учет когнитивных стилей обучающихся как способ индивидуализации процесса обучения иностранному языку
о.А. обдалова, А.в. соболева
Аннотация. Проанализировано понятие когнитивного стиля, а также выявлена его взаимосвязь с другими свойствами личности в системе индивидуальности с позиций различных психологических концепций. Обоснована целесообразность учета когнитивных стилей в процессе индивидуализации процесса обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: когнитивный стиль; индивидуализация; структура индивидуальности; овладение иностранным языком.
Организация обучения иностранному языку на современном этапе строится на основе личностно-ориентированного подхода к обучению (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя), который предполагает, что все методические решения преподавателя «должны преломляться через призму личности обучающегося - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей» [1. C. 65].
В рамках данного подхода личность обучаемого рассматривается как субъект педагогической деятельности, «которая, сама формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения» [2. C. 153].
Особое внимание сегодня направлено на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения. По словам Г.В. Елизаровой, в процессе обучения иностранный язык «должен оказывать такое воздействие на личность, в результате которого она преобразуется в саморазвивающий-ся эмоционально зрелый интеллектуально-познавательный организм, способный справляться с непредвиденными культурно обусловленными ситуациями общения посредством определения или создания уникальных инструментов поиска, обработки и практического применения информации» [3. C. 5].
В связи с этим особую актуальность приобретает решение вопросов, связанных с учетом в образовательном процессе когнитивных стилей обучающихся. На необходимость учета когнитивных стилей в процессе обучения указывают многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Г. Уиткин, Б. Лу Ливер, В.С. Мерлин, М.Н. Берулава, Г.А. Берулава, В.А. Колга, И.М. Палей, М.А. Холодная и др. Б. Лу Ливер [4] отмечает, что внимательное отношение к познавательным стилям -
не самый простой способ помощи учащимся, но самый эффективный на сегодняшний день; он гораздо более продуктивен, чем поиск совершенного метода обучения, поскольку ни один метод не сможет подойти всем учащимся.
В данной статье мы попытаемся проанализировать понятие когнитивного стиля, определить его место в системе индивидуальности и роль в процессе индивидуализации обучения иностранным языкам.
Индивидуальность представляет собой особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека [5. C. 7]. Создатели одной из наиболее известных многофакторных систем инди видуальности Дж. Ройс (J. Royce) и А. Пауелл (A. Pawell) представляют индивидуальность как структуру психологических характеристик, относящихся к разным психологическим сферам. Авторы постулируют, что структура индивидуальности представляет собой сложную систему, которая определяется шестью взаимодействующими системами - сенсорной, моторной, когнитивной, аффективной, а также системой стилей и системой ценностей.
Сенсорная и моторная системы обеспечивают вход и выход информации, ее кодирование и декодирование [6. C. 127]. Когнитивная система связана с обработкой информации, позволяющей определить основные параметры окружающего мира. Аффективная преобразует информацию в состояние активации. Когнитивная и аффективная системы являются центральными уровнями системы, отвечающими за обработку информации. Система стилей тесно переплетается с системой ценностей, поскольку она связана с обобщением и преобразованием информации, получаемой от когнитивной и аффективной систем. Кроме этого, система стилей отвечает за выбор соответствующих способов обработки информации. Система ценностей также обобщает информацию, но не для выбора способа действия, а для того, чтобы выделить цели и определить возможности и пути их достижения. Представляется важным отметить, что системы стилей и ценностей, как и когнитивная и аффективная системы, связаны с переработкой информации, но уровень обобщения, обеспечиваемый данными системами, более высокий. Так что мы можем утверждать, что они интегрируют информацию на уровне целостной индивидуальности.
Проведенный анализ показывает, что понятие индивидуальности включает в себя индивидуально-типические различия в волевой, интеллектуальной, мотивационной сферах, в свойствах нервной системы, темперамента и т.д. В отечественной науке широкое распространение получила структура индивидуальности, предложенная Б.Г. Ананьевым [7], который выделяет в ней свойства индивида, свойства личности и свойства субъекта деятельности. Именно поэтому в отечественной на-
уке индивидуальность рассматривается в тесной взаимосвязи с индивидуальным стилем познавательной деятельности. Психологи отмечают, что в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности обучаемых (таких как темперамент, функциональная симметрия / асимметрия полушарий головного мозга) и связанных с этим особенностей восприятия информации (зрительной / визуальной, слуховой / аудиальной или кинестетической) у обучающихся формируется определенный способ переработки информации, ее получения, организации, хранения и использования, т.е. стиль индивидуальной познавательной деятельности.
Индивидуальный стиль выступает системообразующим компонентом, проявляющимся в виде механизма внутреннего и внешнего сопряжения индивидуальных свойств человека [5. С. 156]. Он выполняет роль опосредующего звена во всех разноуровневых связях интегральной индивидуальности [5. С. 137]. Стиль отражает характеристику системы операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств [8]. Это система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения [9. С. 279]. Стиль является интегральной формально-динамической характеристикой [10. С. 159], выражающей соотношение различных подструктур индивидуальности между собой и с параметрами конкретных ситуаций с точки зрения ком-пенсаторности, оптимальности, адаптивности и результативности [11. С. 178]. Индивидуальный стиль деятельности - индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности [12. С. 49].
Индивидуальный стиль познавательной деятельности представляет собой систему способов вербального преобразования информации, формирующуюся на основе мотивов и целей деятельности путем опосредования словом когнитивных стилей, которые трактуются как индивидуальные операциональные системы способов переработки информации на довербальном уровне [13. С. 69]. Когнитивные стили, в свою очередь, отражают индивидуально-психологические особенности познавательных процессов, предрасположенность к использованию свойственных человеку способов взаимодействия с информацией, индивидуально-специфическую познавательную структуру личности, опосредующую процессы оперирования информацией на всех уровнях познавательной сферы.
На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что когнитивный стиль следует относить к процессуальной характеристике по-
знавательной деятельности. Стилевые параметры коррелируют со множеством разных психологических характеристик индивидуальности, например особенностями сенсомоторики, и психофизиологическими характеристиками человека, в том числе с темпераментом [14. С. 310]. Когнитивный стиль связан со всеми уровнями индивидуальных свойств, влияет на индивидуальный стиль деятельности и сам от него зависит [15. С. 105]. Выступая «посредником» между психическими и личностными уровнями «интегральной индивидуальности», когнитивные стили являются способом овладения индивидуумом картиной мира, в том числе языковой. Поскольку язык является неотъемлемой частью познания, проявлением ментальной деятельности человека и средством формирования языковой картины мира, соответствующей каждому естественному языку, процесс обучения иностранному языку должен основываться на специфике когнитивной сферы личности обучающихся.
В зарубежной литературе при описании когнитивных стилей в качестве общего категориального понятия часто используется термин «учебный стиль», тогда как «когнитивный стиль» употребляется в значении стиля мышления [16. С. 74]. В ряде работ когнитивный стиль выступает общей категорией, включающей различные индивидуальнопсихологические и психофизиологические характеристики, в том числе параметры когнитивного стиля, именуемые «стилями мышления» [17]. В своем понимании когнитивного стиля мы опираемся на позицию А.В. Либина [11. С. 165], который отмечает, что определение «когнитивный», безусловно, указывает лишь на один класс проявлений стиля человека, а именно специфику функционирования когнитивных процессов.
В зарубежной и отечественной литературе по психологии описано около полутора десятков устойчивых индивидуальных приемов оперирования информацией (параметров когнитивного стиля). Из всего многообразия феноменологии когнитивных стилей мы выделяем те, которые оказывают непосредственное влияние на интеллектуальные и психологические процессы усвоения языкового материала и могут учитываться в условиях современной российской системы высшего образования. Это такие биполярные конструкты, как полезависимость / поленезависимость, узкий / широкий диапазон эквивалентности (аналитичность / синтетичность), ригидность / гибкость познавательного контроля, узость / широта категории, толерантность / нетолерантность к нереалистическому опыту, конкретная / абстрактная концептуализация, высокая / низкая когнитивная сложность (заострение / сглаживание), фокусирующий / сканирующий контроль.
По мнению психологов, индивидуальные значения различных индивидуумов по каждому из когнитивных стилей располагаются между этими полюсами, образуя нормальное распределение, т.е. по каждому когнитивному стилю наибольшее количество людей имеет средние зна-
чения, а крайние значения встречаются гораздо реже [6. С. 117]. При этом лица, имеющие крайнюю степень выраженности любого из когнитивных стилей, менее адаптивны, чем те, кто располагается в среднем диапазоне. Самыми адаптивными являются люди с мобильным когнитивным стилем, т.е. умеющие произвольно менять настройки своего когнитивного аппарата исходя из требований ситуации. Благодаря личностной и интеллектуальной зрелости, студент получает на определенном этапе своего развития возможность совмещать в себе умение действовать по-разному в зависимости от требований ситуации, сохраняя некоторое тяготение к одному из полюсов. Мобильность, по предположению И.П. Шкуратовой [18. С. 293], является свидетельством высокой зрелости когнитивных структур личности. Следовательно, можно предположить, что индивидуализация на основе когнитивных стилей в наибольшей степени способствует вырабатыванию стиля индивидуальной деятельности, который формируется как интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, может трансформироваться при изменении условий деятельности, вырабатывается в процессе развития, обучения и воспитания [19].
Мы поддерживаем точку зрения М.А. Холодной, которая полагает, что обучение иноязычному общению с учетом когнитивных стилей в рамках единого образовательного пространства предполагает создание условий не только для актуализации имеющейся системы стилевых характеристик интеллектуального поведения, но и для расширения репертуара стилевого поведения, связанного с освоением разных стилей на различных уровнях стилевого поведения, а также для взаимодействия разнообразных познавательных стилей при изучении определенной учебной темы, усвоении того или иного понятия, решении конкретной задачи и т.д. [20].
Проведенный нами анализ научной литературы показывает, что когнитивные стили, с одной стороны, имеют непосредственное отношение к процессу усвоения информации, знаний, формирования навыков и умений, а с другой - влияют на сферу межличностных отношений и регулируют взаимодействие участников общения.
Таким образом, одной из ведущих задач педагогического процесса должно быть создание условий для развития и совершенствования обучающимися всей системы стилевых характеристик интеллектуального поведения, что непосредственным образом связано с эффективностью и результативностью учебной деятельности. Кроме того, актуализация когнитивных стилей в рамках обучающей деятельности способствует индивидуализации процесса обучения, направленной на создание каждому обучающемуся условий для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и личностных интересов. Расширение репертуара познавательных стилей и создание условий для
взаимодействия различных стилевых характеристик позволят студентам найти свои специфические, оптимальные способы решения практических и коммуникативных задач при изучении определенной учебной темы.
литература
1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / Библиотека учителя иностранных языков. М., 1991.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.
3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб., 2001.
4. Ливер Б.Лу. Обучение всего класса. М., 1995.
5. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
6. ЕгороваМ.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
8. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. N.Y., 1937.
9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.
10. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
11. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека. Психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М., 1998. С. 109-124.
12. Климов Е.Л. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
13. Скотникова И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека. Психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М., 1998. С. 64-79.
14. Когнитивная психология : учеб. для вузов / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М., 2002.
15. Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х // Стиль человека. Психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М., 1998. С. 93-109.
16. Авдеева И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному). М., 2005.
17. Ливер Б.Лу. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения : дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
18Шкуратова И.П. Теоретические проблемы диагностики полезависимости-по-ленезависимости // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3, вып. 2. Ростов н/Д, 1997.
19. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д, 1994.
20. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб., 2004.
COGNITIVE STYLE-INCLUSIVE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A WAY OF INDIVIDUALIzATION OF THE LEARNING PROCESS Obdalova O.A., Soboleva A.V.
Summary. The article deals with the term of cognitive style. It clarifies its interaction with other personality characteristics from the point of view of different psychological concepts and states the reasonability of it being taken into consideration as a way of individualization in the process of teaching a foreign language.
Key words: cognitive style; individualization; personality structure; learning a foreign language.