УДК 338.49
МЕХАНИЗМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
© Дондокова Елена Буянтуевна, доктор экономических наук, профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: [email protected]
© Слепнева Юлия Валерьевна, кандидат экономических наук, преподаватель Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость совершенствования механизма интеллектуального обеспечения региональной инновационной системы (РИС), выявлены проблемы, сдерживающие процесс непрерывного воспроизводства интеллектуальных ресурсов. Определена сущность системы непрерывного преактивно-го интеллектуального обеспечения РИС и показаны предпосылки ее формирования. Приведена структурно-логическая модель системы непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС на примере Республики Бурятия. Сформулированы цель, задачи и принципы управления непрерывным пре-активным интеллектуальным обеспечением РИС. Построена организационная схема механизма управления непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС Республики Бурятия. Ключевые слова: инновации, региональная инновационная система, механизм интеллектуального обеспечения, интеллектуальные ресурсы, непрерывное преактивное интеллектуальное обеспечение РИС.
MECHANISM FOR THE INTELLECTUAL PROVISION OF DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM
Elena B. Dondokova, DPhil in Economics, Professor, East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia
Yulia V. Slepneva, PhD in Economics, Lecturer East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia
In the article the necessity for improvement the mechanism of intellectual provision of the regional innovative system (RIC) is proved, the problems constraining the process of continuous reproduction of intellectual resources are revealed. The essence of the system of the RIC continuous preactive intellectual provision is defined and prerequisites of its formation are shown. The structural and logical model of the system of the RIC continuous preactive intellectual provision on the example of the Republic of Buryatia is presented. The purpose, tasks and the principles for management of the RIC continuous preactive intellectual provision are formulated. The organizational scheme for the mechanism of the management of the RIC continuous preactive intellectual provision in the Republic of Buryatia is constructed
Keywords: innovations, regional innovative system, mechanism of intellectual provision, intellectual resources, the RIC continuous preactive intellectual provision.
Для эффективного функционирования и развития (региональной инновационной системы) РИС Республики Бурятия как инновационно-инертного региона, продуктивно влияющей на социально-экономическое развитие региональной экономики, требуется непрерывное интеллектуальное обеспечение, включающее создание, генерирование, аккумулирование, обмен и распространение интеллектуальных ресурсов между всеми субъектами системы интеллектуального обеспечения [1]. При этом выход экономики региона на траекторию стабильного экономического роста предопределяет растущие требования к уровню организации и эффективности деятельности РИС, что, соответственно, приводит к повышению требований по отношению к процессу непрерывного воспроизводства интеллектуальных ресурсов и системе интеллектуального обеспечения РИС в целом.
В настоящее время процесс непрерывного воспроизводства интеллектуальных ресурсов в системе интеллектуального обеспечения РИС осложнен рядом проблем, в числе которых: значительный раз-
рыв между потенциалом и эффективностью использования интеллектуальных ресурсов; неразвитость интеллектуально обеспечивающей инфраструктуры; сложность и неоднозначность последствий реформирования системы высшего и среднего профессионального образования для своевременного интеллектуального обеспечения инновационного развития; неразвитость интеллектуально формирующей институциональной среды; слабое взаимодействие между системой генерирования знаний и сферой их практической реализации [2, 3].
Система непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС представляет собой открытую, сложноорганизованную систему, обеспечивающую непрерывный преактивный процесс воспроизводства интеллектуальных ресурсов и их применение в инновационном развитии региона.
Предпосылками формирования системы непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС являются:
- во-первых, усиление конкуренции и неопределенность внешней среды, предопределяющие необходимость непрерывного применения постоянно обновляющихся интеллектуальных ресурсов;
- во-вторых, ускорение приращения знаний, требующего адекватного вызовам современности преактивного видения стратегических перемен, направленного на упреждение, своевременное реагирование и принятие решений в области инновационного развития;
- в-третьих, трансформация интеллектуальных ресурсов в один из важнейших факторов производства, включающих такие базовые факторы, как труд, земля, капитал; при этом интеллектуальные ресурсы в наши дни стали первостепенным фактором производства, поскольку представляют собой важнейший источник экономического роста и усиления конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешнем рынке;
- в четвертых, расширение сферы применения новых информационных технологий, значительно упрощающих и удешевляющих поиск информации, а следовательно, содействующих трансферу знаний и технологий.
Система непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС является системой процессного типа, где интеллектуальные ресурсы создаются в процессе формирования и развития интеллектуально-обеспечивающей инфраструктуры и интеллектуально-формирующей институциональной среды. Формирование и преобразование интеллектуально-обеспечивающей инфраструктуры способствует созданию благоприятных условий для приращения интеллектуальной собственности и интеллектуальных активов. Формирование и развитие интеллектуально-формирующей институциональной среды содействует повышению интеллектуальной инициативы и интеллектуальной активности.
Система непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС создает, с одной стороны, ресурсообеспечивающую базу, а с другой — обеспечивает приращение результата инновационной деятельности, неограниченной границами Бурятии как территориального образования. Таким образом, происходит непрерывный процесс создания, генерирования, аккумулирования, обмена и распространения интеллектуальных ресурсов, доступных для всех участников инновационного пространства, что особенно важно для Бурятии как инновационно-инертного региона (рис. 1).
Решающее воздействие на состояние и развитие системы непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС оказывают региональные органы власти, осуществляющие финансовое обеспечение функционирования; координирующие, регламентирующие и регулирующие процессы интеллектуального обеспечения; создающие нормативно-правовую базу для реализации задач регионального развития.
Важнейшим интегратором интеллектуальных ресурсов в системе непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС является профессиональное образование, обеспечивающее подготовку, переподготовку кадров; консультирование; повышение квалификации и т. п.
Система непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС направлена на создание, приращение, обновление интеллектуального ресурса, который сам по себе не может приносить выгоды, не является производительным ресурсом до тех пор, пока не будет выгодно использован (коммерциализирован), вовлечен в процесс воспроизводства новых интеллектуальных ресурсов, способных приносить выгоду от применения в том или ином производственном процессе.
Региональные органы власти
Процессы глобализации, мировые тенденции научно-технического прогресса и трансфера знаний и технологий
Система профессионального образования
О
Создание
Генерирование
Аккумулирование
Обмен
Распростра-
нение
Косвенное влияние Прямое влияние ^^ Преобразование
Рис. 1. Структурно-логическая модель системы непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС Республики Бурятия
Кроме того, спрос на интеллектуальные ресурсы отличается низкой эластичностью, поскольку интеллектуальные ресурсы, как правило, индивидуальны и незаменимы, невосполнимы и невоспроиз-водимы, независимы и не имеют аналогов. Все перечисленное подчеркивает важность и своевременность формирования действенного механизма управления непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС любого инновационно-инертного региона.
Под управлением непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС следует понимать процесс целенаправленного систематического воздействия на объект управления для создания благоприятной интеллектуально-формирующей институциональной среды и оптимальной интеллектуально-обеспечивающей инфраструктуры для инновационного развития экономики региона.
Важнейшей целью управления непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС Республики Бурятия является создание благоприятной интеллектуально-формирующей институциональной среды и оптимальной интеллектуально-обеспечивающей инфраструктуры для экономиче-
ских преобразований, направленных на создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий в регионе.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
— рост интеллектуальной составляющей экономики региона за счет формирования и реализации механизмов продуктивного вовлечения в оборот интеллектуальных ресурсов;
— гармонизация интересов участников при обеспечении защиты интеллектуальных прав собственников интеллектуальных продуктов и общественных интересов пользователей интеллектуальных продуктов при организации доступа к материалам, защищенным авторскими правами, с целью повышения знаний, поощрения творчества и роста интеллектуальной активности;
— формирование инновационной культуры, создание мотивов инновационного поведения и участие в инновациях, повышения информированности в отношении результатов интеллектуального труда;
— модернизация интеллектуально обеспечивающей инфраструктуры, содействующей осуществлению прорыва в развитии экономики региона;
— повышение доступности интеллектуально обеспечивающей инфраструктуры, включая электронный удаленный доступ к фондам библиотек, исследовательских центров и архивов и др.
Организация взаимодействия участников системы непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС и координация деятельности в рамках предлагаемого механизма должны быть возложены на Координационный совет при Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия.
Конечным результатом таких преобразований должен стать переход экономики региона на инновационный путь развития, обеспечивающий ощутимое присутствие региона на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг Российской Федерации и мировых рынках.
Важнейшие принципы управления непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС:
- принцип синергии в процессе создания, генерирования, аккумулирования, обмена и распространения интеллектуальных ресурсов;
- принцип эмерджентности, указывающий на то, что интеллектуальные ресурсы могут обладать новыми интегральными качествами, несвойственными образующим ее частям (стадиям) воспроизводственного процесса;
- принцип сочетания непрерывности и преактивности с принципом единства стадий цикла движения интеллектуальных ресурсов;
- принцип выбора приоритетов стратегически важных направлений инновационного развития региона в сочетании с принципом эффективности управления интеллектуальными ресурсами;
- принцип равноправного владения интеллектуальными ресурсами всеми субъектами РИС.
Основная сложность реализации предлагаемого механизма управления непрерывным преактив-
ным интеллектуальным обеспечением РИС будет связана с тем, что интеллектуальные ресурсы региона либо распределены между различными, зачастую, слабо связанными экономическими отношениями субъектами, либо являются результатом их совместной деятельности.
Учитывая данное обстоятельство, предлагаемый механизм управления непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС Республики Бурятия как инновационно-инертного региона не столько нацелен на управлении знаниями, сколько ориентирован на создание благоприятных условий для создания, аккумулирования, генерирования, обмена и использования знаний, что, безусловно, предопределяет необходимость выполнения базовых функций (планирование, регулирование, координация, стимулирование, организация, контроль) в отношении интеллектуальных ресурсов. При построении механизма управления интеллектуальным обеспечением РИС Республики Бурятия как инновационно-инертного региона использован процессный подход (рис. 2).
Основополагающими документами при разработке механизма управления непрерывным преак-тивным интеллектуальным обеспечением РИС являются стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия, стратегия научно-технического развития Республики Бурятия и стратегия развития РИС Республики Бурятия. Именно заложенные в этих документах перспективные направления развития экономики региона должны стать ориентиром при разработке контуров изменений существующей системы интеллектуального обеспечения РИС. Стратегические направления предлагаемого механизма управления непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС Республики Бурятия включают обеспечение доступности информации об имеющихся и создаваемых интеллектуальных ресурсах, содействие вовлечению интеллектуальных ресурсов в хозяйственный обо-
рот для развития региональной экономики, защита авторских прав собственников интеллектуальных продуктов и общественных интересов их пользователей.
Рис. 2. Организационная схема механизма управления непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС Республики Бурятия
В процессе практической реализации предлагаемого механизма управления непрерывным преак-тивным интеллектуальным обеспечением РИС Республики Бурятия должны быть выполнены такие организационные мероприятия, как модернизация интеллектуально-формирующей институциональной среды, оптимизация интеллектуально-обеспечивающей инфраструктуры, поиск источников и осуществление финансирования мероприятий стратегии развития РИС Республики Бурятия.
Оценка и контроль реализации механизма управления непрерывным преактивным интеллектуальным обеспечением РИС предусматривают проведение мониторинга состояния системы интеллектуального обеспечения, позволяющего выявить возможные отклонения от плановых индикаторов в системе интеллектуального обеспечения и провести корректирующие мероприятия.
Оценка эффективности и результативности реализации механизма управления непрерывным пре-активным интеллектуальным обеспечением РИС основана на расчете следующих основных индикаторов: приращение интеллектуальных ресурсов, соотношение объема созданных интеллектуальных продуктов и финансовых затрат на реализацию механизма управления, рост интеллектуальной составляющей экономики региона.
Таким образом, разработанная система непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС и механизм управления ею на примере Республики Бурятия, развивающие теорию инновационных систем и способствующие повышению их результативности, направлены на приращение интеллектуальных ресурсов, рост интеллектуальной составляющей экономики региона и в конечном итоге повышение конкурентоспособности региональной экономики. Безусловно, Республика Бурятия, располагая немалыми интеллектуальными ресурсами, сравнительно не низким потенциалом для инновационного развития, характеризующаяся инновационной инертностью, имеет все шансы для повышения эффективности использования ресурсов и инновационного развития.При этом в предложенной системе непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС Республики Бурятия и механизме управления ею на мезоуровне заложены возможности их корректирования при изменении внешних и внутренних факторов, что подчеркивает их значимость как в научной, так и в практической деятельности.
Для оценки степени воздействия предложенной системы непрерывного преактивного интеллектуального обеспечения РИС и механизма управления ею на мезоуровне необходимы прогноз основных показателей, характеризующих инновационное развитие Республики Бурятия на среднесрочную перспективу, и изучение их влияния на уровень исследуемых социально-экономических показателей в регионе. Последнее позволит оценить эффективность реализации предложенных авторами работы мероприятий по совершенствованию интеллектуального обеспечения РИС и инновационному развитию Республики Бурятия как региона, относящегося к группе инновационно-инертных регионов.
Литературы
1. Слепнева Ю. В., Дондокова Е. Б. Интеллектуальные ресурсы как элемент обеспечения развития РИС // Вестник ВСГУТУ. 2013. № 3(42). С. 73-79.
2. Мункуева И. С. Знание как наиболее производительный ресурс инновационной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 2. С. 26-28.
3. Цыренов Д. Д. Экономика знаний в Республике Бурятия: факторный анализ // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С. 25-27.
References
1. Slepneva Yu. V., Dondokova E. B. Intellektual'nye resursy kak element obespecheniya razvitiya RIS [Intellectual resources as a part of Regional Innovation Systems development]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i upravleniya — Bulletin of East Siberian State University of Technology and Management. 2013. No. 3 (42). Pp. 73-79.
2. Munkueva I. S. Znanie kak naibolee proizvoditel'nyi resurs innovatsionnoi ekonomiki [Knowledge as the most productive resource of innovative economy]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Buryat State University. 2014. No. 2. Pp. 26-28.
3. Tsyrenov D. D. Ekonomika znanii v Respublike Buryatiya: faktornyi analiz [Knowledge Economy in the Republic of Buryatia: the factor analysis]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Buryat State University. 2013. No. 2. Pp. 25-27.