УДК 338.2
УЧЕТ ФУНКЦИЙ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
© Халтаева Светлана Романовна, доктор экономических наук, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В Е-mail: [email protected]
© Бадмаев Зоригто Васильевич, кандидат технических наук, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail:[email protected]
В статье рассматриваются факторы, определяющие состав элементов региональной инновационной системы (РИС). Выявлены ее характерные признаки. Приводятся различные мнения о субъектном составе региональной инновационной системы. На основе анализа концепций и моделей национальной и региональных систем обосновывается, что инновационная система должна обладать определенной степенью устойчивости составных элементов или базового состава. В базовый состав РИС включены инновационная политика, подсистема генерации знаний, инновационная инфраструктура, инвестиционно-финансовая подсистема. Выявлено, что основным критерием включения элемента в базовый состав РИС должен быть учет выполнения функций по отношению к инновационному процессу с целью его активизации. По каждому из элементов базового состава РИС эти функции определены и кратко описаны. Ключевые слова: инновации, инновационные процессы, региональная инновационная система, регион, инновационная политика, генерация знаний, инновационная инфраструктура.
ACCOUNTING FUNCTIONS OF ACTIVATION THE INNOVATIVE PROCESSES IN THE FORMATION OF THE REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM
Svetlana R. Khaltaeva, DPhil in Economics, A/Professor, East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia
Zorigto V. Badmaev, PhD in Economics, A/Professor, East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia
The article discusses the factors that determine the composition of elements of the regional innovative system (RIS). Its characteristic features are revealed. The various opinions are stated on the subject composition of the regional innovative system. Based on the analysis of conceptions and models of national and regional systems it is argued that the innovative system should have a certain degree of stability of the constituent elements or basic composition. The RIC basic composition includes: the innovative policy, the subsystem of knowledge generation, the innovative infrastructure, investment and financial subsystem. It is revealed that the account to perform functions concerning the innovative process aimed at its activation should be the main criterion for inclusion of the item into the RIC basic composition. These functions are defined and briefly described for each of the elements of the RIC basic composition.
Keywords: innovation, innovative processes, regional innovative system, region, innovative policy, knowledge generation, innovative infrastructure.
В настоящее время проблема инноваций, построения инновационной модели экономики России является, пожалуй, одной из популярных в экономической науке. Ее актуальность обусловлена внешними факторами: сложные условия экономического кризиса, санкции и ограничения, падение темпов социально-экономического роста, необходимость усиления конкурентоспособности российской экономики. В тоже время требуют скорейшего решения внутренние проблемы: необходимость обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны, оптимальное размещение производительных сил, закрепление небольшого населения на огромной территории, дифференциация инновационного развития регионов. Повышение эффективности экономики страны и ее регионов тесно связано с созданием национальной и региональных систем. В настоящее время знания и
инновации выступают в качестве ключевых факторов роста инновационно ориентированного развития российской экономики. Не следует забывать о том, что инновационное развитие обладает синер-гетическим эффектом, так как внедрение инноваций в одних отраслях вызывают последующую диффузию нововведений и их внедрение в другие отрасли, что обусловливает фазу подъема в жизненном цикле экономических систем и экономики в целом. Стабилизация экономической ситуации и дальнейшее динамичное развитие российской экономики определяются эффективными преобразованиями в научно-технической, производственной сфере и скорейшим формированием национальной и региональных инновационных систем.
Формирование региональной инновационной системы (РИС), соответствующая региональная инновационная политика должны стать основой активизации, поддержки и регулирования инновационных процессов в регионе. Сама региональная инновационная система представляет собой некую целостность, состоящую из различных элементов, связанных между собой и оказывающих влияние друг на друга, следует определить ее состав.
Прежде всего, на состояние РИС непосредственное влияние оказывают следующие факторы:
- стратегическое управление развитием экономики страны и связанная с ним региональная политика, проводимая государством, направленная на преодоление межрегиональной дифференциации социально-экономического развития и наиболее полное использование регионального потенциала;
- национальная инновационная система, составным элементом которой является РИС;
- экономическая и инновационная политика региона, определяемая соответствующей региональной стратегией социально-экономического развития [1].
К числу характерных признаков региональных инновационных систем следует отнести:
- систему управления инновационным развитием региона;
- нормативно-правовую базу инновационного развития;
- отраслевую специализацию и структурные особенности региональной экономики;
- существующий ресурсный, технологический, инновационный потенциал региона и др.
Региональная инновационная система призвана обеспечить реализацию задач активизации инновационных процессов в рамках национальной инновационной политики в условиях конкретного региона. Именно РИС с большей степенью эффективности позволит задействовать в инновационном процессе все возможные региональные ресурсы, видоизменяя и приспосабливая к конкретным условиям общие методологические подходы и принципы реализации инновационной политики, а также учитывая особенности инновационной системы данного региона и страны [2].
Проблемой формирования региональной инновационной системы является недостаточная методологическая проработанность ее составных элементов. Безусловно, что структура региональной инновационной системы во многом повторяет структуру национальной системы. Но состав и структура региональной инновационной системы определенного региона будут иметь отличия в силу экономических, социальных, территориальных, географических, геополитических и других особенностей [3].
Во многих российских регионах уже спроектированы, создаются и функционируют региональные инновационные системы. Но, как показывает практика, в системах недостаточно отработаны внутренние связи между составными элементами, не развиты механизмы взаимодействия с внешним окружением: федеральными и местными властями, предприятиями, бизнес-структурами и частными лицами.
На сегодня вопрос состава региональной инновационной системы остается недоработанным, требует более пристального внимания и проведения дополнительных исследований. Понятно, что «универсального» состава РИС не может существовать, об этом свидетельствует богатое многообразие его представлений в нормативно-правовой и научной литературе. Рассмотрев и проанализировав основные концепции и модели региональной инновационной системы, можно сделать следующие выводы:
1. Модели региональной инновационной системы характеризуются высокой степенью обобщения, исходя из этого, специфику инновационного развития того или иного региона сложно выявить.
2. В большинстве моделей последовательность инновационной цепочки: генерация и трансформация знаний — разработка и внедрение инноваций (инновационная инфраструктура) — распространение и реализация инновационных продуктов на рынке, определяет институциональные взаимосвязи внутри и за пределами РИС.
3. При формировании региональной инновационной системы в большинстве моделей отсутствует взаимосвязь с национальной инновационной системой.
В ходе решения вопроса о составе региональной инновационной системы необходимо учитывать, что:
- формирование РИС должно быть одной из приоритетных целей инновационно ориентированной стратегии развития региона, а элементный состав РИС следует отразить в системе целеполагания регионального стратегического планирования. Кроме того, наличие элемента в составе РИС должно быть обосновано его способностью к обеспечению функционирования системы как единого целого;
- РИС является открытой, динамичной системой, поэтому ее состав и структура подвержены влиянию внутренних и внешних факторов. В свою очередь, как элементы РИС, так и ее структурное ядро должны обладать определенной степенью устойчивости, стабильностью внутренних связей между элементами, что обязательно должно отражаться в стратегических планах инновационного развития региона;
- вследствие неоднородности структурных элементов РИС целесообразно выделение в ее составе подсистем на основе функционального признака, т. е. выполнение функций для активизации инновационного процесса. Такие подсистемы должны определить базовый состав РИС;
- РИС в ходе формирования и развития должна быть интегрирована с национальной инновационной системой, поэтому в ее состав необходимо включить элементы, которые будут обеспечивать тесную взаимосвязь регионального и национального уровня управления инновационными процессами.
Таким образом, при формировании состава РИС следует учитывать то, что ее структурные элементы должны обеспечивать активную связь с национальной инновационной системой. Понятно, что в ходе формирования и развития системы происходят изменения в ее составе и структуре. Для обеспечения непрерывного регулирования инновационных процессов в регионе следует определить базовый состав элементов РИС, который должен оставаться неизменным на период достижения стратегических задач инновационного развития. При этом подбор элементов должен осуществляться на основе учета выполнения функций по активизации и регулированию инновационной деятельности.
В базовый состав РИС следует включить:
- подсистему генерации знаний, которая концентрирует, распространяет научные знания, технико-технологические идеи, разработки и решения, обеспечивает инновационный процесс научно-технической информацией, проектно-конструкторскими и технологическими разработками и т. д.;
- инвестиционно-финансовую подсистему, осуществляющую обеспечение финансовыми ресурсами инновационного процесса, направляющую инвестиции в приоритетные научные изыскания, опытные разработки, производство инновационных продуктов;
- инновационную инфраструктуру, которая является системой поддержки инновационных процессов во всевозможных организационных формах, институциональных условиях и материальных средствах в области обслуживания науки и производства. Инновационная инфраструктура обеспечивает инновационную деятельность импульсом для ее активизации и развития;
- инновационную политику, которая, как правило, реализуется в виде конкретных направлений и программ, обозначая приоритеты развития тех или иных технологических направлений, организационных форм и видов взаимодействия в области инновационной деятельности. Инновационная политика является основным ориентиром в инновационной деятельности субъектов экономики и в то же время служит главным рычагом в механизме управления РИС. Она во многом может определять политику инвестирования инноваций в экономике региона. Основным направлением инновационной политики государства является создание скоординированных, эффективно взаимодействующих систем, включающих инновационную инфраструктуру, которые позволяют значительно облегчить и ускорить процессы обмена научной информацией и технологиями между предприятиями и организациями, тем самым повышая эффективность инновационной деятельности [4]. Кроме того, инновационная политика определяет состав и практическое применение нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности.
Таким образом, в основе формирования РИС должен быть базовый состав элементов, подобранных с учетом выполнения функций для активизации инновационных процессов (табл. 1). Выделение базового состава продиктовано, прежде всего, необходимостью создания условий инновационной деятельности, ее поддержки и придания ускорения инновационному развитию региона.
Таблица 1
Базовый состав элементов РИС и их функции
Элемент Функция Состав
Подсистема генерации знаний Распространение, генерация, концентрация научных знаний, технологических разработок, обеспечение научно-технической информацией, проектно-конструкторскими и технологическими разработками и т. д. Проектно-конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, информационные базы, лаборатории, образовательные учреждения и др.
Инвестиционно-финансовая подсистема Обеспечение финансовыми ресурсами инновационного процесса, направление инвестиций в приоритетные научные изыскания, опытные разработки, производство инновационных продуктов. Банки, инвестиционные, венчурные фонды, финансовые, страховые компании, бизнес-ангелы и др.
Инновационная инфраструктура Предоставление консультационной, юридической, бухгалтерской, поддержки и помощи, обеспечение производственными помещениями, инженерным сервисом, технологическим оборудованием, необходимыми ресурсами и материалами и т.п. Технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, консалтинговые компании, технологические и старт-ап площадки, инжиниринговые компании, площадки, инновационные платформы и др.
Региональная инновационная политика и нормативно-правовая база Определение приоритетов инновационного развития в рамках инновационной стратегии, организационных форм, научных, технологических направлений, видов взаимодействия в инновационной деятельности, регулирование отношений в инновационной сфере Нормативно-правовые акты, документы: законы, постановления, программы, планы, акты, инструкции по развитию инновационной деятельности и др.
Следует отметить, что специализация элементов базового состава РИС при выполнении определенных функций по обеспечению инновационной деятельности не влечет за собой ограничение их действия только в инновационной сфере. Элементы указанных подсистем РИС являются субъектами экономики региона и могут осуществлять деятельность в других сферах. Не следует создавать специальную бухгалтерско-аудиторскую, консалтинговую организацию для размещения в бизнес-инкубаторе. Услуги по оказанию консультационной, юридической, бухгалтерской поддержки и помощи могут оказывать уже существующие фирмы. Таким образом, учет функций активизации инновационных процессов при формировании региональной инновационной системы даст возможность координирования инновационной деятельности и обеспечения взаимодействия поддерживающих институтов на протяжении всех этапов инновационного процесса.
Литература
1. Ванчикова Е. Н., Халтаева С. Р. Оценка реализации стратегии социально-экономического развития региона // Экономика, статистика и информатика. 2012. № 4. С. 99.
2. Методология управления инновациями в промышленности: коллективная монография / А. В. Бабкин [и др.]; под ред. А. В. Бабкина. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 84.
3. Сактоев В. Е., Халтаева С. Р. Стратегическое управление устойчивым инновационно ориентированным развитием социально-экономической системы региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 4. С. 39.
4. Халтаева С. Р. Основные направления формирования инновационной политики // Вестник ИГЭА. 2011. № 5. С. 82.
References
1. Vanchikova E.N., Khaltaeva S.R. Otsenka realizatsii strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Evaluation of regional socio-economic development strategy implementation]. Ekonomika, statistika i informatika — Economics, Statistics and Informatics. 2012. No. 4. P. 99.
2. Babkin A. V. et al. Metodologiya upravleniya innovatsiyami v promyshlennosti [Methodology of innovations management in industry]. St Petersburg: Polytechnic University Publ., 2013. P. 84.
3. Saktoev V. E., Khaltaeva S. R. Strategicheskoe upravlenie ustoichivym innovatsionno orientirovannym razvitiem sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy regiona [Strategic management of sustainable innovation-oriented development of
regional socio-economic system]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment — Proc. of South-Western State University. Ser. Economy. Sociology. Management. 2013. No. 4. P. 39.
4. Khaltaeva S. R. Osnovnye napravleniya formirovaniya innovatsionnoi politiki [Basic trends of innovation policy formation]. Vestnik Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii — Bulletin of Irkutsk State Economic Academy. 2011. No. 5. P. 82.