УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МАЛЫШЕВА Елена Ивановна
Аннотация: в статье с использованием нормативно-правовых актов рассматривается вопрос о современных видах учреждений здравоохранения. Автор обращает внимание на актуальность дальнейшего административно-правового регулирования организации здравоохранения в России, для создания эффективной системы.
Annotation: the article with regulations under consideration of the innovative health care institutions. The author draws attention to the urgency offurther administrative-legal regulation of healthcare organizations in Russia, to create an efficient system.
Ключевые слова: учреждения здравоохранения, медицинская организация, охрана здоровья, медицинская помощь.
Key words: health, medical organization, health, medical care.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации1 каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарноэпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Речь идет как о пропаганде здорового образа жизни, развитии физкультуры и спорта и профилактике профессиональных и иных заболеваний, так и о создании системы лечебных учреждений и оказании в них квалифицированной медицинской помощи2.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового по-
1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2 Гришаев С.П. Комментарий Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс». 2012.
ложения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) вступил в силу почти два года назад (1 января 2011 года), однако переход на новые типы учреждений здравоохранения не только не урегулировал управленческую систему здравоохранения, но и породил новые проблемы.
В соответствии со ст. 6 Закона № 83-ФЗ все государственные и муниципальные учреждения разделены на три вида: автономные, бюджетные и казенные.
Правовое положение данных учреждений регулируется Федеральными законами «Об автономных учреждениях»3, «О некоммерческих организациях»4 и Бюджетным кодексом Российской Федерации5.
Изменение организационно-правовых форм медицинских учреждений, связанное со вступлением в силу Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федера-ции»6 (далее - Закон № 326-ФЗ), привело к отсутствию четкой подведомственности учреждений здравоохранения.
В соответствии со ст. 15 Закона № 326-ФЗ для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обяза-
3 Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.
4 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
5 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
6 Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред.
от 28.07.2012) «Об обязательном медицинском страховании в Рос-
сийской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
тельного медицинского страхования (далее -медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом: 1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; 2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.
Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Реестр медицинских организаций содержит наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра медицинских организаций устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования. Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети Интернет и может дополнительно опубликовываться иными способами.
Порядок ведения реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»7.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»8 медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационноправовой формы, осуществляющее в качестве
7 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 г. № 158н (ред. от 09.09.2011) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» // Рос. газ. № 51. 2011. 11 марта.
8 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационноправовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 10749 принята Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в которой понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Как правило, практика создания медицинских организаций связывается с использованием организационно-правовой формы учреждения. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ). Медицинские учреждения действуют в основном на муниципальном уровне, поэтому распространенной является форма муниципального учреждения здравоохранения (МУЗ)10.
Поскольку на сегодняшний день к медицинским учреждениям в сфере ОМС относятся медучреждения любой организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные
9 Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // СЗ РФ. 2012. № 44. Ст. 6021.
10 Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) / А.Л. Бла-годир [и др.] ; под общ. ред. А.А. Кирилловых. М. : Деловой двор, 2012. С. 27.
в реестр медицинских организаций, то на сегодняшний день образовалось множество организационно-правовых видов медицинских учреждений, таких как: Федеральное государственное учреждение здравоохранения (ФГУЗ); Федеральное государственное учреждение (ФГУ); Государственное лечебно-профилактическое учреждение (ГЛПУ); Государственное бюджетное учреждение здравоохранения (ГБУЗ); Негосударственное учреждение здравоохранения (НУЗ); Муниципальное учреждение (МУ); Муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ); Муниципальное медицинское лечебнопрофилактическое учреждение (ММЛПУ); Муниципальная медицинская автономная организация (ММАО); фельдшерско-акушерские пункты (ФАП); ООО, индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой и др.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 октября 2010 года № 93811 утвержден перечень федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
К федеральным бюджетным учреждениям данным Приказом отнесено 70 специализированных учреждений здравоохранения, 8 казенных учреждений (психиатрические больницы) и 1 специализированное учреждение здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 года № 62712 утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (далее - Приказ № 627).
В соответствии с данной номенклатурой:
- к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены: больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения;
11 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 октября 2010 г. № 938 «Об утверждении перечней федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // Бюл. трудового и социального законодательства РФ. 2010. № 12.
12 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 7 октября 2005 г. № 627 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 42. 17 окт.
- к учреждениям здравоохранения особого типа - центры и бюро;
- к учреждениям здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - центры гигиены и эпидемиологии, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, противочумный центр (станция), дезинфекционный центр (станция), центр гигиенического образования населения;
- к аптечным учреждениям - аптека, аптечный пункт, аптечный киоск, аптечный магазин.
Кроме того, в Приказе № 627 отмечено,
что:
1. Лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.
2. Учреждения здравоохранения, предусмотренные подразделом 1.1 «Больничные учреждения» настоящей Номенклатуры, могут иметь в своем составе поликлинику (амбулаторию).
3. При наличии двух и более учреждений здравоохранения одного наименования, подведомственных одному органу государственной или муниципальной власти, каждому из них присваивается порядковый номер.
4. Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
5. Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
6. Санитарная авиация может входить в состав областной, краевой, республиканской больницы или учреждения здравоохранения медицины катастроф и действует на правах ее отделения.
7. Клиники - лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, научно-практических центров медико-социальной экспертизы и реабилита-
ции инвалидов или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются их структурными подразделениями.
8. К специализированным относятся дома ребенка для детей:
- с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики; с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе детскими церебральными параличами, без нарушения психики; с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефектами физического развития без нарушения психики; с нарушениями слуха и речи (глухонемых, оглохших, слабослышащих); с нарушениями речи (заикающихся, с алалией и другими нарушениями речи); с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих); с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза; санаторный.
9. К центру медицинской и социальной реабилитации относится:
- отделение постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих.
10. Полное наименование учреждения здравоохранения, предусмотренного настоящей номенклатурой, может содержать сведения о ведомственной принадлежности (Росздрава, МВД России и др.) и функциональной принадлежности (клиническая).
Подводя итог, следует отметить, что назрела острая необходимость в дальнейшем реформировании действующей системы здравоохранения и принятии единого нормативноправового акта, регулирующего статус, виды, порядок образования, деятельность, права и обязанности медицинских учреждений.