34 (466) - 2011
Инвестиционные ресурсы
Удк 336.64
учет некоммерческих инвестиций при формировании инвестиционной стратегии компании
В. А. ЧЕРКАСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов фирмы Е-таШ [email protected] Национальный исследовательский университет —
Высшая школа экономики
Статья посвящена анализу возможных дополнительных выгод от реализации некоммерческих социальных инвестиций и способу их включения в оценку эффективности инвестиционных проектов. В рамках инвестиционной программы компаний одной из задач становится достижение максимального благосостояния всех заинтересованных в социальных инвестициях лиц: акционеров, инвесторов и стейкхолдеров1 без противоречия основным целям бизнеса - прибыльности в краткосрочном периоде и максимизации стоимости компании - в долгосрочном.
Ключевые слова: некоммерческие инвестиции, социальная корпоративная ответственность, индекс стоимости, стейкхолдеры, эффективность, проекты.
В настоящее время компании обладают большими финансовыми возможностями. Это приводит к появлению и большей ответственности за производимые действия. Деятельность компаний сопровождается не только проведением в жизнь коммерческих мероприятий, но и осуществлением социально активной деятельности. Примером тому служат социальные инвестиции, направленные не на получение прибыли в явном виде, а скорее на повышение конкурентоспособности, рейтинга
1 Стейкхо1Лдер (от англ. Stakeholder — владелец доли, получатель процента) — одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании.
компании в глазах общества. Они предназначены для того, чтобы завоевать доверие граждан. Это принесет в дальнейшем самым успешным компаниям большее расширение возможностей, в том числе и финансовых, а также укрепление лидерских позиций на рынке.
Несмотря на потенциальную выгоду от социальных инвестиционных проектов, такие инвестиции могут иметь и свои недостатки, которые ухудшают финансовое положение компаний. Это происходит из-за институциональной проблемы удаленности собственников от управленческих решений. Так как стоимость компании в большинстве случаев регулируется не акционерами напрямую, а менеджментом, то возникает проблема агентских издержек. Она заключается в том, что менеджмент компании, ориентируясь на ее стоимость как базу для расчета собственных доходов, пытается нарастить инвестиционный фонд. Он распределяется между проектами так, чтобы оценка компании была максимальной, а пропорции распределения между различными фондами могут быть неважны. Агентские издержки увеличиваются и в ходе построения корпоративной социальной стратегии, которая проводится не от имени компании в целом, а от группы лиц, находящихся в верхнем звене менеджмента данной фирмы, строящих таким образом на рынке репутацию только для себя.
Другая институциональная проблема, с которой может столкнуться общество как потребитель благ, производимых подобными проектами, — решение социальных вопросов лишь в рамках того минимума средств, которыми готова пожертвовать компания на социальные нужды. Это происходит потому, что задача максимизации доходов удачно объединяется с задачей минимизации расходов. Не существует единственного финансового обоснования размера социальных инвестиций. Скорее всего, компанией выявляется предельная отдача от масштаба социальных инвестиций, превышение которого уменьшает финансовые выгоды от них. Однако уровень капитальных вложений, соответствующий этому предельному уровню, может быть недостаточным для общества. Таким образом, фирмы ограничиваются необходимым минимальным уровнем некоммерческих инвестиций. Дополнительный стимул доведения уровня социальных инвестиций до необходимого обществу приносят партнерства, обеспечивающие и дополнительный источник финансирования, и дополнительные выгоды. Эти бонусы от удовлетворения интересов стейкхолдеров будут влиять на стоимость компаний, входящих в партнерство, и на их финансовые показатели. В этом случае необязательно соблюдать принцип распределения выгод пропорционально степени участия в партнерстве. Вполне возможно, что объединенные усилия компаний приведут к установлению отношений со стейкхолдерами просто благодаря самому факту участия в партнерстве.
Но, несмотря на все подводные камни, компании продолжают включать некоммерческие проекты в свои инвестиционные программы. Это связано с выгодами, которые могут проявляться в улучшении финансовых показателей компании, в том числе и влиянии на инвестиционные проекты коммерческого характера. Компания способна получить и некоммерческие выгоды, которые вытекают из специальных функций полезности инвестора. Такие выгоды должны быть оценены и включены в модель оценки эффективности социальных инвестиций.
Эффективность инвестиционных проектов основывается на сравнении выгод и затрат, приобретенных и понесенных соответственно от осуществленной инвестиционной деятельности. Оценка производится либо на основании простого критерия выбора — без учета временного фактора и рисков, свойственных проекту. Либо оценка может быть осуществлена с помощью показателей, которые учтут степень риска и временные различия
между периодами поступления и выбытия средств. Рассмотрим эти показатели.
В общем случае эффективность инвестиционных проектов может выражаться в трех характеристиках:
— результативность — соотношение фактических и плановых показателей;
— экономичность: чем менее затратной является выбранная программа инвестиций, тем она эффективнее;
— целесообразность: чем больше планируемые результаты соответствуют тем, которые объективно необходимы, тем эффективнее такая программа.
Эффективность именно социальных проектов больше подразумевает целесообразность — программа должна заинтересовать стейкхолдеров проекта. Кроме целесообразности нужна и экономичность — для измерения эффективности таких проектов в финансовом плане. Эффективность для стейкхолдеров будет заключаться в предоставлении им благ, ранее недоступных, а выгоды — в пользе этих благ для стейкхолдеров как потребителей. Эффективностью для бизнеса станет сопоставление затрат на социальный капитал со степенью развития бизнеса после таких проектов. Проявляться она может через рост стоимости бренда и капитализации компании, новые финансовые вложения в компанию, влияние на коммерческие инвестиционные проекты, их отдачу.
Наиболее часто употребляемый показатель эффективности — чистая приведенная стоимость (net present value) — NPV. Этот показатель отражает выгоды и издержки в явном виде, приведенные к настоящему моменту времени. Проект обычно принимается, если оценка NPV положительна, так как это обещает акционерам увеличение их стоимости на эту величину. Однако социальные инвестиционные проекты способны приносить и неэкономические блага, которые распределяются между стейкхолдерами, в то время как экономическая «польза» целиком отдается владельцу бизнеса. Это относится и к инфраструктурным объектам крупных производств, от которых получают пользу работники предприятия, если это, например, частная поликлиника или детский сад. Также к добровольным инвестициям социального характера относятся и поддержание определенных нормативно-правовых актов, введение дополнительных стандартов, в том числе и кадровой политики, которые приходится поддерживать за счет собственной прибыли, но, тем не менее, они приносят пользу заинтересованным сторонам. Измерить эту пользу непросто, так как она не приносит измеримых
будущих потоков, не имеет ставки дисконтирования. Поэтому ее тяжело отразить в модели оценки проектов методом дисконтированных денежных потоков (DCF).
Компания будет брать на себя ответственность за социальные инвестиции, только если стоимость проекта для инвестора выше, чем рыночная стоимость проекта. Поэтому встает вопрос оценки стоимости проекта для инвестора. Выходом может послужить теория реальных опционов, когда инвестор оценивает проект исходя из полезности, которую он может получить в итоге.
Учитывая свойство аддитивности дисконтируемых потоков, можно предположить, что NPV складывается из двух составляющих NPV = NPVc +NPVnc, где NPVc — чистая приведенная стоимость коммерческой части инвестиций; NPVnc — чистая приведенная стоимость от социальных инвестиций.
Чистая приведенная стоимость от социальных инвестиций представляет собой функцию полезности. Для ее измерения будут анализироваться выгоды от проекта для стейкхолдеров, которые необходимо усреднить, измерив общее число потребителей. Тогда функция полезности может выглядеть как дисконтированная усредненная сумма полезностей каждого стейкхолдера
T
NPVnc =| q ■ Uи) • e-'tdt,
о
где Т — период реализации инвестиционного проекта;
q — число стейкхолдеров; и — средний уровень полезности; I — текущий момент времени; i — ставка дисконтирования. В любом другом виде функция полезности также имеет право на существование. Для измерения получаемой стейкхолдерами полезности можно использовать и финансовый показатель, отражающий готовность стейкхолдеров платить за благо. Это может быть рыночный аналог или услуга, предоставляемая государственным или частным сектором на коммерческих началах. А может быть и показатель, сформированный исходя либо из социологического опроса, либо из затрат, необходимых для воспроизводства такой услуги в текущий момент времени. Показатель формируется за счет ожиданий инвесторов и стейкхолдеров от реализации некоммерческих проектов.
Социально ориентированные инвестиции являются рыночными сигналами для инвесторов.
Они подают знак, что компания является заинтересованной в своем дальнейшем развитии, но причины этому могут быть разные.
Во-первых, компания может проводить в жизнь необходимые улучшения для своего бизнеса: —дополнительная инфраструктура;
— программы обучения и страхования сотрудников;
— повышение стандартов или улучшение социальной политики.
Во-вторых, это могут быть необходимые меры, снижающие отрицательные последствия производственной деятельности для сохранения имиджа компании (вследствие загрязнения например).
К разным случаям инвесторы на рынке относятся по-разному и анализируют поступающую информацию. Однако в обоих случаях сигнал о начале инвестиционных проектов с социальной составляющей говорит о наличии у компании способности финансово устоять при осуществлении таких проектов. Это намекает инвесторам на наличие у компании потенциала не только для расширения социального капитала, но и для коммерческих вложений.
Объем инвестиционного потенциала компании может определяться на рынке с помощью индикатора Q—Tobin, который рассчитывается как отношение рыночной капитализации к балансовой стоимости компании [4]
EV
Q - Tobin =-,
BV
где EV (enterprise value) — рыночная капитализация компании;
BV (book value) — балансовая стоимость компании или сумма всех активов компании (валюта баланса).
Рыночная капитализация компании определяется как
EV = Market _cap + Debt - Cash, где Market_cap — рыночная стоимость собственного капитала компании; Debt — рыночная стоимость заемных средств; Cash — денежные средства в распоряжении компании (на балансе).
Этот показатель находится под влиянием фондового рынка, отражая изменения стоимости собственных и заемных средств, которыми пользуется компания. Высокие значения показателя дают информацию инвесторам о потенциале роста компании и возможности активизации инвестиционной деятельности. В условиях дополнительного проведения в жизнь социальных проектов под прямым влиянием рынка находится показатель ры-
ночной капитализации или стоимости собственного капитала. Хотя возможен рост показателя за счет уменьшения балансовой стоимости, которая будет падать в результате расходов средств на определенные цели, источником для которых может стать нераспределенная прибыль. Накопление прибыли способно происходить не только за счет операционной деятельности, но и за счет инвестиционной, т. е. осуществляется финансирование социальных проектов вместо других коммерческих проектов. Индикатор Q— Tobin способен отражать влияние рынка на показатели стоимости компании даже в том случае, если при его расчете учитывать социальные затраты, направленные на некоммерческие цели.
Таким образом, принятие решения о некоммерческом инвестировании социального характера должно сопровождаться соотношением производимых затрат с целями бизнеса, измерением эффективности таких инвестиций и включением этой оценки в модель существующего бизнеса. Процесс принятия решения по социальным инвестициям может быть описан широко применимой моделью SIDAT (Social Investment Decision Analysis Tool — последовательная модель принятия решений о воплощении социальных инвестиций), предложенной А. М. Эстивес [3]. Согласно данной модели при определении инвестиционного плана и включении в него социальных проектов фирме необходимо определить бизнес-драйверы, которые способны подтолкнуть к такому решению и определить, как осуществление этих инвестиций повлияет на результативность деятельности компании. Если социальные инвестиции не несут положительного влияния на коммерческие результаты деятельности, то они не будут приниматься к рассмотрению менеджментом компании и не будут утверждены собственниками. Поэтому необходимо проследить, в чем выражается взаимосвязь финансовой и социальной инвестиционной деятельности компании.
Рассмотрим, как корпоративная социальная деятельность влияет на результаты деятельности всей компании.
Экономисты не приходят к одному мнению относительно единственной причинно-следственной связи между социальной и финансовой деятельностью. Если результаты социальных инвестиций могут влиять на дальнейшее улучшение финансовых показателей, то и состояние финансовых результатов может послужить предпосылкой к успешному осуществлению задуманных некоммерческих проектов. Однако одно всегда остается верным — социальной корпоративной
ответственности не могло бы быть, если компания не обладала определенным уровнем уверенности в собственных экономических преимуществах на начальном этапе некоммерческих проектов. Готовность участвовать в социальных инвестициях предопределяет понимание того, что в краткосрочном периоде компании придется пожертвовать частью своего финансового запаса в пользу долгосрочной добавленной стоимости к ее показателям в результате реализации некоммерческих проектов.
Взаимосвязь между результатами финансовой деятельности компании и ее социальной активностью прослеживается через основной долгосрочный показатель, характеризующий положение компании, — ее рыночную стоимость. Финансовые цели не противоречат социальным. С точки зрения экономической теории рост общественного благосостояния происходит в результате возникновения положительных внешних эффектов, к которым приводят социальные инвестиции. Таким образом, фирма получает дополнительные выгоды в рамках удовлетворения потребностей стейкхолдеров, кроме собственных финансовых результатов, а общественность больше не сталкивается с препятствиями, вызванными неблагоприятной внешней средой (в том числе и неразвитой инфраструктурой).
Положительное влияние социальной ответственности должно прослеживаться уже на стадии планирования инвестиций, так как в противном случае стратегия не принималась бы акционерами к действию. В краткосрочном периоде можно проследить влияние социальных инвестиций на рост компании, которое выражается в увеличении таких показателей, как прибыль, выручка или рост доли рынка. Это происходит из-за стабильности спроса на продукцию, производимую социально ответственной компанией. Вместе с этим улучшается и репутация компании, которую количественно можно выразить, например, через рост стоимости ее деловой репутации.
Кроме того, инвесторы строят свои ожидания о получении отдачи от инвестиций и готовы делить риски. Их готовность инвестировать в компанию частично может быть объяснена дополнительной премией за риск, которая должна быть учтена при оценке коммерческих проектов и которая возникает благодаря проведению в жизнь некоммерческих инвестиций. Если вспомнить, что инвесторы готовы к вложениям в компанию, пока рыночная стоимость ее капитала превышает средневзвешенную стоимость капитала, то можно предположить, что для успешного осуществления программы, включающей некоммерческие инвестиции, нужно,
чтобы рыночная доходность всей инвестиционной программы была выше, чем средневзвешенная стоимость капитала компании (WACC). М. Лими-товский в своем исследовании определил формулу для расчета премии за риск, которая должна быть учтена при оценке коммерческих проектов [2].
Предположим, что в общем объеме инвестиций некоммерческие инвестиции занимают долю х, тогда компании будут осуществлять некоммерческие проекты в следующем случае [4]
х • Я + (1 - х)(ЖЛСС + а) > ЖЛСС, где R — доходность некоммерческих инвестиций; а — премия к коммерческим инвестициям. Выразив а, получим
а > (ЖАСС - Я) "
1 - х
Согласно этому выводу, премия к инвестициям всегда положительна, если WACC больше абсолютного значения R, поэтому стоит уделить внимание доходности некоммерческих инвестиций. Такой подход не учитывает тех проектов, которые могли бы быть эффективными, если бы инвесторы не требовали дополнительной премии.
Основной вопрос, касающийся премии за риск некоммерческих инвестиций, — это определение объема некоммерческих инвестиций, который может себе позволить компания при заданном уровне доходности. Если за счет дополнительной премии за риск некоммерческих проектов доходность капитала компании начинает превышать рыночную доходность капитала, то полученную сверхдоходность можно вычислить как разницу между фактической доходностью капитала компании и доходностью, вычисленной для нее через доходность рыночного портфеля
аи = Я - (а, + К • Яш ), где аи — премия за риск некоммерческих проектов;
Rft — доходность капитала компании i в период
£
Rmt — доходность рыночного портфеля.
Рынок будет являться основным показателем эффективности инвестиций любого характера. Однако и рыночная модель формирования доходности, и оценка инвесторами ожиданий от инвестиционной стратегии компании зависят от степени эффективности рынка. Зачастую имеющаяся информация не отражена полностью в существующих рыночных показателях. Тогда приходится основывать решение о принятии проекта и оценке его стейкхолдерами на основе информации из публичной финансовой отчетности.
В условиях средней степени эффективности
рынка, когда рыночный показатель стоимости того или иного актива отражает прошлую и публично доступную информацию, становится возможным связать нефинансовую и финансовую информацию. Нефинансовая информация позволяет оценить альтернативные издержки инвесторов и сопоставить их с данными из стандартной финансовой отчетности. В рамках социальных инвестиций это становится необходимым и одним из возможных вариантов оценки их влияния на коммерческие результаты компании.
Хотя финансовые риски в виде риска неплатежей и влияния на отрицательное мнение кредиторов о компании могут возникать и из операционной деятельности, которая является основной сферой бизнеса, социальные инвестиции несут риски некачественного делового и корпоративного управления. Это влияет на рыночные показатели и инвестиционное настроение по поводу активов компании. Финансовые риски чаще связаны с коммерческими инвестициями, которые обеспечивают деятельность компании в будущем доходами и являются источниками для распределения прибыли.
В рамках взаимодействия фирмы со стейкхол-дерами важно объединить финансовые и деловые риски в показатели, с помощью которых можно их проследить. Одним из таких показателей является показатель экономической прибыли [1]
NOPAT RI = --WACC )CE,
где RI (residual income) — экономическая прибыль;
NOPAT (net operating profit after tax) — чистая прибыль после уплаты налогов; CE (capital employed) — инвестированный капитал.
Отношение чистой прибыли к инвестированному капиталу — показатель, характеризующий операционную деятельность компании как отдачу на инвестированный капитал (ROCE), рассчитываемый с помощью финансовой отчетности фирмы. Показатель WACC позволяет оценить рыночную тенденцию стоимости капитала и оценить финансовые риски, отраженные в стоимости каждого вида капитала. Разность между этими показателями будет формировать знак экономической прибыли и прирост рыночной капитализации компании, который отражает и настроения стейкхолдеров. Если экономическая прибыль положительна, то прирост рыночной капитализации больше, чем приток денежных средств только для акционеров. Тогда рост капитализации будет объясняться поло-
жительными ожиданиями рынка по поводу эффективности использования акционерного капитала и всего капитала в целом.
Отрицательная экономическая прибыль показывает, что стоимость капитала для акционеров будет снижена. Социальная инвестиционная деятельность, таким образом, была неэффективной, так как она снижает доходность акционеров, т. е. было принято необоснованное решение об инвестициях. Поэтому стейкхолдеры в дальнейшем не станут ожидать получения выгод от сотрудничества с данной компанией, как и инвесторы не увидят будущей экономической прибыли.
Метод экономической прибыли предлагает оценить вклад стейкхолдеров как нефундаментального стоимостного фактора в прирост рыночной капитализации с помощью индексирования экономической прибыли. Индексирование происходит на основе индекса стоимости стейкхолдеров, который рассчитывается как отношение экономической прибыли к социальному капиталу. Социальный капитал сопоставим с объемом инвестиций на социальные некоммерческие цели. Основным источником подачи сигнала рынку о социальной деятельности компании становится корпоративная социальная отчетность, доступная пользователям наряду с обычной публичной финансовой отчетностью.
Ее необходимость объясняется желанием следить за распределением ограниченных ресурсов, находящихся в распоряжении компании, ростом давления со стороны общества и государства, которые стоят за перераспределение доходов в пользу менее обеспеченной части общества. Корпоративная социальная отчетность играет естественную роль доклада о проведенных в течение отчетного периода социальных программах и круге стейкхолдеров, в интересах которых эти программы были осуществлены. Однако эти результаты неотделимы от финансовых. Бизнес должен быть выгодным для того, чтобы быть источником для финансирования некоммерческих программ. Задача социального аудита как раз и состоит в оценке выгодности социальной деятельности для компании в целом.
Компании часто вставляют социальные отчеты в годовые публикуемые отчеты о результатах деятельности. Чаще всего раскрываются объемы социальных инвестиций и их суть по следующим направлениям:
— кадровая политика (негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное медицинское страхование, системы обучения персонала и т. д.);
— система управления качеством производи-
мых товаров и услуг;
— охрана окружающей среды (энергосбережение, водоохрана и т. д.);
— инфраструктурные инвестиции.
Однако, если стейкхолдеры, непосредственно
сталкиваясь с компанией, могут оценить влияние социальных инвестиций и внести свой вклад в создание дополнительной стоимости, то инвесторам тяжело судить о компании поодиночке. Поэтому в качестве социального аудита и мониторинга некоммерческих инвестиций применяются разнообразные рейтинги, составляемые независимыми экспертами и сопоставляющие факт осуществления социальной инвестиционной деятельности и устойчивость развития бизнеса, что означает его успех в коммерческом ключе.
Индексы устойчивости продвигаются наряду с другой информацией большинством крупных рыночных финансовых агентств (Dow Jones Sustainability Index, Fortune, Domini Social Index и др.). Эти рейтинги отражают устойчивость развития компании, под которой подразумевается направленность на рост долгосрочной стоимости бизнеса. Они выявляют тех участников рынка, чьи успехи в устойчивости развития бизнеса способны в будущем показать высокую эффективность финансовых вложений.
Инвестиционная социальная стратегия должна оцениваться не только с точки зрения рентабельности, которая чаще будет отрицательной из-за отсутствия притоков в явном виде, но и с точки зрения финансовой устойчивости компании в дальнейшем, так как в краткосрочном периоде финансирование некоммерческих проектов может привести к ухудшению платежеспособности компании. В связи с этим необходим анализ динамики финансовых потоков, чтобы выяснить, когда перед фирмой встанет вопрос: за счет каких средств финансировать инвестиционные проекты — собственных или заемных?
Рассмотрим факторы, которые влияют на финансирование некоммерческих проектов. Базирование некоммерческих инвестиций на ожиданиях и удовлетворенности стейкхолдеров предполагает нестабильную оценку влияния факторов на результативность таких проектов. Очень большое число факторов может быть подвержено изменению. Поэтому анализ чувствительности должен производиться с большей тщательностью и с учетом альтернативных вариантов.
Рассматривая непосредственно само влияние некоммерческих инвестиций, необходимо выделить три его направления:
— акционеры;
— инвесторы;
— стейкхолдеры.
В результате осуществления социальных инвестиций стейхолдеры получают возможность потреблять публично доступные неконкурентные товары, а инвесторы — дополнительную премию за риск некоммерческих инвестиций. Акционеры увеличивают в долгосрочном периоде стоимость своего бизнеса.
Прибыль, получаемая компанией за период, не всегда может направляться на реинвестиции. Перед акционерами встает вопрос об альтернативном использовании этого источника на новые инвестиционные возможности либо распределении прибыли между акционерами для увеличения их текущего дохода. Ограничителем доходности инвестиций в таком случае послужит коэффициент дивидендных выплат, ограничивающий инвестиционный потенциал компании.
Еще одним показателем, разводящим в стороны эффективность коммерческих и социальных инвестиций, становится проблема агентских издержек, которая может отрицательно влиять на эффективность социальных инвестиций путем сокращения их объема. Это связано с тем, что они не приносят явных краткосрочных коммерческих выгод, от которых зависит вознаграждение менеджмента. Может быть и наоборот—принято решение о наращивании объема социальных инвестиций, так как социальная деятельность улучшает репутацию менеджмента на рынке труда. Показателем возможной негативной составляющей может стать доля менеджмента в акциях фирмы, которая и будет показывать, насколько заинтересован менеджмент в эффективном размещении средств и не только в улучшении собственной репутации, но и в стоимости бизнеса.
Интерес стейкхолдеров состоит в осуществлении социально ориентированной инвестиционной деятельности, которая проявляется в необходимости потреблять неконкурентные блага для собственной пользы. В то же время это положительно влияет на компанию, так как увеличивает лояльность стейк-холдеров к ней в целом и ко всем направлениям ее деятельности. Стейкхолдерами часто в развитых странах являются инвесторы, общество, работники. В развивающихся странах — это те лица, которые тесно связаны с деятельностью компании и могут оказывать влияние на нее. Характер этого влияния на результаты инвестиционной политики в целом можно показать с помощью индекса стоимости стейкхолдеров, предложенного И. Ивашковской и отражающего отношение экономической прибыли к
инвестированному в социальных целях капиталу [1]
R1
STVI =-,
ISC
где STVI — индекс стоимости стейкхолдеров; RI — экономическая прибыль; ISC — инвестированный социальный капитал. Этот показатель показывает, как соотносится прирост экономической прибыли, который повлияет на рыночную капитализацию компании, с затратами на социальные инвестиции. Фактически он отражает вклад стейкхолдеров в увеличившуюся стоимость бизнеса. В результате социальной деятельности компания становится популярной на рынке. Некоммерческие инвестиции часто могут служить в качестве рекламной кампании, особенно если такая политика проводится постоянно. Это привлекает дополнительно потребителей, новых поставщиков, увеличивает лояльность уже состоявшихся клиентов. Некоммерческие инвестиции могут отражаться в росте продаж, что несовместимо с конкуренцией, так как социальная деятельность придает дополнительные конкурентные преимущества тем, кто ею занимается, и приводит к выделению данной компании на фоне фирм-аналогов.
Таким образом, некоммерческие инвестиционные проекты могут напрямую сказаться на результатах инвестиционной стратегии компании в целом. Отразить это влияние можно с помощью показателей, демонстрирующих устойчивость компании на рынке:
— отношение рыночной капитализации к бухгалтерской стоимости собственного капитала;
— дополнительная риск-премия за некоммерческие инвестиции;
— индекс стоимости стейкхолдеров. Преградами на пути благоприятного роста бизнеса, осуществляющего социальные инвестиции, становятся доля менеджмента в собственном капитале компании и коэффициент дивидендных выплат.
Список литературы
1. Ивашковская И. В. Стратегический мониторинг создания стоимости для всех стейкхолдеров компании // Вестник Финансовой академии. 2008. № 3.
2. Лимитовский М. А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках. М.: ЮРАЙТ 2008.
3. Esteves A. M. Evaluating community investments in the mining sector using MCDA to integrate SIA with business planning // Environmental impact assessment review. 2008. № 28.
4. Robert Heinkel, Alan Kraus, Josef Zechner. The effect of green investors on corporate investments // Journal of financial and quantitative analysis. Vol. 36. № 4. December