© Богославцева Л.В.,
к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Бюджетными полномочиями Федерального казначейства согласно статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются проведение кассовых операций в ходе исполнения федерального бюджета, контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства, распределение поступающих в бюджетную систему Российской Федерации доходов между соответствующими бюджетами, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, составление отчетности об исполнении федерального и консолидированного бюджетов.
В рамках полномочий Федерального казначейства в целях реализации поправок к Бюджетному кодексу Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 27.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодатель-
ством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», Федеральное казначейство в течение 2008 г. совместно с Министерством финансов Российской Федерации провело работу по разработке более 11 нормативных правовых актов Минфина России и Федерального казначейства.
Эти нормативные акты направлены на дальнейшее совершенствование вопросов организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Начиная с 2009 г. осуществляется внедрение указанных приказов Минфина России и Федерального казначейства по всей территории Российской Федерации.
Особое внимание необходимо обратить на приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня». Именно в нем практически реализованы все процедуры, которые были внесены Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ.
Во-первых, это доведение через Федеральное казначейство бюджетных данных (лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, бюджетных ассигнований) [4] до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета на трехлетний период (текущий финансовый год и плановый период).
Во-вторых, отражение трехлетних данных на лицевых счетах, открытых указанным участникам бюджетного процесса в органах Федерального казначейства, предоставлением информации о ка-
ждой проведенной операции — выписки из соответствующего лицевого счета.
Наконец, на федеральном уровне реализована норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившая, что для исполнения публичных нормативных обязательств доводятся только бюджетные ассигнования, а лимиты бюджетных обязательств доводятся для принятия и исполнения бюджетных обязательств по оказанию государственных (муниципальных) услуг
Разработан совершенно новый механизм по детализации доводимых бюджетных данных, когда на основании п. 4 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок составления и ведения бюджетной росписи осуществляется по кодам операций сектора государственного управления дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств.
С 2009 г., в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 № 104н, доведение бюджетных данных осуществляется двумя потоками и отражается на лицевых счетах распорядителей и получателей средств федерального бюджета обособленно, что призвано обеспечить прозрачность бюджетного финансирования.
Можно выделить несколько основных изменений в структуре лицевых счетов, порядке их открытия и ведения:
- каждому администратору доходов открываются «лицевые счета администраторов доходов бюджетов» для учета поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, возвратов и зачетов (уточнений). Админист-
ратору доходов бюджета открываются лицевые счета для учета операций по администрированию доходов соответствующего бюджета;
- изменяется структура лицевых счетов, открываемых получателям бюджетных средств — операции получателей бюджетных средств в связи с осуществлением его полномочий отражаются в отдельных разделах одного лицевого счета;
- изменяется структура лицевых счетов администраторов источников финансирования, перечень операций дополняется данными о привлечении средств, обособленно учитывается информация по источникам внутреннего в внешнего финансирования дефицита бюджета;
- вводится лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств — предназначен для отражения операций в соответствии с переданными полномочиями получателя бюджетных средств.
Проведя сравнительный анализ лицевых счетов (табл. 1), открытых органами Федерального казначейства на основании Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2002 № 142н и лицевых счетов, вводимых с 01.01.2009 приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами», можно с уверенностью говорить о значительных изменениях лицевых счетов.
Таблица 1. Сравнение видов лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства
Виды лицевых счетов вводимых с 01.01.2009 приказом от 07.10.2008 № 7н Виды лицевых счетов действующих до 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией от 31.12.2002 № 142н
1 2 3 4
Код Наименование Код Наименование
01 л/с главного распорядителя бюджетных средств, л/с распорядителя бюджетных средств 01 л/с главного распорядителя бюджетных средств
01 л/с распорядителя бюджетных средств
02 л/с бюджета 02 л/с бюджета
04 л/с по учету внебюджетных средств
Окончание табл. 1
1 2 3 4
03 л/с получателя бюджетных средств 03 л/с получателя бюджетных средств
11 л/с по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендной платы
03 л/с получателя бюджетных средств для осуществления операций в иностранной валюте
07 л/с для учета операций по оперативнорозыскной деятельности
04 л/с по учету внебюджетных средств бюджетного учреждения субъектов РФ и муниципального образования
06 л/с по учету внебюджетных средств бюджетных учреждений федерального подчинения
04 л/с администратора доходов - Отсутствует
05 л/с для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение 05 л/с для учета операций со средствами поступающими во временное распоряжение
06 л/с главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) 12 л/с администратора источников финансирования, л/с территориального администратора источников финансирования дефицита бюджета
07 л/с главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора)
08 л/с администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета 13 л/с получателя средств по источникам финансирования дефицита бюджета
09 л/с администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета
10 л/с иного получателя средств 09 л/с иного получателя средств
09 л/с иного получателя средств федерального бюджета для осуществления кассовых выплат в иностранной валюте
14 л/с для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств - Отсутствует
Источник: составлено автором по данным [6’
В водимой с 01.01.2009 структуре номера лицевого счета определены типы кодов бюджетов, коды органов Федерального казначейства, коды участников бюд-
жетного процесса по Сводному реестру. Структура номера лицевого счета представлена на рисунке 1.
1. федеральн ый бюджет;
2. бюджет субъекта Российской Федерации;
3. местный бюджет;
4. бюджет государственного внебюджетного фонда;
5. бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
- Для участников бюджетного процесса федерального уровня - исполь-
зуется код по Сводному реестру;
- Для участников бюджетного процесса уровня субъекта Российской
Федерации и муниципального образования - порядковый номер, формируемый в рамках вида лицевого счета, ФК (УФК) и типа бюджета;
- для лицевого счета по переданным полномочиям - порядковый номер,
формируемый в рамках вида лицевого счета, ФК (УФК) и типа бюджета.
Источник: данные [6].
Рис. 1. Структура номера лицевого счета
Таким образом, вышеуказанным приказом не только установлен новый порядок открытия (закрытия) лицевых счетов, но и определен порядок документооборота при ведении лицевых счетов. В приложениях к приказу утверждены формы документов, используемых в процессе исполнения органами Федерального казначейства полномочий по открытию и ведению лицевых счетов.
С целью реализации указанных положений Министерство финансов Российской Федерации разработало приказ от 15.08.2008 № 80н «О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета», который включает в себя:
- состав и ведомственную подчиненность участников бюджетного процесса,
- состав реквизитов участников бюджетного процесса для включения в сводный реестра;
- порядок представления Федеральным казначейством информации об участниках бюджетного процесса, включенных в сводный реестр;
- порядок документооборота в Фе-
деральном казначействе и органах Федерального казначейства при включении (изменении, исключении) реквизитов
участника бюджетного процесса в сводный реестр;
- направления контроля, осуществляемого Федеральным казначейством и органами Федерального казначейства при включении реквизитов участника бюджетного процесса в сводный реестр, при внесении изменений в его реквизиты, указанные в сводном реестре, и при исключении реквизитов участника бюджетного процесса из сводного реестра (рис. 2).
Включение участников бюджетного процесса в Сводный реестр является обязательным условием для обеспечения бюджетного финансирования. В Сводном реестре зафиксированы все имеющиеся у участников бюджетного процесса полномочия. В рамках проведения реорганизационных мероприятий было исключено из реестра около 1500 учреждений. В настоящее время Сводный реестр включает 34463 участника бюджетного процесса [7].
Важно отметить, что с 01.01.2009 органами Федерального казначейства будет осуществляться учет бюджетных обязательств, подлежащих оплате не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет доходов, возникающих у получателей средств федерального бюджета при осуществлении приносящей доход деятельности. В последние годы деятельность Федерального казначейства была направлена на интенсификацию работ по созданию условий для полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств, В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства от платных услуг, полученных бюджетными учреждениями, являются доходами соответствующего бюджета. Однако ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № бЗ-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» пока еще установлено право получать доходы от приносящей доход деятельности в особом порядке и проводить операции с этими средствами самим бюджетным учреждениям.
В силу принципа бюджетного законодательства Российской Федерации публично-правовое образование устанавливает самостоятельно порядок и организацию исполнения своего бюджета, это касается и операций с доходами бюджетных учреждений от приносящей доход дея-
тельности. Вместе с тем приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» может быть взят финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на вооружение в плане изучения и использования при установлении собственного порядка, регулирующего этот во-
прос, до вступления в силу особого порядка, определяющего особенности использования учреждениями средств от платных услуг и средств от приносящей доход деятельности. Те положения приказа, которые учитывают особенности соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут быть применены в аналогичных актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Рис. 2. Схема документооборота при включении (изменении) реквизитов РБС/ПБС/АДБ/АИФ
в Сводный реестр [8]
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 88н основан на другом, ранее действующем, приказе Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности», поэтому большинство его положений остались неизменными. Главное, на что необходимо обратить внимание, это изменение санкционирования операций с расходами за счет средств от приносящей доход деятельности.
До 1 января 2009 г. орган Федерального казначейства, в соответствии приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 № 46н проверял платежные документы бюджетного учреждения на осуществление кассовых выплат; на соответствие указанных в них кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию операции и смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности. При этом для положительного результата проверки достаточно было, чтобы код классификации операции сектора государственного управления (далее — КОСГУ) нашел отражение в Информации о смете независимо от суммы, установленной для данного кода КОСГУ
В соответствии с новым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 88н основанием для отказа органом Федерального казначейства в приеме платежного документа (оформлении чека на получение наличных денег) является не только недостаточность общего неиспользованного остатка средств от приносящей доход деятельности, но и превышение сумм, указанных в платежном документе учреждения по соответствующим кодам КОСГУ над показателями годовых сметных назначений, указанных в Сведениях о сметных назначениях, с учетом ранее произ-
веденных кассовых расходов по данному коду бюджетной классификации.
Таким образом, изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей функциональную деятельность Федерального казначейства, отражают новый этап реализации реформы бюджетного процесса. В рамках вводимых новых механизмов исполнения бюджета необходимо улучшать процедуру доведения бюджетных данных от главных распорядителей до получателей бюджетных средств, совершенствовать операционную работу органов Казначейства России, максимально сокращать сроки проведения клиентских операций, решать задачи по совершенствованию работы со средствами на едином счете Казначейства. Федеральное казначейство, обладая уникальной информацией о состоянии финансовой системы страны, может эффективно использовать ее для разрешения всех проблем, в том числе связанных с финансовым кризисом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 27.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 №88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности».
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и ис-
точникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня».
5. Приказ Федерального казначейства от 15.08.2008 № 80н «О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов ис-
точников финансирования дефицита федерального бюджета».
6. Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 №7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».
7. Артюхин РЕ. Федеральное казначейство: итоги и задачи // Финансы. — 2009. — №3. — С. 4.
8. Лапина Л.А. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — М. ООО «ИД «Финансы и кредит». — 2008. — С. 19.