ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Учет погодно-климатических факторов при инвентаризации выбросов
системы «дорога-автомобиль» Радкевич М. В.
Радкевич Мария Викторовна /Radkevich Maria Viktorovna - доктор технических наук, доцент, кафедра теории механизмов и деталей машин, Ташкентский автомобильно-дорожный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы точной оценки выбросов системы «дорога-автомобиль». Для уточнения модели инвентаризации, разработанной в ТАДИ, необходимо учитывать коэффициент сцепления, пробег автомобилей и климатические факторы.
Ключевые слова: автомобильно-дорожный комплекс, ровность дорожного покрытия, коэффициент сцепления, погодно-климатические факторы.
Вопрос инвентаризации и оценки выбросов автомобильно-дорожного комплекса (АДК) до конца не изучен.
В течение жизненного цикла автомобильной дороги источниками воздействия на окружающую среду являются: дорога и движущиеся по ней транспортные средства, строительно-дорожные машины и оборудование при выполнении технологических операций строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта дорог, а также предприятия дорожного хозяйства и дорожного сервиса, находящиеся в придорожной полосе, используемые материалы.
Наиболее весомым видом воздействия является загрязнение окружающей среды токсичными веществами и парниковыми газами. В ТАДИ был разработан и предложен метод оценки общего количества выбросов АДК в зависимости от показателя ровности дорожного покрытия. Данный метод базируется на математической модели вида:
m = AN2 + BN + С (1)
где m - масса удельного годового выброса, т/год-км;
N - интенсивность движения автомобилей, тыс. авт./сут.;
А, В и С - коэффициенты, учитывающие ровность покрытия, определяемые в зависимости от типа покрытия [1].
Указанная модель позволяет получить данные об удельных годовых выбросах парниковых и токсичных газов, она успешно применяется для оценки экологического состояния придорожной зоны в ГАК «Узавтойул» [2]. Однако эта модель нуждается в дальнейшей корректировке. Дело в том, что при построении этой модели практически не учитывался коэффициент сцепления колес автомобилей с дорожным покрытием, оказывающим большое влияние на формирование выбросов. Конечно, коэффициент сцепления зависит в первую очередь от типа покрытия. Следовательно, для корректировки модели (1) необходимо не только проанализировать и учесть протяженность дорог с различным типом покрытия (асфальтобетон, цементобетон, черно-щебенчатое и грунтовое покрытие) по областям, но и изучить свойства применяемых в различных областях РУз дорожно-строительных материалов.
Основным источником выбросов АДК является движущийся по дорогам транспортный поток. Такие факторы, как осадки, температура воздуха и скорость ветра оказывают не только прямое воздействие на движение транспортных средств, но и опосредованное - через изменение технико-эксплуатационных показателей дороги. Как и другие показатели, коэффициент сцепления, как известно, в большой степени зависит от времени года.
Влияние погодно-климатических факторов на режим движения, от которого в свою очередь зависит количество выбросов, увеличивается с ростом категория дороги, интенсивности и скорость движения.
Существует методика [3], позволяющая оценить изменение скорости автомобиля в зависимости от погодных условий. При построении модели (1) природно-климатические условия были учтены согласно этой методике по усредненным данным о климате Республики Узбекистан. Однако такой подход, очевидно, дает некоторую неточность получаемых данных, т.к. территория РУз включает в себя различные по климатическим условиям районы. Следовательно, для корректировки модели (1) необходимо проанализировать состояние дорожных покрытий (коэффициент сцепления) по областям РУз в различные времена года и ввести поправочные коэффициенты. Это позволит производить более точную оценку выбросов АДК в масштабах каждой области и соответственно, лучше обосновывать мероприятия по их снижению.
Следует помнить, что количество выбросов автотранспортных средств зависит от их «возраста» и степени износа. При построении модели (1) были использованы доступные статистические данные о величине и составе автотранспортного парка, дальнейшей задачей является детальное исследование состава автотранспортного парка и его разбивка на группы по величине пробега.
Итак, для уточнения ранее разработанных моделей оценки выбросов АДК необходимо:
1. Изучить статистические данные о климатических условиях каждой области РУз и определить соответствующие корригирующие коэффициенты.
2. Изучить «возрастной» состав автотранспортного парка РУз и свойства применяемых по областям дорожно-строительных материалов.
3. Установить продолжительность периодов понижения сцепных качеств дороги и произвести экспериментальное исследование взаимосвязи коэффициента сцепления и выбросов автотранспорта.
Литература
1. Радкевич М. В. Возможные пути оценки воздействия автомобильно-дорожного комплекса на воздушную среду. Ташкент: Чинор ЭНК, 2015. 124 с.
2. ИКН 105-14. Оценка экологического состояния придорожной зоны. Ташкент: Научно-исследовательский институт автомобильных дорог, 2015. 65 с.
3. Васильев А. П., Баловнев В. И. и др. Ремонт и содержание автомобильных дорог. Справочник инженера-дорожника. М.: Транспорт, 1989. 288 с.
Аспекты программно-управляемого освещения Полищук С. И.1, Позняк А. А.2
1Полищук Сергей Игоревич /Polishchuk Sergey Igorevich - магистрант, кафедра проектирования информационно-компьютерных систем; 2Позняк Александр Анатольевич /Poznyak Alexander Anatolievich - научный руководитель, кандидат физико-математических наук, доцент, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: применение светодиодов в современных светотехнических решениях требует создания специальных систем управления ими. При освещении и подсветке различных объектов это позволяет создавать эффектные светодинамические картины. Доклад посвящён разработке устройств для создания светодиодных систем освещения и программного обеспечения для управления ими.
Ключевые слова: светодиодное освещение, DMX-512, ШИМ, микроконтроллер, DMX-диммер, DMX-интерфейс.