\ ученый совет \
Образованная
экономика
Александр ТРУШИН
В посткризисной экономике вырастет доля работников со средним и высшим профессиональным образованием. Особенно в строительстве, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, в транспорте и связи. Мы беседуем с заместителем министра образования и науки Владимиром Миклушевским.
Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ,
заместитель министра образования и науки
— Владимир Владимирович, в одном из интервью вы сказали: «У нас есть четкое понимание, что в условиях кризиса неизбежно произойдет замена неэффективных технологий на более современные, создающие условия для существенного повышения производительности труда». Готова ли к таким изменениям российская система высшего и среднего профессионального образования?
— Особенностью научно-технологического развития России в условиях кризиса стала необходимость решительной модернизации экономики в целом. Надо создавать условия для прорывного развития в тех секторах, которые определяют будущую специализацию России в мировом разделении труда. Это значит, что нужны новые специалисты практически в каждой из российских отраслей. Проблема не столько в нехватке кадров, сколько в их недостаточной квалификации.
Разрешить эту проблему можно через опережающую подготовку кадров. В рамках долгосрочного научно-технологического прогноза мы изучаем потребности высокотехнологичных и базовых отраслей экономики в трудовых ресурсах. Могу утверждать, что российская система высшего и среднего профессионального образования функционально подготовлена к тому, чтобы готовить кад-
ры для послекризисной экономики. Сейчас Минобрна-уки приступило к трансформации профессионального образования по всем уровням подготовки. Это делается с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, долгосрочного прогноза научно-технологического развития и отраслевых прогнозов. Отмечу два момента, на которых основывается профессиональное образование.
Первый — переход на двухуровневую систему подготовки инженерных кадров. Основой образовательных программ бакалавриата становится научное ядро инновационных технологий. Прикладная же часть будет формировать профессиональные компетенции бакалавров. Междисциплинарные и мультидисциплинарные направления, дающие сегодня самые значительные научные и коммерческие результаты, составят основу магистерской подготовки.
Второй. Содержание программ профессионального образования будет основано на выявленных в долгосрочных социально-экономических и научно-технологических прогнозах новых социальных, экономических и технологических потребностях, результатах перспективных фундаментальных и прикладных исследований, а также требованиях и запросах работодателей.
Сейчас наше министерство создает Федеральные государственные стандарты профессионального образования нового поколения (ФГОС) в тесном взаимодействии с объединениями работодателей и ведущими компаниями. Образовательные учреждения совместно с конкретными работодателями будут более свободны в формировании содержания программ. И, наконец, появятся условия для создания модульных программ.
— Существует ли сегодня заказ (в том или ином виде) от бизнеса, от предприятий и отраслей на подготовку кадров по профессиям, которые будут востребованы через 5-10 лет? В свое время РСПП много этим занимался. Вы получили какой-нибудь результат их исследований?
— В 2007 году по поручению Президента РФ в Минобрнауки совместно с Минздравсоцразвития, Минэкономики и РСПП разработали прогноз потребности в специалистах (по объему и направлениям их подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и перспектив развития экономики на период до 2015 года. Министерство опирается на научные исследования, проводимые Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета. Их базовые параметры определяет Минэкономразвития
ИТАР-ТАСС
России. На основе мониторинга потребности в кадрах с учетом дополнительных заявок заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ежегодно формируются контрольные цифры приема в учреждения профессионального образования на текущий год.
При этом надо учитывать, что горизонт кадрового планирования большинства компаний не превышает 2-3 лет. Я имею в виду планы компании по приему на работу специалистов с конкретным набором компетенций. Вот почему магистратура, с обучением два года, подходит для этих целей как нельзя лучше. Я бы назвал это «тонкой настройкой» прогноза потребности в кадрах.
— Какие специалисты будут наиболее востребованы после кризиса, есть ли данные об их количестве? Какие профессии будут не нужны, устареют?
— Прежде всего, по нашим прогнозам, изменится структура потребности в специалистах с разным уровнем образования. В докризисной экономике она была такой: 45% — доля работников с начальным профессиональным образованием (НПО); 27,5% — со средним и высшим профессиональным образованием (СПО и ВПО). В посткризисный период вырастет доля специалистов с ВПО и СПО — до 40 и 35%, соответственно, то
есть в целом образовательный уровень занятых в экономике вырастет. Впрочем, это понятно — зачастую даже сегодня на сложнейшем технологическом оборудовании человек без высшего образования просто не может работать.
На основных рынках труда, «перспективных», ожидается увеличение потребности в специалистах, в том числе в строительстве — на 427,8 тыс. человек, сельском хозяйстве и пищевой промышленности — на 176,7 тыс., транспорте и связи — на 165 тыс. Возрастет спрос на работников с новым уровнем квалификации в строительстве (на 72,6%), производстве транспортных средств и оборудования (на 70%), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (на 40%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 45%).
По экспертным оценкам, наиболее востребованными будут 120 профессий рабочих и 30 специальностей, требующих высшего или среднего профессионального образования. Так, работники с начальным профессиональным образованием будут нужны в следующих группах специальностей: «Транспортные средства», «Сфера обслуживания», «Сельское и рыбное хозяйство», «Металлургия, машиностроение и металлообработка». Со средним профессиональным образованием — «Сфера обслуживания», «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника
\САМОЕ ВАЖНОЕ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (89) 2009
\ ученый совет \
и биотехнологии». С высшим — «Физико-математические науки», «Естественные науки» и «Здравоохранение», а также инженерные специальности.
— И все же, какой из путей вы считаете предпочтительнее: переподготовку работников или подготовку молодежи в университетах? Если целесообразней говорить о переподготовке, за чей счет она будет проводиться: государства, предприятий или самих работников?
— Необходимо использовать оба этих пути. 31 декабря 2008 года утверждено постановление Правительства №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Сегодня в регионы направляют средства федерального бюджета в объеме 26,1 млрд. руб., в том числе на опережающее обучение для переподготовки работников — 1,8 млрд. рублей.
— Какие профессиональные компетенции потребуются специалистам в посткризисный период, особенно если говорить о «существенном повышении производительности труда»?
— Ответ на этот вопрос нам должны дать работодатели при формировании профессиональных стандартов. Дело в том, что оценить и по-настоящему измерить степень освоения выпускником компетенций возможно только в процессе его будущей профессиональной деятельности.
При формировании ФГОСов мы совместно с работодателями определили так называемые общекультурные
и профессиональные компетенции, которыми должен обладать современный выпускник профессионального учебного заведения любого уровня. Они различаются по уровням и направлениям и включены в проекты ФГОСов. Недавно более 300 из них авторитетная комиссия рекомендовала к утверждению.
В целом можно говорить о двух группах компетенций. Первая -междисциплинарные и мультидисциплинарные, обеспечивающие повышение трудовой мобильности, как географической, так и межотраслевой. И вторая — компетенции, позволяющие адаптироваться к качественно новой трудовой деятельности (новым подходам и технологиям) на базе трудового опыта. Можно говорить и о качествах работников, которые будут востребованы. Это способность принимать решения и нести ответственность за их исполнение, работать в команде, адаптироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать с информацией, стремление к самообразованию, повышению профессиональной квалификации.
— Разрабатываются ли сейчас профессиональные стандарты для посткризисной экономики, кто этим занимается, участвует ли в этой работе Министерство образования и науки Российской Федерации?
— Порядком разработки, утверждения и введения в действие профессиональных стандартов занимается Минздравсоцразвития России. Мы со своей стороны согласовали проект соответствующего постановления Правительства РФ.
Какие профессии будут наиболее востребованы через пять лет?
Такой вопрос мы задали нашим респондентам и получили ответы от 55 предприятий легкой промышленности, телекоммуникаций и связи, ЖКХ и энергетики, финансового сектора, торговли, сельского хозяйства, машиностроения, металлургии и обрабатывающей промышленности, добычи и переработки полезных ископаемых. Всего было названо более 100 профессий в трех категориях -рабочие, «синие воротнички» и «белые воротнички». В таблицах представлены по 10 наиболее востребованных профессий в каждой категории. Указано количество упоминаний данной профессии в ответах респондентов.
а.
О
< о.
=Т £
£
1=
о ^
со о
.о
о.
<
о
-О
С1
о со
со н
о
ш о.
о 1= -О
о.
«с о
ш с;
о
3-
о
-О
о.
«с о
ш с; о о
о.
с;
со
со о
С1 -О
с; >
ш
о.
о
I-
«С
О.
о
РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ
РЕСПОНДЕНТЫ Краснодарский край: МАО «СЕДИН», НПО «Ритм»,
ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ООО «Дортранссервис», ООО «Краснодар Водоканал», Региональный центр «Южный» КМБ Банка. Хабаровский край: «ВостокТелеком», «Далькре-дит», «Дальневосточная генерирующая компания», «Дальполимер», «Дальэнергомаш», «Контур
будущего», «Охотская горно-рудная компания», животноводческий комплекс «Некрасовский», ХПШО «Восток».
Волгоградская область: Волгоградский филиал «Билайн», ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», НПФ «Империя», ОАО «МРСК Юга», «Волгоградэнерго», ОАО «Тракторная Компания «ВГТЗ», ОАО «Газоап-
парат», ООО «Управляющая компания «Волма», ООО «Царицынская объединенная мануфактура», ООО «Промбытмонтаж», СПК «Тепличный». Иркутская область: иркутский филиал ОАО «ВымпелКом», ОАО «Иркутскэнерго». Кировская область: «Кировэнерго», филиал ОАО «МРСК Центра и Приволжья», кировский
По данным Профессиональные стандарты — это нормативные
Минобрнауки, акты, содержащие основные требования, необходимые в 2011 году для правильного подбора, расстановки и аттестации
выпуск кадров. Они основаны на определении должностных обя-
экономистов занностей работников и требованиях, предъявляемых и управленцев к их компетенциям, знаниям, умениям и уровню обра-на350% зования. В разработке стандартов принимают участие
превысит представители объединений работодателей, профсою-
потребность. зов, научно-технических и инженерных обществ, научных и образовательных организаций.
Кроме того, их разработкой и утверждением занимается РСПП. На сегодняшний день утвержден ряд про-
фессиональных стандартов: в авиастроении — пять, в информационных технологиях — девять, в индустрии гостеприимства — один, в индустрии питания — один.
— Считаете ли вы целесообразным введение системы присвоения (подтверждения) квалификации профессиональными ассоциациями (объединениями), как это принято в некоторых европейских странах? Почему?
— Ответ — однозначно да. В соответствии с п. 3 «Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», утвержденных постановлением Правительства от 24.12.2008 г. №1015, Минобрнауки и РСПП сейчас разрабатывают «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах». Сертификат подтверждения квалификации должен стать формой общественно-профессионального признания работника. Для этого надо подобрать и подготовить экспертов, которые будут давать независимую оценку, вести реестр результатов, учет лиц, прошедших такую квалификацию, контролировать качество этих мероприятий.
Уже в этом году в рамках Федеральной целевой программы развития образования будет создана модель отраслевого центра общественной профессиональной квалификации. В будущем году мы планируем опробовать ее в пяти субъектах Российской Федерации. В 2011-2015 годах предусмотрено создать сеть из 100 региональных центров сертификации.
х
х
о
CL
CL
>i ОL
СО
о;
Ой
о
CL
CL
О I-
5S >
CL
О 5S
О О
1< с; dq
< о
о ^ ^ 'к
55 §
о
О
CL S
i| с
о ^
со о
I
«СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ»
< d
£
а
с;
£Е
X >
LO
00 <
Q.
О СО
С О
^ £
Ы ш
S s dc;
ш ^
О ^
О I-
ш ^
Q.
<
<
<
К
О
о
X
о <
о
Q.
2
S d
«БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ»
филиал ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Весна», ОАО «Кировский завод «ОЦМ», ОАО «Электромашиностроительный завод «Лепсе», ООО ПКП «Алмис», филиал ООО УК «УРАЛХИМ» в г. Кирово-Чепецке. Курская область: ЗАО «Страховая компания АСКО-Центр», ОАО «Курский центральный универмаг», ОАО «Курскэнерго», ОАО «Михайловский
ГОК», Объединение предприятий связи ОАО «Курсктелеком», ООО «Большесолдатское агро-объединение», ООО «Завод по ремонту горного оборудования», ООО «Экономовъ». Омская область: ЗАО «ПИРС», ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», ООО ТД «Омскагромаш». Ярославская область: ЗАО «Норский керами-
ческий завод», ЗАО «СеверТрансТелеКом», ЗАО «СК «Ярстройсервис», ОАО «Красный перекоп», ОАО «Яргазсервис», Ярославский агрокомбинат ЗАО «Заволжский», Ярославский вагоноремонтный завод, ярославский завод строительных материалов «ЭКО», ярославский филиал банка «Возрождение».
\ САМОЕ ВАЖНОЕ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (89) 2009
13