_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 373.1:005.
Бахрамова Гульмира Абдурасуловна
кандидат педагогических наук кафедры «Педагогика и психология» ЮКГПИ г.Шымкент, республика Казахстан
E-mail: [email protected] Арзымбетова Шолпан Жаксылыковна кандидат педагогических наук , доцент зав.кафедрой «Педагогика и психология» ЮКГПИ г.Шымкент, республика Казахстан
Алимова Кунзуз Шайыповна ст.преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ЮКГПИ г.Шымкент, республика Казахстан Естаева Алия Онласбековна магистр, преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ЮКГПИ г.Шымкент, республика Казахстан
УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры училя раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности.
Ключевые слова
Компонент, профессиограмма, позиция педагога, источники активности учителя, призвание
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы.
Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение
работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-
педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная
работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. [1, с.27]
К. Д. Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы".
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. [2]
Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.
Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.
Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку. [3]
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Однако, любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.
Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он - специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он - правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он - посредник между ребенком и взрослым миром. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося.
В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист. Ведущими задачами педагога нового типа являются:
• создание благоприятных психолого*педагогических условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
• учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
• коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Анализ философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, изучение опыта деятельности учителей школ, теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Бахрамова Г.А. Педагогическое мастерство / Электронное учебное пособие - Шымкент. ЮКГПИ, октябрь 2016. 3,75 ГБ
2. Каракулов К.Ж. Школоведение. - Алматы. 2005. -191 с.
3. Баймолдаев Т.М. Педагогический менеджмент и современное управление школой. - Алматы.: Fалым, 2001.- 110 с.
© Бахрамова Г.А., Арзымбетова Ш.Ж., Алимова К.Ш., Естаева А.О., 2017
УДК 377.037.5
Белогорцев Николай Николаевич
Преподаватель кафедры уголовно-процессуальных и административно-правовых дисциплин, Воронежский институт ФСИН России г. Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье аргументированы возможности применения акмеологических оценочных и развивающих методик для реализации общекультурных компетенций самодетерминации будущих специалистов, слушателей курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.
Ключевые слова
Акмеологические методики, акмеологический подход, акмеологическая образованность, акмеологическая компетентность, акмеологическая культура личности, общекультурные компетенции, самодетерминация.
Сегодня, по мнению исследователей, качество образования является принципиально важным вопросом, находящимся в неразрывной взаимосвязи с интеллектуальным потенциалом подрастающего поколения, определяющим будущий вектор развития государства [3, 6]. Современная система образования опирается на компетентностный подход, предусматривающий развитие у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в общекультурные компетенции способность к самодисциплине, самоактуализации, направленность на самореализацию, опираясь на креативный потенциал. Акмеологические технологии и методики в рамках акмеологического подхода способствуют развитию этих компетенций.
Объединив и трансформировав итоги изысканий в ряде областей гуманитарной науки, акмеология, аргументировала, что категории «самоэволюция», «самоактуализация», «самодетерминация», «самоуважение» коррелируют с дефинициями «акме» и «культура». Категория «акме» как итог и одновременно как процесс самоактуализации человека реализуется в его культуре, которая, в свою очередь, экстраполируется как интегральный параметр самосовершенствования и вместе с тем как личностное качество, способствующее эффективности искомого процесса.
Санкт-Петербургские и Московские научные акмеологические школы наиболее успешно реализуют акмеологический подход к изучению проблем самоактуализации, самодетерминации и акмеологической культуры. Е. К. Елманова, Н.В. Кузьмина, С.Т. Пожарский наиболее успешно изучают эти проблемы в Санкт-Петербурге. Е. Н. Богданов, С. Л. Кандыбович, П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, А. К Маркова, В. Г.