Научная статья на тему 'Особенности формирования себестоимости продукции фирмы с учетом издержек во внешнеэкономической сфере'

Особенности формирования себестоимости продукции фирмы с учетом издержек во внешнеэкономической сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / SYSTEM / WORLD ECONOMY / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / PLANNING / MANAGEMENT / MARKET ENVIRONMENT / COST PRICE / PROFIT / INTRAFIRM PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самофалов В. И., Бондаренко А. А.

В связи с интеграцией экономики России в мировое экономическое пространство весьма актуальными становятся задачи оптимального планирования деятельности хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической сфере. В настоящей работе на основе методики системного анализа идентифицированы параметры связей хозяйствующего субъекта (предприятия) с субъектами международной рыночной среды, что позволило сформулировать функционал эффективности деятельности предприятия с учетом особенностей его внешнеэкономического окружения. Сделан вывод о том, что в рамках внутрифирменного планирования учет факторов внешнеэкономической деятельности следует осуществлять как при продвижении товаров на рынок, при оценке выручки от реализации продукции на зарубежных рынках, так и при формировании себестоимости производства и продаж, что предполагает включение в нее дополнительных издержек в силу взаимодействия с субъектами внешней экономической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Due to the Russian economics’ integration into the global economic space the problem of optimal planning of business entities’ activity in the foreign economic sphere becomes very urgent. In this work, the parameters of the links between a business entity (an enterprise) and the subjects of international market environment are identified on the basis of the system analysis methodology, that enabled us to formulate the functional of the efficiency of the enterprise’s activity, taking into account the peculiarities of its external economic environment. The conclusion is that within the intrafirm planning the factors of the foreign economic activity should be considered not only in the promotion of goods on the market and in the estimation of revenues from sales on foreign markets, but also in the formation of the cost price of production and sales, which involves the insertion of additional costs due to the interaction with the subjects of external economic environment.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования себестоимости продукции фирмы с учетом издержек во внешнеэкономической сфере»

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Samofalov V.I., Bondarenko A. A.,

Самофалов В.И.,

доктор экономических наук, профессор кафедры международных экономических отношений, Ростовский государственный экономический университет Бондаренко А.А.,

магистрант кафедры международных экономических отношений, Ростовский государственный экономический университет

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

ФИРМЫ С УЧЕТОМ ИЗДЕРЖЕК ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

В связи с интеграцией экономики России в мировое экономическое пространство весьма актуальными становятся задачи оптимального планирования деятельности хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической сфере. В настоящей работе на основе методики системного анализа идентифицированы параметры связей хозяйствующего субъекта (предприятия) с субъектами международной рыночной среды, что позволило сформулировать функционал эффективности деятельности предприятия с учетом особенностей его внешнеэкономического окружения. Сделан вывод о том, что в рамках внутрифирменного планирования учет факторов внешнеэкономической деятельности следует осуществлять как при продвижении товаров на рынок, при оценке выручки от реализации продукции на зарубежных рынках, так и при формировании себестоимости производства и продаж, что предполагает включение в нее дополнительных издержек в силу взаимодействия с субъектами внешней экономической среды.

Ключевые слова: система, мировая экономика, международные экономические отношения, планирование, управление, рыночная среда, себестоимость, прибыль, внутрифирменное планирование.

FEATURES OF FIRM 'S PRODUCT

COSTING WITH EXPENSES IN EXTERNAL ECONOMIC SPHERE

Due to the Russian economics' integration into the global economic space the problem of optimal planning of business entities' activity in the foreign economic sphere becomes very urgent. In this work, the parameters of the links between a business entity (an enterprise) and the subjects of international market environment are identified on the basis of the system analysis methodology, that enabled us to formulate the functional of the efficiency of the enterprise's activity, taking into account the peculiarities of its external economic environment. The conclusion is that within the intrafirm planning the factors of the foreign economic activity should be considered not only in the promotion of goods on the market and in the estimation of revenues from sales on foreign markets, but also in the formation of the cost price of production and sales, which involves the insertion of additional costs due to the interaction with the subjects of external economic environment.

Keywords: system, world economy, international economic relations, planning, management, market environment, cost price, profit, intrafirm planning.

При выходе российских фирм на мировые рынки возникает необходимость оценки и учета факторов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в плановых экономических расчетах их хозяйственной деятельности, при оценке эффективности внешнеэкономических операций.

Факторы ВЭД - это состав специфических условий, обстоятельств, требований и норм поведения, обуславливающих позиционирование и деятельность хозяйствующего субъекта на зарубежных рынках и в рамках национальной экономики в качестве субъекта ВЭД.

Все факторы ВЭД можно условно разделить на внутренние, контролируемые предприятием (факторы, связанные с пове-

дением фирмы - маркетинговая ориентация фирмы, целеустремленность менеджмента и т.д.) и внешние, неконтролируемые им (показатели состояния конъюнктуры мировых рынков и внешнеторговой политики отдельных стран, особенности условий международных перевозок, международное законодательство и прочие условия).

Учет всех этих обстоятельств предполагает соответствующие адекватные изменения в структуре и величине отдельных статей себестоимости (издержек) предприятия (С), влияющих, соответственно, и на величину ожидаемой прибыли (П) на очередной плановый период:

П = ВР - С = ВР- (ПОИ + ПИ) =

К х Ц - (С + Л -Свэд ), (1)

где ВР - годовая плановая выручка от реализации продукции (услуг) фирмы; ПОИ - постоянные издержки фирмы на годовую производственную программу; ПИ - переменные издержки фирмы в тот же период;

К - объем продаж продукции в натуральном выражении;

Ц - рыночная цена единицы продукции; /\_Свэд - приращение себестоимости продукции фирмы в силу действия ее на внешних рынках.

Известно, что выручка от реализации (ВР) продукции (услуг) фирмы в планируемый год определяется прогнозируемым

годовым объемом продаж (К) в натуральном выражении и ценой (Ц) единицы продукции, величины которых задаются, исходя из динамики конъюнктуры мировых рынков (колебания спроса, предложения, уровня конкуренции и т.п.), а также с учетом внутренних планов фирмы на очередной год (изменение структуры ассортиментного портфеля, освоение новых сегментов рынков сбыта, новая ценовая политика фирмы и т.п.).

Учет факторов ВЭД при расчете плана по прибыли осуществляется также в процессе исчисления себестоимости (С) годового производства и реализации продукции (услуг) как в части постоянных годовых издержек (ПОИ), так и переменных издержек (ПИ) на планируемую производственную программу (К) (см., например, табл. 1):

П = ВР - (С + ПОИвэд + ПИвэд), (2) где ПОИвэд, ПИвэд - приращение, соответственно, постоянных и переменных издержек фирмы в условиях ее ВЭД.

Принятие решения о выходе фирмы на внешний рынок и выбор определенных форм международного предпринимательства должны быть основаны на выработке целевой функции ВЭД предприятия исходя из анализа внутренних возможностей и влияния внешних факторов.

Таблица 1. - Перечень основных переменных и постоянных издержек, используемых в калькуляции себестоимости производства и реализации продукции в условиях ВЭД

Прямые переменные издержки Косвенные переменные издержки Постоянные издержки

Расходы на сырье и материалы Заработная плата промышленно-производственного и коммерческого персонала Расходы по подготовке товара к экспорту (специальная упаковка, экспортное исполнение, др.) Транспортные, погрузочно-разгрузочные расходы Страхование Выплата комиссионного вознаграждения агентам и посредникам Расходы, связанные с выполнением внешнеторговых формальностей (в т.ч. таможенное оформление, лицензирование, сертификация) Заработная плата вспомогательного персонала Расходы на вспомогательные материалы Расходы на электроэнергию для производственных целей Расходы на отопление для производственных целей Расходы на хранение товара Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Амортизационные отчисления Расходы на содержание административно-управленческого персонала Расходы на НИОКР Арендная плата Сбытовые расходы Расходы на рекламу Выплата различных налогов и сборов Финансовые расходы (выплата процентов по кредитам, банковские расходы)

Источник: Голева Г.А., Самофалов В.И. Мировая экономика: основы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.И.Самофалова. - Рост. госуд. экон. унтер. - Ростов-на-Дону, 2002.

Предварительно отметим, что фирма, как отдельный хозяйствующий субъект, предстает элементом мировой экономической системы, если она включается в международное разделение труда (МРТ) по одной или нескольким видам или формам внешнеэкономической деятельности (международная торговля товарами или услугами; международное научное или производственное сотрудничество; инвестиционное сотрудничество и т.п.).

При этом информационный выход фирмы может задаваться параметрами состояния ее продукта (в частности, ассортимент продукции - А, объем продаж - К, рыночная цена единицы продукции - Ц и т.п.).

Для получения продукта, как известно, фирма должна выполнить некоторый технологический процесс (Т) как процесс производительного потребления основных факторов производства - предметов труда, средств труда, живого труда.

Данные факторы предопределяют материальный вход фирмы и задаются информационно как параметры входных ресурсов): предметы труда (М - материалы, сырье и т.п.); средств труда (О - оборудование, машины, здания, сооружения и т.п.); живой труд (Р - рабочая сила - кадры, менеджмент и т.п.

Тогда функция цели фирмы может быть представлена следующим образом: max П = F[A, К, Ц; Т; С(О,М,Р,Д,И); t], (3) где А, К, Ц - параметры состояния выхода фирмы;

Т - параметры технологического процесса; М, О, Р, И, Д - параметры состояния входа фирмы (здесь Д - денежные потоки на входе; И - входная информация); t - фактор времени.

Целевой критерий ВЭД предприятия -максимизация прибыли (см. ф-лу 3) или повышение уровня общей рентабельности):

R = П / С. (4)

Желаемый уровень рентабельности на основе использования преимуществ международного разделения труда реализуется за счет ряда действий1:

1 Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управления: учеб. М: Экономистъ, 2008.

1) расширения сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков за рубежом, расширения круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству;

2) минимизации издержек производства и удельных затрат на единицу продукции при оптимизации размеров производства, превышающих емкость внутреннего рынка;

3) снижения издержек реализации товаров путем выбора правильной стратегии сбыта (создания собственной инфраструктуры зарубежных продаж или использования специализированного посредника с его торгово-сбытовой сетью, применения комбинированных схем);

4) обеспечения потребностей в закупках сырья, комплектующих изделий, новейших технологий, оборудования и ноу-хау, привлечения инжиниринговых услуг для производственных нужд, исходя из их уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка и др.

Такова общая постановка задачи оценки себестоимости производственной и сбытовой деятельности фирмы в условиях ее ВЭД (по критерию общей рентабельности - Я).

Экономическое обоснование принимаемых решений в части себестоимости и прибыли фирмы должно производиться, таким образом, с учетом внутренних и внешних факторов ВЭД.

Рассмотрим пример практического выявления и учета факторов ВЭД в расчете себестоимости хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия-экспортера.

Операционный план внешнеторговой сделки фирмы (схема внешнеэкономической операции), отражает взаимодействие всех субъектов ВЭД (см., например, рис. 1: экспортера/импортера, госорганов, общественных и страховых организаций, транс-портно-экспедиторских компаний, банковских структур, таможенных органов, посреднических фирм и т.п.). При этом в зависимости от товарной группы экспортируемого (импортируемого) товара состав субъектов ВЭД может быть различным, соответственно и состав издержек фирмы в ходе сделки может оказаться различным.

т е х н о л о г и и

к

у

л ь

т у

р а

ф

и н а н с о в ы

е р

ы н

к и

к о н к у р е н ц и я

м и р о в ы е р ы н к и с б ы т а

Государственные органы

Местный перевозчик

Страховая компания

Таможня

=м=

Таможен брокер

Поставщики

Экспортер

Органы по

сертифи-

кации

Канал распределения

Экспедитор

Сюрвейер

Грузовой терминал

Банк экспортера

Банк импортера

п

е р

е в о

3

4 и к

СВХ

Грузовой терминал

Таможня

Импортер

Государственные органы

п о с р е д н и к и

р ы н к и т р а н с п о р т н ы х у с л у г

р

ы н о ч н а

я

д

и н а м и к

в н е ш н е т

о р

г о в ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е р

е ж и

з а к о н

о

д

а т е л ь с т в о

Рис. 1. Типовая схема взаимодействия участников внешнеторговой сделки

При проведении внешнеторговой сделки, как известно, выделяются три основных этапа: предконтрактная деятельность; заключение контракта; исполнение контракта. На каждом из этих этапов фирма-экспортер выполняет ряд действий (операций), сопровождающихся определенными денежными затратами (издержками в связи с ее ВЭД). Их надо точно и полно учесть при расчете годовой себестоимости производственной программы (см.

рис. 2). Когда предложение о заключении сделки сформулировано, происходит установление контактов с инопартнером (импортером). Это может произойти посредством использования уже сложившихся деловых связей с зарубежными фирмами, рассылки оферт, участия в выставках, ярмарках, других мероприятиях. Издержки фирмы на этом этапе учитываются особо (см. рис. 2).

ТПП Госстандарт РФ Лицензионный Регистрирующий

(отдел (сертификация) орган орган

товарных (лицензирование) (регистрация хозяйствующего

экспертиз) (сертификат происхождения)

Консалтинговая фирма (маркетинговые рекламные услуги, бизнес-планирование

правовое сопровождение)

субъекта)

ЭКСПОРТЕР

производство овара)

ИстрАХ. 6 Страховая компания

Икб 7

ИТР 8

Коммерческий

банк (Банк экспортера)

Международный перевозчик (транспортно-

ИТ

Импортер

там. ?ч (покупка товара) Таможенные структуры

(таможенное оформле-

ние,

таможенно-брокерские услуги)

экспедиторские услуги)

Рис. 2. Схема оценки дополнительных издержек фирмы (экспортера) при взаимодействии с

субъектами инфраструктуры ВЭД

После подписания контракта и вступления его в силу стороны приступают к следующему этапу контрактной деятельности - этапу реализации сделки. Участниками этого этапа является большое количество отделов и служб предприятия: производственный отдел, финансовый, транспортный, юридический, логистический и другие.

При этом необходимо взаимодействие с многочисленными сторонними организациями: перевозчиками, экспедито-

рами, банками, агентами, страховыми компаниями, государственными органами и т.д. (см. рис. 2).

Взаимодействие фирмы-экспортера со сторонними организациями (субъектами ВЭД) в наиболее общем случае предполагает выполнение следующих операций:11 - производство экспортного товара,

Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управления: учебник\под ред. проф. Е.П.Пузаковой. -М: Экономистъ, 2008.

- подготовка товара к отгрузке (изготовление, доработка качественных показателей, специальная упаковка и маркировка),

- транспортировка (заключение договоров с перевозчиком (перевозчиками), экспедитором),

- подготовка товаросопроводительной документации и погрузочных инструкций,

- обработка и складирование груза,

- погрузка товара на транспортное средство,

- страхование груза, транспортных средств, прочее,

- таможенная очистка и сертификация груза,

- проведение расчетов по контракту (выставление счета, открытие транзитного и текущего валютного счета, оформление паспорта сделки, получение необходимых разрешений на проведение операций с капиталом, контроль выполнения графика платежей, осуществление прочих платежей, связанных с исполнением контракта), прочие операции, связанные со специфическими характеристиками предмета сделки.

Для выполнения этих операций фирма взаимодействует с конкретными субъектами ВЭД, представленными на рисунках 1, 2.

Тогда, при экспорте товаров себестоимость производственной и сбытовой деятельности фирмы определится следующим образом:

СЭ = ИПРЕД. + СПР. + ИКБ + ИСТРАХ. +

Итр. + Итам., (5)

где Ипред. - издержки предварительные - затраты фирмы на открытие и регистрацию предприятия; сертификацию, стандартизацию и экспертизу товара, маркетинговые издержки и т.п. (см. рис. 2): ИПРЕД. = и1 + и2 + и3 + и4 + и5 + и10, (6) и1 - издержки на открытие и регистрацию предприятия;

и2 - затраты на лицензирование товара;

и3 - затраты на сертификацию товара; и4 - издержки на экспертизу товара и получение сертификата происхождения;

и5 - консалтинговые, маркетинговые издержки, включая расходы на рекламу;

и10 - расходы, связанные с заключением сделки ;

СПР - себестоимость производства товара - затраты фирмы на производство товара(ПОИ + ПИ) (см. ф-лу 1);

ИКБ - банковские издержки - затраты на платежно-расчетные операции;

ИСТРАХ - издержки страхования - затраты на страхование груза и проч.;

ИТР - транспортно-экспедиторские расходы - затраты на транспортировку товаров, которые несет фирма-экспортер в зависимости от базисных условий поставки ИНКОТЕРМС;

ИТАМ. - таможенные издержки - затраты на таможенное оформление, (таможенные пошлины и сборы при перевозке товара через таможенную границу и т.д.), оплата таможенно-брокерских услуг и т.п.

При этом следует четко определить состав действий фирмы и документов, которые необходимо предоставить каждому субъекту инфраструктуры ВЭД со стороны импортера, а также идентифицировать состав работ и документов, которые должны быть исполнены субъектами международной сделки.

Каждое обращение фирмы к субъектам сделки сопряжено со стоимостной компенсацией их услуг. И здесь фирме в своем операционном плане бизнеса придется четко очертить схему взаимодействия с тем или иным субъектом ВЭД, что позволит выявить состав обязательных издержек, а по возможности и минимизировать их уже на предварительном этапе планирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воронкова ОН., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебник/ под ред. проф. Е.П. Пузаковой.- М.: Экономистъ, 2008.

2. Голева Г.А., Самофалов В.И. Мировая экономика: основы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.И.Самофалова. - Рост. госуд. экон. универ. - Ростов-на-Дону, 2002.

BIBLIOGRAPHICAL LIST

1. Voronkova O.N., Puzakova E.P.. Foreign Economic Activity: organization and management: textbook / ed. prof. EP Puzakova, 2nd ed., supplemented and revised. - M: Economist, 2008. -p 624.

2. Goleva, G.A., Samofalov, V.I. World economics: basic course: Tutorial / Ed. by prof. V.I. Samofalov. - Rostov state university of economics. - Rostov-on-Don, 2002. - 444 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.