ, разместившего в социальных сетях заявление группы известных деятелей культуры, в котором, в частности, говорилось: "Мы считаем, что осуждение патриархом РПЦ МП Кириллом гуманистической основы современной цивилизации как "глобальной ереси человекопоклонничества" бросает вызов всем, кто ценит жизнь человека, его достоинство и права. Неприемлемый для современной культуры поиск "кощунства" и "богохульства" в искусстве и науке перерос в охоту на "еретиков" среди защитников прав человека". Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев), со своей стороны, заявил в интервью агентству ТАСС 25 февраля, что считает грехом выступления части паствы РПЦ против сближения христиан. А личный духовник Путина игумен Сретенского мужского монастыря епископ Тихон (Шевкунов), в котором СМИ видят одного из потенциальных кандидатов на пост следующего патриарха, обращаясь 7 апреля к студентам социологического факультета МГУ, подверг критике экуменизм. При этом, он говорил о "болезни экуменизма", от которой большинство членов церкви "надёжно привито". Кем и как оно было привито, - другой вопрос.
Лункин Р.Н.,
к.филос.н., ведущий научный сотрудник ИЕ РАН.
БОЛЬШОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ: ПРОБЛЕМЫ ГЕОПОЛИТИКИ И ГЕОЭКОНОМИКИ
8 июня 2016 г. в Институте Европы РАН состоялся круглый стол "Большое Причерноморье: проблемы геополитики и геоэкономики". В мероприятии, наряду с сотрудниками ИЕ РАН, приняли участие специалисты МИД РФ, ИМЭМО РАН, ИЭ РАН, Института востоковедения РАН, ИСКР АН и других научных учреждений Москвы.
Участники круглого стола в своих приветственных словах отметили чрезвычайную актуальность Большого Причерноморья на фоне современных геополитических вызовов. В ходе заседания были обсуждены интересы и позиции причерноморских государств, а также внешних "игроков" в регионе - США и НАТО. Особое внимание было уделено политике Европейского Союза в отношении стран Балканского региона, Южного Кавказа. В докладах второй части круглого стола были специально рассмотрены проблемы энергетической политики, региональных конфликтов в Причерноморье, а также нелегальной иммиграции в Европу через Италию и Грецию. Большой интерес участников вызвало обсуждение региональной политики Китая, конкуренции транс-