Научная статья на тему 'Учет состояния произносительной стороны речи и слухового восприятия глухих учащихся при обучении произношению (индивидуальный и дифференцированный подходы)'

Учет состояния произносительной стороны речи и слухового восприятия глухих учащихся при обучении произношению (индивидуальный и дифференцированный подходы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
850
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение произношению / речевое дыхание / голос / внятность речи / разборчивость речи / глухие учащиеся / дифференцированный подход / teaching pronunciation / speech breathing / voice / speech audibility / clearness of speech / deaf students / differentiated approach

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О А. Денисова, И А. Яруничева

В статье представлены результаты комплексного анализа развернутого педагогического изучения состояния произносительной стороны речи (всех её компонентов и характеристик) и состояния слухового восприятия глухих учащихся. Авторы выделяют четыре группы детей, которые нуждаются в реализации дифференцированного подхода при обучении произношению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — О А. Денисова, И А. Яруничева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing the pronunciation and audio-perception of deaf students (individual and differentiated approaches)

The article presents the results of comprehensive analysis of a pedagogical investigation proiznositelnoy part of speech (all of its components and characteristics) and the status of auditory perception of deaf students. The authors single out four groups of children who need to implement a differentiated approach to teaching pronunciation.

Текст научной работы на тему «Учет состояния произносительной стороны речи и слухового восприятия глухих учащихся при обучении произношению (индивидуальный и дифференцированный подходы)»

29. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / под ред. Л.И. Плаксиной. - Калуга: Адель, 1998.

30. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: сб. ст. / общ. ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1973.

31. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / пер. с нем.; под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986.

УДК 376.1-058.264:612.858.7

О. А. Денисова, И. А. Яруничева

Учет состояния произносительной стороны речи и слухового восприятия глухих учащихся при обучении произношению (индивидуальный и дифференцированный подходы)

В статье представлены результаты комплексного анализа развернутого педагогического изучения состояния произносительной стороны речи (всех её компонентов и характеристик) и состояния слухового восприятия глухих учащихся. Авторы выделяют четыре группы детей, которые нуждаются в реализации дифференцированного подхода при обучении произношению.

The article presents the results of comprehensive analysis of a pedagogical investigation proiznositelnoy part of speech (all of its components and characteristics) and the status of auditory perception of deaf students. The authors single out four groups of children who need to implement a differentiated approach to teaching pronunciation.

Ключевые слова: обучение произношению, речевое дыхание, голос, внятность речи, разборчивость речи, глухие учащиеся, дифференцированный подход.

Key words: teaching pronunciation, speech breathing, voice, speech audibility, clearness of speech, deaf students, differentiated approach.

Свое исследование мы посвятили выявлению критериев деления глухих школьников на группы с целью использования дифференцированного подхода в формировании произношения.

Экспериментальное исследование проводилось в МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» г. Череповца Вологодской области.

Анализ анамнестических данных позволил сделать вывод, что учащиеся, обучающиеся в одном классе, имеют различную структуру дефекта: отличаются по состоянию слуха; некоторые дети имеют сопутствующие нарушения психофизического развития, хронические соматические заболевания; различный уровень овладения произносительными навыками (восприятия и воспроизведения устной речи);

48

выявлены различные социальные условия; не со всеми детьми проводилась коррекционно-развивающая работа до поступления в школу, что значительно влияет на уровень их развития. Как правило, учащиеся имеющие значительные остатки слуха, сохранный интеллект, обучающиеся в специализированном дошкольном учреждении до поступления в школу, имеющие родителей, которые принимают участие в их воспитании и обучении, обладают более развитой устной речью и успешнее овладевают произносительными навыками.

Результаты педагогического обследования состояния слуха показали, что у всех учащихся сформирована стойкая условно- двигательная реакция на речевые стимулы. Результаты восприятия на слух различных по фонетическому составу групп слов соотнесли с данными тональной пороговой аудиометрии. Нами выявлено, что учащиеся, воспринимающие ограниченный диапазон частот (до 500 Гц), различают, иногда с трудом, только первую группу слов. Учащиеся, воспринимающие более широкий диапазон частот (до 1000 Гц), различают на слух слова первой и второй групп, но испытывают затруднения при различении третьей группы слов. Учащиеся, воспринимающие широкий диапазон частот (до 4000-6000 Гц), различают слова первой, второй и третьей групп.

Исследование результатов исследования речевого дыхания показало, что ведущим показателем во всех классах является показатель: «не всегда правильно использует в своей речи длительный, экономный выдох». Это говорит о том, что усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для учащихся с нарушением слуха определённые трудности. В каждом классе имеются учащиеся, обладающие и не обладающие длительным, экономным выдохом. Невладение учащимися длительным, экономным выдохом снижает эффективность работы над слитностью речи, мешает правильному членению фразы и т. д., а это, в свою очередь, отражается на низкой внятности речи учащихся.

Голос у детей оказывается очень различным по своей силе, высоте и тембру. Характер голоса у глухих детей в значительной мере зависит от состояния слуха и времени его потери. Процент учащихся разных классов, обладающих нормальным голосом, очень мал. Такие дефекты голоса, как: «громкий голос», «хриплый голос», не обнаружены у наблюдаемой группы детей. Часто встречается «гнусавый голос» и «сдавленный». Большое влияние при формировании голоса имеет слуховое развитие глухих учащихся. Так, учащиеся с диагнозом «двусторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени» имеют нормальный голос уже на первом году обучения в школе. Учащиеся, имеющие диагноз «глухота» имеют голосовые нарушения. Проблемы с голосом выявлены и у учащихся со сниженным вниманием, несформированной потребностью в речевом общении,

негативным отношением к учебе. Не все учащиеся умеют воспроизводить речевой материал нормальным, громким и тихим голосом, испытывают существенные затруднения при воспроизведении речевого материала более высоким или низким голосом, понижении голоса от высокого и среднего уровней.

Анализ результатов обследования произношения звуков речи наших испытуемых показывает, что степень овладения правильным произношением у учащихся одного класса неодинакова по отношению к различным звукам. Учащиеся, имеющие меньшую потерю слуха, не имеющие дополнительных нарушений, заинтересованные процессом обучения овладевают большим количеством звуков. У учащихся одного класса разное по качеству произношение речевого материала. Уровень его восприятия и воспроизведения у учащихся одного класса существенно отличается.

Результаты педагогического обследования состояния и резервов развития слухового восприятия речи зависят от: состояния слуховой функции учащихся, состояния устной речи (словарный запас, разборчивость устной речи), сохранности интеллекта, от предыдущей работы с учащимися, об этом свидетельствуют результаты обследования. Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, хороший словарный запас, сохранный интеллект, правильно воспринимают на слух большее количество слов; в большем количестве слов в ошибочных ответах дети воспроизводят слогоритмическую структуру слов, отдельные звукокомплексы. У них имеются хорошие потенциальные возможности для развития рече -вого слуха.

У учащихся, имеющих незначительные остатки слуха, скудный словарный запас, снижение интеллекта, в отдельных случаях воспроизводят слогоритмическую структуру слов, отдельные звуко-комплексы, а иногда отказываются от ответов и произносят отдельные звукосочетания, не связанные с предъявленными речевыми стимулами.

По результатам педагогического обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи и слухозрительного восприятия текста учащихся начальных классов можно сделать следующие выводы: в одном классе обучаются дети, имеющие разный уровень развития самостоятельной связной речи и слухозри-тельного восприятия текста. Некоторые учащиеся самостоятельно правильно раскладывают серию картин; воспринимают и воспроизводят текст; в речи преобладают простые распространенные пред -ложения. Речь достаточно разборчивая. Отдельные учащиеся раскладывают серию картин, пытаются воспрозвести текст, в речи преобладает короткая фраза с аграмматизмами. Речь недостаточно разборчива. У большинства учащихся существенно затруднена уст-

ная коммуникация (слухозрительное восприятие текста не развито, отдельные фразы воспринимают с трудом, иногда не воспринимают, речь маловнятная), имеется определенное отставание в слухо-речевом развитии.

Таким образом, в классе есть учащиеся как с развитой самостоятельной речью, воспринимающие слухозрительно речевой ма -териал текста, так и учащиеся, самостоятельная связная речь которых находится на низком уровне, слухозрительное восприятие текста не развито, учащиеся не могут передать основное содержание текста.

Результаты исследования разборчивости устной речи учащихся свидетельствуют, что у большинства учащихся речь неразборчива или недостаточно разборчива, что существенно затрудняет общение учащихся с нарушениями слуха со слышащими людьми.

По результатам обследования мы выяснили, что развитие устной речи (её восприятие и воспроизведение) не у всех учащихся происходит одинаково успешно: наряду с учащимися, достаточно свободно владеющими устной речью, имеются ученики, испытывающие существенные затруднения в устном общении и избегающие устных контактов со слышащими людьми.

Результаты обследования позволили выявить у учащихся раз -ные уровни состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков.

Как показывает практика работы с учащимися, имеющими принципиально разный уровень восприятия и воспроизведения устной речи, выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения, неэффективно, поскольку в большинстве случаев сформированные у учащихся навыки закрепляются недостаточно. В результате нестойкие умения быстро утрачиваются, и у учеников снова появляются те же дефекты в речи. Увеличение из года в год трудностей приводит к развитию у учащихся неуверенности в возможности овладения устной речью.

Полученные результаты позволили нам выделить группы учащихся с учетом неоднородности их развития, индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития, состояния слуховой функции, уровня речевого развития, а также возможностей овладения учебным материалом.

Первая группа учащихся. В самостоятельной речи фразы нет, слова часто произносят с искажением звуко-буквенного состава. В общении устной речью не пользуются. Речь в большинстве случаев невнятная, темп речи замедленный, имеются нарушения голоса. Слова в большинстве случаев произносят неслитно; словесное ударение и орфоэпические правила не соблюдают, звуковой состав с грубыми нарушениями. На слух контрольные слова (три группы)

воспринимают по-разному, в зависимости от состояния тонального слуха. Контрольные слова (списки Л.В. Неймана) на слух не воспринимают, у части детей не сформирован навык отвечать словом на предъявленный речевой стимул. Контрольный текст слухозрительно не воспринимают. Уровень разборчивости устной речи низкий.

Вторая группа учащихся. В самостоятельной речи - короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова. В устном общении испытывают существенные затруднения. Речь маловнятная или невнятная, темп речи замедленный, иногда нормальный. В большинстве случаев имеются нарушения голоса. Слова произносят слитно, иногда по частям и по слогам; словесное ударение и орфоэпические правила соблюдают только в отдельных знакомых словах, звуковой состав в большинстве случаев с грубыми нарушениями. Ритмико-мелодическая структура фраз не сформирована. У учащихся стойкая условно-двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов. На слух контрольные слова воспринимают по-разному, в зависимости от состояния тонального слуха. Контрольные слова (списки Л.В. Неймана) на слух частично воспринимают, в ряде случаев правильно воспринимают слогоритмическую структуру слов и отдельные звукокомплексы. Контрольный текст слухозрительно целиком не воспринимают, но отдельные слова и фразы из текста воспринимают правильно. Устная речь в большинстве случаев недостаточно разборчива.

Третья группа учащихся. В самостоятельной речи развернутая или короткая фраза с аграмматизмами. Дети охотно вступают в устное общение. Речь, как правило, достаточно внятная, но у отдельных учащихся маловнятная, темп речи замедленный, иногда нормальный, иногда торопливый. Голос в отдельных случаях с нарушениями. В большинстве случаев слова произносят слитно, словесное ударение и орфоэпические нормы соблюдают на знакомом материале и по подражанию. Фразовое ударение воспроизводят на знакомом речевом материале и по подражанию. У всех учащихся стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух ре -чевых стимулов. На слух контрольные слова воспринимают по-разному, в зависимости от состояния тонального слуха и уровня развития слухового восприятия. Контрольные слова на слух воспринимают в отдельных случаях, но слогоритмическую структуру слов и отдельные звукокомплексы правильно воспринимают в большинстве случаев. Часто также отвечают словом на предъявленный речевой стимул. Основное содержание контрольного текста слухозрительно воспринимают.

Четвёртая группа учащихся. В самостоятельной речи развернутая или короткая фраза. Дети охотно вступают в устое общение. Речь, как правило, достаточно внятная, иногда маловнятная; темп

речи нормальный. Голос без нарушений. Произношение слов слитное, словесное ударение и орфоэпические нормы в большинстве случаев соблюдают правильно. У всех учащихся стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов. На слух контрольные слова воспринимают по-разному, в зависимости от состояния тонального слуха и уровня развития слухового восприятия. Контрольные слова на слух воспринимают в большинстве случаев, правильно воспринимают слогоритмическую структуру слов и отдельные звукокомплексы. Всегда отвечают словом на предъявленный речевой стимул. Основное содержание контрольного текста слухозрительно воспринимают.

Таким образом, мы полагаем, что учет характеристик произносительной стороны устной речи и возможностей слухового восприятия глухих учащихся будет способствовать реализации индивидуального и дифференцированного подходов в обучении произношению.

Список литературы

1. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. - М.: Владос, 2008.

2. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О. В. Развитие устной речи у глухих школьников. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

3. Пеннин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А. и др. Воспитание учащихся с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. - СПб.: Каро, 2006.

4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1 вида. - М.: Просвещение, 1997.

5. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. - М.: Педагогика, 1973.

6. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

7. Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. - М.: Просвещение, 1984.

8. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2004.

УДК 376.1-056.263

В. В. Заболтина

Эмоционально-нравственное воспитание дошкольников

с нарушениями слуха

Статья посвящена рассмотрению таких средств эмоционально-нравственного воспитания как пример со стороны взрослого, игра и руководство деятельностью ребенка и возможностей их использования в работе с детьми с нарушениями слуха.

This article is devoted to the consideration of such means of emotional and moral education as an example of the adult, gambling, and management of the child and their use in working with children with hearing impairment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.