Научная статья на тему 'УЧЕТ ПРИГРАНИЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ЗАУРАЛЬЯ'

УЧЕТ ПРИГРАНИЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ЗАУРАЛЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПРИГРАНИЧЬЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ / BORDER TERRITORY / FRONTIER / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY / MUNICIPAL FORMATION / POPULATION ADAPTATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Студентова Екатерина Александровна

Статья посвящена проблемам развития приграничных территорий РФ. Цель работы - выявление закономерностей между уровнем развития приграничных территорий и проработанностью текущей стратегии социально-экономического развития (СЭР) муниципального образования. Проведен анализ текущего состояния приграничья Зауралья. Выявлена обратно пропорциональная связь между уровнем социально-экономического развития муниципалитета и протяженностью государственной границы. Представлен обзор основных направлений сотрудничества между Курганской областью и Республикой Казахстан. Проведена качественная оценка использования потенциала территории как структурной единицы приграничного пространства. В работе сделан вывод о негативном влиянии фактора приграничности на качество жизни в районе в современных условиях, в связи с чем основным механизмом адаптации населения является миграция в муниципалитеты с более высоким уровнем социально-экономического развития. Результаты исследования могу быть использованы при разработке стратегии СЭР приграничных муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Студентова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSIDERATION OF BORDER POTENTIAL IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES OF TRANS-URAL MUNICIPALITIES

The article is devoted to the problems of the development of border areas of the Russian Federation. The aim of the study is to identify patterns between the level of development of border areas and the elaboration of the current strategy of the socioeconomic development of a municipal formation. The current state of the border of the Trans-Urals is analysed. An inverse proportion between the level of the socioeconomic development of the municipal formation and the length of the state border is revealed. The main areas of cooperation between the Kurgan region and the Republic of Kazakhstan are described. The use of the potential of the territory as a structural unit of the border space is assessed qualitatively. The article concludes that the borderline factor has a negative effect on the quality of life in the region in modern conditions, and therefore the main adaptation mechanism of the population is migration to municipal formations with a higher level of socioeconomic development. The results of the study can be used in developing the socioeconomic development strategy of the border municipal formations.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ПРИГРАНИЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ЗАУРАЛЬЯ»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 51

УДК 338.49

Б01: 10.17223/19988648/51/3

Е.А. Студентова

УЧЕТ ПРИГРАНИЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ЗАУРАЛЬЯ1

Статья посвящена проблемам развития приграничных территорий РФ. Цель работы - выявление закономерностей между уровнем развития приграничных территорий и проработанностью текущей стратегии социально-экономического развития (СЭР) муниципального образования. Проведен анализ текущего состояния приграничья Зауралья. Выявлена обратно пропорциональная связь между уровнем социально-экономического развития муниципалитета и протяженностью государственной границы. Представлен обзор основных направлений сотрудничества между Курганской областью и Республикой Казахстан. Проведена качественная оценка использования потенциала территории как структурной единицы приграничного пространства. В работе сделан вывод о негативном влиянии фактора приграничности на качество жизни в районе в современных условиях, в связи с чем основным механизмом адаптации населения является миграция в муниципалитеты с более высоким уровнем социально-экономического развития. Результаты исследования могу быть использованы при разработке стратегии СЭР приграничных муниципальных образований.

Ключевые слова: приграничная территория, приграничье, стратегия социально-экономического развития, муниципальное образование, механизм адаптации населения.

Введение и постановка проблемы

Проблема развития приграничных территорий Российской Федерации в современных условиях приобретает особо важное значение в связи с ориентацией государственной политики на укрепление национальной экономической безопасности, обеспечение сбалансированного развития регионов России и повышение интереса к формированию и развитию конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств, что отражено в концепции развития приграничных территорий [1] в соответствии со стратегией пространственного развития РФ [2]. К сожалению, существующий потенциал приграничных территорий как субъектов с особым географическим положением реализуется не в полной мере, что приводит к замедлению их социально-экономического развития.

Согласно 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3] стратегии социально-экономического развития (СЭР) на уровне

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Института экономики УрО РАН за 2018-2020 гг. по теме НИР «Модели социальной и экономической адаптации населения региона в условиях перехода к динамичному развитию» (№ гос. рег. 0404-2019-0012).

муниципалитетов разрабатываются и реализуются по решению органов местного самоуправления, которые также самостоятельно определяют структуру и содержание таких документов. Данный подход, с одной стороны, позволяет рассматривать более широкий спектр вопросов с учетом особенностей каждой конкретной территории (в данном случае - приграничный потенциал), с другой - приводит к несогласованности стратегий различных муниципальных образований и формальному подходу со стороны управления, что, в свою очередь, ведет к недостаточному вниманию к отражению и использованию стратегических преимуществ рассматриваемой территории в целом и ее приграничного потенциала в частности. Следовательно, актуальным становится исследование причин и процессов, приводящих к замедлению развития территорий как объектов приграничного пространства, определение на его основе резервов их динамичного социально-экономического развития и разработка предложений по отражению потенциала муниципального образования как приграничной территории в стратегии социально-экономического развития.

Объектом исследования выступили приграничные территории Курганской области с Казахстаном. Предметом стали социальные и экономические процессы на территории приграничных муниципалитетов Курганской области. Цель исследования заключается в выявлении закономерностей между уровнем развития приграничной территории и проработанностью текущей стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Состояние изученности проблемы

Развитие приграничных территорий исследуется в рамках различных направлений, самыми популярными из которых являются география, политика и экономика.

Проблематике развития приграничных территорий посвящены работы Л.В. Костаревой, Ю.Н. Старцева [4], А.Н. Михайленко, И.И. Арсентьевой [5], В.Н. Дьяченко, Е.А. Бурлаева [6], Т.Л. Сербичевой, В.В. Реймера [7], в которых выделяются следующие слабые стороны приграничья: отставание экономического развития от центральных районов страны, недостаточное количество элементов приграничной инфраструктуры, высокий уровень криминализации, миграция, сохранение демографических диспропорций, экономическая отсталость приграничный районов, необустроенность приграничья, а также слабость российской региональной политики, что не позволяет в полной мере субъектам и муниципальным образованиям РФ проявить свою политическую субъектность. Как отмечают С. В. Куприянов, Е. А. Стрябкова и Н.А. Герасимова, не способствует развитию приграничных территорий также и сложившаяся политическая ситуация [8], в частности введение и сохранение санкций против РФ и повышение экономических барьеров. По мнению П.В. Дружинина [9], санкции отрицательно сказались на множестве проектов (культурных, образовательных, научных, связанных с развитием инфраструктуры и производства). Сложившаяся ситуация затрудняет реализацию потенциала приграничной территории. Автор [10] видит

преодоление данной проблемы в сфере осуществления более активной и направленной федеральной политики по отношению к приграничью.

Подходы и методы развития приграничных территорий исследуются Л.Л. Божко [10] (рассматриваются 3 сценария развития таких территорий: 1) наиболее эффективный, подразумевает оптимальную координацию хозяйственной деятельности регионов через механизм функционирования межрегиональных институтов; 2) менее благоприятный, основан на селективных структурных преобразованиях в приграничных территориях; 3) наиболее пессимистичный, предполагает эпизодический характер межрегиональных отношений), Я.В. Ободец, А.В. Павлюковой [11] (стратегии развития приграничных территорий должны базироваться на двух уровнях: капитальных инвестиций в регион и развития духовно-нравственной и гуманитарной сфер), В.С. Антонюк и Г.В. Эрлих [12] (развитие приграничных территорий в первую очередь зависит от состояния таможенной инфраструктуры, а следовательно, требует магистрализации трансграничных путей сообщения, развития таможенно-логистической инфраструктуры, повышения информатизации деятельности таможенных органов и др.), А.И. Костяевым, А.А. Мицкевичем, П.А. Мицкевичем, Р. Юрчаком [13] (проблемы приграничных территорий могут быть преодолены на основе механизма трансграничного сотрудничества), А. С. Кузавко [14] (факторы развития приграничных территорий лежат в сфере построения кооперации с регионами сопредельного государства и роста внешнеторгового оборота), А.О. Аюшеевой [15] (сбалансированное развитие приграничья должно быть основано на развитии международного интеграционного сотрудничества, а для этого необходимы новые макроэкономические подходы для преодоления роли «сырьевого придатка»), Л.М. Кулаковой [16] (развитие приграничья должно базироваться на проектном управлении, в частности, требуется формирование комплексного подхода, учитывающего экономические, экологические и социальные аспекты развития территорий, при активной роли представителей власти, бизнеса и общественности). Интересная точка зрения на перспективы развития приграничья предлагается в работе Е.В. Гончаровой, М.К. Старовойтова и Я.М. Старовойтовой [17], авторы считают, что именно приграничные районы могут стать аккумуляторами инновационного процесса в России за счет собственного депрессивного состояния. Такая позиция объясняется тем, что кризисные районы более других нуждаются в новых технологических решениях и прорывах, этим должно быть обусловлено их стремление к инновационным решениям.

Вне зависимости от направления исследований в рамках тематики развития приграничных территорий авторы сходятся во мнении, что, несмотря на текущее кризисное состояние приграничья, его уникальное географическое положение является фактором потенциального развития, которое в том числе должно быть отражено в стратегиях СЭР субъектов и муниципальных образований РФ. Для оценки отражения приграничного потенциала в стратегических документах рассмотрим часть российско-казахстанского приграничья, в частности приграничные территории Курганской области.

Анализ текущего состояния приграничных территорий России с Казахстаном на примере Курганской области

Курганская область на юге граничит с Республикой Казахстан. Российское приграничье области состоит из 7 муниципальных образований, которые значительно отличаются по площади территории и протяженности границы. Обобщенные данные о приграничных территориях Курганской области представлены в табл. 1.

Таблица 1. Приграничные территории России с Казахстаном (Курганская область) (составлено автором на базе [18-33])

Территория Площадь территории Протяженность границы с Казахстаном Наиболее крупные предприятия (по объему производимой продукции/оказываемых услуг) Основа экономики региона

Абсолютный показатель, кв. м. Доля в площади Курганской области,% Абсолютный показатель, км Доля в протяженности границы по Курганской области, %

Половинский район 2728 3,82 104,4 19,49 ЗАО «Степное», ЗАО им. Ленина, ООО «Филиппово» Сельское хозяйство

Звериноголов-ский район 1359 1,90 105,8 19,75 Санаторий «Сосновая роща» Сельское хозяйство, рекреационные услуги

Куртамышский район 3950 5,53 9,6 1,79 ООО «Заготсервис», ООО «Знамя», ЗАО «Кормовик», ОАО «Виола» Сельскохозяйственное и промышленное производство

Макушинский район 3480 4,87 42,8 8,00 «Сибирская тема» Сельское хозяйство (приоритет -растениеводство)

Петуховский район 2772 3,88 167 31,18 ТОО «Полевое», ЗАО «Виктория», санаторий «Озеро Медвежье» Сельское хозяйство, рекреационные услуги

Притобольный район 2302 3,22 14 2,61 СХПК «Красное знамя», колхоз «Заря», ООО «Кравченко», СХПК «Вперед» Сельское хозяйство

Целинный район 3446 4,82 92 17,18 ЗАО «Куйбышевское», ЗАО «Усть-Уйское», ООО «Озерное», ООО «Целинное» Агропромышлен-ность

Итого (Курганская область) 71488 28,03 535,6 100,0 - -

Из представленной таблицы следует, что, несмотря на значительные отличия муниципальных образований по занимаемым площадям и протяженности границы с Казахстаном, среди общих черт помимо критерия приграничности, у рассматриваемых территорий также можно выделить общую основополагающую отрасль экономики - сельское хозяйство.

Для анализа социально-экономических процессов приграничных территорий Курганской области проанализируем динамику следующих показателей:

- численность населения (рис. 1);

- среднесписочную численность работников организаций (рис. 2);

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг (рис. 3).

За рассматриваемый период (2007-2017 гг.) наблюдается устойчивое снижение численности населения всех приграничных территорий Курганской области. Самое быстрое снижение численности населения за десятилетний период отечается в Звериноголовском районе - 24,75%, самыми медленными темпами убывает население Притобольного района, в котором сокращение населения в 2017 г. по сравнению с 2007 г. составило всего 13,16%.

140 Тыс. чел

120

100 80 60 40 20

0

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Год

Рис. 1. Численность населения приграничных территорий Курганской области за 2007-2017 гг., тыс. чел. (составлено автором на базе [27-33])

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Звериноголовский 2588 2075 2119 1743 1574 1555 1496 1604 1597 1579 1502

Куртамышский 6392 4682 4973 4544 4651 4418 4393 4637 4490 4404 4306

Макушинский 4017 3076 3338 3034 2993 2881 2897 3191 3048 3015 2943

Петуховский 4762 3411 3666 3145 3594 3458 3243 3465 3284 3154 1603

Половинский 2505 1922 2105 1764 1839 1804 1821 1789 1754 1735 1691

Притобольный 2817 2190 2352 2091 2124 2100 2010 2061 2007 1871 1729

Целинный 4377 3550 3559 3282 3080 2806 2449 2385 2183 2118 2053

Рис. 2. Среднесписочная численность работников организаций приграничных территорий Курганской области (без внешних совместителей и работников несписочного состава) за 2007-2017 гг., чел. (составлено автором на базе [27-33])

Данная негативная тенденция связана с естественной убылью населения (в среднем за 10 лет коэффициент рождаемости снизился на 8,12%, а коэффициент смертности сократился лишь на 1,87%) и миграцией жителей в муниципальные образования с более высоким уровнем жизни (что является результатом адаптации населения к текущему уровню социально-экономического развития приграничных территорий).

Интересно, что Звериноголовский район занимает наименьшую площадь по сравнению с другими приграничными территориями Курганской области, однако протяженность его границы с Казахстаном достаточно высока и составляет почти 20% от протяженности всей границы области и Республики

Казахстан, в то время как протяженность границы среднего по занимаемой площади Притобольного района весьма незначительна (14 км, или 2,61% от общей протяженности границы области с Казахстаном). Следовательно, приграничный потенциал территорий либо не реализован в полной мере, либо не является критерием привлекательности муниципалитета для жизни.

1400000 Тыс. р.

1200000 1000000 800000 600000 400000

0 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Звериноголовский 46470 40817 24444 15614 7034 14080 20827 18080 18493 20595

Куртамышский 60280 79357 97791 91628 114146 139718 139872 137679 136052 133485

Макушинский 112392 140646 107156 140513 160398 129109 168318 173086 144537 124538

Петуховский 383540 410167 563127 13201921149628 590100 743898 522004 439714 315124

Половинский 27662 30265 34800 33663 36943 33204 42894 37646 25365 13549

Притобольный 24175 30096 20548 19508 32211 49854 55733 65499 82679 67246

Целинный 52175 62302 103035 90793 111616 106882 47325 44139 46628 62722

Рис. 3. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности приграничными территориями Курганской области за 2007-2016 гг., тыс. рублей (составлено автором на базе [27-33])

Значительное сокращение количества работников организаций приграничных муниципальных образований за рассматриваемый период связано прежде всего со снижением численности населения данных территорий. Однако связь не прямо пропорциональна, так, в 2017 г. по сравнению с 2007 г. наибольшее сокращение работников было выявлено в Петуховском районе (66,34%), а наименьшее - в Макушинском (26,74%). Данная тенденция связана с сокращением числа предприятий, действующих в рамках муниципальных образований, а также с тем, что наиболее высокий показа-

тель миграции характерен именно для трудоспособного населения. В среднем на рассматриваемых территориях численность населения младше трудоспособного возраста сократилась лишь на 1,1%, а численность экономически активного населения упала на треть (34,48%), в то же время количество людей пенсионного возраста возросло на 7,33%.

Сопоставление данных о снижении количества работающего населения в муниципальных образованиях с протяженностью границы с Казахстаном показывает следующую взаимосвязь - самый высокий отток экономически активного населения приходится именно на район с наиболее протяженной границей (протяженность границы между Петуховским районом и Республикой Казахстан составляет 167 км, или 31,18% от общей протяженности границы Курганской области с Казахстаном). Следовательно, жители склонны покидать территории, влияние границы на которые наиболее велико.

Данные по объему производимой продукции (работ, услуг) приграничных территорий Курганской области за 2007-2016 гг. характеризуются неустойчивой динамикой. В части районов наблюдается значительный прирост объема производства по отношению к базисному 2016 г., в частности, лидерами стали районы с наименьшей протяженностью границы - Притобольный (прирост -178,16%) и Куртамышский (прирост - 212,44%). Протяженность границы данных территорий составляет 14 км (2,61% от общей протяженности границы Курганской области с Казахстаном) и 9,58 км (1,79%) соответственно. Падение объема производства наблюдается в Звериноголовском (на 55,68%), Половинском (на 51,02%) и Петуховском (на 17,84%) районах, т.е. в районах с наиболее протяженной границей с Республикой Казахстан (19,75, 19,49 и 31,18% от общей протяженности границы соответственно).

Таким образом, анализ специфики положения приграничных территорий и их социально-экономического развития позволил вывести следующую закономерность: самые высокие темпы снижения уровня жизни наблюдаются на территориях, влияние границы на которые наиболее велико. Иными словами, приграничность на сегодняшний день может рассматриваться как негативный фактор, приводящий к оттоку населения и снижению темпов роста производства. Тем не менее приграничный характер территории может и должен рассматриваться муниципальными образованиями как стратегический ресурс развития, что должно быть отражено в стратегиях социально-экономического развития муниципалитетов.

Направления приграничного сотрудничества между Курганской областью и Республикой Казахстан

Курганская область является одним из 37 субъектов РФ, имеющих сухопутную границу с другими государствами. Однако, к сожалению, на сегодняшний день приграничные области данного субъекта Федерации по большей части являются кризисными [34], т.е. не используют собственный внутренний потенциал, основанный на факторе приграничности. Тем не менее в стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 г. [35] обозначено выгодное географическое распо-

ложение области, благоприятное геоэкономическое положение в системе транспортных коммуникаций по направлению юг-север (из Средней и Центральной Азии на север Урала и Сибири) с выходом на международный транспортный коридор «Транссиб». Среди сильных сторон области (в рамках SWOT-анализа) отмечается также наличие аэропорта с пунктом пропуска через государственную границу РФ. В рамках стратегического планирования рассматривается перспектива расширения внешнеэкономических связей и формирования в области благоприятной среды для ведения экспортной деятельности (в том числе с Республикой Казахстан). Из чего следует, что Курганская область как субъект РФ определяет ключевые направления сотрудничества с Казахстаном в транспортной сфере и ведения экспортной деятельности. Рассмотрим действующие направления сотрудничества Курганской области и Республики Казахстан.

На официальном сайте Правительства Курганской области [36] в разделе «Внешнеэкономические и межрегиональные связи» представлены действующие договоры и соглашения, заключенные с органами исполнительной власти иностранных государств, в том числе Республикой Казахстан. Основные положения действующих нормативно-правовых актов представлены в табл. 2.

Таблица 2. Основные положения соглашений между Курганской областью и Республикой Казахстан в сфере приграничного сотрудничества (составлено автором на базе [37-41])

Наименование документа Дата заключения Основные положения в сфере приграничного сотрудничества

1. Меморандум о сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом города Астаны Республики Казахстан [29] 22.04.2009 1. Взаимовыгодное сотрудничество, основанное на принципах партнерства, взаимной выгоды и доброй воли. 2. Создание условий для прямых контактов между хозяйствующими субъектами, осуществления взаимопоставок продукции, создания совместных предприятий и других структур. 3. Сотрудничество в области науки и техники, здравоохранения, образования, культуры и искусства. 4. Развитие туризма и спорта, взаимное участие в выставках, форумах и иных мероприятиях

2. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Акмолинской области (Республика Казахстан) [30] 26.09.2012 1. Содействие в сохранении и развитии торгово-экономических, научно-технических и культурных связей. 2. Создание равных возможностей и условий для деятельности хозяйствующих субъектов на основе принципов свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также условий для инвестирования в производства, представляющие взаимный интерес. 3. Сотрудничество в области фундаментальных и прикладных наук, включая промышленные исследования.

Наименование документа Дата заключения Основные положения в сфере приграничного сотрудничества

4. Содействие культурному, информационному обмену и взаимному духовному обогащению народов. 5. Сотрудничество в области здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны труда и социальной защиты. 6. Сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, рационального природопользования. 7. Развитие культуры, искусства, молодежной политики, спорта и туризма

3. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Коста-найской области (Республика Казахстан) [31] 26.09.2012 1. Содействие углублению экономической интеграции, создание и развитие условий для сохранения имеющихся и установления новых форм торгово-экономических связей. 2. Сотрудничество в сферах: торговая связь, инвестиционная деятельность, сельское хозяйство и пищевая промышленность, легкая, машиностроительная и иные виды промышленности, развитие инноваций и модернизация экономики. 3. Сотрудничество в области защиты и улуч -шения состояния окружающей среды и рационального природопользования. 4. Содействие культурному, информационному обмену и взаимному духовному обогащению народов

4. Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом СевероКазахстанской области (Республика Казахстан) [32] 04.10.2016 1. Содействие в установлении и развитии торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей. 2. Создание совместных предприятий, в т.ч. с привлечением инвестиций из третьих стран. 3. Сотрудничество в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 4. Совместные организационные мероприятия в сфере культуры, спорта и молодежной политики

5. Меморандум о приграничном сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Аки-матом Костанайской области Республики Казахстан в сфере туризма [43] 09.11.2018 1. Обмен информацией в сфере туризма. 2. Проведение переговоров по вопросам развития туризма. 3. Содействие в организации встреч представителей сферы туризма. 4. Участие в зарубежных туристских мероприятиях, направленных на формирование и улучшение туристского имиджа, улучшение качества туристских продуктов и предоставляемых услуг, привлечение инвестиций, повышение квалификации сотрудников в туристской сфере, развитие устойчивого туризма

Из таблицы следует, что действующие соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан охватывают широкий спектр вопросов, включающих развитие торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей, сотрудничество в сферах здравоохранения, охраны окружающей среды, проведения совместных организационных мероприятий и т. д.

Наибольшее внимание уделено сфере туризма - единственной отрасли экономики, развитию которой посвящен отдельный документ. Это связано с тем, что туристская отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся сфер Республики Казахстан и рассматривается ею как приоритетное направление в рамках российско-казахстанского взаимодействия [42].

В 2019 г. в рамках визита делегации Республики Казахстан в Курган были выделены некоторые приоритетные направления дальнейшего сотрудничества [43], включившие в себя: наращивание оборота (поставка оборудования для нефтегазовой отрасли, древесины, продуктов питания), совместные инвестиционные и гуманитарные проекты. В дополнение к этому на официальном сайте Департамента экономического развития Курганской области [34] отмечается, что важным направлением сотрудничества Курганской области с Республикой Казахстан является развитие международных транспортных коридоров, включающее создание современной логистической инфраструктуры и новых рабочих мест.

Следовательно, к наиболее актуальным направлениям развития сотрудничества можно отнести: транспортную отрасль, торгово-экономические связи и туризм. По нашему мнению, вопросы и перспективы развития выделенных сфер должны быть обозначены на уровне социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области (в частности, в рамках стратегий СЭР муниципальных образований), так как являются на данный момент наиболее перспективными и востребованными направлениями развития.

Качественная оценка использования потенциала территории

как структурной единицы приграничного пространства на основе стратегических задач социально-экономического развития муниципалитетов Курганской области

Качественный анализ действующих стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области с акцентом на развитии потенциала приграничности представлен в табл. 3.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на уникальное географическое положение каждого из рассматриваемых районов, не все стратегии социально-экономического развития учитывают приграничное положение как фактор развития территорий. Среди рассматриваемых территорий только 3 определяют собственное приграничное положение как сильную сторону в рамках SWOT-анализа. При этом все 3 района - Звериноголов-ский, Петуховский и Целинный - принимают положительное влияние гра-

ницы как фактор развития транспортного сотрудничества. Перспектива развития внешнеэкономических связей в рамках SWOT-анализа не рассматривается ни одним из муниципалитетов.

В рамках стратегий социально-экономического развития органы местного самоуправления определяют векторы развития территорий, примечательно, что только два из рассматриваемых в рамках исследования муниципалитетов планируют использование собственного приграничного положения, в частности, в Звериноголовском районе планируется создание и развитие единого культурно-спортивного пространства с Республикой Казахстан, а в Макушин-ском рассматривается возможность создания новых рабочих мест за счет размещения пограничных застав. А вот развитие внешнеэкономических связей планируют власти уже 4 приграничных территорий - Звериноголовского, Куртамышского, Петуховского и Целинного районов. В основном речь идет о продвижении регионального продукта, в том числе туристского.

Примечательно, что фактор приграничности в рамках стратегий социально-экономического развития муниципалитетов рассматривается в основном приграничными территориями с довольно высокой протяженностью границы с Казахстаном (исключение - Половинский район, в стратегии развития которого приграничное положение не рассматривается).

Как уже было выявлено ранее, приграничные территории Курганской области находятся в депрессивном состоянии, что характеризуется устойчивым снижением численности населения (за счет естественной убыли и миграции), сокращением числа предприятий и, как следствие, рабочих мест (что в среднем привело к сокращению экономически активного населения приграничья на треть). Данные негативные тенденции вызвали значительное падение объемов производства и обусловили дальнейшее отставание приграничных территорий от центральных районов России. Был сделан вывод, что связь между протяженностью границы и уровнем жизни в муниципальном образовании обратно пропорциональна - чем больше протяженность границы, тем ниже уровень жизни.

Однако анализ стратегических документов показал, что власти Курганской области, несмотря на статистические данные и текущее состояние районов, рассматривают приграничность как потенциальный ресурс (особенно в сфере транспортных коммуникаций), более того, за период с 2009 по 2018 г. было заключено 5 соглашений о сотрудничестве Курганской области с Республикой Казахстан в различных сферах (наибольшее внимание было уделено транспорту, торгово-экономическим связям и туризму). Возникает закономерный вопрос: почему подобные меры не привели к устойчивому развитию приграничья или, по крайней мере, не замедлили процессы стагнации муниципальных образований? Возможно, проблема кроется в несогласованных планировании и действиях областного и муниципального управления, в частности несогласованности стратегий области и приграничных районов. Контент-анализ данных документов позволил сделать следующие основные выводы:

Таблица 3. Качественный анализ стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области с Республикой Казахстан (составлено автором на базе [44-50])

Показатель Район

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Половинский Звериноголовский Куртамышский Макушинский Петухов ский Притобольный Целинный

1. Наличие стра-

тегии социально-экономичес- У У У У У У У

кого развития

2. Развитие че-

ловеческого У У У У У У У

капитала

3. Оценка при-

родно- климатических У У - У У У У

условий

4. Наличие ре-

сурсного потен- У У - У У У У

циала

4.1. Природные Лесное хозяй- Благоприятные Развитие сети Лес, водные Плодородные Озера, охотни-

ресурсы ство, охотничьи условия для вы- особо охраняе- ресурсы, зе- земли чьи угодья,

угодья, рекреа- ращивания эко- мых природных мельные ресур- пресная вода,

ционные ресур- номически без- территории, сы, рекреацион- памятники при-

сы, лекарствен- опасных с/х добычи водных ные ресурсы роды, лечебные

ные растения культур, наличие охраняемых природных территорий, перспективы развития сани-тарно-курортной сферы биологических ресурсов и товарной рыбы грязи,сельскохозяйственные угодья

Показатель Район

Половинский Звериноголовский Куртамышский Макушинский Петухов ский Притобольный Целинный

4.2. Полезные Глина, сапро- Минерально- Общераспро- Минеральные Залежи магнети-

ископаемые пель (удобре- сырьевая база страненные по- подземные воды, товых руд и

ния) общераспространенных полезных ископаемых, на основе которых возможна организация производства строительных материалов - лезные ископаемые (кирпичные глины, торф) и подземные воды лечебные грязи и сульфат натрия - бентонитовой глины

5. вШОТ-анализ

социально- ■/

экономического

положения

5.1. Использова- Приграничное Выгодное гео- Приграничное

ние потенциала транспортное графическое геополитическое

района как при- сотрудничество (транзитное) положение (как

граничнои тер- с сопредельны- положение сильная сторона

ритории ми территориями Казахстана района), наличие трассы федерального значения, соединяющей Россию и Казахстан

5.2. Оценка пер-

спектив внешне-

экономической

деятельности

Показатель Район

Половинский Звериноголовский Куртамышский Макушинский Петухов ский Притобольный Целинный

6. Векторы развития региона ■/ ■/

6.1. Использование потенциала района как приграничной территории - Создание общего культурно-спортивного пространства с Республикой Казахстан - Перспективы размещения пограничных застав (дополнительные рабочие места) - - -

6.2. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности - Формирование привлекательного имиджа района; содействие в продвижении продукции местных товаропроизводителей на международные рынки; содействие привлечению иностранных инвестиций; развитие внешнеэкономической деятельности в сфере культуры и спорта Продвижение регионального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках - Основным инструментом в развитии межрегиональных и международных связей района является его выгодное территориальное расположение (граница с Республикой Казахстан) - Развитие агропромышленного производства продукции, ориентированной на экспорт за пределы района на перспективные рынки

1. Только 3 из 7 районов определяют приграничное положение как свою сильную сторону, отражая исключительно возможность транспортного сотрудничества. Одно муниципальное образование планирует развитие совместного культурно-спортивного пространства, один район предполагает увеличить количество рабочих мест за счет размещения пограничных застав. Несколько муниципалитетов (4 из 7) отражают возможность развития внешнеэкономических связей. Между тем понимание сильных сторон района и планирование развития с их учетом - показатель эффективного управления и устойчивого динамического развития.

2. Даже в стратегиях тех районов, которые ссылаются на собственный приграничный потенциал, данный пункт настолько незначителен и неконкретен, что возникает ощущение, что он добавлен для «галочки» и не несет серьезной смысловой нагрузки. Об этом среди прочего говорит и то, что стратегии не ссылаются на действующие соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан. Однако данные документы предлагают приграничью области направления развития и, как следствие, способы преодоления кризисного состояния (именно за счет сотрудничества с сопредельным государством).

3. Реализация фактора приграничного положения как перспективы развития муниципального образования возможна только при наличии четкой согласованности планов и действий органов управления как на региональном, так и на муниципальном уровне, что в первую очередь должно быть отражено в рамках их стратегий социально-экономического развития.

Заключение

Современная государственная политика России нацелена на обеспечение сбалансированного развития регионов страны и их конкурентных преимуществ, среди элементов которых можно выделить особое географическое положение, в частности приграничный потенциал. Игнорирование фактора приграничности приводит к торможению социально-экономического развития территорий РФ.

Курганская область включает в себя 7 приграничных муниципалитетов: Целинный, Куртамышский, Звериноголовский, Притобольный, Половин-ский, Макушинский и Петуховский районы. Их общность (помимо критерия приграничности) заключается в единой основополагающей отрасли экономики - сельском хозяйстве. Анализ социально-экономических процессов данных территорий выявил отрицательную динамику следующих показателей: численности населения (снижение численности в первую очередь связано с миграцией, которая выступает механизмом адаптации населения к уровню развития приграничного района), среднесписочной численности работников предприятий, а также объема производства и реализации. Особый интерес вызывает тот факт, что рассматриваемые показатели развития находятся в обратно пропорциональной связи с протяженностью границы, а именно: чем больше протяженность границы, тем хуже показатели развития. Из этого можно сделать вывод о том, что в рамках

сложившейся в современных условиях ситуации фактор приграничности может рассматриваться как негативный. Тем не менее, по нашему мнению, приграничность является стратегическим ресурсом развития (что подтверждают межправительственные соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан), и это должно быть отражено в рамках стратегического планирования социально-экономического развития. Выход из кризисного состояния муниципальных образований (особенно со значительной протяженностью границы) возможен при отражении сильных сторон районов в стратегиях их развития (необходим упор на приграничный потенциал), следовательно, текущие документы социально-экономического развития требуют корректировки для достижения наилучшего результата в будущем.

В частности, в стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2030 г. [35] может быть дополнен SWOT-анализ: 1) сильные стороны: приграничное положение области, а также наличие соглашений с Республикой Казахстан, что определяет перспективы сотрудничества в ряде сфер (на данный момент в стратегии отражена только транспортная сфера); 2) слабые стороны: отсталость приграничных территорий области, обратно пропорциональная зависимость между уровнем жизни и протяженностью границы; 3) возможности: реализация приграничного потенциала - расширение сфер взаимодействия с Казахстаном на основе заключенных соглашений о сотрудничестве. Также в связи с ориентацией политики РФ на развитие приграничья представляется целесообразной разработка нового проекта в рамках стратегии, связанного с реализацией приграничного потенциала, который может стать естественным продолжением проекта «Развитие экспорта Курганской области» (2017-2020 гг.) и основываться на продвижении регионального продукта (прежде всего сельскохозяйственного) на рынок Республики Казахстан. Сопутствовать такому продвижению будет дальнейшая интеграция транспортного сотрудничества между Курганской областью и сопредельным государством.

В свою очередь, стратегии СЭР муниципальных образований Курганской области подлежат корректировке в следующих аспектах:

1. Выделение потенциала приграничности как сильной стороны в рамках SWOT-анализа.

2. Отражение роли приграничных территорий в рамках внешнеэкономической деятельности региона.

3. Планирование совместной работы с Республикой Казахстан в сферах транспортного сотрудничества, торгово-экономических связей и туризма (на основе действующих соглашений о сотрудничестве).

Литература

1. Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313859 (дата обращения: 17.12.2019).

2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 18.12.2019).

3. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 164841/ (дата обращения: 17.12.2019).

4. Костарева Л.В., Старцев Ю.Н. Перспективы развития приграничных территорий // Вестник ЧелГУ. 2005. № 1. С. 10-12.

5. Михайленко А.Н., Арсентьева И.И. Факторы развития приграничья (на примере приграничных территорий России и Китая) // РСМ. 2013. № 1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-prigranichya-na-primere-prigranichnyh-ter-ritoriy-rossii-i-kitaya (дата обращения: 20.12.2019).

6. Дьяченко В.Н., Бурлаев Е.А. Демографический аспект устойчивого развития приграничных территорий в условиях Дальнего Востока // Управление экономическими системами. 2016. № 10. URL: http://uecs.ru/demografiya/item/4115-2016-10-21-06-18-41 (дата обращения: 08.01.2020).

7. Сербичева Т.Л., Реймер В.В. Проблемы внешнеэкономического сотрудничества в приграничных территориях Дальневосточного федерального округа // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. № 1. С. 93-97.

8. Куприянов С.В., Стрябкова Е.А., Герасимова Н.А. Особенности экономического развития приграничных регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. № 1. С. 5-14.

9. Дружинин П.В. Развитие приграничных территорий: влияние внешних шоков // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов : материалы Третьей научно-практической конференции с международным участием (09 июня 2016 г., г. Петрозаводск). Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2016. С. 23-30.

10. Божко Л.Л. Сценарные подходы к развитию приграничных территорий // ТДР. 2010. № 11. С. 3-5.

11. Ободец Я.В., Павлюкова А.В. Методические подходы к обеспечению пространственного развития приграничной территории // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoy-territorii (дата обращения: 20.12.2019).

12. Антонюк В.С., Эрлих Г.В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий РФ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. № 4. С. 7-11.

13. Костяев А.И., Мицкевич А.А., Юрчак Р., Мицкевич П.А. Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2014. № 2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskih-territoriy (дата обращения: 25.12.2019).

14. Кузавко А.С. Связанность бизнес-среды регионов российско-белорусского приграничья // Управление экономическими системами. 2018. № 12. URL: http://uecs.ru/ regionalnaya-ekonomika/item/5276-2018-12-15-09-54-20 (дата обращения: 08.01.2020).

15. Аюшеева А.О. О вопросах социально-экономического развития Байкальского приграничного региона // Статистика и экономика. 2011. № 5. С. 20-23.

16. Кулакова Л.М. Развитие потенциала приграничных сельских территорий: проектный подход // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов : материалы Третьей научно-практической конференции с международным участием (09 июня 2016 г., г. Петрозаводск). Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2016. С. 58-60.

17. Гончарова Е.В., Старовойтов М.К., Старовойтова Я.М. Инновационный фактор стратегии экономического развития России // Управление экономическими системами. 2018. № 1. URL: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/4748-2018-01-15-07-38-40 (дата обращения: 08.01.2020).

18. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 275, г. Москва, «О пределах пограничной зоны на территории Курганской области».

19. Официальный сайт Администрации Половинского района. URL: http://www.poladmin.ru

20. Официальный сайт Администрации Звериноголовского района. URL: http://zverinogolovskoe.ru/

21. Официальный сайт Администрации Куртамышского района. URL: http://region-kurtamysh.com/

22. Официальный сайт Администрации Макушинского района. URL: http://www.ма-кушино45.рф/

23. Официальный сайт Администрации Петуховского района. URL: http://admpr.ru/

24. Официальный сайт Администрации Притобольного района. URL: http://adm-pritobol.ru/

25. Официальный сайт Администрации Целинного района. URL: http://целинный-район. рф/

26. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/

27. Паспорт Половинского муниципального района. 2018: статистический сборник / Свердловскстат. Курган, 2018. 62 с.

28. Паспорт Звериноголовского муниципального района. 2018: статистический сборник / Свердловскстат. Курган, 2018. 62 с.

29. Паспорт Куртамышского муниципального района. 2018: статистический сборник / Свердловскстат. Курган, 2018. 64 с.

30. Паспорт Макушинского муниципального района. 2018: статистический сборник / Свердловскстат. Курган, 2018. 64 с.

31. Паспорт Петуховского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. Курган, 2018. 64 с.

32. Паспорт Притобольного муниципального района. 2018: статистический сборник / Свердловскстат. Курган, 2018. 62 с.

33. Паспорт Целинного муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. Курган, 2018. 62 с.

34. Круглый стол по развитию приграничных территорий. Официальный сайт Департамента экономического развития Курганской области. URL: http://economic.kurganobl.ru/4970.html (дата обращения: 28.11.2019).

35. Стратегия социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года. Приложение к распоряжению Правительства Курганской области от 23.04.18 № 106-р «Об одобрении проекта Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года». URL: http://economic.kurganobl.ru/ assets/files/_npa/rpko_20180423_106-r.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

36. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/

37. Меморандум о сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом города Астаны Республики Казахстан от 22.04.2009 // Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/ default/files/imceFiles/11_mejdunarodnye_memorandum_astana.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

38. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Акмолинской области (Республика Казахстан) от 26.09.2012 // Официальный

сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/ imceFiles/03_mejdunarodnye_akimat_akmolinskoi_oblasti.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

39. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Костанайской области (Республика Казахстан) от 26.09.2012 // Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/ files/imceFiles/02_mejdunarodnye_akimat_kostanaiskoi_oblasti.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

40. Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Северо-Казахстанской области (Республика Казахстан) от 04.10.2016 // Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/JH/Soglashenie_mezhdu_PKO_i_ASKO_.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

41. Меморандум о приграничном сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом Костанайской области Республики Казахстан в сфере туризма от 09.11.2018 // Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/user-03/skan_ memoranduma.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

42. Новые аспекты традиционного сотрудничества. В Курганской области работает делегация Республики Казахстан // Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: https://kurganobl.ru/content/novye-aspekty-tradicionnogo-sotrudnichestva-v-kurganskoy-oblasti-rabotaet-delegaciya (дата обращения: 28.11.2019).

43. Развивая приграничное сотрудничество // Официальный сайт Курганской областной Думы. URL: http://www.kurganoblduma.ru/about/press/news/news_ detail.php?ELEMENT_ID=59265 (дата обращения: 28.11.2019).

44. Стратегия социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года. Приложение к решению Звериноголовской районной Думы Звериноголовского района от 5 июля 2018 года № 204 «О Стратегии социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года». С. Звериноголовское, 2018. 57 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Стратегия социально-экономического развития Куртамышского района до 2030 года. Г. Куртамыш, 2017. 54 с.

46. Стратегия социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года. Приложение к проекту решения Макушинской районной Думы «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года». Г. Макушино, 2017. 37 с.

47. Стратегия социально-экономического развития Половинского района до 2030 года. Администрация Половинского района Курганской области. С. Половинное, 2017. 36 с.

48. Стратегия социально-экономического развития Притобольного района до 2030 года. С. Глядянское, 2017. 56 с.

49. Стратегия социально-экономического развития Целинного района до 2030 года. С. Целинное, 2017. 82 с.

50. Стратегия социально-экономического развития Петуховского района на период до 2030 года. Приложение к решению Петуховской районной Думы от 31 октября 2018 г. № 308 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Пету-ховского района до 2030 года». 2018. 68 с.

Consideration of Border Potential in Socioeconomic Development Strategies of TransUral Municipalities

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 2020. 51. pp. 35-59. DOI: 10.17223/19988648/51/3 Ekaterina A. Studentova, Kurgan Branch of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Kurgan, Russian Federation); Kurgan State University (Kurgan, Russian Federation). E-mail: studentovaea@mail.ru

Keywords: border territory, frontier, socioeconomic development strategy, municipal formation, population adaptation mechanism.

The study is carried out within the state assignment for the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Registration No. 0404-2019-0012.

The article is devoted to the problems of the development of border areas of the Russian Federation. The aim of the study is to identify patterns between the level of development of border areas and the elaboration of the current strategy of the socioeconomic development of a municipal formation. The current state of the border of the Trans-Urals is analysed. An inverse proportion between the level of the socioeconomic development of the municipal formation and the length of the state border is revealed. The main areas of cooperation between the Kurgan region and the Republic of Kazakhstan are described. The use of the potential of the territory as a structural unit of the border space is assessed qualitatively. The article concludes that the borderline factor has a negative effect on the quality of life in the region in modern conditions, and therefore the main adaptation mechanism of the population is migration to municipal formations with a higher level of socioeconomic development. The results of the study can be used in developing the socioeconomic development strategy of the border municipal formations.

References

1. Docs.cntd.ru. (2015) Kontseptsiya razvitiya prigranichnykh territoriy sub"ektov Rossiyskoy Federatsii, vkhodyashchikh v sostav Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 oktyabrya 2015 goda № 2193-r [Concept of Development of Border Areas of the Constituent Entities of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation. Approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 2193-r of October 28, 2015]. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/420313859. (Accessed: 17.12.2019).

2. Garant. (2019) Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 13 fevralya 2019 g. № 207-r [Strategy for the Spatial Development of the Russian Federation for the Period up to 2025. Approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 207-r of February 13, 2019]. [Online] Available from: http://gov.garant.ru/ SESSION/PILOT/main.htm. (Accessed: 18.12.2019).

3. Consultant Plus. (2014) Federal'nyy zakon "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 28.06.2014 № 172-FZ [Federal Law "On Strategic Planning in the Russian Federation" No. 172-FZ of June 28, 2014]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 164841/. (Accessed: 17.12.2019).

4. Kostareva, L.V. & Startsev, Yu.N. (2005) Perspektivy razvitiya prigranichnykh territoriy [Prospects for the Development of Border Areas]. Vestnik ChelGU. 1. pp. 10-12.

5. Mikhaylenko, A.N. & Arsent'eva, I.I. (2013) The Factors of Border Territories Development (Case Study of Russia and China). RSM - Russia and the Contemporary World. 1 (78). [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-prigranichya-na-primere-prigranichnyh-ter-ritoriy-rossii-i-kitaya. (Accessed: 20.12.2019).

6. D'yachenko, V.N. & Burlaev, E.A. (2016) Demographic Issue of Stable Development of Cross Border Areas in Far East Conditions. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami -Management of Economic Systems. 10. [Online] Available from: http://uecs.ru/demografiya/item/4115-2016-10-21-06-18-41. (Accessed: 08.01.2020).

7. Serbicheva, T.L. & Reymer, V.V (2007) Problemy vneshneekonomicheskogo sotrudnichestva v prigranichnykh territoriyakh Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga [Problems of Foreign Economic Cooperation in the Border Territories of the Far Eastern Federal District]. Vestnik NGU. Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 1. pp. 93-97.

8. Kupriyanov, S.V., Stryabkova, E.A. & Gerasimova, N.A. (2018) Features of Economic Development of Border Regions. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Informatika - Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information Technologies. 1. pp. 5-14. (In Russian). DOI: 10.18413/2411-38082018-45-1-5-14

9. Druzhinin, P.V. (2016) [Development of Border Territories: The Impact of External Shocks]. Perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya prigranichnykh regionov [Prospects for the Socioeconomic Development of Border Regions]. Proceedings of the International Conference. Petrozavodsk. 09 June 2016. Petrozavodsk: Karelian Research Centre of the RAS. pp. 23-30. (In Russian).

10. Bozhko, L.L. (2010) Stsenarnye podkhody k razvitiyu prigranichnykh territoriy [Scenario Approaches to the Development of Border Territories]. TDR. 11. pp. 3-5.

11. Obodets, Ya.V & Pavlyukova, A.V. (2019) Metodicheskie podkhody k obespecheniyu prostranstvennogo razvitiya prigranichnoy territorii [Methodological Approaches to Ensuring the Spatial Development of the Border Territory]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie: Uchenye zapiski SKAGS - State and Municipal Management. Scholar Notes. 1. (In Russian). DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-136-140. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoy-territorii. (Accessed: 20.12.2019).

12. Antonyuk, V.S. & Erlikh, G.V. (2016) Improvement of the Customs Infrastructure as a Factor of Development of Border Territories of the Russian Federation. Vestnik YuUrGU. Seriya: Ekonomika i menedzhment - Bulletin of South Ural State University, Series "Economics and Management". 4. pp. 7-11. (In Russian). DOI: 10.14529/em160401

13. Kostyaev, A.I., Mitskevich, A.A., Yurchak, R. & Mitskevich, P.A. (2014) Cross-Border Cooperation as a Mechanism for the Development of Border Rural Territories. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka - Agricultural Science Euro-North-East. 2 (39). [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskih-territoriy. (Accessed: 25.12.2019).

14. Kuzavko, A.S. (2018) Connectivity of the Business Environment of the Regions of the Russian-Belarusian Border Area. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami - Management of Economic Systems. 12. [Online] Available from: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/5276-2018-12-15-09-54-20. (Accessed: 08.01.2020). (In Russian).

15. Ayusheeva, A.O. (2011) O voprosakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Baykal'skogo prigranichnogo regiona [On the Socioeconomic Development of the Baikal Border Region]. Statistika i ekonomika. 5. pp. 20-23.

16. Kulakova, L.M. (2016) [Development of the Potential of Rural Border Territories: A Project-Based Approach]. Perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya prigranichnykh regionov [Prospects for the Socioeconomic Development of Border Regions]. Proceedings of the International Conference. Petrozavodsk. 09 June 2016. Petrozavodsk: Karelian Research Centre of the RAS. pp. 58-60. (In Russian).

17. Goncharova, E.V., Starovoytov, M.K. & Starovoytova, Ya.M. (2018) Innovative Factor of Strategy of Economic Development of Russia. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami - Management of Economic Systems. 1. [Online] Available from: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/4748-2018-01-15-07-38-40. (Accessed: 08.01.2020). (In Russian).

18. RG. (2006) Prikaz Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii ot 16 iyunya 2006 g. № 275, g. Moskva, "O predelakh pogranichnoy zony na territorii Kurganskoy oblasti " [Order of the Federal Security Service of the Russian Federation No. 275 of June 16, 2006, Moscow, "On the Boundaries of the Border Zone in Kurgan Oblast"]. [Online] Available from: https://rg.ru/2006/07/22/pz-kurgan-dok.html.

19. Official Website of the Administration of Polovinsky District. [Online] Available from: http://www.poladmin.ru. (In Russian).

20. Official Website of the Administration of Zverinogolovsky District. [Online] Available from: http://zverinogolovskoe.ru. (In Russian).

21. Official Website of the Administration of Kurtamyshsky District. [Online] Available from: http://region-kurtamysh.com. (In Russian).

22. Official Website of the Administration of Makushinsky District. [Online] Available from: http://www.xn--45-6kc6ajkki6byc.xn--p1ai/. (In Russian).

23. Official Website of the Administration of Petukhovsky District. [Online] Available from: http://admpr.ru. (In Russian).

24. Official Website of the Administration of Pritobolny District. [Online] Available from: http://adm-pritobol.ru. (In Russian).

25. Official Website of the Administration of Tselinny District. [Online] Available from: http://xn—8sbnmfcjraekv4eyd.xn--p1ai/. (In Russian).

26. Official Website of the Government of Kurgan Oblast. [Online] Available from: http://kurganobl.ru. (In Russian).

27. Sverdlovskstat. (2018a) Pasport Polovinskogo munitsipal'nogo rayona. 2018: statisticheskiy sbornik [Passport of Polovinsky Municipal District. 2018: Statistics]. Kurgan: Sverdlovskstat.

28. Sverdlovskstat. (2018b) Pasport Zverinogolovskogo munitsipal'nogo rayona. 2018: statisticheskiy sbornik [Passport of Zverinogolovsky Municipal District. 2018: Statistics] Kurgan: Sverdlovskstat.

29. Sverdlovskstat. (2018c) Pasport Kurtamyshskogo munitsipal'nogo rayona. 2018: statisticheskiy sbornik [Passport of Kurtamyshsky Municipal District. 2018: Statistics]. Kurgan: Sverdlovskstat.

30. Sverdlovskstat. (2018d) Pasport Makushinskogo munitsipal'nogo rayona. 2018: statisticheskiy sbornik [Passport of Makushinsky Municipal District. 2018: Statistics]. Kurgan: Sverdlovskstat.

31. Sverdlovskstat. (2018e) Pasport Petukhovskogo munitsipal'nogo rayona. 2018: statisticheskiy sbornik [Passport of Petukhovsky Municipal District. 2018: Statistics]. Kurgan: Sverdlovskstat.

32. Sverdlovskstat. (2018f) Pasport Pritobol'nogo munitsipal'nogo rayona. 2018: statisticheskiy sbornik [Passport of Pritobolny Municipal District. 2018: Statistics] Kurgan: Sverdlovskstat.

33. Sverdlovskstat. (2018g) Pasport Tselinnogo munitsipal'nogo rayona. 2018: statisticheskiy sbornik [Passport of Tselinny Municipal District. 2018: Statistics]. Kurgan: Sverdlovskstat.

34. Department of Economic Development of Kurgan Oblast. (n.d.) Kruglyy stol po razvitiyu prigranichnykh territoriy [Round Table on the Development of Border Territories]. [Online] Available from: http://economic.kurganobl.ru/4970.html. (Accessed: 28.11.2019).

35. Government of Kurgan Oblast. (2018a) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kurganskoy oblasti na period do 2030 goda. Prilozhenie k rasporyazheniyu Pravitel'stva Kurganskoy oblasti ot 23.04.18 № 106-r "Ob odobrenii proekta Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kurganskoy oblasti naperiod do 2030 goda" [Strategy of the Socioeconomic Development of Kurgan Oblast for the Period up to 2030. Appendix to Order of the Government of Kurgan Oblast No. 106-r of April 23, 2018, "On Approval of the Draft Strategy of the Socioeconomic Development of Kurgan Oblast for the Period up to 2030"]. [Online] Available from: http://economic.kurganobl.ru/assets/files/ _npaApko_20180423_106-r.pdf (Accessed: 28.11.2019).

36. Official Website of the Government of Kurgan Oblast. [Online] Available from: http://kurganobl.ru. (In Russian).

37. Government of Kurgan Oblast. (2009) Memorandum o sotrudnichestve mezhdu Pravitel'stvom Kurganskoy oblasti Rossiyskoy Federatsii i Akimatom goroda Astany Respubliki Kazakhstan ot 22.04.2009 [Memorandum of Cooperation Between the Government of Kurgan Oblast of the Russian Federation and the Akimat of Astana of the Republic of

Kazakhstan of April 22, 2009]. [Online] Available from: http://kurganobl.ru/sites/default/ files/imceFiles/11_mejdunarodnye_memorandum_astana.pdf (Accessed: 28.11.2019).

38. Government of Kurgan Oblast. (2012a) Soglashenie o torgovo-ekonomicheskom, nauchno-tekhnicheskom i kul'turnom sotrudnichestve mezhdu Pravitel'stvom Kurganskoy oblasti (Rossiyskaya Federatsiya) i Akimatom Akmolinskoy oblasti (Respublika Kazakhstan) ot 26.09.2012 [Agreement on Trade, Economic, Scientific, Technical and Cultural Cooperation Between the Government of Kurgan Oblast (Russian Federation) and the Akimat of Akmola Region (Republic of Kazakhstan) of September 09, 2012]. [Online] Available from: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/03_ mejdunarodnye_akimat_akmolinskoi_oblasti.pdf (Accessed: 28.11.2019).

39. Government of Kurgan Oblast. (2012b) Soglashenie o torgovo-ekonomicheskom, nauchno-tekhnicheskom i kul'turnom sotrudnichestve mezhdu Pravitel'stvom Kurganskoy oblasti (Rossiyskaya Federatsiya) i Akimatom Kostanayskoy oblasti (Respublika Kazakhstan) ot 26.09.2012 [Agreement on Trade, Economic, Scientific, Technical and Cultural Cooperation Between the Government of Kurgan Oblast (Russian Federation) and the Akimat of Kostanay Region (Republic of Kazakhstan) of September 09, 2012]. [Online] Available from: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/02_mejdunarodnye_akimat_kostanaiskoi_obla sti.pdf. (Accessed: 28.11.2019).

40. Government of Kurgan Oblast. (2016) Soglashenie o sotrudnichestve v torgovo-ekonomicheskoy, nauchno-tekhnicheskoy, gumanitarnoy i inykh sferakh mezhdu Pravitel'stvom Kurganskoy oblasti (Rossiyskaya Federatsiya) i Akimatom Severo-Kazakhstanskoy oblasti (Respublika Kazakhstan) ot 04.10.2016 [Agreement on Cooperation in Trade, Economic, Scientific and Technical, Humanitarian and Other Spheres Between the Government of Kurgan Oblast (Russian Federation) and the Akimat of North Kazakhstan Region (Republic of Kazakhstan) of October 04, 2016]. [Online] Available from: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/JH/Soglashenie_mezhdu_PKO_i_ASKO_.pdf. (Accessed: 28.11.2019).

41. Government of Kurgan Oblast. (2018b) Memorandum o prigranichnom sotrudnichestve mezhdu Pravitel 'stvom Kurganskoy oblasti Rossiyskoy Federatsii i Akimatom Kostanayskoy oblasti Respubliki Kazakhstan v sfere turizma ot 09.11.2018 [Memorandum on Border Cooperation in the Field of Tourism Between the Government of Kurgan Oblast of the Russian Federation and the Akimat of Kostanay Region of the Republic of Kazakhstan of November 09, 2018]. [Online] Available from: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles /user-03/skan_memoranduma.pdf. (Accessed: 28.11.2019).

42. Government of Kurgan Oblast. (2019) Novye aspekty traditsionnogo sotrudnichestva. V Kurganskoy oblasti rabotaet delegatsiya Respubliki Kazakhstan [New Aspects of Traditional Cooperation. A Delegation of the Republic of Kazakhstan Is Working in Kurgan Ob-last]. [Online] Available from: https://kurganobl.ru/content/novye-aspekty-tradicionnogo-sotrudnichestva-v-kurganskoy-oblasti-rabotaet-delegaciya. (Accessed: 28.11.2019).

43. Kurgan Oblast Duma. (2018) Razvivaya prigranichnoe sotrudnichestvo [Developing Border Cooperation]. [Online] Available from: http://www.kurganoblduma.ru/about/press/ news/news_detail.php?ELEMENT_ID=59265. (Accessed: 28.11.2019).

44. Zverinogolovskoe. (2018) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Zverinogolovskogo rayona do 2030 goda. Prilozhenie k resheniyu Zverinogolovskoy rayonnoy Dumy Zverinogolovskogo rayona ot 5 iyulya 2018 goda № 204 "O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Zverinogolovskogo rayona do 2030 goda" [Strategy of the Socioeconomic Development of Zverinogolovsky District Until 2030. Appendix to the Decision of the Zverinogolovskoe District Duma of Zverinogolovsky District No. 204 of July 5, 2018, "On the Strategy of the Socioeconomic Development of Zverinogolovsky District Until 2030"]. [Online] Available from: http://zverinogolovskoe.ru/index.php/administratsiya-rajona/strukturnye-podrazdeleniya-ne-imeyushchie-statusa-yuridicheskogo-litsa-osushchestvlyayushchie-polnomochiya-po-resheniyu-voprosov-mestnogo-znacheniya/otdel-ekonomiki-i-prognozirovaniya/dokumenty-strategicheskogo-planirovaniya/167-1.

45. Department of Economic Development of Kurgan Oblast. (2017a) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kurtamyshskogo rayona do 2030 goda [Strategy of the Socioeconomic Development of Kurtamyshsky District Until 2030]. [Online] Available from: http://economic.kurganobl.ru/assets/files/municipal/strat/2017/11.pdf.

46. Makushinsky District Duma. (2017) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Makushinskogo rayona do 2030 goda. Prilozhenie k proektu resheniya Makushinskoy rayonnoy Dumy "Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Makushinskogo rayona do 2030 goda " [Strategy of the Socioeconomic Development of Makushinsky District Until 2030. Appendix to the Draft Decision of the Makushinsky District Duma "On Approval of the Strategy of the Socioeconomic Development of Makushinsky District Until 2030"]. [Online] Available from: http://xn--45-6kc6ajkki6byc.xn--p1ai/dokumenty/?ELEMENT_ID=2217&sphrase_id= 913.

47. Administration of Polovinsky District of Kurgan Oblast. (2017) (2017) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Polovinskogo rayona do 2030 goda [Strategy of the Socioeconomic Development of Polovinsky District Until 2030]. [Online] Available from: http://www.economic.kurganobl.ru/assets/files/municipal/strat/2018/17.pdf.

48. Pritobolny District Duma. (2017) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Pritobol'nogo rayona do 2030 goda [Strategy of the Socioeconomic Development of Pritobolny District Until 2030]. [Online] Available from: http://www.economic.kurganobl.ru/ assets/files/municipal/strat/2017/18.pdf.

49. Department of Economic Development of Kurgan Oblast. (2017b) Strategiya sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya Tselinnogo rayona do 2030 goda [Strategy of the Socioeconomic Development of Tselinny District Until 2030]. [Online] Available from: http://www.economic.kurganobl.ru/assets/files/municipal/strat/2017/20.pdf.

50. Petukhovsky District Duma. (2018) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Petukhovskogo rayona na period do 2030 goda. Prilozhenie k resheniyu Petukhovskoy rayonnoy Dumy ot 31 oktyabrya 2018 g. № 308 "Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Petukhovskogo rayona do 2030 goda" [Strategy of the Socioeconomic Development of Petukhovsky District for the Period up to 2030. Appendix to the Decision of Petukhovsky District Duma No. 308 of October 31, 2018, "On Approval of the Strategy for the Socioeconomic Development of Petukhovsky District Until 2030"]. [Online]

Available from: http://i.xn-----6kcacalifm4aabulyslmcbdmummitg4a6dza21a.xn--p1ai/

u/5b/1b42c8a0a611 eabcdbd84a4582a593/-/308_duma.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.