Самофалов В.И.
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Международные экономические отношения» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Эл. почта: [email protected]
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНУТРИФИРМЕННОМ ПЛАНИРОВАНИИ
В условиях усиливающейся интеграции российской экономики во всемирное хозяйство важнейшей задачей становится учет факторов внешнеэкономической деятельности предприятия в технологии его внутрифирменного планирования. В данной работе с использованием типового контура управления предприятием разрабатывается схема внутрифирменного планирования, в которой на каждом этапе планирования идентифицируются соответствующие факторы внешнеэкономической деятельности предприятия. При этом обосновывается тезис о том, что внутренние и внешние факторы внешнеэкономической деятельности должны учитываться и отражаться в расчетных операциях величин себестоимости, прибыли и рентабельности производства и реализации товаров и услуг. Предлагаемая методика внутрифирменного планирования позволяет повысить эффективность деятельности фирмы во внешнеэкономической сфере за счет адекватного отражения конъюнктуры международных рынков в плановой работе предприятия.
Ключевые слова: внутрифирменное планирование, внешнеэкономическая деятельность, типовые функции управления, критерий эффективности, внешнеторговая цена, себестоимость, план по прибыли.
При выходе российских фирм на внешние рынки они сталкиваются с принципиально новой ситуацией, характеризующейся заметным увеличе-
нием числа факторов, влияющих на принятие решений в части оптимизации плана производства и сбыта продукции/услуг. Данные обстоятельства предполагают необходимость тщательного учета всех особенностей внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при организации процедуры (схемы) внутрифирменного планирования на очередной плановый год или более длительный период.
В общем случае под организацией внутрифирменного планирования понимается управленческая деятельность, направленная на формирование, в конечном счете, оптимального плана по прибыли, финансового плана и планового баланса фирмы на соответствующий период.
Прежде, чем идентифицировать факторы ВЭД, учитываемые в процедуре внутрифирменного планирования, предварительно надо отметить, что в соответствии с системным подходом к планированию деятельности фирмы выделяются управляемые параметры предприятия (входные ресурсы; параметры производства; характеристики продукта), а также существенные параметры состояния среды на входе и выходе объекта (рис. 1) [1]. Относительно этих параметров и осуществляется собственно сама процедура планирования.
Эту схему нужно дополнить циклом принятия решений (типовым контуром управления), который отражает существо формирования и корректировки плана деятельности фирмы в виде последовательности типовых функций управления: А -анализ, П - планирование, О - организация, Р - регулирование, У - учет, К - контроль.
СРЕДА (Вход)
ОБЪЕКТ (Процесс)
СРЕДА (Выход)
П А
Разработка альтернативных решений (планов). Оптимизация.
Выявление факторов состояния (объект-среда)
Рисунок 1. Схема принятия решений (цикл управления)
Собственно процедура планирования на предприятии охватывает все этапы (стадии) цикла управления объектом, что и ложится в основу схемы внутрифирменного планирования (см. рис 2): сначала проводится анализ результатов деятельности фирмы в предыдущий (отчетный) период, далее исследуются изменения, произошедшие в этот период в
состоянии внутренней и внешней среды, и с учетом этих изменений затем вырабатываются альтернативные варианты собственно плана деятельности фирмы на последующий период. Наилучший вариант плана выбирается в результате оптимизации отдельных его составляющих по критерию, например, максимума ожидаемой прибыли.
Сумма прибыли (П) фирмы, получаемой от реализации своего товара (продукта, услуг), будет зависеть от объемов реализации (К), цены товара (Ц), структуры ассортимента фирмы (А), издержек предприятия (С - себестоимости), понесенных им на производство и реализацию товара [1]:
max П = F[A; К; Ц; С(О,М,Р,Д,И); t].
Эти параметры выхода объекта являются зависимыми от параметров состояния рынка - как от рынка сбыта, так и от рынка ресурсов.
Сами издержки предприятия (С) предопределяются, в основном, состоянием параметров его входа: стоимостью и нормами потребления всех видов ресурсов (О - основных фондов; М - сырья и материалов, энергии; Р - живого труда; Д - денежных средств; И - информации; t -фактор времени).
При действии фирмы на зарубежных рынках искомая (целевая) масса прибыли будет зависеть в том числе и от дополнительных издержек, связанных с подготовкой и реализацией внешнеэкономических операций. Обращаясь на рынок сбыта или рынок ресурсов, фирма само-
стоятельно определяется в наиболее выгодных для нее (для ее вида деятельности) условиях реализации продукции (услуг) и условиях обеспечения входными ресурсами, минимизируя при этом свои издержки (по ценам на ресурсы, скидкам с цен, условиям поставок, затратам на транспортировку, по условиям кредитования).
Выбор конкретных значений управляемых параметров состояния фирмы и представляет собой собственно внутрифирменное планирование в условиях ВЭД как процедуру принятия оптимальных решений.
Рассматривается общая схема внутрифирменного планирования (см. рисунок 2.). Надо определить, в каких стадиях процедуры планирования деятельности фирмы следует учитывать особенности условий ВЭД. Предварительно можно напомнить, что функция "планирование» является одной из функций в общем управленческом цикле хозяйствующего субъекта (см. рисунок 1): анализ-планирование-организация-регулирование-учет-контроль.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
А. Изменение внешних условий (учет особенностей ВЭД):
- инфляция, валютные изменения;
- политика доходов,
- налогообложение;
- таможенные изменения -изменения конъюнктуры
мировых рынков;
- конкуренция.
Б. Изменение внутренних условий фирмы(учет особенностей ВЭД):
- новые инвестиции;
- новые продукты;
- новое количество персонала.
Оптимизация (учет особенностей ВЭД): —
1.Вариация ценой
2.Новые каналы сбыта
3.Реклама
4.Ассортиментный портфель
5.Изменение объемов продаж _
6.Вариация качеством 7.Оптимизация условий
внешнеторговых сделок (международных контрактов)
Альтернативы решений по ожидаемой прибыли
ПОСЛЕДОВА ТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ИТОГОВЫЕ (ВЫХОДНЫЕ) ДОКУМЕНТЫ
А. Ожидаемый отчет по прибыли
1.Выручка от реализации
- издержки на приобретение товара (материалов)
2.Валовый доход
- ежегодно возобновляемые постоянные издержки 3.Чистый доход
- амортизация 4.Прибыль до начисления
налогов и процентов
- выплаты по процентам;
- налог на прибыль 5.Чистая прибыль
Б. Предварительный
план по прибыли
1.Выручка от реализации
- издержки на приобретение товара (материалов)
2.Валовый доход
- ежегодно возобновляемые
постоянные издержки 3.Чистый доход
Я > Яп?
В. План по прибыли
1.Выручка от реализации
2.Валовый доход 3.Чистый доход 4.Прибыль до начисления
налогов и процентов 5.Чистая прибыль
5 4
Рис. 2. Общая схема внутрифирменного планирования
(начало)
1
решений по 4 Разработка
финансовым Финансового
результатам плана
фирмы
Оптимизация условий внешнеторгового контракта
Оформление бухгалтерских расчетов
5 Разработка
планового
Баланса
фирмы
Г. Финансовый план
1. Поступления:
¡.Реализация товара
2.Увеличение собственного капитала
3.Кредит
II. Платежи:
¡.Расчеты с поставщиками
2.Расчеты с подрядчиками
3.Ежегодно возобновляемые постоянные издержки
4.Проценты
5.Банковская задолженность
6.Личное потребление владельцев фирмы
III. Сальдо (I.- II.)
!У.То же (III.) нарастающим
итогом
У.Погашение кредита
Плановый Баланс
Активы Пассивы
¡.Оборудование 2.Товарный запас 3.Товарно-дебиторская задолженность 4.Денежные средства Итого активы: ¡.Собствненный капитал 2.Банковская задолженность 3.Товарно-кредиторская задолженность Итого пассивы:
Рис. 2. Общая схема внутрифирменного планирования (окончание)
3
Отсюда следует: оптимальное внутрифирменное планирование требует предварительного осуществления функций учета, контроля и анализа как внешней рыночной среды, так и внутренних результатов, возможностей и намерений фирмы, прежде чем осуществлять планирование ее деятельности на очередной временной период.
Каждый очередной цикл планирования на фирме начинается с анализа отчетной информации о предшествующей деятельности предприятия и ее результатах (см. рисунок 2, блок 1). Результаты отражаются, как известно, в ожидаемом "Отчете по прибыли" (и "Отчетном балансе") за предыдущий год [2].
Отчет по прибыли представляет собой естественную основу для формирования плана по прибыли на будущий период.
На втором этапе процесса внутрифирменного планирования разрабатывается "Предварительный план по прибыли" (см. рис 2, блок 2) при условии сохранения (как предварительный вариант) той же производственно-коммерческой стратегии фирмы, что и в предыдущем периоде.
Даже если на очередной плановый год предусмотреть те же самые действия, что были осуществлены в отчетном году, величина дохода в следующем году будет отличаться от величины дохода, отраженной в отчете за последний год.
Дело в том, что в условиях нестабильной рыночной среды (тем более, во внешнеэкономической сфере) все время происходят изменения, которые необходимо учитывать при
разработке проектов планов деятельности предприятия на очередной год.
Эти изменения особенно важны в условиях ВЭД фирмы, поскольку затрудняется сам сбор исходной информации и усложняются процедуры выбора тех или иных условий внешнеторговых сделок.
Следует различать:
А. Изменение внешних условий (см. рисунок 2, блок 2) в деятельности фирмы. Макроэкономические факторы могут, например, изменяться под воздействием: 1)инфляции; 2)изменений в области валютных отношений; 3)в области политики доходов; 4) изменений (поправок) в хозяйственном законодательстве, внесенных Государственной думой в отчетном году; 5)изменений структуры спроса в отдельных сегментах рынка (изменение структуры населения, уровня его доходности); 6)изменения уровня конкуренции (увеличение или уменьшение числа конкурентов на рынке). Возможны и иные изменения в макроусловиях, вплоть до воздействия политической ситуации.
Б. Изменение внутренних условий фирмы (см. рисунок 2, блок 2). Изменение внутренних условий деятельности фирмы может быть вызвано, например, решением руководства о расширении фирмы и изменении профиля бизнеса, что требует: новых инвестиций; внедрения новых моделей продукции; увеличения численности и структуры персонала.
Скорректированный с учетом ожидаемых изменений внешних и внутренних условий деятельности фирмы отчет по прибыли называют "Скорректированным расчетом по
прибыли" или "Предварительным планом по прибыли".
Изменение конъюнктуры мировых рынков для фирмы, ведущей ВЭД, следует учитывать при выборе показателей, предопределяющих величину ожидаемой прибыли в год [1]: П = ВР - С = К х Ц - (ПОИ + ПИ).
Выручка от реализации (ВР) продукции (услуг) фирмы в планируемый год предопределяется выбранным годовым объемом продаж (К) в натуральном выражении и ценой (Ц) единицы продукции, величины которых задаются, исходя из изменения конъюнктуры мировых рынков (спрос, предложение, уровень конкуренции) и с учетом внутренних планов фирмы на очередной год (структура ассортиментного портфеля, освоение новых сегментов рынков сбыта, новая ценовая политика фирмы).
Учет факторов ВЭД при расчете предварительного плана по прибыли (см. рис. 2, блок 2) осуществляется и в процессе исчисления себестоимости (С) годового производства и реализации продукции (услуг) как в части постоянных годовых издержек (ПОИ), так и переменных издержек (ПИ) на планируемую производственную программу (см., например, таблица 1) [2].
Структура "Предварительного плана по прибыли" содержит расчет только до показателя "чистого дохода от реализации", то есть без окончательного расчета издержек фирмы, налогообложения, процентов банку, так как на этапе предварительного планирования еще не приняты окончательные решения в области коммерческой и кредитно-финансовой стратегий фирмы на будущий период.
Таблица 1 - Перечень основных переменных и постоянных издержек, используемых в калькуляции внешнеторговых цен
Прямые переменные издержки Косвенные переменные издержки Постоянные издержки
Расходы на сырье и материалы Заработная плата промышлен-но-производственного и коммерческого персонала Расходы по подготовке товара к экспорту (специальная упаковка, экспортное исполнение) Транспортные, погрузочно-разгрузочные расходы Страхование Выплата комиссионного вознаграждения агентам и посредникам Расходы, связанные с выполнением внешнеторговых формальностей (в т.ч. таможенное оформление, лицензирование, сертификация) Заработная плата вспомогательного персонала Расходы на вспомогательные материалы Расходы на электроэнергию для производственных целей Расходы на отопление для производственных целей Расходы на хранение товара Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Амортизационные отчисления Расходы на содержание административно-управленческого персонала Расходы на НИОКР Арендная плата Сбытовые расходы Расходы на рекламу Выплата различных налогов и сборов Финансовые расходы (выплата процентов по кредитам, банковские расходы)
Здесь важно предварительно сориентироваться в новой ситуации для бизнеса (выявить узкие места -проблемы), с тем чтобы наметить возможные пути его оптимизации. Для оценки целесообразности полученного варианта «Плана по прибыли» исчисляется ключевой индикатор эффективности - рентабельность общая (Я), как отношение величины годовой прибыли к себестоимости производства и реализации продукции в год:
R= П / С.
Если при этом полученная величина рентабельности больше некоторой наперед заданной величины, например, величины среднеотраслевой рентабельности ), то есть выполняется условие R > R0 , то данный вариант «Плана по прибыли» может быть признан как окончательный (см. рис. 2, блок 3) и, следовательно, может быть положен в основу дальнейших экономических расчетов (см. рис.2, блоки 3, 4, 5 - расчет «Финансового плана», планового «Баланса фирмы», проекта «Внешнеторгового контракта»).
Если на данном этапе внутрифирменного планирования условие (Я > Я0 ) не выполняется, то далее необходимо перейти к этапу «оптимизации» (см. рис. 2, блок 3). Формированием "Предварительного плана по прибыли" заканчивается "пассивная" часть работы по внутрифирменному планированию. Изменение внешних и внутренних условий фирмы предполагает необходимость поиска оптимальных решений ("активная" часть планирования) и разработки адекватных мероприятий предприятия по достижению необхо-
димой рентабельности (см. рис. 2, блок 3). Возможные (альтернативные) варианты плана по прибыли составляются путем подбора таких параметров, входящих в состав расчета прибыли, которые отражали бы вариации условий внешнеторговых операций (вариации ценой, каналами сбыта, условиями поставок, рекламой, структурой ассортиментного портфеля, изменением объемов продаж, вариации качеством, условиями расчетов).
Действительно, имманентная неустойчивость рыночной среды фирмы, включая внешнеэкономическую сферу, предполагает многоальтерна-тивность плановых решений (проектов), из которых выбирается наилучшее (оптимальное - Я > Я0 ) с учетом прогнозов динамики факторов рынка и собственных деловых возможностей фирмы.
И, наконец, внутрифирменное планирование на ближайший плановый период (год, например) целесообразно осуществлять как составную часть перспективного плана развития фирмы (на 3, 4, 5 лет).
Особенно это важно при кредитовании фирмы или приглашении инвесторов к совместной деятельности.
С учетом данных особенностей рыночного планирования в условиях ВЭД и предстает общая схема внутрифирменного планирования (рис.1): на каждом этапе в последовательности действий по разработке итоговых (выходных) документов - плана по прибыли, финансового плана, планового баланса предприятия - осуществляется учет и анализ существенных для фирмы исходных данных (маркетинговые исследования),
производится разработка альтернатив решений по производству и реализации продукции (оптимизация бизнеса по критерию максимума ожидаемой прибыли), для каждого варианта плана производства (плана по прибыли) производятся соответствующие варианты проектов внешнеторговых контрактов, разрабатываются альтернативные расчеты финансового плана и оценки ожидаемого (планового) баланса фирмы.
Таким образом, общая схема внутрифирменного планирования представляет собой, по существу, последовательность основных расчетов по разделам бизнес-плана фирмы, как
правило, на два-три года (возможно, четыре-пять лет).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Самофалов В.И., Сатарова Е.Ф. Экономика фирмы: внутрифирменное планирование: Учебное пособие/РГЭУ.- Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004.- 448с.
2. Бизнес-планирование в условиях внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие в 2-х ча-стях/Воронкова О.Н., Пузакова Е.П., Самофалов В.И., Сатарова Е.Ф./Под общ. ред. проф. В.И. Самофало-ва/Часть 1 «Методика», РГЭУ. - Ростов н/Д, 2005. - 327с.