Вестник Курганской ГСХА № 4, 2017 Экономические науки 7
УДК 333.1
Е. Г. Мухина, Н. Д. Гущенская
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т.С. МАЛЬЦЕВА», КУРГАН, РОССИЯ E. G. Mukhina, N. D. Guschenskaya DEVELOPMENT OF ESTIMATION METHODOLOGY OF ECONOMIC SECURITY LEVEL OF
REGIONAL MUNICIPALITIES FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION "KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T.S. MALTSEV", KURGAN, RUSSIA
Елена Геннадьевна Мухина
Elena Gennadievna Mukhina доктор экономических наук, доцент muhina-eg@mail.ru
Наталья Дмитриевна Гущенская
Natalia Dmitrievna Guschenskaya кандидат экономических наук, доцент casic78@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается сущность экономической безопасности региона, под которой понимается состояние устойчивости экономического сектора, обеспечивающее его социально-экономическоеразвитие в рамках национальной экономики под воздействием внутреннихи внешних экономических угроз, достигаемое за счет реализации его внутреннего ресурсного потенциала и адекватного управления.
Предложена методика оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований, которая включает в себя систему основных критериев (индикаторов), дающих возможность количественно определить уровень их экономической безопасности.
Актуальность разработки данной методики заключается в отсутствии системы оценки уровня экономической безопасности на местном (муниципальном) уровне и в необходимости выявления муниципальных образований региона, находящихся в зоне риска и требующих реформирования системы управления.
В работе описаны этапы разработки и внедрения методики оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований региона. Предлагается 30 сводных критериев оценки уровня экономической безопасности, охватывающих следующие основные отрасли и сферы деятельности, которые распределены по 4 блокам: экономический, социально-демографический, блок ЖКХ и охраны окружающей среды, блок обеспечения уровня качества жизни.Оценка уровня экономической безопасности муниципальных образований проводится путем сопоставления показателей с нормативным значением.
В результате проведения оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований региона все районы Курганской области распределены на 3 основных группы: зона риска, зона стабильности и лидеры.
Использование данной методики позволяет регулировать поддержку
монопрофильных населённых пунктов, поскольку они, ввиду особенностей своего развития, испытывают существенные трудности в плане достижения и поддержания стабильного уровня социально-экономических показателей.
Ключевые слова: методика и критерии оценки, экономическая безопасность региона, муниципальные образования, зона риска.
Abstract. The article deals with the essence of regional economic security which is understood as stability state of economic sector providing its social and economic development within national economy under the influence of internal and external economic threats, which can be reached due to realization of its internal resource potential and adequate management.
The authors offered assessment technique of economic security level of municipalities which includes the main criteria (indicators) system giving the chance to determine the level of their economic security quantitatively.
The relevance of technique development consists in lack of assessment system of economic security level at the local (municipal) level and in need of identification regional municipal units which are in risk zone and demanding reforming of control system.
The article describes development stages and introductions of assessment technique of economic security level in regional municipal units. The authors have offered 30 summary criteria for evaluation economic security level covering the following primary branches and activity fields which were distributed on 4 blocks: economic, social and demographic, block of housing and public utilities and environmental protection, block of ensuring life quality level. Assessment of economic security level of municipal units is carried out by comparison indicators with standard value.
Keywords: methodology and evaluation criteria, economic security of the region, municipalities, risk zone.
Введение. Регион - это целостное социально-экономическое образование, поэтому его экономическая безопасность является составляющей экономической безопасности государства. Любой регион, несмотря на влияние общих социально-экономических тенденций, имеет свои специфические проблемы обеспечения экономической безопасности, которые складываются под воздействием его геополитического положения, природно-климатических условий, наличия сырьевых ресурсов, отраслей экономики, структуры населения [1].
Развитие экономики региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой - способностью региональных институтов власти создать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением при соблюдении баланса ре-
гиональных и федеральных интересов [2]. Чем менее развит собственный региональный экономический потенциал для обеспечения экономической безопасности, тем более зависим регион от внешних ресурсов и процесса эффективного экономического взаимодействия с другими регионами страны [3].
Понятие экономической безопасности сравнительно недавно стало объектом научных разработок, в отечественной литературе система подходов к трактовке данного термина оказалась весьма обширной. Кроме того, не выработано четкого механизма оценки экономической безопасности территорий [4].
Под экономической безопасностью муниципалитета-понимают состояние устойчивости экономического секто-рамуниципального образования, обеспечивающее его со-
8 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА
циально-экономическоеразвитие в рамках национальной экономики под воздействием внутреннихи внешних экономических угроз, достигаемое за счет реализации его внутреннего ресурсного потенциала и адекватного управления [5].
Вне всякого сомнения, экономическая безопасность государства состоит из множества угроз экономической безопасности регионов и муниципальных образований. На уровне субъектов уже есть интересный опыт внедрения систем оценки экономической ситуации, в том числе и уровня экономической безопасности [6; 7]. А вот отсутствие подобной практики на местном уровне сегодня становится серьёзной проблемой.
Методика.Чтобы иметь возможность своевременно выявлять муниципальные образования, находящиеся в зоне риска и требующие реформирования системы управления, предлагается методикаоценки уровня экономической безопасности муниципалитетов. Она включает в себя систему основных критериев-индикаторов, которые дают возможность количественно определить уровень экономической безопасности муниципальных образований.
Актуальность разработки данной методики заключается в следующем:
- отсутствие системы оценки уровня экономической безопасности на местном (муниципальном) уровне в условиях, при которых экономическая безопасность региона напрямую зависит от показателей экономической безопасности муниципальных образований.
- выявление муниципальных образований региона, находящихся в зоне риска и требующих реформирования системы управления, определение очередности муниципальных образований, подлежащих реформированию.
- обеспечение высокого уровня экономической безопасности региона на основе достижения стабильности показателей экономической безопасности в муниципальных образованиях, в которых была проведена процедура реформирования системы управления [8].
Этапы разработки и внедрения методики оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований региона представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Этапы разработки методики оценки экономической безопасности муниципальных образований
Предлагается 30 сводных критериев оценки уровня экономической безопасности, охватывающих следующие основные отрасли и сферы деятельности [8]. Все они
распределены по 4 блокам:
I. Экономический блок, включающий такие критерии,
как:
- использование основных фондов организаций;
- оборот организаций;
- показатели отгрузки товаров;
- уровень эффективности деятельности предприятий;
- уровень безработицы;
- уровень заработной платы;
- привлечение инвестиций.
II. Социально-демографический блок:
- уровень демографической нагрузки;
- коэффициенты рождаемости, смертности;
- показатели миграции;
- показатели уровня жизни лиц старше трудоспособного возраста;
- показатели здравоохранения и образования.
III. Блок ЖКХ и охраны окружающей среды:
- ввод в действие жилых домов;
- доля ветхого и аварийного жилья;
- количество источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- уровень финансовой обеспеченности сферы ЖКХ.
IV. Блок обеспечения уровня качества жизни, включающий показатели преступности и уровень обеспеченности продуктами питания собственного производства.
Каждому критерию соответствуют нормативные значения, которые были разработаны на основе федеральной и мировой практик, характеризующих уровень обеспечения экономической безопасности территории. В основу их легли, в первую очередь, «майские указы» Президента РФ, мнения ведущих экспертов Совета безопасности РФ, а также мировой опыт.
Оценка уровня экономической безопасности муниципальных образований проводится путем сопоставления показателей с нормативным значением. Если невозможно установление нормативов при расчётах, могут использоваться среднеобластные значения и оптимальные тенденции изменения показателей.
Разумеется, проводя оценку, мы должны учитывать, что муниципалитеты изначально находятся в неравных условиях. Так, районы, расположенные вблизи областного центра, обладают ощутимым преимуществом для экономического роста, привлечения инвестиций и т. д.
Методика учитывает дифференциацию
муниципальных образований по уровню жизни и специализации, и позволяет спрогнозировать, как при «провале» в одной сфере деятельности муниципалитет может «заработать очки» по другим, приоритетным для него, направлениям, обеспечив себе высокие позиции в итоговом рейтинге.
Таким образом, в результате проведения оценки уровня экономической безопасности какого-либо конкретного муниципалитета, мы сразу можем увидеть, какая отрасль на территории данного муниципалитета не работает, какие показатели являются «провальными» и тянут всю область вниз и, соответственно, можем сразу принять конкретные управленческие решения.
Результаты. Проведенные исследования достижения муниципальными образованиями региона критериев экономической безопасности, согласно установленным нормативам, позволяют ранжировать муниципальные районы Курганской области на 3 основные группы (таблица 1, рисунок 2).
Вестник Курганской ГСХА № 4, 2017 ^штические аауки Q
Таблица 1 - Ранжирование муниципальных образований по результатам оценки уровня экономической безопасности
Район Сумма баллов Место в рейтинге
Кетовский 59,25 1
Щучанский 56,87 2
Юргамышский 56,37 3
Мокроусовский 56,25 4
Шадринский 55,62 5
Петуховский 55,25 6
Макушинский 54,00 7
Катайский 53,00 8
Каргапольский 52,75 9
Шумихинский 52,37 10
Куртамышский 51,62 11
Половинский 51,25 12
Мишкинский 50,62 13
Сафакулевский 50,37 14
Варгашинский 49,62 15
Далматовский 49,62 15
Звериноголовский 48,5 16
Альменевский 48,25 17
Частоозерский 46,75 18
Белозерский 46,62 19
Притобольный 46,37 20
Лебяжьевский 45,75 21
Целинный 45,62 22
Шатровский 42,00 23
По результатам оценки достижения критериев экономической безопасности, из 24 муниципальных образований Курганской области 25% муниципальных образований находятся в так называемой зоне риска; 42% муниципалитетов составляют зону стабильности; 33% являются лидерами.
Частоозерский район Белозерский район Притобольный район Лебяжьевскнй район Целинный район Шатровский район
Каргапольский район Шумихинский район Куртамышский район Половинский район Мишкинский район Сафакулевский, район Варгашинский район Далматовский район Звериного лове кий район Альменевский район
Кетовский район Щучанский район Юргамышский район Мокроусовский район Шадринский район Петуховский район Макушинский район Катайский район
Рисунок 2 - Результат апробации методики на муниципальных образованиях Курганской области
Данные результаты свидетельствуют о том, что на территории муниципалитетов, входящих в зону риска, должный уровень экономической безопасности не обеспечивается, а, значит, муниципальная Стратегия СЭР не работает.
Выводы. Таким образом, зонам риска на карте региона необходимо уделять особое внимание - рекомендовать изменить систему управления, применять финансово-экономические меры регулирования.
Также считаем, что данную методику можно применить в качестве рычага поддержки монопрофильных населённых пунктов, поскольку они, ввиду особенностей своего развития, испытывают существенные трудности в плане достижения и поддержания стабильного уровня социально-экономических показателей.
Список литературы
1 Мамай О.В., Мамай И.Н. Теоретические основы инновационного развития аграрного сектора региональной экономики: монография. Кинель, 2015, 166 с.
2 Мамай О.В., Мамай И.Н. Управление продовольственной безопасностью региона. Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности: сборник научных трудов. Кинель: Изд-во Самарская ГСХА, 2016, с. 52-56.
3 Маханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России. Научный журнал Куб-ГАУ. 2015, № 105 (01), с. 1-16.
4 Сычева И.В., БарановВ.В. Разработка системы оценки экономической безопасности региона. Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки, 2009, Вып. 1, с. 87-97.
5 Ганин О.Б., Ганин И.О. Экономическая безопасность муниципалитета: генезис, сущность и содержание понятия. ARS ADMINISTRANDI, 2015, Вып. 1, с. 61-84.
6 УЛПРЕССА. В Ульяновской области внедрена уникальная методика оценки уровня экономической безопасности региона. URL: https://ulpressa.ru/2017/09/11/v-uly-anovskoy-oblasti-vnedrena-unikalnaya-metodika-otsenki-eko-nomicheskoy-bezopasnosti-munitsipalnyih-obrazovaniy-regio-na/ (дата обращения: 20.10.2017).
7 Гущенская Н.Д. Рынок труда как основа экономической безопасности региона. Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства: материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции (1 февраля 2017 г.). Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2017, с. 59-62.
8 Мухина Е.Г. Методика оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований региона. Основные направления развития агробизнеса в современных условиях: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (26 июня 2017 г.). Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2017, с.109-111.
References
1 Mamay O.V., Mamai I.N. Theoretical bases of innovative development of agrarian sector of regional economy: monograph. Kinel, 2015, 166 p. (in Russ.).
2 Mamay O.V., Mamay I.N. Food security management in the region. Modern economy: ensuring food safety: a collection of scientific papers. Kinel: Samara State Agricultural Academy, 2016, pp. 52-56 (in Russ.).
3 Makhanko G.V. Economic security and competitiveness of the region as the most important component of Russia's economic security. Scientific journal of KubSU, 2015, no. 105 (01), pp. 1-16 (in Russ.).
4 Sycheva I.V., Baranov V.V. Development of a system for assessing the economic security of the region. Proceedings of Tula State University. Economic and legal sciences, 2009, Vol. 1, pp. 87-97 (in Russ.).
5 Ganin O.B., Ganin I.O. Economic security of the municipality: genesis, essence and content of the concept. ARS ADMINISTRANDI, 2015, Vol. 1, pp. 61-84. (in Russ.).
6 ULPRESS. In the Ulyanovsk region, a unique methodology for assessing the level of economic security in the region was introduced. URL: https://ulpressa.ru/2017/09/11/v-uly-anovskoy-oblasti-vnedrena-unikalnaya-metodika-otsenki-eko-nomicheskoy-bezopasnosti-munitsipalnyih-obrazovaniy-regio-na/ (accessed 20 October 2017) (in Russ.).
7 Guschenskaya N.D. The labor market as a basis for economic security in the region. Development of the strategy of social and economic security of the state: materials of the III All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference (February 1, 2017). Kurgan: Publishing House of the Kurgan State Agricultural Academy, 2017, pp. 59-62 (in Russ.).
8 Mukhina E.G. Methodology for assessing the level of economic security of municipalities in the region. The main directions of agribusiness development in modern conditions: materials of the First All-Russian Scientific and Practical Conference (June 26, 2017). Kurgan: Publishing House of the Kurgan State Agricultural Academy, 2017, pp. 109-111 (in Russ.).