Казначейское исполнение бюджета
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
В 2009 г.
Е. А. КОРОЛЬ, кандидат экономических наук, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Вся деятельность, осуществляемая бюджетным учреждением за рамками бюджетной сметы, традиционно кратко называется внебюджетной деятельностью.
Полученные от ведения такой деятельности средства бюджетные учреждения вправе использовать на обеспечение своей уставной деятельности. Напомним, что в число таких средств входят средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, средства от иной приносящей доход деятельности.
Но вести такую деятельность бюджетные учреждения могут только в рамках бюджетного законодательства и разрешения, выданного главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Особенности использования средств из внебюджетных источников, получаемых федеральными бюджетными учреждениями, определяются Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) и ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете.
Все средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.
С 1 января 2009 г. вступил в силу новый Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утверж-
денный приказом Минфина России 01.09.2008 № 88н (далее — приказ № 88н), зарегистрированным Минюстом России 30.09.2008 за № 12366.
Срокдействия Генеральных разрешений (Разрешений)
Приказом № 88 было установлено, что Генеральные разрешения и Разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доходдеятельности, в территориальных органах Федерального казначейства, выданные в соответствии с приказом Минфина России № 46н, действовали до 1 марта 2009 г.
Приказом Минфина России от 27.02.2009 № 17н были внесены изменения в приказ № 88н. Срок действия ранее выданных Генеральных разрешений и Разрешений продлен до 1 июля т. г. при условии отсутствия Генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доходдеятельности подведомственными ему учреждениями и Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности, оформленных в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом № 88н.
Если необходимо будет внести изменения и дополнения в эти Генеральные разрешения (разрешения), то оформлять их нужно будет уже также в соответствии с приказом № 88н.
С 1 января 2009 года все Генеральные разрешения на ведение приносящей доход деятельности учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств федерального бюджета, и все Разрешения на осуществление приносящей доход
деятельности будут оформляться исключительно в соответствии с Порядком, утвержденным приказом № 88н (далее — Порядок).
Документы для оформления Генерального разрешения
Генеральное разрешение на осуществление приносящей доход деятельности учреждениями, подведомственными главному распорядителю средств федерального бюджета (далее — главный распорядитель), оформляет главный распорядитель.
Для этого он представляет в департамент Минфина России, курирующий вопросы финансового обеспечения его деятельности (далее — курирующий департамент), следующие документы:
а) Заявление на рассмотрение Генерального разрешения (Дополнения к Генеральному разрешению) на осуществление приносящей доход деятельности. Заявление оформляется на бланке главного распорядителя по форме согласно приложению № 1 к Порядку (код формы по КФД 0531731). Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером (или их заместителями) и скрепляется оттиском печати главного распорядителя с воспроизведением государственного герба Российской Федерации (далее — гербовая печать);
б) два экземпляра бланка Генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями. Бланк заполняется на бумажном носителе по форме согласно приложению № 2 к Порядку (код формы по КФД 0531732), визируется руководителем юридической службы главного распорядителя, подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя (или их заместителями) и скрепляется гербовой печатью;
в) копии нормативных правовых актов Российской Федерации (в том числе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти), а также уставов учреждений, являющихся основанием для образования и использования средств от приносящей доход деятельности.
Рассмотрение Генерального разрешения в Минфине России
Курирующий департамент в течение пяти рабочих дней рассматривает представленные документы. Впервые Порядок предусматривает, какие реквизиты проверяет курирующий департамент, и каким требованиям данные реквизиты должны отвечать. Итак, в проверяемых экземплярах Генерального разрешения:
• наименование главного распорядителя в заголовочной части Генерального разрешения должно соответствовать полному наименованию главного распорядителя, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• код главного распорядителя по бюджетной классификации Российской Федерации (далее — код главы по бюджетной классификации) должен соответствовать коду, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра.
Генеральное разрешение должно быть завизировано руководителем юридической службы главного распорядителя и подписано руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя (или их заместителями) с указанием расшифровки подписей и даты подписания (визирования) Генерального разрешения.
Кроме того, источники формирования и направления использования средств от приносящей доход деятельности, указанные в Генеральном разрешении, должны соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации, уставам учреждений, приложенным к Генеральному разрешению.
Наличие исправлений в представленных на рассмотрение в Минфин России Генеральных разрешениях не допускается.
Если у курирующего департамента не будет замечаний, то директор курирующего департамента визирует экземпляры Генерального разрешения, и они передаются в Правовой департамент Минфина России, а если в Генеральном разрешении будут указаны положения, относящиеся к компетенции других департаментов Министерства финансов России, то вначале в соответствующие департаменты Минфина России. Каждый из департаментов должен рассмотреть и завизировать Генеральное разрешение в течение трех рабочих дней.
После того, как директор каждого из департаментов завизирует экземпляры Генерального разрешения, все указанные документы снова возвращаются в курирующий департамент для их последующей передачи в Правовой департамент Минфина России, который рассматривает их в течение семи рабочихдней. При отсутствии замечаний экземпляры Генерального разрешения визирует директор Правового департамента, и они вновь передаются курирующему департаменту, который направляет экземпляры Генерального разрешения для подписания заместителю министра финансов РФ в соответствии с установленным распределением полномочий.
Отметим, что Генеральное разрешение, оформляемое в результате проведения реорганизации главного распорядителя путем слияния, присоединения, разделении, выделения, преобразования в рамках осуществления административной реформы, Правовой департамент рассматривает и визирует в течение трех рабочих дней.
Если у курирующего департамента возникнут замечания, то в течение пяти рабочих дней он должен вернуть главному распорядителю представленные экземпляры Генерального разрешения с приложенными к нему документами.
Если замечания возникнут у департаментов, в том числе у Правового департамента, то соответствующий департамент, имеющий замечания, возвращает экземпляры Генерального разрешения с приложенными к нему документами и с сопроводительным письмом, содержащим указания причин возврата, в курирующий департамент. Вернуть документы департамент должен в сроки, установленные ему для визирования. Курирующий департамент оформляет заключение с учетом замечаний департаментов и возвращает Генеральное разрешение с приложенными к нему документами главному распорядителю.
Допустим, все прошло благополучно, и Генеральное разрешение подписано заместителем министра финансов РФ. Курирующий департамент направляет экземпляры Генерального разрешения главному распорядителю с сопроводительным письмом.
Представление Генерального разрешения в Федеральное казначейство
Главный распорядитель, получив подписанные экземпляры Генерального разрешения, представляет их в Федеральное казначейство. Одновременно он представляет Генеральное разрешение на машинном носителе или при наличии электронного документооборота между главным распорядителем и Федеральным казначейством — в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи главного распорядителя.
Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней проверяет идентичность Генерального разрешения на машинном носителе или в электронном виде Генеральному разрешению, подписанному заместителем министра финансов РФ. Если Генеральное разрешение оформлено в результате проведения реорганизации главного распорядителя, то его идентичность Федеральное казначейство проверяет в течение одного рабочего дня.
Если будет обнаружено несоответствие реквизитов, то Федеральное казначейство регистрирует такое Генеральное разрешение в Журнале регистрации неисполненных документов (код формы по КФД 0531804) и в течение трех рабочих дней возвращает экземпляры подписанного заместителем министра финансов РФ Генерального разрешения главному распорядителю.
Генеральное разрешение, соответствующее установленным требованиям, Федеральное казначейство регистрирует в Журнале регистрации Генеральных разрешений, Дополнений к Гене-ральномуразрешению, Разрешений, Дополнений к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности (далее — Журнал регистрации). Ведется такой журнал согласно приложению № 3 к Порядку (код формы по КФД 0531733).
Генеральному разрешению присваивается номер в соответствии со следующей структурой, состоящей из 6 разрядов:
• с 1 по 3 разряды — код главы по бюджетной классификации;
• с 4 по 6 разряды — порядковый номер Генерального разрешения.
Номер Генерального разрешения
Номер Разряда Код главы по БК Порядковый номер Генерального разрешения
1 2 3 4 5 6
Структура номера Генерального разрешения по сравнению с той, которая была установлена приказом № 46н, не изменилась.
Федеральное казначейство проставляет номер и дату регистрации в представленных экземплярах Генерального разрешения, подписанного заместителем министра финансов РФ, а также в Генеральном разрешении на машинном носителе или в электронном виде, с указанием в кодовой зоне заголовочной части документа даты в формате «день, месяц, год», например, 28.10.2009.
Один экземпляр подписанного заместителем министра финансов РФ Генерального разрешения Федеральное казначейство хранит в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, а второй экземпляр — возвращает главному распорядителю.
В течение двух рабочих дней со дня регистрации Федеральное казначейство направляет Генеральное разрешение по системе электронного документооборота в управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, о чем в Журнале регистрации проставляется соответствующая запись.
Оформление Дополнения к Генеральному разрешению
При принятии нормативных правовых актов, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления использования средств от приносящей доход деятельности, главные распорядители обязаны оформить Дополнение к Генеральному разрешению на осуществление приносящей доход деятельности (далее—Дополнение к Генеральному разрешению). На это им дается 20 дней (срок не изменился).
Дополнение к Генеральному разрешению оформляется по форме согласно приложению № 4 к Порядку (код формы по КФД 0531734) и передается на рассмотрение в Минфин России вместе с копиями Генерального разрешения и всех ранее зарегистрированных Дополнений к нему.
В Министерстве финансов РФ Дополнение к Генеральному разрешению оформляется и передается в Федеральное казначейство в порядке, аналогичном порядку оформления Генерального разрешения.
Федеральное казначейство регистрирует Дополнение к Генеральному разрешению в Журнале регистрации, присваивая Дополнению к Генеральному разрешению номер в соответствии со следующей структурой, состоящей из 8 разрядов:
• с 1 по 6 разряды — номер Генерального разрешения, к которому оформлено Дополнение к Генеральному разрешению;
• с 7 по 8 разряды — порядковый номер Дополнения к Генеральному разрешению.
Порядокоформления Разрешений
На основании подписанного заместителем министра финансов РФ Генерального разрешения или Дополнения к Генеральному разрешению главный распорядитель оформляет для находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее — соответственно распорядители, получатели) Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности или Дополнение к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности.
Разрешение оформляется по форме согласно приложению № 5 к Порядку (код формы по КФД 0531735), а Дополнение к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности оформляется по форме согласно приложению № 6 к Порядку (код формы по КФД 0531736).
На основании Разрешения или Дополнения к Разрешению распорядители в течение десяти рабочих дней со дня его получения от главного
распорядителя (распорядителя) оформляют для находящихся в их ведении получателей Разрешение или Дополнение к Разрешению.
Главный распорядитель (распорядитель), оформивший Разрешение или Дополнение к Разрешению, присваивает ему номер и регистрирует его в Журнале регистрации выдачи Разрешений в порядке, установленном главным распорядителем
Разрешение или Дополнение к Разрешению оформляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается у главного распорядителя (распорядителя), а второй экземпляр направляется распорядителю, получателю.
Представление Разрешений в Федеральное казначейство
Разрешение или Дополнение к Разрешению, оформленное главным распорядителем (распорядителем), получатель представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания на бумажном носителе. Нововведением является то, что одновременно должно представляться Разрешение на машинном носителе (например, на дискете) или при наличии электронного документооборота между получателем и органом Федерального казначейства — в электронном виде с применением электронно-цифровой подписи.
Если главный распорядитель (распорядитель) и находящийся в его непосредственном ведении получатель обслуживаются в одном органе Федерального казначейства, то Разрешение или Дополнение к Разрешению может быть представлено только в электронном виде.
Орган Федерального казначейства в течение трех рабочих дней проверяет правильность оформления представленного получателем Разрешения или Дополнения к Разрешению, причем Порядок четко устанавливает, что должен проверить орган Федерального казначейства в представленном получателем Разрешении или Дополнении к Разрешению. Это:
• соответствие Разрешения, Дополнения к Разрешению установленной Порядком форме документа;
• идентичность экземпляров, представленных на бумажном и машинном носителях или в электронном виде;
• наличие в Разрешении, в Дополнении к Разрешению реквизитов, предусмотренных Указаниями по заполнению документов;
• соответствие реквизитов, приведенных в Дополнении к Разрешению и в Разрешении, к
которому оно оформлено, с учетом всех ранее внесенных в него изменений;
• соответствие показателей Разрешения, Дополнения к Разрешению данным реестровых записей Сводного реестра. Проверяемые реквизиты Разрешения или Дополнения к Разрешению должны соответствовать
следующим требованиям:
• Разрешение или Дополнение к Разрешению должно содержать в заголовочной части документа дату его оформления с отражением в кодовой зоне даты в формате «день, месяц, год» (00.00.0000);
• дата составления документа, указанная в кодовой зоне должна соответствовать дате, указанной в заголовочной части документа;
• наименование главного распорядителя в заголовочной части Разрешения или Дополнения к Разрешению должно соответствовать полному наименованию главного распорядителя, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• код главы по бюджетной классификации должен соответствовать коду, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• наименование распорядителя в заголовочной части Разрешения или Дополнения к Разрешению должно соответствовать полному наименованию распорядителя, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• код распорядителя по Сводному реестру, указанный в кодовой зоне заголовочной части Разрешения или Дополнения к Разрешению, должен соответствовать коду, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• номер Генерального разрешения, указанный в заголовочной части Разрешения, номер Разрешения и номер Дополнения к Генеральному разрешению, указанный в заголовочной части Дополнения к Разрешению, должен соответствовать номеру, указанному в Журнале регистрации;
• наименование получателя в заголовочной части Разрешения или Дополнения к Разрешению должно соответствовать полному наименованию получателя, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• код получателя по Сводному реестру, указанный в кодовой зоне заголовочной части Разрешения или Дополнения к разрешению, должен соответствовать коду, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код постановки на учет (КПП) получателя, указанные в кодовой зоне заголовочной части Разрешения или Дополнения к Разрешению, а также его юридический адрес должны соответствовать данным, указанным в документах о постановке на учет получателя в налоговом органе, представленным в установленном порядке в орган Федерального казначейства;
• наименование, датаи номер нормативного правового акта, наименование устава учреждения, указанного в графе 2 Разрешения или Дополнения к разрешению должны соответствовать данным, указанным в соответствующей записи Генерального разрешения с учетом изменений, внесенных ранее зарегистрированными Дополнениями к Генеральному разрешению;
• источники формирования и направления использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, указанные в Разрешении или Дополнении к Разрешению, должны соответствовать источникам формирования и направлениям использования средств, указанным в соответствующем Генеральном разрешении или Дополнении к Генеральному разрешению.
Разрешение или Дополнение к Разрешению должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя (или их заместителями), подписи должны быть расшифрованы и указана дата.
Исправления в представленных получателем в орган Федерального казначейства Разрешениях или Дополнениях к Разрешениям не допускаются.
Порядок устанавливает основания для возврата получателю Разрешений или Дополнений к Разрешению. Возврат возможен в том случае, когда при проверке правильности оформления представленного получателем Разрешения или Дополнения к Разрешению орган Федерального казначейства выявит:
• отсутствие в Разрешении или Дополнении к Разрешению реквизитов, подлежащих заполнению;
• несоответствие реквизитов, указанных в представленном документе, реестровым записям Сводного реестра или сведениям, указанным в Журнале регистрации;
• несоответствие бланка представленного Разрешения или Дополнения к Разрешению установленной Порядком форме документа;
• наличие в представленном Разрешении или Дополнении к разрешению исправлений.
Орган Федерального казначейства регистрирует такое Разрешение или Дополнение к Разрешению в Журнале регистрации неисполненных документов и возвращает его в срок не позднее трех рабочих дней с указанием в прилагаемом протоколе проверки причины возврата.
Отметим, что Дополнение к Разрешению главный распорядитель (распорядитель) оформляет в следующих случаях, не связанных с реорганизацией:
• изменение наименования получателя;
• изменение юридического адреса получателя.
Порядок представления Сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности
С 1 января 2009 г. дополнительно к Разрешению получатель должен будет представлять в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания не только Смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, как было ранее, но и Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов.
В Смете доходов и расходов, утвержденной в порядке, установленном главным распорядителем, определяются:
• объемы поступления средств от приносящей доход деятельности,
• источники образования средств по кодам классификации доходов федерального бюджета,
• направления использования этих средств по кодам классификации расходов федерального бюджета, содержащих код главы по бюджетной классификации и код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ),
• изменения остатка средств на счетах (в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам КОСГУ).
Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов, представляются по форме согласно приложению № 7 к Порядку (код формы по КФД 0531737).
Установление процедуры регистрации в органах Федерального казначейства Сведений о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов получателей, является одним из нововведений приказа № 88н.
Смета доходов и расходов представляется на бумажном носителе, а Сведения о смете — на машинном носителе, а при наличии электронного документооборота между получателем и органом Федерального казначейства — в электронном виде.
Если в соответствии с порядком, установленным главным распорядителем, Смета доходов и
расходов утверждается руководителем получателя, и если между получателем и органом Федерального казначейства существует обмен информацией по системе электронного документооборота, то Сведения о смете могут представляться в электронном виде без предоставления Сметы доходов и расходов на бумажном носителе.
Органы Федерального казначейства проверяют реквизиты Сведений о смете в течение трех рабочих дней со дня представления их получателем. При этом:
• указываемые коды бюджетной классификации Российской Федерации должны соответствовать источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности, приведенным в Разрешении;
• отражаемые показатели Сведений о смете должны соответствовать показателям Сметы доходов и расходов в части кодов бюджетной классификации и сумм годовых сметных назначений по соответствующим кодам бюджетной классификации: по доходам, по расходам, а также по кодам изменения остатка средств на счетах. Все показатели приводятся в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам КОСГУ;
• указываемые коды бюджетной классификации должны быть действующими в текущем финансовом году на дату представления Сведений о смете;
• показатели расходов по соответствующим кодам классификации расходов не должны быть меньше сумм принятых получателем обязательств, финансовым источником исполнения которых являются средства, полученные от приносящей доход деятельности.
Если представленные Сведения о смете соответствуют всем требованиям, установленным Порядком, то их показатели отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств.
Если выявляется несоответствие, то орган Федерального казначейства в течение трех рабочих дней регистрирует такие Сведения о смете в Журнале регистрации неисполненных документов и направляет получателю протокол проверки с указанием причины возврата.
Обращаем внимание, что согласно п. 3.2 Порядка, утвержденного приказом № 88н Сведения о смете должны содержать коды бюджетной классификации, действующей в текущем финансовом году на дату представления Сведений о смете.
С 1 января 2009 г. вступил в силу приказ Минфина России от 25.12.2008 г. № 145н, который утвердил новые Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федера-
ции (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России № 01/266-ДК от 19.01.2009).
Соответственно и Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, и Сведения
000 3 02 01010 01 0000 130
000 3 02 02011 01 0000 410
000 3 02 02041 01 0000 440
000 3 03 99010 01 0000 180
000 3 03 01010 01 0000 180
000 3 03 02010 01 0000 180
000 3 03 03010 01 0000 180
000 3 03 04010 01 0000 180
Зачисление средств от приносящей доход деятельности
Для своевременного зачисления средств от приносящей доход деятельности на лицевой казначейский счет получатель средств должен сообщить плательщику порядок заполнения платежного поручения. Оно оформляется в соответствии с Положением Центрального банка РФ и Минфина России от 13.12.2006 № 298-П/173н «Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства».
В поле «Назначение платежа» платежного поручения плательщиком дополнительно указывается наименование источника образования дохода или порядковый номер записи Разрешения, сообщенного получателем.
Орган Федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования (далее — суммы без права расходования) в следующих случаях:
• при отсутствии в платежном поручении ссылки на источник образования средств от приносящей доход деятельности:
• при условии, что указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, отраженным в Разрешении. Суммы без права расходования числятся на
счете получателя до представления им соответствующего Дополнения к Разрешению или дополнительной информации об источнике образования
о смете должны содержать новые коды доходов согласно приказу 145н.
Ниже мы приводим часть кодов доходов, по которым могут отражаться поступления по приносящей доход деятельности.
средств от приносящей доход деятельности. Эта информация оформляется на бланке получателя и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (их заместителей).
К невыясненным поступлениям относятся суммы, зачисленные на счет Управления Федерального казначейства:
• без указания (ошибочного указания) наименования получателя;
• без указания (ошибочного указания) реквизитов лицевого счета получателя;
• без указания иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении и необходимой для отнесения указанных поступлений к соответствующему получателю;
• в связи с отсутствием получателя в Сводном реестре;
• в связи с непредставлением получателем в орган Федерального казначейства документов, необходимых для открытия на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Если получателем не устранены недочеты в течение десяти рабочих дней после поступления средств (не представлена дополнительная информация, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (или уполномоченных руководителем лиц), по уточнению наименования получателя, реквизитов его лицевого счета, а также иная информация, подлежащая указанию в платежном поручении; получатель не включен в
Доходы от оказания услуг федеральными учреждениями
Доходы от реализации активов, осуществляемой федеральными учреждениями (в части реализации основных средств по указанному имуществу) Доходы от реализации активов, осуществляемой федеральными учреждениями (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера, причиненного федеральным государственным учреждениям Поступления от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают федеральные государственные учреждения
Гранты, премии, добровольные пожертвования федеральным государственным учреждениям
Поступления федеральным государственным учреждениям, осуществляющим медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования за оказание медицинских услуг застрахованным лицам
установленном порядке в Сводный реестр), орган Федерального казначейства возвращает суммы поступлений, отраженных как невыясненные, плательщику.
Расходование средств от приносящей доход деятельности
Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности получатель средств представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход или Заявку на получение наличных денег (далее — Заявка на кассовый расход).
Заявка на кассовый расход заполняется получателем в соответствии с требованиями, установленными Федеральным казначейством, с учетом следующих особенностей: в качестве источника средств для исполнения Заявки указываются средства от приносящей доход деятельности.
Орган Федерального казначейства отказывает получателю в приеме Заявок в случае непредставления получателем Сведений о смете на текущий финансовый год.
Орган Федерального казначейства проверяет представленные получателем Заявки на:
• правильность их оформления;
• соответствие подписей в Заявках имеющимся образцам подписей в Карточке образцов подписей (код формы по КФД 0531753), хранящейся в органе Федерального казначейства по месту обслуживания получателя;
• соответствие указанных в Заявках кодов классификации расходов федерального бюджета, содержащих код главы по бюджетной классификации и код КОСГУ, текстовому назначению платежа;
• соответствие кодов классификации расходов федерального бюджета, указанных получателем, кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году;
• соответствие кодов классификации расходов федерального бюджета, указанных в Заявках, кодам бюджетной классификации, указанным в Сведениях о смете, учтенных в органе Федерального казначейства;
• непревышение сумм, указанных в Заявках, над суммой остатка средств от приносящей доход деятельности за минусом средств, зачисленных на лицевой счет получателя без права расходования;
• непревышение сумм, указанных в Заявках, по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета, над показате-
лями годовых сметных назначений, указанных в Сведениях о смете по идентичным кодам бюджетной классификации, с учетом ранее произведенных кассовых расходов по данному коду бюджетной классификации;
• соответствие кода участника бюджетного процесса, указанного в Заявках, коду по Сводному реестру, коду, указанному в учтенном обязательстве;
• соответствие кодов классификации расходов федерального бюджета, указанных в Заявках, кодам бюджетной классификации учтенного обязательства;
• соответствие предмета принятого на учет обязательства текстовому назначению платежа, указанному в Заявках;
• непревышение суммы кассового расхода по обязательству, указанной в Заявках, над суммой соответствующего неисполненного обязательства;
• соответствие наименования контрагента получателя, его банковских реквизитов, ИНН, КПП контрагента, указанных в Заявке, соответствующим показателям по учтенному обязательству.
Оплата исполнительныхлистов за счет средств от приносящей доход деятельности
В соответствии с положениями п. 4.5 приказа № 88н при представлении в органы Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности Заявки на кассовый расход специалистом казначейства осуществляется проверка данной Заявки, в частности, на непревышение сумм, указанных в ней, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (далее — коды бюджетной классификации) над показателями годовых сметных назначений с учетом ранее произведенных кассовых расходов. То есть, согласно требованиям данного пункта у бюджетного учреждения на лицевом счете должен быть свободный остаток по определенному коду бюджетной классификации.
Вместе с тем согласно положениям ст. 242.3 БК РФ получатель средств федерального бюджета при получении от органа Федерального казначейства уведомления о поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам данного получателя средств (далее — должник), представляет в орган
Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности, о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В соответствии с положениями п. 4.5 приказа № 88н специалист органа Федерального казначейства также осуществляет контроль за непревышением сумм, указанных в Заявках, над суммой остатка средств от приносящей доход деятельности за минусом средств, зачисленных на лицевой счет получателя без права расходования.
Указанное требование в части уменьшения суммы остатка средств от приносящей доход деятельности на сумму средств, зачисленных без права расходования, не распространяется на Заявки на кассовый расход на исполнение требований исполнительных документов.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником приносящей доход деятельности, должник в установленном порядке представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете, открытом в органе Федерального казначейства для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности.
В случае отсутствия у должника необходимых показателей сметных назначений по коду бюджетной классификации у органа Федерального казначейства нет правовых оснований для возврата получателю средств федерального бюджета Заявки, представленной им на исполнение требований исполнительных документов, при наличии достаточной суммы остатка средств на лицевом счете должника для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности, включая средства без права расходования.
Данные разъяснения даны в письме Казначейства России от 23.01.2009 № 42-5.3-08/7.
Бюджетный учет средств от приносящей доход деятельности
Все операции с финансовыми, нефинансовыми активами и обязательствами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляемые с 1 января 2009г. органами государственной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, органами, осуществляющими
кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также финансовыми органами и органами управления государственных внебюджетных фондов и территориальных внебюджетных фондов, подлежат отражению в бухгалтерском учете. Порядок отражения операций регламентирован Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России № 148н от 30.12.2008 (далее — Инструкция № 148н).
Согласно п. 3 приказа Минфина России № 148н от 30.12.2008 одновременно с введением в действие Инструкции №148н признается утратившим силу приказ Минфина России № 25н от 10.02.2006 г. «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».
Инструкцией № 148н введены новые требования по учету на счетах санкционирования расходов бюджета операций по утверждению, доведению и изменению сметных назначений по смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности и операций по принятию учреждениями в объеме утвержденных сметных назначений обязательств, исполнение которых, предусмотрено за счет средств от приносящей доход деятельности.
Счет 050202000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности» предназначен для учета финансовыми органами, получателями бюджетных средств сумм обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности объемов сметных назначений на текущий, очередной финансовый год, а также сумм внесенных изменений в обязательства, принятые в течение текущего финансового года по приносящей доход деятельности.
По кредиту счета финансовым органом, получателем бюджетных средств отражаются суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений в объем принятых обязательств), в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050402000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств».
Счет 050400000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности» предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами показателей, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий (очередной) финансовый год сметных назначений по расходам, осуществляемым учреждениями.
Аналитический учет операций по счетам
050400000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности» ведется в Карточке учета сметных назначений по приносящей доход деятельности по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.
Учет сметных назначений по приносящей доход деятельности ведется на следующих счетах:
050401000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности»;
050402000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств».
Счет 050401000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности» предназначен для учета получателями бюджетных средств, финансовыми органами сумм утвержденных Сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей сметных назначений по расходам на текущий (очередной) финансовый год, а также сумм внесенных изменений в показатели сметных назначений, утверждаемые в установленном порядке в течение текущего финансового года.
По дебету счета финансовым органом и получателем бюджетных средств отражаются суммы утвержденных Сметой доходов и расходов сметных назначений по расходам учреждения (внесенных изменений) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050402000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств».
Счет 050402000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств» предназначен для учета получателями бюджетных средств, финансовыми органами объема прав в денежном выражении на принятие получателем бюджетных средств обязательств, исполнение которых предусмотрено утвержденной сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий (очередной) финансовый год, а также сумм внесенных изменений в
показатели сметных назначений, утверждаемые в установленном порядке в течение текущего финансового года.
По дебету счета финансовым органом, органом казначейства, получателем бюджетных средств отражаются суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений в объем принятых обязательств), в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050202000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности».
По кредиту счета финансовым органом и получателем бюджетных средств отражаются суммы утвержденных сметой доходов и расходов сметных назначений по расходам учреждения (внесенных изменений) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050401000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности».
Корреспонденция счетов по операциям, учитываемым на счетах санкционирования расходов, приведенав Приложении №1к Инструкции 148н.
Обратите внимание, что согласно п. 239 Инструкции № 148н бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными назначениями по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств осуществляется на основании первичных документов (учетныхдокументов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренным Инструкцией № 148н.
Указанный в данном абзаце перечень первичных (учетных) документов следует утвердить каждому учреждению в рамках внесения изменений в приказ по реализации единой государственной учетной политики (приказ по учетной политике).