Выбор заданий определенного уровня сложности предполагает оценку собственных сил (опыта) для деятельности в предложенном интеллектуальном пространстве учебного процесса.
Попытка выполнения задания более высокого уровня сложности происходит в сторону ближайшего развития ребенка, что, в свою очередь, указывает на точку направления движения в организации процесса адаптации.
Индикаторами уровня адаптации учащихся к интеллектуальной деятельности в ходе учебного процесса являются:
- общее количество учащихся, принявших участие в исследовании;
~ процент учащихся, выбравших задание на узнавание, воспроизведение и т.д. (таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой);
- процент учащихся, выбравших задания на использование простых интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение и т.д. (Д. Толлингерова);
- процент учащихся, выбравших задания на использование сложных интеллектуальных операций - аргументация, доказательство, уяснение сути и т.д. (Д. Толлингерова);
- процент учащихся, сделавших попытку выполнения заданий следующего уровня сложности.
Данный подход успешно апробирован в ходе
проведения диагностико-мониторинговых исследований обученности учащихся в отдельных муниципалитетах Воронежской области (исследования лаборатории проблем общего образования ВОИПКиПРО). Это позволило не только определить общую ситуацию уровня адаптации к интеллектуальной деятельности в ходе учебного процесса в отдельных школах (муниципалитетах), но и определить направление дальнейших действий в ходе организации процесса адаптации. А это - один из составляющих факторов успеха, позволяющих не только оценить уровень процесса адаптации, но и его прогнозировать.
Библиографический список
1. Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж, 1981. - 208 с.
2. Толлингерова Д., КанторковаГ. Психология проектирования умственного развития детей. -М., Прага, 1994.-48 с.
3. Челышкова М. Б. Адаптированное тестирование в образовании: теория, методология, технология. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -165 с.
4. СтоляренкоЛ.Д., Самыгип С.И., Багади-рова С.К. Психология: 100 экзаменационных ответов. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов н / Д: Издательский центр «Март». 2005.-224 с.
СКВ. Звонарева
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Преамбула. В данной статье рассматривается научная проблема развития интеллектуальной одаренности. В статье описывается общая готовность детей с предпосылками интеллектуальной одаренности к школьному обучению, представлена характеристика индивидуальных различий детей с предпосылками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и
образования интеллектуально одаренных детей. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.
Статистические данные последних лет свидетельствуют о тенденции роста численности детей в ДОУ, как в Российской Федерации, так и в ростовской области. В последние годы в рамках целевой федеральной программы «Дети России» была создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей. Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре дошкольного образования, остаются слабо изученными. Это касается психолого-педагоги-ческой диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально-психологических факторов на проявление и развитие интеллектуальной одаренности. Требуют своего решения вопросы построения индивидуальной образовательной траектории развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста, специфики педагогической работы с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к школьному обучению в условиях дошкольного образования; содержания, форм, методов и педагогических технологий, разработка целостной модели подготовки детей с предпосылками интеллектуальной одаренности к школе.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психо-лого - педагогич ес ко го сопровождения. Ее можно считать достаточным условием индивидуальной образовательной траектории развития детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
Первым шагом автора в реализации данного направления явилась проработка нормативноправовой документации: Закона РФ «Об образовании»; Типового положения о дошкольном образовательном учреждении; Федеральной целевой программы «Одаренные дети»; Методического письма Минобразования от 24.04,1995 № 46/ 19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»; Методических рекомендаций МО РФ «О психолого-ме-дико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений» № 27/901-6 от 27.03.2000 г.; Материалов Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001 г.) «Психолого-педагогическое и медико-со-
циальное сопровождение развития ребенка» Санкт-Петербург 2001; Методических рекомендаций МО РФ от 27.06.2003 №23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагоги-ческому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на2007-2010 годы от 26.01.2007 № 79-р.
Анализ изученной литературы позволяет нам систематизировать исследования ученых по направлениям. В работах В. Александера, Г. Вебба, Д. Векслера, Дж. Миллера, Д. Хендриксона, Р. -Хэтгела, Е. Шафера и других исследована природа одаренности. Д. Б. Богоявленская, А. Карне,
Н.С. Лейтес, Ф. Монке, В.И. Панов, К. Перлет,
A.И. Савенков, К.А. Хеллер, Е.И. Щебланова,
B.C. Юркевич и других в своих трудах определили сущность понятий «одаренность», «детская одаренность». В исследованиях Б.Г. Ананьева,
B.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова,
C.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрико-ва и других выявлены специфические особенности одаренного ребенка.
Фундаментальные проблемы структуры и природы конкретных способностей, условий их развития, представлены в работах В.А. Крутецкого, Б.М. Теплова, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейгеса, Р. Стенбер-га, Дж. Фримэна и других, выявлены общие закономерности развития интеллектуальной одаренности. А. Бине, Дж. Гилфордом, Л. Терменом, П. Торренсом Ф.Монксом, Дж.Рензулли, К.Хал-лером и дрцгими предложены способы изучения интеллектуальной одаренности, предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности.
Значительный интерес для нашего исследования представляют труды Ю.Д. Бабаевой, Л.М. -Долгополовой, А.В. Жигайлова, И.М. Никольской, В.А. Орлова, В.И. Панова, Т.А. ПояровоЙ,
А.И. Савенкова, Т.В. Хромовой, B.C. Юркевича, Е.Л. Яковлевой, В.А. Левина и других, в которых раскрываются вопросы практического решения проблемы.
В «Рабочей концепции одаренности» приводится следующее определение, одаренный ребенок тот, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или потенциалом к таким достижениям» [4].
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, X» 1, 2008
37
Мы выявляем следующие характеристики интеллектуальной одаренности ребенка: опережа-ющее общее развитие по физическим параметрам; крайне высокий опережающий темп ум-, ственных способностей; острота мышления; разносторонняя любознательность; умение хорошо излагать свои мысли; погружение на длительное время в то или иное занятие.
Подготовка детей с предпосылками интеллектуальной одаренности к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Дети 5-6 лет, согласно возрастной периодизации, относятся к дошкольникам. Это дети старшего дошкольного возраста, который в последнее время прямо связывается только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании. Готовность ребенка с предпосылками интеллектуальной одаренности к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, психологическую, личностную, интеллектуальную [2].
По мнению ученых, физическая готовность к школьному обучению характеризуется как состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность [2].
Психологическая готовность к школе видится исследователями в только одном из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей с предпосылками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка с предпосылками интеллектуальной одаренности.
3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение умений ребенка с предпосылками интеллектуальной одаренности сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения
словесных указаний взрослого [1].
Личностной готовность выступает определенный уровень произвольности поведения, сфор-мированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность представляет собой развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе [2].
По нашему мнению все эти характеристики готовности к школьному обучению у ребенка с предпосылками интеллектуальной одаренности формируются в течение нескольких лет жизни в детском саду и семье, в процессе воспитания и обучения, основанных на деятельностной парадигме. Однако, система подготовки детей с предпосылками интеллектуальной одаренности к школе в контексте современных реалий имеет ряд недостатков, которые препятствуют вхождению дошкольника в пространство начальной школы.
Автор считает, что основным недостатком в подготовке ребенка с предпосылками интеллектуальной одаренности к школе является ошибочное представление о предшкольном периоде в жизни ребенка. Серьезной проблемой является игнорирование индивидуальных различий интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста, закономерностей психического развития ребенка - сензитивности разных возрастных периодов.
На основе исследований Н.С. Лейтеса,В.М. С-луцкого, А.И. Савенкова и других мы попытались сгруппировать основные отличительные харак-
теристики интеллектуально одаренных детей, которые необходимо учитывать при подготовке к школьному обучению. Социальными особенностями являются, по нашему мнению, следующие: социальная автономность (относительная свобода от общепринятых ограничений, несклонность добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу); социологические предпочтения (предпочтение работать одному, с партнером, с двумя партнерами, с несколькими партнерами, со взрослыми, разными способами).
К личностным мы относим: лидерство (склонность к командованию другими детьми, возникающей по причине данной склонности - интеллектуального превосходства одаренного ребенка над сверстниками, гибкость и беглость его мышления); соревновательность — способность к конкурентным формам взаимодействия, а также опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных спортивных состязаний, который чрезвычайно важен для дальнейшей жизни; стремление к самоактуализации (стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность); перфекционизм (от англ. perfect - «совершенный») -стремление все делать наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах; самостоятельность - умение принимать решение, предполагающая: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно [5].
Так же к личностным характеристикам, по нашему мнению, относятся такие качества, как эгоцентризм (неспособность встать на позицию другого человека), познавательный эгоцентризм (одаренные дети практически не способны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие), моральный эгоцентризм (одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками), коммуникативный эгоцентризм (первооткрыватель детского эгоцентризма Ж. Пиаже определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего).
Физические характеристики интеллектуально
одаренных детей заключаются: в физических данных (высоком энергетическом уровне, но довольно низкой продолжительности сна, часто нестабильном зрении одаренных детей (до 8 лет), в трудной смене фокуса с близкого расстояния на дальнее); в физических характеристиках и потребностях (предпочитаемом анализаторе (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический), потребности в принятии пищи или ее отсутствие, потребность в движении или ее отсутствие).
В психических процессах интеллектуально одаренных детей отмечаются: высокая концентраты внимания (проявляется в высокой степени погруженности в задачу и в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели); отличная память (не столько большой объем хранящейся информации у ребенка, сколько ее высокая эффективность - классификация, систематизация информации, опыта, идей, выражающаяся на практике в склонности к коллекционированию); высокий уровень развития логического мышления (способность действовать в соответствии со строгими законами логики); оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных); гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию); продуктивность мышления (способность к генерированию большого числа идей). Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и т.п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества [4].
В эмоциональной сфере интеллектуально одаренные дети отличаются: особенностями эмоционального развития (одаренные дети не только больше видят, но и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие); эмоционально-мотивационными особенностями, включающими в себя наличие (отсутствие) собственной мотивации, настойчивость (ее отсутствие), ответственность (ее отсутствие), потребность в структурированности условий (ее отсутствие) наличии определенных правил; юморе (способности обнаруживать несуразности, видеть смеш-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008
39
ное в самых разных ситуациях) [3].
Учебно-познавательные характеристики, на наш взгляд, проявляются: в любознательности (любви к познанию, берущую свое начало от любопытства, жажды новизны, интеллектуальной стимуляции); в познавательной самодеятельности (стремлении творчески одаренного ребенка к постоянному углублению в проблему); в особенности склонностей и интересов, проявляющихся в особом упорстве при достижении цели; в повышенном интересе к дивергентным задачам, т.е. задачам, имеющим не один, а множество правильных ответов; легкости ассоциировании (способности к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации); способности к прогнозированию (редком качестве, вклку чающим в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу); творческом восприятии случайностей.
Учет индивидуальных различий интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста, закономерностей психического развития ребенка- сензитивности разных возрастных периодов, является одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и реализации на высоком уровне содержания, форм, методов, педагогических технологий, реализации целостной модели подготовки детей с предпосылками интеллектуальной одаренности к школьному обучению, осуществляющейся на стыке дошкольного и школьного образования - подсистем пред-школьного образования. Данный подход способствует мягкому переходу дошкольного детства в
школьное ученичество детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
Налаженная система поиска и образования детей с предпосылками интеллектуальной одаренности способствует накоплению и развитию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны, формированию интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.
Забота об одаренных детях сегодня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача педагога разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так, как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл.
Библиографический список
1. Бабаева Т.Н. У школьного порога. - М., 1993 -С. 76-88.
2. Венгер Л. А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?—М:, 1994.—С. 32-34.
3. ЛейтесН.С. Раннее проявление одаренности// Вопросы психологии. -1988. -№ 4. - С. 98-107.
4. Савенков А.И. Концепция одаренности. -М„ 1997.-24 с.
5. Одаренные дети. / Под ред. Г.В. Бурменской,
В.М. Слуцкого.-М., 1991.-С. 153-157.
Н.А. Мудрова
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Первичным институтом социализации ребенка является семья. Реализация воспитательной функции семьи в значительной мере зависит от характера взаимодействия родителей и детей.
На развитие взаимодействия родителей и детей оказывают влияние различные факторы, представляющие собой совокупность материальных,
общественных, духовных явлений и процессов. Воздействие каждого из этих факторов (условий) невозможно охарактеризовать автономно, то есть вне связи с другими факторами. Мы не ставили перед собой задачу раскрыть все факторы, воздействующие на развитие взаимодействия родителей и детей. Мы попытались осознать много-