Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ Г. МИЧУРИНСКА В 1942/1943 УЧЕБНОМ ГОДУ'

УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ Г. МИЧУРИНСКА В 1942/1943 УЧЕБНОМ ГОДУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЧУРИНСК / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / СТУДЕНТЫ / ЛЕКТОРИЙ / ПАРТИЙНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рожков Геннадий Александрович

В статье предпринята попытка исследовать работу Учительского института г. Мичуринска в 1942-1943 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS' INSTITUTE OF MICHURINSK IN THE 1942/1943 ACADEMIC YEAR

The article attempts to investigate the work of the Teachers' Institute of Michurinsk in 1942-1943.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ Г. МИЧУРИНСКА В 1942/1943 УЧЕБНОМ ГОДУ»

УДК 94(470.324) "1942/1943

УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ Г. МИЧУРИНСКА В 1942/1943

УЧЕБНОМ ГОДУ

Геннадий Александрович Рожков

старший преподаватель gennadij [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье предпринята попытка исследовать работу Учительского института г. Мичуринска в 1942-1943 гг.

Ключевые слова: Мичуринск, Учительский институт, студенты, лекторий, партийная работа.

Для учащейся молодежи г. Мичуринска академический год в условиях апогея войны стал этапом как для освоения профессиональных кластеров, так и формирующе-базовым элементом социализации в подавляющем большинстве для студентов-комсомольцев в структуру советского общества. Поэтому вполне обоснован такой широкий спектр современных работ, отражающих беспрецедентный вклад молодежи в правое дело Великой победы [9, 10].

Отметим, что для получения профессионально-образовательных страт в институте именно в 1942 - 1943 гг. были созданы, невзирая на все перипетии военного времени, прекрасные условия для получения педагогического образования:

- получено совершенно новое, приспособленное для учебных целей помещение;

- проведена ротация преподавательского состава (значительно увеличена доля специалистов с ученым званием).

- институт переформатирован в центр научно-педагогической мысли региона (проведена научно-методическая конференция);

- факультеты разработали планы научно-исследовательской работы кафедр с привлечением контингента обучающихся с учетом местной специфики (например, естественно-географический факультет во главе с доктором сельскохозяйственных наук П.Н. Яковлевым разрабатывал проблему «Выявление и определение запасов топлива в Мичуринском и прилегающих к нему районах». О значимости комплексного исследования в этом разрезе не следует и говорить);

- осуществлено открытие лектория для партийно-советского актива города и института (проведены циклы лекций по вопросам литературы, педагогики, социально-экономических, естественных и ряда других наук).

На новации в институте позитивно отреагировали и выпускники школ региона. План набора абитуриентов, с последующим поступлением, был значительно перевыполнен.

Позитивные тенденции в развитии института отметил и центральный руководящий орган - Наркомпрос, констатировав, что институт «несмотря на трудные условия работы в прифронтовой полосе, успешно выполняет стоящие перед ним задачи». Дав высокую оценку институту, Народный комиссар В.П. Потемкин решил открыть при нем заочное отделение и новый факультет -иностранных языков [2, с. 2].

Конечно, это предполагало расширение функциональных обязанностей сотрудников, возникали определенные трудности методического и практико-применительного характера. Однако все новые вызовы военного времени, как декларировали сотрудники института, должны были быть решительно преодолены.

На первый взгляд декларация намерений и публичное сопровождение могло нести пропагандистский характер, однако, как утверждает партийно-хозяйственный рупор актива города «Мичуринская правда» при институте действительно качественно работал в воскресные дни лекторий по трем кластерам-направлениям - текущий момент; достижения педагогической мысли и история научных прорывов [1, с. 1].

Бесспорно, в условиях локальной прифронтовой событийности лекторий, по словам М. Моисеенко, стал важнейшим «элементом в системе повышения политической общетеоретической и методической подготовки учительских кадров» [3, с. 2]. К тому же сотрудники лектория строили и просветительско-глобальные для города планы - «обслуживать» лекциями весь партийно-хозяйственный актив города, для этого расширили наполняемость проблематики лекционных циклов.

Следующим важным шагом, внесенным в дело Победы, стали институтские инициативы по активизации сбора средств на строительство танковой колонны «Мичуринский комсомолец» [8] и приобретение подарков для фронтовиков [6, с. 2]. Примечательно, что студенты-педагоги в каждую практически посылку вкладывали личное обращение к бойцу, завязывая тем самым личный контакт, что позволяло понять чаяния бойца, и давало

обширный материал для дальнейшей образовательной деятельности с детьми, особенно в ходе учебных практик в школе.

Так, четырехнедельная практика в 11-ти городских и 6-ти сельских школах показала, что педагоги-студенты, не только владеют теоретическим материалом, но и успешно используют его в условиях прифронтовой полосы, особенно в воспитательной работе [5, с. 2].

Руководство страны выдвинуло новое значимое в условиях войны партийно-мобилизующее требование - «Партийную работу - на уровень военных задач» [7, с. 1]. И вот здесь оказалось, как утверждал инструктор Горкома ВКП (б) П. Шипилова, были выявлены значительные опущения в работе партийцев Учительского института:

- не осваивался «Краткий курс истории ВКП (б)», что не позволяло расширить политический кругозор (например, член партии тов. Мягкова два года его не изучала);

- нет условий для глубокого овладения большевизмом (секретарь партийной организации тов. Шумакова не организует дипуты-беседы по обмену опытом среди партийцев);

- практически свернули агитационно-массовую и политическую работу среди населения на бывших избирательных пунктах;

- отсутствует контроль за исполнением решений партсобраний.

Естественно, эти недостатки могут быть быстро устранены, если

«коммунисты института повысят требовательность за точное выполнение уставных требований каждым товарищем» [11, с. 2].

И институт успешно преодолел все трудности. Об этом свидетельствуют результаты экзаменов, на которых оценки «неудовлетворительно» никто не удостоился получить. Перед институтом открывались новые горизонты успешного выполнения государственного заказа на качественную подготовку учителей [4, с. 2].

Список литературы:

1. Лекторий для учителей // Мичуринская правда. 1943. № 24. С. 1.

2. Моисеев С. Учительский институт в новом году // Мичуринская правда. 1943. № 3. С. 2.

3. Моисеенко М. Лекторий при Учительском институте // Мичуринская правда. 1943. № 4. С. 2

4. Моисеенко М. Учительский институт накануне Государственных экзаменов // Мичуринская правда. 1943. № 107. С. 2

5. Моисеенко М. Педагогическая практика студентов // Мичуринская правда. 1943. № 72. С. 2.

6. От студентов // Мичуринская правда. 1943. № 29. С. 2.

7. Партийную работу - на уровень военных задач // Мичуринская правда. 1943. № 35. С. 1.

8. Рожков Г.А. Танковая колонна «Мичуринский комсомолец» в фокусе исследовательской деятельности обучающихся // Наука и образование. 2021. Т. 4. № 2. С. 330.

9. Сидорова И.В., Виданова Н.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения событий Великой Отечественной войны с использованием краеведческого материала // Наука и Образование. 2019. № 2. С. 97.

10. Трусова А.С., Толмачева Н.В. Исторический аспект патриотизма и его роль в возрождении периферийной культуры жизни общества // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция практики. Материалы Национальной контент-платформы. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2019. С. 183-185.

11. Шипилова П. Упущение в работе парторганизации Учительского института // Мичуринская правда. 1943. № 32. С. 2.

UDC 94(470.324) "1942/1943

TEACHERS' INSTITUTE OF MICHURINSK IN THE 1942/1943

ACADEMIC YEAR

Gennady A. Rozhkov

senior lecturer [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article attempts to investigate the work of the Teachers' Institute of Michurinsk in 1942-1943.

Keywords: Michurinsk, Teachers' Institute, students, lecture hall, party work.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.