УДК 94(470.324) "1941/1945"
ШКОЛА СТАЛИНСКИХ СОКОЛОВ ИЗ Г. МИЧУРИНСКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Геннадий Александрович Рожков
старший преподаватель gennadij [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье предпринята попытка исследовать боевой путь выпускников мичуринского аэроклуба в 1941-1945 гг.
Ключевые слова: Мичуринск, аэроклуб, школа летчиков, Великая Отечественная война, парашютный спорт.
В обойме ученической исследовательской работы достаточно приемов средств, который может использовать руководитель школьной поисковой сферы. Ряд аспектов такого вида наблюдаем в публикаторской палитре [5; 6; 7].
Итак, для означенной проблематики участники работы на первом этапе проводят контент-выборку из локально-региональной периодики. В качестве объекта избрана «Мичуринская правда» за 1945 г., так как это и год Победы, и год 75-летия русской авиации. Полученный пласт материала позволил получить определенную результативность.
Итак, выявлено, что г. Мичуринск был в период 1941 - 1945 гг. являлся определенным трамплином для будущих сталинских соколов. Так, из четырех сыновей семьи Пржигодских - два (Евгений и Лев) стали авиа-пилотами. Еще учась в школе № 48, мечтая о небе, они поступили в городской аэроклуб, как и их товарищ, Юрий Шишкин. Аэронавты-комсомольцы, получив азы летного дела, выполнив все нормативы начальной ступени обучения, успешно прошли испытания в летную школу.
А. Ю. Шишкин показал себя как настоящий летчик-асс. Он стал инструктором одной из летных школ, подготовив целый ряд талантливых сталинских соколов.
Примечательно, что в свою очередь, Л. Пржигодский, уже в 22 года, став командиром борта, получил назначение в действующую армию на Дальнем Востоке, а затем был переброшен на Западные рубежи. Дома практически ничего о нем не знали, и как утверждала его мать Любовь Ивановна: «Он шлет скупые и короткие письма», и сын даже промолчал про тяжелое ранение. Л. Пржигодский как истинный офицер не афишировал и о своих «заслугах», за которые получил боевые награды [2, с. 3].
Так же немногословен был и другой мичуринский выпускник аэроклуба -сталинский сокол А. Романовский, который писал родным: «О себе писать нечего. В январе и феврале участвовал в операциях от Вислы до Одера. В основном летаю на разведку, но не упускаю случая бомбить эшелоны или автоколонны немцев» [2, с. 3].
Еще один выпускник аэроклуба, капитан Г. Бабий получил приказ готовиться к боевому вылету в 6-00 утра 22 июня 1941 г. и через четыре часа уже выполнил первое свое боевое задание. Капитан вспоминает, что в первый день войны он выполнил два вылета, а потом ежедневно поднимались на крыло 5 - 6 раз в день.
Г. Бабию приходилось совершать и разведывательные вылеты, сражаясь с превосходящими по численности фашистскими стервятниками - «Мессерами» и только из-за «мощного вооружения нашего самолета», удалось отбиться от врага, а, затем, использовав облачность, продолжить полет к установленной цели - вражескому аэродрому в Котке. И, не обращая внимания на сильный заградительный зенитный огонь, и «рвущиеся снаряды вокруг самолета, мы, хладнокровно выдержав боевей курс, сфотографировали цель» и передали координаты на командный пункт. Бомбардировщики завершили наш вояж сокрушительным ударом по вражеской базе фашистских ассов Люфтваффе [1, с. 3].
Мичуринский летчик-асс капитан Г. Бабий внес решающий вклад в разгром немецких танковых орд и на Ленинградском фронте, где одна из самых известных противотанковых операций произошла на Луго-Гатчинском рубеже, когда борт мичуринца обнаружил колонну покрытых свастикой танков, расположившихся на отдыхе и «полторы тысяч килограмм боевого груза, полетели на голову врага». В ходе такой атаки более десятка танков противника были выведены из строя, и, самое главное, были получены сведения о направлении удара, которые и позволили стабилизировать обстановку на этом направлении [1, с. 3].
Просто изумительно резюмирует свое послание Г. Бабий, обращаясь к мичуринцам: «Я горд, что великое дело победы над врагом завоевано и моей кровью, а в строительство военно-воздушных сил Красной Армии вложен и мой труд» [1, с. 3].
В ряду выпускников аэроклуба хочется отметить не только сталинских соколов, но и отличного стрелка, всесторонне развитого парашютиста-
спортсмена капитана Пестунова, который 228 раз отрывался от борта самолета, уходя на встречу с неизвестностью, как в дневное, так и ночное время.
Помнит капитан и прыжки на море, когда десант садился прямо в воду, и только юркие катера подхватывали парашютистов. И, бесспорно, увлекательна, почетна и опасна работа профессионала-парашютиста. Ведь он не только тренируется сам, но и готовит кадры всепреодолевающих десантников.
В целом, с 1935 по 1945 гг. школу капитана Пестунова (говорящая сама за себя фамилия) прошли сотни солдат «крылатой пехоты» [4, с. 3].
И все-таки мичуринские сталинские соколы день Победы встречали не в городе, а закрывали собой мирное небо от японских агрессоров. Так, мичуринский активист-комсомолец, трижды орденоносец, бывший воспитатель мичуринского детприемника Николай Мордасов, сурово бороздил дальневосточное небо, одерживая очередные воздушные победы [3, с. 3].
И, какой вывод делают ученики-поисковики - враг разгромлен и в его разгроме деятельное участие приняли воспитанники мичуринского аэроклуба сталинских соколов.
Список литературы:
1. Бабий Г. Боевые эпизоды // Мичуринская правда. 1945. № 163. С. 3.
2. Блохина В. Летчики-мичуринцы // Мичуринская правда. 1945. № 163.
С. 3.
3. Дмитриева Л., Лунева Л., Краснова А. Наш товарищ // Мичуринская правда. 1945. № 163. С. 3.
4. Попов М. Мастер парашютного спорта // Мичуринская правда. 1945. № 163. С. 3.
5. Рожков Г.А. Танковая колонна «Мичуринский комсомолец» в фокусе исследовательской деятельности обучающихся // Наука и образование. 2021. Т. 4. № 2. С. 330.
6. Сидорова И.В., Виданова Н.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения событий Великой Отечественной войны с
использованием краеведческого материала // Наука и Образование. 2019. № 2. С. 97.
7. Трусова А.С., Толмачева Н.В. Исторический аспект патриотизма и его роль в возрождении периферийной культуры жизни общества // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция практики. Материалы Национальной контент-платформы. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2019. С. 183-185.
UDC 94(470.324) "1941/1945"
THE SCHOOL OF STALIN'S FALCONS FROM MICHURINSK THROUGH THE PRISM OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES
Gennady A. Rozhkov
senior lecturer gennadij [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article attempts to investigate the combat path of graduates of the Michurinsky aero club in 1941-1945.
Keywords: Michurinsk, aero club, pilot school, the Great Patriotic War, parachuting.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.