Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Веденеев Дмитрий Валерьевич, д-р ист. наук,
проф. кафедры гуманитарных дисциплин Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. Украина, 01015, г. Киев, ул. Лаврская, 9.
га81ауа67@ ьиа ОИСГО: 0000 0002 8929 9875
2019. Вып. 88. С. 78-97
БО1: 10.15382Миг11201988.78-97
Деятельность советских спецслужб по ликвидации Греко-Католической Церкви в Закарпатской Украине
Д. В. Веденеев
Аннотация: В статье на основе малоизвестных документов советских спецслужб освещаются оперативные мероприятия органов Министерства государственной безопасности СССР и Украинской ССР по сопровождению процесса ликвидации Греко-Католической Церкви (ГКЦ) в Закарпатской Украине в 1949 г. События в Закарпатье, где «самороспуск» Униатской церкви состоялся в 1948—1949 гг., не имеют полного и подробного описания. Вне внимания исследователей долгое время была деятельность спецслужб, во многом обеспечивавших воссоединение греко-католиков с Православной Церковью. Лишь в последние годы, по мере введения в научный оборот ранее секретных архивных документов, стало возможным обращение к данному аспекту. Рассматривается конфессиональная ситуация и общественно-религиозные настроения в регионе после вхождения его в состав Союза ССР в 1945 г., сопротивление клира и иерархов вхождению ГКЦ в состав Русской Православной Церкви. Исследуется механизм агентурно-оперативных и спецпропагандистских мероприятий спецслужбы по разложению местной общины греко-католиков, созданию позиций влияния среди клириков ГКЦ, подготовке акта по упразднению унии в Закарпатской Украине в соответствии с утвержденным 14 января 1948 г. министром госбезопасности УССР С. Р. Савченко «Планом агентурно-оперативных мероприятий по ликвидации униатской греко-католической церкви в Закарпатской области УССР». Впервые выявленные автором документы позволяют пролить свет на обстоятельства смерти лидера ГКЦ Закарпатья епископа Теодора Ромжи, вероятно ставшего жертвой теракта органов госбезопасности в силу его непримиримой позиции в вопросе упразднения унии в регионе. Вместе с тем выявленные документальные материалы позволяют усомниться в отдельных «сенсационных версиях» смерти иерарха, изложенных, в частности, П. А. Судоплатовым. Освещаются особенности ликвидации унии, последствия Мукачевского акта 1949 г. и дальнейшие мероприятия органов госбезопасности Украинской ССР.
В марте 1946 г. Львовский церковный собор провозгласил ликвидацию Брестской
унии 1596 г. и воссоединение греко-католиков Галиции с Русской Православной
Церковью (РПЦ). Одновременно начались процессы ликвидации униатских
церквей в восточноевропейских «странах народной демократии»1. Специфической проблемой для советского государства и его спецслужб оставался вопрос о Греко-Католической Церкви (ГКЦ) в Закарпатской Украине, освобожденной от гитлеровских и венгерских оккупантов к концу октября 1944 г. и переданной в состав СССР и Украинской ССР по межгосударственному договору с Чехословакией от 29 июня 1945 г. Пестрый этнорелигиозный состав населения, специфическая ментальность жителей области, обусловленная столетиями пребывания региона в составе Венгрии и Австро-Венгрии, накладывали свой отпечаток на «решение вопроса» с унией.
Отметим, что на фоне значительной научной литературы по истории Львовского собора 1946 г.2 события в Закарпатье вокруг судьбы ГКЦ не нашли обстоятельного исследования. Тем более что за пределами внимания исследователей долгое время была деятельность спецслужб, обеспечивавших «воссоединение» греко-католиков с Православной Церковью. Лишь в последние годы, по мере введения в научный оборот ранее секретных архивных документов, стало возможным обращение к данным событиям церковной истории.
Процесс упразднения ГКЦ на территории Серебряной Руси рассмотрен в ряде научных работ современных историков Украины в контексте государственно-церковных отношений и функциональной роли в них спецслужб, советизации земель Западной Украины и биографических исследований судеб униатского духовенства3.
В данной статье предпринимается попытка целостно рассмотреть оперативную деятельность советских органов госбезопасности, направленную на обеспечение демонтажа структур Греко-Католической Церкви в Закарпатье в 1945— 1949 гг. в контексте геополитических устремлений СССР по окончании Второй мировой войны.
С приходом в регион Красной армии в ноябре 1944 г. региональный съезд православного духовенства в Мукачево принял «манифест» о воссоединении местного православного населения с Русской Церковью. 23 священника, сто-
1 См. подробнее: Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944—1953: Документы российских архивов. М., 2009. Т. 1. 1944—1948; Волокитина Т., Мурашко Г., Носкова А. Москва и Восточная Европа. Власть и Церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов ХХ века: Очерки истории. М., 2008.
2 См. подробнее: Веденеев Д. «Решительный враг Ватикана и унии». Спецслужбы и протопресвитер Гавриил Костельник в контексте создания предпосылок к ликвидации унии в Западной Украине (1939-1944 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2017. Вып. 79. С. 85-105.
3 См., например: Бендас Д. Репреси радянсько! влади проти греко-католицького духовенства на Закарпатл в 1944-1949 рр. // Ковчег: Науковий збiрник iз церковно! юто-рц. Львiв, 2000. Вип. 2. С. 290-299; Волошин Ю. Лжидацш Ужгородсько! уни // З архiвiв ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 1999. № 1-2. С. 406-418; Пушкаш Л. Кир Теодор Ромжа: Життя i смерть епископа. Львiв, 2001; Дмитрук В. Лжвщащя Украшсько! греко-католицько! церкви на Закарпатл (друга половина 1940-х рр.) // 1стс^я Укра!ни: маловiдомi iмена, поди, факти. 2010. Вип. 36. С. 283-293; Каштан Л. Лжвщацш греко-католицько! церкви у Закарпатл, 19451949 рр.: щеолого-пропагандистська складова // Краезнавство. 2012. № 3. С. 71-83; Пагиря О. Лжвщащя радянськими органами державно! безпекигреко-католицько! церкви у Закарпат-т (1945-1949 рр.) // З архiвiв ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 2014. № 2. С. 469-503.
ронники закарпатской русинской самоидентификации, подписали обращение к И. В. Сталину от 18 ноября 1944 г. В нем излагалась просьба принять Карпатскую Русь непосредственно в состав СССР. «Здесь живет исконно русское племя», мотивировали свою точку зрения священники, народ себя называет «русин», «карпаторусс», свою веру — «руськой». С названием «Украина», «украинский» познакомились только под чешским правлением. После Первой мировой войны в регион пришла галицкая интеллигенция. «Наш народ никогда не разделял и не соглашался с идеологией галицких украинствующих сепаратистов»4.
Делегация закарпатской общественности и духовенства (на тот момент — Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви) во главе с общественным деятелем Георгием Геровским5, администратором-заместителем епархиального архиерея игуменом Феофаном (Сабовым)6, архимандритом Алексием (Кабалюком)7 отправилась через Киев в Москву в сопровождении представителей 4-го Украинского фронта. 5 декабря 1944 г. после встреч в Экзархате РПЦ делегация поездом убыла в столицу СССР. Визит проходил в сопровождении начальника 5-го отдела (работа в религиозной сфере) 2-го Управления (контрразведка) НКГБ СССР полковника Г. Г. Карпова.
13 декабря 1944 г. Карпов изложил ход визита в секретном письме первому секретарю ЦК Компартии Украины Н. С. Хрущеву. В столице посланцы Серебряной Руси находились с 7 по 13 декабря, четырежды встречались с Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Алексием и членами Священного Синода. 11 декабря делегацию приняли и в Совете по делам РПЦ при СНК СССР, возглавляемом тем же Карповым. На встрече в Совете закарпатцы заявили: «Мы все преданы Советскому Союзу, но решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть чехами. Не хотим быть украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономною, в пределах Советской России». Делегаты просили владыку Алексия, будущего Патриарха, передать Мукачевско-Пряшевскую епархию в каноническое
4 Центральный государственный архив общественных объединений Украины (ЦГАООУ). Ф. 1. Оп. 23. Д. 887. Л. 26—28. Обращения в адрес Сталина и Патриархии РПЦ опубликованы: Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 г.: сб. документов. М., 2009. С. 146-154.
5 Геровский Георгий Юлианович (1886-1959), ученый-лингвист, этнограф и педагог, автор капитального труда по языковой ситуации в Закарпатской Украине. Один из лидеров русофильского движения в регионе, преследовался властями Австро-Венгрии и довоенной Чехословакии. Председатель Общества науки и искусства Подкарпатской Руси (с 1938 г.). После 1945 г. ведал библиотечно-музейным делом в Закарпатье, затем переехал в Чехословакию.
6 Феофан (Сабов Василий Георгиевич, 1905-1946), игумен, религиозный и общественный деятель. Монах (с 1923 г.), приходской священник, администратор Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви (с 1941 г.). В 1944 г. возглавил по церковной линии делегацию в Москву, выступал сторонником вхождения православных Закарпатья в РПЦ. 15 июня 1946 г. убит советскими солдатами (причины преступления до конца не прояснены).
7 Алексий (Кабалюк Александр Иванович, 1877-1947), схиархимандрит. В годы австро-венгерского господства преследовался властями за участие в движении в защиту православия. В 1913 г. приговорен к 4,5 годам заключения. Настоятель мужского монастыря в закарпатском с. Иза. Инициатор созыва Православного съезда в Мукачево, принявшего обращение к советскому руководству с просьбой о включении «Карпаторусской республики» в состав СССР. В 2001 г. прославлен Украинской Церковью как преподобный Алексий, карпаторусский исповедник.
ведение Московской Патриархии, о содействии в разделе церковного имущества между православными и греко-католиками (пользовавшимися поддержкой властей Чехословакии), о снабжении богословскими книгами, подготовке священников в Московском православно-богословском институте и материальной поддержке. Им был выдан комплект всех печатных изданий Патриархии8.
Инициатива «русинского крыла» общественности и духовенства Закарпатья в части автономии и вхождения в СССР или РСФСР вряд ли имела реальную перспективу. В регионе насчитывалось до 300 приходов Греко-Католической Церкви (до 62% верующих области были униатами)9, проживала большая венгерская община (более 60 приходов Реформатской церкви, а также католическая конфессия), крепло украинофильское движение (довоенная Чехословакия наиболее лояльно относилась к национально-культурным правам украинцев), пестрыми были и политические симпатии населения. Венгерское господство также отразилось на общественно-политической обстановке и расстановке общественных сил. Власти же СССР твердо придерживались принципов национально-государственного строительства советской федерации.
Инкорпорация региона непосредственно в РСФСР (СССР) неминуемо вызывала конфликтную ситуацию. Это понимали и в спецслужбах. Так, 13 января 1945 г. 1-е (разведывательное) Управление НКГБ УССР подготовило доклад о положении в Закарпатье, еще входившем формально в состав Чехословакии. В нем (с учетом агентурной информации от источников в Народной раде Закарпатья и других авторитетных организациях) шла речь об отсутствии единства во взглядах на государственно-политическое будущее и принадлежность региона среди местных общественно-политических сил.
В спецсообщении «О положении в Закарпатской Украине» и. о. начальника 1-го Управления НКГБ УССР главе НКГБ СССР и начальнику внешней разведки НКГБ СССР от 19 января 1945 г. на основании донесений квалифицированной агентуры рисовалась неприятная для советской стороны картина. Шла речь о многочисленных «фактах охлаждения к идее воссоединения с Советской Украиной», «большой антисоветской работе» чешской и венгерской общин края. По словам агента «Чернеца» (Народная рада Закарпатья), первоначальное «ликование» населения от прихода Красной армии сменилось «разочарованием в своем освобождении». Называлась «главная причина — острый дефицит продуктов питания, обуви, одежды... Стоимость продуктов достигла огромных размеров... Бойцы и офицеры Красной армии нехорошо относятся к народу, зачастую врываются в дома, уносят все, что можно унести с собой. Сейчас народ чувствует войну по-настоящему». Источник «Кооператор» подтверждал факты мародерства, «нетактичного поведения военных».
Каноник униатской церкви в Ужгороде Юлий Гаджегу заявил в беседе агенту «Профессору»: позиция католиков и ГКЦ остается неизменной — никакой активной поддержки советской стороне. Чехословацкая власть, пояснял он, еще до 1939 г. традиционно поддерживала униатов, обеспечивая им крупные субсидии
8 ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 23. Д. 887. Л. 24.
9 Волошин Ю. Лiкв^дацш Ужгородсько! унп // З архiвiв ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 1999. № 1-2. С. 406.
и преследуя православие в регионе, поскольку униаты «боролись против всего русского, восточного». Даже понимая угрозу венгерского сепаратизма, официальная Прага уповала на помощь ведущих держав Запада как часть «малой Антанты» против СССР, боясь «потенциальной опасности со стороны Москвы».
Ширилось антисоветское движение за возврат в состав Чехословакии (или пребывание в Венгрии), в котором тон задавали епископат и клир ГКЦ, обеспеченные слои интеллигенции, учительства, а стремящиеся к объединению с СССР православные круги не имели такого влияния. В нем энергично участвовали и клирики ГКЦ с солидным стажем работы в антикоммунистических политических объединениях и сотрудничества со спецслужбами союзников гитлеровской Германии. Так, уже в 1948 г. МГБ арестовало священника Иосифа Кампова10, униатского декана (благочинного) Береговского округа и настоятеля собора в Берегово. Как показала агентурная разработка «Транзит», Кампов активно участвовал в сепаратистском движении местных венгров во времена принадлежности региона Чехословакии; после прихода венгерских агрессоров в марте 1939 г. был избран в верхнюю палату венгерского парламента от профашистского «Автономно-земледельческого союза». По его доносам мадьярская контрразведка арестовала ряд коммунистов, часть из них была казнена, причем священник присутствовал при допросах и пытках жертв11.
В спецсообщении 1-го Управления от 19 января 1945 г. о ситуации в регионе говорилось об обострении общественно-политической борьбы вокруг вопроса о воссоединении с Украиной. Как сообщал агент «Чернец» (Народная рада Закарпатья), народ был разочарован присутствием советских войск, неимоверно возросли цены, наблюдался острый дефицит продуктов и потребительских товаров, случались грабежи со стороны красноармейцев, закарпатцы впервые почувствовали войну по-настоящему. По словам агента «Профессора», из Ватикана поступали директивы о поддержке ГКЦ, которую возглавляли чехофи-лы. Источник НКГБ «Кооператор» считал, что до 80% священников-униатов и реформатские пасторы стояли за сохранение венгерского гражданства12. Недовольство социально-экономической ситуацией высказывали даже убежденные сторонники нового строя. Так, член партии, активист Дмитрий Иванчо (с. Су-сково Свалявского района) 30 сентября 1948 г. говорил в частной беседе: «Мы живем в несколько раз хуже, чем жили при мадьярах. Советское государство отбирает у крестьян последний хлеб, накладывает большие налоги»13. При этом вооруженное подполье ОУН (С. А. Бандеры) в Закарпатском регионе не получило заметного развития.
10 Кампов Иосиф Иванович (1897-1986), священник Греко-Католической Церкви (с 1920 г.), протоиерей. В 1938-1946 гг. благочинный (декан) Боржавского округа Мукачев-ской греко-католической епархии, а с 1940 г. член Мукачевской епископской консистории. С 1946 г. настоятель греко-католической церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Берегово. В 1956 г. освобожден по амнистии, служил в «катакомбных» условиях. Реабилитирован в 1991 г.
11 ОГА СБУ. Ф. 3. Оп. 142. Д. 5. Л. 31; Ф. 60. Д. 29447. Т. 1. С. 109-110.
12 ОГА СБУ. Ф. 60. Д. 29447. Т. 1. Л. 103-110.
13 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 7. Л. 44.
Трудно отрицать, что сталинская администрация стремилась вовлечь ново-присоединенные регионы в общий социально-экономический комплекс страны (хотя осуществлялось это волюнтаристскими темпами и в репрессивном сопровождении). На восстановление экономики Западной Украины уже в 1944 г. выделили 100 млн руб. из казны воюющего государства. В 1945 г. произошло объединение этнических украинских земель в границах Украинской ССР, выдвинутой в самостоятельные члены будущей ООН. Однако слишком разительным было цивилизационное различие земель за Збручем от остальной части УССР, а аграрно-мелкобуржуазный социально-экономический уклад, культурно-бытовая специфика и высокий уровень религиозности населения резко диссонировал и с курсом на ускоренную индустриализацию, коллективизацию, насаждение государственного атеизма и социалистических начал в повседневной жизни. Форсированный же административно-репрессивный нажим на традиционную культуру болезненно воспринимался значительной частью местных жителей.
С геополитической точки зрения Закарпатье представляло особый интерес для СССР, поскольку регион граничил с новыми союзниками — Чехословакией, Венгрией, Румынией и Польшей.
Для понимания стратегической ситуации и «наступательной» политики по отношению к униатам нельзя не учитывать и обострение отношений с Ватиканом, в целом лояльно относившимся к гитлеровскому Рейху и стремившимся использовать оккупацию для продвижения на территории СССР. С 1945 г. Ватикан активно включился в «холодную войну» против СССР, а ГКЦ прямо поддержало руководимое националистами повстанческо-подпольное движение в Западной Украине.
Клир ГКЦ прямо обвинялся советской спецслужбой в соучастии в разведывательной работе Ватикана. В ориентировке Наркомата госбезопасности (НКГБ) УССР от 31 мая 1945 г. № 56/д утверждалось, что в монастырях ГКЦ укрывают «разведывательные кадры, агентуру Ватикана», членов ОУН и польских националистов, монастыри снабжают подполье одеждой, продовольствием и медикаментами. Игуменов именовали «опытными разведчиками, воспитанными руководителем разведки Ватикана неким Тиссераном». Приводился пример женского монастыря при больнице Шептицкого (львовская больница № 3), чьи сестры прошли подготовку в иезуитской школе в Бельгии, занимались лечением раненых бойцов УПА, «окружая их заботой и вниманием», заготавливали для повстанцев медикаменты и перевязочные средства 14.
Кроме того, повышенное внимание уделялось выявлению связей ГКЦ с подпольем ОУН (С. Бандеры), немало лидеров которой вышло из семей свя-
14 ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 88. Л. 170. Эжен Тиссеран (1884-1972), кардинал, секретарь Священной конгрегации по делам Восточной церкви Ватикана в 1936-1959 гг. В годы Первой мировой войны служил в действующей армии, был ранен, затем — в экспедиционной миссии в Палестине (1917) как офицер Генштаба Франции, работал в отделе Африки военного ведомства. Участвовал в формировании Восточного добровольческого армянского легиона и осаде Иерусалима. Французским разведчиком времен Алжирской войны Константином Мельником Тиссеран прямо именуется «очень умным человеком, бывшим французским разведчиком». URL: //http://www.agentura.ru/dossier/vatican/ (дата обращения: 8.01.2019)
щенников-униатов. Уже 12 июня 1945 г. НКГБ УССР оповестил областные управления о выявлении в ходе оперативной разработки членов Провода ОУН(Б) «Берлога»15 «неопровержимых доказательств» «тесной связи» клира ГКЦ «с подпольем ОУН-УПА, которому они оказывают всяческую помощь и содействие в вооруженной борьбе с Советской властью». Шла речь об укрытии в храмах оружия, агитации с амвонов за помощь антисоветскому вооруженному подполью, о проведении богослужений в повстанческих отрядах, налаживании связей отдельных священнослужителей с Проводом ОУН 16.
Как ценную информацию контрразведчики оценили факт задержания в январе 1945 г. в Словении штабом 9-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии курьера ОУН с Западной Украины Романа Мировича («после первичного допроса, в силу сложившихся обстоятельств, расстрелянного»). Ми-рович по заданию одного из руководителей ОУН (Б), генерального секретаря иностранных дел Украинской главной освободительной рады Николая Лебедя, доставлял в Рим письма Провода ОУН Ватикану, итальянскому и английскому правительствам. Ему же поручалось попасть в Лондон, добиться разрешения на приезд туда делегации украинских националистов 17.
Определенный материал о «мирских» операциях Ватикана стал поступать из стран Восточной Европы. В 1945 г. был задержан при переходе советско-чехословацкой границы эмиссар Ватикана Колакович (ранее сотрудничавший с гестапо по линии выявления коммунистического подполья). Он имел поручения по установлению контактов с вооруженным подпольем ОУН (Б), определению объемов необходимой ему помощи18. В самой Чехословакии нейтрализовали созданную при помощи местного духовенства и с санкции Ватикана информационно-курьерскую линию от подполья ОУН в Галиции и на польском Закерзонье в американскую зону оккупации в Германии. Опорными пунктами линии служили резиденция епископа Павла Гойдича (Словакия), женский монастырь и униатская церковь в Праге. В 1950-1951 гг. в стране прошли судебные процессы над тремя католическими епископами-словаками, священниками и монахами, иезуитами, обвиняемыми в том числе в разведывательно-подрывной деятельности в пользу Ватикана, хранении оружия и тайных радиостанций, предоставлении убежищ антикоммунистическим повстанцам, антиправительственной пропаганде19. Громкий судебный процесс в 1952 г. состоялся в Польше над участниками «шпионской организации в Кракове» во главе с ксендзом Юзефом Лелито, якобы связанным с американским разведывательным центром в Мюнхене.
15 ОГА СБУ. Ф. 11. Д. С-9079.
16 ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 89. Л. 10-11.
17 Там же. Л. 29-30.
18 Подборку документов об отношении ОУН к религиозным вопросам см.: ОГА СБУ. Ф. 13. Д. 376. Т. 84.
19 Минаев В. Тайное становится явным М., 1960. С. 90; Разгром властями униатской и католической церквей в странах «народной демократии» по образцу ликвидации ГКЦ в УССР обстоятельно исследован в книге: Волокитина Т., Мурашко Г., Носкова А. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов ХХ века: Очерки истории. М., 2008.
Однако объективно мероприятия властей и спецслужбы по ликвидации униатской церкви в Закарпатье еще более углубили враждебное отношение к «советам» и православию. Показательны в этом отношении слова тайного викарного епископа ГКЦ в регионе Александра Хиры20, сказанные им 6 апреля 1948 г. прихожанке, супруге прокурора Закарпатской области И. И. Андрашко: «Миссионерство распространяется на Востоке арестованными униатскими священниками, которые там сеют свои зерна католицизма. Католицизм силен. Война, которая возникнет в ближайшее время, уничтожит СССР и укрепит основы католицизма во всем мире»21.
Отметим, что случай с семейством Андрашко показал, насколько крепко были привязаны к униатству даже близкие высокопоставленных чиновников области. Как сообщалось в письме главы МГБ УССР С. Р. Савченко Н. С. Хрущеву (13 мая 1948 г.), 27 марта 1948 г. в газете «Закарпатская Украина» прокурор Андрашко опубликовал («как гражданин») в рамках общего плана мероприятий по компрометации и ликвидации ГКЦ в регионе резкую статью «Униатская церковь без маски», где приводились, в частности, факты сотрудничества ряда греко-католических пастырей с венгерскими оккупантами, их спецслужбами, участия в репрессиях против коммунистов и просоветских подпольщиков (как выразился тесть прокурора по фамилии Петрушко, Андрашко выполнил волю обкома партии и «написал всю правду»). Супруга Андрашко бросилась оправдываться за «вынужденный поступок мужа» к А. Хире. Последний, оправившись от замешательства, расценил статью как сигнал к ликвидации ГКЦ. Архидекан г. Берегово Кампов назвал публикацию «первой волной наступления советской власти на униатов»22.
Наряду с этим религиозные проблемы «решались» административным путем и при ведущей роли специфических инструментов НКГБ-МГБ. В том же Закарпатье «через агентуру среди авторитетов» ГКЦ была создана делегация «лояльных» униатских клириков во главе со священником Бецой, которая обратилась с прошением к архиепископу Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку)23 о воссоединении греко-католиков региона с РПЦ. Среди униатско-
20 Хира Александр Корнилиевич (1897-1983), епископ Греко-Католической Церкви (конец 1944 или начало 1945, тайное рукоположение), священник (1920), преподаватель и ректор (1934-1939) Ужгородской духовной семинарии ГКЦ. В 1947-1983 гг. — управляющий «ката-комбной» Мукачевской греко-католической епархией. В 1949 г. осужден к 25 годам лагерей, отбывал срок в ИТЛ Тайшета и Кемерово, освобожден досрочно в 1956 г. Вернулся на Украину, за подпольное служение в 1957 г. вновь осужден к пяти годам лагерей без права возвращения в УССР. Проживал до смерти в Караганде. Реабилитирован в 1989 г.
21 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 7. Л. 37.
22 Там же. Л. 36-44.
23 Макарий (Оксиюк Михаил Федорович, 1884-1961), митрополит, архиерей Русской и Польской Православных Церквей. Митрополит Варшавский и всея Польши, видный богослов. Сыграл одну из ключевых ролей в процессе подготовки ликвидации ГКЦ. 9 марта 1946 г. под его непосредственным руководством было оформлено воссоединение с РПЦ участников Львовского собора делегатов от ГКЦ. Архиепископ РПЦ (апрель 1946), с июня 1948 г. одновременно и управляющий Мукачевской епархией с титулом архиепископа Львовского, Терно-польского и Мукачевско-Ужгородского, энергично работал над подготовкой воссоединения униатов Закарпатья с РПЦ. По воспоминаниям современников, владыка Макарий морально
го клира приобрели негласных помощников («Хмурого», «Ортима» и других), на кого (отмечали чекисты) Ватиканом возлагалась надежда как на преемников арестованных пастырей местной униатской общины — епископа Федора Пастора, архидекана Кольмана Бартфаи и других.
Изучались возможности выдвижения и использования «альтернативных» лидеров греко-католической общины региона. Внимание спецслужбы в этой связи привлек папский прелат (с 1943 г.), профессор теологии и богословской академии в Ужгороде, конкурент епископа Теодора Ромжи Александр Хира, поскольку этот священник выступил инициатором установления контактов ГКЦ в регионе с командованием 4-го Украинского фронта Красной армии и Народной Радой Закарпатья. По оценке чекистов, отец Александр отличался дипломатичностью, высокой образованностью, красноречием, был хитер, поэтому для «обработки» к нему приставили «квалифицированного оперработника, достаточно эрудированного в церковных вопросах и с широким кругозором» (начальника отделения 1-го, разведывательного, Управления НКГБ УССР майора Кукеса, изображавшего в общении с Хирой «щирого украинца»).
Во время беседы с А. Хирой в комендатуре г. Ужгорода «представителей военных властей» 15 июня 1945 г. священник ловко уходил от прямых обязательств, мягко критикуя советскую сторону за прямолинейность. Католическая Церковь, пояснял богослов, «более гибкая и культурная», нежели Православная, и будь Россия в 1917 г. страной католической, РКЦ нашла бы компромисс с новой го-сударственностью24.
Характерно, что в силу особенностей местной конфессиональной и общественно-политической ситуации (формально Закарпатскую область УССР создали только 22 января 1946 г.) — «занятости» властей ликвидацией Унии в мятежной Галичине, отсутствия развитого подполья ОУН в Закарпатье и твердой позиции энергичного главы епархии епископа Теодора Ромжи25, категорически не поддававшегося на уговоры перейти в лоно РПЦ, — до 1947 г. в регионе не проводились активные мероприятия по воссоединению униатов. Не удовлетворял власть и чекистов епископ Ужгородский и Мукачевский Нестор (Сидорук)26,
тяжело переносил необходимость сотрудничества с властями и спецслужбами, пребывал в угнетенном состоянии духа.
24 ОГА СБУ. Ф. 65. Д. С-9113. Л. 126-130. А. Хира дал формальное согласие на негласное сотрудничество со спецслужбой, тем не менее в 1949 г. был осужден к 25 годам лагерей, отбывал наказание до 1956 г.
25 Ромжа Теодор Павлович (1911-1947), епископ Украинской греко-католической церкви. Окончил Папский Григорианский институт, коллегиум Руссикум в Ватикане, священник с 1936 г., духовник Ужгородской духовной семинарии. В сентябре 1944 г. папой Пием XII хиротонисан во епископа Апийского, с февраля 1946 г. официально стал управляющим Мукачевской епархией ГКЦ. Энергично препятствовал принудительному воссоединению греко-католической конфессии в Закарпатье с РПЦ. В июне 2001 г. причислен папой Иоанном-Павлом II к лику блаженных.
26 Нестор (Сидорук Георгий Мартынович, 1904-1951), епископ Курский и Белгородский. Священник РПЦ с 1944 г., в 1945 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита, затем хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, с октября 1945 г. епископ Ужгородский и Мукачевский, участник Львовского церковного собора 1946 г. На владыку Нестора в комплексных планах мероприятий спецслужбы возлагались задачи по подготовке вос-
воглавлявший эту кафедру в октябре 1945 — июне 1948 г.), из-за отсутствия рвения в деле наступления на униатов. Впоследствии владыку перевели на Курскую кафедру, заменив на архиепископа Львовского и Тернопольского Макария (Ок-сиюка, известного МГБ как «Глебов»), совмещавшего эти кафедры.
Конфискация греко-католических храмов и передача их православным шла постепенно, к середине 1946 г. в регионе насчитывалось 152 православные и 399 униатских общин27. Проводились аресты отдельных священнослужителей ГКЦ, приобреталась агентура влияния, собирались «компрометирующие материалы», в том числе путем изучения трофейных документов венгерских спецслужб, соответствующих материалов госорганов довоенной Чехословакии. К началу активной фазы ликвидации (март 1948 г.) Мукачевская епархия ГКЦ в Закарпатье была представлена 372 приходами (включая 103 «дочерних»), поделенными на 31 деканат (благочиния), 44 часовнями, имелось 275 священников, 7 монастырей (4 мужских) с 82 монашествующими. После трагической гибели епископа Т. Ромжи епархию фактически возглавлял капитулярный викарий Николай Мурани28, имелся епархиальный совет (капитула) в составе прелат-каноника А. Хиры, каноников Виктора Хомы и Теодора Когутича29.
Достаточно независимая позиция Т. Ромжи и униатского клира вызывала раздражение властей, прежде всего по поводу «антисоветской агитации», негативного отношения к коллективизации и «других мероприятий ВКП(б) и Советского правительства», отказа от национализации монастырских земель и передачи в Обллит (цензурный орган) «фашистской и антисоветской литературы» из библиотек и духовной семинарии, в органы ЗАГС — метрических книг, а также за сокрытие церковных ценностей. К началу 1948 г. было арестовано 18 священников-униатов, заведено два агентурных дела на семь человек, 107 дел-формуляров на местных «парохов» (приходских священников), приобретено 39 агентов и 71 осведомитель (из них 29 — священники ГКЦ). В активную агентурную разработку взяли Н. Мурани и членов капитулы, подозревая, что они ведут дело к переходу епархии ГКЦ под прямую юрисдикцию Ватикана30.
Ключевым моментом создания предпосылок к наступлению на греко-католичество стало устранение Теодора Ромжи. Как представляется, вопрос о судьбе «мятежного» архиерея был решен партийно-советским и чекистским
соединения униатов Закарпатья с РПЦ, развертывания миссионерской работы регионе. Однако его действия как конфидента спецслужбы были расценены как недостаточно активные. С июня 1948 г. возглавил Курскую и Белгородскую кафедры РПЦ, скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг.
27 Дмитрук В. Л^щацш Украшсько! греко-католицько! церкви на Закарпатп (друга половина 1940-х рр.) // 1сторш Украши: Маловiдовi iмена, поди, факти. К., 2010. № 36. С. 285.
28 О позиции и убеждениях Н. Мурани (формально давшего согласие на сотрудничество с МГБ) сообщалось конфидентами: «.исполнен пренебрежения и ненависти к православию», его не удается вразумить даже епископу Дрогобычскому Михаилу, по отношению к РПЦ утверждает, что «это не церковь», «она не имеет апостольской преемственности», грубо отзывался о епископате и священниках РПЦ, которой «органически враждебен», перейти в православие соглашается только при условии сохранения католических догматов (ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 281).
29 Там же. Д. 7. Л. 17.
30 Там же. Д. 9. Л. 1-11.
руководством в сентябре 1947 г., в связи с обсуждением докладной записки заместителя начальника отдела «О» МГБ УССР капитана Богданова руководству МГБ УССР о «ликвидации униатской церкви путем воссоединения ее с Русской православной церковью» и состоянии агентурно-оперативной работы по линии ГКЦ Закарпатья. Побывав 21-31 августа в командировке в регионе, офицер констатировал активизацию «антисоветской деятельности» униатского духовенства и лично епископа Ромжи, их жесткое сопротивление национализации земель ГКЦ и монастырей, укрытие церковных ценностей, отказ от передачи литературы и документации, инспирирование акций протеста верующих31.
Значительное место не случайно отводилось деяниям Т. Ромжи, «воспитанного Ватиканом во враждебном духе по отношению к СССР», энергичного миссионера, «твердо стоящего» на позиции неприятия воссоединения с РПЦ, угрожающего пастырям ГКЦ в случае потакания «искушением сатаны» и перехода в православие лишением сана и отлучением от Церкви. Кроме того, архиерей обращался с жалобами на местные власти на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Шверника.
Приводились суждения авторитетных источников в рядах РПЦ («Глебова», «Дубровского», «Усова», «Славянского», «Шевчука»32 и других) о необходимости высылки Ромжи за пределы СССР. Бывший председатель Инициативной группы по воссоединению ГКЦ с РПЦ протопресвитер Гавриил Костельник считал, что арест архиерея повредит процессу слияния церквей, и Ромжу следует отправить на служение в Будапешт. «Ликвидация греко-католической церкви при наличии в Закарпатье епископа Ромжи вообще невозможна», резюмировал Богданов, в то же время арест его невыгоден с точки зрения появления «ореола мученичества» и символа духовного сопротивления33.
По свидетельству П. А. Судоплатова34, епископ был ликвидирован 1 ноября 1947 г. органами МГБ как противник перехода в православие и источник утечки важной политической информации из УССР в Ватикан: сначала травмирован
31 Протопресвитер Гавриил Костельник сообщал в МГБ о происшествии с ним в селе Ве-лике Давидково близ Мукачево 29 августа 1947 г. Будучи в гостях у благочинного, священника Поповича, он столкнулся с резким неприятием своей агитации за воссоединение со стороны молодых священников. Собравшаяся толпа крестьян выкрикивала: «вон из села», «церкви не отдадим», дети били палками по машине высокого гостя и забрасывали камнями (Там же. Д. 30. Л. 268).
32 Михаил (Мельник Михаил Антонович, 1903-1955), епископ Дрогобычский и Сам-борский, генеральный викарий Перемышльской епархии ГКЦ. С мая 1945 г. — один из членов Инициативной группы по воссоединению униатов с РПЦ. В феврале 1946 г. в Киево-Печерской Лавре принял монашество, воссоединен с РПЦ и хиротонисан во епископа. Тем не менее всячески противился «оправославливанию» богослужебной стороны деятельности бывших приходов ГКЦ, нарушал каноны и требования церковного священноначалия, открыто осуждал репрессии МГБ-КГБ против клириков ГКЦ-нонконформистов.
33 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 246-260.
34 Судоплатов Павел Анатольевич (1907-1996), сотрудник и один из руководителей внешней разведки и специальных формирований советских органов госбезопасности. Генерал-лейтенант (1945). В 1930-х гг. работал по линии разложения зарубежных центров украинских националистов. В конце 1944 г. был одним из участников (под псевдонимом) встречи в Москве с делегацией ГКЦ во главе с Климентом Шептицким и Г. Костельником. В описываемый период — руководитель спецподразделения МГБ СССР по диверсионно-террористическим
в подстроенном 27 октября ДТП и добит смертельной инъекцией яда кураре, сделанной агентом-медсестрой в больнице. Для этого, писал генерал-лейтенант Судоплатов, в Ужгород прибыл из Москвы начальник токсикологической лаборатории МГБ СССР Майрановский, а также глава МГБ УССР Савченко. Ликвидация, утверждал бывший «главный террорист СССР», состоялась с санкции Хрущева35. Разумеется, к воспоминаниям генерала Судоплатова (репрессированного в период правления Хрущева и до 1968 г. находившегося во Владимирской тюрьме) стоит относиться критически, учитывая и имеющиеся в его мемуарах многочисленные неточности36.
Выявленные автором уникальные документы, сохранившиеся в деле переписки 2-го (антирелигиозного) отдела 5-го Управления МГБ УССР, о гибели епископа, включая рукописную и заверенную копии истории болезни Т. Ромжи и экземпляр акта паталогоанатомического исследования умершего архиерея с оригиналами подписей членов комиссии, а также иные документы, напрямую связанные с резонансом от смерти 36-летнего епископа37.
Изложим обстоятельства смерти епископа языком документов (разумеется, о подстроенном ДТП) и других насильственных действиях в них речь не идет, более того, судя по всему, врачи и органы милиции качественно выполнили свои функции по лечению и расследованию ДТП. Постановление о возбуждении уголовного дела по факту травмирования епископа и следовавших с ним лиц у села Лохово-Иванивцы «неизвестными преступниками» было возбуждено прокурором Мукачевского округа Л. Телигой 1 ноября 1947 г.
В истории болезни № 6709/47 указывается, что Т. Ромжа, 1911 г. рождения, поступил в первое хирургическое отделение Мукачевской больницы «немедленно после аварии» (заведующий отделением А. В. Фединец, который и сделал большую часть записей в истории болезни). Пострадавший был «доставлен с ушибленными ранами нижней губы и подбородка, а также переломом нижней челюсти» (в изученном нам архивном деле нет, к сожалению, упоминаний о состоянии возницы и четырех священников, ехавших с епископом одной бричкой). Медики произвели обработку ран, наложили шины на неправильной формы перелом нижней челюсти.
В записях от 28-31 октября констатировалось, что у больного «состояние вполне удовлетворительное», «ночью спал», раны подсыхают, сердечная деятельность и легкие в норме, шина держится нормально. Правда, Ромжа постоянно жаловался на боль в ногах — как выяснилось, голени также были ушиблены и отекали. Пациенту прописали чай, бульон и кисель. 30 октября ночью состояние
мероприятиям за рубежом, подключался и к операциям против подполья ОУН в Западной Украине.
35 См.: Судоплатов П. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. М., 1997. С. 413— 414. Об этом же пишет сотрудник антирелигиозного отдела МГБ УССР Георгий Санников, добавляя (со слов старших коллег по отделу «О» МГБ), что Ромжу после удара автомашины еще и добивали монтировкой по голове (см.: Санников Г. Большая охота. Разгром вооруженного подполья в Западной Украине. М., 2002. С. 98-99).
36 См., в частности: Веденеев Д., Шевченко С. Товарищ Судоплатов преувеличивает... // Еженедельник «2000». 2000. 22 дек.
37 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30.
пострадавшего внезапно ухудшилось: «.в 12 часов больному стало плохо, стал беспокойным, появилась бледность, выступил холодный пот. Был вызван дежурный врач. Через 3-5 минут больной скончался». Произошло это в 0.50 минут 1 ноября 1947 г. Вызванный медсестрой (ее фамилия не указывалась) дежурный врач М. И. Мишкольци застал больного в бессознательном состоянии, с поверхностным, прерывистым дыханием.
Опытные врачи-практики и преподаватели-паталогоанатомы Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца (Киев), с которыми консультировался автор, не видят в данной клинической картине действия экзотического яда кураре. Заметим, что Судоплатов, писавший мемуары в весьма преклонном возрасте, нередко искажал обстоятельства и детали событий «секретной истории» СССР и его спецслужб или же излагал их явно с чужого голоса. Вполне может быть (если генерал вообще не придумал историю с «добиванием» епископа в больнице), что яд кураре явно появился для «красного словца».
Однако, по компетентному мнению врачей и ученых, больному мог быть введен препарат, спровоцировавший разрыв гематом, образовавшихся при ударе (диагностировать их при тогдашнем состоянии медицинской техники было невозможно) и фатальное кровоизлияние в мозг. Впрочем, такой исход мог бы произойти и без всякого умысла.
В эпикризе истории болезни врач Власюк пришел к заключению, что поскольку смерть наступила практически мгновенно, а накануне больной чувствовал себя нормально, то причиной летального исхода послужила «эмболия одной из артерий жизненно важных отделов головного мозга»38.
2 ноября в 19.00 в Мукачевской горбольнице состоялась судебно-медицинская экспертиза тела покойного, которую провела судмедэксперт Д. Н. Любо-мирова. При этом присутствовали начальник областного управления милиции подполковник Мирный, следователь окружной прокуратуры Легеза и еще семь врачей, включая завотделением Фединца. Для нас важно то, что экспертиза констатировала нормальное состояние внутренних органов, отсутствие переломов костей черепа, туловища, ребер. Отмечалось отсутствие признаков отравления, следов борьбы и самообороны.
В заключении эксперта Любомировой отмечалось, что у покойного выявлены повреждения 5-6-дневной давности, полученные в результате аварии и «относящиеся к разряду средней тяжести». «Вещество мозга отечное, на поверхности и разрезе мозжечка несколько кровоизлияний» размером 0,1-0,4 см. Причина смерти: «отек мозга с субарахноидальным кровоизлиянием в области ножек мозга и кровоизлияние в мозжечок в результате полученных повреждений при аварии». К сожалению, в деле отсутствуют материалы о дальнейшем расследовании (если оно, конечно, велось) и результатах экспертиз39.
Лишь 3 ноября 1947 г. заместитель главы МГБ УССР генерал-майор Попере-ка сообщил начальнику отдела «О» МГБ СССР полковнику Дубровину: 27 октября около 11 часов утра на дороге между селами Логово и Ивановце Мукачевско-го округа «произошла автомобильная катастрофа», машина марки «студебек-
38 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 156 об.
39 Там же. Л. 159-160.
кер» «наскочила» на большой скорости на пароконную бричку. Епископ Ромжа и четыре сопровождавших его священника получили «серьезные телесные повреждения», от которых архиерей и скончался 40.
Органами внутренних дел проводилось расследование ДТП (однако в архивном деле сохранились лишь отдельные документы, не позволяющие судить о ходе и результатах следственных действий). 14-15 ноября областная ГАИ провела проверку гаражей гражданских организаций и воинских частей Мукачево, но фактов выхода в рейс машин указанных марок 26-27 ноября не установила, равно как и хищения автомобилей в последние два месяца. Правда, упоминалось о задержании (причина не указывалась) Мукачевским окротделом милиции «студебеккера», но он принадлежал в/ч 36795, дисцлоцированной в г. Стрий Львовской области41.
Одновременно появилась история с врачом родильного отделения Мукачев-ской горбольницы Ильей Анисимовым42. Последний, как отмечалось в справке МГБ о наличии на него «компрматериалов», «усиленно болтал», что Ромжа «погиб» в результате «нападения» и «убийства» 43.
Ситуация вокруг гибели изучалась и через агентуру МГБ в среде священнослужителей ГКЦ. В этом отношении интересно сообщение 12 марта 1948 г. источника «Ивана Смутного» (священника-униата). Тот пересказал слова священника Ивана Сокола, одного из свидетелей аварии на дороге. Он находился в 100 м от места происшествия и «в качестве убийц и грабителей опознал работников МГБ» (последние два слова в документе вписаны от руки в машинописный прочерк) 44.
14 января 1948 г. министр госбезопасности УССР С. Р. Савченко утвердил «План агентурно-оперативных мероприятий по ликвидации униатской греко-католической церкви в Закарпатской области УССР». «Униатская греко-католическая церковь, — отмечалось в преамбуле, — являлась политической комбинацией иезуитов и австро-венгерских феодалов, на протяжении всей своей истории была орудием полонизации и мадьяризации русско-украинского населения Закарпатской Украины и последнюю четверть века — средством борьбы против Советского Союза и коммунистических идей», использовалась разведкой и контрразведкой оккупантов в «качестве агентуры». ГКЦ Закарпатья трактовалась как «массовая иностранная резидентура на нашей территории», канал влияния Ватикана на население и «база иностранных разведок»45.
В первом разделе плана («Мероприятия по линии советских органов») МГБ УССР решил просить союзное ведомство ходатайствовать перед Советом по делам религиозных культов и РПЦ СМ СССР о запрете их уполномоченным вести дальнейшие переговоры с капитулой ГКЦ о переходе в православие. Шла речь об «изъятии» и передаче РПЦ всех униатских храмов, включая те православные
40 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 161.
41 Там же. Л. 162.
42 До 1946 г. — военврач, майор медслужбы и информатор контрразведки СМЕРШ «Не-хорошев».
43 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 163-174.
44 Там же. Л. 166-167.
45 Там же. Д. 7. Л. 17.
культовые сооружения, которые были у нее отняты во времена нахождения региона в составе Чехословакии (1919-1939).
Второй раздел — «Усиление миссионерской работы по линии Православной церкви» — предлагал через агентуру в РПЦ создать миссионерское братство при епархиальном управлении, открыть кратковременные богословские курсы, экзархат РПЦ в Киеве просили направить 25-30 опытных священников для замещения должностей благочинных, кроме того, епархии Галичины обязывались направить 15-20 бывших священников-униатов, перешедших в православие, для назначения на вакантные (в силу арестов, надо полагать) приходы. В Ужгороде предполагалось открыть семинарию РПЦ. На Г. Костельника и агентуру возлагалась задача освещения проблем перехода в православие в Закарпатье на страницах «Львовского епархиального вестника» (который следовало переименовать в «Православный вестник»). Проверенная агентура из числа бывших греко-католических священников должна была быть назначена настоятелями ведущих храмов епархии46.
Третий блок мероприятий («Компрометация духовенства перед верующими») нацеливал на создание агентурной группы из трех авторитетных представителей «местной прогрессивной греко-католической интеллигенции» для инициирования выступлений в печати с протестами против планов капитулы на переход в католицизм. Шла речь об аресте ряда священников-униатов — агентов венгерских спецслужб, получении от них признательных показаний с последующим разоблачительным открытым судебным процессом. Отдельный процесс предлагалось устроить над священником соборной церкви Ужгорода В. Пушка-шем47 — его обвиняли в чтении проповеди при повешении венгерскими оккупантами шести местных партизан и коммунистов 31 июля 1942 г.48 Г. Костельнику и двум агентам МГБ поручалась подготовка брошюры «История введения унии и борьба Закарпатского народа против Ватикана и венгерских феодалов»49.
Четвертый раздел под названием «Компрометация членов капитулы и внесение раскола между ними» предписывал Г. Костельнику провести с глазу на глаз переговоры капитулярным викарием Н. Мурани, предложив ему воссоединиться с РПЦ и обещав ему епископскую хиротонию. В случае отказа предусматривалось скомпрометировать его, направив анонимное письмо настоятелю кафедрального собора Хоме о связи Мурани с МГБ. Н. Мурани готовили «женскую агентуру» для компрометации, собирали факты о его «бытовом разложении». Одновременно предусматривалось получить на униатских пастырей материалы из архивов Венгрии и Чехословакии по линии внешней разведки МГБ СССР. Собрав «компрометирующие материалы», предусматривалось использовать их для возможной вербовки (или арестов) членов капитулы и других священников.
46 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 7. Л. 18-20.
47 Пушкаш Василий (Ласло) Янович (1910-1969), греко-католический священник (с 1933), в 1938-1949 гг. священник Ужгородского кафедрального собора, почетный декан (1940). В 1949 г. осужден к 25 годам лагерей, освобожден в 1956 г. Реабилитирован в 1989 г.
48 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 4-5.
49 Там же. Д. 9. Л. 20-23.
Планировалось всех монашествующих объединить в один женский и один мужской монастыри, усилить налоговый пресс на униатское духовенство. Предусматривалось соответствующее информационно-пропагандистское обеспечение, выступление в печати представителей интеллигенции, демонстрация документальных фильмов о Львовском соборе 1946 г., распространение книги «Деяния Львовского собора». Ярославу Галану («Владимиру Росовичу») поручалось написать статью об истории Закарпатской унии и «непримиримой борьбе закарпатского народа против Ватикана и мадьяризации»50.
Пятый раздел посвящался «Подготовке агентурной базы» (дополнительным вербовкам). План завершался разделом о «Мероприятиях по воссоединению греко-католической церкви с Русской православной церковью».
К 1 июня 1949 г. в регионе, при активном участии прикомандированных сотрудников отдела «О» МГБ УССР и областного УМГБ, было закрыто 259 униатских храмов, с РПЦ воссоединилось 142 прихода, свыше 100 священников. Однако, учитывая остроту общественной и религиозной реакции на Львовский собор 1946 г., акт ликвидации ГКЦ в Закарпатье прошел по иному сценарию, Финалу предшествовали аресты наиболее энергичных и авторитетных противников «воссоединения» среди клира и тайного епископата ГКЦ, передача явочным порядком ряда униатских соборов и церквей к РПЦ (только в 1945-1947 гг. — 73 культовых сооружения). 16 февраля 1949 г. Ужгородский кафедральный собор и резиденцию епархии ГКЦ передали в ведение РПЦ.
Власти не стали созывать церковный собор. 28 августа 1949 г., во время многолюдного богослужения в монастыре святого Николая на Чернечей горе под Мукачево, в день Успения Пресвятой Богородицы, архиепископ Макарий (Оксиюк) и отец Ириней Кондратович (перешедший в православие в 1947 г.) зачитали акт о ликвидации Ужгородской унии 1646 г. и переходе греко-католиков Закарпатья в православие (акт подписало менее половины священников ГКЦ региона).
К 1 сентября спецслужба завербовала 27 священников, 126 — пребывало на оперативном учете, восемь проходили по агентурным делам, 102 — по делам-формулярам, 16 арестовали. По сообщению генерала МГБ УССР Попереки, к 3 ноября не воссоединилось 88 священников (42%), среди остальных приобрели 16 агентов. Однако надежность приобретенных источников оказалась сомнительной: из упомянутых 27 пятеро тут же «расшифровались перед Ромжей», 10 подлежали исключению из сети как «балласт»51.
50 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 21-25. Отношения Ярослава Галана с советской властью и спецслужбами, при всем энергичном служении на идеологическом фронте, таили немало острых моментов. В 1937 г. супруга писателя Анна Ивановна была приговорена к расстрелу. В 1930-е гг. и на него собирался компромат как на «украинского националиста», а разведка УГБ НКВД УССР считала его «провокатором польской разведки» в рядах Компартии Западной Украины. В октябре 1939 г. Я. Галан был привлечен к негласному сотрудничеству с контрразведкой НКВД УССР под псевдонимом «Александров», однако вскоре под влиянием потрясения от ареста и гибели жены от сотрудничества отказался. Попытки возобновить его в эвакуации ни к чему не привели. По донесениям агентуры, критически высказывался по поводу отдельных мероприятий советской национальной политики в Украине (ОГА СБУ. Ф. 65. Д. С-9113. Л. 86-88).
51 ОГА СБУ. Ф. 3. Оп. 142. Д. 5. Л. 133-134, 166, 178, 205; Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 261, 288.
В Закарпатской области арестовали 46 священников-униатов, 162 состояли на учете, по ним работало 305 конфидентов52. По подсчетам современных исследователей, всего за период пребывания в СССР в Закарпатье арестовали 124 священника-униата (до 40% их численности), 28 из них скончались в местах лишения свободы, свыше 90 священников продолжали служить в катакомбных условиях53.
Грубый административно-репрессивный механизм «самороспуска» униатской конфессии в Западной Украине в 1946-1949 гг. и, в частности, в Закарпатье сопровождался системными нарушениями свободы совести и прав граждан, гарантированных самим же законодательством СССР. Часть греко-католического клира продолжила окормление паствы в катакомбных условиях, и эта коллизия стала одним из факторов накопления латентного протестного потенциала у части жителей региона и после подавления вооруженного подполья ОУН.
С 1990 г. проведенное под жестким административно-репрессивным нажимом «воссоединение» церквей стало одним из факторов политизированного насилия уже по отношению к верным РПЦ в западных областях Украины. Тогда при поддержке региональных Советов, где коммунисты оказались в меньшинстве, и глухой оппозиции начались повальные силовые захваты православных церквей адептами возродившейся ГКЦ и «Украинской автокефальной церкви» (УАПЦ). Так, в с. Новый Роздол Львовской области 7 ноября 1990 г. в драке за храм с обеих сторон сошлось до 300 человек, девять граждан госпитализировали. В иных случаях были и погибшие. К концу года ГКЦ силой захватила 822 храма, адепты УАПЦ — 81754. Упомянутая драма, не подвергнутая осуждению Ватиканом, и доныне является основным камнем преткновения в диалоге Русской Православной Церкви и Папского престола.
Ключевые слова: Греко-Католическая Церковь, церковно-государственные отношения в СССР, преследования верующих, советские спецслужбы, Закарпатская Украина.
Список литературы
Бендас С., Бендас Д. Священики-мученики, сповщники вiрностi. Ужгород, 1999. Бендас Д. Репреси радянсько! влади проти греко-католицького духовенства на Закарпати в 1944-1949 рр. // Ковчег: Науковий збiрник iз церковно! юто-ри. Львiв, 2000. Вип. 2. С. 290-299. Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953: Документы российских архивов. М., 2009. Т. 1. 1944-1948.
Веденеев Д., Шевченко С. Товарищ Судоплатов преувеличивает. // Еженедельник «2000». 2000. 22 дек.
Веденеев Д. В. «Решительный враг Ватикана и унии». Спецслужбы и протопресвитер Гавриил Костельник в контексте создания предпосылок к ликвидации унии в Западной Украине (1939-1944 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 85-105.
52 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 261. Д. 2. Л. 134-135.
53 Бендас С., Бендас Д. Священики-мученики, сповщники в1рност1. Ужгород: Закарпаття, 1999. С. 305, 398.
54 Сборник КГБ СССР. 1990. № 152. С. 35-36.
Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов ХХ века: Очерки истории. М., 2008.
Волошин Ю. Лжвщацш Ужгородсько! уни // З архiвiв ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 1999. № 1-2. С. 406-418.
Дмитрук В. Лшвщащя Укра!нсько! греко-католицько! церкви на Закарпатт (друга половина 1940-х рр.) // Iсторiя Укра!ни: маловiдомi iмена, поди, факти. 2010. Вип. 36. С. 283-293.
Каштан Л. Лшвщащя греко-католицько! церкви у Закарпатл, 1945-1949 рр.: щеолого-пропагандистська складова // Краезнавство. 2012. № 3. С. 71-83.
Пагиря О. Лшвщащя радянськими органами державно! безпекигреко-католицько! церкви у Закарпатт (1945-1949 рр.) // З архiвiв ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 2014. № 2. С. 469503.
Пушкаш Л. Кир Теодор Ромжа: Життя i смерть епископа. Львiв, 2001.
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.: сб. документов. М., 2009.
Санников Г. Большая охота. Разгром вооруженного подполья в Западной Украине. М., 2002.
Сборник КГБ СССР. 1990. № 152. С. 35-36.
Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. М., 1997.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2019. Vol. 88. P. 78-97 DOI: 10.15382/sturII201988.78-97
Dmytro Vedeneev, Doctor of Sciences in History, Professor, Department of the Humanities, National Academy of Culture and Arts Management, 9 Lavrska Str., Kyiv, 01015, Ukraine zastava67@ i.ua ORCID: 0000 0002 8929 9875
Activities of Soviet Special Services for the Liquidation of the Greek Catholic Church in the Transcarpathian Ukraine
D. Veneneev
Abstract: This article draws on little-known documents of Soviet special services and sheds light on law enforcement activities of the Ministry of State Security of the USSR and Ukrainian SSR in the process of liquidation of the Greek Catholic Church in the Transcarpathian Ukraine in 1949. The events in Transcarpathia, where the "self-dissolving" of the Uniate Church took place in 1948-1949, did not receive a full and detailed description before. Scholars did not pay much attention to the activities of special services that in many respects made possible the reuniting of Greek Catholics and the Orthodox Church. The study of these events has become possible only recently as previously classified documents have been made public. This article examines the
confessional situation and social and religious attitudes in the region after its inclusion in the USSR in 1945, resistance of the clergy and hierarchs against incorporating the Greek Catholic Church into the Orthodox Church. The article also studies the mechanism of law enforcement and special propagandist activities of the special service in destroying the local community of Greek Catholics, in creating points of influence among the clergy of the Greek-Catholic Church, in preparation of the act of eliminating the Church Union in the Transcarpathian Ukraine according to the "Plan of Law Enforcement Activities for the Liquidation of the Greek-Catholic Church in the Transcarpathian Region of the Ukrainian SSR" approved by Minister of State Security of the Ukrainian SSR S.R. Savchenko on 14 January, 1948. Using previously unknown documents, this article sheds light on the circumstances of the death of the leader of the Greek Catholic Church of Transcarpathia bishop Theodor Romga (Russ. Теодор Ромжа), who might have become victim of a terrorist act of state security organs because of his relentless resistance against the elimination of the Church Union in the region. Besides, the documents identified allow one to doubt certain "sensational versions" of the hierarch's death, among others described by P.A. Sudoplatov. The article discusses features of liquidation of the Union, consequences of Mukachevo act of 1949 and the subsequent measures of state security organs of the Ukrainian SSR.
Keywords: Greek Catholic Church, church-state relations in USSR, persecution of believers,
Soviet special services, Transcarpathian Ukraine.
References
Bendas S., Bendas D. (1999) Sviashcheniki-mucheniki, spovidniki virnosti [Priests-Martyrs, Promoters of Faith]. Uzhgorod (in Ukrainian).
Bendas D. (2000) "Represii radians'koi vladi proti greko-katolits'kogo dukhovenstva na Zakarpatti v 1944-1949 rr." [Repression of State Authorities against Greek Catholic Clergy in Transcarpathia in 1944—1949]. Kovcheg: Naukovii zbirnik iz tserkovnoi istorii, 2. L'viv, pp. 290-299 (in Ukrainian).
Dmitruk V. (2010) "Likvidatsiia Ukrains'koi greko-katolits'koi tserkvi na Zakarpatti (druga polovina 1940-kh rr.)" [Liquidation of Greek Catholic Church in Transcarpathia (Latter Half of the 1940s)]. Istoriia Ukraini: malovidomi imena, podii, fakti, 2010, vol. 36, pp. 283—293 (in Ukrainian).
Kapitan L. (2012) "Likvidatsiia greko-katolits'koi tserkvi u Zakarpatti, 1945-1949 rr.: ideologo-propagandists'ka skladova" [Liquidation of Greek Catholic Church in Transcarpathia, 1945—1949], Kraeznavstvo, 2012, vol. 3, pp. 71-83 (in Ukrainian).
Pagiria O. (2014) "Likvidatsiia radians'kimi organami derzhavnoi bezpeki greko-katolits'koi tserkvi u Zakarpatti (1945-1949 rr.)" [Liquidation by Authorities of State Security of Greek Catholic Church in Transcarpathia (1945—1949)]. Z arkhiviv VUChK-GPU-NKVD-KGB, 2014, vol. 2, pp. 469—503 (in Ukrainian).
Pushkash L. (2001) Kir Teodor Romzha: Zhittia i smert' episkopa [Kir Theodor Romga. Life and Death of the Bishop]. L'viv (in Ukrainian).
Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' vgody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941—1945 (2009) [Russian Orthodox Church during World War II, 1941—1945]. Moscow (in Russian).
Sannikov G. (2002) Bol'shaia okhota. Razgrom vooruzhennogopodpol'ia v Zapadnoi Ukraine [Big Hunt. Destruction of Armed Underground in Western Ukraine]. Moscow (in Russian).
SbornikKGBSSSR (1990) [Collection of KGB of USSR], vol. 152, pp. 35-36 (in Russian).
Sudoplatov P. (1997) Spetsoperatsii. Lubianka i Kreml' 1930—1950 gody [Special Operations. Lubianka and the Kremlin in the 1930s — 1950s]. Moscow (in Russian).
Vedeneev D., Shevchenko S. (2000) "Tovarishch Sudoplatov preuvelichivaet..." [Comrade Sudoplatov is Overestimating...]. Ezhenedel'nik2000, 22 December (in Russian).
Vedeneev D. (2017) "«Reshitel'nyi vrag Vatikana i unii». Spetssluzhby i protopresviter Gavriil Kostel'nik v kontekste sozdaniia predposylok k likvidatsii unii v Zapadnoi Ukraine (1939— 1944 gg.)" ["Resolute Enemy of Vatican and the Union". Special Services and Protopriest Gavriil Kostel'nik in Context of Creating Prerequisites for the Liquidation of the Union in Western Ukraine (1939—1944)". Vestnik PCTGU. Ser. II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2017, vol. 79, pp. 85—105 (in Russian).
Vlast' i Tserkov' v Vostochnoi Evrope. 1944—1953: Dokumenty rossiiskikh arkhivov, 1 (2009) [State Authorities and Church in Eastern Europe. 1944—1953: Documents from Russian Archives]. Moscow (in Russian).
Volokitina T., Murashko G., Noskova A. (2008) Moskva i Vostochnaia Evropa. Vlast' i tserkov' v period obshchestvennykh transformatsii 40-50-kh godov XX veka: Ocherki istorii [Moscow and Eastern Europe. State Authorities and Church in the Period of Social Transformations of the 1940s — 1950. Essays in History]. Moscow (in Russian).
Voloshin Iu. (1999) "Likvidatsiia Uzhgorods'koï uniï" [Liquidation of Uzhgorod Union]. Zarkhiviv VUChK-GPU-NKVD-KGB, 1999, vol. 1-2, pp. 406-418 (in Russian).