Научная статья на тему 'Развитие профессиональных компетенций учителя — основа повышения качества образования'

Развитие профессиональных компетенций учителя — основа повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1720
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишмухаметов Рустам Рифатович, Галанов Александр Борисович

Статья посвящена компетентностному подходу в системе образования от дошкольного до высшего профессионального в свете ФГОС нового поколения. Авторы рассматривают развитие компетенций педагогов как основу повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных компетенций учителя — основа повышения качества образования»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

ленных в результате анализа недостатков в учебном процессе.

Таким образом, независимое инспектирование -одно из основных направлений в работе Службы педагогического аудита. Оно дает возможность проследить уровень подготовки учащихся по различным предметам в течение всего учебного года. Кроме того, оно позволяет своевременно обнаружить и устранить погрешности в методике и качестве преподавания.

Одним из основных условий успешного проведения педагогического аудита является конфиденциальность, Даже при неблагоприятных результатах проведенного тестирования соблюдается секретность и на совещаниях методических объединений говорится только о тенденциях, но не о конкретных результатах. Это снимает напряженность в отношениях учителя и аудитора.

Анализ проведенных тестов дает возможность получить обратную связь с учителем, выяснить уровень успеваемости и качество преподавания, Обсуждение результатов анализа тестирования происходит с председателями методических объединений, учителями -предметниками, выявляются самые уязвимые места в структуре и объеме знаний учащихся, предупреждаются регулярно встречающиеся ошибки.

Выработку навыков выполнения срезовых и контрольных работ в такой форме можно начинать уже с первого класса.

Деятельность педагогического аудитора находит понимание среди педагогов и учеников.

На сегодняшний день среди ученых-педагогов в нашей стране появилось понимание того, что теория педагогических измерений - наука, обладающая своей методологией, методами и аппаратом, необходимым для разработки качественных педагогических тестов. Сегодня большими тиражами издаются инновационные работы по педагогическим тестам отечественных ученых и зарубежных авторов, а также сборники материалов КИМ ЕГЭ, специальные журналы по тестовой проблематике. Таким образом, можно считать, что на данный момент в России сформировалось сообщество профессионалов-специалистов по разработке и применению тестов.

В современном понимании качество образования - это соответствие того, что делает школа, потребностям общества, запросам детей и родителей. А у нас государство планирует содержание образования и контролирует качество его усвоения. Без этого тоже нельзя, но процесс должен быть двухсторонним - государственно-общественным .

Сегодня во всем мире больше внимания уделяют не контролю качества образования, а управлению качеством образования, а для этого необходимо изучить образовательную среду, выявить факторы, которые влияют на эффективность образования.

В большинстве стран мира с помощью национальных и международных тестирований выявляют детей с низкими результатами, выясняют причины их отставания и стараются компенсировать пробелы

в знаниях. Почему финны, японцы, новозеландцы имеют столь высокие результаты в исследовании Р1ЭА? Именно в этих странах для детей созданы равные условия в получении образования. Различия в результатах разных школ, в отличие от России, там несущественные.

Поэтому надо проводить не только итоговые аттестации, но и диагностические срезы - на федеральном и региональном уровнях, на уровне каждой отдельной школы, например, в конце 4 класса. Мы считаем эту задачу более важной, чем ЕГЭ и международные исследования. Диагностический мониторинг позволяет обнаружить пробелы в знаниях учащегося, выяснить причины его ошибок и построить учебный процесс так, чтобы он корректировал и компенсировал эти проблемы. Мы убеждены, что оценка качества образования во всех его формах должна стимулировать развитие школы, а не ориентироваться на жесткий контроль и административные наказания.

Начальная школа дает достаточно высокий уровень сформированности умений чтения и понимания текстов. Но при переходе из четвертого класса в пятый ученик попадает к учителям-пред-метникам, чья цель - передать максимальный запас знаний. У педагогов нет времени развивать общеучебные умения, они не организуют целенаправленной работы с текстом, с информацией. Поэтому ученики постепенно теряют навыки, полученные в начальной школе, и к концу 9 класса демонстрируют очень низкий уровень овладения ими. Основная школа требует очень серьезной реформы - именно в этом звене прослеживается значительное ухудшение результатов по сравнению с начальным звеном.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что ЕГЭ, как форма итогового тестирования, не корректен в рамках начальной школы. Напротив, единое мониторинговое исследование выпускника начальной школы - это потребность школы, учителей, общества в целом.

Литература

1. Алешина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная школа. 1993. - №1 - С.42-45.

2. АнастазиА. Психологическоетестирование.-М., 1982.

3. Валыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии.-М., 2000

4. Волошина О.И. Русский язык. Тесты: Начальная шко-ла.1-4 кл.:

5. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Быстрова М.Н. и др. Тесты: Начальная школа. 4 кл.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2002.

6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., «Народное образование», 2000.

7. Макарова Т.Д., Степанова Г.А. Математика. Итоговое тестирование для учащихся 3 (4) класса. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

8. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. - М.,1995 Ефимов В.Н., Рыжков В.И. ЕГЭ и система дидактического контроля // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2.

Статья посвящена компетентностному подходу в системе образования от дошкольного до высшего профессионального в свете ФГОС нового поколения. Авторы рассматривают развитие компетенций педагогов как основу повышения качества образования.

И ш муха мето в Рустам Рифатович

ректор, Институт развития образования Республики Башкортостан Галанов Александр Борисович

проректор по научной работе Институт развития образования Республики Башкортостан

[email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Как формирование и развитие компетенций реализуется в системе образования?

Ключевые слова: Федеральные Государственные образовательные стандарты, дошкольное образование, начальное образование, средняя и старшая школа, всшее профессиональное образование, компетенции.

В модели «Российское образование 2020» отмечается, что профессиональное образование заключается в подготовке квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного работника, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В настоящее время на всех уровнях образования разрабатываются и внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения,

В системе дошкольного образования планируются две группы федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. ФГТ утверждены и вводятся в действие приказом Министерства образования и науки РФ за № 655 от 23 ноября 2009. Федеральные государственные требования определяют социальный портрет будущего первоклассника в основе которого лежат интегративные качества развития личности ребенка. Те. речь идет о стандарте качества дошкольного образования.

Начиная с сентября 2009, Институтом развития образования Республики Башкортостан кафедрой дошкольного и пред школьного образования на курсах повышения квалификации проводятся занятия по знакомству с ФГТ Дошкольные образовательные учреждения испытывают трудности, связанные с необходимостью реализации федеральных государственных

требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Совместно с Министерством образования РБ Институтом развития образования сегодня разрабатывается план поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений к реализации ФГТ. В условиях введения ФГТ и Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС) необходима продуманная, преемственная работа дошкольного и начального образования,

Ядром модернизации дошкольного образования, как и образования в целом, является повышение его качества и доступности в современных условиях. Повышение качества связано со стандартизацией. Законопроектом предусматривается, что в рамках системы образования осуществляется дошкольное образование. Сегодня система дошкольного образования Республики Башкортостан претерпевает большие изменения, С появлением новых альтернативных видов дошкольного воспитания и образования изменяется и его содержание, что воспринимается общественностью положительно. В условиях вариативности возникает проблема разработки программ но-методического обеспечения разных форм образования, При этом необходимо создание в дошкольных учреждениях необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности педагогов и родителей в области воспитания.

Федеральные государственные стандарты для начальной школы приобрели юридическую силу. Сейчас

стоит задача по реализации ФГОС нового поколения, в основе которого развивающее обучение. Мы глубоко убеждены в том, что педагог, разделяющий идеи вариативного развивающего образования, должен сделать ставку на полноценное формирование и развитие креативного потенциала учащихся, поскольку именно творческая деятельность дает возможность ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать собственные жизненные замыслы, полноценно сформировать универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. По своей сути универсальные учебные действия приобретают смысл «ключевых образовательных компетенций».

Особое и, пожалуй, наиважнейшее место в процессе реформирования российского образования, в том числе внедрению стандартов нового поколения отведено учителю. Учителю в своей работе с учениками сегодня как никогда необходимо найти непростое сочетание стабильности, упорядоченности, с одной стороны, и разнообразие с другой, например внеурочная учебная деятельность.

Успех начатых преобразований напрямую будет зависеть от того, на сколько изменится сам педагог, будет соответствовать тем требованиям, которые выдвигаются в стандартах общего образования. Сумеет ли организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она вооружила каждого ученика эффективным инструментом познания - позволила учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Несомненно, это удел творческих, думающих, увлеченных мастеров своего дела. Заметим, что об этом ещё в 80-е годы XX века размышляла Г.И. Щукина: «Толькоучитель, увлеченный своей деятельностью, может быть изобретателен в приемах, заставляющих учеников удивляться, волноваться, силой воображения переноситься в далекие миры, в сложнейшие глубины человеческих отношений, деяний, в неизведанное».

Ведется разработка и обсуждение проектов стандартов для средней и старшей школы на сайте http:// standart.edu.ru и каждый учитель может принять участие в работе форума. Реализация стандартов нового поколения, кроме повышения квалификации учителей и администрации школ, нуждается в методической и консультационной поддержке. Такое научно-методи-ческое сопровождение реализации ФГОС в республике мы организовали на портале Института развития образования РБ http://irorb.ru.

Наш институт для педагогов республики организовал цикл телемостов РАО по вопросам Федеральных Государственных образовательных стандартов. Информация о прошедших и планируемых вебсеминарах доступна всем на нашем портале и мы приглашаем вас принять в них участие. Особенностью таких семинаров является то, что после выступления ученых из Российской академии образования им можно в режиме реального времени задавать вопросы по обсуждаемым проблемам. И, как говорится «из первых рук» получить компетентный ответ по сути вопроса, На веб-семинарах всегда участвуют наши преподаватели и методисты, которые также осуществляют консультации и разъясняют неоднозначные трактовки.

Телемосты (веб-семинары) с ведущими учеными несомненно положительно влияют на профессиональный рост учителя. Общение происходит не только учителей с учеными, но и педагогами других регионов Российской Федерации.

В настоящее время высшее профессиональное образование также переходит на стандарты нового поколения. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») предполагает компетентностный подход. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата указывается, что выпускник должен обладать общекультурными компетенциями и профессиональными компетенциями. И там же даются перечень компетенций. Таким образом, подготовка будущих учителей осуществляется на компетентностной основе.

С переходом педагогических вузов на двухуровневую подготовку специалистов: бакалавриат и магистратура возникает новая проблема. Дело в том, что в систему образования придут учителя с разным уровнем готовности. На самом деле, образование будет иметь учителей с тремя уровнями подготовки: бакалавр, специалист и магистр. Значит, администрации учебных заведений необходимо будет создать условия для профессионального развития учителей с учетом перечисленных факторов.

В то же время, логически вытекает, что вузы занимаются формированием соответствующих для той или иной специальности компетенций, а задача Института развития образования РБ развивать компетенции у работающих учителей. Многие из них давно завершили обучение в вузе, но учителям необходимо решать профессиональные задачи сегодня в свете требований модернизации образования. Для развития компетенций учителей-практиков нам необходимо интегрировать свои усилия со школьными и муниципальными методическими объединениями. Совместная деятельность в виде научно-практических конференций, семинаров, педагогических экспериментов, стажерских площадок окажет взаимовыгодное и положительное влияние для всех субъектов образования.

Если всего десять лет назад мы встречали только отдельные публикации по компетентностному подходу в образовании и компетенциям, т о сегодня они прописаны в нормативных документах. Несмотря на это, часто происходит смешивание понятий «компетентность» и «компетенция». И на научно-практических конференциях и семинарах мы разъясняем суть дефиниций встречающихся в публикациях, выступлениях.

Опыт нашей работы показал, что одной из эффективных форм формирования и развития компетенций является дистанционная на основе интернет-техноло-гий. Кроме дистанционных курсов повышения квалификации и вебинаров нами традиционно дважды в год организуются и проводятся межрегиональные интернет-педсоветы. Отличительная особенность этих педсоветов в том, что педагогическая общественность обсуждает не проблемы образования «вообще», а одну

наиболее актуальную в настоящее время. Каждая кафедра ведет на форуме свои ветки. Такая организация работы позволяет вести диалог предметно, продуктивно и на профессиональном уровне. Участники ин-тернет-педсоветов имеют возможность опубликовать свои доклады, познакомиться с публикациями коллег, обсудить доклады, задать вопрос автору. Для этого на сайте ИРО РБ в разделе интернет-педсовета имеется рубрика «Выступления». Таким образом, мы создаем среду для общения профессионалов под руководством опытных модераторов, которые направляют дискуссию в русло обсуждаемых проблем и тематике педсовета, активизируют участников, консультируют и по педагогическим и по техническим вопросам.

Можно с недоверием относиться к дистанционным технологиям, но цифры говорят сами за себя. Например, на августовском интернет-педсовете «Профессиональное развитие педагога» официально зарегистрировано 454 участника. Необходимо уточнить, что участниками были и целые коллективы образовательных учреждений, от которых официально в регистрации обозначен директор или замдиректора.

На форуме интернет-педсовета на обсуждение было выставлено 40 актуальных тем, участники заявили еще 21 тему. Таким образом, тема педсовета «Профессиональное развитие педагога» актуальна и предложена на обсуждение своевременно. Коли-

чество откликов на форуме более 800, а просмотров более 9000. Понятно, что ни одно традиционное мероприятие не дает таких возможностей.

При этом необходимо учитывать, что работа в Интернет-педсовете развивает/формирует у учителей компетенции в информационных и телекоммуникационных технологиях, что на сегодняшний день само по себе актуально.

Таким образом, развитие компетенций может носить различную природу, но цель одна - повышение качества образования.

Литература

1. Балашова Ю.Д. Формирование профессиональной компетентности учителя на базе образовательного учреждения в условиях реализации Президентского проекта «Наша новая школа» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5.

2. Болотов В., Ковалёва Г. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5.

3. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1.

4. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - № 5.

В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к осуществлению поддержки ученического самоуправления, выделяются основные компоненты данного вида профессиональной деятельности.

Кондратьева Ольга Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой профессионального образования ОГОУ ДПО «ИПКРО» г. Иркутск [email protected] [email protected]

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОДДЕРЖКИ САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Какова структура готовности педагогов к осуществлению педагогической поддержки самоуправления обучающихся?

Ключевые слова: готовность педагогов к осуществлению педагогической поддержки самоуправления обучающихся.

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей, резко возрастает значимость профессионального уровня педагога. Педагог, чьи знания, мировоззренческие убеждения и личностные качества являются наиболее весомым фактором повышения качества обра-

зования, является важнейшим компонентом системы образования.

Уровень квалификации и профессионализм педагогических работников не в полной мере соответствует задачам, стоящим перед учреждениями начального профессионального образования в свете современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.