Научная статья на тему 'Учитель, воспитавший учеников'

Учитель, воспитавший учеников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРСОВ ГЕОРГИЙ ГАВРИЛОВИЧ / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (РНБ) / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (СПБГУКИ) / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Светлана Симеоновна, Одинокая Линина Павловна

Биографический очерк Г. В. Михеевой и собрание 11 небольших эссе – воспоминаний о библиотековеде Г. Г. Фирсове его соратников и учеников – сотрудников Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, профильных учреждений и вузов страны и ближнего зарубежья. В заключительном эссе Р. С. Гиляревского приведены фрагменты из личной переписки с Г. Г. Фирсовым. 1 ноября 2012 г. в Российской национальной библиотеке прошло заседание памяти Г. Г. Фирсова, организованное совместно сотрудниками библиотеки и преподавателями кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель, воспитавший учеников»

С. С. Артамонова, Л. П. Одинокая

Учитель, воспитавший учеников

В каждой отрасли науки и практики есть знаковые личности, которые на длительное время определяют их развитие. К таким ярким личностям, безусловно, принадлежит и Григорий Гаврилович Фирсов.

Григорий Гаврилович Фирсов - ученый, педагог, руководитель, деятельность которого в течение длительного времени влияла и определяла развитие группы наук библиотековедческого цикла, в частности, проблемы теории и методики каталогизации, документально-коммуникативного цикла, а также совершенствование профессиональной подготовки библиотечных кадров.

В конце 1950-х гг., а точнее в 1956 и 1957 гг., мы, выпускницы библиотечного отделения Киевского культпросветтехникума, после трудных вступительных экзаменов и собеседования с ректором института с замиранием сердца поднимались по мраморной лестнице Ленинградского государственного библиотечного института им. Н. К. Крупской в новый, студенческий мир.

С первых шагов в институте именно кафедра библиотековедения взяла под опеку 1-й курс, так как специальные дисциплины: общее библиотековедение, история библиотечного дела, библиотечные каталоги и др. - читались преподавателями этой кафедры. Плодотворная многолетняя работа Г. Г. Фирсова на кафедре библиотековедения, в составе которой были преподаватели, чьей общей чертой был высокий творческий потенциал, значительные научные достижения. Это были личности, глубоко и по-настоящему преданные библиотечному делу, что очень хорошо чувствовали студенты. Среди них - Е. А. Горш, В. Ф. Сахаров, Б. В. Банк, А. Н. Ванеев, В. С. Крейденко, З. П. Оленева и др. Уже первые лекции Григория Гавриловича Фирсова покоряли широкой эрудицией, высоким профессионализмом, доступностью излагаемого материала. Его лекции были не монологом, а творческим, с юмором диалогом со студенческой аудиторией.

Каждое его занятие имело практическое наглядное сопровождение из его уникальной коллекции марок, конвертов, медалей, посвященных библиотечной тематике. На лекциях, заседаниях научных студенческих конференций он знакомил нас с фотографиями библиотек и библиотекарей из своей коллекции.

Вопросы, которые он по ходу лекции задавал, нас, первокурсников, часто смущали, так как мы не знали ответа. Как многому надо было еще научиться, познать. И это действительно стимулировало идти в библиотеку, писать рефераты и тщательно готовиться к семинарам и практическим занятиям.

В Григории Гавриловиче Фирсове студентов привлекала его доброжелательность, внимательное отношение, умение слушать и всегда какое-то приподнятое настроение, улыбчивость. Он был оптимистом. Нам посчастливилось общаться с талантливым ученым, человеком высокой эрудиции, блестящим педагогом и наставником молодежи. Незабываемы встречи студентов в кабинете Григория Гавриловича, связанные не только с учебными, профессиональными и общественными проблемами. Его человечность проявлялась и в заботе о наших студенческих бытовых проблемах. Любые материальные трудности студентов решались зачастую лично Григорием Гавриловичем.

Нам памятно неформальное общение с Григорием Гавриловичем и на студенческих научных конференциях, а позднее на аспирантских и научных конференциях в Санкт-Петербурге, Москве.

Быстро пролетело четыре года учебы, и мы разъехались по распределению на свои рабочие места. Возможно, педагогическое мастерство Григория Гавриловича, какая-то магия влияния его на аудиторию и предопределили наш выбор - педагогическую деятельность. Мы выбрали педагогический уклон в своей профессии: преподавание специальных библиотековедческих дисциплин сначала в культпрос-ветучилищах, затем истории библиотечного дела - в институтах культуры. Светлана Артамонова (в студенчестве Светлана Гринич) - в Челябинском культпросветучи-лище и Челябинском государственном институте культуры, Линина Одинокая -сначала в Читинском культпросветучилище, а затем в Киевском государственном институте культуры. В культпросветучилищах курс «Библиотековедение» включал раздел «Библиотечные каталоги», и мы с благодарностью вспоминали все те наставления, которые получили в период учебы в институте от Г. Г. Фирсова.

Для нас, читающих в институтах курс «История библиотечного дела», и для наших студентов большой интерес представляли обстоятельные и глубокие статьи Г. Г. Фирсова по истории библиотек (Тургеневской библиотеки в Париже, библиотеки Анатоля Франса и др.), о видных отечественных библиотековедах, среди которых О. С. Чубарьян, В. Э. Банк, Е. А. Горш; о зарубежных деятелях: X. Кунце (ГДР), То-дор Боров (Болгария); библиотечной деятельности выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей: Мессинг, Р. Тагор, Гете, А. Мицкевич и др.

Г. Г. Фирсов выполнил завет древних философов: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться».

И мы с гордостью можем сказать, что во всех наших достижениях заслуга и Григория Гавриловича. Мы обе защитили диссертации в Ленинграде и Москве по региональной истории библиотечного дела Украины и Урала, стали кандидатами педагогических наук, а также доцентами по кафедре библиотековедения, а ныне работаем в научно-информационном отделе Украинского научно-исследовательского института архивного дела и документоведения. Отдельно следует отметить такую грань творческой деятельности Григория Гавриловича, как руководство диссерта-

• Том 201 • Книжное дело: вчера, сегодня, завтра •

279

ционными работами, его работу в Специализированном совете. Будучи неофициальным рецензентом диссертационной работы Л. Одинокой «Развитие библиотековедения в Украинской ССР (1917-1941 гг.)», Григорий Гаврилович принял активное участие в ее обсуждении на кафедре библиотековедения ЛГИК им. Н. К. Крупской в 1984 г.

По сути, сегодня каждый серьезный исследователь, студент, аспирант и молодой преподаватель, научные интересы которых связаны с информационно-библиотечными и документально-коммуникативными проблемами, не может пройти мимо творческих достижений Григория Гавриловича Фирсова, его учебников, научно-методических пособий, обстоятельных публикаций по теоретическим и практическим проблемам книгоописания, каталогизации, информационно-поисковых систем, библиографии технической литературы, совершенствованию подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.