2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 16 Вып. 3
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.923
Е. Ю. Коржова, О. В. Рудыхина
ВОЗМОЖНОСТИ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ
В статье раскрываются возможности типологического подхода в определении психологического содержания понятия «эпистемологический стиль». Приведено обоснование ценности субъектного подхода в изучении проблемы познавательных стилей и, в частности, в использовании типологии субъект-объектных ориентаций в исследовании содержательных компонентов эпистемологических стилей. В результате теоретического анализа выявлены сходные типологии личности, отражающие психологическую реальность, которую можно описать через понятие «эпистемологический стиль». Библиогр. 34 назв.
Ключевые слова: типологии личности, когнитивно-стилевой подход, эпистемологические стили, субъектный подход, типология субъект-объектных ориентаций.
E. Yu. Korjova, O. V. Rudykhina
THE POSSIBILITIES OF TYPOLOGICAL APPROACH IN THE STUDY OF EPISTEMOLOGICAL STYLES
In the article possibilities of typological approach in definition of the psychological content of the concept "epistemological style" are discussed. Justification of value of subject approach is given in studying of a problem of informative styles and, in particular, in use of the subject — object orientations typology in research of substantial components of epistemological styles. As a result of the theoretical analysis the similar typologies of the personality reflecting psychological reality which can be described through the concept "epistemological style" are revealed. Refs 34.
Keywords: typologies of the personality, cognitive style approach, epistemological styles, subject approach, a typology the subject — object orientations.
Коржова Елена Юрьевна — доктор психологических наук, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48; elenakorjova@gmail.com
Рудыхина Ольга Валерьевна — кандидат психологических наук, старший преподаватель, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48; olga.rudykhina@yandex.ru
Korjova Elena Yu. — Doctor of Psychological Sciences, The State Russian Herzen Pedagogical University, 48, nab. Moyki, St. Petersburg, 191186, Russian Federation; elenakorjova@gmail.com
Rudykhina Olga V., PhD, Senior Lecturer, The State Russian Herzen Pedagogical University, 48, nab. Moyki, St. Petersburg, 191186, Russian Federation; olga.rudykhina@yandex.ru
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
Современные исследования в области психологии характеризуются ярко выраженной направленностью к интегративному подходу в изучении индивидуально-психологических особенностей. Данная тенденция проявляется в том числе в исследовании когнитивно-стилевой организации психологии человека. По сравнению с работами когнитивных психологов 50-70-х гг. XX в., сконцентрированными на изучении когнитивных стилей в качестве индивидуальных различий в способах познания окружающей действительности, произошел переход к исследованиям взаимосвязи видов когнитивных стилей и определению места когнитивных стилей в структуре личности и индивидуальности.
Несмотря на то что в психологии на протяжении длительного времени обсуждается вопрос о соотношении когнитивно-стилевых и личностных характеристик, до сих пор соотношение когнитивных стилей между собой и с личностными особенностями вызывает многочисленные дискуссии. В связи с этим существует необходимость интегративного подхода в исследовании когнитивно-стилевых особенностей. Этому могут способствовать обращение к классификации познавательных стилей (стили кодирования информации, когнитивные, интеллектуальные, эпистемологические) [1] и изучение структуры эпистемологических стилей [2], являющихся «.. .стилями высокого порядка в иерархии познавательных стилей и обозначающими индивидуально-своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру и к себе как субъекту познавательной деятельности» [1, с. 241]. Согласно мнению Ж. Пиаже, интерес к проблемам эпистемологии в познавательной сфере позволит определить источники разновидностей познания, начиная с элементарных форм, и выявить их развитие на более высоких уровнях, вплоть до научного мышления [3].
Понятие «эпистемологический стиль» является малоразработанным в области когнитивно-стилевых исследований. В настоящее время не существует общепринятой классификации эпистемологических стилей. Среди концепций, предложенных в научной литературе (Дж. Ройс, Д. Уордел; Ч. Носал), на данный момент не существует общепринятой классификации эпистемологических стилей. Тем не менее М. А. Холодная [1] выделяет в контексте данной проблемы типологию личности К. Г. Юнга [4] и рассматривает ее в качестве классификации познавательных личностных типов, поскольку в основе данной типологии наряду с личностными качествами лежат определенные познавательные функции.
С учетом вышесказанного, целью данного исследования стал анализ возможностей использования типологического подхода к определению структурных и содержательных характеристик эпистемологических стилей.
Обращение к типологическому подходу в контексте изучения эпистемологических стилей обусловлено сходством типологического и когнитивно-стилевого подходов, представители которых ориентированы не только на выделение, но и на классификацию индивидуально-психологических различий.
Проблема типологии имеет давнюю историю, что нашло отражение в развитии многообразных подходов к делению людей на типы, характеризующиеся устойчивым комплексом сходных свойств [5]. Эти подходы показали большое значение нейрофизиологических особенностей человека в определении структуры личности и способствовали развитию представлений о единстве биологических и социально-психологических факторов в становлении психологического типа [5]. Наряду
с указанной тенденцией в настоящее время в отечественной психологии активно разрабатывается субъектный подход к изучению человека. В рамках данного подхода человек рассматривается в качестве субъекта своего жизненного пути, способного благодаря активному отношению к самому себе и к окружающему миру оказать влияние на вариации своего жизненного пути [6-9].
Типологические концепции зарубежных исследователей отличают видимый интерес к изучению стиля жизни, типологических психологических характеристик и способа ориентации в мире, черт как устойчивых внутренних качеств; выявление факторов как исходных черт личности; составление иерархической модели личности на основе ее интегральных черт [10].
Из вышесказанного следует, что отечественные и зарубежные исследования в области типологического подхода способствовали развитию представлений об иерархичности структур личности, испытывающих разную степень влияния нейрофизиологических особенностей и социально-психологических условий жизни.
В современных исследованиях в области когнитивно-стилевого подхода проявляются две тенденции — стремление к систематизации данных, накопленных в области изучения когнитивных стилей, и выделение стилевых типологий.
В рамках первой тенденции получила большую известность модель интегрированной индивидуальности, разработанная Д. Уорделлом и Дж. Ройсом, в которой стилевая система выступила в качестве интегратора когнитивной и аффективной сфер, оказывая влияние на такие свойства индивидуальности, как «образ мира», «образ Я» и «стиль жизни». Высший уровень интегральной индивидуальности, по мнению исследователей, образует система ценностей и смыслов, низшие уровни — системы стилей [11]. В дальнейшем Ч. Носал предпринял попытку соотнести когнитивные стили и с теориями переработки информации, и с теориями способностей и для этого предложил классификацию когнитивных стилей, в которой выделил уровень переработки и способы организации информации [12]. Представленные многомерные классификации когнитивных стилей показывают нелинейный, иерархический характер связи между стилевыми параметрами.
Отечественные исследователи также предприняли попытки систематизировать накопленные данные о когнитивно-стилевых особенностях.
В. С. Мерлин на основании системного подхода к изучению индивидуальности разработал идею о системной организации стиля: его низшие уровни он связал с формально-динамическими свойствами индивидуальности (соматические свойства, свойства нервной системы, темперамента), а высшие — с личностными (мотивы, отношения личности, личностный статус) [13]. А. В. Либин обосновал понимание стилевой сферы как сложной иерархической структуры с нелинейными связями между ее составляющими и выделил восемь основных векторов (типов) поведения [14]. Л. Н. Собчик проанализировала индивидуальные стили с позиции ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни личности — от биологически детерминированных до самых высших (направленности и иерархии ценностных ориентаций) [15].
В свою очередь, в зарубежных когнитивно-стилевых исследованиях представлены работы, авторы которых предлагают типологии, связанные с психофизиологическими особенностями [16, 17]. Также проявляется интерес к типологии К. Г. Юнга, ее развитию в подходах И. Майерс-Бриггс и Д. Кейрси [18] и исполь-
зованию в когнитивно-стилевых исследованиях, в частности в области изучения стилей учения [19-21]. Это свидетельствует о том, что типологические характеристики, выделенные К. Г. Юнгом, имеют отношение к индивидуально-своеобразной познавательной позиции личности, характеризующей ее эпистемологический статус.
Однако для определения структуры эпистемологических стилей недостаточно исследования характеристик, обеспечивающих познавательную направленность (доминирующие способы получения информации и способы принятия решений, предпочтительные установки по отношению к окружающему миру): важно понимать психологические основания проявления у человека определенной познавательной позиции по отношению к окружающему миру. К этим особенностям относятся прежде всего ценностно-мотивационные характеристики, и в частности ценности. Неслучайно еще В. Н. Мясищев отмечал, что ценности выражают отношение человека к объектам окружающего мира [22]. Ценности позволяют осуществлять выбор отношений к миру и к людям, и их можно рассматривать как критерии для оценки взаимодействия человека с природой и людьми [23].
В то же время человек не только обладает индивидуально-психологическим своеобразием, но и является субъектом своего жизненного пути, ему свойственно активное отношение к окружающему миру и к самому себе [6, 24]. Субъектность как неотъемлемая характеристика человека открывает возможности направлять свою активность на сферы жизнедеятельности, которые являются личностно значимыми. Следовательно, направление реализации субъектного потенциала взаимосвязано с ценностно-мотивационной направленностью и имеет непосредственное отношение к характеристикам познавательной направленности.
В современных исследованиях в области когнитивной психологии появляются работы, в которых признается ценность положений субъектного подхода для продуктивного развития когнитивно-стилевой проблематики. Например, В. В. Селиванов обосновал необходимость рассматривать человека как субъекта, способного благодаря своей активности развить личностные черты, в том числе посредством мыслительной деятельности по решению внешних и внутренних проблем, и установил, что когнитивный стиль «полезависимость / поленезависимость» тесно связан с общей субъектностью [25]. И. Г. Скотникова доказала востребованность применения субъектного подхода на примере изучения когнитивного стиля «импульсивность / рефлексивность» [26].
Учитывая сказанное, следует отметить, что в психологических исследованиях проявляется тенденция выделения типологий, в частности, в контексте исследований ценностно-мотивационной сферы (типы личности на основе структуры ценностей-идеалов (С. С. Бубнова); аксиологическая типология (Л. В. Карпушина, А. В. Капцов); типология нравственного развития личности (В. А. Токарева); типы этики в виде базовой схемы ценностного сознания (Р. Г. Апресян); мотивационные типы, влияющие на особенности принятия решения в ситуации прогнозирования (Т. В. Корнилова, О. В. Степаносова); типы структур ценностно-смысловой сферы (В. Ф. Сафин, И. Н. Нурлыгаянов)) и субъектности человека (типология личности на основании совокупности мотивов, черт и в зависимости от привычного уровня активации (Д. Фиске, С. Мадди); типология субъект-объектных ориентаций (Е. Ю. Коржова); типы образа мира личности в зависимости от ценностно-смысло-
вой позиции в отношении мира и себя в мире, социальной направленности и представлений о значимых жизненных событиях (Л. В. Кравченко); типы выбора жизненного пути (А. С. Мальцева)).
Среди современных типологий личности типология субъект-объектных ориентаций разработана Е. Ю. Коржовой в русле интегративного подхода и отражает стремление преодолеть фрагментарные представления о человеке как о субъекте и познать его в целостности [7, 27, 28]. Процесс жизнедеятельности при этом рассматривается в виде цепочки взаимодействий человека с жизненными ситуациями, в которых изменяется как человек, так и жизненная ситуация, взаимно влияя друг на друга. Осуществлена теоретическая и эмпирическая проверка предложенных одномерной и двухмерной типологий субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях [7].
В результате сопоставления различных типологий обнаружено сходство типов субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях с типами личности, ха-растеризующими обобщенные способы человеческого бытия [7]. Сравнительный анализ показал, что отмеченные типологии характеризуются единством общей направленности, несмотря на различия в теоретических подходах, понятийном аппарате и измерительных процедурах. Это свидетельствует о существовании единого по своей сути процесса жизнедеятельности, а в каждой типологии представлены определенные его аспекты.
Выявлено сходство субъект-объектных ориентаций с теоретическими моделями личности, представленными в научной литературе. При сопоставлении одномерной типологии жизненных ориентаций автором выделены «объектная» и «субъектная» модели личности, обозначающие крайние позиции исследователей в понимании направленности личности, а также проведено сопоставление двухмерной типологии жизненных ориентаций с представлениями о личности в разных психологических направлениях [27, 28]. Данная типология личности была сопоставлена по критерию жизненных ориентаций с типами личности, описанными в произведениях А. П. Чехова и Н. В. Гоголя. Был сделан вывод, что в творчестве русских писателей можно встретить представителей всех четырех типов субъект-объектных ориентаций, а также персонажей, в описании которых ярко проявляется тот или иной компонент субъект-объектных ориентаций [28, 29].
Кроме того, имеются данные, отражающие взаимосвязи субъект-объектных ориентаций с разными психологическими особенностями, а именно: со смысложиз-ненными ориентациями, самоактуализацией личности и терминальными ценностями [30]; с жизнестойкостью и спецификой ценностной структуры у наркозависимых [31], с типологическими характеристиками К. Г. Юнга [32], особенностями социальной картины мира [33] и спецификой экономического сознания [30]. Это означает, что субъект-объектные ориентации имеют определенное, но неполное сходство с типологическими характеристиками, выделенными К. Г. Юнгом, тесно связаны со спецификой ценностно-мотивационной сферы, находят свое отражение в особенностях картины мира. Следовательно, типология субъект-объектных ориентаций обладает большим научно-исследовательским потенциалом и ценностью в контексте определения структуры и типологии эпистемологических стилей.
Нами был проведен сравнительный анализ различных типологий личности и типологии субъект-объектных ориентаций. Было установлено, что типология
Е. Ю. Коржовой соотносится с типологиями, имеющими различные основания: особенности ценностно-мотивационной сферы (Ф. Е. Василюк; А. С. Мальцева; В. Ф. Сафин, И. Н. Нурлыгаянов; Ш. Шварц, У Билски; Т. В. Корнилова, О. В. Степано-сова; Д. Кейрси; Р. Г. Апресян), когнитивно-стилевые особенности (К. Коростелина; А. Г. Исмагилова; В. А. Якунин; А. К. Маркова, А. Я. Никонова; N. Herrmann; Ч. Но-сал; Д. Колб; А. Грегорк; П. Хани, А. Мамфорд), разные уровни личностной организации (Д. Фиске, С. Мадди; Л. Н. Собчик; А. А. Лузаков; Н. А. Маркина; Н. А. Победа; А. Миллер; Д. Вагнер, А. Сейсрейнер, H. Сарри; Х. Фишер). Это сходство проявляется не только в количестве выделяемых типов (4), но в характеристиках этих типов.
Сравнительный анализ представленных типологий показал как количественное, так и содержательное сходство выделяемых типов. Кроме того, 13 из 25 представленных типологий получили подтверждение в результате эмпирических исследований.
В описании типов обнаруживаются сходные качества, свидетельствующие в пользу существования четырех различных типов личности. В результате проведенного сравнительного анализа можно условно выделить четыре типа, различающиеся комплексом психологических характеристик. Особенности каждого из указанных типов отражают определенную психологическую реальность, которая, на наш взгляд, в целостной форме представлена в описании типов субъект-объектных ориентаций.
I. Тип личности с выраженностью таких особенностей, как: стремление к творчеству, к новому и экспериментированию, к совершенству, опора на интуицию, креативность; аналитический склад ума, ориентация на анализ и обобщение информации, интерес к моделям и теориям; ценность познания, универсализма; развитая волевая сфера, самоконтроль, рационализм; независимость, самостоятельность; личностная отстраненность. Эти характеристики отражают творческую направленность, осознанное понимание ценности развития, стремление быть активным участником собственной жизни, ориентацию на познание, самоконтроль, самоорганизацию, что в полной мере представлено в описании типа «Преобразователь» в типологии Е. Ю. Коржовой [28], который отличается разнообразием жизненных целей и выраженным стремлением к самосовершенствованию в различных жизненных сферах.
II. Тип личности с выраженностью таких особенностей, как: интуитивность, склонность к инновациям; эмоциональность, чуткость, эмоциональная лабильность; рефлексивность, флексибильность, гибкий самоконтроль, высокий уровень субъективного контроля в области межличностных отношений; личностная вовлеченность, социальная ориентация, направленность на установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с другими людьми, идеалистичность; ценность универсализма, стремление к саморазвитию; высокая социально-перцептивная компетентность, толерантность к мнению других людей, коллективизм. Эти качества отражают ценность интуитивного способа познания, стремление к благополучным межличностным отношениям, ориентацию на самопознание и самосовершенствование, что в полной мере представлено в описании типа «Гармони-затор» в типологии Е. Ю. Коржовой [28], который характеризуется разнообразием жизненных целей (семья, работа, воспитание будущего поколения, достижение профессионализма, принесение пользы людям, поиски гармонии, совершенства).
III. Тип личности с выраженностью таких особенностей, как: практический склад ума; стремление к планированию деятельности, организованность, надежность; ценность порядка, традиций и безопасности; консервативность, предпочтение репродуктивной деятельности, конформизм; развитый субъективный контроль, аккуратность, осторожность, терпеливость; опора на практический опыт, ориентация на получение личной выгоды и достижение практических целей; личностная отстраненность, эффективность больше в ролевом, чем в межличностном общении. Эти качества отражают стремление к планированию собственной жизнедеятельности, организованности, ориентацию на консервативные способы поведения и деятельности, что в полной мере представлено в описании типа «Пользователь» в типологии Е. Ю. Коржовой [28], который характеризуется приспособительной позицией в жизненных ситуациях, ориентацией на достижение жизненного успеха и конкретных жизненных целей.
IV. Тип личности с выраженностью таких особенностей, как: спонтанность реакций, импульсивность, стремление к разнообразным впечатлениям и риску; реалистичность; непостоянство привычек и интересов; стремление к положительным эмоциональным переживаниям, к собственному благополучию, гедонизму; направленность на доминирование, получение личной выгоды; низкий уровень субъективного контроля, внешний локус контроля; выраженность психологических защит, интолерантность коммуникативных установок. Эти качества отражают реалистичное отношение к жизни, низкий уровень самоконтроля, ориентацию на приспособление к условиям существования, что в полной мере, на наш взгляд, представлено в описании типа «Потребитель» в типологии Е. Ю. Коржовой [28], который характеризуется максимально пассивной жизненной позицией и низким уровнем субъективного контроля над жизненными ситуациями.
Данные результаты теоретического сопоставления типологий получили конкретизацию в проведенном нами эмпирическом исследовании [34]. С помощью факторного анализа были установлены структурные соотношения показателей субъект-объектных ориентаций, типологических характеристик и особенностей иерархии ценностных ориентаций. Сравнительный анализ позволил установить статистически значимые соотношения типологии субъект-объектных ориентаций Е. Ю. Коржовой и типологии К. Г. Юнга, свидетельствующие об их определенной соотнесенности [34].
С помощью сравнительного анализа были установлены статистически достоверные различия в распределении когнитивно-стилевых, индивидуально-типологических, ценностно-мотивационных характеристик у представителей разных типов субъект-объектных ориентаций [34]. Это свидетельствует о том, что содержательное поле каждого из четырех типов субъект-объектных ориентаций отображает особенности типологического профиля, когнитивно-стилевой и ценностно-моти-вационной сфер личности. Выявленные результаты теоретического анализа и эмпирического исследования позволяют предположить, что типология субъект-объектных ориентаций объединяет в себе психологические особенности широкого спектра (когнитивно-стилевые, ценностные, мотивационные характеристики) и вследствие этого может быть исследована в контексте проблемы эпистемологических стилей.
Итак, на основании проведенного нами исследования мы можем заключить, что типология субъект-объектных ориентаций имеет содержательную близость
с рядом типологий, в том числе с выделенными в контексте когнитивно-стилевого подхода. На основании их содержательного анализа психологическую реальность, которую они отражают, можно описать через понятие «эпистемологический стиль». Перспективным является исследование показателей и типов субъект-объектных ориентаций в качестве базовых компонентов структуры эпистемологических стилей, а также изучение ценностно-мотивационных особенностей и индивидуально-типологических характеристик в качестве содержательных компонентов эпистемологических стилей.
Проблематика эпистемологических стилей является малоразработанной областью когнитивной психологии, что отчасти связано с концентрацией внимания исследователей на изучении когнитивных стилей. Однако, на наш взгляд, в настоящее время востребовано исследование более высоких уровней в иерархии познавательных стилей. Исследование эпистемологических стилей с опорой на типологические (особенности типа личности), личностные (ценностно-мотивационная направленность), субъектные (субъект-объектные ориентации) характеристики позволит не только разрешить многочисленные научные дискуссии относительно соотношения разных видов познавательных стилей с личностными особенностями, но и в перспективе интегрировать результаты типологического, когнитивно-стилевого, субъектного подходов к изучению индивидуального своеобразия человека.
Литература
1. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.
2. Royce J. R. Cognition and knowledge: Psychological epistemology // Handbook of perception / ed. by E. С. Carterette, M. P. Friedman. N. Y., London: Acad. Press, 1974. Vol. I. P. 149-176.
3. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология / науч. ред., пер. на рус. яз. Е. Б. Одерышева. СПб.: Питер, 2004. 160 с.
4. Юнг К. Г. Психологические типы / пер. с нем. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 761 с.
5. Ильин Е. П. Психология индивидуальныхразличий. СПб.: Питер, 2011. 701 с.
6. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
7. Коржова Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 43 с.
8. Гришина Н. В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.01.2016).
9. Гришина Н. В. Вариации жизни: готовность к изменениям // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Мат-лы Всерос. науч. конф., посвящ. 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 72-74.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. 607 с.
11. Wardell D. M., Royce J. R. Toward a multi-factor theory of styles and their relatoinship to cognition and affect // Journ. of Personality. 1978. Vol. 46 (3). P. 474-505.
12. Nosal Cz.S. Psychologiczne modele umyslu. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990. 111 s.
13. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. 2-е изд., стер. / под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 544 с.
14. Либин А. В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 109-124.
15. Собчик Л. Н. Стили мышления и поведения через призму теории ведущих тенденций // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 204-217.
16. Miller A. Cognitive styles: An integrated model // Educat. Psychology. 1987. Vol. 7. P. 251-268.
17. Herrmann N. The Whole Brain Business Book: Harnessing the Power of the Whole Brain Organization and the Whole Brain Individual. New York: Mcgraw-Hill Professional, 1996. 334 p.
18. Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character, Temperament Types. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Company, 1984. 210 p.
19. Kolb D. A. Learning styles and disciplinary differences // The modern American college / ed. by A. W. Chickering & associates. San Francisco: Jossey-Bass, 1981. P. 232-255.
20. Gregorc A. R. Style delineator. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1982. 42 p.
21. Ливер Б. Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис. ... канд. пед. наук. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2000. 191 с.
22. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева; вступ. ст. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
23. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. 252 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
25. Селиванов В. В. Мышление в личностном развитии субъекта. 2-е изд., перераб. и доп. Смоленск: Универсум, 2003. 312 с.
26. Скотникова И. Г. Проблемы субъектной психофизики. М.: Институт психологии РАН, 2008. 384 с.
27. Коржова Е. Ю. Психология личности. Типология теоретических моделей. СПб.: Институт практической психологии, 2004. 542 с.
28. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.
29. Коржова Е. Ю. Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 615 с.
30. Корокошко И. О. Особенности экономического сознания у лиц с разными жизненными ори-ентациями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2011. 25 с.
31. Красильщикова Е.А. Особенности жизненных ориентаций наркозависимых с различными сроками трезвости // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 136. С. 65-73.
32. Коржова Е. Ю. Жизненные (субъект-объектные) ориентации у студентов — будущих психологов // Смысловые пространства современного человека: сб. науч. статей / под ред. В. Х. Манерова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 66-84.
33. Гербачевская Н. В. Представленность проблемы «человек и общество» в социальной картине мира современной молодежи: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2006. 20 с.
34. Рудыхина О. В. Структура и индивидуально-психологические характеристики эпистемологических стилей: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 212 с.
Для цитирования: Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В. Возможности типологического подхода в исследовании эпистемологических стилей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 3. С. 7-17. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.302
References
1. Kholodnaia M. A. Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma: ucheb. posobie [Cognitive styles: About the nature of individual mind: manual]. Moscow, PER SE Publ., 2002. 304 p. (In Russian)
2. Royce J. R. Cognition and knowledge: Psychological epistemology. Handbook of perception. Eds E. S. Carterette, M. P. Friedman. New York, London, Acad. Press, 1974, vol. I, pp. 149-176.
3. Piazhe Zh. Geneticheskaia epistemologiia [Genetic epistemologiya]. Ed. of transl. from Russian E. B. Oderyshev. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 160 p. (In Russian)
4. Iung K. G. Psikhologicheskie tipy [Psychological types]. Transl. from German K. G. Yung. Moscow, AST MOSKVA: HRANITEL Publ., 2008. 761 p. (In Russian)
5. Il'in E. P. Psikhologiia individual'nykh razlichii [Psychology of individual differences]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 701 p. (In Russian)
6. Brushlinskii A. V. Psikhologiia sub'ekta [Psychology of subject]. Ed. by V. V. Znakov. Moscow, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences Press; St. Petersburg, Aletejya Publ., 2003. 272 p. (In Russian)
7. Korzhova E. Iu. Psikhologicheskoe poznanie cheloveka kak sub'ekta zhiznedeiatel'nosti. Authoref. diss. dokt. psikhol. nauk [Psychological cognition of a person as subject of activity. Thesis of Dr. psychol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2001. 43 p. (In Russian)
8. Grishina N. V. Situatsionnyi podkhod i ego empiricheskie prilozheniia [Situational approach and its empirical applications]. Psikhologicheskie issledovaniia [Psychological researches], 2012, vol. 5, no. 24, p. 2. Available at: http://psystudy.ru (accessed: 15.01.2016). 0421200116/0038.
9. Grishina N. V. Variatsii zhizni: gotovnost' k izmeneniiam [Life variations: readiness to changes]. Psikhologiia sposobnostei: sovremennoe sostoianie i perspektivy issledovanii: Mat-ly Vseros. nauch. konf., posviashchennoi 60-letiiu so dnia rozhdeniia V. N. Druzhinina, IP RAN, 25-26 sentiabria 2015 g. [Psychology of abilities: current state and prospects of researches: Materials of the All-Russian scientific conference devoted to the 60 anniversary of V. N. Druzhinin, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, on September 25-26, 2015]. Moscow, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences Press, 2015, pp. 72-74. (In Russian)
10. Kh'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. 3-e izd. [Personality theories (3rdprod.)] St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 607 p. (In Russian)
11. Wardell D. M., Royce J. R. Toward a multi-factor theory of styles and their relatoinship to cognition and affect. Journ. of Personality, 1978, vol. 46 (3), pp. 474-505.
12. Nosal Cz.S. Psychologiczne modele umyslu [Psychological models of consciousness]. Warszawa, Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990. 111 p.
13. Merlin V. S. Psikhologiia individual'nosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy. 2-e izd., ster. [Identity psychology: Select psychological works (2nd prod., stereotypic)]. Ed. by E. A. Klimov. Moscow, Moscow psychological and social institute; Voronezh, MODEK, Publ., 2009. 544 p. (In Russian)
14. Libin A. V. Edinaia kontseptsiia stilia cheloveka: metafora ili real'nost'? [Single concept of person style: metaphor or reality?]. Stil' cheloveka: psikhologicheskii analiz [Person style: psychological analysis]. Ed. by A. V. Libin. Moscow, Smysl Publ., 1998, pp. 109-124. (In Russian)
15. Sobchik L. N. Stili myshleniia i povedeniia cherez prizmu teorii vedushchikh tendentsii [Styles of thinking and behavior through a prism of the theory of the leading tendencies]. Stil' cheloveka: psikhologicheskii analiz [Style of a person: the psychological analysis]. Ed. by A. V. Libin. Moscow, Smysl Publ., 1998, pp. 204-217. (In Russian)
16. Miller A. Cognitive styles: An integrated model. Educat. Psychology, 1987, vol. 7, pp. 251-268.
17. Herrmann N. The Whole Brain Business Book: Harnessing the Power of the Whole Brain Organization and the Whole Brain Individual. New York, Mcgraw-Hill Professional Publ., 1996. 334 p.
18. Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character, Temperament Types. Del Mar, CA, Prometheus Nemesis Book Company Publ., 1984. 210 p.
19. Kolb D. A. Learning styles and disciplinary differences. The modern American college. Ed. by A. W. Chickering & associates. San Francisco, Jossey-Bass Publ., 1981, pp. 232-255.
20. Gregorc A. R. Style delineator. Maynard, MA, Gabriel Systems Publ., 1982. 42 p.
21. Liver B. L. Metodika individualizirovannogo obucheniia inostrannomu iazyku s uchetom vliianiia kognitivnykh stilei na protsess ego usvoeniia. Authoref diss. ... kand. ped. nauk [Manual for the individualized training in a foreign language taking into account influence of cognitive styles on process of its assimilation. Thesis of PhD]. Moscow, A. S. Pushkin state institute of Russian Publ., 2013. 191 p. (In Russian)
22. Miasishchev V. N. Psikhologiia otnoshenii [Psychology of relations]. Ed. by A. A. Bodalev; foreword by A. A. Bodalev. Moscow, Moscow psychological and social institute; Voronezh, MODEK, 2003. 400 p. (In Russian)
23. Karpushina L. V., Kaptsov A. V. Psikhologiia tsennostei rossiiskoi molodezhi [Psychology of the Russian youth values: monograph]. Samara: Samara scientific center, Russian Academy of Sciences Press, 2009. 252 p. (In Russian)
24. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. Comp. A. V. Brushlinskij, K. A. Abul'hanova-Slavskaya. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 720 p. (In Russian)
25. Selivanov V. V. Myshlenie v lichnostnom razvitii sub'ekta. 2-e izd. pererab. i dop. [Thinking in personal development of subject: monograph (2nd prod. processed and added)]. Smolensk, Universum Publ., 2003. 312 p.
26. Skotnikova I. G. Problemy sub'ektnoipsikhofiziki [Problems of subjectpsychophysis]. Moscow, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences Publ., 2008. 384 p. (In Russian)
27. Korzhova E. Iu. Psikhologiia lichnosti. Tipologiia teoreticheskikh modelei [Personality psychology. Typology of theoretical models]. St. Petersburg Institute of practical psychology Publ., 2004. 542 p. (In Russsian)
28. Korzhova E. Iu. Psikhologiia zhiznennykh orientatsii cheloveka [Psychology of a person/s life orientations]. St. Petersburg, Russian Christian Humanitarian Academy Press, 2006. 384 p. (In Russian)
29. Korzhova E. Iu. Dukhovnaia lestnitsa N. V. Gogolia: Lichnost' i tvorchestvo [Gogol/s spiritual stairway: Personality and creation]. St. Petersburg, Society in memory of mother superior Taisiya Publ., 2009. 615 p.
30. Korokoshko I. O. Osobennosti ekonomicheskogo soznaniia u lits s raznymi zhiznennymi orientatsiiami. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Economic consciousness at persons with different vital orientations. Thesis of PhD]. Saratov, 2011. 25 p. (In Russian)
31. Krasil'shchikova E. A. Osobennosti zhiznennykh orientatsii narkozavisimykh s razlichnymi srokami trezvosti [Vital orientations patterns of drug addicts with various terms of sobriety]. Izvestiia RGPU im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen university journal of humanities and science], 2010, no. 136, pp. 65-73. (In Russian)
32. Korzhova E. Iu. Zhiznennye (sub'ekt-ob'ektnye) orientatsii u studentov — budushchikh psikhologov [Life (subject — object) orientations of students — future psychologists]. Smyslovye prostranstva sovremennogo cheloveka: sb. nauch. statei [Semantic space of the modern person : collected articles]. Ed. by V. H. Manerov. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2005, pp. 66-84. (In Russian)
33. Gerbachevskaia N. V. Predstavlennost' problemy «chelovek i obshchestvo» v sotsial'noi kartine mira sovremennoi molodezhi. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Representation of the problem «person and society» in the social picture of the world of today's youth. Thesis of PhD]. St. Petersburg, 2006. 20 p. (In Russian)
34. Rudykhina O. V. Struktura i individual'no-psikhologicheskie kharakteristiki epistemologicheskikh stilei. Authoref diss. kand. psikhol. nauk [Structure and individual psychological characteristics of epistemological styles. Thesis of PhD]. St. Petersburg, 2013. 212 p.
For citation: Korjova E. Yu., Rudykhina O. V. The possibilities of typological approach in the study of epistemological styles. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Education, 2016, issue 3, pp. 7-17. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.302
Статья поступила в редакцию 14 марта 2016 г.