\ ученый совет \
Школа — место, где не только учат, но и воспитывают. При этом ученик старших классов должен иметь право выбора тех предметов, которые необходимы ему для будущей профессии. Вот основные идеи реформы образования, проходящей в России.
Новая школа
Александр ТРУШИН
Школьные знания, навыки, компетенции должны накладываться на основу, которая называется воспитанием.
к
Необходимо пояснить, почему в экономическом журнале мы публикуем материалы, связанные с образованием. Это дело не только семьи, не только профессионального круга педагогов. Бизнес имеет к этому самое прямое отношение. Какие люди, с какими знаниями и компетенциями придут на предприятия в ближайшие годы? Трезвые и трудолюбивые рабочие, которые не станут перебрасывать через забор украденные запчасти? Появятся ли на предприятиях инженеры, которые начнут думать о качестве выпускаемой продукции, а не только о том, чтобы отчитаться о ее количестве? Найдутся ли менеджеры, для которых обман собственника и инвестора будет неприемлем с моральной точки зрения?
В прессе тема нехватки квалифицированных кадров для экономики звучит постоянно. И проблема не только в том, что лучшие умы утекают за границу. А в том, что выпускники школ и вузов, по мнению работодателей, не обладают достаточными профессиональными компетенциями. Но будет неправильно, если мы станем говорить только о компетенциях или знаниях. Знания, навыки, компетенции должны накладываться на основу, которая называется воспитанием. Вместе они обеспечивают развитие творческой личности.
В 2010 году конкурс на специальность «государственное и муниципальное управление (ГМУ)» в некоторых вузах России составил более 50 (!) человек на одно бюджетное место. У нас около 9 тыс. бюджетных мест по этой специальности, следовательно, едва ли не половина выпускников решили стать чиновниками.
Это свидетельство полного провала школьного воспитания. «Привычка к труду благородная» сейчас не воспитывается.
Кто знает, если бы учитель литературы на своих уроках читал с детьми стихотворение Николая Некрасова «Чиновник» («По службе вел дела свои примерно / И не бывал за взятки под судом, / Но (на жену, как водится) в Галерной / Купил давно пятиэтажный дом») или «Колыбельную» («Будешь ты чиновник с виду / И подлец душой...»), может быть, и не осаждали бы полмиллиона абитуриентов факультеты ГМУ.
О законе
Проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» готовился долго. Рабочая группа была создана 2 июня 2009 года. В нее вошли сотрудники Минобрнауки, Российской академии образования, ректоры вузов, учителя школ и внешкольных учреждений, общественные деятели, представители бизнеса (в частности, от ОАО «РЖД» и Новолипецкого металлургического комбината). К декабрю 2010 года проект был готов, вывешен на сайте Минобрнауки, началось его обсуждение. До 1 февраля 2011 года рабочая группа получила 1278 замечаний и поправок к проекту. Сейчас законопроект находится в стадии доработки. Он должен быть рассмотрен и утвержден Государственной Думой РФ, подписан президентом страны и, как предполагается, вступит в действие с 1 января 2013 года.
Документ отражает те изменения в российской системе образования, которые произошли за последние 20 лет. Например, у нас появилось дошкольное обучение, обучение в семье, экстернат, негосударственные школы и вузы. Введен Единый государственный экзамен. Не было бакалавриата и магистратуры в вузах.
Отметим три момента, всколыхнувших общественность в ходе обсуждения законопроекта.
Первый: будет ли платным обучение в школе? Читаем ст. 8 законопроекта: «3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах Федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным
EAST NEWS
законом». Однако повод говорить о платном образовании дал Федеральный закон №83 от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Там действительно речь идет о том, что образовательные учреждения могут осуществлять «деятельность, принося-
щую доход». Особенно волновал родителей вопрос, а что будет, если школа перейдет в статус автономного учреждения. Но и в этом статусе она должна будет выполнить то, что предписано Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). То есть учить учеников за государственный счет (бесплатно для родителей) 18-20 часов в неделю в начальных классах, 30 часов — в основной школе и 36 часов — в старшей школе. Сверх этого норматива школа может предоставлять за деньги образовательные услуги.
Второй момент — о среднем профессиональном образовании. В законопроекте ему посвящен целый раздел. Теперь этот уровень состоит из двух ступеней: первая — подготовка квалифицированных рабочих (в профессиональных лицеях), вторая — обучение специалистов среднего звена (в техникумах). Прием в учреждения среднего профессионального образования будет производиться без вступительных экзаменов, а по окончании обучения выпускники станут сдавать квалификационные экзамены. По их результатам будут присваиваться разряды, классы и категории.
Третий момент — о музыкальных, художественных, спортивных школах. Расхожее утверждение, что в них станут принимать детей только с 15 лет, — заблуждение, возрастной ценз по сути не меняется. Однако школы эти отнесены к сфере дополнительного образования, и дискуссия об их финансировании еще не закончена.
Конечно, в небольшой статье невозможно переписать все «новеллы» законопроекта. Но в целом при ознакомлении с ним не возникает мысли об ущемлении образовательных прав детей и родителей. Также нельзя утверждать, что законопроект и связанные с ним образовательные стандарты не имеют недостатков, — эти документы будут дорабатывать.
Об этом говорят и наши эксперты. Виктор Болотов, вице-президент российской академии образования, считает, что школа должна «кроме обучения заниматься и воспитанием детей, и, в первую очередь, вопросами социализации школьников» (с. 26). Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Государственного университета — Высшей школы экономики, полагает, что образование следует более тесно увязывать с запросами рынка труда (с .25). Анатолий Каспржак, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, убежден, что проект закона и стандарты не отражают реалий сегодняшней жизни школы и общества, в частности — кризис монополии школы на передачу знаний детям, изменение роли учителя и др.
А главный редактор журнала «Педагогика», член-корреспондент рАО Александр Данилюк отмечает, что воспитание возможно лишь в рамках конкретной деятельности, при этом общество не пришло к консенсусу по поводу системы мировоззренческих ценностей, составляющих содержание воспитания.
О стандартах
Теперь несколько соображений об образовательных стандартах. ФГОС для начальной школы были утверждены и введены в действие приказом министра образования
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011
23
\ ученый совет \
и науки 22 декабря 2009 года. ФГОС для основной школы (5-9 классы) — через год, 17 декабря 2010 года. Сейчас обсуждают и дорабатывают ФГОС для старшей школы, которые планируется ввести до 2020 года (подготовлен коллективом под руководством академика Российской академии образования (РАО) Любови Кезиной и научного руководителя Института стратегических исследований в образовании РАО Александра Кондакова).
Последние — апрельские — стандарты для старшеклассников предлагают школьникам самим выбирать предметы, которые они будут изучать на углубленном или базовом уровне. Разработчики стандартов выделили шесть предметных групп. Первая — это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая — иностранные языки, третья — математика и информатика, четвертая — общественные науки, пятая — естественные науки, шестая — искусство или предмет по выбору. В каждой из групп ученику предлагают отобрать для себя один-два предмета. При этом три дисциплины — «Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ)», «Россия в мире» и «Физкультура» — преподают на базовом уровне, они, как и индивидуальный исследовательский проект, обязательны для всех. Ученики имеют право выбирать для изучения дисциплины из этих обязательных предметных областей на одном из трех уровней — интегрированном (объединяющем знания из близких наук), базовом (дающем основные знания по предмету) или профильном (углубленном для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз). Ряд предметов («Технологии», «Астрономия», «Хореография» и др.) школьники могут изучать по желанию. Таким образом, для каждого молодого человека или девушки выстраивается индивидуальный план обучения. В нем должны быть шесть-семь предметов из перечисленных выше обязательных предметных областей, при этом три-четыре предмета необ-
По^аШ^
1 миря
патриотизм
По^го-тоЬкА 1 ^ пуосрессиЦ
Срци ЛЛбНАЯ
акзиВн&сггь
вНЩТЕЯвТОСК/РНОТАввТОСК
ходимо изучать на профильном уровне. Всего индивидуальный учебный план старшеклассника должен включать не менее 30 и не более 36 учебных часов.
О ценностях
Школьные образовательные стандарты — это документ, в котором обозначены государственные приоритеты в области образования. Первый — научить учеников самостоятельно думать. Второй — духовно-нравственное воспитание на основе мировоззренческих ценностей. Воспитательные задачи не стояли перед школой последние 20 лет. Результат мы уже ощущаем в полной мере: выросло поколение, которое, может, что-то и знает, но мало что ценит. Вот недавно СМИ сообщали: в поселке Юбилейный Московской области местные власти поздравили ветеранов, переживших ленинградскую блокаду, бутылкой водки и краюхой черного хлеба. Дешево и уж очень цинично. Что-то не сработало в душах этих «поздравителей».
Цитируем новый вариант ФГОС для старшей школы: «Стандарт направлен на:
— воспитание гражданской идентичности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
— освоение социальных норм, правил поведения;
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем».
Требования эти — бесспорные. И если хотя бы частично школа будет им отвечать — это шаг вперед.
31 марта 2011 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошел семинар «Мировоззренческие ценности, объединяющие государство и Церковь в области образования». В ходе дискуссии было отмечено: то, что сейчас заявлено в государственных образовательных стандартах, выдвигалось ранее и в церковных документах, например, в Концепции РПЦ «Вечные ценности — основа российской идентичности», «Своде нравственных принципов и правил хозяйствования». Кстати последний документ был подписан рядом крупнейших российских бизнесменов — В. Евтушенковым, Е. Дранченко, С. Ипатовым, И. Макаровым, В. Щербаковым, А. Иоффе и многими другими.
Кто должен заниматься воспитанием школьников? Семья, Церковь, школа. И бизнес! Выпускник школы должен точно знать, что на предприятиях нужны честные, добросовестные труженики. Давайте вспомним, что было записано в «Своде нравственных принципов и правил хозяйствования»: «Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу. Пусть так и будет в России, вступившей в XXI век».